Заседание № 191
15.10.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 511638-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся государственной регистрации предварительного договора в отношении недвижимого имущества).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4879 по 4983 из 6432
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Василий Михайлович Тарасюк. ТАРАСЮК В. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вы знаете, что после коренных перемен, которые произошли в нашем обществе в 90-е годы, гражданско-правовой договор приобрёл значение универсального регулятора хозяйственных связей, но вместе с тем и свобода, экономическая независимость хозяйственных субъектов возросла. Очень велико количество судебных споров, преступных схем, но неопределённость новых аспектов договорного права наряду с другими проблемами вот уже двадцать лет препятствует развитию малого и среднего предпринимательства, а также устойчивого рынка недвижимости в России. Представленный законопроект направлен на совершенствование гражданского законодательства, более чёткое законодательное урегулирование договорных отношений, обеспечение публичности и достоверности информации о зарегистрированных сделках и правах для третьих лиц. Для обеспечения гарантий исполнения предварительного договора данным законопроектом вводится норма о регистрации предварительного договора как ограничения (обременения) прав на объект недвижимого имущества, являющегося предметом предварительного договора. Предполагается внести соответствующие изменения в статью 429 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Предварительный договор должен выполнять охранную функцию, создавать позитивную обязанность заключить основной договор, включать необходимые дополнительные механизмы защиты участников данных правоотношений. Приведу пример. Мы все знаем, что этим летом купить недвижимость в Крыму было не так просто, учитывая, что там не работали регистрирующие органы. Предварительный договор там получил очень широкое применение, чем фактически были закреплены права в отношении определённого имущества. Продавец недвижимости в Крыму рисковал менее, чем покупатель, так как лишался имущества только после регистрации основного договора купли-продажи в будущем, покупатель же должен быть учитывать многие нюансы, касающиеся условий передачи и возврата задатка, срока заключения основного договора, сведений о недвижимости в целом и общей неопределённости правоотношений. В Крыму в отсутствие государственной регистрации предварительных договоров многократно возросли риски, возник ажиотаж на рынке недвижимости, увеличилось количество так называемых чёрных риелторов. В заключении на проект закона ответственный комитет ссылается на Концепцию развития гражданского законодательства Российской Федерации от 7 октября 2009 года, однако все мы видим, как меняется мир вокруг нас, - даже то, что считалась нормальным, примемлемым полгода назад, сейчас требует дополнений. Вместе с тем нельзя не упомянуть и о проблемах, возникающих при заключении предварительного договора купли-продажи квартиры на стадии строительства дома. Согласно законодательству в предварительном договоре должны содержаться положения, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора, то есть должны быть указаны все параметры приобретаемой квартиры: площадь, количество комнат, этаж и так далее. Очевидно, что, если квартира ещё не построена, точно определить в договоре объект продажи невозможно, что повышает риск признания предварительного договора незаключённым. При этом, поскольку предварительный договор не подлежит государственной регистрации, ничто не мешает недобросовестному застройщику заключить такой же договор с другим покупателем, а затем продать ему квартиру. Обход существующих норм о праве использования предварительных договоров в части долевого участия, купли-продажи вместо подлежащих государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве послужил причиной кризиса в долевом строительстве. В заключение скажу, что защитный механизм в виде регистрации предварительного договора как мера по ограничению, обременению прав на недвижимое имущество позволит обеспечить необходимый баланс интересов участников оборота недвижимого имущества, стабильность его оборота, а также защиту прав и законных интересов сторон предварительного договора. Государственная регистрация предварительного договора послужила бы также дополнительной гарантией заключения основного договора. Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект. Все высказанные замечания и предложения мы учтём при дальнейшей его доработке. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте заслушаем сразу содоклад, чтобы не разрывать канву выступлений, а потом проголосуем. Докладывает Сергей Юрьевич Фабричный. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Автор законопроекта предлагает нам установить государственную регистрацию предварительного договора в отношении недвижимого имущества. По нескольким основаниям наш комитет не поддерживает данный законопроект. Я назову одно из них. Дело в том, что в гражданском законодательстве суть предварительного договора в большей степени организационная: в рамках предварительного договора стороны приходят к соглашению о том, что в будущем они, согласовав все условия, заключат договор - основной договор. На этой стадии - я бы, наверное, назвал её помолвкой - стороны принимают предварительное решение и говорят: да, отношения зарегистрируем через какое-то время. Вы понимаете, что за помолвкой необязательно следует свадьба, поэтому сам факт заключения предварительного договора не порождает никаких прав в отношении имущества, выполнения работ, оказания услуг, он только закрепляет намерения сторон в будущем вступить в те или иные правоотношения. Мы не поддерживаем данный законопроект и предлагаем Государственной Думе отклонить его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Давайте прервёмся на голосование, а потом продолжим обсуждение данного законопроекта.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5216 по 5290 из 6432
Продолжаем обсуждение 17-го вопроса повестки. Есть ли вопросы у депутатов по докладу и содокладу? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Вопрос задаёт Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Василий Михайлович, в принципе закон действительно страхует покупателей недвижимости, но он может несколько затруднить оформление самой сделки, потому что покупателю в дальнейшем придётся регистрировать и основной договор ещё, получая право собственности. Скажите, пожалуйста, может быть, имеет смысл в вашем законопроекте во втором чтении предусмотреть укороченный срок регистрации предварительного договора, допустим три или пять дней? Прокомментируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Михайлович Тарасюк. ТАРАСЮК В. М. Дмитрий Иванович, я в своём выступлении чётко и ясно сказал, что во втором чтении можно что-то поправить, в том числе уточнить некоторые сроки по заключению данных договоров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к Сергею Юрьевичу. Уважаемый Сергей Юрьевич, вы сказали, что, дескать, заключение предварительного договора не предполагает никаких финансовых отношений, но это не совсем так: требуется внесение половины стоимости за открытие аккредитива, поэтому, мне кажется, возражения комитета не совсем обоснованные. Есть ли у вас какие-то более основательные причины для того, чтобы отклонять этот законопроект? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Юрьевич Фабричный. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Иван Игнатьевич, я говорил не об административных издержках, я говорил о существе предварительного договора, в рамках которого не передаётся имущество, не оказываются услуги, не выполняются работы. Предварительный договор - это намерение сторон заключить основной договор в будущем. То, что есть административные издержки, - это наш комитет не отрицает. Почему мы выступаем против этого законопроекта? Я, как мне представляется, достаточно полно изложил аргументацию. Я могу лишь добавить, что в рамках Концепции реформирования гражданского законодательства Российской Федерации, которая была утверждёна президентским советом по реформированию гражданского законодательства, регистрация договоров как таковых - это исключение из общих правил, а не правило. Регистрируется право на имущество, коль мы об имуществе говорим в данном случае. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет таких. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 48 сек.) Проголосовало за 54 чел.12,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 54 чел. Не голосовало 396 чел.88,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.