Заседание № 230
О проекте федерального закона № 513229-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения надёжности и безопасности систем теплоснабжения; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
32-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Павла Николаевича Завального. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект был принят в первом чтении 2 апреля этого года. На стадии принятия в первом чтении было много вопросов на пленарке, потом провели "круглый стол", где также возникло много вопросов, касающихся проблем теплоснабжения. По итогам "круглого стола", коллеги, была образована рабочая группа, куда вошли представители профильных ФОИВов и депутаты всех фракций, и была проведена большая работа по доработке законопроекта. В итоге, коллеги, поступило 35 поправок, под которыми подписались практически все члены рабочей группы. Все 35 поправок - в таблице поправок, рекомендуемых к принятию. Поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 32 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 55 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения. Прошу рассмотреть в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет желающих... Пожалуйста, микрофон на трибуне включите. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, я должен сказать несколько слов по поводу данного законопроекта - он крайне важен для повышения надёжности системы теплоснабжения, что показала прошедшая зима. На что направлен данный законопроект? Изменение подходов к порядку подготовки и прохождения отопительного периода муниципальных образований, теплоснабжающих, теплосетевых организаций, что важно, потребителей тепловой энергии, выработка единых требований по разработке и утверждению схем теплоснабжения, как основного документа по развитию управления системой теплоснабжения, повышение персональной ответственности уполномоченных лиц, а также установление системы контроля над принимаемыми решениями по развитию систем теплоснабжения муниципалитета - именно эти задачи решает рассматриваемый законопроект. В том числе, коллеги, законопроект реализует поручение президента в части повышения надёжности, безопасности систем теплоснабжения. С учётом всех нововведений, коллеги, мы создаём полноценную комплексную систему подготовки всех объектов теплоснабжения к качественному безаварийному прохождению осенне-зимнего периода, вводим ответственность за необеспечение выполнения обязательств, требований в этой сфере. Принятие закона позволит выполнить задачи, поставленные Президентом Российской Федерации, задействовав для этого все уровни власти, и не оставить муниципальные образования один на один в решении вопроса об организации теплоснабжения на своей территории, бесперебойного энергоснабжения потребителей. Коллеги, федеральный закон вступит в силу в течение предстоящего отопительного периода, но при этом НПА в ближайшее время будут разработаны в рамках закона № 247-ФЗ. Коллеги, они вступят в силу только с 1 марта, а подготовка к зиме уже идёт, зима в октябре уже начнётся, поэтому, чтобы ускорить процесс подготовки в рамках требований уже нового закона, Министерством энергетики подготовлена информационная справка (я назвал бы это не справкой, по сути, это инструкция или, если хотите, регламент), как правильно готовить объекты теплоснабжения к осенне-зимней эксплуатации. Она разослана во все субъекты Российской Федерации, 57 страниц, подробно всё расписано. А также подготовлены требования к паспортам готовности к осенне-зимней эксплуатации, чтобы уже в этот период, несмотря на то что нормативные акты в силу ещё не вступят, работа по подготовке к зиме проводилась в соответствии с требованиями данного закона. Это очень важно, коллеги. Прошу обратить на это внимание, потому что если мы это сделаем, то проблем, как прошлой зимой, у нас не будет. Прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 02 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принят закон.
Заседание № 228
О проекте федерального закона № 513229-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения надёжности и безопасности систем теплоснабжения; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ИСЛАМОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, Комитет по энергетике просит вопрос 16 перенести на 30-е число. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 16-й вопрос - Павел Николаевич, вы докладчик.
А 16-й сегодня не рассматриваем - правильно я понимаю? Это второе чтение. Переносим на 30-е? Всё, коллеги, договорились: 16-й на 30-е.
Заседание № 204
О проекте федерального закона № 513229-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" (в части повышения надёжности и безопасности систем теплоснабжения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра энергетики Анастасии Борисовны Бондаренко. Пожалуйста. БОНДАРЕНКО А. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект внесён правительством в Государственную Думу в конце 2023 года. Законопроект направлен на повышение надёжности и качества теплоснабжения потребителей, а также на повышение ответственности всех участников сферы теплоснабжения за готовность к отопительному периоду. Был проанализирован большой объём правоприменительной практики за время работы закона "О теплоснабжении" и подзаконных актов, с 2010 года, и выявлены системные правовые проблемы в этой сфере. Законопроектом для муниципальных образований, для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, для потребителей, для управляющих компаний вводится обязанность - быть готовыми к отопительному периоду. За неготовность к отопительному периоду законопроектом устанавливается административная ответственность. Особо отмечу, что сейчас такая обязанность, как и ответственность, законом "О теплоснабжении" не предусмотрена. Законопроект призван устранить этот пробел. Также конкретизируется перечень обязательных требований, соблюдение которых будет необходимо при подготовке к отопительному периоду. Законопроектом устанавливаются полномочия Правительства Российской Федерации по установлению единых критериев надёжности теплоснабжения потребителей. Сейчас такие критерии распределены по нескольким подзаконным актам, не систематизированы, имеют узкое применение для конкретных сфер правоотношений и зачастую сформулированы, что называется, не по адресу. Приведу пример. Требование по поддержанию температуры в жилых помещениях на уровне не ниже 12 градусов Цельсия на период устранения аварийной ситуации относится к потребителю тепловой энергии. Очевидно, что такое требование должно предъявляться к другим ответственным субъектам, начиная с требований к проектированию и далее к эксплуатации систем теплоснабжения. Законопроектом устанавливаются требования по резервированию систем теплоснабжения с целью нивелирования последствий аварийных ситуаций для потребителей. Это важнейшая, хоть и техническая на первый взгляд составляющая имеет основополагающее значение для надёжности теплоснабжения. Ведь зачастую в схемах не предусматриваются перетоки теплоносителей смежных соседних систем, отсутствует их закольцевание, а в планах по ликвидации аварий не предусматриваются материальные ресурсы на случай аварийных ситуаций. Законопроектом также уточняются полномочия Минэнерго по утверждению схем теплоснабжения поселений. Помимо утверждения схем городов федерального значения, поселений, городских округов с численностью более 500 тысяч человек, которые сейчас в Минэнерго утверждают, это 39 схем, также добавится утверждение схем поселений, отнесённых к ценовым зонам теплоснабжения. В настоящий момент их 39, с учётом трёх с переходным периодом их в ближайшее время будет 41, до 2026 года в итоге добавится ещё 14, по нашим расчётам. Следует отметить, что в текущей редакции и вообще законопроект не направлен на решение всех проблем в сфере теплоснабжения. Основными причинами аварий в тепле являются накопленный износ и обветшание тепловых сетей. В первую очередь это вызвано хронической недофинансированностью отрасли. По расчётам, убытки в среднем по отрасли теплоснабжения составляют порядка 8 процентов от выручки. Указанная проблема находится в фокусе особого внимания, и президент в послании этого года чётко определил: "Что касается систем ЖКХ, то мы будем наращивать темпы модернизации... В общей сложности до 2030 года на эти цели будет направлено 4,5 триллиона рублей, включая частные компании". Для реализации положений законопроекта потребуются разработка подзаконных актов и также внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Так, в правилах организации теплоснабжения - это постановление правительства - будут предусмотрены единые критерии надёжности теплоснабжения, выполнение которых будет обязательно для всех участников сферы отношений. Требования к схемам - тоже акт правительства - будут дополнены разделами по анализу аварийных ситуаций и разработке комплекса мер по резервированию систем теплоснабжения поселений. Будут новые правила обеспечения готовности к отопительному периоду, которые установят порядок подготовки и обязательные требования, такого акта раньше не было. И будет отдельно новая редакция порядка проведения оценки готовности, то есть что надо сделать для подготовки к отопительному периоду и как это проверить. По сути, два новых акта. Работу над подзаконными актами ведём со всеми федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за эту сферу, совместно, активно. Хочу сказать, что Комитетом по энергетике образована рабочая группа для подготовки законопроекта ко второму чтению. И считаю, что на её заседаниях обсуждать любые поправки и любые предложения необходимо исключительно вместе с проектами подзаконных актов, о которых я упомянула. Прошу вас поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Павла Николаевича Завального. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, произошедшие этой зимой аварии на объектах теплоснабжения и общая тенденция обветшания теплосетевой инфраструктуры выявили строгую необходимость изменения подходов к порядку подготовки и прохождения отопительного периода муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, выработки единых требований по разработке и утверждению схем теплоснабжения как основного документа по развитию и управлению системой теплоснабжения, повышения персональной ответственности уполномоченных лиц (сегодня её просто нет), а также установления системы контроля над принимаемыми решениями по развитию систем теплоснабжения муниципалитетов. И данный законопроект, коллеги, инициатива, которая принадлежит Минэнерго, полностью отвечает на эти вопросы, очень актуальна и закрывает эти пробелы. В то же время, как было правильно сказано Анастасией Борисовной, это неисчерпывающий перечень проблем в модернизации ЖКХ: необходимо определить источники и создать более совершенные механизмы и инструменты реализации программ - инвестиционных программ, программ модернизации и так далее. И вот те деньги, 4,5 триллиона, которые планируется выделить до 2030 года... Коллеги, нужно не просто повысить надёжность - должны быть целевые показатели повышения надёжности и эффективности систем теплоснабжения в субъектах Российской Федерации. Когда мы начали работу над этим законопроектом, выявилось очень много и других проблемных вопросов в системе теплоснабжения, в системе ЖКХ, и мы в рамках первого чтения провели "круглый стол", по итогам которого были выпущены рекомендации. Коллеги, вы можете ознакомиться с этими рекомендациями на сайте комитета - будет понятна актуальность этой проблемы и, самое главное, там предложения по решению этих вопросов. Заключение по законопроекту, которое было подготовлено в рамках первого чтения, уже базировалось на итогах этого "круглого стола". Было предложено, как было сказано, создать рабочую группу - завтра будет проведено заседание комитета, рабочая группа будет создана, в неё войдёт больше 30 человек, в том числе депутаты, представители ФОИВов, регионов, теплоснабжающих организаций. Мы намерены в рамках второго чтения с учётом замечаний, которые есть не только по законопроекту, но и в целом по системе теплоснабжения, максимально в рамках данного законопроекта, не меняя концепции, его доработать, чтобы он отвечал на проблемные вопросы и, самое главное, решал их. Более того, сейчас работает большая рабочая группа по модернизации ЖКХ, которую возглавляет Алексей Васильевич, - вот предложения в сфере теплоснабжения, которые там будут генерироваться, коллеги, мы постараемся также учесть в рамках подготовки этого законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Прошу поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич. Вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Анастасия Борисовна, можно ли увидеть всё-таки реальные данные вот об этих убытках, о которых вам рассказывают всё время наши энергетики (8 процентов, по вашим данным, убыток от сальдированного варианта)? К сожалению или не к сожалению, а к счастью, разного рода вексельберги, угольные компании приобретают всё новые и новые активы в этой отрасли - я сильно сомневаюсь, что они брали бы убыточные или невыгодные им организации, чтобы управлять ими в дальнейшем. Хотелось бы увидеть эти предложения, точнее, расчёты. Это первое. Второе, что касается оценки обеспечения муниципальными образованиями готовности и передачи этой оценки на федеральный уровень. Вы считаете, будет более эффективным с центрального, федерального уровня следить за системой подготовки? Или всё-таки проще готовить кадры и повышать ответственность региональных профильных органов? БОНДАРЕНКО А. Б. Начну со второго. Оценка готовности на муниципальный уровень не передаётся, устанавливаются полномочия правительства по установлению единых критериев надёжности, а у органов местного самоуправления какие полномочия есть, такие и остаются. Сейчас у нас они проверяются, проводится оценка готовности муниципальных образований к отопительному периоду - законопроектом мы предлагаем ввести обязанность быть готовыми. Готовыми надо быть к тому, что вас проверяют. Что касается недофинансирования отрасли, эти цифры выверены, это цифры от правительства. Мы с вами не будем говорить про отдельные группы, про то, кому какие объекты принадлежат, мы сейчас говорим о сфере теплоснабжения, и конкретно сфера теплоснабжения при выручке порядка 2,2 триллиона в год недофинансирована примерно на 180-200 миллиардов рублей в год. Это связано как с непревышением индексов платы граждан, то есть здесь рост тарифов всегда идёт по принципу "инфляция минус", так и с неприоритизацией в инвестпрограммах направлений, которые закладывает сам собственник. Законопроектом, который сейчас предлагается рассмотреть и принять, постулируется, что в инвестпрограмме обязательными являются мероприятия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня также вопросы к докладчику. Уважаемая Анастасия Борисовна, первый вопрос касается оценки готовности к отопительному сезону в случае введения акта, который составляется по результатам проверки. Хотелось бы уточнить, что такое оценка готовности - это оценочная цифровая характеристика, например от 1 до 5, или это результат проверочных мероприятий, которые описываются в акте, в описательной и резолютивной частях? И отсюда следует второй вопрос. Проектом федерального закона предусматривается административная ответственность за неустранение выявленных нарушений, указанных в акте. Указанный акт - это нормативный документ или нет? Если не нормативный, то, соответственно, и нельзя привлекать к ответственности. Или нет? БОНДАРЕНКО А. Б. И акт, и паспорт документа - не нормативные акты, это документы, которые фиксируют нарушения нормативных требований. И в этой логике, когда фиксируется неисполнение обязательных требований бумагой под названием "акт" и за это наступает административная ответственность, конструкция точно такая же, как и в принципе конструкция Кодекса об административных правонарушениях. Что касается правил оценки готовности. Комиссии проверяют все субъекты сферы теплоснабжения, ответственные за подготовку к отопительному периоду, - это и муниципальные образования, это и теплоснабжающие организации, это и управляющие компании. Оценка готовности будет проводиться по новым критериям, которые будут где-то ужесточаться, где-то укрупняться, где-то уточняться, - с критериями работа сейчас ведётся, с перечнем обязательных требований, он конкретизируется, исходя и строясь на аналитике причин аварий. Фиксирование готовности или неготовности и получение или неполучение паспорта будут влечь за собой соответствующую ответственность и соответствующие меры реагирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вороновский Анатолий Владимирович. ВОРОНОВСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Анастасия Борисовна, я тоже хотел задать вопрос по паспорту о готовности - вы сейчас практически ответили, - он остаётся в полномочии Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору, то есть муниципалитеты будут защищаться в федеральной службе? БОНДАРЕНКО А. Б. В этой части ничего не меняется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лябихов Роман Михайлович. ЛЯБИХОВ Р. М., фракция КПРФ. Уважаемая Анастасия Борисовна, и вы, и Павел Николаевич несколько раз упомянули коммунальные катастрофы объектов теплоснабжения, которые были в этом году. Органы местного самоуправления, когда объясняли нам причины, говорили, что нерадивые собственники, которые являются непрофильными участниками рынка, и сами не эксплуатируют нормально, и расставаться с имуществом не хотят. Так вот, хочу вам сказать, что в законе "О теплоснабжении", изменения в который мы сегодня рассматриваем, есть 21-я статья и по ней органы местного самоуправления, даже если собственник заявит о возможности передать в казну имущество, вправе наложить на это мораторий на три года. Может быть, хотя бы это передать теперь региональным властям или вообще убрать эту статью, потому что с 2010 года, мне кажется, она приказала долго жить? Иначе мы с вами получим очередную коммунальную аварию. А так, таким образом, мне кажется, мы голову в песок прячем. БОНДАРЕНКО А. Б. Роман Михайлович, спасибо. В этом случае у органов местного самоуправления есть возможность вывести объекты из эксплуатации и на резервных технологических решениях проходить отопительный период, но мы готовы ко второму чтению дополнительно рассмотреть этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Морозов Сергей Иванович. МОРОЗОВ С. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Анастасия Борисовна, мы достаточно большую дискуссию устраивали по внесению изменений, однако я так и не нашёл никаких предложений по региональному уровню власти. Мы же знаем, что именно на этом уровне сконцентрированы и властные и финансовые возможности, и полномочия, но ничего не меняем. Какие есть предложения? БОНДАРЕНКО А. Б. Уважаемый Сергей Иванович, полномочия у органов исполнительной власти субъектов имеются, напомню вам о постановлении № 808. Надо сказать, что у органов исполнительной власти есть очень важный инструмент, который мы тоже сейчас анализируем и, возможно, в какой-то части будем уточнять, но это больше сфера Минстроя, а именно: при подготовке к отопительному периоду разрабатывать документ, комплекс мер по повышению надёжности в случаях, когда теплоснабжение попадает в категорию малонадёжных или ненадёжных с точки зрения потенциальной опасности возникновения аварии. И вот на этот комплекс мер у субъектов есть полномочия резервирования и выделения бюджетных средств, средств региона, поэтому сказать, что региональные органы, то есть органы субъектов Российской Федерации, не участвуют в процессе и не наделены полномочиями, мы не можем. При этом поручение президента по уточнению их полномочий мы имеем и будем ко второму чтению дополнительно этот вопрос прорабатывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Метшин Айдар Раисович. МЕТШИН А. Р. Анастасия Борисовна, полностью поддерживая данный законопроект, поскольку он направлен на надёжность и гарантии подготовки к отопительному сезону, я обратил бы внимание на сложность, с которой, очевидно, столкнутся субъекты и регионы при проведении оценки, согласования. Нет ли, с вашей точки зрения, разумности в том, чтобы сначала апробировать, сделать пилот в нескольких субъектах, регионах нашей страны, более подготовленных, как Москва, Московская область допустим, и более сложных в том числе по климатическим условиям, чтобы пройти первый этап и посмотреть на практике, где есть грабли, на которые не надо наступать, ведь всё это связано с важным вопросом подготовки к зиме? БОНДАРЕНКО А. Б. Уважаемый Айдар Раисович, пилот - это всегда очень удобный и гибкий механизм, позволяющий не наделать ошибок и скорректировать дальнейшие системные решения. В данном случае в законопроекте предлагается установить обязанность делать то, что предусмотрено. Вот в этом и есть суть проблемы: предусмотрено где-то в разрозненных актах - мы собираем сейчас в единое; очень многое не выполняется. Надо ввести обязанность быть готовым, вводится ответственность, и это будет стимулировать всех участников сферы теплоснабжения к выполнению тех требований, которые есть, ну и плюс то, что мы будем уточнять по результатам анализа аварий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Анастасия Борисовна, возврат инвестиций происходит путём платежей населения через тариф, который утверждает региональная энергокомиссия. Почему после возврата инвестиций тариф не пересматривается в сторону уменьшения? Это первое. И второй момент. Во время аварий, которые были, к сожалению, этой зимой, целые города оставались без теплоснабжения. Многие собственники либо руководители стратегических объектов имеют двойное гражданство, как правило, это страны недружественные. Из-за рубежа можно принять любое управленческое решение, для того чтобы парализовать либо остановить работу того или иного объекта. Видите ли вы, Правительство Российской Федерации, в этом опасность и какие меры принимаются? БОНДАРЕНКО А. Б. Начну со второго вопроса, касающегося собственников. Ну, у нас нет сейчас в законодательстве такого запрета. При этом, например, в отношении территориальных сетевых организаций мы имеем поручение Председателя Государственной Думы, прорабатываем вопрос, упрощённо говоря, деофшоризации, то есть выявляем собственников, которые находятся не в российской юрисдикции, и будем вместе с Государственной Думой ко второму чтению вырабатывать решение. Посмотрим на формулировки, посмотрим на то, как это будем проходить, и, возможно, дополнительно пообсуждаем применительно к этой сфере. И про тариф, возврат. Ещё раз хочу сказать, что тариф отстаёт от реальной, объективной потребности в выполняемых работах по объёму замены труб, по объёму накопления аварийных запасов оборудования. Тариф не покрывает объективную потребность. Объём инвестпрограммы ресурсоснабжающих, теплоснабжающих, теплосетевых организаций... Они пытаются уложиться по мероприятиям в выделенный тариф, но не покрывают этот объём, поэтому говорить о возврате и снижении сейчас не приходится. Для граждан установлено непревышение индекса предельных цен, и в рамках этого и существует эта накопленная проблема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плякин Владимир Владимирович. ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемая Анастасия Борисовна, в тексте проекта федерального закона указано, что в целях обеспечения готовности к отопительному периоду муниципальные образования обязаны иметь план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций. Это, конечно, очень важный документ, который необходимо иметь под рукой в случае аварии, но российские города, я думаю, по своим финансовым возможностям, к сожалению, вряд ли смогут найти деньги в своих и без того сложных бюджетах, чтобы провести электронное моделирование аварийных ситуаций. Предусматривается ли какое-то финансирование муниципальных образований в этой части или это будет обязанность? БОНДАРЕНКО А. Б. Мой ответ вас удивит: это предусмотрено уже сейчас, и довольно давно, по-моему более десяти лет. И необходимость обратиться к этому мероприятию, попытаться заложить средства, пойти в регион с соответствующими предложениями - это обязанность муниципального самоуправления в данный момент, потому что формулировали подходы к тому, как надо жить, заранее с учётом лучших практик. Моделирование для планов действий по ликвидации аварии - это абсолютно необходимая вещь, которая технологически показывает, что происходит, например, если выходит из строя источник тепловой энергии или конкретное место в конкретной трубе, на пересечении, в тепловом узле, и моделируются последствия. Из этого очень объективно, обоснованно можно выработать соответствующий план работы, в том числе во взаимодействии со смежными сферами - и в строительной сфере, и со службой МЧС. В общем, вода, газ, электричество - когда случаются аварии, все должны единым звеном, единым ахом навалиться и эту проблему решить, но для этого надо заранее подготовиться, в том числе с точки зрения персонала. Так что планы, обязанность составления таких планов есть, то, что при помощи таких технологий, также есть - не выполняется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Анастасия Борисовна, ну, хорошее дело - создание новых схем теплоснабжения. Понятно, что это финансово ёмкое занятие, вы сказали, порядка 4 триллионов рублей. Хотелось бы узнать составляющие этих 4 триллионов. Сколько из федерального бюджета будет направлено средств на решение этого вопроса? И вы сказали, что будут привлечены средства инвесторов, но всем известно, что средства инвесторов в конце концов перекладываются на плечи граждан. Уже сейчас, по итогам 2023 года, задолженность жителей Российской Федерации по коммунальным услугам - порядка 900 миллиардов рублей. Не наложит ли ещё больший гнёт данный закон и изменение схемы теплоснабжения? БОНДАРЕНКО А. Б. Спасибо большое за вопросы, уважаемый Евгений Иванович. Тоже начну с конца. Нет, на граждан гнёт не накладывается: изменения в тарифной политике в отношении населения не производятся и не планируются. Если говорить о 4,5 триллиона - это экспертные оценки, которые прозвучали тем не менее из уст Президента Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию. И в данный момент правительство и администрация работают над формулировкой поручений, в том числе с точки зрения раскладывания этой суммы на составляющие. Безусловно, там будут и бюджетная составляющая, и составляющая частных инвестиций. На данный момент я могу указать только на сам этот факт, но не могу разложить вам на цифры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гильмутдинов Динар Загитович. ГИЛЬМУТДИНОВ Д. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Иванович, спасибо. Уже вопрос задали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н. Уважаемая Анастасия Борисовна, в законопроекте предлагается поручить правительству установить критерии надёжности теплоснабжения. Предполагается ли, что в эти критерии могут войти следующие положения: передача теплоснабжающих и теплосетевых организаций в муниципальную или региональную собственность, запрет концессий в сфере теплоснабжения и введение персональной ответственности соответствующих руководителей при срыве отопительного сезона? Вы, конечно, сейчас скажете, что персональная ответственность есть на бумаге. Мне хотелось бы знать о реальной ответственности тех, кто привёл к ситуации, которая сложилась в этом году, - люди остались без тепла, причём на довольно длительное время. БОНДАРЕНКО А. Б. Ну, отвечаю по порядку. По поводу передачи - таких решений нет, и не планируется. По поводу концессий - нет, и не планируется. Персональная ответственность есть и сейчас, в зависимости от последствий - вплоть до уголовной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сулейманов Ренат Исмаилович. СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ. Уважаемая Анастасия Борисовна, система энерготеплоснабжения создавалась в советское время как единая система. Сегодня такой единой системы нет, она разорвана на куски. Генерирующие мощности, которые приносят реальные доходы собственникам, сегодня приватизированы, и эти средства выводятся в офшоры. Значит, гнилые все трубы, внутрикварталка, сегодня переданы муниципалитетам, и, как вы сами говорили, колоссальный взнос, от 60 до 80 процентов, а внутридомовые сети - это управляющие компании. Вот, как вы считаете, возможно ли при такой раздробленности, при отсутствии системы управления предотвращать аварии просто принятием каких-то правил и актов подготовки к отопительному... (Микрофон отключён.) БОНДАРЕНКО А. Б. Лучше принять эти правила, чем не принять их. Но в отношении системы мы с вами имеем поручение Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина, которое касается и сферы теплоснабжения, и эксплуатации лифтов. В данный момент правительством по поручению заместителя председателя Хуснуллина вырабатывается позиция на этот счёт в отношении в том числе изменения или сохранения действующей модели с точки зрения управления, если брать органы государственной власти. Если брать структуру собственников и капитала, структуру взаимоотношений, то мы видим, где зона ответственности самих компаний, а где зона ответственности в том числе регионов, потому что установление тарифа - это всё-таки региональное решение, решение губернатора во многом. Поэтому надо подходить к этому вопросу комплексно и смотреть не только в одном преломлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анастасия Борисовна. Коллеги, будут ли желающие выступить? Я не вижу рук. А, есть. Рука это или не рука? "НОВЫЕ ЛЮДИ" машут руками - я не пойму, они руку поднимают или нет. Нет. Коллеги, нет желающих выступить. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 49 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.