Заседание № 43

31.07.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 50988-4 "О внесении изменений в статью 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части установления возможности совмещения выборов и продления или сокращения сроков полномочий органов местного самоуправления).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1293 по 1638 из 5583
Приступаем к рассмотрению законопроектов во втором чтении. Вопрос 13, о         
проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Федерального      
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в           
референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 84 Федерального закона     
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской            
Федерации". Доклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления    
Владимира Семёновича Мокрого. Пожалуйста.                                       
                                                                                
МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона     
"О внесении изменений в статью 82 Федерального закона "Об основных гарантиях    
избирательных прав..." и в статью 84 Федерального закона "Об общих принципах    
организации местного самоуправления в Российской Федерации" был внесен          
Президентом Российской Федерации и принят Государственной Думой в первом        
чтении. Комитет подготовил данный законопроект ко второму чтению. В комитет     
поступили поправки от депутатов Государственной Думы, от членов Совета          
Федерации, поступили поправки и отзывы от субъектов Российской Федерации.       
Основные изменения, которые внесены в текст законопроекта, направлены на        
уточнение норм, изложенных в законопроекте, и прежде всего с точки зрения их    
применения. В частности, пункт 1 статьи 82 Федерального закона "Об основных     
гарантиях избирательных прав...", где говорится о возможных вариантах           
совмещения дня голосования, предлагается структурировать таким образом, чтобы   
выделить каждый из вариантов отдельно, чтобы это было понятно при применении.   
В редакции законопроекта, принятой в первом чтении, предусматривалось           
продление полномочий органов местного самоуправления тех муниципальных          
образований, границы которых были преобразованы. Предлагалось правовыми         
актами органов местного самоуправления продлевать полномочия. Нами утверждена   
поправка, которая предлагает отнести регулирование этого вопроса к              
полномочиям субъекта Российской Федерации, поскольку именно законом субъекта    
осуществляется указанное преобразование или изменение границ муниципальных      
образований.                                                                    
                                                                                
Иные изменения имеют юридико-технический характер. Названные мною поправки,     
внесенные в таблицу рекомендованных к принятию, согласованы с                   
Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации,            
Центральной избирательной комиссией и Правовым управлением Государственной      
Думы. Замечаний не имеется.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, в соответствии с Регламентом Государственной Думы Комитет   
по вопросам местного самоуправления просит рассмотреть таблицу поправок,        
рекомендованных к принятию, и таблицу поправок, рекомендованных к отклонению.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли замечания по таблице поправок, рекомендуемых к      
принятию? Здесь пять поправок. Нет замечаний. Ставится на голосование таблица   
поправок, рекомендованных к принятию.                                           
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.78,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По ведению, пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович.                           
                                                                                
Снимаем? Хорошо.                                                                
                                                                                
Так, уважаемые депутаты, есть ли замечания по таблице поправок,                 
рекомендованных к отклонению? Здесь пятнадцать поправок. Есть. Кузнецов         
Виктор Егорович.                                                                
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Я прошу рассмотреть отдельно поправку 3 и поправку 15.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет других замечаний? Нет. Ставится на голосование        
таблица поправок, рекомендованных к отклонению, без поправок 3 и 15.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              342 чел.76,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    342 чел.                                          
Не голосовало                 108 чел.24,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По поправке 3 включите, пожалуйста, микрофон депутату Кузнецову.                
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемые депутаты, поправка Тамбовской областной Думы связана   
с тем, чтобы выборы в 2005 году провести не до 1 ноября, а до 1 января 2006     
года. Связано это с тем, что основное количество выборов, с которыми мы         
стараемся совместить проведение избирательной кампании в муниципальных          
образованиях, так или иначе выпадает на ноябрь и декабрь. Это статистика, где   
угодно можно посмотреть ее. И если мы ставим сроки выборов до 1 ноября, тем     
самым мы исключаем возможность совмещения выборов в тех случаях, когда сроки    
полномочий главы администрации области или депутатов областного                 
законодательного собрания и так далее будут истекать в ноябре - декабре.        
Будет достаточно большая часть субъектов Российской Федерации, которые не       
сумеют совместить эти выборы, потому что речь идет не о назначении              
самостоятельных, а о совмещении выборов во вновь образуемых муниципальных       
образованиях. Поэтому предложение такое: поддержать Тамбовскую областную Думу   
и эти сроки просто продлить. Я знаю, что основание, причина отклонения -        
якобы там бюджет должны успеть принять. Всё равно не успеют они принять         
бюджет. И тем более практика такова, что в субъектах Российской Федерации       
бюджеты принимают порой и в январе, и в феврале, - и ничего в связи с этим не   
происходит, особенно на уровне муниципальных образований.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Семёнович, пожалуйста, ваша позиция, позиция     
комитета.                                                                       
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Спасибо.                                                           
                                                                                
Мы достаточно подробно обсуждали и эту поправку. И надо просто для сведения     
нашим коллегам сообщить, что поправка вносит изменения в предельные сроки       
проведения выборов в муниципальные образования, то есть не в закон "Об общих    
принципах...", в котором именно установлена эта дата - до 1 ноября 2005 года,   
а в закон "Об основных гарантиях...". Если мы эту поправку примем, мы просто    
добьемся противоречия между двумя законами. Законодатель, принимая закон "Об    
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",    
сознательно установил срок - до 1 ноября 2005 года, чтобы к началу 2006 года    
были сформированы и приступили к работе в полном объеме и в полном составе      
все новые муниципальные образования.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, мы выслушали позицию комитета. Есть   
необходимость уточнить?                                                         
                                                                                
