Заседание № 220
27.02.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 510495-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение земельного законодательства).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2524 по 2577 из 7317
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В ходе подготовки данного законопроекта ко второму чтению сформированы две таблицы поправок: в таблице № 1 содержится двадцать семь поправок, мы их рекомендуем к принятию, в таблице № 2 - двадцать четыре поправки, которые рекомендуются к отклонению. Просим утвердить таблицы поправок и принять данный законопроект во втором чтении. В случае принятия во втором чтении комитет просит принять данный законопроект и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. По таблице поправок № 1 есть вопросы? Нет. Ставлю таблицу № 1 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 42 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Принимается. По таблице поправок № 2 есть вопросы? Нет. Ставлю таблицу № 2 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 08 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6134 по 6169 из 7317
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 06 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Во втором чтении принимается. Было предложение проголосовать и в третьем чтении. Есть желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 34 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 177
20.06.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 510495-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение земельного законодательства).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5539 по 5764 из 9148
36-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя правительства заместителя министра экономического развития Павла Эдуардовича Королёва. Пожалуйста. КОРОЛЁВ П. Э., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен Министерством экономического развития Российской Федерации в целях совершенствования административной ответственности за нарушение земельного законодательства. В 2012 году государственный земельный надзор осуществляли 4 тысячи 259 государственных инспекторов по использованию и охране земель, которыми было проведено 350 тысяч проверок соблюдения земельного законодательства и выявлено 160 тысяч нарушений. В последнее время имеет место тенденция роста числа административных правонарушений в сфере земельных отношений: за два года рост составил 50 процентов. В настоящее время наиболее распространённым нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельных участков: в 2012 году выявлено более 76 тысяч таких нарушений на площади более 2,3 миллиона гектаров, что составило 47 процентов от общего количества выявленных нарушений. Другим значительным нарушением является невыполнение предписаний инспекторов по вопросам устранения нарушений земельного законодательства - не выполняется каждое второе предписание, при этом устранён был лишь 51 процент выявленных нарушений. Одной из основных причин роста числа нарушений земельного законодательства является низкий размер штрафов. Так, за самое распространённое нарушение, за самовольное занятие земельного участка, административный штраф для граждан установлен в размере от 500 рублей до 1 тысячи рублей, для должностных лиц - от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, для юридических лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, при этом, по статистике Росреестра, средний размер наложенных штрафов обычно чуть больше указанного минимального размера. Например, в 2012 году средний размер наложенного штрафа за самовольное занятие земельного участка составил для граждан 560 рублей, для должностных лиц - 1 тысячу 160 рублей, для юридических лиц - 10 тысяч 20 рублей. Кроме того, действующие механизмы расчёта штрафов не учитывают индивидуальных характеристик конкретного земельного участка, ставшего предметом посягательства, таких как категория земель, вид разрешённого использования, площадь. Таким образом, в целях снижения числа нарушений земельного законодательства необходимо не только увеличение штрафных санкций, но и изменение подходов к их определению. В этой связи законопроектом предусматривается установление административных штрафов в процентах от кадастровой стоимости земельного участка за самовольное занятие его и за использование земельного участка не по целевому назначению, а также увеличение размеров штрафов в абсолютных значениях за иные земельные нарушения. После принятия закона штрафы за самовольное занятие земельного участка составят для граждан - от 1 до 1,5 процента от кадастровой стоимости, но не менее 10 тысяч рублей; для должностных лиц - от 1,5 процента до 2 процентов от кадастровой стоимости, но не менее 20 тысяч рублей; для юридических лиц - от 2 до 3 процентов от кадастровой стоимости, но не менее 100 тысяч рублей. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый от кадастровой стоимости, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка. Применение кадастровой стоимости земельного участка для исчисления штрафов за правонарушения в сфере земельных отношений обусловлено её существующим использованием. Так, кадастровая стоимость земельного участка используется для расчёта земельного налога, размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности. Кроме того, механизмы определения административных штрафов в процентах от кадастровой стоимости земельного участка к настоящему времени уже применяются при назначении штрафа за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Также в рамках законопроекта осуществляется совершенствование ряда составов административных правонарушений в сфере земельных отношений. В частности, определяется понятие "самовольное занятие земельного участка", разграничиваются такие правонарушения, как использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешённым использованием и неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства в течение установленного срока. Законопроект без замечаний согласован Минфином России, Минсельхозом, Минприроды России, получено положительное заключение в плане оценки регулирующего воздействия и заключение Министерства юстиции. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации поддержало законопроект. Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в иные федеральные законы, а также не потребует финансовых затрат из средств федерального бюджета. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Владимира Александровича Поневежского. Пожалуйста. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как сказал основной докладчик, проектом закона предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие: комплексное увеличение размера административных штрафов за нарушение земельного законодательства; установление административных штрафов в процентах от кадастровой стоимости земельного участка за самовольное занятие земельного участка, за использование земельных участков не по целевому назначению, за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; совершенствование ряда составов административных правонарушений в сфере земельных отношений. Кроме того, законопроектом предусматривается совершенствование наименований составов ряда административных правонарушений в сфере земельных отношений, а также исключение административной ответственности за уничтожение или повреждение межевых знаков границ между земельными участками, за невыполнение обязанностей по их сохранению. Представляется, что принятие рассматриваемого законопроекта будет способствовать снижению количества нарушений земельного законодательства, интенсификации использования земельных участков, что позволит повысить эффективность управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц. Комитет Госдумы по вопросам собственности, Комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству, являющиеся соисполнителями по законопроекту, поддерживают данную законодательную инициативу. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Хочу сразу сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает принятие данного законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Свинцов Андрей Николаевич. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Вопрос представителю правительства. Скажите, пожалуйста, вам известно - а мы это на заседании комитета услышали от руководителя Росреестра господина Васильева - о том, что по огромному количеству (по некоторым данным, до 50 процентов) земельных участков в базе государственного кадастра недвижимости, ГКН, все записи с разного рода нарушениями, неточностями, и очень часто неточности как раз касаются кадастровой стоимости земельных участков. Я уже здесь с трибуны приводил пример, что очень часто процедуры по изменению вида разрешённого использования, по изменению либо уточнению границ земельных участков проходят с существенными, грубыми нарушениями. Вот был случай, когда земельный участок для дачного строительства стоил 750 миллионов рублей. Как вы считаете, в условиях, когда сведения о половине земельных участков в Российской Федерации приведены с нарушениями, можно вводить штраф в процентном отношении от кадастровой?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КОРОЛЁВ П. Э. Андрей Николаевич, спасибо за абсолютно правомерный вопрос. Дело в том, что сейчас упомянутым вами Росреестром завершается верификация и уточнение всех кадастровых данных, что было необходимо сделать при подготовке перехода к земельному налогу от кадастровой стоимости. О тех нарушениях в отношении кадастровой оценки, о которых вы сказали, нам также известно, и в правительстве неоднократно обсуждалась эта тема. В этой связи я хотел бы вас ознакомить с теми мерами, которые Министерство экономического развития предлагает в этой части. Дело в том, что оценка у нас проводится независимыми оценщиками, и название "национальный стандарт" не должно вводить в заблуждение, ибо это не государственный стандарт, а стандарт, установленный ассоциацией этих самых саморегулируемых организаций. Мы посчитали необходимым внести законопроект, упорядочивающий их деятельность. В законопроекте предусмотрено прежде всего установление публичности решения о проведении государственной кадастровой оценки и экспертизы отчётов об определении кадастровой стоимости, увеличение срока оспаривания кадастровой стоимости в комиссии с шести месяцев до пяти лет или проведения очередной кадастровой оценки, установление обязательного досудебного рассмотрения соответствующих споров в комиссии для юридических лиц и в органах власти. В ходе работы над этим законопроектом ко второму чтению - а он уже принят в первом чтении - нами были подготовлены поправки о наделении Минэкономразвития России полномочиями по внесению изменений в федеральный стандарт определения кадастровой стоимости, по утверждению методологических указаний по государственной кадастровой оценке и об установлении Правительством Российской Федерации дополнительных требований к исполнителям работ по определению кадастровой стоимости в целях допуска к указанным работам только квалифицированных исполнителей, ну и, естественно, повышения ответственности за результат оценки и проведение экспертизы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Павел Эдуардович, вообще владение землёй - это очень выгодный и соблазнительный бизнес, и, я думаю, такими штрафами, которые определяются, мы эту проблему не решим, это копейки. Скажите, насколько часты у нас случаи, когда человек пытается получить землю не в одном муниципальном образовании, а в двух, в пяти, в десяти? Вот в этом случае как будет определяться штраф - отдельно, скажем, по тысяче гектаров в каждом муниципальном образовании, то есть в отношении каждого участка, или все земли в разных муниципальных образованиях будут суммироваться и тем самым человек будет нести более жёсткое наказание? И второе. Я думаю, что эти штрафы не остановят от второй, третьей попытки захвата земель, особенно таких, где пашня хорошая, или если это какие-то культурные, природные, ландшафтные интересные территории. За второй и третий раз есть меры ужесточения или всё равно будут действовать те же самые небольшие ставки? КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо за вопрос, Владимир Николаевич. Сейчас ставки будут весьма серьёзные, и определяться они будут по площади участка, который подпадает под категорию нарушения. И за неоднократные подобные нарушения, конечно, будет серьёзное судебное преследование, то есть это вопрос серьёзный, это уже предмет... Если государству будет нанесён ущерб, то, конечно, будут меры уголовного преследования, это обязательно. Но я думаю, что ко второму чтению можно будет на эту тему тоже подискутировать в поправках, это весьма интересный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. После перерыва, Андрей Николаевич, извините. Если совсем коротко, то... Андрей Николаевич, за одну минуту уложитесь? Нет? Тогда после перерыва.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6525 по 6636 из 9148
Далее, продолжаем обсуждать 36-й вопрос повестки дня, мы прервали обсуждение. Свинцов Андрей Николаевич, пожалуйста. СВИНЦОВ А. Н. Я от фракции выступаю, поэтому прошу сразу семь минут. Уважаемые коллеги, хочу отметить, что на заседании комитета только фракция ЛДПР голосовала против принятия этого законопроекта. Отмечу, какое странное у законопроекта подтолкование - "в части оптимизации административной ответственности за нарушение земельного законодательства", и мы обратили на это внимание представителя правительства. На наш взгляд, можно было бы прямо написать: "в части создания условий для революции в Российской Федерации". Кстати, правительство согласилось с нашими замечаниями, но тем не менее всё равно настаивает на его принятии. Я остановлюсь только на самых основных аспектах, приведу несколько примеров. Первое. Этим законопроектом уравнивается несколько категорий: самозахват земельного участка, нецелевое использование земельного участка, использование земельного участка не по целевому назначению, захламление земельного участка и так далее. Штраф - вдумайтесь, коллеги! - и для физических, и для юридических лиц практически одинаковый: для физических лиц - от 1 до 2 процентов, для юридических лиц - от 2 до 3 процентов. А мы с вами понимаем, что кадастровая стоимость земельных участков в Российской Федерации не зависит от категории собственника, то есть земельный участок стоит 100 миллионов рублей как для физического лица, так и для юридического. Второе. Мы с вами часто узнаём из средств массовой информации, что система государственного кадастра недвижимости, мягко говоря, не работает либо работает настолько плохо, что просто слов нет! О чём, кстати, на заседании комитета говорил руководитель Росреестра - органа, который входит в состав Минэкономразвития, - то есть сам руководитель Росреестра признаёт, что Росреестр плохо работает. В государственном кадастре недвижимости - вдумайтесь! - 200 миллионов записей о земельных участках, об их границах, о недвижимости, и примерно половина, коллеги, 100 миллионов записей, содержит неточности, в том числе по границам, по кадастровой стоимости. На это, кстати, в очередной раз повторю, обратили внимание нашего президента РСПП, "Деловая Россия", все предприниматели - и крупные, и средние, и мелкие - обратили внимание президента на то, что, по сведениям государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость объектов иногда в сто раз выше рыночной. Вы понимаете, что это такое?! То есть 1 процент от кадастровой стоимости земельного участка - это ровно его рыночная стоимость! В России 200 миллионов земельных участков стоят на кадастровом учёте, и в записях о 100 миллионах из них имеются ошибки и неточности, то есть фактически владелец каждого второго земельного участка - потенциальный нарушитель, а штрафы в законопроекте устанавливаются, ещё раз подчеркну, одинаковые и для юрлиц, и для физлиц. Приведу конкретный пример. Волоколамский район Московской области, 100 километров от Москвы, кадастровая стоимость дачного земельного участка 750 миллионов рублей - вы можете себе такое представить?! Это реальный кадастровый паспорт! Гражданка обратилась в органы Росреестра - там говорят: "Да, действительно, это ошибка. Когда служащий вбивал данные, наверное, заело кнопку и нарисовалось несколько лишних нулей. Вообще цена такого участка 75 тысяч, но у вас - 750 миллионов. Ну, ничего страшного!" Она спрашивает: "Ну и что делать?" - "Пишите заявление - мы это устраним". Она написала заявление - никто ничего не устранил. Через некоторое время приходит платёжка из налоговой: надо заплатить налог порядка 600 тысяч рублей. Гражданка уже в предынфарктном состоянии пришла к нам. Так вот, чтобы устранить, нам потребовалось полтора года: я, как депутат, написал десять депутатских запросов, юристы, наша, ЛДПР, юридическая служба, сначала судились с кадастровой палатой - отсудили за полтора года, а потом с налоговой инспекцией, чтобы списать эту налоговую задолженность. Ещё раз напомню: 100 миллионов записей в государственном кадастре недвижимости содержат кадастровые ошибки! Третье. Я согласен с тем, что, когда идёт самовольный захват земель сельхозназначения, когда рыночные торговцы палатки ставят, надо штрафовать, выгонять, но из средств массовой информации мы знаем, что нередко сведения о границах земельных участков указаны неточно, а это тоже может рассматриваться как самозахват. Если указано, что граница вашего земельного участка проходит здесь, а у вас она дальше, то это самозахват. Так вот у нас есть целые города, целые населённые пункты, сведения о границах земельных участков которых не совпадают где на 5 метров, где на 30 метров... Мы видели по телевизору, как граница кадастровых кварталов проходит прямо посередине дома, а соответственно и адреса разные. Гражданин говорит: "Вот кровать: жена моя спит в одной деревне, а я - в другой!" - вот так у нас указывают границы! И каждый житель этих городов - нарушитель! Хочу особо подчеркнуть, что у нас самая высокая кадастровая стоимость земли как раз в населённых пунктах - это земля для ИЖС, это земля для дачного строительства, для садоводства, и этим законопроектом предусматривается штраф в 2 процента от кадастровой стоимости участка! Я спрашиваю представителя правительства: а что вы будете делать, когда земельные инспекторы... Кстати, это всё один орган - Минэкономразвития, у него в подчинении Росреестр, у которого в подчинении государственные земельные инспекторы, - они сами для себя этот закон принимают! Вы представляете, какой будет объём коррупции?! 100 миллионов нарушений - они сами это подтверждают, говорят: да, у нас 100 миллионов нарушителей, мы это знаем, вы примите закон - и мы за них возьмёмся! Вот вам ещё пример. Москва, огромный завод "Микоян", границы все косо-криво идут, они ещё с советских времён такие, там стоят бетонные заборы. Приходит земельный инспектор и говорит: ребята, у вас забор заходит на 3 метра за границу. Кадастровая стоимость земли этого предприятия, по-моему, 10 миллиардов рублей, и 1 процент... Ну, это просто счастье коррупционное! Принятие этого закона приведёт к тому, что финансовые потоки пойдут конкретно к земельным инспекторам. Если раньше штраф был 500 тысяч рублей, как нам сказали представители правительства, то сейчас будет 500 миллионов рублей, правильно? Это же логично! Вы представляете, какие объёмы коррупции?! То есть принятие этого закона ведёт просто к уничтожению любого бизнеса! У нас даже если человек ничего не сделал, он нарушитель, потому что в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости содержатся ошибки, хоть и не по его вине - по вине Росреестра. То есть они сами эти ошибки наплодили, сейчас протащат этот закон, вы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", проголосуете, и закон вступит в силу с 1 марта 2015 года, а на выборах в 2016 году ни один из вас не пройдёт! (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7609 по 7625 из 9148
36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 12 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 53 чел.11,8 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.