Заседание № 206

09.04.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 512729-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части отдельных вопросов налогообложения акцизами и НДПИ; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4356 по 4442 из 6575
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую       
Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О       
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и     
статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового    
кодекса Российской Федерации". Доклад Айрата Закиевича Фаррахова.               
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Названный проект             
федерального закона рассмотрен и подготовлен к рассмотрению во втором чтении.   
В установленные сроки в Комитет по бюджету и налогам поступило девять           
поправок, все они поддержаны и объединены в таблицу № 1.                        
                                                                                
Суть поправок. В целях поддержки отечественного виноделия предлагается          
снизить ранее установленные ставки акциза на российские вина. Предлагаемые      
поправки снизят финансовую нагрузку на производителей российского вина,         
винограда, сельхозтоваропроизводителей, и позволят направить дополнительные     
инвестиции в эту отрасль. Кроме того, в целях обеспечения поступлений в         
бюджет Российской Федерации предлагается введение дополнительной надбавки к     
сумме НДПИ на золото взамен вывозных таможенных пошлин при экспортных           
поставках золота.                                                               
                                                                                
Комитет предлагает поддержать решение, поставить на голосование таблицу № 1 и   
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Айрат Закиевич, вы сказали, девять поправок - у нас       
десять в таблице. Все они рекомендуются к принятию.                             
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.                                       
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.83,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   20 чел.4,4 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 09 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              395 чел.87,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!               
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен к рассмотрению в   
третьем чтении. Прошу рассмотреть возможность принять его в третьем чтении.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет.                        
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят единогласно.                                                             

Заседание № 186

24.01.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 512729-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в связи с отменой акцизных марок для маркировки табачной продукции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1841 по 2308 из 4454
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую     
Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает официальный               
представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра финансов     
Алексей Валерьевич Сазанов.                                                     
                                                                                
САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект разработан в рамках    
комплекса мер по отказу от нанесения бумажных марок на табачную продукцию и     
переходу на цифровую маркировку. Вводится термин "учётно-контрольная            
специальная марка" для маркировки табачной и никотинсодержащей продукции        
уникальным QR-кодом, который будет наноситься на пачку.                         
                                                                                
Также совершенствуется порядок контроля полноты уплаты акцизов: размер          
определённой налоговой базы налогоплательщика не может быть меньше объёма       
реализованной производителем табачной и никотинсодержащей продукции,            
зафиксированной в государственной системе оборота за маркировкой товаров ГИС    
МТ.                                                                             
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Айрат Закиевич Фаррахов.                                 
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам        
рассмотрел внесённый Правительством Российской Федерации проект федерального    
закона. В своём заключении комитет отмечает, что эта мера, безусловно, носит    
технический характер. Внесение изменений и замена бумажных штрих-кодов на       
электронную систему позволят существенно изменить уровень контроля, уровень     
прослеживаемости товара, а наряду с теми мерами, которые предлагает             
Правительство Российской Федерации совместно с Государственной Думой по         
ужесточению контроля нелегального оборота рынка табачной продукции, рынка       
никотинсодержащей продукции, это, безусловно, повысит и эффективность           
антитабачной политики в нашей стране, и наполняемость бюджета.                  
                                                                                
Комитет предлагает поддержать в первом чтении данный проект федерального        
закона. Комитет подготовит ряд несущественных поправок юридико-технического     
характера при подготовке законопроекта ко второму чтению.                       
                                                                                
Прошу поддержать решение комитета.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Айрат Закиевич.                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня вопрос к докладчикам.                                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, в проекте федерального закона значится: "закон    
вступает в силу с 1 марта 2024 года, но не ранее чем по истечении...", далее    
по тексту. Сегодня уже 24 января, и мы рассматриваем проект федерального        
закона только в первом чтении. Учитывая требования Налогового кодекса (я имею   
в виду норму, которая касается действия актов законодательства о налогах и      
сборах во времени, это статья 5), как вы считаете, потребуется ли в связи с     
этим изменение указанной проектируемой нормы и в какой степени?                 
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Да, вы абсолютно правы,    
рассмотрение этого законопроекта в правительстве затянулось, поэтому            
необходимо синхронизировать принятие этого законопроекта с внесением            
соответствующих изменений в закон "Технический регламент на табачную            
продукцию", где также отменяется требование о маркировке бумажными марками.     
Ко второму чтению мы, безусловно, перенесём срок вступления в силу данного      
закона, там, на 1 мая или 1 июня, в зависимости от срока вступления в силу      
соответствующих изменений в закон "Технический регламент на табачную            
продукцию".                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Метелев Артём Павлович.                                                         
                                                                                
МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной         
политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
У меня вопрос к Алексею Валерьевичу.                                            
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, 28 апреля мы принимали 178-й федеральный закон,   
который устанавливает ряд ограничений при продаже никотинсодержащей             
продукции, в том числе вейпов, и одним из таких ограничений должна была стать   
минимальная цена продажи никотинсодержащей продукции, порядок определения       
которой утверждает правительство. Такой проект порядка, знаю, разработан        
министерством, но он до сих пор не принят - могли бы сказать, в какое время     
предполагается утверждение правительством такого порядка?                       
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Действительно, были обсуждения этого   
порядка в правительстве. Сейчас порядок разработан, там осталось два            
замечания, которые в ближайшее время будут урегулированы в правительстве, и     
соответствующее постановление правительства вступит в силу в соответствии с     
законом "Об обязательных требованиях..." с 1 сентября этого года.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Хамзаев Бийсултан Султанбиевич.                                                 
                                                                                
ХАМЗАЕВ Б. С. Ну, вопрос технический, согласен. Проблема не техническая -       
имеется в виду табак, потребление, смертность, здоровье. Вы прекрасно знаете    
это по своей профессии тоже.                                                    
                                                                                
Здесь вопрос такой, Алексей Валерьевич. Вот мы сейчас штрих-код поменяем,       
бумажку уберём, в электронный вид выведем, это всё хорошо. Я не знаю, вы в      
курсе, сколько у нас классических сигарет в год курят, или нет? 280             
миллиардов штук классических сигарет в год выкуривают граждане России, сюда     
ещё шпаки, насваи, снюсы, вейпы, электронные "Джул", айкосы и всё остальное,    
ещё сверху кальяны в том числе. В ряде стран сегодня обсуждают такую            
возможность, как налог на здоровье для этих транснациональных корпораций.       
Может, нам об этом надо поговорить, чтобы, соответственно, с их прибыли         
забрать деньги, не с потребителя, а то, что они сверху снимают, сливки? Я вот   
этим вопросом тоже... (Микрофон отключён.)                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Валерьевич.                           
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Бийсултан Султанбиевич, спасибо большое за вопрос. Если будет     
такая отдельная законодательная инициатива, конечно, мы будем готовы её         
рассмотреть.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Вопрос докладчику: уважаемый Алексей Валерьевич, как вы считаете, данный        
законопроект как-то будет усиливать контроль и противодействие ввозу            
контрафактной и контрабандной табачной продукции на территорию России и стран   
ЕАЭС?                                                                           
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Михаил Сергеевич, спасибо большое за вопрос. Эта совокупность     
мер вступит в силу с 2024 года, в том числе это обеспечит прослеживаемость      
прямо до кассы табачной и никотинсодержащей продукции посредством системы ГИС   
МТ. Кроме того, у нас с 1 марта в силу вступают обязательные лицензионные       
требования для производителей табачной и никотинсодержащей продукции и          
импортёров такой продукции. Да, действительно, все эти меры в совокупности,     
мы полагаем, принесут результаты и будут способствовать сокращению доли         
серого рынка.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, у меня вопрос, который, может быть, напрямую с    
акцизными марками не связан. На самом деле законопроект действительно           
хороший. Акцизные марки подделывали раньше, теперь те, кто захочет              
контрафактную продукцию реализовывать, ну, будут пачки печатать с QR-кодами,    
их это не останавливает. Марки есть, марок нет... желание есть - будут          
делать. Вопрос в другом. Если такая продукция выявляется, сегодня её            
уничтожают. Может быть, это не совсем вопрос вашего министерства, но в целом    
как вы считаете: может, проверять эту продукцию на предмет безопасности и не    
уничтожать её, а использовать в определённых нуждах? Потребность есть,          
сегодня тратятся деньги, для того чтобы эту продукцию, в том числе за           
бюджетные средства, за средства волонтёров, закупать и тем, кто нуждается,      
тем, кто употребляет сигареты, передавать. Вот, может быть, хороший товар       
всё-таки не будем варварски уничтожать, тем более ещё и тратя на это            
бюджетные средства?                                                             
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Ярослав Евгеньевич, спасибо большое за вопрос. Как правило,       
конфискуется и потом утилизируется, уничтожается продукция, в отношении         
которой не уплачены налоги и которая, соответственно, незаконно попала на       
российский рынок. Мы полагаем, что, для того чтобы была жёсткая мера            
ответственности, эта продукция должна конфисковаться и уничтожаться, в          
противном случае это породит серый рынок, только увеличит его. Поэтому мы не    
поддерживаем предложение о передаче такой продукции, будем настаивать на её     
конфискации и уничтожении.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, в налоговой системе страны недавно облегчили      
налогоплательщикам порядок уплаты налогов введением единого налогового счёта    
и единого платежа. Полагаю, для целей идентификации продукции, исключающей      
возможность подделки и повторного использования продукции, необходимо таким     
же образом прийти к унификации, уйдя от множества акцизов, марок, маркировок,   
сделав единый наносимый на любую продукцию защищённый идентификатор.            
                                                                                
