Заседание № 145
20.09.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 512122-7 "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014-2020 годов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2268 по 2999 из 4818
Коллеги, вопросы 11 и 12 мы рассматриваем с одним докладом и одним содокладом. 11-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Польша" на период 2014-2020 годов", и 12-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014-2020 годов". С докладом выступает полномочный представитель правительства в Государственной Думе Александр Юрьевич Синенко. Пожалуйста, Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Добрый день, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносятся проекты двух федеральных законов о ратификации соглашений о приграничном сотрудничестве с Польшей и Латвией на период 2014-2020 годов. Напомню, соглашение с Польшей российская сторона подписала 26 декабря 2017 года, а с Латвией - 29 декабря 2016 года в Москве. Программа приграничного сотрудничества России и Европейского союза, в том числе с Польшей и Латвией, является продолжением успешного опыта сотрудничества в рамках предыдущего программного периода 2007-2013 годов. Сразу хотел бы обратить ваше внимание - это очень важно, - что санкции, которые были введены Европейским союзом в отношении Российской Федерации, не распространяются на программы приграничного сотрудничества. Такие программы важны для развития субъектов, которые граничат с Польшей и Латвией. Я напомню, что территорией реализации программы сотрудничества с Польшей является Калининградская область, а программа приграничного сотрудничества с Латвией касается города Санкт-Петербурга, Ленинградской и Псковской областей. Указанные субъекты Российской Федерации получат дополнительный источник финансирования региональных программ. Доля участия Российской Федерации в финансировании программ приграничного сотрудничества с Польшей составляет 20,8 миллиона евро, с Латвией - 7,9 миллиона евро. Суммарно в 2018 году по этим двум программам Российская Федерация должна будет перечислить 10,8 миллиона евро. Финансирование участия Российской Федерации в данных программах запланировано за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год по подразделу "Международные отношения и международное сотрудничество". Перечисление средств, которые предполагаются по данным программам, осуществляется посредством привлечения в качестве финансового агента Европейского банка реконструкции и развития, который действует по специальному соглашению с Министерством финансов. В рамках программ стороны совместно определяют приоритетные направления деятельности, по которым происходит отбор проектов. В основе отбора лежат потребности приграничных территорий, что позволяет совместными усилиями решить проблемы сопредельных регионов по обе стороны границы. В качестве приоритетных направлений деятельности программы могут быть определены такие направления сотрудничества, как содействие социальной интеграции и улучшение качества жизни на приграничных территориях, поддержка местного и регионального эффективного управления, защита окружающей среды, совместное реагирование на угрозы трансграничного характера, повышение доступности регионов, развитие транспортных и коммуникационных сетей и систем. Финансирование каждого проекта в рамках программ должно включать в себя не менее 10 процентов собственных средств партнёра проекта от каждой страны-участницы. Такая схема обеспечивает дополнительную мотивацию как местных властей, так и коммерческих организаций по обе стороны границы. Проектная деятельность в рамках реализации программ осуществляется по двум направлениям - это регулярные проекты и так называемые крупные инфраструктурные проекты. Я думаю, уместно будет перечислить реальные успешные проекты, уже реализованные по данным программам, действовавшим в 2007-2013 годах. В сфере обустройства государственной границы, например, был закончен проект развития международного автомобильного пункта пропуска "Иматра - Светогорск", проведена комплексная реконструкция контрольно-пропускного пункта "Ивангород - Нарва". Какие проекты были успешно реализованы в сфере экологии? Это программа "Полярис" - часть проекта "Возобновляемые источники энергии Заполярья". В рамках предыдущих программ было реализовано строительство очистных сооружений и систем водоснабжения на приграничных территориях Калининградской области и Литвы. Можно напомнить также об устойчивом экономическом и экологическом развитии территории Чудского озера. В сфере развития транспортной инфраструктуры был реализован проект реконструкции автомобильной дороги Ихала - Райвио и реконструкция дороги в Вайниккала. Следует отметить, что соглашение содержит ряд норм, которые регламентируют доступ к государственным закупкам иностранных товаров. Это потребует внесения изменений в ряд постановлений Правительства Российской Федерации, которые уже начали реализовываться. Поскольку соглашение содержит правила иные, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах..." эти соглашения выносятся на ратификацию. Ратификация соглашений обеспечит исполнение принятых Российской Федерацией обязательств в отношении финансирования программ приграничного сотрудничества, а также будет способствовать развитию добрососедских отношений России с приграничными государствами, что в условиях быстро меняющейся политической обстановки крайне необходимо для выстраивания системного и долгосрочного диалога с нашими соседями. Прошу поддержать и принять федеральные законы о ратификации данных соглашений. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич. С содокладом выступает Светлана Сергеевна Журова, первый заместитель председателя Комитета по международным делам. ЖУРОВА С. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам рассмотрел данные проекты федеральных законов. Год назад мы приняли Федеральный закон "Об основах приграничного сотрудничества" и ратифицировали протокол № 3 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Это сразу дало толчок к принятию регионами своих законов на основании этих двух документов, и в июле, в прошлую сессию мы ратифицировали уже три программы приграничного сотрудничества Российской Федерации с Финляндией и Норвегией. Сейчас вашему вниманию предлагаются ещё две программы - "Россия - Польша" и "Россия - Латвия". Основные их цели не отличаются от тех, что ставились в предыдущих программах, это в том числе возможность оперативно решать общие проблемы приграничных территорий, повышая тем самым уровень жизни населения. Такой формат сотрудничества служит эффективным инструментом решения ряда вопросов регионального развития, дополнительным источником финансирования региональных инициатив, направленных на сохранение окружающей среды, объектов культурного наследия, внедрение экологически чистого производства, строительство инфраструктурных объектов, дорог и формирование условий для экономического и инновационного развития регионов. Приграничное сотрудничество на внешних границах Европейского союза остаётся приоритетом стратегического взаимодействия Евросоюза и России. В очередной раз обращаю ваше внимание, что программа приграничного сотрудничества носит деполитизированный характер и специальным решением Еврокомиссии была вынесена за рамки санкционного давления. Коллег, которые представляют такие регионы, как Калининградская область, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Псковская область, прошу обратить внимание, что в ваших регионах опять появляются дополнительные возможности для развития приграничных территорий, можно работать в этом направлении и контролировать реализацию данных программ. По мнению Комитета по международным делам, соглашения в полной мере отвечают интересам Российской Федерации и направлены на укрепление российско-польского и российско-латвийского приграничного сотрудничества. В связи с изложенным Комитет по международным делам просит поддержать ратификацию соглашений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Сергеевна. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Морозов Антон Юрьевич. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. Вопрос докладчику. Уважаемый Александр Юрьевич, вы привели цифры по финансированию данных программ Российской Федерацией, но хотелось бы понимать, какую долю в общем финансировании этих программ составляет взнос Российской Федерации. По моим сведениям, большую долю составляет всё-таки взнос Евросоюза и стран-партнёров. Есть ли у вас такие данные? СИНЕНКО А. Ю. Совершенно верно, такие цифры есть, я напомню. По программе приграничного сотрудничества "Россия - Польша" Европейский союз обязан вложить 41,6 миллиона евро, а Россия - 20,8 миллиона евро, Польша не вкладывает средств. Таким образом, как вы видите, Европейский союз более чем вдвое больше денежных средств вносит в реализацию этих программ. Общий бюджет программы на три года - 62,4 миллиона евро. Согласитесь, это довольно существенные деньги для приграничных территорий. По программе "Россия - Латвия" Европейский союз обязуется внести 15,8 миллиона евро, Латвия - около миллиона евро (у латвийцев есть деньги в отличие от поляков), Российская Федерация - 7,9 миллиона евро. Общий бюджет программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" - 24,7 миллиона евро. Тоже деньги, как видите, весьма существенные, и обращаю ваше внимание, что Европейский союз вкладывает вдвое больше, чем Российская Федерация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Юрьевич, в соглашениях сказано, что финансирование бюджета программ не считается иностранным. Скажите, а такое финансирование распространяется на некоммерческие организации? Если да, то какие некоммерческие организации получали финансирование по предыдущим программам и чем они занимались? СИНЕНКО А. Ю. Михаил Васильевич, если я правильно помню, в соглашениях, подписанных и предлагаемых к ратификации, наоборот, делается изъятие в этой части, и, я так понимаю, как раз для того, чтобы не распространялось специальное регулирование в этой области на данные организации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Юрьевич, если внимательно просмотреть тексты соглашений, то можно увидеть, что программы рассчитаны на период 2014 - подчёркиваю! - 2020 годов, а сейчас уже 2018 год. Почему так поздно рассматриваем? Это первое. И второе. С учётом недружественного, а правильнее сказать, наверное, враждебного поведения руководителей этих государств - я вам напомню, что буквально на этой неделе, находясь в США, руководитель Польши требовал усиления санкций против России, - насколько вообще соответствует ратификация этих соглашений общеполитическим интересам Российской Федерации? Вот два вопроса. СИНЕНКО А. Ю. Спасибо, очень уместные вопросы. Я хотел бы напомнить, что предыдущая программа приграничного сотрудничества была рассчитана на период с 2007 по 2013 год. Когда этот первый, пилотный проект был завершён, все стороны, рассмотрев итоги, признали его позитивный характер, поэтому и было принято совместное решение о его продолжении, отсюда и такой срок, 2014-2020 годы. То, что мы только сейчас подошли к процедуре ратификации, является просто следствием задержки в подписании конкретных соглашений, о которых мы сегодня говорим, - они более полутора и двух лет готовились к подписанию, вот объяснение этой задержки. Второй ваш вопрос, также уместен. Действительно, у нас довольно сложные, противоречивые внешнеполитические отношения с соседями, но, я напомню, Президент Российской Федерации и министр иностранных дел всегда говорят, что наша внешняя политика должна быть прагматичной, основанной на равном подходе и взаимовыгодном интересе. Поэтому наша позиция состоит в том, чтобы развивать проекты, которые нас объединяют, и бороться, противостоять мерам, которые не соответствуют интересам Российской Федерации. Соглашения, которые сегодня вынесены на ратификацию, как мне кажется, как раз полностью соответствуют нашей заинтересованности в развитии конкретных регионов. Более того, Николай Васильевич, я напомню, что, когда Дмитрий Анатольевич Медведев представлял отчёт правительства за соответствующий год, Леонид Иванович Калашников спросил у него, почему Российская Федерация, по его мнению, недостаточно использует мягкую силу. Так вот эти соглашения - это как раз зримый, реальный пример применения мягкой силы, того, как мы через дипломатические контакты, через совместные экономические проекты развиваем конкретные регионы. Напомню, что всё-таки выгодоприобретателями этих соглашений будут реальные, конкретные люди, избиратели, граждане Российской Федерации, которые проживают на приграничных территориях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ЖУРОВА С. С. Николай Васильевич, можно я ещё добавлю? Дело в том, что мы, как докладчики, сегодня вам говорили, что эти программы не подпадают под санкции. Это первое. Второе. Ряд вопросов по созданию инфраструктуры невозможно решить финансированием из бюджета той или иной страны, если это не совместные проекты, потому что это будет, грубо говоря, незаконно ни с одной стороны, ни с другой. Стороны начинают смотреть друг на друга - кто первый, например, построит дорогу в приграничной зоне? А совместные проекты позволяют совместить бюджеты двух стран или трёх стран, когда это требуется, и решить проблемы, которые есть у населения на приграничных территориях, поэтому это действительно крайне важные проекты как с точки зрения применения мягкой силы, так и с точки зрения создания инфраструктуры в приграничных зонах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Белик Дмитрий Анатольевич. БЕЛИК Д. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Юрьевич, на самом деле вы на часть моего вопроса ответили. Я тоже хотел задать вопрос, как корреспондируют данное решение и ваши слова, что этот договор послужит укреплению добрососедских отношений, с тем, что буквально позавчера мы услышали из уст польского президента просьбу к американскому президенту Трампу разместить военную базу у наших границ. Да вы сами знаете антироссийскую жесточайшую риторику, с которой Польша... С Польшей здесь, наверное, трудно соревноваться. Я напомню вам о договоре, который был заключён в 1997 году, и об обязательстве не размещать у наших границ военные базы. Собственно говоря, у меня вопрос такой: насколько уместно именно сегодня, через два дня после выступления президента Польши в такой жесточайшей риторике, ратифицировать соглашение - пусть о приграничном сотрудничестве, пусть неполитизированное, но соглашение - с польской стороной, которое выгодно не только, как вы говорите, нам, но и в том числе Польше? Здесь большой вопрос. Я не вижу проблем с реализацией инфраструктурных программ за счёт нашего бюджета, без перечисления 21 миллиона евро Европейскому банку. Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос. СИНЕНКО А. Ю. Дмитрий Анатольевич, ещё раз обращаю ваше внимание и внимание всех депутатов, что мы не можем отменить географию: мы соседствуем с этими странами, и наша политика должна быть долгосрочной. Нашим долгосрочным интересам, долгосрочным интересам наших граждан, которые проживают на данных территориях, соответствуют комплексное развитие инфраструктуры, развитие торговли, развитие гуманитарного сотрудничества. Моменты, которые вы обозначили, действительно связаны с явно недружественным поведением и заявлениями отдельных политиков, это тоже реальность, мы должны соответствующим образом на неё реагировать, но это не означает, что мы должны прекратить участвовать в проектах, направленных на взаимовыгодное сотрудничество стран. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Юрьевич, у меня вопрос по теме мягкой силы, по поводу железнодорожного сообщения по маршруту Калининград - Гдыня. В январе был совершён первый тестовый рейс - и всё, больше информации нет. В мае СМИ, в основном польские, сообщали, что переговоры с "РЖД" зашли в тупик. Хотелось бы узнать: если есть информация, всё-таки какие были причины и будет ли реализован этот проект? Это первое. И второе. Сегодня, когда мы обсуждаем данный законопроект, на границе Латвии и России латвийская сторона строит забор. Так вот не помешает ли нам этот забор реализовать программы, которые мы сейчас рассматриваем и принимаем? СИНЕНКО А. Ю. Андрей Геннадьевич, по поводу железнодорожного сообщения - это не предмет данных соглашений, нужно отдельно уточнить, каковы перспективы, но я уверен, что, если две стороны договорятся именно о взаимовыгодном сотрудничестве, железнодорожное сообщение только укрепит наши отношения. А по поводу второго вашего вопроса - ну, забор, не забор... Я думаю, это суверенное дело конкретной страны, в данном случае Латвии, но это точно не на деньги совместного проекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Затулин Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, извините, что-то с карточкой, я попробовал нажать кнопку "Вопрос", но ничего не высветилось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу проверить. Задавайте вопрос. ЗАТУЛИН К. Ф. Александр Юрьевич, вы, конечно, знаете, что Латвия не просто следует враждебным политическим курсом, а проводит в настоящее время антирусскую образовательную реформу, в соответствии с которой русское образование в Латвии прекратит существование через некоторое время. Наши соотечественники в Латвии вообще требуют от нас - и мы это обсуждали в Государственной Думе, - чтобы мы ввели санкции против Латвии. Скажите, кто будет выгодоприобретателем от ратификации такого соглашения в политическом смысле, хоть это и не политическое соглашение, в этих условиях? И не будет ли правительство Латвии показывать нашим соотечественникам в Латвии, дескать, что бы с ними ни делали, Россия всё равно будет подписывать договоры с Латвией? СИНЕНКО А. Ю. Коллеги, ещё раз вынужден обратиться к тому, что генеральной линией нашей внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности является прагматичное отношение, основанное на равном и взаимовыгодном сотрудничестве. Это сотрудничество должно иметь долгосрочный характер, поэтому то, что нас объединяет, как мне кажется, должно развиваться. Негативные явления и явно недружественное поведение в отношении наших соотечественников, как вы выразились, или русскоязычных неграждан, конечно же, должны вызвать нашу жёсткую и отрицательную позицию, и у нашего внешнеэкономического ведомства есть необходимые инструменты, для того чтобы дать понять нашим соседям, нашим партнёрам о неприемлемости тех или иных решений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич. Коллеги, желающие выступить есть? Есть. Включите режим записи на выступления. Сейчас проверим, Константин Фёдорович, работает ваша карточка или нет. Нажимайте на кнопку. Покажите список. Вот, работает. Сначала Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Коллега Синенко, вероятно, оговорился: у нас нет внешнеэкономического ведомства, у нас есть внешнеполитическое, которое МИДом называется. Мне кажется, само правительство дискредитирует то, о чём вы говорили: ну если программа рассчитана с 2014 по 2020 год и вы большую часть времени не вносили законопроект о ратификации, то, наверное, либо есть или были какие-то серьёзные вопросы, либо дело в разгильдяйстве - надо разобраться. Это первое. Второе. Вы невнимательно слушали коллегу Калашникова: он задавал Дмитрию Анатольевичу вопрос, почему сокращается финансирование Россотрудничества, которое как раз и занимается русскими школами, культурными центрами. Вот коллега Никонов "Русский мир" возглавляет, он вам подтвердит, что, к сожалению, средств недостаточно, чтобы поддерживать изучение русского языка, развитие русского языка и так далее. Третье. С моей точки зрения, вносить такие законопроекты в момент всплеска антироссийских отношений, антироссийской риторики как минимум политически безграмотно. Сейчас дипломаты будут выступать, и они вам скажут, что ратификация - это прежде всего политическое действие, желание к кому-то повернуться лицом. Нам ударили в лицо, а мы говорим: ну ладно, давай ещё раз - это как минимум выглядит неуклюже. Ну и четвёртое. Я понимаю, что это не Александра Юрьевича проблема, это проблема отсутствия того, кто должен докладывать, но, мне кажется, в данной ситуации мы политически не очень правильно действуем, тем более что есть вопрос, который здесь уже правильно один из коллег задавал: кто является выгодоприобретателем? 60 миллионов долларов на самом деле большая сумма, и, вероятно, кто-то же участвует в её освоении. И ещё вопрос: насколько она полезна приграничным территориям? К сожалению, на приграничных территориях у нас действительно очень много неурядиц и искусственных препон, и зависит это прежде всего не от позиции Евросоюза, а от позиции государств, которые реализуют приграничное сотрудничество. А все прибалтийские государства, к сожалению, в нарушение всех ранее заключённых договоров, как и Польша, разместили на своей территории значительный воинский контингент и вооружения, и это подразделения Соединённых Штатов Америки, а не только НАТО, в которое они тоже, по нашему мнению, незаконно вступили. Мне кажется, правительству надо более основательно готовить такие вопросы, взвешивая весь комплекс проблем и исходя не только из того, что кому-то надо освоить недоосвоенные 60 миллионов долларов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пятикоп Александр Иванович от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ПЯТИКОП А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Александр Юрьевич и Светлана Сергеевна чётко доложили ситуацию. Я хочу выступить не только с позиции фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но и с позиции коренного жителя Калининградской области, депутата от Калининградской области. Ничто не укрепляет авторитет, ничто не укрепляет доверие так, как совместные проекты. Вот это как раз тот вариант, когда конкретными делами, большими либо малыми проектами укрепляются взаимодействие и доверие между соседями, это один из немногих механизмов, который эффективно действует в рамках санкционной политики Запада. Важно это? Важно. Есть общность, есть то, что важно и для Калининградской области, и для Польши, например проблемы экологии, проблемы берегозащиты, проблемы восстановления биоресурсов Балтийского моря - целый ряд важных проблем. Кроме того, мы получаем дополнительные инвестиции при поддержке и федерального центра, и международных финансовых институтов. Назову вам один из проектов, такой красивый, добрый: "От границы к границе". Речь идёт о том, чтобы велодорожки были проложены по всему побережью в прибалтийских государствах, в Калининградской области, через Куршскую косу, в Польше, в Германии - это будут места взаимодействия молодёжи, это сотрудничество и так далее. Вот сегодня в ходе полемики вопросы задавали представители разных фракций, и я сказал бы так: давайте, когда мы обсуждаем такие вопросы - а это вопросы в том числе инфраструктуры, это вопросы внутреннего и внешнего туризма, это вопросы дальнейшего взаимодействия, это большая политика, - не будем все пельмени смешивать, надо разлепить и посмотреть, по каким позициям мы категорически против, а по каким можно реально сотрудничать. Что касается личного. Мой дед погиб под Варшавой, до сих пор не нашли могилу, память я храню, но это не значит, что в слепой ярости я должен ненавидеть всё и вся. Либо мы идём на взаимодействие, на конструктивное сотрудничество и поддерживаем конструктивные силы на территории Польши и, кстати, на территории Латвии, либо мы льём воду на мельницу антисоветских сил - я так поставил бы вопрос. Кстати, всё руководство северных воеводств Польши ориентировано на экономическое взаимодействие с Калининградской областью. Другое дело, что внешнеполитический курс Варшавы начинает ломать маршалков, это другая история, но экономически они ориентированы на активное взаимодействие, и в этом плане одни только положительные моменты мы можем получить с точки зрения инвестиций. Я не кидал бы камни в представителя правительства: он всё чётко доложил. Были технические вопросы, почему так долго согласовывали, - потому что собирали проекты, отбирали на уровне комиссий разных стран, на уровне межгосударственного сотрудничества, не все эти проекты прошли, готовили проектно-сметную документацию. И сейчас, конечно, нужно давать старт финансированию, чтобы эти проекты мы могли реализовать. Особая ситуация в Латвии. Мы говорим о Русском мире - речь идёт примерно о 15 миллионах русскоязычных граждан. Конечно, нас беспокоит вопрос с соблюдением прав человека по отношению к русскоязычным гражданам в Латвии, но опять же это не значит, что мы не должны взаимодействовать. Уходя, никто никому ничего нигде и никогда не доказывал - только активное взаимодействие, только поиск общих точек соприкосновения поможет решить более сложные проблемы. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроекты под пунктами 11 и 12. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Морозов Антон Юрьевич. Антон Юрьевич, от фракции? Да. Семь минут поставьте, пожалуйста. МОРОЗОВ А. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы, фракция ЛДПР, не будем поддерживать ратификацию соглашений о финансировании и реализации программ "Россия - Латвия" и "Россия - Польша" по следующим причинам. Конечно, развитие приграничных территорий очень важно, и Псковская область, которая граничит с Латвией, её приграничные районы, конечно, нуждаются в бурном экономическом развитии и развитии социальной инфраструктуры. Я депутат-куратор Псковской области и часто бываю в районах Псковской области, они в запущенном состоянии. Люди получают нищенскую зарплату, предприятия разрушены, многие сооружения, которые нуждаются в ремонте ещё с советских времён, не ремонтируются, и это всё из-за бесхозяйственности региональных властей, в частности предыдущего губернатора, который непонятно за какие заслуги пошёл на повышение. Мы постоянно ставим вопрос о том, что Псковскую область необходимо развивать, но развивать её нужно в первую очередь за счёт инвестиций, собственных денег, собственного бюджета. Сейчас при обсуждении этих вопросов мы в первую очередь оцениваем экономическую составляющую данных проектов, но забываем о внешнеполитическом эффекте. Я поддерживаю выступления коллег, которые говорили, что, к сожалению, власти Латвии и Польши настроены крайне враждебно, как и Евросоюз в целом, они не поддерживают российские инициативы на международных площадках, ставят палки в колёса во всех внешнеполитических проектах, то есть существует некое противостояние. И в этих условиях решать региональные проблемы за счёт финансирования с той стороны, мы считаем, не очень правильно. Как сказал уважаемый представитель правительства, финансирование будет осуществляться в основном за счёт средств Евросоюза, то есть большая часть финансирования - за счёт средств Евросоюза и меньшая часть - за счёт России, а Польша вообще не участвует в финансировании этих проектов. Что мы в итоге получим? Люди на местах воспринимают эти проекты как помощь Запада, то есть мы возвращаемся к лозунгу 1990-х годов "Запад нам поможет". Почему? Потому что наше правительство, профильное министерство - Министерство экономического развития - и регионы не уделяют достаточного внимания развитию соответствующих территорий. Что касается взаимодействия с Польшей в Калининградской области - это вообще очень рискованный проект, потому что, как известно, Запад мечтает оторвать от нас Калининградскую область и будет пытаться это сделать за счёт распространения влияния на соответствующую территорию. Сейчас многие жители и Калининградской, и Псковской областей постоянно ездят в Европу, многие, видя беспомощность наших чиновников на местах, ориентируются на политическую повестку Запада. И по сути, ратифицируя данные соглашения, мы поощряем эти настроения, которые ведут к расколу в нашем обществе, к тому, что люди будут всё больше терять доверие к нашим властям и ориентироваться на позицию Запада, в том числе по актуальным политическим вопросам. Я призываю быть дальновиднее, не ориентироваться на сиюминутные потребности в деньгах для развития приграничных территорий, думать о том, к чему это всё приведёт в дальнейшем. Мы должны выделять больше денег на развитие территорий - ЛДПР об этом постоянно говорит. Люди, особенно в Северо-Западном федеральном округе, где я часто провожу встречи с избирателями, очень нуждаются в поддержке государства. Нуждаются в этой поддержке и предприятия, которые лежат на боку и не могут нормально функционировать, не могут обеспечить выплату высокой заработной платы своим работникам, обеспечить социальные гарантии. Проблемы есть, но эти проблемы нужно решать в первую очередь за счёт федерального бюджета и региональных бюджетов Российской Федерации, а брать на эти цели деньги от геополитических конкурентов мы считаем неправильным. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рыжак Николай Иванович от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, коллеги! Когда-то в одном из интервью канцлер Пруссии Бисмарк сказал корреспонденту "Петербургской газеты", что политика - это искусство возможного. Я думаю, Александр Юрьевич Синенко был прав, когда сказал, что мы не можем изменить географию. Разные были у нас периоды развития отношений с Польшей: были трагические, были дружественные, но надо заглядывать вперёд и учитывать, что мы обречены столетиями жить рядом с этим государством. Недавно была выездная сессия ОДКБ в Бресте, и у нас была возможность посетить ряд застав. Я тоже проехал по этим заставам, беседовал с представителями, руководителями наших разведподразделений, беседовал с представителями Россотрудничества - и все в один голос утверждали, что никаких проблем вот на этом уровне, на уровне общения с общественными организациями, с представителями силовых структур, пограничных органов не возникает. Возникает и всё идёт от элит, от руководящего слоя. Но мы должны понимать, что руководящий слой, элиты приходят и уходят, а народы России и Польши остаются. Нам надо ориентироваться как раз на долгосрочную перспективу. Если мы сейчас ощетинимся и встанем в позу обиженного, то сами себе перекроем источники и возможности для налаживания диалога и решения больших политических проблем и маленьких проблем, экономических, мы потеряем эти возможности. Вчера была интересная передача, и один из корреспондентов, который выехал и проживает сейчас в Германии, сказал так: "Вы знаете, после трагических случаев в Сирийской Арабской Республике все ждали от России каких-то спонтанных, эмоциональных, не до конца продуманных действий. Но ваша выдержка, ваши грамотные, выверенные поступки сейчас изменяют имидж России, и даже самые оголтелые недруги поворачиваются и говорят, что всё-таки эта страна единственная демонстрирует и выдержку, и разумный, ответственный подход, особенно когда очень легко спровоцировать начало третьей мировой войны". Мне кажется, совершенно справедливо ставится вопрос. Мы должны подниматься над мелкими проблемами, должны смотреть в будущее, закладывать основы этого будущего, понимать, что основы сотрудничества дают нам возможность как раз добиваться добрых, добрососедских отношений. Николай Васильевич, несколько слов о Россотрудничестве, с учётом того что в зале присутствуют представители дипломатического корпуса. Здесь действительно есть вопрос. Мы прозевали это россотрудничество на Украине, мы потеряли и теряем это сейчас с Белоруссией. Я вам скажу, что мой коллега, сотрудник правоохранительных органов, недавно побывал в Испании. Он рассказал, что специально зашёл в отделение Россотрудничества в Мадриде и просидел там полдня - никто туда не заходит, никого это не интересует. Мало того, предыдущий руководитель представительства Россотрудничества остался на жительство в Испании. Это характерно. Я вам скажу, что и на Украине руководители подобных структур во времена Черномырдина получили коттеджи и живут сейчас в Харькове. Вы понимаете, в отношении нас ведётся очень гибкая, умелая работа, а мы эти структуры сокращаем, не проявляем принципиальности, не развиваем в них как раз чувство ответственности за то, что они проводники, они наши послы мира и добрососедских отношений, и не спрашиваем как следует. Люди решают свои личные проблемы, а мы потом расплачиваемся, получаем такие трагические последствия, как на Украине. Мне кажется, вопрос своевременен, и для нас, для политиков - а мы все политики, - должно быть девизом то, что сказал Бисмарк, только применительно к нашим государственным интересам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Затулин Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф. Прежде всего я хочу сказать, что выражаю своё личное мнение. Меня не уполномочивала фракция. Я очень огорчён тем, что мы выносим на ратификацию документ о приграничном сотрудничестве с Латвией в то самое время, когда в Латвии происходят гонения в отношении русской общины и это первая из стран Прибалтики, где речь идёт фактически о запрете образования на родном языке для большой части населения - на русском языке. Коллеге, который привёл пример с пельменями, хочу сказать, что пельмени не слипаются, если добавить в воду немножко соли. Так вот я хочу заметить, что мы здесь, в Государственной Думе, по настоянию нашего комитета по связям с соотечественниками принимали в своё время заявление о недопустимости дискриминации в Латвии национальных меньшинств, в том числе русскоговорящих, и в этом заявлении ставили перед руководством нашей страны вопрос о введении санкций против этой страны. И хотя эти санкции не введены, хочу заметить, что наши соотечественники в Латвии неоднократно выступали по этому поводу и настаивают на том, что, несмотря на ущерб, который эти санкции могут принести отдельным лицам, в том числе русским и русскоязычным, принципиально важно сейчас показать Латвии, что Россия знает о проблемах русской общины и ставит её интересы во главу угла в отношениях с этим государством. Александр Юрьевич, уважаемый, я очень уважаю приграничное сотрудничество и поддерживаю его, и, чтобы не поднимать больше этот вопрос, даже готов согласиться с тем, что мы ратифицируем это соглашение с Польшей, учитывая трудное положение нашей Калининградской области, которая находится в заложниках у Польши из-за географического положения. Но когда дело касается Латвии... Вы же не скрываете, что речь идёт, например, о том, чтобы допустить к закупкам иностранные товары, изменить в этом плане государственную программу закупок - в этом-то, собственно говоря, и дело! Дело в том, что в очередной раз кому-то нужно принять участие в бизнесе, но этот бизнес одновременно будет обращён против наших соотечественников, им будут колоть глаза, говорить: "Посмотрите, Россия не обращает внимания на ваше положение. Она всё готова ратифицировать, если в конце замаячило что-то под названием «доллар», или «рубль», или «евро»!" Это унижение. И я в этом унижении участие принимать не хочу. Предлагаю обратиться к Министерству иностранных дел, которое должно было всё это взвесить и говорить с этой трибуны от своего имени, с тем чтобы оно ещё раз вернулось к вопросу о необходимости ратификации этого соглашения в сложившихся условиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Юрьевич, заключительное слово. Пожалуйста. СИНЕНКО А. Ю. Уважаемые коллеги, предсказуемая, довольно острая дискуссия. Но, Константин Фёдорович, если я правильно помню, чтобы пельмени не слипались, надо всё-таки масло добавить, а не соль, понимаете? То, что смягчает, а не то, что делает более острым. Это первое. Второе. Внесение проектов данных соглашений в правительство для последующей подготовки их к ратификации - это совместная инициатива Министерства иностранных дел и Министерства экономического развития. Я вас уверяю, что это именно согласованная позиция всех ведомств, а теперь уже и Правительства Российской Федерации. Ну и, коллеги, в заключение. Политики приходят и уходят, внешнеполитическая конъюнктура может меняться довольно быстро, а дороги, которые уже построены и будут построены, будут служить нашим гражданам и гражданам стран - наших партнёров столетиями - подумайте об этом. Я всё-таки призываю поддержать данный проект закона, поддержать именно будущее наших стран, будущее наших граждан. Давайте развивать то, что нас объединяет, а не то, что нас разъединяет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Сергеевна, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Польша" на период 2014-2020 годов", пункт 11 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 29 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Закон принят. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества "Россия - Латвия" на период 2014-2020 годов", пункт 12 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 06 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 8 чел.1,8 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Закон принят.