Заседание № 213
21.05.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 512731-8 "О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3732 по 3786 из 6672
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад Ирины Александровны Панькиной. Пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект о внесении изменений в части уточнения уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления подготовлен комитетом к рассмотрению во втором чтении. Проведены все необходимые экспертизы. Поправок к законопроекту не поступило. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 51 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Просьба рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 29 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 198
12.03.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 512731-8 "О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4032 по 4279 из 5241
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра внутренних дел Игоря Николаевича Зубова. Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представленный законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича и направлен на усиление уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений. В этих стенах неоднократно говорилось о попытках деструктивных сил дестабилизировать обстановку в нашей стране путём воздействия на несовершеннолетних и молодёжь. Наиболее опасной формой такого воздействия является их вовлечение в преступную деятельность. Если ранее это было, как правило, целенаправленное привлечение молодых людей к незаконным публичным акциям и беспорядкам, то в последнее время правоохранительные органы всё чаще сталкиваются с попытками вовлечь несовершеннолетних в террористическую и иную подрывную деятельность. В 2023 году были привлечены к уголовной ответственности пять молодых людей, совершивших диверсии (в 2022 году таковых не было вообще), 19 человек привлечены за террористические акты, в 2022 году - 17 человек, рост 11,8 процента. Сохраняет свою актуальность и необходимость пресечения распространения среди несовершеннолетних воровской идеологии, а также их участия в организованной преступной деятельности, особенно в наркообороте. Например, в Ивановской области расследуется уголовное дело, по которому совершеннолетний преступник путём уговоров и обещаний вовлёк несовершеннолетнего для оборудования так называемых закладок. В деле фигурируют 17 эпизодов. И таких дел очень много. Следует отметить, что количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных статьёй 150 "Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления", путём обещаний, обмана, угроз или иным способом снижается: в 2023 году - на 13 процентов. В этом мы видим последствия усиления активности правоохранительных органов и всего российского гражданского общества. Тем не менее в тенденциях развития преступности несовершеннолетних имеются и тревожные моменты. Помимо уже изложенного в 2023 году на 43 процента увеличилось число несовершеннолетних, совершивших хулиганские действия, на 13 процентов - актов вандализма, на 8 процентов увеличилось вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность. Указанная статья имеет квалифицированные составы, усиливающие ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений родителями или лицами, ответственными за его воспитание, применение при этом насилия, угрозы насилия, а также за вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу. Зависимость ответственности виновного от количества преступлений, в совершение которых им были вовлечены несовершеннолетние, в действующей норме не предусматривается. Между тем данное обстоятельство представляется важным, особенно в части установления повышенной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение трёх и более преступлений небольшой или средней тяжести. Такие факты имеют место при вовлечении несовершеннолетних в совершение хулиганств, актов вандализма, корыстных и наркопреступлений. В этой связи в законопроекте предлагается ввести в часть четвёртую статьи 150, предполагающую назначение наказания за данные деяния в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет, новый квалифицирующий признак - вовлечение несовершеннолетнего в совершение трёх и более преступлений небольшой или средней тяжести. Действия, подпадающие под проектируемую норму, будут квалифицироваться как тяжкое преступление. Считаем, что предлагаемые изменения станут действенной превентивной мерой, направленной на дальнейшее снижение преступности несовершеннолетних и навязывания подросткам экстремистской и криминальной идеологии. Законопроект поддержан Верховным Судом и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, по нему имеются все необходимые согласования. Прошу поддержать и принять в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ирины Александровны Панькиной. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик очень подробно изложил концепцию законопроекта, не хотелось бы повторяться. Хочется сказать, что это важный законопроект. Он направлен на упреждение совершения преступлений несовершеннолетними, в частности преступлений небольшой и средней тяжести, речь идёт о серии краж, о вандализме, о хулиганстве. Комитет поддерживает данный законопроект и предлагает принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Филатова Ирина Анатольевна, пожалуйста. ФИЛАТОВА И. А., фракция КПРФ. Я хотела бы уточнить: речь идёт о множественном привлечении к противоправной деятельности по одному и тому же составу или речь идёт о любых правонарушениях небольшой и средней тяжести? ЗУБОВ И. Н. О любых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Игорь Николаевич, законопроект предлагает точечное усиление ответственности за действия совершеннолетнего, направленные на вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений небольшой или средней тяжести, то есть за вовлечение в системную преступную деятельность. Как вы считаете, не заслуживает ли большей ответственности вовлечение в систематическое совершение несовершеннолетним также тяжких и особо тяжких преступлений? ЗУБОВ И. Н. Ответ очень простой: такая норма уже есть в статье 150. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Игорь Николаевич, наш Комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства был соисполнителем и поддержал этот законопроект. Но сегодня общественные организации, в частности движение "Родительский отпор", обращаются к нам с вопросом, с просьбой, чтобы ещё раз сделали упор на том, что за преступления небольшой или средней тяжести не понесут ответственности те родители, кто добросовестно воспитывает своих детей. То есть, иными словами, не скажется ли это на разрушении традиционных родительских и детских отношений? Мы поддержали этот законопроект, но, к великому сожалению, я не увидела в пояснительной записке оснований, о которых говорили вы. Понятно, что импульсом, который ускорил принятие этого законопроекта... Действительно, должна быть дифференциация ответственности в зависимости от количества преступлений, у вас в качестве оснований приведены только кражи мелкие, проступки и так далее. А вот в период спецоперации, скажите, на сколько увеличилось число вот этих... (Микрофон отключён.) ЗУБОВ И. Н. Ну давайте на вопрос всё-таки отвечу - о родителях, о традиционной семье и так далее. Во-первых, закон направлен на совершенно иное. Кстати, ведь речь идёт о целенаправленном, с умыслом вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений путём обмана, обещаний или иным способом. Если родители вовлекают своих детей в преступную деятельность, если они вовлекают сознательно, то они уже несут повышенную ответственность. В данном случае норма уже была достаточно исчерпывающей, но был пробел в виде вот малозначительности и количественного состава. Мы это сейчас устраняем, поэтому абсолютно полная норма получается. Теперь что касается специальной операции - вы не договорили. Я попытался сказать, мы же специально... Довольно сложно вычленить то, о чём вы говорите. Я вам привёл несколько примеров, но есть очевидный факт, совершенно очевидный, что деструктивная деятельность сегодня направлена именно на молодёжь. Молодёжи принадлежит будущее, и её переформатирование, внедрение деструктивной идеологии, в том числе воровской, - это основная задача и стратегического противника, и внутренних деструктивных сил. Конечно же, мы не можем допустить дальнейшей криминализации общества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемая Нина Александровна, я разделяю вашу озабоченность, учитывая, что санкция там безальтернативная - от пяти до восьми лет лишения свободы, это серьёзная степень ответственности. Но что я хотела бы добавить? Здесь речь идёт о различных эпизодах, которые охвачены единым умыслом и совершены, так скажем, многоразово, серийно, то есть речь идёт о систематическом совершении преступлений. Конечно, мы понимаем, что и степень ответственности должна быть адекватная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марченко Евгений Евгеньевич. МАРЧЕНКО Е. Е., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Игорь Николаевич, я ваш законопроект поддерживаю. Но если мы серьёзно взялись за защиту несовершеннолетних от вовлечения в противоправное поведение, то сразу напрашивается поправить и следующую статью - 151-ю, "Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий". Что я имею в виду? Значит, часть первая: вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, это так называемая токсикомания. Напрашивается включение сюда употребления наркотиков - я предлагаю, чтобы в следующем законопроекте вы вышли с этой инициативой. К тому же вы сами коснулись того, что используют несовершеннолетних для распространения наркотиков. ЗУБОВ И. Н. Ну, я как раз об этом говорил: если есть какие-то дополнительные предложения по иным нормам, мы открыты для их обсуждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Николаевич, несколько лет назад средства массовой информации бурно обсуждали создание так называемой организации "Новое величие", которое фактически было спровоцировано сотрудником правоохранительных органов. Вопрос: будет ли данный закон распространяться на такие случаи, когда деятельность сотрудников правоохранительных органов фактически провоцирует на неправовое поведение молодых людей? ЗУБОВ И. Н. Ну давайте всё-таки с юридических позиций относиться и смотреть на конструкцию самой нормы. Речь идёт о целенаправленном, сознательном, то есть при наличии умысла, вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность. Неважно, кто это сделал - сотрудник правоохранительных органов, или деятель культуры, или просто человек, или родитель, - если признаки состава есть, значит, будет работать данная норма. Если мы будем сейчас говорить, что какая-то организация, или какое-то произведение культуры, или что-то ещё способствует, является криминогенным фактором, то это несколько иная сфера регулирования, и по-другому это решается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Игорь Николаевич, тема вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность крайне чувствительная, важная и требует всяческой поддержки. В связи с этим скажите, пожалуйста, для общего понимания, какая доля от общего числа совершённых преступлений рассматриваемой категории, небольшой и средней тяжести, совершена несовершеннолетними? И почему речь идёт именно о трёх и более преступлениях, а не о двух и более преступлениях? ЗУБОВ И. Н. Ну, сейчас по долям, конечно, мне трудно сказать, хотя я статистику могу вам предоставить, но в целом здесь речь идёт... Вот цифры, которые мне сейчас дают, - это порядка, там, по разным составам может быть от 0,05 до 17 процентов, ну, в зависимости от того, какой состав. Я всё же не очень понимаю суть вопроса. Мы же говорим о систематическом совершении малозначительных преступлений. Ну, допустим, вернёмся к закладке наркотиков. Единичный случай закладки наркотиков является уголовно наказуемым деянием, за которое несут ответственность и тот, кто подвинул на это, и тот, кто сделал закладку. Если мы устанавливаем, что с конкретным подростком проведена конкретная работа, он привлечён к систематическому закладыванию наркотиков для последующей их реализации, то норма-то остаётся та же самая - статья 150, только квалифицирующий признак будет иной. Это будет не средней тяжести преступление, а тяжкое преступление, и, соответственно, ответственность будет до восьми лет лишения свободы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации", пункт 14. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 36 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.