Заседание № 138
О проекте федерального закона № 511039-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части, касающейся организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения редких (орфанных) заболеваний).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части финансового обеспечения лечения редких (орфанных) заболеваний), третье чтение. Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич Морозов. МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект во втором чтении принят 25 июля. Проведены все необходимые экспертизы, проект закона готов к рассмотрению в третьем чтении. Комитет по охране здоровья просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Коллеги, по мотивам голосования есть желающие выступить от фракций? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи. Покажите, пожалуйста, результаты. Соломатина Татьяна Васильевна. СОЛОМАТИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отмечает, что рассматриваемый законопроект имеет принципиально важное значение. Перевод финансирования лечения обозначенных в законопроекте пяти орфанных заболеваний на федеральный уровень позволит оптимизировать расходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Благодаря этому закону мы получим возможность перейти на централизованную закупку лекарственных препаратов для пациентов, страдающих данными заболеваниями, что позволит экономить средства бюджетов при оптовой закупке этих лекарственных препаратов, а также станет новым шагом на пути к федерализации финансирования лечения всех орфанных заболеваний. С учётом этого законопроект является большим шагом в совершенствовании организации лечения редких заболеваний. Это результат большой работы, которую провели специалисты в этой области. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Спасибо, Вячеслав Викторович. Я коротко. Мы ровно эти же доводы приводили три недели назад, с тем чтобы был принят предыдущий законопроект на эту же тему, - он, к сожалению, был отвергнут, но не об этом речь. У меня большая просьба к депутатам (сейчас будут формироваться бюджеты регионов) проследить, чтобы средства, которые мы сэкономим для региональных бюджетов, - а это 10 миллиардов рублей, в среднем 100 миллионов рублей на каждый регион, - были предусмотрены, заложены в любом случае и направлены на обеспечение других категорий населения в регионах, чтобы не снизили региональные представители финансирование этой отрасли. В противном случае ситуация никак не улучшится для остальных, чьи заболевания не попали в число этих пяти заболеваний, но тоже являются орфанными либо подпадают под действие 890-го постановления. Это принципиально, и важно ни в коем случае не снижать финансирование льготного лекарственного обеспечения в регионах в результате принятия этого закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", 6-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 34 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 137
О проекте федерального закона № 511039-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части, касающейся организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения редких (орфанных) заболеваний).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, 39-й пункт временно пропустим, перейдём к рассмотрению законопроектов во втором чтении, точнее, продолжим. 40-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Анатольевич Морозов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчика пока нет. МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 24 июля 2018 года. К законопроекту поступила одна поправка лингвостилистического характера, она включена в таблицу поправок, которые комитет рекомендует к принятию; поправок, рекомендованных к отклонению, нет. По законопроекту получено положительное заключение Правового управления. Просим вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 18 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 41 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Микрофон включите, пожалуйста. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. Мы просим включить его в повестку дня на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 136
О проекте федерального закона № 511039-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части, касающейся организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения редких (орфанных) заболеваний).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, в соответствии с порядком работы рассматривается 36-й вопрос повестки дня, он поставлен для рассмотрения на фиксированное время, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части финансового обеспечения лечения редких (орфанных) заболеваний), первое чтение. Доклад представителя Совета Федерации члена Совета Федерации Валерия Владимировича Рязанского. Пожалуйста, Валерий Владимирович. РЯЗАНСКИЙ В. В., представитель Совета Федерации, член Совета Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, добрый день! Прежде всего я хочу от имени Совета Федерации и от имени своего комитета сердечно поблагодарить вас за оперативную реакцию на наше предложение рассмотреть этот законопроект. Я думаю, каждый из нас, бывая в регионах, наверняка получал сигналы и от руководителей системы здравоохранения регионов, и от руководителей вообще регионов по части больших средств, которые требуются на лечение отдельных категорий граждан в связи с выявлением редких (орфанных) заболеваний. Приведу статистический материал: всего в перечень, утверждённый постановлением правительства, входит 24 орфанных заболевания. Численность граждан в регистре - 17 663 человека, больше половины из них детки. Поэтому нам очень важно было договориться с Министерством финансов о решении проблемы финансирования в этом бюджетном году, с тем чтобы с 2019 года мы смогли централизованно приобретать ряд лекарственных препаратов для регионов. Министерством здравоохранения было выбрано пять видов редких заболеваний, это девять лекарственных препаратов: они наиболее дорогостоящие и вносят весомый вклад в объём средств, которые регионы тратят на приобретение таких лекарственных препаратов. Хочу напомнить, что общая сумма средств, которые регионы ориентировочно тратили в год, порядка 32,6 миллиарда рублей. Наше предложение по пяти редким заболеваниям оценено Министерством здравоохранения, Министерством финансов в 10 миллиардов рублей. Что это даст? Прежде всего, естественно, это поддержка финансового положения регионов. Кроме того, это даст возможность, закупая централизованно, значительно сбить ценовые параметры; по оценкам специалистов, до 25-30 процентов можно на оптовых закупках снизить цены; в силу того что некоторые регионы покупают лекарственные препараты для одного-двух больных, поставщики иногда выкручивают руки регионам. Ну и кроме того, появляется возможность на уровне Федерации организовать обмен лекарственными препаратами в определённых жизненных ситуациях. На мой взгляд, такого рода жёсткий и принципиальный контроль федерального ведомства позволит навести должный порядок в учёте и в порядке расходования дорогостоящих препаратов. Положительное заключение правительства имеется. Правовое управление Аппарата Государственной Думы тоже поддерживает проект федерального закона. Просьба принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Владимирович. Содоклад председателя Комитета по охране здоровья Дмитрия Анатольевича Морозова. Пожалуйста. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Сейчас очень знаковый, значимый момент для всех нас. Мы практически год все вместе занимались решением проблемы финансирования орфанных заболеваний. Я думаю, что дополнительная аргументация сегодня даже излишняя, поскольку мы совсем недавно очень детально, подробно всеми фракциями обсуждали эту проблематику. В своём докладе Валерий Владимирович раскрыл основные положения рассматриваемого законопроекта. Действительно, речь идёт о пяти нозологических единицах - это гемолитико-уремический синдром, юношеский, или ювенильный, артрит с системным началом и три типа мукополисахаридозов. Я сразу, предваряя вопросы, скажу, что основными критериями выбора этих нозологических единиц (и ранее мы говорили об этом) стали, по сути, три позиции - дороговизна препаратов, используемых для лечения; чтобы в этой когорте пациентов преобладали дети; максимальная социализация пациентов при грамотном подборе терапии. С учётом этих критериев были выбраны эти нозологические единицы, и именно с учётом этих критериев не вошла так называемая пароксизмальная ночная гемоглобинурия, при которой соотношение детей и взрослых просто один к нескольким сотням. И мы должны подчеркнуть, что с 2008 года действует программа семи нозологий, в которую также вошли высокозатратные нозологические единицы и лекарственные средства. С учётом изложенного 19 июля 2018 года Комитетом по охране здоровья единогласно было поддержано решение рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. И мы, конечно, ещё раз подчёркиваем, что это является слагаемым, результатом однонаправленной деятельности всех фракций Государственной Думы, профессиональных сообществ, пациентских сообществ: вы знаете, что с ноября 2017 года при комитете действует экспертный совет по орфанным заболеваниям, в который вошли представители абсолютно всех пациентских организаций по орфанным заболеваниям и в котором оттачивались стратегии диагностики, скрининг-диагностики, профилактики и лечения и финансирования этих заболеваний шаг за шагом. Следует отметить, что, конечно, вносились законопроекты, аналогичные данному. Так, совсем недавно мы обсуждали законопроект коллег из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", но тогда мы обратили внимание на наличие, к сожалению, недостатков в виде нерасчёта финансового обоснования и собственно регистра. Не могу не подчеркнуть, что контроль за регистром пациентов и защита каждой истории болезни, каждого пациента субъектами Российской Федерации также являются плюсами предлагаемого законопроекта. Ещё раз отмечу, что, на наш взгляд, изменения просчитаны в полной мере, сумма составляет около 10 миллиардов рублей. Законопроект согласован с правительством, есть положительные отзывы Счётной палаты, разумеется, комитета Совета Федерации, ГПУ Президента Российской Федерации. Вчера у нас прошло заседание экспертного совета при комитете по редким (орфанным) заболеваниям, на котором представители пациентских и фармацевтических организаций в сфере лечения редких заболеваний отметили долгожданность предлагаемых изменений и необходимость их скорейшего принятия. Правовое управление Аппарата Госдумы концептуальных замечаний не имеет, по законопроекту имеются замечания лингвостилистического характера, которые будут учтены ко второму чтению. Комитет по охране здоровья поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", внесённый Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы будут к докладчику, содокладчику? Да. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня, может быть, немного язвительный вопрос к Валерию Владимировичу. Валерий Владимирович, месяц назад практически такой же законопроект в этом зале был отклонён. Какие такие подходы знают представители, члены Совета Федерации к Правительству Российской Федерации, чтобы, во-первых, согласовать законопроект, а во-вторых, получить на практически такой же законопроект положительное заключение? Месяц назад оно было отрицательным. РЯЗАНСКИЙ В. В. Алексей Владимирович, ответ здесь простой. Я действительно с сожалением подписывал, как председатель комитета, отрицательное заключение, потому что к законопроекту не было финансово-экономического обоснования, и, естественно, сказалось отношение правительства к этому проекту закона. Нам не с первого раза удалось убедить правительство решить данный вопрос. Мы отклонили предложение, которое было сделано первым вице-премьером правительства, в части выделения дополнительных финансовых ресурсов в виде субсидий регионам на закупку препаратов для лечения этих пяти нозологий в связи с тем, что таким образом мы не решали проблему, а загоняли её внутрь. В результате обсуждения в Совете Федерации мы добились того, что вице-премьер правительства Антон Силуанов нас заверил, что он согласен с логикой, централизованная закупка лекарственных препаратов даёт эффект. Во-первых, понятно, это даёт снижение цены, во-вторых, существует возможность обмена препаратами между регионами, ну и наконец, федеральный контроль за историей болезни каждого пациента - тоже, на наш взгляд, очень важный аспект. Вот такого рода доводы послужили тому, что мы получили согласие и положительное заключение правительства, чтобы не в виде субсидий направлять в регионы средства, тем самым не решая проблему в целом, а постепенно переводить на федеральный уровень эти полномочия, таким образом решая проблему системно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Валерий Владимирович, вот содокладчик сказал, что не все орфанные заболевания сюда вошли; в частности, пароксизмальная ночная гемоглобинурия не учтена по определённым критериям. Всё-таки хотелось бы услышать ваше мнение, какова перспектива: возможно всё-таки проработать вопрос ко второму чтению, чтобы данное заболевание также было учтено в законопроекте? РЯЗАНСКИЙ В. В. Уважаемые коллеги, дело в том, что, конечно, 10 миллиардов рублей - это некий компромисс. Откуда взялась эта цифра? Первоначальные совещания, которые проводились в правительстве в конце прошлого года, свелись к тому, что была найдена сумма средств порядка 7,8 миллиарда рублей. Вот исходя из этой приблизительной суммы в основном и шли согласования по видам заболеваний. На сегодняшний день Министерство здравоохранения посчитало крайне важным решить проблему именно по этим пяти видам заболеваний исходя из того, что мы делали акцент прежде всего на детском контингенте. Ясно, что это только первый шаг, давайте вместе решать вопросы увеличения финансирования этого непростого направления, но в рамках этого законопроекта... Я считаю, лучше решить вопрос пошагово: сейчас сделать первый шаг, навести определённый порядок в методологии, в учёте, в правоприменении и после этого двигаться дальше, доказать, что мы этими 10 миллиардами рублей обеспечиваем необходимый экономический эффект, причём значительно больший, чем если бы мы просто дали регионам субсидии, как предполагалось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Валерий Владимирович, скажите, пожалуйста, на чём основывается представленное вами финансово-экономическое обоснование, где источник, и, если можно, в чём его отличие от финансово-экономического обоснования законопроекта, который мы рассматривали чуть раньше, фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"? РЯЗАНСКИЙ В. В. Основа наших расчётов, естественно, это расчёт, представленный Министерством здравоохранения. Я вам приведу цифры. Гемолитико-уремический синдром: цена по перечню ЖНВЛП - 331 тысяча 11 рублей (это цена одного лекарственного препарата, одной упаковки фактически), предлагаемая производителем цена при централизованной закупке - уже 316 тысяч, а средняя цена по итогам проведённых аукционов в субъектах Российской Федерации - 375 тысяч. Вот сравните: 331 тысяча рублей - цена по перечню, 375 тысяч - цена аукционов и 316 тысяч - цена, предполагаемая в случае централизованной закупки. По некоторым лекарственным препаратам эффект ещё выше: 36 тысяч рублей - цена по перечню ЖНВЛП лекарственного препарата для лечения мукополисахаридоза первого типа, лекарственного препарата "Ларонидаза", 32 тысячи - его цена при предполагаемой централизации, а средняя цена аукционов, которые проходят в регионах, - 122 тысячи. Вот сравните и оцените эффект, который даёт централизация. Мы, конечно, ориентировались на эти показатели, наши предложения основаны именно на этих расчётах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Торощин Игорь Андреевич, фракция ЛДПР. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Валерий Владимирович, даже при покрытии тех или иных финансовых расходов в лечении редких заболеваний средствами федерального бюджета параллельно очень остро стоят вопросы лечения орфанных заболеваний в части расширения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: как правило, в данный перечень включены лекарственные средства только для первого этапа терапии, а что делать больным дальше, когда первичные препараты перестают действовать? Необходимы следующие этапы терапии, с другими лекарственными средствами, но их попросту нет в перечне. Поясните, пожалуйста. РЯЗАНСКИЙ В. В. Уважаемые коллеги, этот вопрос, конечно, лучше задавать профессиональным врачам, и Дмитрий Анатольевич ответит. Как я понимаю задачу? Пять видов орфанных заболеваний предусматривают лечение девятью лекарственными препаратами, если мы не справляемся с финансированием хотя бы одного препарата, мы должны будем пожертвовать каким-то видом лекарственных препаратов - конечно, не хотелось бы это делать. Что касается вашего вопроса, мне представляется, его надо решать несколько в иных системных модификациях: каждый год перечень жизненно важных лекарственных препаратов пересматривается, и здесь очень важна точка зрения медицинского сообщества, общественных организаций, тех организаций, которые занимаются оказанием поддержки в критических ситуациях, каждый год этот перечень может изменяться - мне кажется, надо действовать именно таким образом, находить способы влияния через главных представителей тех или иных медицинских сообществ с целью изменения параметров этого списка. Список каждый год практически увеличивается, говорят, что его надо серьёзно проанализировать, существует такая точка зрения, но на сегодняшний день, мне кажется, методика, которая есть, позволяет делать это системно каждый год. Вопрос в данном случае не законодательный, вопрос к исполнителям, в данном случае, конечно, к Министерству здравоохранения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич. МОРОЗОВ Д. А. Спасибо большое, уважаемый Вячеслав Викторович. Уважаемый Игорь Андреевич, спасибо за правильный, профессиональный вопрос. Я уточню: орфанные заболевания - это, по сути, монозаболевания, терапия которых проводится монопрепаратами, и всегда подчёркивается, что это патогенетическая терапия, то есть использование препарата приводит к клиническому эффекту в подавляющем большинстве случаев, в то же время сопроводительная, адъювантная терапия, конечно, тоже нужна. Вчера на заседании экспертного совета, который был создан именно для этого, для координации всего процесса (я докладывал, уважаемые коллеги), ставился вопрос об адекватности терапии, о показаниях к терапии, о противопоказаниях, которые тоже есть, о сроках контроля эффективности терапии, и, вы совершенно правы, это и есть задача профессионального сообщества. Более того, вчера Министерство здравоохранения доложило нам, что по всем этим нозологическим единицам, равно как и по другим, разработаны клинические рекомендации. Я уверен, скоро мы примем закон о клинических рекомендациях и протоколах лечения, и всё это будет под соответствующим контролем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ШЕИН О. В. Уважаемый Валерий Владимирович, мы с вами знаем друг друга ещё с третьего созыва Думы, почти 20 лет, и я знаю, что вы всегда очень внимательно относитесь к документам, но всё-таки, возвращаясь к дискуссии касательно практически идентичного законопроекта, внесённого фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и отклонённого в том числе с отрицательным заключением Совета Федерации в этом зале три недели назад, по проекту, который предлагаете вы, пять заболеваний, а у нас было шесть, у вас есть финансово-экономическое обоснование на 10 миллиардов рублей - но почему вы говорите, что не было экономического обоснования к проекту "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ"? Оно есть, на экране его легко посмотреть, на 12 миллиардов рублей - учитывая разницу в одно заболевание, отличие совершенно понятное. Так почему вы полагаете, что тот законопроект не имел финансово-экономического обоснования? РЯЗАНСКИЙ В. В. Я уточню свою позицию. Я ещё раз говорю: я сожалею, что подписал отрицательное заключение, потому что сторонник проведения такого рода решения. Но, ещё раз говорю, важным аспектом было, конечно, наличие положительного заключения правительства, и мы его получили, строго говоря, не очень просто, только после того, как отклонили предложение, связанное с распределением субсидий в объёме 7,9 миллиарда рублей, сославшись на неэффективность такого решения - это решение действительно загоняло проблему вглубь. Так что, конечно, не финансово-экономическое обоснование явилось препятствием, а именно отношение в тот момент правительства к самой теме. Как только мы публично получили согласие от имени первого вице-премьера правительства на рассмотрение вопроса, мы, естественно, тут же воспользовались этим предложением и запустили всю процедуру. Так что не вижу здесь никаких проблем, а за то, что отклонили... я объяснился. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. МОРОЗОВ Д. А. Я, с вашего позволения, всё-таки уточню: в финансово-экономическом обосновании к тому законопроекту было указано не 12 миллиардов рублей, а от 12 до 25 миллиардов рублей, и это, конечно, мы не могли принять, и правительство, вероятно, поэтому и дало отрицательный отзыв. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Анатольевич, можете присаживаться. Уважаемые коллеги, мы говорим о законопроекте, который несколько недель назад был отклонён, - это в общем такой же случай, как и с законопроектом о роуминге, который мы обсуждали. В данном случае законопроект был внесён "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ", до этого был внесён законопроект о роуминге фракцией ЛДПР, у нас масса таких примеров. Мы должны понимать, что политическая постановка вопроса в любом случае продвигает решение вопроса: то, что фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", КПРФ и "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поднимали эту тему, в итоге привело к тому, что данный законопроект сегодня рассматривается. Мы же все будем выражать по нему свою точку зрения, не сводится всё к авторству, здесь как раз речь идёт о позиции, от вас зависит принятие либо непринятие закона. Конечно, Валерию Владимировичу сложно ответить, почему он подписал отрицательный отзыв, но он вместе со своими коллегами тоже занимался решением этого вопроса и в итоге предлагает вариант к рассмотрению. Да, и вы ранее предлагали варианты, но в то время в ходе наших процедур мы не получили положительного заключения правительства, сейчас оно у нас есть, и мы можем выразить свою точку зрения. Кто хотел бы выступить по данному вопросу, просьба записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите, пожалуйста, список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Я буду лаконичен. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", естественно, только приветствует принятие этого решения, и мы очень рады, что наши коллеги из Совета Федерации, Валерий Рязанский и его товарищи, невзирая на уже имевшееся отрицательное заключение правительства, эту работу со всей своей энергией осуществили и сегодня мы имеем внесённый в парламент законопроект с позитивным заключением правительства. Конечно, наша фракция будет солидарно голосовать за. Дело в том, что есть две наиболее чувствительные для регионов темы, по которым центр ввёл обязательства регионов, но при этом регионы не имеют для выполнения этих обязательств достаточных средств. Одна тема, одна повестка - это орфанные заболевания, а вторая - это известная ситуация с обеспечением жильём детей-сирот (надеюсь, что и этот узел нам всё-таки тоже удастся развязать). Тем не менее я хотел бы обратить внимание на то, что, как мне кажется, парламент не должен быть заложником исключительно позиции Правительства Российской Федерации. У нас мало хороших переговорных площадок, где можно было бы содержательно обсудить те аргументы, которые высказываются в этом зале в том числе парламентской оппозицией, за которую, напомню, голосовали миллионы людей в нашей стране. И я уверен, что коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласятся: очень многие высказывания - мои, моих товарищей, коллег из фракций КПРФ и ЛДПР - содержат весомые аргументы. И неправильно, когда парламент становится заложником такой ситуации: мы направляем законопроект, какой-то клерк пишет на него отрицательное заключение, и потом фракция большинства должна этой бумагой руководствоваться. Я думаю, что сама по себе такая модель взаимоотношений неверна и, конечно, принижает роль парламента, делает его заложником, причём не самой высокой ветви власти - исполнительной. Сегодняшняя дискуссия очень ярко это показывает: есть два законопроекта, практически идентичные, с очень близкой системой расчётов в финансово-экономическом обосновании, нижний порог по затратам в нашем обосновании практически такой же, как в обосновании к законопроекту коллег из Совета Федерации, но позиция парламента зависит от того, получен позитивный отклик с Краснопресненской набережной или нет. Понятно, что мы не можем всегда исключительно отрицать позицию правительства, но, наверное, мы не должны слепо ею руководствоваться. Вот о чём я, собственно, хотел сказать. Естественно, мы поддерживаем данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Я продолжу эту же тему, уважаемые коллеги. Для справки: 13 июня мы отклонили практически идентичный законопроект, я ещё раз об этом говорю. Разница между этими законопроектами заключается в одном заболевании и в 2 миллиардах рублей в финансово-экономическом обосновании. 16 июля коллеги из Совета Федерации внесли свой законопроект, и 16-го же они получили положительное заключение правительства. Понимаете, как работают наши коллеги? 19-го числа наш комитет даёт абсолютно иное заключение - сравните, когда будет время, заключение на наш законопроект и на законопроект коллег из Совета Федерации. И здесь я задаю вопрос: а где ответственность, уважаемые коллеги? (Я прошу не отвлекать докладчика, уважаемые коллеги.) Почему нижняя палата парламента, депутаты Государственной Думы, становится не просто младшим братом, а каким-то вообще уже... не буду давать никаких определений, просто скажу, что мне не нравится эта позиция. Наш законопроект лежал год, и комитет Госдумы не замечал проблемы, нам только говорили, что и так всё хорошо, деньги есть, деньги найдутся в бюджете... А сейчас мы видим вот такие предвзятые действия, которые действительно нужно проанализировать, и нужно проконтролировать, чтобы впредь это не повторялось. Дмитрий Анатольевич Морозов, я к вам обращаюсь, посмотрите другие законопроекты: не дай бог, в следующий раз вы отвергнете наш законопроект - я имею в виду законопроект депутатов Государственной Думы, - а коллеги из Совета Федерации придут сюда и сделают работу над ошибками вот в таком варианте! Уважаемые коллеги, я считаю, что ответственность за заключения, за выступления нужно нести, произошедшее недопустимо - этот закон мог быть принят ещё год назад! В шестом созыве наши коллеги такой же законопроект вносили, и он по таким же надуманным обоснованиям не был принят, и ответственности никто не несёт. Да, очень здорово, что мы примем закон и ситуация наконец изменится, но в будущем повторов таких действий должно быть как можно меньше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Уважаемые коллеги, ну давайте не будем питать иллюзий, повторы будут! Вспомните, Алексей Владимирович Куринный - вот он как раз записался на выступление, - когда только Государственная Дума начала работать осенью, в начале заседания эту тему поднимал, затем обращался с предложением, чтобы мы приняли специальное постановление по этому вопросу, у него эта тема всегда была в повестке. И во многом, собственно, его повестка, ваша повестка, повестка нашего комитета предопределили сегодняшнее рассмотрение этого вопроса. Вы же понимаете, что в политике крайне важна постановка вопроса и дальнейшее поддержание этой темы в повестке, но, действительно, тот, кто процесс инициирует, не всегда будет поддержан. Хорошо, что дело, начатое практически всеми присутствующими, сегодня обрело форму в инициативе Совета Федерации, которая будет нами поддержана. Поэтому нам, наоборот, в данном случае надо объединить, консолидировать наши позиции вместе с коллегами из Совета Федерации, поддержать их, а не делить, не разбираться опять, чьё это предложение. Ведь мы с вами понимаем, что, может быть, этот процесс был продуктивно завершён нашими коллегами именно потому, что вы тогда вносили своё предложение. Пожалуйста, Соломатина Татьяна Васильевна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". СОЛОМАТИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я вышла на трибуну, потому что для меня это очень важный законопроект, как и для всех, кто сидит в этом зале. Но я иногда не понимаю наших политических амбиций, ведь вся наша работа сегодня направлена на то, чтобы получить результат, и результат хороший! Если мы сегодня проголосуем за данный законопроект, мы решим большую проблему, которая касается всех наших регионов. Финансирование лечения этих заболеваний перейдёт на федеральный уровень, и это подведёт нас к финансированию лечения всех орфанных заболеваний на федеральном уровне в последующем. Для Комитета по охране здоровья проблема обеспечения лекарственными препаратами лиц с орфанными заболеваниями всегда являлась приоритетной, и действительно все фракционные группы, представители всех наших фракций работали на один результат. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект, потому что он очень важен, он очень актуален и он долгожданный для всех нас. Я всех приглашаю поддержать данный законопроект и проголосовать за него в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Васильевна. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ситуация действительно немножко странная, если честно: буквально две недели назад был точно такой же законопроект - но, может быть, и привычная. А если говорить о цифрах и о действиях, которые были совершены для того, чтобы закон был принят, то я вам напомню, что всё началось ещё летом прошлого года. Именно тогда Минздрав представил соответствующие расчёты, чёткие реестры в комитет: сколько требуется денег на шесть высокозатратных нозологий, сколько человек, в каком регионе. И в принципе уже тогда была необходимая база для принятия этого закона. У нас есть статистика: 32 субъекта практически не финансировали нормально лечение орфанных заболеваний, причём даже такие, казалось бы, богатые регионы, как Татарстан, Саратовская область и другие, меньше 30 миллионов выделяли, а это финансирование по большому счёту двух-трёх таких больных, то есть в течение года проблема не решалась. Сколько человек не доживёт до счастливого момента, когда мы этот закон примем, - ну, это вопрос, мне кажется, не совсем корректный. И всё-таки: протокольное поручение было, поправки в бюджет были - уже в бюджет 2018 года вносились поправки, касающиеся обеспечения лечения орфанных заболеваний, - проект закона был (он был отклонён буквально две недели назад), необходимые расчёты со стороны Минздрава были представлены, так что говорить сегодня, что две недели назад всё было неправильно, а сейчас правильно, на мой взгляд, не стоит, это совершенно не так. В части зоны принятия решения - нам надо всё-таки определиться, кто же принимает решение. Вот целый год мы кого переубеждали, что этот закон надо принимать? Все знали, что надо, все члены комитета знали, что тот вариант, который был предложен, - централизация закупок - единственно верный, именно он позволит экономить средства, однако три недели назад комитет проголосовал против. А несколько дней назад комитет проголосовал за, хотя по сути это один и тот же законопроект. Оказывается, в течение этого года мы убеждали профильного вице-премьера, позиция которого долгое время не менялась: субсидии - и всё, субсидии передадим регионам, и пускай они покупают как хотят. Приводили, сравнивали цифры, как было бы, если бы мы отдали всё это на откуп правительству, приняли его первоначальное решение: стоимость препаратов, которые покупали регионы, в 3 раза отличается от той стоимости, которая достигнута сейчас в результате централизации закупок, - в 3 раза! А это значит, что порядка 1,5-2 миллиардов рублей, в случае если бы мы пошли по пути правительства, было бы отдано фактически посредникам, разного рода фирмам-прокладкам, которые на этом зарабатывают. Сейчас, в новом варианте, деньги пойдут уже непосредственно на обеспечение лекарственными препаратами, и это здорово. Я прошу добавить время, я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КУРИННЫЙ А. В. Вопрос не только в экономии и не только в соблюдении прав граждан, вопрос сегодня - на мой взгляд, очень важный - в следующем: чтобы регионы не уменьшили своё финансирование. Ну, сейчас мы им сэкономим, вот моя родная Ульяновская область сэкономит 100 миллионов рублей на этом - заложит ли она со своей стороны эти средства в своём бюджете на новый, 2019 год или попытается их перебросить на другие, не менее важные вопросы? На мой взгляд, это важный момент, которым нам предстоит заниматься в том числе и в период отпуска, в период бюджетных корректировок. Надо, чтобы та сумма, которая в регионах была заложена на бесплатное лекарственное обеспечение, такой же и осталась, только в этом случае процент обеспечения лекарствами в регионах приблизится, по данным экспертов, к 85-90 процентам от потребностей - только в этом случае! Если, во-первых, мы позволим сегодня сэкономить нашим региональным правительствам, а во-вторых, если федеральное правительство со своей стороны захочет уменьшить субсидии либо неокрашенную часть передаваемых дополнительных средств в регионы, это тоже будет не совсем здорово. Эти же 10 миллиардов пытаться найти, предположим, в плате на выравнивание или в каких-нибудь других трансфертах, которые передаются из федерального бюджета... Это тоже очень важный момент. Мне кажется, это надо отразить в постановлении при принятии законопроекта в третьем чтении, надо рекомендовать регионам не уменьшать финансирование льготного лекарственного обеспечения, а также рекомендовать правительству не уменьшать ни в коем случае межбюджетные трансферты, связанные с тем, что появляются дополнительные расходные обязательства. Ну и что касается важности вообще проблемы лекарственного обеспечения. Этот законопроект важный, нужный, но он решает проблему в отношении всего лишь 2130 человек по всей стране: каждому из них требуется на лечение в среднем порядка 4,5 миллиона в год - это приличная сумма, понятно, что неподъёмная для многих регионов. А что будет с теми оставшимися, скажем так, заболеваниями, которые в этот перечень не попали? Что делать с теми людьми, которые по ряду причин сегодня вообще не попадают ни в один перечень: не попадают, скажем так, в список орфанных заболеваний, не являются инвалидами, не подпадают под 890-е постановление? Единственный выход здесь именно лекарственное страхование, о котором мы долго говорим и к которому должны прийти. В октябре состоится Госсовет, посвящённый именно этому вопросу, и, мне кажется, основным вопросом, основной целью, основной стратегией лекарственного обеспечения должен стать как раз вот этот путь - достижение лекарственного страхования, охват необходимым лекарственным обеспечением всех тех, кто в нём нуждается, независимо от их доходов, независимо от места проживания. Вот этот "туризм", мягко говоря, когда больные люди вынуждены переселяться в Москву, в Московскую область и в другие регионы, которые способны обеспечить их лекарствами, надо прекращать. Если человек живёт в России, если этот человек болен и если лекарства являются единственным, что обеспечивает его существование, то он должен получать эти лекарства, это практика большинства цивилизованных стран, этот вопрос в обязательном порядке должен быть решён. И наконец, последнее, что касается централизованных закупок. Вот вы вдумайтесь: Министерство здравоохранения сэкономило только на одной нозологии за последние три года порядка 5 миллиардов рублей. Сейчас, в случае принятия этого закона, Министерство здравоохранения сэкономит, ну, и мы в целом, бюджет, сэкономим порядка 2 миллиардов рублей. Если мы централизуем закупки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, которые не производятся в Российской Федерации и не могут быть произведены в ближайшее время, медицинской техники, эффект для бюджета страны будет грандиозным - это будет несколько десятков миллиардов рублей. Такая структура на уровне правительства, на уровне, может быть, межведомственного взаимодействия между Минздравом и Минпромторгом должна быть создана. Это не просто экономия, это дополнительные возможности, это дополнительные жизни, это защита прав наших избирателей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Полномочный представитель президента желает выступить? Нет. Правительства? Александр Юрьевич, не хотите пояснить, почему так получилось: неделю назад мы рассматривали законопроект и исходили из отрицательного отзыва, а затем был дан положительный отзыв? Видите, какие дискуссии разворачиваются с учётом темы. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего хотел бы ещё раз напомнить, что 16 июля действительно было представлено положительное заключение правительства по данному законопроекту. По нашему мнению, принятие данного федерального закона повысит финансовую обеспеченность регионов для выполнения одной из важнейших функций - функции, связанной с обеспечением охраны и защиты здоровья граждан. Это первое. Второе. По поводу законопроекта, по которому действительно было отрицательное заключение правительства. Коллеги, я напомню, что формирование позиции правительства по данному законопроекту с таким финансово-экономическим обоснованием происходило больше года назад. Напомню, что больше года назад была сложнейшая ситуация с федеральным бюджетом в целом: вы все помните эти дискуссии, вы помните, какие решения принимались. В отрыве от этого рассматривать, обсуждать, почему правительство дало такое заключение в тот момент по законопроекту с такими суммами дополнительных расходов, нам кажется, нельзя. Сейчас ситуация несколько иная. В ноябре прошлого года голосовался бюджет на 2018 год, и, вы помните, он был дефицитный, в мае были приняты поправки в федеральный бюджет, ситуация заметно изменилась. Мы, конечно, сожалеем, что не все депутаты голосовали за эти поправки, но очевидно, что ситуация в том числе способствовала тому, что правительство сочло возможным поддержать данный законопроект с учётом финансово-экономического обоснования, которое было представлено. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, заключительное слово докладчика. РЯЗАНСКИЙ В. В. Уважаемые коллеги, хочу вас поблагодарить за этот коллективистский труд. И спасибо Вячеславу Викторовичу за то, что он ещё раз обратил внимание на то, что это действительно продукт нашей общей работы. Не в качестве оправдания, а в качестве констатации хочу сказать, что в повестке дня нашего комитета этот вопрос был и в предыдущем созыве и мы часто сталкивались с теми же самыми проблемами, с которыми столкнулись вы при объяснении и доказательстве финансово-экономической базы, и только когда мы жёстко поставили вопрос о том, что не поддержим при рассмотрении трёхсторонней комиссией вопрос о выделении средств через субсидии, только после этого удалось, что называется, сдвинуть этот большой и ёмкий для нас вопрос. Так что спасибо вам огромное за внимание. А в СМИ будет написано, что Государственная Дума приняла законопроект в первом чтении, - это, мне кажется, очень важно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я думаю, здесь речь идёт не о том, что где будет написано, речь идёт о решении, и, может быть, это даже имеет отношение ко всем нам: когда мы вносим инициативу и она у нас находит поддержку, было бы правильно всё-таки обращать внимание на тех, кто начинал прокладывать этот путь, и не стесняться приглашать их к соавторству - надо отдать им должное, с учётом того что во многом именно благодаря сформированной позиции мы многие вопросы решаем. Я не случайно говорил и о законопроекте о роуминге: эта тема также поднималась многими присутствующими в этом зале. Пожалуйста, заключительное слово председателя комитета Дмитрия Анатольевича Морозова. МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, спасибо большое. Я тоже хотел бы присоединиться и искренне поблагодарить коллег из всех фракций за большую, серьёзную пошаговую работу. У меня нет сомнений, что результат, который сегодня предполагается, возможен только благодаря нашему совместному труду. При этом хочу подчеркнуть: принятие этого закона открывает перед нами новые пути, ставит новые задачи, и, действительно, необходимо сохранять финансирование программ и 24 нозологий, и 7 нозологий, мы, естественно, будем этим заниматься. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, по ведению - Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Вячеслав Викторович, правильно ли я понял Александра Юрьевича: все отрицательные заключения по законопроектам, скажем, прошлого года и более ранним, возможно, надо пересмотреть, потому что они не соответствуют сегодняшним реалиям? Тогда, может быть, дать поручение правительству, пока мы будем на каникулах, пересмотреть все эти заключения, чтобы не было больше таких комментариев, мол, ну да, в прошлом году дали отрицательное заключение, но это был прошлый год, были другие возможности у государства? Иначе, получается, мы делаем какую-то бесполезную работу: мы рассматривали законопроект, а, оказывается, заключение не соответствовало реалиям, сегодняшним во всяком случае. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ну, этот вопрос, может быть, больше к нам, к профильным комитетам, а не к правительству. Мы по этой причине выделили приоритет - рассмотрение законопроектов, внесённых до седьмого созыва, по той причине, что некоторым из них по 15-20 лет и многие заключения уже устарели. Этот вопрос мы решаем в рамках рабочей группы, которую возглавляет Иван Иванович Мельников, не случайно: мы обсуждали (на предыдущем, по-видимому, заседании) вопрос о том, что некоторые внесённые законопроекты, особенно рассмотренные в первом чтении, фактически блокируют рассмотрение аналогичных инициатив, и эта работа должна дать свой эффект именно потому, что открывает новые возможности для рассмотрения актуальной повестки. Коллеги, выступления состоялись, заключительные слова сказаны. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части финансового обеспечения лечения редких (орфанных) заболеваний), 36-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 25 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят. Спасибо, Валерий Владимирович. Коллеги, если вы не возражаете, мы данный законопроект... В рамках Совета Думы мы определили его как приоритетный к рассмотрению и исходим из того, что постараемся его рассмотреть до завершения весенней сессии, поэтому, думаю, мы ещё увидим нашего докладчика до конца недели дважды.