Вопрос: почему такую унификацию нельзя сделать на базе требований по            
маркировке продукции?                                                           
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Вячеслав Михайлович, спасибо за вопрос. Как раз этот              
законопроект - это один из шагов в этой унификации, мы отказываемся от          
бумажных марок и отказываемся от двойной маркировки, которая есть сейчас.       
Сейчас есть маркировка, которая делается QR-кодами и заносится в систему ГИС    
МТ, и есть маркировка акцизными марками, которые выдаёт ФНС и ФТС России.       
Следовательно, мы отказываемся от второй марки, унифицируем и приходим к        
единой системе маркировки ГИС МТ, и это шаг как раз в этом направлении.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, ранее производители заявляли, что они сэкономят   
порядка 2 миллиардов рублей при упразднении бумажных акцизных марок. А как      
будет распределена эта экономия: это будет снижение цен, увеличение прибыли     
компаний или, может быть, это будут дополнительные доходы бюджета от            
повышенных сборов налога?                                                       
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Олег Юрьевич, спасибо большое за вопрос. По поводу снижения       
цен, у нас есть минимальные цены на табачную продукцию, на которых настаивает   
Минздрав и которые являются мерой по борьбе с курением, с распространением      
курения, поэтому мы надеемся, конечно, что цена на табачную продукцию не        
снизится.                                                                       
                                                                                
Как вы знаете, в прошлом году мы проиндексировали акцизы на табачную            
продукцию больше, чем на уровень инфляции, то есть определённый уровень         
дополнительных поступлений от табачной отрасли ожидается, в этом году это       
порядка 25-30 миллиардов рублей. Ну и конечно же, также ожидаются               
дополнительные поступления по налогу на прибыль, поскольку у производителей     
табачной продукции уменьшатся расходные базы, и это пойдёт в субъекты           
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Метшин Айдар Раисович.                                                          
                                                                                
МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Алексей Валерьевич, вы сказали о комплексе ограничительных мер, направленных    
на снижение нелегального рынка, в то же время одна из значимых причин           
существования контрафакта и контрабанды - это существенная, значительная        
разница акцизов в Российской Федерации и в соседних странах, в основном в       
странах, являющихся участниками Евразийского экономического союза. Не           
считаете ли вы, что уравнение акцизов - это один из способов снижения доли      
нелегального рынка никотинсодержащей продукции?                                 
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Айдар Раисович, спасибо большое за вопрос. Безусловно, разница    
в ставках акциза приводит к перетоку соответствующей продукции, особенно в      
близлежащие субъекты, из сопредельных стран, которые входят с нами в один       
союз, и между нами нет таможенных границ. Основной дифференциал в ставках       
акциза у нас был с коллегами из Белоруссии, в 2,5-3 раза отличались ставки      
акциза. В прошлом году мы вместе с вами ратифицировали, вступило в силу         
соглашение по косвенным налогам, в соответствии с которым к концу 2026-го,      
ну, к началу 2027 года Республика Беларусь выравняет ставки акциза на           
табачную продукцию, поднимет на российский уровень, и только за прошлый год     
белорусские коллеги подняли у себя ставки акциза на 25-30 процентов в           
зависимости от категории сигарет. Так что процесс выравнивания начался, и мы    
полагаем, что это также будет способствовать сокращению серого рынка табачной   
продукции.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сулейманов Ренат Исмаилович.                                                    
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, вопрос следующий. Вот в чём принципиальная        
разница, ну, кроме названия, между акцизной маркой и вновь вводимой учётной,    
так сказать, какой-то другой формой? Акцизные марки у нас, как известно, и на   
алкогольной продукции были - они на алкогольной продукции останутся, а на       
табачной они будут называться теперь по-другому, я так понимаю? Это первый      
вопрос.                                                                         
                                                                                
И второй вопрос. Не приведёт ли изготовление вот этой новой учётной формы к     
повышению цен на сигареты для потребителя? И какие объёмы дополнительных        
доходов в бюджет на самом деле вы хотите получить? Вы говорите, что это         
позволит, ну, дополнительные сборы от акцизов получить именно за                
реализацию... (Микрофон отключён.)                                              
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо большое за вопрос.                                        
                                                                                
Касаемо того, в чём отличие. Дело в том, что сейчас акцизная марка              
представляет собой бумажную марку, которую печатает "Гознак", с уникальным      
кодом, - мы, по сути дела, отказываемся от бумажной марки, производитель с      
помощью специальных цифровых принтеров будет наносить уникальный QR-код         
чернилами прямо на пачку продукции. Это позволит отказаться от бумажной марки   
и использовать QR-коды, которые будут печататься, наноситься непосредственно    
на пачку, соответственно, это позволит производителям табачной продукции        
сэкономить деньги, как уже было отмечено, несколько миллиардов рублей, за       
счёт того, что им не надо будет больше приобретать бумажные марки.              
                                                                                
Касаемо алкогольной продукции. Действительно, на данном этапе для крепкой       
алкогольной продукции и для слабоалкогольной продукции, за исключением пива,    
по-прежнему сохраняются бумажные марки, но в этом году стартует эксперимент:    
на слабоалкогольную продукцию будет одновременно наноситься и бумажная марка,   
и QR-код. И если эксперимент окажется удачным, то в последующем также и по      
алкогольной продукции будем постепенно отказываться от бумажных марок и         
переходить на маркировку QR-кодами.                                             
                                                                                
Касаемо допдоходов, действительно, тот комплекс мер, который, как мы            
планируем, вступит в силу в этом году, - это и лицензирование, это и            
прослеживаемость выбытия этой табачной и никотинсодержащей продукции на         
кассе, это и отказ от бумажных марок, и просчёт налоговой базы по ГИС МТ, -     
мы полагаем, позволит получить дополнительно порядка 30 миллиардов рублей по    
году. Будем рассчитывать, что все эти меры сработают так, как должны.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич.                              
                                                                                
Айрат Закиевич, спасибо.                                                        
                                                                                
Вопросы завершены.                                                              
                                                                                
Сначала - по ведению.                                                           
                                                                                
Панин Геннадий Олегович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ПАНИН Г. О. Уважаемый Иван Иванович, прошу законопроект под пунктом 5           
сегодняшней повестки, который единогласно был поддержан коллегами во втором     
чтении, поставить на завтра, 25 января, для рассмотрения в третьем чтении.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Принимается.                     
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по 7-му вопросу? Есть желающие             
выступить.                                                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, пожалуйста.                                     
                                                                                
ХАМЗАЕВ Б. С. Плохо, конечно, что я один выступаю по этой теме, хотелось бы,    
чтобы мнений было много, мнения были разные и правильные.                       
                                                                                
Вот не могу пройти мимо темы табака. Конечно, вопрос, который мы с вами         
обсуждаем, технический, но я ещё раз говорю, проблема далеко не техническая -   
сложная. С одной стороны, можно сказать, что табачные корпорации - это мафия,   
с другой стороны, кто-то скажет, что это легальные синдикаты, взаимоотношения   
и прочее. Значит, что мы имеем? Мы сейчас с вами обсуждаем табачную             
продукцию. У нас, я уже цифры называл, на 146 миллионов граждан России          
потребление только классического табака, сигарет - 280 миллиардов штук в год,   
сюда добавьте весь табачный рынок - триллионы, триллионы рублей, которые        
уходят мимо бюджета. Да, мы снимаем с них какие-то деньги, сейчас вот про       
акцизы говорим, но акцизы платит потребитель, а не производитель, я имею в      
виду, снимают деньги с потребителей, а производитель снимает свои сливки.       
                                                                                
Кто у нас производители табака? Четыре корпорации: "Филип Моррис", "Бритиш      
Американ Тобакко", "Интернэшнл Тобакко" и "Джапан Тобакко". Я уже, наверное,    
пятый раз отсюда говорю: "Джапан Тобакко", если кто не в курсе, - это           
японская госкорпорация, вы же знаете в правительстве об этом, Япония ввела      
санкции против России, воюет против России. Вот мы, депутаты, здесь сидим -     
против всех нас индивидуальные санкции Япония ввела. Но у "Джапан Тобакко" 47   
процентов российского рынка табака, они зарабатывают эти деньги. И когда мы     
сегодня выступаем и говорим... Ни одна транснациональная корпорация с           
российского рынка табака не ушла, они сделали такие хитрые заявления:           
приостанавливаем развитие, не вкладываем в маркетинг, но ни одна не             
остановила производство, не вышла с территории России. Я считаю, что табачные   
корпорации должны быть национализированы, то есть йогурты, компанию "Данон"     
мы национализировали, а табачные корпорации как-то обходим стороной. Так что    
здесь, конечно, вопрос открытый.                                                
                                                                                
Что касается табака, у меня просьба к правительству: вы, пожалуйста, только     
на депутатов стрелки не переводите (я вот, извините, так скажу), давайте        
вынудим табачные корпорации раскрыть состав того, что находится в сигаретах.    
Они же этого не делают. Мы вам по российскому законодательству дали полные      
права, потребитель имеет право знать, что находится в упаковке, что продают в   
магазинах. Везде это есть - молоко, водка, хлеб, что хотите, но на табаке       
нет. Это нарушение нашего законодательства. Придумали себе лазейку: мы          
выгружаем, там Минздрав, Минздрав пусть разбирается... Этого тоже не делают.    
Обяжите! Надо обязательно обязать - пусть это будет так звучать - раскрыть      
состав того, что находится в сигаретах. Это первое.                             
                                                                                
Второе. Конечно, национализация, конечно, вернуть всё в пользу государства, и   
тогда мы хотя бы минимизируем те потери, которые сегодня имеем, - десятки       
тысяч смертей и болезней наших граждан.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Артамонова Валентина Николаевна.                                                
                                                                                
АРТАМОНОВА В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Извините, нажала   
не ту кнопку, поэтому не сработало.                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект очень важный и очень значимый. Фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, поскольку данным              
законопроектом решаются очень важные вещи, о которых мы сегодня говорили и      
которые обсуждали.                                                              
                                                                                
Ну, данным законопроектом решаются вопросы совершенствования контроля за        
оборотом табачной продукции, как раз вопросы нелегального оборота табачной      
продукции и создаётся новая система мониторинга прохождения этой продукции.     
                                                                                
Второй очень важный момент, который тоже решается путём принятия этого          
законопроекта, - исключаются дублирующие функции, что позволяет снижать         
административную нагрузку как на налогоплательщика - производителя, так и на    
государственные органы власти.                                                  
                                                                                
Конечно, документ очень важный, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за     
принятие данного законопроекта в первом чтении.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Я очень коротко.                                                    
                                                                                
Действительно, коллеги, есть вопрос вот такой очень серьёзный: а почему         
табак, алкоголь у нас в Минфине? Что, больше там нечем заниматься, в Минфине?   
Понимаете, много вопросов здесь коллегам задают, а у них нет и не может быть    
ответа, потому что это не их профиль. Я так, на будущее, может быть, коллегам   
из правительства, коллегам из профильных комитетов даю вот такой                
вопрос-предложение: давайте-ка, может быть, вернём обратно? Ну хорошо, пусть    
это будет министерство торговли, Министерство сельского хозяйства. Я понимаю,   
деньги к деньгам, но если бы это были действительно деньги - по сравнению со    
всей нашей историей это крохи, а основные деньги действительно утекают мимо     
кассы, мимо казны, как утекали миллиарды, на которые сегодня разевают свой      
рот нацисты и Украины, и Европы. Так что Минфину я бы здесь не доверял уже по   
этим основаниям. И давайте, может быть, вернёмся к этому принципиальнейшему,    
серьёзнейшему вопросу, может быть, на рассмотрении отчёта правительства.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Валерьевич, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста.       
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Олег Анатольевич, что касается материальности, у всех разные      
понятия, но в совокупности табачная и алкогольная отрасли дают бюджету          
практически 2 триллиона рублей. Для нас, для Минфина, эта цифра материальна,    
поэтому мы считаем, что необходимо проводить мероприятия, направленные на       
обеление рынка, и максимизировать поступления акцизов, НДС от табачной и        
алкогольной отраслей, и поэтому эти отрасли находятся в ведении Минфина.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик - Айрат Закиевич Фаррахов.                                          
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Всё-таки, если вернуться непосредственно к сути законопроекта,   
действительно, данный проект федерального закона поднимет на значительно        
более высокий уровень прослеживаемость товаров отдельных производителей, и      
это создаст дополнительные возможности для более эффективной антитабачной       
политики и для более эффективного получения больших доходов государством.       
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам поддерживает данный проект федерального закона и   
предлагает проголосовать за его принятие в первом чтении.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.