Заседание № 145
О проекте федерального закона № 512710-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части установления предельного уровня роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и на жилищно-коммунальные услуги для населения, не превышающего уровень инфляции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Есть предложение рассмотреть вопрос 40 повестки дня первым в блоке законопроектов первого чтения. В этом законопроекте, подготовленном группой депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", речь идёт о законодательном ограничении темпа роста тарифов уровнем инфляции. Очевидно, что эта тема очень актуальна, однако Государственная Дума к настоящему времени уже десять раз - юбилей! - переносила рассмотрение этого законопроекта. Мы уверены, что рост тарифов необходимо как можно быстрее ограничить именно законодательно, тем более с учётом того, что предпринимаются попытки косвенного их повышения через механизм социальных взносов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Следующий - 40-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Докладывает Оксана Генриховна Дмитриева. Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается многострадальный законопроект, которым предусматривается совершенно очевидная вещь: поскольку в течение последних двадцати лет мы с вами сталкиваемся с лавинообразным ростом тарифов естественных монополий и расходов на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства, которые существенно обгоняют и официальный уровень инфляции, и темпы роста заработной платы и пенсий, предлагается заложить в Бюджетном кодексе норму о том, что тарифы естественных монополий и предельный уровень роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги закрепляются в законе о федеральном бюджете и рост тарифов не может быть выше, чем официально установленный в том же бюджете индекс инфляции. Законопроект неоднократно вносился в Государственную Думу и так же неоднократно отклонялся, объяснялось это разными причинами, но давайте разберёмся, что вообще у нас происходит с тарифами естественных монополий и тарифами на услуги ЖКХ. Могу сказать, что с 92-го года тарифы на коммунальные услуги в абсолютных цифрах без учёта деноминации выросли в 24 тысячи раз, при этом официальный индекс инфляции по цепным индексам вырос менее чем в тысячу раз. Это означает, что у нас тарифы на коммунальные услуги за последние двадцать лет росли в 24 раза быстрее, чем все остальные цены, в которых уже тоже заложены вот эти тарифы естественных монополий. Ну, чтобы не углубляться в далёкое прошлое, я взяла данные за последние годы, начиная с 2010 года, как раз за те годы, когда здесь бесконечно дискутировался вопрос о том, нужно в Бюджетном кодексе и в бюджете устанавливать ограничение роста тарифов естественных монополий или не нужно. Ну вот пока мы тут обсуждаем этот вопрос, "Васька слушает да ест", и в роли Васьки в данной ситуации выступают тарифы естественных монополий. За последние четыре года прирост тарифов на газ в среднем был в три раза больше, чем официальный индекс фактической инфляции, а прирост тарифов на электроэнергию и на услуги ЖКХ был в два раза больше, чем официальный индекс инфляции. Теперь о том, насколько это обоснованно. Вообще, мы всё время говорим, что растут тарифы, растут, а насколько это обоснованно? Кого мы оплачиваем и что мы, всё население, оплачиваем по этим завышенным и постоянно растущим тарифам? А вот кого. Давайте посмотрим, как росла численность занятых и заработная плата в отраслях естественных монополий. Газоснабжение: численность занятых выросла по сравнению с концом советского периода в 2,77 раза, то есть практически в три раза, при этом объёмы добычи газа остались примерно на уровне конца советского периода, то есть производительность труда в газовой отрасли снизилась в три раза и составляет 30 процентов от уровня советских времён. В электроэнергетике численность занятых увеличилась в 1,6 раза, то есть более чем на 50 процентов. В нефтедобывающей отрасли, которая влияет на внутренние цены на нефть, бензин и тепловую энергию, численность увеличилась в два раза. Производительность труда в этих отраслях очень легко измерить, поскольку там добычу продукции и производство в натуральном выражении можно сравнивать. Производительность труда, как мы уже видели, снизилась в одном случае в три раза, в другом - в два раза. Теперь посмотрим, какова же заработная плата в этих отраслях: заработная плата в газовой промышленности в советское время обгоняла среднюю по стране в два раза, а сейчас больше средней по стране в пять раз; в электроэнергетике раньше превышала на 20 процентов, теперь - на 60; в нефтянке раньше превышала на 65 процентов, теперь - в 3,5 раза. То есть что мы оплачиваем? Постоянно растущими тарифами мы оплачиваем падающую производительность труда, рост численности занятых за счёт управленческого звена и постоянно растущую заработную плату опять же в управленческом звене. То есть мы просто финансируем паразитизм, паразитизм естественных монополий на фоне вопиющего снижения эффективности, производительности труда - со всего населения такой оброк! Теперь посмотрим, что у нас с инвестициями. Когда обосновывают тариф, часто говорят о том, что если тариф заморозить и ставку не повышать, то тогда у нас не будет инвестиционной составляющей. Но, товарищи, инвестиции, во всяком случае в электроэнергетику, мы по-прежнему осуществляем из бюджетов, как федерального, так и субъектов Федерации! Обращаю ваше внимание на цифры: в 2008 году финансирование электроэнергетики из федерального бюджета за счёт вложения в уставные фонды - 35 миллиардов рублей, в 2009-м - 67 миллиардов, в 2010-м - 24 миллиарда, в 2011-м - 31 миллиард и, наконец, в 2012-м году - 99 миллиардов, почти 100 миллиардов рублей, то есть в совокупности - 256 миллиардов рублей. Так что мы, всё население, оплачиваем все вот эти избыточные расходы, аппетиты дважды, если не трижды, в виде тарифов и в виде налогов, которые мы платим в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации, а потом из этих же налогов осуществляются инвестиции в уставные капиталы акционерных обществ - энергетических, газовых и в сфере железнодорожного транспорта, о котором я ещё не говорила. Можно долго рассуждать и каждый раз приводить различные причины, почему не принимается закон об ограничении тарифов естественных монополий и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Обосновывается это тем, что в соответствующих отраслевых законах предполагается совершенно другой механизм определения тарифа, определения цены - фактически на основе издержек, а какие издержки туда закладываются, я вам только что объяснила, и если мы не поставим заслон этому росту цен, этим издержкам, то это будет продолжаться сколь угодно долго. Мы анализировали ситуацию в период с 92-го до 2012 года и отдельно - последних четырёх лет и считаем, что первым шагом для обуздания тарифов естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ должно быть обязательное включение соответствующей нормы в Бюджетный кодекс, а затем и в законы о федеральных бюджетах. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам действительно неоднократно рассматривал этот законопроект, да и подобные ему вносились уже, поскольку социальная значимость этого вопроса, конечно, велика. Рост тарифов влияет негативно на население, особенно на его малообеспеченные слои, ведёт к увеличению себестоимости и стоимости продукции, товаров и в других отраслях народного хозяйства и так далее, поэтому нам стремление сделать тарифную политику более прозрачной, ввести определённые ограничения на рост тарифов на продукцию естественных монополий и услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства понятно. Мы на протяжении последних лет, в том числе и наша фракция, и комитет, занимались вплотную этими вопросами, этим занимались и правительство, и президент. И не случайно президент несколько раз давал поручение разобраться с тарифами и создать такие нормы, которые ограничивали бы рост тарифов. Вы знаете, что в 2013 году такая работа активно велась, правительством в том числе, и план социально-экономического развития на 2014 год предусматривает частичное замораживание тарифов на продукцию естественных монополий и услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства, рост тарифов будет на уровне инфляции минус 30 процентов, мы об этом с вами неоднократно говорили, формируя бюджет 2014 года. То есть практически меры по ограничению роста тарифов в условиях действующего законодательства в 2014 году будут осуществлены, они предусмотрены планом социально-экономического развития, хотя и в 2013 году были такие меры приняты. С учётом того что такая работа была проведена, комитет предлагал авторам отозвать законопроект и активизировать работу в профильных комитетах именно в том ключе, о котором уважаемая Оксана Генриховна здесь сегодня говорила, то есть смотреть обоснованность тех тарифов, которые устанавливаются в соответствии с отраслевым законодательством по различным отраслям народного хозяйства. Но наше предложение было отклонено, и сегодня мы рассматриваем законопроект, который был внесён в 2011 году без учёта, конечно, тех мер, которые были приняты в прошедший период. Разделяя позицию о необходимости совершенствования механизмов ограничения роста тарифов на продукцию естественных монополий, Комитет по бюджету и налогам считает, что указанный законопроект имеет целый ряд недостатков. Во-первых, мы считаем, что не нужно в законе о бюджете устанавливать такие ограничения, потому что они являются показателями плана социально-экономического развития страны и повторно, наверное, не нужно эти показатели отражать, а самое главное, непосредственно в расчётах по бюджету они не участвуют, они опосредованно участвуют, когда мы определяем валовой внутренний продукт, инфляцию в целом, которая именно как показатель учитывается и утверждается законом о бюджете. Второе, у нас сегодня действительно - Оксана Генриховна об этом совершенно справедливо говорила - существует целая база отраслевых законов, которыми регулируется установление тарифов в каждой из отраслей народного хозяйства на услуги естественных монополий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, и там учитываются многочисленные факторы, которые влияют на формирование тарифов и цен, например в той же электроэнергетике, на что Комитет по энергетике тоже обращает внимание. Они разные для разных отраслей, поэтому устанавливать единый для всех уровень роста тарифов на уровне инфляции экономически необоснованно, а если мы такую норму будем принимать, то мы должны вносить изменения во всё отраслевое законодательство, касающееся установления тарифов, а такие предложения и даже предложения о приостановлении или об изменении норм в указанном законопроекте просто отсутствуют. И третье, на что хочется обратить внимание (хотя много и других позиций). Если действительно тарифы экономически обоснованно установлены и мы примем решение об ограничении их роста исходя из этих экономических обоснований, значит, мы должны предусмотреть компенсацию для естественных монополий, для жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов против экономически обоснованного норматива. Это требует, конечно, тщательных расчётов, либо потребуются суммы из бюджетов, федерального и региональных, либо нужно будет увеличивать тарифы для других потребителей, например для промышленности, сельского хозяйства, что приведёт к росту себестоимости и просто стоимости их продукции. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту написано, что дополнительных компенсаций и дополнительных средств из бюджета не потребуется, что на самом деле не так. На рассматриваемый законопроект правительством было дано отрицательное заключение. Профильные комитеты в основной части тоже дали отрицательные заключения... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, минуту. МАКСИМОВА Н. С. ...рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект, хотя тема очень важная и над ней надо продолжать работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Маргарита Николаевна Свергунова. СВЕРГУНОВА М. Н., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемая Надежда Сергеевна, неубедительно заключение комитета. Знаете ли вы, что количество жителей Российской Федерации составляет 2 процента от общей численности жителей планеты, а количество добываемых полезных ископаемых составляет 40 процентов от общей численности мировых запасов? Вот поэтому всегда и возникает один и тот же вопрос: где деньги? У нас сложилась такая ситуация, что пенсионеры, получая пенсию по 10 тысяч рублей, за коммунальные услуги практически всю её и отдают. А если пенсионер один живёт? Нужно не только ограничить рост тарифов, но и пересмотреть их все, потому что они сегодня необоснованно велики. У меня вот такой вопрос: не лоббируете ли вы интересы естественных монополий? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Маргарита Николаевна, вы как раз подтвердили тот тезис, о котором говорила я и который прописан в заключении комитета, - что действительно нужно заниматься вопросом по существу, разбираться с содержательной частью тарифов: что туда включается, какие издержки? И вот здесь, может быть, вы правы, что нужны ограничения по той же заработной плате, о чём здесь Оксана Генриховна совершенно справедливо говорила. Мы не лоббируем интересы естественных монополий, мы считаем, что нужна глубокая, целеустремлённая работа по совершенствованию системы тарифов и ценообразования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемая Надежда Сергеевна, я поддерживаю концепцию законопроекта, хотя есть проблемы, над которыми стоит дополнительно поразмышлять. А вопрос такой. Вот могучая империя "Газпром": чистая прибыль "Газпрома" в течение пары последних лет была около 1 триллиона рублей. Президент сказал: не выше 6 процентов. Люди обрадовались, когда услышали, что будет мораторий, а через две недели мораторий для населения тоже был отменён. Так как же это можно логически объяснить: там гигантские прибыли, в том числе и чистая прибыль, - здесь бедствующее население и прямое указание президента, но всё отменено? Как мы можем действовать в этой обстановке? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Коллеги, ну, наверное, мы должны все вместе действовать как законодатели. Вы же знаете, что многие тарифы, в том числе и "Газпрома", устанавливаются различными уровнями, вот по электроэнергии, например, каждый субъект Российской Федерации имеет свои энергетические комиссии, которые устанавливают тарифы, по газу у нас федеральный орган, ФСТ, занимается этими вопросами. Я думаю, что мы вместе со Счётной палатой, используя свои парламентские полномочия по контролю, должны просто более реально влиять на ситуацию и с установлением тарифов, и с получением той выручки, той прибыли, которой располагает "Газпром". И вы знаете, что мы в последнее время существенно увеличили взносы этой компании государственной в федеральный бюджет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемая Надежда Сергеевна, безусловно, вы высокий профессионал, но я вот вас не понимаю, когда вы выступаете как адвокат, можно сказать, сверхразжиревших компаний и людей. Вот я проанализировал, не сговариваясь с Оксаной Генриховной, уровень тарифов по субъектам Федерации и их разброс. Я убеждён, что тарифы на услуги естественных монополий разрывают страну, посмотрите, нет хотя бы приблизительно равных тарифов в рядом расположенных областях или республиках - и в данной ситуации вы говорите, что вы якобы в комитете этим озабочены! Назовите, пожалуйста, законопроекты, которые вы предлагаете принять взамен предложенного сегодня Оксаной Генриховной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Мы считаем, что этим должны заниматься наши профильные комитеты, об этом я уже сказала в своём выступлении, потому что только профильные комитеты, специалисты в этих областях могут сказать, какие тарифы на самом деле экономически обоснованны, а какие экономически не обоснованны и почему допускается такой рост этих тарифов. Наш комитет, комитет по бюджету, призывает именно профильные комитеты вплотную заняться этой работой, чтобы мы могли не голословно, опираясь не только на цифры Росстата, доказательно, аргументированно показать, что эти тарифы действительно завышены сверх меры, и завышены необоснованно. Вот тогда это будет действительно результат нашей совместной работы, и мы докажем, что мы не просто озабочены этой проблемой, а занимаемся ею и ищем пути её решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Надежда Сергеевна, никакого замораживания тарифов для экономики в этом году нет, если мне удастся выступить, я коротко докажу это на конкретных примерах. А теперь вопрос. Вы помните, в 2000 году, когда Владимир Владимирович Путин стал впервые президентом, в своём первом послании он ставил задачу решить проблему с необоснованным ростом тарифов. Прошло четырнадцать лет. Два года назад, когда он шёл на выборы Президента Российской Федерации, - у вас тоже это, наверное, свежо в памяти - он прямо говорил (у меня есть его выступление): надо разобраться с тем, что закладывают в тарифы естественные монополии. Вот вы киваете головой - тоже помните эту поставленную им задачу. Это было два года назад. Сегодня мы снова отвергаем попытку как-то обуздать их, ничего взамен не предлагая. Вы говорили, что ваша партия - это ваши слова - этим занимается. Скажите, если вам четырнадцати лет было мало, чтобы как-то обуздать эти тарифы, сколько ещё лет потребуется вам - вашей фракции, вашей партии, - чтобы эту проблему решить? Ведь четырнадцать лет прошло с первой постановки проблемы президентом! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Ну, я не знаю, Владимир Николаевич, как на ваш вопрос ответить. На самом деле все вы, выступающие, говорите о том, что нужно разбираться в сущности этих тарифов. Ну чья это задача? В том числе, наверное, задача Государственной Думы и задача Счётной палаты. Я об этом уже дважды сказала: профильные комитеты должны разбираться с этими вопросами, с обоснованностью установления тарифов прежде всего - доказывать или опровергать. Тогда это и будет подспорьем для нашего правительства - а я думаю, что мы можем в свои рабочие группы включать его представителей, - и станет реальным шагом, для того чтобы наконец-то каким-то образом решить эту проблему. А что касается... Я просто хочу обратить ваше внимание, коллеги-депутаты, что мы сегодня обсуждаем законопроект, в котором говорится о том, что нужно именно законом о бюджете устанавливать предельный уровень тарифов для каждой отрасли народного хозяйства в пределах инфляции, но вы сами работаете с вот этими отраслями и понимаете, что единый уровень роста установить невозможно: мы не можем для газовиков, для энергетиков, которые работают в разных условиях и разные мощности используют, для сферы жилищно-коммунального хозяйства установить единый уровень - инфляционный. Он у нас есть, уровень инфляции, а все остальные тарифы опосредованно участвуют в формировании этого инфляционного уровня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Надежда Сергеевна, понимаете, вот опять у нас это обсуждение сведётся к нулю и к пожеланиям начать хорошую работу в следующем году. Вот Оксана Генриховна хотя бы назвала базовые цифры: производительность труда в три раза снизилась, а зарплата в газовой отрасли стала в пять раз больше средней - вы хотя бы с этим-то согласны или это у вас тоже сомнения вызывает? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Борис Сергеевич, мы располагаем этими же цифрами, и именно поэтому мы говорим о том, что озабочены - и Государственная Дума, и правительство, и президент - тем, что на сегодняшний день не удаётся разрешить эту ситуацию с ростом тарифов, в какой-то мере и необоснованным, поэтому я в принципе ваш вопрос не понимаю. Мне кажется, что мы все вместе сегодня должны искать пути решения этого вопроса как на законодательном уровне, так и на уровне прогнозирования социально-экономического развития страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Борисовна Мизулина. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Драпеко по карточке Мизулиной. Уважаемая Надежда Сергеевна, я не специалист по бюджету, но даже я поняла, что в законопроекте говорится не о едином уровне, а о предельном уровне - не выше, то есть для каждой отрасли он может быть ниже, но не может быть выше. Вот и определяйте. Вопрос же мой к Оксане Генриховне. Оксана Генриховна, что вы поняли из выступления Надежды Сергеевны о компенсациях, которые мы должны дать из бюджета, - кому и за что? Будьте любезны, разъясните, вот как вы это понимаете, потому что Надежда Сергеевна как-то очень путано объясняет, а вот то, что говорит Оксана Генриховна, понимаем даже мы - узконаправленные деятели культуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Генриховна Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо большое. Ну, специально для деятелей культуры, как я поняла. Если мы устанавливаем предельный тариф на газ, который не на 14 процентов, как Росстат сообщает, фактически вырос для населения за одиннадцать месяцев 2013 года, а как официальный уровень инфляции - на 6,5 процента, то, насколько я понимаю, у господина Миллера может возникнуть проблема выплаты ежегодных бонусов и зарплат, ну, примерно это миллиард рублей. Что, мы должны из бюджета доплатить ему, чтобы он вместе со своим советом директоров, топ-менеджментом и дальше получал в районе миллиарда и ни в чём себе не отказывал? На самом деле это же всё идёт на издержки. Можно сколько угодно говорить о том, что нужно смотреть внутрь, анализировать издержки, но тут же видно невооружённым глазом: производительность труда составляет 30 процентов к уровню советского периода, повторяю, 30 процентов, численность выросла больше чем в три раза, причём выросла за счёт менеджмента, за счёт управленческого персонала, заработная плата в пять раз выше средней - это тоже необоснованно. Не нужно ходить с микроскопом, абсолютно всё видно невооружённым глазом! И на фоне разговоров о том, что мы должны внутрь смотреть, тарифы и дальше продолжают расти в три раза быстрее, чем инфляция. Первый шаг, который нужно сделать, - поставить жёсткое ограничение, а дальше уже пусть отраслевые комитеты, отраслевые министерства разбираются, что делать: сокращать либо численность - тогда надо определить, кого сокращать, в каком звене, - либо заработную плату топ-менеджмента - пусть будет не миллиард рублей, а хотя бы полмиллиарда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Игорь Вячеславович Баринов. Ошибочно? Да. По ведению - Андрей Дмитриевич Крутов. КРУТОВ А. Д. Сергей Евгеньевич, я хотел вопрос задать, но ошибочно нажал эту кнопку. Если можно... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задайте. КРУТОВ А. Д. Спасибо. Вопрос представителю комитета. Я выступал в Законодательном Собрании Иркутской области, где приводил данные Федеральной службы по тарифам. Они следующие: цена на оптовом рынке электроэнергии выросла за последние два года на 15 процентов, ставка, применяемая при расчёте двухставочного тарифа, - до 76 процентов, ставка, применяемая при расчёте одноставочного тарифа, - до 81 процента, тарифы на тепловую энергию для прочих потребителей выросли на 14 процентов, для населения - на 13 процентов. Я их спросил: "Ну что же вы делаете! Куда вы смотрите?!" На что мне коллеги из Законодательного Собрания ответили: "Это вы на федеральном уровне принимаете законы, которые позволяют нам устанавливать такие тарифы". Ну, вот коллеги предлагают принять законопроект на федеральном уровне, который... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Коллеги, ещё раз повторяю: регулирование тарифов осуществляется через отраслевое законодательство, каждый комитет вместе с отраслевым министерством должен смотреть, какие имеются изъяны в законодательстве, приводящие к росту тарифов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. По одному от фракции? Владимир Николаевич, вы за две минуты доложите сейчас? Пожалуйста, две минуты Владимиру Николаевичу Федоткину. ФЕДОТКИН В. Н. Я, коротко, просто покажу как обходят эти ситуации, о которых говорила Надежда Сергеевна, нынешние власти. В прошлом году тарифы на электроэнергию для предприятий возросли на 48 процентов, в этом году они будут заморожены. Что делают монополисты? Они в дневное время почасовую ставку тарифов на электроэнергию увеличили в два-три раза, а в ночное - сократили в два-три раза. Казалось бы, в среднем получается то же самое, но, если днём будешь работать, станешь банкротом, а если ночью - тогда вроде ты можешь быть конкурентоспособным. Вот предприятия и переводят сотрудников на ночную работу: ночью живи, а днём как-то... То есть все разговоры о каком-то там замораживании, об ограничении тарифов - это всё от лукавого. Владимир Владимирович каждые полгода ставит эту задачу - значит, наверное, на уровне президента надо кого-то наказывать. Сколько же ещё ждать?! Повторяю, все разговоры о заморозке тарифов, об ограничениях именно от лукавого, и пока мы не спросим с виновных, не накажем кого следует, дело, наверное, с места не стронется. Прошло четырнадцать лет с тех пор, как в первый раз была поставлена эта проблема, и ещё четырнадцать лет будем об этом говорить, что ли? Если президент не может, то, может быть, нам принять меры какие-то? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Продолжаем обсуждение 40-го вопроса. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, вы знаете, процесс регулирования тарифов - это очень старая-старая песня. В советское время, как вы помните, у нас было всё отрегулировано до такой степени, что все прекрасно знали, сколько они будут получать, где они будут жить и работать, если они закончат тот или иной вуз, но потом пришла демократизация и цены пустили в свободное плавание, ну а что было дальше, вы все прекрасно знаете: благодаря вот этому свободному ценообразованию мы теперь не конкурентоспособны ни в чём, то есть при том, что у нас зарплата в семь-восемь раз ниже, чем на Западе, цены на основные продукты у нас примерно такие же, как и там, - вот из этого можете исходить. Ещё шесть лет назад наша фракция - я это говорю не для того, чтобы подчеркнуть, что мы такие умные и так далее, просто тема регулирования роста цен и тарифов очень старая - вносила законопроект, по которому предлагалось в рамках бюджетного процесса регулировать цены на основные товары и услуги, от которых зависит развитие экономики вообще по всей стране (то есть все прекрасно понимают, что если кто-то задерёт цену на билеты в баню, то экономка