Заседание № 152
О проекте федерального закона № 512599-7 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. Блок "Законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении", проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Леонида Яковлевича Симановского. Пожалуйста, Леонид Яковлевич. СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Во втором чтении законопроект был принят в прошлый четверг. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Комитет просит принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить от фракций по мотивам голосования? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", 3-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 53 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 151
О проекте федерального закона № 512599-7 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом; принят в первом чтении 12 сентября 2018 года с наименованием "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 5-му вопросу повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Леонида Яковлевича Симановского. СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В первом чтении законопроект был принят 12 сентября. К законопроекту поступила одна поправка юридико-технического характера, рекомендуемая комитетом к принятию. Прошу утвердить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, рекомендуемых профильным комитетом к принятию. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 17 сек.) Проголосовало за 355 чел.78,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 355 чел. Не голосовало 95 чел.21,1 % Результат: принято Принимается единогласно. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", 5-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 53 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Поздравляю, коллеги! Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Комитет просит включить законопроект в проект порядка работы заседания на 16 октября для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Поддерживаем обращение комитета. По решению палаты данный вопрос будет включён в повестку дня на 16 октября.
Заседание № 141
О проекте федерального закона № 512599-7 "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом). Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Ильи Вячеславовича Трунина. Пожалуйста, Илья Вячеславович. ТРУНИН И. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроект, предлагаемый вашему вниманию, носит во многом технический характер и связан с тем, что перевозки городским пассажирским транспортом в наших городах осуществляются на основании различных форм организации таких перевозок. Налоговым кодексом сейчас установлено, что перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом освобождены от обложения НДС. При этом в связи со вступлением в силу новых положений закона, регулирующих указанные правоотношения, в настоящее время такие перевозки могут осуществляться также на основании государственного или муниципального контракта, то есть централизованный организатор перевозок заключает контракт с перевозчиком, оплачивает ему по контракту стоимость этих перевозок, а, собственно, продажу билетов и взаимоотношения с пассажирами осуществляет тот, кто заказывает такого рода услуги. Формально при таком способе организации перевозок освобождение от НДС не применяется, поэтому правительство предлагает дополнить и установить, что перевозки городским пассажирским транспортом пассажиров и багажа освобождаются от НДС вне зависимости от формы их организации, то есть включая оказание таких услуг на основании государственного или муниципального контракта. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Леонида Яковлевича Симановского. Пожалуйста, Леонид Яковлевич. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Илья Вячеславович доложил суть законопроекта, я вкратце повторю. Законопроектом предлагается освободить от обложения НДС работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта. Необходимость предлагаемых изменений обусловлена новой формой организации перевозок пассажиров автомобильным и наземным электрическим транспортом посредством заключения полномочным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления государственных или муниципальных контрактов. Предметом такого контракта является выполнение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, с которым заключён контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам в соответствии с требованиями, установленными заказчиком. Действующей редакцией Налогового кодекса предусмотрено освобождение от обложения НДС услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, однако те работы, которые предусмотрены указанным контрактом, в перечне работ, освобождаемых от НДС, отсутствуют, в связи с чем возникает проблема правоприменительной практики. Учитывая, что законопроект направлен на решение проблемы, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Илья Вячеславович, ну, насколько я понял из докладов, речь идёт в основном о муниципальном транспорте и речь идёт о регулируемых тарифах. Если мы с вами сегодня посмотрим на ситуацию по нашей стране - России, то увидим, что у нас только Москва на 70 процентов обеспечена муниципальным транспортом. Практически по всей стране сегодня, ну, где-то вообще нет муниципального транспорта, перевозчиков, а где-то 10, 15 процентов и так далее. Многие отказались от регулируемых тарифов - это было связано с возмещением из бюджета муниципалитета, - отказались от него и устанавливают свои цены. Правильно ли я понимаю, что принятие данного закона приведёт к тому... Вот эти перевозчики не подпадут под действие этого закона? И каким образом это скажется на цене конечного билета за проезд в общественном транспорте? ТРУНИН И. В. Сергей Михайлович, это никак не скажется на цене за проезд, поскольку законопроект, как я уже сказал, носит технический характер. Есть способ организации перевозок, при котором перевозчик сам по установленным тарифам, условно говоря, продаёт билеты, собирает деньги с пассажиров и таким образом финансирует свою деятельность, а если есть льготы или регулируемые тарифы, то разница возмещается ему из муниципального бюджета в виде субсидий (субсидия от НДС освобождается). А есть другой способ, он применяется в Москве, например, и в других городах: централизованно заключается контракт с перевозчиком, в соответствии с этим контрактом перевозчику выплачивается определённая сумма в зависимости от количества перевезённых пассажиров, а все взаимоотношения с пассажирами, включая продажу билетов, осуществляет тот, кто заказывает эти услуги. Собственно, суть законопроекта в том, чтобы и при таком способе организации перевозок по тем же самым регулируемым тарифам, которые устанавливает муниципалитет, льгота по НДС тоже применялась. Все остальные способы организации как сейчас, так и в случае принятия этого закона не затрагиваются указанной нормой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тен Сергей Юрьевич. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Вячеславович, скажите, пожалуйста, почему в законопроекте о льготах по НДС речь идёт именно о понятии "работы", а не "услуги", с учётом того что в действующей редакции речь идёт именно об услугах? Это первый вопрос. Второй вопрос, наверное, не в полном объёме имеет отношение к данному законопроекту, но имеет отношение к льготам по налогам в отношении электромобилей. Скажите, пожалуйста, какова позиция правительства: возможно ли в будущем освобождение от уплаты транспортного налога владельцев электромобилей для пропаганды экологически чистых видов топлива? ТРУНИН И. В. Сергей Юрьевич, спасибо за вопросы. Ну, по поводу формулировки - "работы" или "услуги". Законопроект носит подчинённый характер по отношению к закону "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...", а предметом государственного, муниципального контракта в соответствии с этим законом является именно выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок. Если необходимо это исправить, то, я думаю, в случае принятия законопроекта в первом чтении можно провести дополнительную юридическую экспертизу и внести соответствующие поправки ко второму чтению. Что касается вашего второго вопроса, то предметом сегодняшнего обсуждения не является транспортный налог. Но в целом хочу сказать и обратить внимание на то, что транспортный налог является региональным налогом, следовательно, любые льготы, которые соответствуют общим принципам налогообложения, могут быть установлены региональными властями, органами власти субъектов Федерации, в том числе и в отношении электромобилей, в этом плане нет никаких ограничений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Харсиев Алихан Анатольевич. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Кривоносов по карточке Харсиева. Уважаемый Илья Вячеславович, конечно, освобождение от НДС, мы надеемся, снизит себестоимость услуг. Хотелось бы уточнить: а для чартерных авиаперевозок возможно такое же освобождение от НДС? Как вы считаете? ТРУНИН И. В. Законопроект, который я представляю, касается только городского наземного пассажирского транспорта, который осуществляет перевозки пассажиров и багажа. Я не думаю, что в отношении чартерных перевозок возможна такая же норма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савченко Светлана Борисовна, пожалуйста. САВЧЕНКО С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день! Илья Вячеславович, скажите, пожалуйста, речь идёт только о городском наземном электрическом транспорте? Дело в том, что в Крыму есть наземный электрический транспорт междугородний - это троллейбусные линии Симферополь - Алушта и Симферополь - Ялта. Коснётся ли эта льгота и нашего предприятия "Крымтроллейбус"? ТРУНИН И. В. Светлана Борисовна, спасибо большое за вопрос. Я знаю про эту проблему, на самом деле правительство готовит отдельный законопроект на эту тему. Но я думаю, что было бы целесообразно, если депутаты не возражают, а также правительство, при рассмотрении законопроекта во втором чтении добавить в перечень также и электрический междугородний транспорт, поскольку он действительно существует и действительно в отношении его должен применяться тот же режим, что и в отношении городского пассажирского. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Илья Вячеславович, всё-таки конкретно мне скажите, каких больших городов это коснётся, буквально персонально, если так можно выразиться. Это во-первых. Во-вторых, комитет пишет в заключении, что законопроект не позволит урегулировать вопрос налогообложения услуг и приведёт к освобождению от налогообложения НДС нового неограниченного перечня работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок, то есть в том числе это касается ремонтных предприятий и прочих. Ну и ещё один вопрос. Термин "наземный электрический транспорт" не определён в законодательстве. Это что, Москвы касается? Мы сейчас какие-то новые понятия примем, введём в этом законе? ТРУНИН И. В. Валентин Сергеевич, спасибо за вопросы. Что касается термина "наземный электрический транспорт". Только что в ответе на предыдущий вопрос я сказал, что есть проблема, её надо решать, и, возможно, решать не только в налоговом законодательстве, но и в других отраслях законодательства, в том числе регулирующих транспорт, городской и пассажирский. Что касается освобождения от НДС, на что направлен данный законопроект. Напомню, что сегодняшнее освобождение в ситуации, когда освобождаются сами услуги или работы по перевозке пассажиров, означает, что весь НДС, который в этой операции фигурирует, то есть является входящим, не принимается к вычету, то есть, по сути, относится на себестоимость продукции. То же самое предлагается сделать и в случае организации перевозок на основании контракта. В соответствии с законом, о котором я уже говорил, отраслевым законом, контракт может предусматривать только организацию работ по перевозке, соответственно, другие услуги не могут являться предметом такого контракта и под эту льготу не подпадут. Что касается муниципальных образований, где такая схема применяется, самый очевидный, известный пример - это Москва, где существует карта "Тройка", единый центр оплаты и городские власти заключают с перевозчиками контракты на оказание услуг по перевозке по регулируемым тарифам. Но когда Министерство транспорта обсуждало этот законопроект с субъектами Федерации, то из семидесяти двух субъектов Федерации поступили положительные заключения на этот законопроект, то есть в очень многих муниципальных образованиях городские власти переходят на такую схему организации перевозок пассажиров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочный представитель президента будет выступать? Гарри Владимирович? Председатель правительства? Заключительное слово будет, Илья Вячеславович? Леонид Яковлевич? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации", 3-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 20 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно.