Заседание № 138
26.07.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 512183-7 "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Юго-Восточная Финляндия" на период 2014-2020 годов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4053 по 4532 из 5843
Мы приняли решение вопросы 34, 35 и 36 рассматривать с одним докладом и содокладом. Пункт 34, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Коларктик" на период 2014-2020 годов"; пункт 35, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Юго-Восточная Финляндия" на период 2014-2020 годов"; пункт 36, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Карелия" на период 2014-2020 годов". Доклад по всем трём вопросам официального представителя правительства заместителя министра экономического развития Азера Муталимовича Талыбова. Пожалуйста. ТАЛЫБОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносятся проекты трёх федеральных законов о ратификации соглашений о приграничном сотрудничестве с Финляндией, о реализации программ "Карелия", "Коларктик" и "Россия - Юго-Восточная Финляндия". Все соглашения подписаны 29 декабря 2016 года. Программы приграничного сотрудничества России и ЕС являются продолжением успешного опыта сотрудничества в рамках предыдущего программного периода, это 2007-2013 годы. Отмечу, что такие программы важны для развития приграничных субъектов Северо-Западного федерального округа: они получают дополнительный источник финансирования региональных инициатив. Общий объём финансирования по трём соглашениям на период 2018-2020 годов составит порядка 123 миллионов евро, в том числе доля участия Российской Федерации в программах составит 41,2 миллиона евро. Примерно 30 миллионов евро необходимо перечислить в 2018 году, средства на эти цели предусмотрены. Участниками программы с российской стороны являются такие приграничные субъекты Северо-Западного федерального округа Российской Федерации, как Мурманская, Архангельская, Ленинградская области, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Республика Карелия. В качестве приоритетных направлений деятельности по программам могут быть определены такие направления сотрудничества, как содействие социальной интеграции и улучшение качества жизни на приграничных территориях, повышение доступности регионов, развитие транспортных и коммуникационных систем и сетей. Проектная деятельность в рамках реализации программ будет реализовываться по двум направлениям - это регулярные проекты и крупные инфраструктурные проекты. Регулярные проекты, как правило, направлены на стимулирование малого и среднего предпринимательства, поддержку местных культур и обычаев, повышение уровня жизни населения приграничных районов, поддержку здравоохранения, ну и обмен опытом. Крупные инфраструктурные проекты - это проекты в сфере, так скажем, трансграничной работы, которая направлена на приобретение или создание объектов инфраструктуры. В соглашениях есть ряд особенностей, которые важно упомянуть. Поскольку средства программ формируются за счёт совместного взноса сторон, полученные российскими партнёрами средства не признаются иностранным финансированием. Кроме того, соглашениями уточняется порядок осуществления закупок. В частности, в соглашениях содержатся изъятия из законодательства Российской Федерации в отношении доступа к государственным закупкам иностранных товаров, и это потребует внесения изменений в ряд нормативных правовых актов об осуществлении закупок, соответствующие поправки уже готовятся. Ратификация соглашений обеспечит исполнение Российской Федерацией принятых ранее обязательств в отношении финансирования программ, а также будет способствовать развитию добрососедских отношений России и приграничных государств. Важно подчеркнуть, что санкции Европейского союза, введённые против России в 2014 году, не коснулись программ приграничного сотрудничества, и в этом смысле наше сотрудничество с Европейским союзом продолжается. Проекты законов согласованы в установленном порядке. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад тоже по всем трём вопросам Светланы Сергеевны Журовой. Пожалуйста. ЖУРОВА С. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Так сложились обстоятельства, что именно год назад мы здесь, в этом зале, принимали закон "Об основах приграничного сотрудничества", и 26 июля 2017 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал его. Так что мы сегодня можем смело отметить год с момента принятия этого закона. Что за это время произошло? Прежде всего 35 субъектов Российской Федерации приняли свои законы о приграничном сотрудничестве, потому что они в этом непосредственно заинтересованы. Как следствие, три законопроекта о ратификации представлены на наше рассмотрение. Приграничное сотрудничество представляет собой важную составляющую российской внешнеполитической линии, является неотъемлемой частью строительства взаимоотношений в пределах единого общеевропейского пространства и содействует созданию пояса добрососедства и безопасности по периметру российских границ. Вопросы международно-правового регулирования приграничного сотрудничества для Российской Федерации - а мы обладаем самой протяжённой государственной границей - имеют особое значение. Приграничное сотрудничество Российской Федерации на внешних границах с государствами - членами Европейского союза является приоритетом стратегического взаимодействия с Европейским союзом. Существует опыт реализации программ сотрудничества ЕС в период 2007-2013 годов, и этот опыт показал, что очень оперативно можно решать общие задачи приграничных территорий, повышая тем самым уровень жизни жителей, которые проживают в этих зонах. Важно отметить, что программы носят деполитизированный характер и, как сказал докладчик, действительно специальным решением Еврокомиссии они были выведены за рамки санкционного давления. Сегодня мы рассматриваем эти ратификации, и они действительно представляют интерес: я знаю, что в субъектах (один из которых - Ленинградскую область - я представляю) говорят люди, я знаю, что они думают по поводу этого сотрудничества, - для них эти проекты очень важны, потому что данный формат приграничного сотрудничества является эффективным инструментом для решения вопросов регионального развития, а также дополнительным источником финансирования региональных инициатив. По информации Правительства Российской Федерации, предварительная оценка проектных предложений позволяет сделать вывод, что финансовое участие Российской Федерации в этих программах будет способствовать достижению целей Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года в таких сферах, как сохранение окружающей среды, внедрение экологически чистого производства, формирование условий для экономического и инновационного развития и, ещё замечу, для сохранения нашего общего, в том числе, например, с Финляндией, культурного наследия и объектов культурного наследия. По мнению Комитета Государственной Думы по международным делам, ратификация соглашений в полной мере отвечает интересам Российской Федерации. Комитет просит ратифицировать данные соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коткин Сергей Николаевич. КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Азеру Муталимовичу. Все программы приграничного сотрудничества у нас поддержаны с отлагательным условием: деятельность по ним возможна только в том случае, если будут ратифицированы финансовые соглашения. Соглашения подписаны в 2016 году, компании заявились, готовы осуществлять финансирование, в том числе в 2018 году. Пожалуйста, скажите, почему такая задержка с ратификацией этих соглашений, чем это вызвано? ТАЛЫБОВ А. М. Сергей Николаевич, спасибо большое за вопрос. Техническая задержка по этим соглашениям вызвана тем, что средства на эти соглашения нашли своё отражение только в рамках текущего бюджетного планирования. С этим связаны задержки, которые обозначены, собственно говоря, в этих соглашениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В. Азер Муталимович, в финансово-экономическом обосновании к проекту закона о ратификации отмечается, что с 2007 по 2013 год были достигнуты высокие результаты при относительно невысоких затратах, и приводится пример: 1 километр дороги строили почти на 30 процентов дешевле, чем в рамках самого малозатратного проекта в России, я имею в виду ремонт дороги "Енисей". Как это стало возможным и что нужно сделать, чтобы перенести такой опыт на всю страну? ТАЛЫБОВ А. М. В рамках реализации данного соглашения осуществляется достаточно плотный и эффективный контроль с обеих сторон, поэтому можно сказать, что эффективность расходования средств по этим проектам достаточно высокая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Скажите, пожалуйста, какие есть на сегодня актуальные проекты и реализуются ли они, будут ли реализовываться в рамках приграничного сотрудничества между Россией и Финляндией? Это первое. И второе. Буквально неделю назад Норвегия поддержала, присоединилась к санкциям. Вы сказали, что данные проекты выходят из-под санкций, не подпадают, тем не менее каков ваш прогноз: не может ли так получиться, что страны, которые работают с Россией в рамках этого приграничного сотрудничества, поддержат санкции и возникнут проблемы в части реализации этих проектов? ТАЛЫБОВ А. М. Андрей Геннадьевич, спасибо большое за этот вопрос. В рамках программ стороны совместно определяют приоритетные направления, приоритеты, по которым происходит отбор проектов. В основе отбора лежат потребности приграничных территорий и, собственно говоря, проекты должны быть направлены в большей степени на развитие именно трансграничных территорий. Мы считаем, что подобного рода проекты должны быть направлены на создание социально-экономических условий, на решение инфраструктурных проблем на границе, на создание для жителей, для населения этих удалённых территорий благоприятных условий. В конечном счёте все эти проекты создаются именно для населения, для народа, поэтому всё, что в этом направлении делается, имеет безусловный плюс. Что касается ситуации, которая связана с теми или иными, так скажем, режимами, для нас это является неким положительным примером: несмотря на заявляемые санкционные режимы, сотрудничество Европейского союза с Российской Федерацией продолжается, и это тому конкретный пример. И мы приветствуем желание европейских коллег работать с Российской Федерацией по таким социально важным проектам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ЖУРОВА С. С. Можно я уточню? Дело в том, что в прошлом году помимо закона "Об основах приграничного сотрудничества" мы ратифицировали третий протокол к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, которая как раз все эти вопросы регулирует, и никакие санкции на проекты, которые будут реализованы в рамках данных программ, не могут быть наложены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. С удовольствием согласился бы с вами, если бы не было цифр. Скажите, пожалуйста, какова целесообразность ратификации программы, срок реализации которой на 70 процентов уже истёк? Здесь написано: на период с 2014 по 2020 год - осталось два года! Может, вам надо было доработать программу и написать: с 2018 по 2024 годы? Тогда хоть какой-то смысл был бы. А так пока оформите все бумаги, срок действия программы закончится. И что дальше? Перевод бумаги и времени! Это первое. И второе. Азер Муталимович, скажите, пожалуйста, сколько лесоперерабатывающих заводов предлагается построить в Вологодской, Костромской областях, в Карелии, может, что-то ещё? А то на востоке у нас Китай кругляк вывозит, на западе - Финляндия полубесплатно, а вы в Минэкономразвития ничего не предпринимаете. ТАЛЫБОВ А. М. Николай Васильевич, спасибо большое за вопрос. В отношении сроков я хотел бы сказать, что, пока эти соглашения готовились, были установлены такие сроки, программа рассчитана до 2024 года, и она будет продолжена ровно на этот период. В отношении проектов, которые здесь у нас есть. Ну вот, например, проект в сфере обустройства государственной границы - это развитие многостороннего автомобильного пункта пропуска в Светогорске, автодорожные подходы к нему, это комплексная реконструкция контрольно-пропускных пунктов в Ивангороде и Нарве. В сфере экологии это проект "Полярис", возобновляемая энергетика Заполярья, это строительство очистных сооружений и систем водоснабжения на приграничных территориях Калининградской области и Литвы. В сфере развития транспортной инфраструктуры это опять же различные переходы, реконструкция участков дорог на границах, ремонт дорог. Собственно говоря, это достаточно большой объём проектов, направленных на разрешение проблем социальной инфраструктуры. Мне кажется, в этом смысле мы все только выигрываем от того, что создаётся соответствующая инфраструктура, которая позволяет этим регионам подтянуться с точки зрения социально-экономического развития. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пивненко Валентина Николаевна, пожалуйста. ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это действительно крайне необходимая ратификация, этого ожидают участники и партнёры программ приграничного сотрудничества "Коларктик", "Россия - Юго-Восточная Финляндия", "Карелия". Вот сейчас, пока я сидела здесь, в зале, мне поступило несколько звонков из Сортавалы: на 280 миллионов рублей проект строительства водоочистных сооружений на Ладоге - для муниципального образования, для приграничного города это крайне важный проект, но без ратификации соглашения не открывается его финансирование. Беспокойство проявляет и финская сторона - звонок из Финляндии: "Скажите, пожалуйста, чем закончилось рассмотрение этого вопроса? Ратифицировали или нет?" Я хотела бы обратить внимание прежде всего Министерства экономического развития на то, что есть запаздывание действительно с подготовкой такого документа и внесением его на ратификацию в Государственную Думу. Где-то с февраля постоянно шли переговоры, в том числе я лично встречалась с министром экономического развития России, чтобы хоть как-то ускорить этот процесс. И спасибо за то, что сегодня мы этот вопрос рассматриваем. Что здесь очень важно? Если посмотреть на политическую сторону, о которой Светлана Журова сейчас говорила, то должна сказать, что это очень важный момент: я являюсь координатором группы дружбы с парламентом Финляндии, и к нам постоянно приезжают руководители трёх коммун, которые работают в рамках программы сотрудничества юго-восточной Финляндии с Российской Федерацией. На прошедшем в мае в Финляндии заседании комитета балтийских стран учёные, несмотря на политические разногласия, сделали доклад о сотрудничестве Финляндии и России, и профессор, делавший доклад, умоляющим взглядом смотрел на меня и спрашивал: "А всё же до окончания этой сессии вы, госпожа Пивненко, проведёте ратификацию или нет?" Я ответила: "Проведём". Спасибо за то, что проводим. Конкретные программы. Три четверти выделяемых на них денег - это деньги Европейского союза и страны-участницы, четвёртая часть - деньги России. По предыдущим программам могу сказать: по программе "Карелия" освоено 32 миллиона евро, эта программа признана успешной. Отбор заявок на инфраструктурные проекты будет продолжаться ещё в третьем и четвёртом кварталах, и я призываю вас не только ратифицировать эти соглашения, но и сказать в своих регионах, чтобы подавали заявки в эти программы приграничного сотрудничества: они очень нужны и важны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Морозов Антон Юрьевич, пожалуйста. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Действительно, приграничное сотрудничество, особенно привлечение денег под него, очень важно для жителей соответствующих территорий. Конечно, мы это приветствуем, фракция ЛДПР поддержит ратификацию данных соглашений, но хотелось бы обратить внимание на определённые нюансы, которые, на мой взгляд, могут заключать в себе репутационные издержки для Российской Федерации. Как известно, финансирование проектов в рамках приграничного сотрудничества будет осуществляться в следующей пропорции: 50 процентов - это средства Евросоюза, 25 процентов - средства страны-партнёра, то есть Финляндии, и только 25 процентов - средства Российской Федерации. Получается, что мы снова получаем помощь от финских друзей и от Евросоюза, который, несмотря на санкции, несмотря на агрессивную внешнюю политику, которую страны Евросоюза ведут в отношении России, приграничное сотрудничество всё равно готов осуществлять. В связи с этим, конечно, возникает вопрос о том, что у нас экономическая политика строится таким образом, что мы реализуем довольно амбициозные внешнеэкономические проекты, но при этом наши приграничные территории, которые являются витриной для иностранцев, приезжающих в Россию, не получают должного развития за счёт средств региональных бюджетов и федерального бюджета, и регионы вынуждены, по сути, стоять с протянутой рукой. Правильно коллега Пивненко отметила, что эти деньги очень важны для развития территорий. Но мне, конечно, хотелось бы, чтобы Министерство экономического развития больше внимания уделяло развитию территорий всех областей, в том числе приграничных, чтобы мы могли эффективно реализовывать такие проекты за свой счёт. И конечно, эти деньги нельзя рассматривать как инвестиции. Вот говорят: нам нужны инвестиции, но инвестиции - это бизнес-проект, это возвратные средства, то есть люди вкладывают в расчёте получить прибыль, а здесь речь идёт о развитии социальной инфраструктуры, о ремонте культурно-исторических объектов, транспортной инфраструктуры и так далее, на это государство должно выделять свои деньги, а не просить у партнёров. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коткин Сергей Николаевич. КОТКИН С. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Совсем недавно на Международном арктическом форуме в Архангельске руководители трёх государств - России, Финляндии, Исландии - подметили, что многим государствам нужно было бы взять за пример отношения, которые выстроились у нас в Арктическом регионе, а президент Исландии попытался вывести формулу: он мотивировал, аргументировал это тем, что северяне, живя в условиях вечной мерзлоты и заполярных морозов, ценят и любят тепло и теплоту отношений. Безусловно, здесь дело не в теплоте сердец, а в системной работе, которая выстроена органами власти буквально всех уровней именно в Арктическом регионе, и в той самой мягкой дипломатии. Яркое подтверждение