страны от этого не пострадает), но тем не менее наш законопроект тогда благополучно отклонили - можете угадать, кто! (Шум в зале.) Далее, мы приводили соответствующие аргументы. Во всех странах мира, практически везде, существует вот такое ценовое регулирование: Парламент Англии - Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии - утверждает, сколько будет стоить пинта молока, в Японии регулируют, сколько будет стоить рис, в Штатах регулируют, сколько будет стоить бензин, и так далее, и тому подобное - везде это делают! Вы вспомните все эти демонстрации, когда толпы разъярённых фермеров в какой-нибудь стране ходят и кричат - требуют чего? А требуют они того, чтобы правительство (заметьте: правительство, а не какая-то контора) подняло закупочные цены на их продукцию, - это значит, что у них всё это планируется, и это позволяет им нормально жить. Но это у них, коллеги, а у нас ситуация диаметрально противоположная: мы настолько богаты, что можем себе позволить потратить 7 миллиардов на выборы в Государственную Думу, 8 миллиардов каждый год на содержание Государственной Думы, итого - умножайте на пять и прибавляйте семь - получается 47 миллиардов, для того чтобы какой-то чиновник из администрации или из правительства говорил нам: "Коллеги, не волнуйтесь, мы в курсе, ваша задача - нажать на кнопку..." Уважаемые товарищи, вы что, думаете, при такой экономике мы с вами куда-нибудь будем двигаться?! Мы будем там, где нам укажет быть этот товарищ из администрации! Если вы хоть чуть-чуть считаете себя парламентом, найдите в себе силы наконец и примите самостоятельно закон, а то наша палата - ума палата, - ещё раз говорю, нам слишком дорого обходится, нашему народу по крайней мере. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я действительно уважаю Надежду Сергеевну, знаю, что она один из наиболее опытных и квалифицированных специалистов, разбирающихся в вопросах влияния и бюджета, и тарифов, и всего остального на экономику, и поэтому мне непонятен её тезис о том, что необходимо отказать в принятии этого законопроекта, что бюджетом это нельзя регулировать. Надежда, вы прекрасно знаете, что в целом ряде европейских стран именно при принятии бюджета принимаются нормативы ограничения тарифов и на электроэнергию, и на газ, и на услуги ЖКХ. Почему? Потому что... Вот смотрите, мы с вами из стран "двадцатки" больше всех по отношению к ВВП потратили средств бюджета, Центрального банка на так называемые антикризисные меры, но, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что у нас самый плохой результат в части эффективности их применения. Более того, вдумайтесь: с 2007 года предприятия российской промышленности получили цены на газ в 2,6 раза выше, на электроэнергию - на 76 процентов больше, тарифы железнодорожного транспорта выросли на 74 процента. Более того, если вы посмотрите, то увидите, что в странах "семёрки" ставка рефинансирования в среднем 1,2 процента, в развивающихся странах - 5,1 процента, а в России - 8,25! Скажите, пожалуйста, каким образом промышленность Российской Федерации будет конкурентоспособна после того, как вы её, несмотря на колоссальные протесты, в том числе с этой трибуны, втянули в ВТО?! Я вам приведу сейчас высказывание (причём это не мои слова), вот послушайте: в России необходимо незамедлительно проводить срочные меры по реформе тарифообразования естественных монополий, по снижению их тарифов на газ, электроэнергию, железнодорожный транспорт и дать реальную возможность доступа к деньгам. Знаете, чьё это высказывание? Олега Владимировича Дерипаски. Вот вы посмотрите высказывания рентных олигархов и тех, кто занимается реальным сектором, - они диаметрально противоположны! У нас ведь, понимаете, из-за того что вы не хотите... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сколько вам времени добавить, Николай Васильевич? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я - от фракции, четыре минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У нас же с вами, уважаемые товарищи, что ещё происходит? Мы с вами в этом зале - в основном голосами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - приняли законы, которые не позволяют нам вообще контролировать даже наши госкорпорации! Что происходит в результате? Вот вдумайтесь: прибыль за прошлый год "Роснефти" - 560 миллиардов рублей, но они себе установили только дивиденды топ-менеджмента в размере 2,6 процента от чистой прибыли! "РЖД": прибыль ещё больше, у них на дивиденды 2 процента. "Газпром": 2 процента, и это при том, что чистая прибыль - 1 триллион! И в это же время у нас в сельском хозяйстве выросла задолженность до 2 триллионов, у нас доля обрабатывающих отраслей в структуре ВВП сегодня снизилась по сравнению с 2000 годом в 2,5 раза, по сравнению с 1990 годом - в 4 раза. В это же время у нас в 2,8 раза увеличилось число управляющих. Кроме того, если задуматься, получается, что мы сами себя поедаем, и при этом вы в бюджете предусматриваете меньше расходов на реальный сектор! А за счёт чего же вы в будущем собираетесь исправлять ситуацию?! (Шум в зале.) Я поддерживаю законопроект, предложенный Оксаной Генриховной, - надо принять его в первом чтении. Я считаю, что мы с вами давно не применяли очень действенный механизм совместной работы комитетов. Вот были такие времена, когда между первым и вторым чтениями мы с вами здесь, в этом зале, кардинально пересматривали законопроекты и поправки занимали сто, тысячу страниц, - я вам могу привести такой пример после перерыва с тысячей страниц поправок, причём большая часть поправок не содержала ни одной буквы из тех, что были в концепции законопроекта. Я также считаю, что надо, если вы сочтёте возможным, под руководством бюджетного комитета, комитета по экономической политике совместно с комитетами по энергетике, по промышленности, по аграрным вопросам провести расширенные парламентские слушания с привлечением представителей кастрированной академии наук, извините за такое непарламентское выражение, но пора начинать слушать тех, кто понимает, что надо делать, в противном случае слушать будет некогда и некому! (Шум в зале.) Ещё раз повторяю: мы предлагаем поддержать этот законопроект и считаем, что то, что сделал и продолжает делать Чубайс, в долгосрочной перспективе может иметь разрушительные последствия для России в целом! Вдумайтесь: единая энергосистема в такой большой стране сегодня разделена на двести шестьдесят шесть частей! Даже в рамках одного субъекта, где есть разные МРСК и так далее, тарифы на электроэнергию разные, и растут они бесконтрольно. В структуре себестоимости любого серьёзного наукоёмкого продукта электроэнергия, газ и вода занимают до 70 процентов - это я вам говорю, как человек, производивший такую продукцию! Кроме того, посмотрите, у нас ведь тарифы ЖКХ сегодня душат наше население, подавляющую часть. У нас перекошена структура потребления: 5 процентов населения владеют 86 процентами имущества, а 95 процентов должны довольствоваться оставшимся. Как же вы без ограничений по этим позициям собираетесь выходить из кризисной ситуации? Никогда мы так из неё не выйдем! Завершая своё выступление, призываю всех депутатов подумать над тем, какое мы имеем влияние на будущее нашей страны, - оно колоссальное! Если ограничим аппетиты "жирных котов" - а это уже сделал весь мир, - то будем иметь возможности для возрождения, если же будем продолжать идти в фарватере живущих за границей и содержащих "Челси", "Бруклин Нейтс" и прочие футбольные, баскетбольные клубы и хоккейные, то у нас очень неутешительные... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Андрей Викторович Руденко. Микрофон включите, пожалуйста. РУДЕНКО А. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У нас от фракции будет выступать Иван Дмитриевич Грачёв, а я постараюсь коротко высказать свою позицию по этому законопроекту. Я являюсь соавтором этого законопроекта и хочу сказать спасибо за то, что авторы пригласили меня участвовать в его разработке. Приведу конкретный пример. У нас в Славянском районе Краснодарского края сложилась интересная ситуация (и не только в нём, но пока я занимаюсь этим районом): 85 процентов газа, потребляемого на территории этого района, формируется за счёт попутного газа "Роснефти", а 15 процентов поставляет "Газпром". И что получается при формировании цены на газ? Цена за 1 кубометр 4 рубля 76 копеек, в том числе 3 рубля 10 копеек составляет, так сказать, оптовая цена газа, 80 копеек - это услуги посредника, "Межрегионгаза", и 86 копеек за транспортировку "Славянскгоргазом", так вот посредник берёт этот попутный газ у "Роснефти", который там должны сжигать за копейки, и по цене газа, которую устанавливает ФСТ для северного газа, поставляемого "Газпромом", продаёт его населению. Когда я написал соответствующие письма в ФСТ и в РЭК, мне пришёл ответ, что "Роснефть" не формирует цену на газ, а они не вмешиваются в дела "Межрегионгаза", так как это частная структура, - это государственные структуры мне такое написали! Получается, что "Межрегионгаз", используя дешёвый попутный газ, на этом наживается! И даже когда обратились к Президенту Российской Федерации, - за три дня жители Славянского района собрали 10 тысяч подписей, а там всего 70 тысяч жителей! - эти вопросы остались без ответов, потому что правительство спустило всё на тормозах, а "Роснефть" тоже пока ответа не дала. Мы могли бы снизить тариф, отрегулировать его для населения и сказать: ребята, давайте уберём посредника - при чём здесь "Межрегионгаз", почему он должен поставлять газ населению и зарабатывать свои управленческие 86 копеек, почему "Межрегионгаз" должен перекладывать на население свои затраты и создавать мощное управление, когда есть транспортная компания?! И такая ситуация у нас в восьми районах края из сорока четырёх: используя попутный газ, полученный за копейки, посредник при этом наживается и цена формируется такая, как на северный газ, хотя расходов на транспортировку тут нет. Я хотел бы сказать, что это правильный законопроект, мы с вами должны на государственном уровне регулировать эти цены, я не говорю уже об электроэнергии и всём остальном. И цена на тепло формируется так же. А всё у нас так делается потому, что правительство не участвует и мы с вами не участвуем в формировании справедливых цен, тарифов для населения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Иван Дмитриевич Грачёв. ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я выступаю от фракции, но совсем отвлечься от того, что я председатель Комитета по энергетике, естественно, не могу, тем более что очень часто критики апеллировали к тому, что это проблема наша профессиональная, комитетская. Я просто напомню вам прошлогоднюю историю с бюджетным комитетом по гораздо более скромной проблеме - это 50 миллиардов, которые шли на четыре станции на Дальнем Востоке. Должен заметить, что мой комитет, Комитет по энергетике, единогласно тогда в первом варианте отверг предложенную схему и дал соответствующее заключение, чётко фиксируя, что она абсолютно непрактична, что она приспособлена для разворовывания денег, но абсолютно не приспособлена для того, чтобы эти деньги дошли до цели. Тем не менее коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ" заставили это решение пересмотреть, и было решено, что они пойдут по этой четырёхзвенной схеме, однако за год они никуда не прошли, и слава богу, что они не были разворованы там, потому что дальше решения были уже правильные. Это означает, что на самом деле эти проблемы не с уровнем профессионализма связаны - на профессиональном уровне по всем этим проблемам мы в комитете принимаем как раз правильные решения, в том числе и по соцнормам, которые надо отменить принципиально, законом. Большинство комитетов меня поддерживают, но, я думаю, проголосовать они не смогут, я имею в виду представителей "ЕДИНОЙ РОССИИ", то есть опять принимается политическое решение! Но проблема цены на энергию - это проблема совсем иного уровня. То есть если оценить по значимости причины уничтожения нашей обрабатывающей промышленности, то как минимум на втором месте будет рост цен на электричество, на энергию в целом. Более того, это осознали и премьер, и президент: было сказано, что наши цены в сфере промышленности выше американских. На самом же деле они выше уже и среднеевропейских, и терпение населения на пределе! Поскольку цены растут и объём неплатежей с позапрошлого года увеличился, соответственно, президентом нашей страны принимаются меры. Кстати сказать, в Америке директивами президента был остановлен рост цен на пятнадцать лет: так было в предыдущие пятнадцать лет и так будет в последующие пятнадцать лет - не словами, а директивами, которые имеют статус закона. А решение нашего президента обходят, то есть он сказал: да, мы объявляем мораторий - и что? Выдумываются соцнормы, выдумываются способы, как продолжить рост цен на энергоресурсы в геометрической прогрессии, о чём коллега Федоткин сказал. Откуда эта проблема? Она абсолютно политическая! Вот у зала спрошу: хоть кто-то здесь верит в то, что нынешние цены на электричество, на тепло - это справедливые цены? Я ни одного человека из практиков не знаю, кто сказал бы: да, это справедливые цены, рынок их выдал. Но проблема ещё глубже: схема, которую предложили в рамках реформы, никогда к справедливой стоимости не приведёт в принципе, сколько бы эту