Пожалуйста, еще раз депутату Кузнецову включите микрофон.                       
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемый Владимир Семёнович, я еще раз говорю, что к 1 ноября   
совместить дни голосований на значительной части территорий просто не           
удастся, если речь идет о совмещении. Иначе мы должны будем заставлять глав     
администраций или законодательные собрания сокращать сроки своих полномочий     
до дня голосования, чтобы совместить его с выборами в органы местного           
самоуправления. Тогда непонятно, с чем совмещать.                               
                                                                                
Таким образом, сколько бы мы ни хотели до 1 декабря принять все вот эти так     
называемые бюджеты, которых там... практически они по смете работают еще, все   
эти муниципальные образования. Вот это нельзя применить примерно к третьей      
части субъектов, которые просто выпадут из возможности работать по этому        
закону.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще раз, пожалуйста, Владимир Семёнович, еще раз          
поясните позицию.                                                               
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Я просто еще раз хочу обратить ваше внимание. У нас была           
дискуссия с Виктором Егоровичем в комитете достаточно продолжительная: мол,     
не успеют... Во-первых, если мы сейчас принимаем этот закон, то у субъектов,    
как и у муниципальных образований, не просто месяц-два, а целый год до 1        
ноября 2005 года, но главная-то причина: мы вносим не туда поправку, мы         
вносим эту поправку в закон "Об основных гарантиях избирательных прав...", в    
противном случае два закона вступят в противоречие. Мы категорически против     
принятия этой поправки.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, позиции выслушаны. Ставится на голосование        
поправка 3 по предложению депутата Кузнецова: принять поправку 3.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               63 чел.14,0%                                     
Проголосовало против           61 чел.13,6%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    124 чел.                                          
Не голосовало                 326 чел.72,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, по поправке 15 Кузнецов Виктор Егорович.                            
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемые депутаты, поправка 15 - это поправка члена Совета      
Федерации Рокецкого и Новосибирского областного Совета депутатов.               
                                                                                
Ситуация обыкновенная. Конкретно по Новосибирской области скажу. Настоящий      
закон номер 131 и даже вот эти поправки просто исключили возможность вновь      
образуемым органам местного самоуправления муниципальных районов работать в     
рамках этого закона, поскольку до настоящего времени в Новосибирской области    
работают органы государственной власти на уровне районов и они обладают теми    
полномочиями, которыми наделила их область, в том числе по бюджетным            
отношениям. С введением в действие 131-го закона через прокуратуру и суд было   
потребовано прекратить действие этих органов. Суд принял такое решение.         
Новосибирская область пошла на то, чтобы уже в этом году выполнить решение      
суда и создать вновь органы этого районного звена. Но так как наш закон номер   
131 полностью полномочия этим структурам дает с 1 января 2006 года, то в 2005   
году бюджетными полномочиями районное звено управления области практически не   
может воспользоваться.                                                          
                                                                                
В связи с этим Новосибирский областной Совет просит сделать одно только         
уточнение в статье 84: дать возможность субъектам Российской Федерации          
принять самостоятельные решения по наделению этих муниципальных районных        
органов полномочиями, в том числе бюджетными, либо в рамках закона о местном    
самоуправлении от 1995 года, по которому сейчас работают все районные,          
муниципальные образования России, либо в рамках нового закона. И дать им        
возможность самим перейти плавно и спокойно на этот режим работы, но не         
держать, скажем, вот такую правовую паузу в течение целого года. Это очень      
серьезно, важно в принципе для сохранения управляемости в области, поэтому в    
рамках этой статьи я просил бы вас поддержать предложение Новосибирского        
областного Совета депутатов. Речь идет действительно о системе управления, в    
том числе бюджетными процессами, да и всеми процессами на уровнях районов       
области.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Семёнович, комментарий по этому вопросу.                   
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Уважаемые коллеги, поправка отклоняется прежде всего потому, что   
сама поправка выходит за рамки предмета регулирования данного законопроекта и   
не соответствует его концепции. Я напомню, что данный законопроект преследует   
только одну цель - совмещение даты выборов, продление сроков полномочий         
органов существующих муниципальных образований для совмещения даты выборов с    
выборами во вновь образованных муниципальных образованиях. То, что предлагают   
Виктор Егорович и его коллеги из Новосибирского областного Совета депутатов,    
выходит за рамки. Понятно, о чем идет речь, у нас таких субъектов немного, в    
том числе есть и в Ставропольском крае такая проблема, но согласиться с этим    
нельзя хотя бы потому, что мы с вами видим, как сложно сегодня в                
Государственной Думе продолжается работа над принятыми 95-м и 131-м законами,   
над разграничением полномочий во всем спектре федерального законодательства в   
дальнейшем. И сейчас, когда мы еще не завершили разграничение полномочий, мы    
уже наделяем несуществующими, вернее, мы наделяем полномочиями, не              
отрегулировав всё федеральное законодательство. Эта спешка ни к чему не         
приведет.                                                                       
                                                                                
Ради справедливости для информации хочу сказать: мы встречались и с             
председателем Новосибирского областного Совета депутатов, и с руководителями    
исполнительных органов Новосибирской области, и подходы к решению есть. Мы      
отрабатываем, как, не внося изменений по принципиальным вопросам, применять     
эти законы и продолжать практику реализации 131-го закона, в том числе в        
Новосибирской области, более успешно.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще раз, пожалуйста, Кузнецову включите микрофон.         
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемый Владимир Семёнович, уважаемые депутаты! Если           
понимать под концепцией закона, на сколько дней продлить полномочия или         
переместить выборы, - это совершенно неверно. Концепция федерального закона     
как раз направлена на то, чтобы дать технологически возможность субъектам       
перейти на применение нового закона - вот принцип. А вы даете детали, как       
говорится, ножки от стула. Надо давать стул полностью. Это что касается         
концепции.                                                                      
                                                                                
Во-вторых, вы поймите правильно: ничего здесь не изменится и для других         
субъектов. Мы ничем не помешаем, кроме как дадим возможность на местном         
уровне без нашего умствования, специалистам, которые работают, причем уже       
десяток лет, по этим нормам, решить эту проблему. И не надо будет               
вмешательства с федерального уровня. Всё это работает, но мы им просто даем     
правовое поле для работы, не более того. Я прошу поддержать.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, есть еще необходимость прокомментировать?     
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Ну, бесконечная может быть дискуссия. Мы просим наделить           
полномочиями муниципальные образования, когда еще не приведены в соответствие   
налоговое, бюджетное законодательство и другое федеральное законодательство.    
Поэтому я просто настаиваю и выражаю мнение...                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Егорович, я вам давал слово.                       
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Мы такую дискуссию уже в комитете выдержали... одностороннюю,      
прошу прощения.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - Локоть. Пожалуйста, Анатолий Евгеньевич.     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Борис Вячеславович.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу обратить внимание перед голосованием на то, что,      
если мы проголосуем сейчас за закон в таком виде, мы накажем те субъекты,       
которые в силу объективных причин оказались впереди, в авангарде формирования   
вот этих структур муниципальных образований. Ну в декабре пройдут у нас         
выборы, и год они будут простаивать, не будут иметь возможности работать. Вот   
об этом сегодня идет речь. Я прошу этот аспект при голосовании учесть.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставится на голосование поправка 15 из таблицы              
отклоненных поправок по предложению депутата Кузнецова, который предлагает ее   
принять. Мнение комитета - отклонить.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за               51 чел.11,3%                                     
Проголосовало против           51 чел.11,3%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    102 чел.                                          
Не голосовало                 348 чел.77,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Мы рассмотрели таблицы поправок и поправки, вынесенные на отдельное             
голосование, теперь нам необходимо определиться по законопроекту во втором      
чтении. Ставится на голосование данный проект федерального закона во втором     
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    397 чел.                                          
Не голосовало                  53 чел.11,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Семёнович, какие у вас предложения?                        
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Уважаемые коллеги, уважаемые депутаты! Комитет предлагает          
рассмотреть законопроект также и в третьем чтении. Постановление у вас на       
руках, правовая и лингвистическая экспертизы проведены, Правовое управление     
замечаний не имеет.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, мы все вопросы и замечания, похоже,   
рассмотрели, значит, они уже исчерпаны, поэтому в рамках "часа голосования"     
данный законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                   
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Спасибо.                                                           
                                                                                

Заседание № 36

23.06.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 50988-4 "О внесении изменений в статью 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части установления возможности совмещения выборов и продления или сокращения сроков полномочий органов местного самоуправления).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1315 по 1926 из 4358
Рассматриваем законопроекты в первом чтении. Вопрос 9 порядка работы. О         
проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Федерального      
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в           
референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 84 Федерального закона     
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской            
Федерации". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации   
в Государственной Думе Александра Сергеевича Косопкина. Пожалуйста.             
                                                                                
КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в     
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В        
соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации           
Президентом Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект           
федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Федерального закона "Об   
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме          
граждан Российской Федерации" и в статью 84 Федерального закона "Об общих       
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".          
Законопроект разработан в рамках проводимой в настоящее время реформы           
местного самоуправления.                                                        
                                                                                
1 мая текущего года, как вы знаете, истек установленный в действующей           
редакции закона "Об основных гарантиях..." срок, в течение которого было        
возможно совмещение выборов различных уровней и обусловленное таким             
совмещением продление или сокращение срока полномочий органов местного          
самоуправления. В то же время до 1 ноября 2005 года должны состояться выборы    
в органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, создаваемых в    
соответствии с новым законом "Об общих принципах организации местного           
самоуправления...". Таким образом, на некоторых территориях предстоящие         
полтора года превращаются в череду нескончаемых выборов, поэтому мы с вами      
просто встанем перед фактом, что население в субъектах устанет от всяких        
выборов, а соответственно, ухудшится отношение к органам госвласти всех         
уровней и органам местного самоуправления.                                      
                                                                                
В этой связи предлагается внести изменения в статью 82 Федерального закона от   
12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на          
участие в референдуме граждан Российской Федерации". Так, проект                
предусматривает наделение органов государственной власти субъектов Российской   
Федерации и органов местного самоуправления правом с учетом местных условий     
решать вопрос о совмещении дня голосования на следующих выборах, системы        
четыре. Кому интересно, можно послушать.                                        
                                                                                
Первое: на выборах в органы местного самоуправления в одном и том же            
муниципальном образовании, то есть одновременно избирать представительный       
орган местного самоуправления и главу муниципального образования.               
                                                                                
Второе: на проводимых в одном и том же субъекте Российской Федерации выборах    
в органы местного самоуправления муниципальных образований, существующих на     
день вступления в силу главы 12 нового закона "Об общих принципах организации   
местного самоуправления...", и в органы местного самоуправления вновь           
создаваемых муниципальных образований.                                          
                                                                                
Третье: на выборах, проводимых во все органы местного самоуправления в одном    
и том же субъекте Российской Федерации, то есть проводить эти выборы в один     
день по этому субъекту.                                                         
                                                                                
И последнее: на выборах в органы местного самоуправления и выборах в органы     
государственной власти в одном и том же субъекте Российской Федерации.          
                                                                                
Для реализации такого совмещения предлагается предоставить органам              
государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления    
право продлевать или сокращать, но не более чем на один год, сроки полномочий   
органов местного самоуправления. Подчеркну, что механизм изменения срока        
полномочий предназначен только для совмещения дня голосования, в других         
случаях он не действует. При этом выборы в органы местного самоуправления,      
сроки полномочий которых продлены или сокращены, должны быть проведены до 1     
ноября 2005 года. Это вот второй ограничитель в этой части.                     
                                                                                
С учетом того, что вновь образованные муниципальные образования приступают к    
осуществлению своих полномочий с 1 января 2006 года (так записано в основном    
законе), предлагается разрешить продление до этой даты срока полномочий         
органов местного самоуправления, существующих по состоянию на 6 октября 2003    
года, границы которых изменены либо которые преобразованы в установленном       
законом порядке. Такое продление полномочий осуществляется нормативным          
правовым актом муниципального образования. Вот это очень важно - каким          
нормативным документом осуществляется совмещение выборов. То, о чем я сказал    
раньше, осуществляется на основании правового акта муниципального               
образования. Также нормативным правовым актом муниципального образования        
осуществляется изменение сроков полномочий с целью совмещения следующих         
выборов: представительного органа и главы муниципального образования в одном    
и том же муниципальном образовании, органов местного самоуправления и органов   
государственной власти субъекта Федерации. Законами субъекта Российской         
Федерации осуществляется изменение сроков полномочий во всех остальных          
случаях, а именно при совмещении выборов в органы местного самоуправления       
существующих и вновь создаваемых муниципальных образований и во все органы      
местного самоуправления в субъекте Федерации. Вот эти четыре позиции, о         
которых я говорил выше, как бы разделяются: две позиции на основании            
нормативных документов органа местного самоуправления и две позиции на          
основании закона субъекта Федерации.                                            
                                                                                
О продлении или сокращении сроков полномочий информируется Центральная          
избирательная комиссия Российской Федерации. Финансирование выборов             
осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. В проекте              
предлагается внести корреспондирующие с перечисленными выше изменения в         
статью 84 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах        
организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, в      
часть вторую статьи 84 закона вносится дополнение, устанавливающее, что в       
случае, если устав муниципального образования не был приведен в соответствие    
с требованиями статьи 35 базового закона о численности депутатов                
представительного органа местного самоуправления, то при проведении выборов,    
назначенных после вступления в силу главы 12 закона, численность депутатов      
должна соответствовать минимальной численности депутатов представительного      
органа муниципального образования, установленной статьей 35 данного закона.     
                                                                                
Реализация законопроекта не потребует средств из федерального бюджета,          
поэтому прошу в соответствии с Регламентом Государственной Думы обсудить        
данный законопроект и поддержать законодательную инициативу Президента          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Присаживайтесь.             
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по вопросам           
местного самоуправления Владимиру Семёновичу Мокрому. Пожалуйста.               
                                                                                
МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект    
предлагает, дает возможность систематизировать выборы в органы местного         
самоуправления. Реализуя переходные положения Федерального закона № 131 "Об     
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",    
органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 ноября 2005   
года, как было уже сказано, должны будут провести выборы во вновь               
образованных муниципальных образованиях. Одновременно в тех муниципальных       
образованиях, которые существовали на начало принятия 131-го закона - закона    
"Об общих принципах организации местного самоуправления...", - должны будут     
также пройти выборы, определенные уставами этих муниципальных образований.      
Таким образом, в течение этого года и до 1 ноября 2005 года необходимо в        
субъектах Российской Федерации провести огромное число выборов в                
муниципальные органы власти.                                                    
                                                                                
С целью систематизировать избирательные кампании по выборам в органы местного   
самоуправления, а также оптимизировать расходы бюджетных средств на             
проведение этих выборов данный законопроект предлагает, дает право законом в    
субъектах Российской Федерации продлить или сократить полномочия действующих    
муниципальных образований с целью назначения одной даты выборов как для         
действующих муниципальных образований, у которых подошел срок в соответствии    
с уставом, так и для вновь образованных муниципальных образований.              
                                                                                
Законопроект позволяет также совместить выборы в органы местного                
самоуправления в одном муниципальном образовании, но для этого достаточно       
нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления.   
Я имею в виду прежде всего выборы мэра города и через полгода выборы            
депутатов города. Такие примеры у нас в отдельных муниципальных образованиях    
и субъектах Российской Федерации имеются. Таким образом, закон позволяет, я     
повторяю, объединить и оптимизировать систему выборов в органы местного         
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Помимо положений, регулирующих вопрос совмещения выборов, законопроект также    
предлагает внести в закон "Об общих принципах организации местного              
самоуправления в Российской Федерации" норму, согласно которой численность      
депутатов представительного органа муниципального образования должна            
соответствовать минимальной численности депутатов, установленной этим           
федеральным законом, 131-м, если необходимые изменения не были внесены в        
устав муниципального образования.                                               
                                                                                
Актуальность законопроекта подтверждается отзывами субъектов Российской         
Федерации. Вы знаете, что это закон совместного ведения. В комитет поступили    
отзывы от пятидесяти двух субъектов Российской Федерации, содержащие только     
поддержку законопроекта. Правительство Российской Федерации также в своем       
официальном отзыве поддержало законопроект.                                     
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по вопросам местного самоуправления предлагает     
принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и       
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в статью 84      
Федерального закона "Об общих принципах организации местного                    
самоуправления...". Комитет по конституционному законодательству и              
государственному строительству, который является соисполнителем в работе над    
данным законопроектом, также рекомендует принять законопроект в первом          
чтении. Спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Пожалуйста,   
Антуфьев Сергей Владимирович.                                                   
                                                                                
АНТУФЬЕВ С. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Владимир Семёнович, у меня вопрос к вам. Вот с учетом различных норм и          
условий данный законопроект привязан к конкретным датам. Мы с вами сегодня      
обсуждаем закон, который будет действовать только в какой-то переходный         
период, мы его принимаем, чтобы разрешить некоторые проблемы этого периода -    
периода формирования новой структуры местного самоуправления, да?               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Семёнович.                           
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Абсолютно точно. Законопроект вносит изменения как в Федеральный   
закон "Об основных гарантиях избирательных прав...", так и в закон "Об общих    
принципах организации местного самоуправления..." с целью систематизировать и   
оптимизировать систему выборов именно в переходный период. Александр            
Сергеевич об этом говорил, я уже не стал на этом останавливаться: только до 1   
ноября 2005 года. И законодатели, в данном случае субъекты Российской           
Федерации, ограничены сроком в один год, то есть продлевать или сокращать       
сроки полномочий органов местного самоуправления можно на один год. Это         
только на период переходных положений.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Махмудов Махмуд Гаджулаевич, ваш вопрос.      
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста.                                                  
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к представителю президента. Уважаемый Александр Сергеевич,        
вроде бы для практических целей закон нужный: там экономия средств и так        
далее, но вы правильно в своем докладе подчеркнули и такую деталь - что наш     
избиратель уже путает многое. Одно дело, что он уже вообще не доверяет          
системе выборов в нашей стране, и другое дело, когда мы, принимая               
половинчатые законы, через некоторое время опять возвращаемся, что-то новое     
предлагаем. Сейчас вот поэтапно выборы нескольких уровней совмещаем, начиная    
от сельской администрации и, может быть, до президента. Давайте совместим.      
Да, это где-то и хорошо, может быть, но если здесь еще добавляется норма о      
том, что можно органу продлить срок полномочий или сократить, то вообще         
запутается избиратель и чувство недоверия у него возрастет. Не считаете ли      
вы, что... (Микрофон отключен.)                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос понятен.                                  
                                                                                
Александр Сергеевич, пожалуйста.                                                
                                                                                
КОСОПКИН А. С. Это вопрос как бы помимо закона, но тем не менее, как я          
говорил, мы действительно идем к некой унификации. И вот, поднимая эту          
проблему, в принципе вы и отвечаете на свой вопрос. Чтобы не запутать           
жителей, чтобы не заставить их ходить через месяц или там каждый квартал к      
избирательным урнам, мы устанавливаем такие нормы в законе, чтобы избирателю    
проще было разобраться. В любом случае нам вводить эту систему необходимо, в    
любом случае нам стартовать надо. Когда уже пройдет этот цикл, я думаю, наши    
избиратели достаточно легко будут ориентироваться, за депутатов каких уровней   
власти они идут голосовать. И законодатель, который вносит законодательную      
инициативу, и законодатель, который принимает данный законопроект, я думаю,     
свои устремления как раз совмещают с устремлениями избирателей, потому что      
действительно надо упрощать систему, и вот этим законопроектом мы ее и          
упрощаем. Спасибо.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Семёнович, вы хотели добавить? Да, пожалуйста.   
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Да, я хочу поддержать Александра Сергеевича и сказать, что         
законопроект именно и вносится с целью, чтобы не запутался наш избиратель. Вы   
знаете, что формирование, создание новых муниципальных образований и выборы в   
этих новых муниципальных образованиях должны пройти в основном в сельской       
местности, и сейчас мы изучаем ситуацию во всех субъектах Российской            
Федерации: так это и предполагается, так это и будет. Так вот, сельский         
район... Многие субъекты, большинство субъектов Российской Федерации имели на   
территории сельской местности административно-территориальное деление не по     
поселенческому принципу, а по районному принципу. Теперь в соответствии с       
новым Федеральным законом "Об общих принципах организации местного              
самоуправления в Российской Федерации" внутри районов должны быть               
сформированы новые муниципальные образования, поселения, скажем так для         
простоты понимания. Может сложиться ситуация, что в этом году, в декабре,       
должны пройти в соответствии с уставом действующего муниципального              
образования - района выборы главы района и депутатов представительного          
органа, а осенью, весной или летом 2005 года - по закону до 1 ноября 2005       
года - должны пройти в установленные законом субъекта Российской Федерации      
сроки выборы во вновь образованных муниципальных образованиях. И получится,     
что один и тот же сельский житель в одном и том же поселении сначала будет      
избирать главу района, а потом - главу поселения. Поэтому и дается право        
субъекту оптимизировать дату выборов во вновь образованных и ныне действующих   
муниципальных образованиях. Спасибо.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Попов Сергей Алексеевич, ваш вопрос.                                
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня вопрос к Владимиру Семёновичу. Владимир             
Семёнович, скажите, пожалуйста, правильно ли я вас понял, что данное            
полномочие по переносу сроков дается на один раз, а не на какие-то...           
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Да, Сергей Алексеевич.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, нет больше вопросов? Климов Андрей Аркадьевич,       
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КЛИМОВ А. А., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
У меня вопрос к представителю президента. Уважаемый Александр Сергеевич, вот    
жизнь, она идет своим чередом, и у меня в избирательном округе сложилась        
такая ситуация: глава одного из районов подал в отставку и в ближайшее время    
мы, по идее, должны назначить выборы. Но во многом усложняет ситуацию в целом   
то, что округ находится в стадии перехода в связи с созданием Пермского края.   
Я хотел бы узнать: какова перспектива принятия этого закона? Потому что, если   
такая поправка проходит, она несколько облегчает нам жизнь и дает возможность   
для маневра. То есть я поддерживаю эту поправку, но хотел бы знать, когда вы    
планируете вступление закона в силу? Спасибо.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Сергеевич.                          
                                                                                
КОСОПКИН А. С. Уважаемый Андрей Аркадьевич, здесь достаточно простой ответ. У   
нас в соответствии со статьей 72 Конституции предмет данного законопроекта      
попадает в зону совместного ведения. А коли попадает в эту зону, то, как вы     
видите, перед первым чтением мы строго выдерживали месяц и перед вторым         
чтением мы тоже обязаны выдерживать месяц. Поэтому можно посчитать, что, если   
мы будем собираться в конце июля или в начале августа, у нас есть все шансы     
проголосовать во втором и в третьем чтениях. Дальше - Совет Федерации,          
по-моему, они где-то там числа 6-7 августа соберутся. Далее - четырнадцать      
дней президенту на подписание, но можно обратиться к нему с просьбой, чтобы     
закон подписан был как можно быстрее. И, думаю, тут же опубликование            
произойдет. Так что, я думаю, к середине августа, наверное, мы получим этот     
закон.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет больше вопросов? Есть вопрос. Пожалуйста, Никитин Владимир Петрович.        
                                                                                
НИКИТИН В. П., фракция "Родина".                                                
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Александру Сергеевичу. Скажите, пожалуйста, Александр           
Сергеевич, вот в таком изменении сроков проведения выборов нет ли, на ваш       
взгляд, нарушения конституционных прав граждан с точки зрения возможностей      
использования ими и активного, и пассивного избирательного права? Ведь люди     
уже готовились к выборам, знали, что, допустим, в 2004 году выборы на уровне    
местного самоуправления пройдут в действующих муниципальных образованиях, а     
теперь автоматически на год, фактически на полтора года отодвигаются эти        
выборы. Вот с точки зрения конституционных прав граждан как они себя будут      
чувствовать в этих условиях, когда уже готовились в сентябре - октябре идти     
на выборы, а теперь будет принят какой-то документ?.. И кстати, какой           
документ? Что за документ органа местного самоуправления? Это                   
представительный орган или все главы района?.. (Микрофон отключен.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Сергеевич.                          
                                                                                
КОСОПКИН А. С. На первую часть вопроса отвечаю. Владимир Петрович, когда мы с   
вами принимали законы, когда рассматривали вопросы об увеличении сроков         
полномочий губернаторов, об изменении сроков выборов в государственные органы   
власти в субъектах Федерации, мы уже к этому вопросу подходили, рассматривали   
его со всех сторон. И все-таки та позиция, что здесь можно что-то               
усматривать... Тем не менее все юристы, в том числе судьи Конституционного      
Суда, в один голос дали подтверждение, что здесь именно права избирателей не    
нарушаются. Тем паче что мы запускаем эту систему, это разовое изменение, это   
является как бы точкой отсчета и на последующие действия, последующие           
избирательные кампании.                                                         
                                                                                
Что касается нормативных актов, здесь и Владимир Семёнович, и я в принципе      
говорили об этом. Если говорить конкретно, как вы задаете вопрос, то            
действительно орган местного самоуправления - это в базовом законе достаточно   
подробно расписано - является представительным органом. И именно на основании   
того нормативного документа, который принимает этот представительный орган, в   
тех случаях, что разрешены законом, и происходит изменение сроков выборов.      
Вот всё. Спасибо.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Семёнович, добавьте, пожалуйста.                                       
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Владимир Петрович, я также хочу поддержать Александра              
Сергеевича: здесь никакого нарушения конституционных прав граждан нет, потому   
что право выбора, участие избирателей в выборах, сохраняется, это основное      
право.                                                                          
                                                                                
Вторая позиция. Вы спрашиваете, каким законодательным нормативным правовым      
актом. В разных случаях по-разному. Если будет совмещение выборов в органы      
действующих и вновь образованных муниципальных образований и определится        
общая дата, тогда законом субъекта Российской Федерации, потому что даже по     
новой редакции закона "Об общих принципах организации местного самоуправления   
в Российской Федерации", закон номер 131, субъект Российской Федерации          
устанавливает дату проведения выборов в органы местного самоуправления вновь    
образованных муниципальных образований, в случае совмещения также законом       
субъекта. Но если будет совмещение выборов в органы местного самоуправления в   
одном муниципальном образовании - например, в каком-то городе осенью,           
допустим в октябре, избираются депутаты городского собрания, а весной должен    
мэр города избираться, - то для этого достаточно нормативного правового акта    
муниципального образования. Они могут в устав внести изменения, это право       
дает им этот законопроект. Спасибо.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше вопросов. Присаживайтесь, Владимир    
Семёнович.                                                                      
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Двоих я вижу, Кузнецова    
и Павлова. Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович.                                
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемые коллеги, на самом деле острота принятия этого закона заключается      
совсем в другом, не в совмещении дат выборов. Дело в том, что многие            
положения закона о местном самоуправлении, скажем проще, вступают в силу с      
января 2006 года. А так как выборы в органы местного самоуправления проходят    
в субъектах практически ежегодно и в этом году заканчиваются сроки полномочий   
органов местного самоуправления в целом ряде субъектов, то, с одной стороны,    
они должны как бы перейти на новую систему построения органов местного          
самоуправления, а с другой стороны, федеральная законодательная база, в том     
числе налоговая и бюджетная, и соответствующие организации, налоговые           
структуры и казначейства в областях, не готовы к тому, чтобы все эти            
муниципальные образования (сейчас их будет, наверное, более тридцати тысяч)     
перевести с 1 января на бюджетное финансирование. С третьей стороны, вообще     
говоря, систему эту нужно запустить, это огромная работа. Вообще говоря, на     
месте люди оказались не готовы перейти сейчас и сформировать вот эти органы.    
                                                                                
Еще одна вещь. На сегодняшний день в районах, где есть муниципальные            
образования, есть сложившаяся система бюджетного финансирования, области тоже   
сейчас уходят в формирование своих бюджетов на следующий год, и сейчас          
перепланировать вот это всё на сельские муниципальные образования, а районы     
останутся без полномочий, потому что они еще не вступят в силу с января 2005    
года... Вот в чем крик, вообще, вот этой ситуации! Конечно, сейчас это          
вынужденная мера - дать им возможность еще год доработать в нормальных          
финансово-хозяйственных условиях. Вот это основное.                             
                                                                                
И сейчас еще одна проблема есть в связи с этим. Если мы примем этот             
законопроект и введем его в действие где-то в сентябре, он уже никому не        
нужен будет. Для того чтобы запустить выборы, нужен технологический период не   
менее девяноста - ста дней до дня голосования. Выборы уже пойдут в октябре.     
Отнимите девяносто дней. Этот закон должен был выйти в мае или в июне. Сейчас   
областные советы, законодательные собрания, муниципальные образования стоят     
перед фактом: они обязаны по закону о выборах принять эти решения о             
назначении выборов, они ждут этого закона, о продлении срока полномочий,        
потому что они попадают в финансовую дыру, не могут вылезти из этого всего.     
                                                                                
И я бы просил принять к сведению, что нам надо всё сделать, чтобы, конечно,     
этот законопроект принять во втором чтении 10 июля, не позднее, потому что      
пятьдесят два субъекта, большая часть субъектов, положительно высказались по    
этому законопроекту. Надо сделать это немедленно, ускорить принятие, чтобы      
они могли уже в июле, потому что они тоже уйдут на каникулы, принять решение    
о продлении этих полномочий. Вот что надо сделать. И я, конечно, за этот        
законопроект и прошу просто при принятии постановления учесть эти вещи -        
сократить срок рассмотрения поправок ко второму чтению.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Павлов Николай Александрович.                                       
                                                                                
ПАВЛОВ Н. А., фракция "Родина".                                                 
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Наверное, в первый раз         
фракция "Родина" не согласна кардинальным образом с представителем фракции      
Компартии, и вот почему. Демократия - это процедура, на первый взгляд, всё      
это выглядит очень невинно и безболезненно. Я напомню уважаемым коллегам, что   
однажды было принято техническое решение, такое незначительное, - замена        
именных приватизационных чеков на безымянные. Это потом назвали приватизацией   
по Чубайсу. Вот сейчас мы имеем дело не просто с некоей процедурной нормой и    
с некоей коллизией законодательной, мы имеем дело с принципиальным              
политико-моральным выбором. Здесь нам уважаемый Владимир Семёнович пояснил      
необходимость принятия закона таким образом: вот человеку очень трудно          
выбирать через полгода, сначала он отдельно выбирает районных начальников, а    
потом в своей деревне местных начальников выбирает. Уважаемый Александр         
Сергеевич прямо сказал: народ устал от бесконечной череды выборов.              
                                                                                
