Заседание № 221
О проекте федерального закона № 512628-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов применения экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Докладывает Максим Анатольевич Топилин. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект на прошлой неделе был рассмотрен и принят нами во втором чтении. Он прошёл все необходимые правовые, юридические и лингвистические экспертизы. Комитетом предлагается принять законопроект в третьем чтении, просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления по мотивам. Покажите список. Кирьянов Артём Юрьевич, пожалуйста. КИРЬЯНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, хотел бы сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, направленный на совершенствование механизмов экспериментальных правовых режимов. Законопроект разработан во исполнение трёх поручений президента, и мы в этой части обращаем внимание на вопросы ответственности за причинение вреда в результате использования искусственного интеллекта, выработки единого подхода к страхованию в рамках ЭПР и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые с применением искусственного интеллекта. Ещё раз просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, фракция КПРФ не может поддержать данную инициативу, у нас есть ряд аргументов. Цифровая трансформация в целом, несомненно, является вектором технологического развития нашей цивилизации как очередной этап технологического уклада. Цифровая экономика и внедряемые практически ежедневно новации в ней кардинально меняют нашу жизнь. Но иногда к таким новациям не в полной мере бывает готово само население, особенно на фоне существующего в стране цифрового неравенства. Конечно, это не призыв к отмене "цифры". Полезных примеров применения инноваций и технологий в экономике становится много, например цифровая трудовая книжка и другие, но необходимо признать, что наряду с развитием цифровых технологий наблюдается рост такими же, а иногда и опережающими темпами мошенничества, дистанционных преступлений в цифровой сфере. Перечень отменяемых правил в рамках экспериментального правового режима, рекомендуемый Минэкономразвития, вызывает определённую настороженность и, считаю, создаёт новые возможности для мошенников разных мастей, особенно, повторюсь, в условиях цифрового неравенства в регионах России. На сегодня плохо проработаны гарантии сохранности и степень защиты электронных данных. Немаловажную роль играет и цифровая грамотность определённых слоёв населения. Нам необходимо добиться такого прогресса в обеспечении информационной безопасности, когда дистанционное мошенничество будет в принципе искоренено и снято с повестки дня, и для этого необходимо принципиально изменить технологический регламент разработки цифровых продуктов с привлечением соответствующих специалистов и экспертного сообщества. Предлагаемый законопроект преждевременный. Фракция КПРФ во избежание более пагубных последствий поддерживать данную законодательную инициативу не может. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Обсуждение завершено. Переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 51 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 512628-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов применения экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса, блок законопроектов второго чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". С докладом выступит Максим Анатольевич Топилин. Пожалуйста, Максим Анатольевич. ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Хотел бы напомнить, что законопроект был внесён правительством, принят в первом чтении 15 февраля этого года. Он предусматривает в основном ускорение, упрощение процедур, связанных с экспериментальными правовыми режимами в сфере цифровых инноваций, и направлен на то, чтобы эти решения принимались быстрее и работали эффективнее. Также в соответствии с поручением президента внесены поправки, связанные со страхованием ответственности участников экспериментов. И ещё очень важная, мне кажется, поправка, внесённая группой депутатов, предусматривает, что ежегодно до 1 мая правительство представляет в Государственную Думу и в Совет Федерации доклад о результатах экспериментальных режимов, что позволит нам, соответственно, готовить изменения в действующее законодательство. В этом, собственно, и цель законопроекта. Четыре поправки подготовлены ко второму чтению, все они предлагаются к принятию. Просьба проголосовать за таблицу поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 32 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование законопроект, 4-й вопрос нашей повестки. Второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 05 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 193