этому - программы приграничного сотрудничества между Российской Федерацией, Европейским союзом и арктическими государствами. Это как раз вот тот оставшийся островок, где ещё ведётся диалог, и не просто ведётся диалог, а принимаются конкретные решения и реализуются конкретные проекты, это, наверное, та точка сборки, или возврата, когда ещё можно восстановить взаимное доверие и вернуться к сотрудничеству с Европейским союзом. Участниками программ являются Европейский союз, Финляндия, Норвегия, Швеция и Россия, и здесь нет доноров, нет реципиентов - каждый вносит свой вклад, у каждого равные права и равные возможности. Что касается новых программ по приграничному сотрудничеству, уже проведено два раунда отбора заявок - имеется более десятка заявок, участниками являются Мурманская, Архангельская области, Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, как сейчас отмечалось. Обидно, что все эти проекты поддержаны с отлагательным условием, то есть если сегодня нет ратификации, значит, нет и никакой реализации этих проектов. Я задавал вопрос об этом представителю правительства, но, как всегда, как происходит практически на протяжении полутора-двух лет, ни одного конкретного ответа на вопрос не получил, не получил его и сейчас. Я так понял, что нет возможности финансировать. Задержка с ратификацией может негативно сказаться на качестве реализации этих проектов, и не только на качестве реализации этих проектов, но и на участниках этих проектов. Поэтому убедительная просьба, коллеги, поддержать ратификацию этих соглашений и приступить наконец к реальной работе совместно со всеми государствами Европейского союза, со многими, и с арктическими государствами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Веллер Алексей Борисович. ВЕЛЛЕР А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот интересно, что при взгляде на даже, казалось бы, самый позитивный вопрос всегда могут найтись альтернативные точки зрения, которые мы сейчас и слышали: "А что же это такое, мы берём деньги наших зарубежных партнёров? Нехорошо" или: "А что это такое, они нам санкции вводят, а мы с ними всё равно сотрудничаем? Тоже нехорошо". Естественно, точек зрения может быть много, но я хочу сказать, что приграничное сотрудничество - это такой своеобразный элемент. Доведу до вашего сведения информацию, потому что, наверное, мало кто об это знает: ежегодно на территории Мурманской области проходит любопытное мероприятие, которое называется "Лыжня дружбы". В чём фишка этого мероприятия? За один день его участники оказываются на территориях трёх стран (это трёхстороннее мероприятие, в котором участвуют Норвегия, Финляндия и Россия): в одной точке сходятся границы трёх стран. Очень милое, приятное, доброе мероприятие, на которое собирается большое количество участников; это день, когда снимаются пограничные кордоны и пограничники всех трёх стран участвуют в этом мероприятии. Очень интересный формат, и это лишь один из примеров, а таких примеров можно привести много. В условиях санкционного режима сохранить такой островок нормального приграничного сотрудничества - это, мне кажется, очень позитивно. Ну а насчёт того, что Российская Федерация больше финансирования получает от стран ЕС, чем вкладывает, скажу: ну давайте ханжами-то не будем, на начало 1990-х годов оглянемся. Мы тогда гуманитарную помощь получали из Финляндии, Норвегии и Швеции, и приграничные районы во многом выживали за счёт этой гуманитарной помощи, а сейчас, когда речь идёт об абсолютно паритетном финансировании, вы тут начинаете: "Нам грешно чужие деньги брать". Это "не чужие деньги брать", это нормальное вложение в нормальное развитие инфраструктуры, которой пользуются жители всех приграничных районов. Коллеги, я надеюсь, что мы сегодня поддержим ратификацию, и, конечно, я желаю правительству как можно быстрее внедрять программы, напитывать их финансами, чтобы они реально заработали. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Нет. Докладчик, есть желание с заключительным словом выступить? Нет. Содокладчик? Нет. Так, коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Коларктик" на период 2014-2020 годов", пункт 34. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 40 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Юго-Восточная Финляндия" на период 2014-2020 годов", пункт 35. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 17 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Карелия" на период 2014-2020 годов", пункт 36. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 52 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается.