Заседание № 220
О проекте федерального закона № 512122-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части установления запрета на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия... народов Российской Федерации". Докладывает Игорь Николаевич Руденский. РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К данному законопроекту поступило восемь поправок: три из них рекомендуются к принятию, пять - к отклонению. Прошу приступить к рассмотрению поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 45 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 10 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. РУДЕНСКИЙ И. Н. Спасибо. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 06 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Во втором чтении принимается. Было предложение проголосовать и в третьем чтении. Есть желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 33 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 176
О проекте федерального закона № 512122-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части установления запрета на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 20-му вопросу повестки дня. О проекте федерального закона № 512122-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Доклад представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра культуры Российской Федерации Владимира Владимировича Аристархова. Прошу. АРИСТАРХОВ В. В., представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра культуры Российской Федерации. Уважаемые дамы и господа! Объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации в первую очередь с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и являются свидетельством, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры эпох и цивилизаций. При проведении работ по сохранению объектов культурного наследия большое внимание уделяется восстановлению их исторического облика. Вместе с тем размещение наружной рекламы на памятниках приводит к изменению их облика, нарушает целостность исторического и архитектурного замысла, формирует искажённое художественное восприятие исторических ценностей у подрастающего поколения, а установка тяжеловесных рекламных конструкций влияет на устойчивость и сохранность памятников. Проект федерального закона разработан в целях ограничения распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. При разработке законопроекта учитывался положительный опыт по регулированию размещения наружной рекламы в городе Москве. С каждым днём становится всё более заметным очищение исторической части Москвы, её зданий от огромного количества наружной рекламы, не позволявшей воспринимать историко-культурный облик нашей столицы, однако даже у властей Москвы возникают непростые ситуации в ходе данной работы. Законопроектом устанавливается прямой запрет на распространение наружной рекламы на памятниках и ансамблях и их территориях. Следует отметить, что режим использования указанных территорий является строгим, а именно: в соответствии с законом "Об объектах культурного наследия..." запрещается проведение любых работ на территории памятника или ансамбля, за исключением работ по их сохранению, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Учитывая, что достопримечательное место представляет собой территорию, в состав которой входят земельные участки с различными режимами использования, - как, например, в Бородине: это земли сельхозназначения, земли населённых пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного и водного фондов, - законопроект предусматривает возможность размещения рекламы на территории достопримечательного места с учётом указанных режимов использования. Возможность размещения рекламы и требования к такому размещению на территории достопримечательного места будут устанавливаться в градостроительном регламенте, который утверждается с учётом требований, устанавливаемых органом охраны объектов культурного наследия. Порядок выдачи разрешения на размещение рекламных конструкций на территории достопримечательного места остаётся неизменным, то есть разрешение выдаёт муниципалитет в соответствии с планом размещения рекламных конструкций, который утверждается с учётом градостроительного регламента, в котором, как уже было сказано, будут установлены требования к рекламной конструкции и к месту её размещения. Так как объекты культурного наследия находятся в пользовании различных организаций, законопроектом допускается размещение информации о театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятиях, проводимых в этих объектах и на их территориях, с учётом требований законодательства о рекламе. В целях недопущения произвольного размещения афиш способы их размещения, а также требования к форме, месту и размерам будут включаться в охранные обязательства собственника или пользователя объекта культурного наследия. Учитывая, что срок действия разрешений на установку рекламных конструкций составляет до десяти лет, законопроектом предусматривается переходный период, в соответствии с которым разрешения, выданные до дня вступления в силу федерального закона, будут действовать до истечения срока их действия. Прошу принять законопроект в первом чтении. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктора Фридриховича Звагельского. Прошу. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается внести изменения в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и дополнить Федеральный закон "Об объектах культурного наследия..." в части ограничения распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия народов Российской Федерации. Законопроектом предусматривается установление прямого запрета на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест. Размещение рекламных конструкций на объектах культурного наследия и их территориях приводит к изменению облика объектов, влияет на устойчивость и сохранность объектов. Принятие рассматриваемых изменений позволит сохранить исторический облик зданий и сооружений, отнесённых к памятникам истории и культуры народов Российской Федерации, и вместе с тем не устанавливать излишние ограничения для субъектов предпринимательской деятельности. На основании изложенного Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству предлагает принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия... народов Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие задать вопросы? Есть. Прошу записаться. Покажите, пожалуйста, список. Депутат Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Владимир Владимирович, трудно, конечно, спорить с тем, что размещение рекламы на объектах культурного наследия приводит к изменению их облика и влияет на устойчивость и сохранность объектов. При этом для достопримечательных мест делается исключение, а ведь на их территории могут находиться памятники, ценные архитектурные ансамбли и многое другое. Так вот исходя из этого не правильнее ли будет распространить прямой запрет и на достопримечательные места? Вы, конечно, рассказали, пояснили, что есть регламент, всё будет жёстко прописано и так далее, но практика показывает, что, как только допустишь малейшую лазейку, ею обязательно воспользуются и зачастую это приводит к непоправимым последствиям. Вы знаете, сколько объектов культурного наследия было снесено в 90-е и 2000-е годы, и теперь их не восстановить, они утрачены безвозвратно. Здесь, конечно, речь не идёт о полном разрушении, но тем не менее повреждения могут быть серьёзными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Владимирович, этот вопрос, наверное, вам. АРИСТАРХОВ В. В. Уважаемые коллеги, по нашему мнению, реклама будет запрещена на памятниках, которые находятся в пределах этих территорий, но она допустима на территории, например, жилых зданий и сооружений. Накопленный опыт в том же самом Бородине и так далее позволяет нам быть уверенными в том, что органы, занимающиеся охраной памятников, способны отслеживать, где это можно и где нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос депутата Бычковой. Евдокия Ивановна, прошу. БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Владимир Владимирович, безусловно, законопроект нужный, будем поддерживать его. Действительно, уже пора освобождаться от этой многообразной рекламы. Скажите, как в законопроекте решается вопрос с уже заключёнными долгосрочными договорами на уже существующие рекламные конструкции? Это первый вопрос. И вопрос по вывескам. Вы знаете, есть такие вывески, которые вроде бы и как вывески, но одновременно и как реклама, причём именно на памятниках истории, на зданиях, - они к какому разряду будут относиться? Как вот с этим быть? АРИСТАРХОВ В. В. Уважаемая Евдокия Ивановна, уважаемые коллеги! По поводу того, что уже заключено. Как я уже говорил, у нас максимальный срок установки рекламных конструкций - десять лет. В течение переходного периода всё то, что было ранее подписано, будет действовать, все вывески сохраняются, то есть мы не нарушаем ранее заключённых договоров. По второму вопросу, чтобы было понятно принципиальное различие между вывеской и рекламой: вывеска - это информация, размещённая на том объекте, где производится торговля товарами либо услугами; реклама - это когда на данном объекте размещена информация, которая не относится к хозяину или арендатору данного объекта, поэтому вывески сохраняются, на них закон "О рекламе" в принципе не распространяется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос депутата Мархаева. Вячеслав Михайлович, прошу. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Владимир Владимирович, поднимаемая проблема достаточно серьёзная для России, потому что практически все улицы наших городов заполонены наружной рекламой. Я думаю, что картина везде одинаковая, поэтому здесь надо было бы, конечно, нам применить опыт соседнего Китая, где это практически запрещено. Теперь по существу. В своё время сенаторы Гордеев и Оганян уже вносили подобный законопроект, и его судьба непонятна. Рассматриваемый законопроект актуальный, такой закон, бесспорно, нужен, вместе с тем в предложенной ранее сенаторами концепции законопроекта прозвучала достаточно интересная идея: запретить установку (размещение) рекламных конструкций также вблизи объектов культурного наследия, а не только на самих объектах культурного наследия. Будет ли эта идея отражена в предлагаемом вами законопроекте и впоследствии реализована? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу, Владимир Владимирович. АРИСТАРХОВ В. В. Мы полагаем, что всё-таки нельзя бесконечно увеличивать диапазон ограничений. Наше предложение - ограничиться запретом именно на памятниках культуры. Идея эта проработана. Я хотел бы отметить, что мы получили положительные заключения ряда комитетов Государственной Думы - по культуре, по экономической политике и по делам национальностей. Мы предлагаем начать с запрета именно на памятниках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По порядку ведения просит слова Екатерина Ивановна Кузьмичёва, но она подошла и сказала, что так сработала система, а вообще-то у неё вопрос. Прошу, ваш вопрос, депутат Кузьмичёва. КУЗЬМИЧЁВА Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Владимир Владимирович, вопрос вам. Комитет по культуре неоднократно уже выступал против использования рекламы на объектах культурного наследия, поэтому мы считаем, что данный законопроект очень актуальный и важный, и мы его, конечно, будем поддерживать, но вместе с тем у нас вызывают опасения положения законопроекта, предусматривающие возможность распространения на объектах культурного наследия рекламы о зрелищно-развлекательных мероприятиях. Имеет место правовая неопределённость, размытость вот этого понятия, возможность широкого толкования, то есть под этим можно подразумевать всё что угодно - и пивные фестивали, и праздники молодого вина, и так далее. Не приведёт ли такое разрешение к тому, что фасады уникальных памятников истории и культуры по-прежнему будут загромождены рекламными конструкциями? Полагаю необходимым учесть наши опасения при доработке проекта ко второму чтению, может быть, даже этот термин - "зрелищно-развлекательные мероприятия" - исключить из текста законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Владимирович, прошу вас. АРИСТАРХОВ В. В. По поводу афиш. Размещение афиш регламентируется законом "О рекламе" плюс это будет прописано в охранном обязательстве, поэтому нет повода опасаться того, что у нас будут афиши с рекламой молодого вина, игорного бизнеса и так далее. Если всё будет под контролем, такого риска не будет. Что касается отказа от рекламы о проводимых зрелищных мероприятиях, то существует общепринятая практика информирования людей о концертах, о разного рода подобных мероприятиях. Мы не думаем, что необходим запрет. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто-нибудь хотел бы выступить, коллеги? Нет. Выносим на "час голосования".
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия... народов Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 52 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.