Заседание № 174
11.06.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 512893-6 "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1557 по 1572 из 7599
3-й вопрос, проект федерального закона "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемые коллеги, данный законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, все необходимые согласования, экспертизы проведены. Просим поддержать решение комитета и принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам будут выступления? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6316 по 6332 из 7599
3-й вопрос, проект федерального закона "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя..." Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 13 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 172
23.05.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 512893-6 "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2863 по 3155 из 8523
Рассматриваем 28, 29, 30 и 31-й вопросы порядка нашей сегодняшней работы с одним докладом и одним содокладом. 28-й вопрос - проект федерального конституционного закона "О создании Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и о внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", 29-й вопрос - проект федерального закона "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", 30-й вопрос - проект федерального закона "О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и 31-й вопрос - проект федерального закона "Об органах судейского сообщества Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Докладывает Гарри Владимирович Минх, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Сегодня вашему вниманию предлагается пакет из четырёх законопроектов, посвящённых одной теме, по сути даже, я бы сказал, части одной темы, тема более общая - это интеграция новых субъектов Российской Федерации в нашу правовую систему, в систему институтов государственной власти. Одной из ветвей власти, как мы все с вами знаем, является власть судебная, и данные четыре законопроекта, внесённые Президентом Российской Федерации, направлены на то, чтобы создать необходимую правовую основу для формирования институтов судебной власти в Республике Крым и в городе федерального значения Севастополе. Как вы знаете, формирование судов в Российской Федерации может осуществляться только через принятие федеральных законов, и поэтому сегодня вашему вниманию представлены следующие проекты федеральных законов: прежде всего это проект федерального конституционного закона "О создании Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и о внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также это проекты федеральных законов "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", "О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и "Об органах судейского сообщества Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Если уйти от логики, заданной порядком работы, то по логике содержательной я бы вначале рассказал о законопроекте о создании судов на территориях этих субъектов Российской Федерации. Предусмотрено, что в Республике Крым создаются Верховный Суд Республики Крым, Арбитражный суд Республики Крым, двадцать четыре районных и городских суда Республики Крым, а также Крымский гарнизонный военный суд. В городе Севастополе создаются Севастопольский городской суд, Арбитражный суд города Севастополя, четыре районных суда города Севастополя и Севастопольский гарнизонный военный суд. Вот те суды, которые создаются на территориях двух субъектов Российской Федерации. Определяется территориальная юрисдикция этих судов и также предусматривается, что решение о дне начала деятельности этих судов будет принимать Пленум Верховного Суда Российской Федерации только после того, как будут назначены на должности две трети от установленной численности судей. Устанавливаются переходные положения, которые описывают и нормативно закрепляют порядок передачи дел во вновь создаваемые суды, тех дел, которые уже приняты к производству судами, действующими на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым. Законопроект не регулирует - на это тоже хочу обратить внимание - вопросы создания судебных участков и определение общего числа мировых судей, это будет возможно только после того, как мы сформируем соответствующие институты судебной власти. До создания этих мировых судов те дела и жалобы, которые относятся к подсудности мировых судей, будут рассматриваться районными и городскими судами общей юрисдикции с учётом их территориальной юрисдикции. Реализация этого федерального закона потребует дополнительных бюджетных ассигнований на сумму около 2 миллиардов 56 миллионов рублей. Принятие федерального закона, о котором я говорю, потребует также внесения изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Кроме того, как я уже сказал, специальный федеральный конституционный закон посвящён созданию Двадцать первого арбитражного апелляционного суда. Предусматривается создание этого апелляционного суда и устанавливается, что местом постоянного пребывания будет являться город федерального значения Севастополь. К компетенции этого суда будет отнесена проверка судебных актов, принимаемых арбитражными судами Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Проверка судебных актов, которые будет принимать сам Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, отнесена к компетенции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа. Реализация этого закона потребует также дополнительных бюджетных ассигнований в размере около 200 миллионов рублей. Кроме того, так как речь идёт о создании на территории новых субъектов федеральных судов, естественно, возникает вопрос об обеспечении этих органов квалифицированными кадрами. Хочу при этом напомнить, что численность судей вновь создаваемых судов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя будет составлять 468 единиц, численность судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда - 39 единиц, всего это 507 судей. Для того чтобы создать нормативную базу для формирования судебных органов и обеспечения их кадрами, внесён законопроект "О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Так как без принятия соответствующих законов создать органы судебного сообщества не представляется возможным, то предусматривается, что отбор кандидатов будет осуществлять на конкурсной основе Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации. Законопроектом закрепляется, что преимущественное право в конкурсном отборе будут иметь лица, которые занимали должности судей судов, действовавших на территориях Республики Крым и Севастополя до их принятия в Российскую Федерацию, при этом, безусловно, все требования, которые установлены федеральным законодательством для кандидатов в судьи, должны быть соблюдены, выполнены, естественно, также это должны быть лица, которые имеют российское гражданство. Кроме того, законопроект устанавливает порядок проведения конкурсного отбора и сдачи квалификационного экзамена претендентами на должности судей, определяются полномочия, как я уже сказал, федеральных структур органов судейского сообщества - Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и Высшей экзаменационной комиссии по приёму квалификационного экзамена на должность судьи. Реализация этого закона не потребует дополнительных ассигнований. Кроме того, предусматривается, как и по всей территории Российской Федерации, по всем субъектам, для выражения интересов судей Республики Крым и города федерального значения Севастополя формирование соответствующих органов судейского сообщества. Как вы помните, это конференции судей субъектов Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации и квалификационные коллегии - все эти органы предусматривается также создать и на территориях новых субъектов Российской Федерации. Этой проблематике посвящён четвёртый законопроект - "Об органах судейского сообщества Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Предусматривается, что они должны быть сформированы до 1 июля 2015 года. На переходный период порядок избрания делегатов на первую конференцию судей Республики Крым и на первую конференцию судей города федерального значения Севастополя, нормы их представительства и ряд других вопросов будут утверждаться Президиумом Совета судей Российской Федерации. Советы судей и судьи в составы квалификационных коллегий судей соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя будут избираться на первых конференциях судей этих субъектов Российской Федерации. До завершения формирования органов судейского сообщества Республики Крым и города федерального значения Севастополя их полномочия будут осуществляться Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации и Высшей экзаменационной комиссией по приёму квалификационного экзамена на должность судьи. Это, в частности, такие очень важные полномочия, как дача согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо на привлечение его в качестве обвиняемого, принятие решения об избрании в отношении судьи такой меры пресечения, как заключение под стражу, а также приём экзамена у кандидата на должность судьи. Реализация этого законопроекта потребует бюджетных ассигнований в размере примерно около 5 миллионов рублей. Вот основные положения тех законодательных инициатив, которые внесены президентом. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать инициативы Президента Российской Федерации и одобрить проект федерального конституционного закона в первом чтении и принять в первом чтении три проекта федеральных законов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. С содокладом выступает Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Гарри Владимирович очень подробно остановился на проекте федерального конституционного закона и на проектах федеральных законов. Президент Российской Федерации в рамках своей компетенции предлагает шаги по формированию действительно центрального звена любого правового государства - судебной системы. Хотел бы, не останавливаясь на содержании законопроектов, сказать, что нами получено заключение Счётной палаты Российской Федерации, которая подробным образом их проанализировала и концептуальных замечаний не имеет, законопроекты Счётной палатой Российской Федерации поддерживаются, необходимые заключения правительства также есть. Хочу сказать - Гарри Владимирович на этом остановился, видимо, это нужно отметить, - что формирование мировой юстиции, к компетенции которой относится значительное число дел, особенно в области рассмотрения административных дел, - это следующая задача, которая будет решаться этими субъектами Российской Федерации, видимо, уже на стадии, когда будут сформированы законодательные и представительные органы субъектов на основе выборности, это произойдёт в этом году. Просим одобрить проект федерального конституционного закона в первом чтении и принять проекты федеральных законов в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Вопросы есть? Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Гарри Владимирович, мне кажется, самая сложная задача - это интегрирование в нашу систему местных специалистов, всё-таки, несмотря на определённое сходство правовых систем, различия имеются, особенно это заметно в правоприменительной практике. Так вот вопросы: есть ли понимание, каким образом будут осуществляться обучающие мероприятия для крымских судей, планируется ли создание на территории Крыма специализированных учебных заведений? И каковы прогнозы, как судьи - специалисты, сложившиеся в другой правовой плоскости, воспримут наше законодательство? МИНХ Г. В. Уважаемый Дмитрий Иванович, я согласен, вопрос интеграции - вопрос действительно очень сложный, и прежде всего на уровне человеческом, на уровне личностном, на уровне профессиональном это будет, очевидно, непросто. Однако есть несколько факторов, которые, на мой взгляд, позволяют говорить всё-таки о достаточно высокой степени подготовки тех людей, которые работали в качестве судей в прежней системе координат. Мы с вами знаем, что до недавнего времени и система подготовки кадров, и те нормативные правовые акты, которые изучались людьми, работавшими на ключевых - подчёркиваю это - позициях в тех судах, были очень близки к нашим, по сути дела, одинаковы. Скажем, мои ровесники обучались по тем же учебникам, по которым учился и я, поэтому здесь я вижу неплохую общую предварительную, подготовительную базу. Что касается людей более молодых, то, безусловно, надо понимать, что наша правовая система всё-таки родственна правовой системе Украины. Кроме того, и в своём докладе я уже обратил на это внимание, все требования к кандидатам, к претендентам на должности судей по квалификационным стандартам, по знанию законодательства обязательно будут соблюдаться - это необходимое и очень важное условие, которое мы тоже специально оговариваем, это не просто автоматический переход судей прежнего формата в новый судейский корпус. Проблема подготовки кадров, более качественного понимания действующего законодательства, правоприменительной практики, безусловно, есть, но её решают сейчас практически во всех институтах государственной власти - это касается и следственных органов, и прокурорских работников, и судейских кадров, соответствующими органами власти уже ведутся подготовительные работы. Я не знаю, будут ли создаваться специализированные учебные заведения или будут использоваться территориальные структуры наших уже действующих на федеральном уровне академий и других учебных центров, но я думаю, что эта задача будет решаться именно в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Гарри Владимирович, вот в законопроекте "О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов...", 30-й вопрос, я читаю, что все судьи будут выбираться на конкурсной основе, то есть все кандидаты будут иметь равные права и лучший станет судьёй, но тут же рядышком, в следующем абзаце написано, что законопроектом закрепляется преимущественное право лиц, уже замещающих должности судей, и так далее. То есть все равны, но у кого-то всё же будет преимущество - насколько это правильно? Вот представьте: на выборах по одномандатным округам в Государственную Думу все кандидаты по округу будут иметь равные права, а бывшие депутаты Государственной Думы, то есть мы, будут иметь преимущество, - такого же не будет, такого нет ни в одном регионе! Если уж конкурс, то для всех одинаковый! Может быть, и здесь лучше написать: конкурс для всех кандидатов одинаковый? Бывший не бывший, занимал не занимал - докажи своё преимущество и будешь судьёй! По-моему, это будет справедливее, тем более в связи с событиями на Украине, где многие суды отказываются рассматривать дела о нарушении прав и свобод. МИНХ Г. В. Уважаемый Владимир Николаевич, позволю себе всё-таки не согласиться с подходом, который вы предлагаете, и считаю, что он менее справедливый, как это ни парадоксально. Хочу вам напомнить, что схема, предложенная в данном законопроекте, универсальна и всегда применяется при преобразованиях в институтах государственной власти. Когда идёт реорганизация федеральных органов исполнительной власти - например, можно обратиться к актам Президента и Правительства Российской Федерации, - при прочих равных данных, при абсолютно точном соответствии тем требованиям, которые предъявляются, всегда предусматривается преимущественное право тех людей, которые уже работают в этих институтах власти. Здесь мы действуем абсолютно по той же схеме. Ваша параллель с депутатским корпусом, конечно, не совсем корректна. Почему? Потому что, хочу вам напомнить, в отношении судей действует принцип, ну, скажем так, пожизненного избрания или назначения в зависимости от того, о какой стране, о каком государстве мы говорим, это одна из важнейших гарантий независимости. Сейчас в силу тех причин, о которых мы с вами знаем, сложилась вот такая ситуация для этих бывших судей украинских судов, и важно подтвердить, что мы по-прежнему считаем, что для судьи очень важна независимость. Одна из гарантий этого - порядок их замещения и освобождения от должности, и я считаю, что это абсолютно справедливо, абсолютно корректно и отвечает всем принципам формирования и функционирования институтов судебной власти. А депутатов, вы знаете, к сожалению, век недолог: пять лет - и полномочия всех без исключения депутатов прекращаются, поэтому все вы здесь депутаты-новобранцы, несмотря на то, первый или уже не первый созыв вы в Государственной Думе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить, коллеги? Нет. Докладчик будет ещё раз выступать? Содокладчик? Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В связи с некоторыми оценками, которые давались сегодня во время обсуждения, хотел бы отметить, что тот законопроект, который касается формирования кадрового состава, несомненно, основан на уважительном отношении ко всем тем специалистам, к новым гражданам новых субъектов Российской Федерации, и, конечно, их позиция, квалификация должны уважаться, они должны иметь преимущественное право. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Выносим четыре законопроекта на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7049 по 7118 из 8523
28-й пункт, проект федерального конституционного закона "О создании Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и о внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 02 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Одобрен в первом чтении. 29-й пункт, проект федерального закона "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 32 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят в первом чтении. 30-й пункт, проект федерального закона "О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 04 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принят в первом чтении. 31-й пункт, проект федерального закона "Об органах судейского сообщества Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 32 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.