О проекте федерального закона № 512628-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов применения экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра экономического развития Максим Андреевич Колесников. КОЛЕСНИКОВ М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! По поручениям президента подготовили законопроект, в котором донастраиваем работу механизма экспериментальных правовых режимов. Что делаем? Первое, упрощаем для бизнеса доступ к инструменту и ускоряем процесс установления самого режима. Для этого сокращаем требования к предпринимателю, экономим ему около месяца на сбор документов, сокращаем с 90 до 50 дней минимальный срок рассмотрения и установления экспериментального правового режима. Второе, вводим регулирование для разграничения ответственности за подготовку и использование решений, созданных с применением технологий искусственного интеллекта. Предусмотрено создание специальной комиссии для оказания экспертной поддержки в вопросах, связанных с применением искусственного интеллекта, и её заключения смогут использовать в своей работе правоохранительные органы или суд. Третье, формируем подходы к защите интеллектуальных прав на технологии, созданные в том числе с применением искусственного интеллекта. В рамках ЭПР предлагается ввести перечень таких технологий с указанием правообладателей. Законопроект поддержан Банком России, Минцифры, Минтрансом, Минпромторгом, Минфином. Полагаем, что предусмотренные проектом закона новеллы окажут благоприятное влияние на укрепление технологического суверенитета и внедрение цифровых инноваций в Российской Федерации. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Андреевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Максим Анатольевич Топилин. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Официальный представитель правительства заместитель министра экономического развития доложил суть законопроекта. Я хотел бы коротко напомнить, о чём базовый закон, как он работает и для чего он вообще принимался. Несколько лет назад мы столкнулись с тем, что новые проекты очень сложно вписываются в действующее законодательство, ну фактически их невозможно было запустить либо на уровне законов, либо на уровне правительственных решений. Поэтому сам закон, законодательство об экспериментальных правовых режимах позволяет, что особенно актуально в нынешних условиях, на уровне Правительства Российской Федерации запускать новые проекты, которые относятся прежде всего к инновационным проектам. Это и беспилотники, и данные в медицине, не только беспилотные летательные аппараты, но и беспилотный транспорт, который сейчас тестируется в рамках маршрута Москва - Санкт-Петербург, то есть это те новшества, которые требуют настройки с точки зрения их запуска, а в дальнейшем, безусловно, потребуют внесения изменений в действующее законодательство, чтобы эти эксперименты уже вошли в жизнь. Законопроект, который вам представлен, упрощает и ускоряет процедуры принятия решений, регистрационные процедуры, которые реализует правительство, с тем чтобы быстрее реагировать на современные вызовы жизни и быстрее внедрять проекты. Как я уже сказал, это очень актуально, как вы понимаете, сегодня, когда мы вынуждены, нам необходимо быстро различные проекты в разных отраслях запускать, с тем чтобы достигать определённых результатов, прорывов. Законопроект как раз на это нацелен. Он подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации, в котором правительству и Государственной Думе предписывается эти корректировки законодательства сделать. Комитет по экономической политике просит поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич. Вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Максим Андреевич, ведя речь об уточнении категории лиц, действующих в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, вы также предлагаете исключить требование к инициатору установления экспериментального правового режима об отсутствии у него судимости. Конечно, это упрощает доступ к процедурам экспериментального правового режима, но как такое предложение согласуется с вопросом обеспечения безопасности в сфере цифровых инноваций, главным образом гарантий защиты прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц? Можете этот вопрос более полно раскрыть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Максим Андреевич. КОЛЕСНИКОВ М. А. Уважаемый Анатолий Борисович, мы действительно по многократным обращениям бизнеса решили исключить вот это требование справки об отсутствии судимости, ну, наверное, по такому основному соображению. Все инициаторы экспериментальных правовых режимов - это средний, крупный и крупнейший бизнес, компании, которые предлагают определённые цифровые инновации, и когда мы анализируем правомерность, возможность реализации экспериментального правового режима, идёт сквозное межведомственное согласование, в том числе согласование с силовыми органами - коллегами из ФСБ и коллегами из ФСО. Что анализируется? Анализируются в первую очередь безопасность и возможность проведения эксперимента с точки зрения его сути. Например, если это эксперимент по беспилотию - как будет летать, какие будут частоты и так далее. Вот нам небезосновательно кажется, что эту дополнительную справку о том, что у владельца компании отсутствует судимость, в данном случае мы можем исключить без потери соблюдения требований безопасности самого эксперимента, но это существенно сокращает сроки рассмотрения, потому что зачастую получение таких справок, учитывая наши переезды и проживание в разных локациях, занимает достаточно много времени. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Спасибо. У меня тоже вопрос на эту же тему. Такая норма существовала же для чего-то. Раньше считалось, что это вредит безопасности, а сейчас вдруг по просьбам субъектов... Конечно, субъекты будут просить, потому что для них упрощается процедура, им не надо собирать эти справки, не надо заботиться о чистоте, так сказать, репутации. Всё-таки вы сказали, что практика показала, что это не влияет на безопасность. Вот как практика это показала, хотелось бы понять. И всё-таки, может быть, сохранить требования хотя бы относительно каких-то конкретных судимостей, по каким-то конкретным направлениям? Потому что если человек одно, определённого склада, преступление совершает, наверное, это имеет отношение, а если другое, то, наверное, не имеет. КОЛЕСНИКОВ М. А. Андрей Анатольевич, проработаем этот вопрос между первым и вторым чтениями. Что касается опыта, у нас уже 13 экспериментальных правовых режимов действуют, и никаких последствий, связанных с отсутствием этой справки, пока не возникало. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Мой вопрос официальному представителю правительства. Уважаемый Максим Андреевич, вот цель закона, который мы принимали в 2020 году (из пояснительной записки я цитирую), - "создание правовых условий для ускоренного появления и внедрения новых продуктов и услуг". Я врач и одной из таких услуг, как и многие мои коллеги, считаю телемедицину. Эта услуга реально востребована в практическом здравоохранении, но, по моим данным, ни один из проектов, несмотря на то что они были первыми зарегистрированы, в том числе в 2022 году, не получил поддержки правительства. В связи с этим два вопроса. Первый: не считаете ли вы, что "регуляторные песочницы" в сегодняшнем виде не позволяют преодолеть этот консерватизм? И второй: как всё-таки обстоят дела с телемедициной в части вашего министерства и в части правового регулирования? КОЛЕСНИКОВ М. А. Уважаемый Айрат Закиевич, готовы предоставить дополнительную, более подробную информацию. Но скажу, что в конце 2023 года нами совместно с коллегами из Минздрава был утверждён экспериментальный правовой режим как раз в сфере телемедицины. Большая работа была с коллегами проведена. У нас 16 субъектов, это частные клиники, подключено уже к этому эксперименту, он активно набирает обороты. Предоставим всю информацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Максим Андреевич, всем понятно, что любой эксперимент - это сплошная неопределённость. Скажите, вот за четыре прошедших года создан ли хотя бы один или вовлечён ли хотя бы один научно-исследовательский институт с опытным производством, который бы ваши "песочницы" превращал в реальные продукты? Если создан, то скажите, где можно посмотреть. А мошенники первыми пользуются любыми новеллами. И если вы посмотрите, то увидите, что количество преступлений, и воровства с карточек, и всего прочего, только растёт. Вообще, вызывает очень много вопросов исключение осуждённых из списка тех, кто может быть допущен к экспериментам, к экспериментальным режимам. КОЛЕСНИКОВ М. А. Уважаемый Николай Васильевич, на самом деле продукты уже есть и сейчас проводятся эксперименты. Это и беспилотные грузовые транспортные средства, которые делает КамАЗ, и есть научные центры, которые с ними работают, в том числе НАМИ, это и беспилотные автотранспортные средства. То есть уже есть конкретные продукты, которые сейчас в боевых условиях проходят донастройку и верификацию, повышается уровень автоматизации, всё это есть. А по поводу справки мы договорились, что между первым и вторым чтениями обязательно этот вопрос проработаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Максим Андреевич, полезных примеров применения инновационных технологий в экономике много - это и цифровая трудовая книжка, и другие. Но необходимо признать, что также наблюдается и рост дистанционных преступлений. Перечень отмечаемых правил в рамках экспериментального правового режима, рекомендуемых Минэкономразвития, вызывает определённую настороженность. В связи с этим, может быть, это созвучно и с предыдущими вопросами, сперва следует поработать над гарантиями и степенью защиты электронных данных, а потом уже вернуться к таким экспериментам? КОЛЕСНИКОВ М. А. Вячеслав Михайлович, ну, как раз в законопроекте мы предполагаем определённые требования и ответственность за данные, что будет регулироваться уже в каждом конкретном экспериментальном правовом режиме. Поэтому считаем, что данное предложение будет учтено при принятии закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемые Максим Андреевич и Максим Анатольевич! Хорошо, что как одна из новелл появляется статья 18-1, где речь идёт о комиссиях, создаваемых для расследования ситуаций. Но вот посмотрите, как сформулирован 1-й пункт: "В случае причинения вреда жизни, здоровью..." и так далее. А нельзя ли посмотреть, чтобы всё-таки не только в случае причинения вреда? Чтобы статья была направлена на минимизацию рисков совершения вреда, на предупреждение, то есть как-то превентивно настроена, а не только на констатацию. КОЛЕСНИКОВ М. А. Николай Иванович, спасибо за вопрос. Проработаем между первым и вторым чтениями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Максим Андреевич, согласно пояснительной записке одним из нововведений является создание комиссии по выявлению обстоятельств, в результате которых при применении искусственного интеллекта причинён вред. Скажите, почему именно комиссия будет заниматься правовым регулированием, а не судебные органы, ведь в итоге всё равно наши граждане будут обращаться в судебные инстанции? КОЛЕСНИКОВ М. А. Михаил Сергеевич, спасибо за вопрос. Безусловно, будут обращаться, но для того, чтобы обратиться, необходима некая экспертиза. И вот как раз мы создаём комиссию из профильных участников и кураторов конкретного эксперимента, которые смогут досконально определить степень участия, степень вовлечённости и степень ответственности, а результаты этой комиссии уже как раз могут быть рассмотрены в том числе в суде. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Анатольевич, спасибо большое. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 45 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.