модель ни совершенствовали - а все затеи правительства сводятся к тому, чтобы чуть-чуть усовершенствовать в части опта, чуть-чуть в части розницы, - ни к каким справедливым ценам она, ещё раз фиксирую, никогда не приведёт. Надо принять принципиальное решение о последовательной дечубайсизации энергетики, чётко и однозначно сказать, что реформа провалилась, что энергетика должна быть, повторяю, последовательно дечубайсизирована, - можно эти слова не применять, но понятно, что это сделать нужно. И тогда, естественно, возникает вопрос: а с чего начать? Понятно, что это решение абсолютно политизированное, что его принять на уровне Комитета по энергетике или даже на уровне бюджетного комитета нельзя, это должно быть как минимум решение всего парламента. Когда у нас на заседании фракции эта проблема обсуждалась, мы, естественно, говорили о том, что надо использовать все возможные варианты. Стартовать можно в принципе с любого закона, принятого парламентом, об остановке роста цен - на электричество, на тепло, на всё остальное. В этом плане, конечно, внесение изменений в бюджет и в Бюджетный кодекс - очень правильное и удобное начало процесса, потому что в любом случае в каждом бюджете ежегодно устанавливаются ограничительные цифры по газу и по некоторым другим позициям, то есть схема в принципе есть, к ней только надо добавить однозначный, чёткий закон об изменениях в Бюджетном кодексе и затем однозначные, чёткие бюджетные решения, которые ограничивали бы рост цен на все энергоносители, энергоресурсы объявленным уровнем инфляции. Может быть, ещё пару цифр по теплу - в этой сфере тоже пытаются организовать рынок. У меня довольно много цифр по регионам страны, по стране в целом: в переводе на киловатт-час цена на тепло в России колеблется от 1 рубля до 280 рублей, и все утверждают, что это обоснованные цифры, что они получены с помощью каких-то якобы рыночных механизмов (хотя, если точнее, псевдорыночных). Так вот, этого в принципе быть не может, ничего похожего ни настоящие рыночные механизмы, ни, допустим, нормативные механизмы дать не могут! Это означает на самом деле, что мы должны чётко, однозначно зафиксировать, что нам придётся последовательно вводить нормирование начиная с тепла, а затем и по электричеству и придётся заниматься реформой в части ценообразования, понимая, что чисто рыночные механизмы, по крайней мере в этом варианте, к цели не ведут и никогда не приведут. И начинать эту работу, с нашей точки зрения, надо с однозначного моратория на рост цен: это заставит всех задуматься и дальше принимать профессиональные, правильные решения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов, пожалуйста. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Надо выразить благодарность Оксане Генриховне за то, что она внесла этот проект федерального закона. Вызвано это было тем - и выступавшие об этом говорили, - что фактически тарифообразование в этой отрасли непрозрачно, оно, в общем-то, в большей части даже закрытое, та информация, которая прозвучала сегодня в Государственной Думе в выступлениях, является как бы обрывочной, дискретной, а в целом получить эту информацию невозможно. Так, в частности, мы "вырвали" информацию о том, что отпускная цена Ростовской атомной станции 67 копеек за киловатт-час (это отпускная цена, не себестоимость, себестоимость, я так полагаю, в пределах 20 копеек), при этом тариф в Ростовской области с учётом социальной нормы - 3 рубля 50 копеек, то есть здесь идёт сверхприбыль, и, куда она девается, сложно разобраться. Но мы попытались разобраться и узнали, что в тариф закладывается инвестиционная составляющая - на реконструкцию сетей, на реконструкцию трансформаторных подстанций. В Ростовской области за 2010 и 2011 годы сумма, которая заложена в тариф, составила 10 миллиардов рублей, а освоение, по заключению Счётной палаты, за два года составило 42 процента, то есть освоили примерно 4 миллиарда. 6 миллиардов осталось, куда они делись - неизвестно, но это не помешало и в следующем году увеличить тариф, и опять же не с учётом инфляции. При этом сегодня тарифообразование в стране совершенно различное. Есть ряд территорий (я не буду их называть), которых не коснулась реформа Чубайса, и там тариф даже для предприятий ниже 2 рублей за киловатт-час, а у нас в Ростовской области - от 5 до 6 рублей для предприятий, и это совершенно неправильно. Я поддерживаю предложение Николая Васильевича о том, чтобы всё-таки принять в первом чтении этот законопроект, а затем, с учётом всех доработок, привести в нормальное состояние тарифообразование в нашей стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Гарри Владимирович, будете выступать? Александр Юрьевич? Нет. Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, несколько дополнительных доводов. Здесь уже говорилось о том, что такой высокий уровень тарифов подрывает конкурентоспособность нашей экономики, поскольку одно из немногих конкурентных преимуществ нашей экономики - дешёвые энергетические ресурсы, но из-за такого роста тарифов и цен естественных монополий мы это конкурентное преимущество практически потеряли. Незабвенный Алексей Леонидович Кудрин в течение многих лет нам всё время говорил о том, что наша основная задача - это макроэкономическая стабилизация и борьба с инфляцией и что мы должны действовать, используя макроэкономические регуляторы. Так вот я вам говорю: основной источник инфляции в нашей стране - это инфляция издержек, основной источник - это рост тарифов естественных монополий. Я исследовала динамику инфляции за много-много лет: от трети до половины всей инфляции - это инфляция января, январь - это время, когда минимальны расходы населения, все доедают запасы, ничего не тратят первые две недели, но в это время объявляются новые тарифы на электроэнергию, на услуги ЖКХ и на все остальные услуги. Теперь о том, как справляться с инфляцией. Надежда Сергеевна, вы знаете, что я вас очень уважаю, вы очень квалифицированный и талантливый, действительно талантливый финансист-бюджетник, но что означает ваше предложение о том, чтобы отраслевые законы определяли методологию расчёта тарифов? Это означает, что от себестоимости, от издержек, и они предъявляют издержки такие, какие они хотят. А хотят они, мы уже говорили, 1 миллиард рублей, без всяких верхних ограничений, чтобы не только себе и детям, но и правнукам и праправнукам хватило. Но ведь это, получается, такая же ситуация - вы помните, Надежда Сергеевна, - какая была с бюджетом в 93-м году, до того, как мы создали механизм утверждения бюджета, когда каждый депутат определял свои потребности, вносил их, и всё это шло на расходы бюджета, на дефицит, и не было никаких