Заседание № 269
18.02.2025
Вопрос:
О проекте федерального закона № 513234-8 "О внесении изменений в статью 135 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части определения видов премий, их размеров, сроков, оснований и условий их выплаты работникам).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3282 по 3542 из 4554
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 135 Трудового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства заместителя министра труда и социальной защиты Дмитрия Николаевича Платыгина. Пожалуйста. ПЛАТЫГИН Д. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен во исполнение постановления Конституционного Суда, который признал не соответствующей Конституции Российской Федерации часть вторую статьи 135 Трудового кодекса в той мере, в которой она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым позволяет работодателю без учёта качества и количества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работников, которые имеют неснятое или непогашенное дисциплинарное взыскание. Законопроектом предлагается дополнить статью 135 Трудового кодекса частью третьей, которой предусматривается: "При установлении систем премирования в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах... определяются виды премий, их размеры, сроки, основания и условия их выплаты работникам, в том числе с учётом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания..." И я напомню, что согласно Трудовому кодексу установление системы оплаты труда работодателем производится с учётом мнения представительного органа работников. Таким образом, законопроект предусматривает необходимость обеспечения в системах оплаты труда определённости в части учёта данных факторов и наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания. Прошу поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Виктории Сергеевны Родиной. Пожалуйста. РОДИНА В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Дмитрий Николаевич подробно изложил суть данного законопроекта. Но, прежде чем доложу от комитета, напомню, что в Государственной Думе действует постоянная рабочая группа под председательством Андрея Константиновича Исаева, которой было дано прямое поручение широко обсудить предлагаемую норму с участниками рабочей группы и сторонами социального партнёрства, поскольку в первоначальном тексте, в редакции, которую представило правительство, вызвал сомнение ряд моментов. После длительного обсуждения была подготовлена поправка, со смыслом которой согласились и Правительство Российской Федерации, и стороны социального партнёрства, и ГПУ. Смысл поправки следующий: при установлении систем премирования в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах определяются виды премий, их размеры, сроки, основания и условия выплаты работникам в том числе с учётом качества, эффективности, продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания. При этом в указанном локальном нормативном акте работодатель с учётом мнения выборного профсоюзного органа, как уже отметил Дмитрий Николаевич, в порядке, установленном статьёй 372 настоящего кодекса в части принятия локальных нормативных актов, вправе предусмотреть условие о том, что снижение размера премии работнику в связи с применением к нему дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного поступка осуществляется в отношении только тех входящих в состав заработной платы работника премиальных выплат, которые начисляются за период, когда к этому работнику было применено соответствующее дисциплинарное взыскание. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов считает, что такая поправка позволит полностью выполнить решение Конституционного Суда. Следует отметить, что необходимо скорректировать сроки вступления в силу данного закона, а также отразить вопрос об ограничении уменьшения заработной платы при снижении премиальных выплат - заработная плата не должна уменьшиться более чем на 20 процентов. Профильный комитет Совета Федерации поддерживает данный законопроект, стороны социального партнёрства, представляющие работодателей, поддерживают, профсоюзы, с учётом высказанных замечаний комитета, также готовы поддержать нас. Уважаемые коллеги, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Дмитрий Николаевич, обращает на себя внимание дата вынесения данного законопроекта на обсуждение, ведь он был внесён правительством в декабре 2023 года, то есть год ушёл на рассылку, только сегодня вынесли. Обычно правительственные законопроекты у нас рассматриваются гораздо оперативнее. Может, мы чего-то не знаем об этом законопроекте? И как вы отнесётесь к тому, чтобы ко второму чтению совершенствовать положения законопроекта для более полного соответствия всё-таки позиции Конституционного Суда, в частности норму об ограничении снижения месячной заработной платы работника не более чем на 20 процентов вследствие сокращения премиальных выплат? Как будут касаться рассматриваемые положения сферы государственной службы? Как сейчас решается вопрос для государственных гражданских служащих? И ещё. Одним из аргументов у вас является тот факт, что принятие законопроекта позволит учитывать при премировании наличие дисциплинарного взыскания, - разве сейчас это не так? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПЛАТЫГИН Д. Н. Спасибо, уважаемая Нина Александровна, за вопросы. Действительно, у профсоюзной стороны и у стороны работодателей были противоположные позиции относительно той редакции, которая была подготовлена и внесена. Как уже справедливо сказала Виктория Сергеевна, мы провели большую работу на площадке Государственной Думы, была подготовлена редакция поправки ко второму чтению, с которой согласились и профсоюзы, и работодатели. Вот с учётом согласия сторон трёхстороннего партнёрства мы сочли возможным представить этот законопроект. Что касается вашего вопроса относительно установления лимита снижения месячной заработной платы не более чем на 20 процентов, Виктория Сергеевна также озвучила, что мы предполагаем проработать в рамках подготовки ко второму чтению. И что касается вопроса относительно государственной службы. Ну, вы знаете, что вопросы оплаты труда на государственной службе не регулируются Трудовым кодексом, они регулируются законом № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе...", и вопросы оплаты труда, применения или неприменения таких лимитов необходимо решать в рамках соответствующего законодательства о государственной гражданской службе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Уважаемый Дмитрий Николаевич, в пояснительной записке написано, что работник защищён от произвольного снижения ему выплат, которые он заработал. Скажите, пожалуйста, как это будет прописано в локальном нормативном документе, именно в части произвольного снижения выплат? ПЛАТЫГИН Д. Н. Анжелика Егоровна, спасибо за вопрос. Сейчас в 135-й статье Трудового кодекса установлено, что работодатель обязан установить систему оплаты труда, не более того. Новая часть, проектируемая в нашем законопроекте, предполагает, что работодатель должен будет определить виды премий, размеры премий, сроки их выплаты, условия выплаты премий, в том числе привязку к качеству, результатам эффективности труда, и условия, при которых размеры премий могут быть изменены при применении дисциплинарного взыскания. То есть мы впервые в принципе в Трудовом кодексе налагаем такую обязанность на работодателя - в системе оплаты труда определить, сколько кому и при каких условиях он будет платить. Ровно так это и будет отражено в локальном нормативном акте работодателя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Уважаемый Дмитрий Николаевич, вот между работодателями и бывшими сотрудниками периодически возникают конфликты насчёт выплат премий после прекращения трудового договора. Есть решения судов, которые занимают сторону работодателей, есть противоположные, когда суды говорят, что прекращение трудового договора не лишает работника права на премии за время, которое он фактически отработал. Скажите, пожалуйста, вот данная законодательная инициатива решает этот вопрос либо всё-таки целесообразно подумать и внести дополнительные поправки? ПЛАТЫГИН Д. Н. Уважаемый Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. Данная законодательная инициатива направлена на решение другого вопроса, который связан с тем, что, как я уже сказал и как было выявлено Конституционным Судом, в настоящее время часть первая статьи 135 позволяет работодателю произвольно устанавливать правила исчисления и во взаимосвязи с положениями локальных нормативных актов снижать работнику премию без привязки к периоду, когда было наложено дисциплинарное взыскание. Вот наш законопроект направлен на урегулирование ровно этого вопроса, чтобы и работник, и работодатель в положении об оплате труда чётко могли прочитать, какие виды премий, за что они платятся, в какие сроки, на каких условиях, могут ли они быть снижены или другим образом изменены в случае наложения дисциплинарного взыскания на работника. Что касается того вопроса, о котором вы говорите, там действительно разная правоприменительная практика, ну, это другой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хамитов Амир Махсудович. ХАМИТОВ А. М., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемый Дмитрий Николаевич, планируется ли установить минимальный размер премии, который не может быть снижен при наличии дисциплинарного взыскания? Если да, то на основании каких показателей будет производиться расчёт? ПЛАТЫГИН Д. Н. Амир Махсудович, спасибо за вопрос. Мы не планируем устанавливать какие-то минимальные лимиты, до которых могут быть снижены премии. Объясню почему. Система оплаты труда - это механизм прежде всего для эффективной организации труда. И вы знаете, что бывают разные виды работ: одни, так сказать, более монотонные, требуют исполнения инструкций, регламентов, там, условно говоря, постоянная часть больше, а премиальная часть гораздо меньше; другие работы более творческие, требуют неординарного подхода, там больше премиальная часть, потому что работодатель платит за результат, за умение решать нестандартные, нетривиальные задачи. Для тех, у кого заработная плата поменьше, 20 процентов - это чувствительно; для тех, у кого заработная плата побольше, 20 процентов могут быть не так чувствительны. Поэтому мы не планируем устанавливать какие-либо лимиты. Но я ещё раз напомню, что вот те условия, которые мы сейчас закрепляем в проектируемой части статьи 135, будут согласовываться при установлении оплаты труда в организации представительным органом работников. И мы рассчитываем, что как раз вот такая тонкая материя, как оплата труда, - это предмет совместной работы профсоюзов и работодателей, для того чтобы система оплаты труда была справедливой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Дмитрий Николаевич, вот хотелось бы вернуться ещё раз к этому вопросу, о чём мы говорили, ведь де-факто премиальные стимулирующие выплаты зачастую зашиты в зарплату сотрудника, 20 процентов зарплаты и более, а совершение любого дисциплинарного проступка даёт возможность работодателю лишить работника существенной части зарплаты, как вы только что подтвердили. В связи с этим скажите, пожалуйста, будет ли возможность в случае принятия данного проекта федерального закона не переступать нижний предел размера премиальных выплат, особенно когда речь идёт о низкооплачиваемых сотрудниках? Из-за взысканий они могут лишиться премии, тогда их зарплата может быть даже ниже МРОТ. Сколько раз за год (это тоже вопрос) работодатель вправе применить такую меру, как лишение премии? ПЛАТЫГИН Д. Н. Анатолий Борисович, спасибо за вопросы. Любые стимулирующие выплаты, будь то премии, надбавки, являются частью заработной платы. Возможность изменения размера премии в зависимости от наличия дисциплинарного взыскания в обязательном порядке должна быть прописана в локальном нормативном акте работодателя. Если это не прописано, работодатель не может снижать премию. Конечно, я тоже приводил пример, могут быть разные размеры заработной платы и разный порог чувствительности для работников, но в данном случае, конечно, если заработная плата невысокая, там существенная доля - это условно постоянная часть, и там работодатель не имеет особо возможности играть премией с учётом и размера МРОТ, который мы устанавливаем. Я ещё раз скажу и напомню о том, о чём говорила Виктория Сергеевна относительно установления лимита снижения: мы готовы в рамках подготовки ко второму чтению проработать вопрос о праве работодателя устанавливать такой лимит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 135 Трудового кодекса Российской Федерации", пункт 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 20 мин. 37 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.