ограничений. Если бы это всё сохранилось, то печатный станок работал бы вообще без передышки! И тогда мы с Татьяной Геннадьевной Нестеренко в 94-м году предложили такой механизм рассмотрения бюджета: мы вначале определяли верхний предел расходов, его утверждали, доходы и дефицит, и все изменения - только в пределах этих ограничений, всем эта процедура известна. Вы то же самое тогда нам говорили: вы не удержите, такого никогда не было, у всех свои потребности индивидуальные, мы их должны рассматривать... Нет, сделали - и сама эта процедура привела к ограничению в том числе дефицита бюджета. Точно так же нужно действовать в отношении тарифов: предельные верхние ограничения, а дальше пусть всю методику пересматривают и переделывают в соответствии с этими верхними ограничениями. Ещё один пример, с лекарствами. Ведь у нас так же, лавинообразно, и цены на лекарства росли за счёт избыточных посреднических звеньев, каждое из которых добавляло себе то 25 процентов посреднических издержек, то 50 процентов, обосновывало, зачем это им надо, и причём количество звеньев тоже росло. Было принято решение зафиксировать либо отпускную цену, либо цену начальную плюс предельные издержки. Вот два примера: это всё-таки сработало. И ещё один довод. Мы любим приводить в пример другие страны, и здесь говорилось о создании конкурентного рынка электроэнергии после приватизации, что является ошибкой, безусловно. Аналогичная реформа была проведена в Великобритании в период Тэтчер, но там с самого начала устанавливали предельные цены и чётко, жёстко их фиксировали. Уважаемые коллеги, это совершенно очевидный законопроект, который во втором чтении даже не нуждается ни в каких поправках, это то немногое, с чего нужно немедленно начинать, поэтому прошу всех проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Сергеевна Максимова. Микрофон включите. МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, такое бурное обсуждение объяснимо, конечно: опережающий рост тарифов - это не только очень болезненный раздражитель для населения, но он, как справедливо здесь отмечалось, раскручивает инфляцию, тормозит экономику, ведёт к росту издержек, снижает конкурентоспособность наших производителей и так далее, и не случайно и президент, и правительство, и депутаты, и сенаторы, и руководители на местах - все мы ищем пути к ограничению роста цен и тарифов на услуги естественных монополий и организаций жилищно-коммунального хозяйства. Но, уважаемые коллеги, всё-таки мы с вами законодатели, мы знаем, что законотворческий процесс имеет свою логику, и мы не можем принимать закон, который будет противоречить впрямую другому закону, не можем мы приводить к такой коллизии, и мы говорили об этом, то есть для того, чтобы эту норму ввести в действие, мы должны другие законы привести в соответствие, внести в них изменения. Ведь не случайно комитеты профильные - и по земельным отношениям и строительству, и по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, и по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления - дали отрицательные заключения: законопроектом не учитывается, что регулирование цен и тарифов на услуги и товары в каждой отрасли имеет свою специфику, здесь это не учтено, специфика учитывается в отраслевых законах. Уважаемая Оксана Генриховна, я не говорю, что мы не можем установить высокую планку, - можем, и через отраслевые законы можем устанавливать, кстати говоря. И даже Комитет по энергетике подчеркнул, что регулирование тарифов на электроэнергию для населения тоже осуществляется в другой форме, в другом порядке, отличном от того, который предлагается вот этим законопроектом. И я хочу сказать Елене Григорьевне: посмотрите, у нас тарифы, регуляторы устанавливаются на разных уровнях: имеются и федеральные регуляторы, и субъектовые, и муниципальные. Возьмите, например, газ: тарифы на услуги по транспортировке газа устанавливаются федеральным органом власти, а розничная цена на газ устанавливается субъектами Российской Федерации, и если мы на федеральном уровне установим тарифы ниже, чем на уровне субъекта, то мы обязаны из федерального бюджета компенсировать эти потери для производителя. То есть нельзя говорить о том, что эта тема не имеет смысла, напрямую, если мы примем вот такое законодательство. Уважаемые коллеги, здесь, конечно, прозвучало очень много предложений, которые, наверное, нам нужно взять на вооружение, и, может быть, действительно нам следует создать рабочую группу под эгидой комитета по экономической политике и вплотную заняться вопросами регулирования цен, тарифов. Президент предложил, например, создать советы потребителей при Федеральной службе по тарифам, при инфраструктурных монополиях, при региональных энергетических комиссиях, но и общественность, наверное, тоже должна подключаться к решению этих вопросов, граждане сами тоже должны контролировать, из чего складываются те платежи, которые им предъявляет та или иная компания. Давайте поработаем над этой темой, она действительно заслуживает того, чтобы приложить максимум усилий, с тем чтобы в конечном счёте у нас были приняты решения, которые на самом деле могли бы позволить реально ограничить рост тарифов на продукцию естественных монополий и на услуги жилищно-коммунального хозяйства, от нас этого действительно ждут, но в том виде, в котором сейчас этот законопроект внесён, наш комитет всё-таки рекомендует его отклонить, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" тоже рекомендует проголосовать против этого законопроекта. Давайте будем продолжать работать, но уже в нужном направлении, учитывая логику нашего законотворческого процесса. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
И 40-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 08 сек.) Проголосовало за 199 чел.44,2 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 202 чел. Не голосовало 248 чел.55,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
НОСОВКО Г. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, для протокола: по 40-му вопросу депутаты Нилов и Носовко голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 90
О проекте федерального закона № 512710-5 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части установления предельного уровня роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и на жилищно-коммунальные услуги для населения, не превышающего уровень инфляции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Докладчик по законопроекту под 28-м пунктом просит перенести рассмотрение вопроса на более поздний срок, просьба поддержать это предложение.
Михаил Васильевич Емельянов просит 28-й вопрос повестки перенести на более поздний срок. Нет возражений? Спасибо.