Уважаемые господа, вот я не стремился ни к каким выборам, я занимался           
добросовестно наукой. Где-то кто-то в ЦК КПСС принял решение проводить          
выборы, мы пошли по определенному вектору развития, который назван западной     
демократией. Сейчас мы начинаем тормозить, но тормозим стыдливо, робко: не      
отменяем выборы губернаторов, мы им разрешаем просто работать третий срок,      
де-факто узаконивая их до пенсии или до посадки в тюрьму, мы разрешаем им       
совмещать выборы с выборами президента, чтобы облегчить им прохождение, и так   
далее. И не видеть в этом законе политики, как ее не увидели уважаемые          
коллеги-коммунисты, я не могу. Я вижу здесь чистую политику, абсолютно          
стопроцентную чистую политику, когда постепенно формируется новая парадигма:    
народ - это неразумный ребенок, ему тяжело выбирать, он не может разобраться,   
давайте ему сразу шесть бюллетеней дадим, тогда ему легче будет разбираться в   
избирательной кабинке. А вот если он через каждые полгода будет ходить, то,     
возможно, он обучится политической культуре и начнет понимать, кого выбирать    
на местном уровне, кого нужно в деревне выбирать управлять деревней, кого -     
управлять регионом, а кого - управлять страной. Каждый из нас, депутатов,       
сталкивался с ситуацией во время прямых эфиров, на встречах с избирателями,     
когда нам ставили вопросы о протекающей крыше, о необходимости починки          
унитаза. И когда человек начинает объяснять, что он, вообще говоря, член        
федерального парламента, а не органа местного самоуправления, они говорят       
так: мы не разбираемся. Так вот, чтобы разбирались, нужно начать уважать        
народ, не ломать процедуру демократическую и дать возможность выбирать          
столько, сколько необходимо. Это первое.                                        
                                                                                
И второе. Президент ставит задачу, чтобы политические партии у нас были         
солидные. Вешняков настаивает, чтобы у нас выборы были только по партийным      
спискам. Господа хорошие, а чем же политическим партиям и заниматься, как не    
непрерывными выборами? Почему же в Америке, где половина населения тоже не      
ходит на выборы, никто не говорит о кризисе избирательной системы и усталости   
народа? Да, народ имеет право не ходить на выборы, ну, он не ходит потому,      
что власть плохо работает, но примерно половина-то народа ходит на выборы       
регулярно - от 40 до 60 процентов. И почему мы за народ должны решать, что      
"он устал"? Вы ему дайте право выбирать. Да, каждые полгода, да, каждые три     
месяца. Что такое выборы в одном населенном пункте? Выборы в одной деревне -    
вот то, что собираются по новому закону образовывать, новое муниципальное       
образование, - да там все друг друга знают, они великолепно разберутся. И они   
отделят районный уровень, областной уровень от местного уровня. Так вот, не     
надо это совмещать. И не надо ломать ту систему, которая существует. На самом   
деле во всем этом законе присутствует только одна политика, и мы прекрасно      
здесь все понимаем, в чем этот элемент политики заключается. Выгоднее и проще   
обеспечить победу определенных политических сил, когда вот таким образом, шаг   
за шагом, могут допускаться вот такие вещи: мы сегодня здесь отступили, мы      
сегодня тут отступили, мы постепенно решили за народ, что ему не надо часто     
ходить на референдумы, мы решили за народ, что ему не надо часто митинговать    
в неположенных местах, сейчас мы беспокоимся, что народ не сможет себе          
начальников деревни избрать, потому что он устал от выборов. Слушайте, ну       
давайте мы элемент морали внесем в нашу законодательную работу! Без элемента    
морали не может быть хороших законодательных актов, как бы правильно            
технически и юридически они ни были прописаны.                                  
                                                                                
Фракция "Родина" в подавляющем большинстве не будет голосовать за этот закон,   
а я выступал именно от имени фракции, а не от своего имени. Спасибо за          
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Климов Андрей Аркадьевич.                                           
                                                                                
КЛИМОВ А. А. Уважаемые коллеги и уважаемый коллега Павлов! Очень трудно найти   
черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Вот тот самый          
случай, когда речь идет об очень важных технических правовых решениях,          
которых действительно ждут. Ждут, может быть, не по всей России, вы             
ошибаетесь, когда говорите, что все так сделают. Этот закон, кстати, имеет      
индивидуальный адресный характер в конечном счете, то есть он дает право        
выбора. Вот вы говорите: лишает права выбора. Наоборот, он дает право выбора,   
дает право на местах провести те или иные передвижки во временном ряду, для     
того чтобы не насиловать население наше разного рода процедурами, которые,      
прямо скажем, не всегда способствуют росту урожайности и производительности     
труда на предприятиях. И вот если вы бывали в ситуации выборов вообще, любых,   
то понимаете, что часто это балаган, к сожалению. Я не знаю, какую правовую     
культуру будет повышать организация балагана каждые три месяца, но, на мой      
взгляд, для страны в целом это будет не очень здорово.                          
                                                                                
Поэтому, мне кажется, правы были коммунисты, когда они сказали о том, что мы    
несколько даже запоздали с этой поправкой, и здесь я должен согласиться с       
мнением их представителя. Но данность такова, что мы, к сожалению великому,     
не можем просто этот закон принять в трех чтениях сегодня, и об этом сегодня    
Александр Сергеевич Косопкин сказал, когда он отвечал на мой вопрос. Поэтому    
я, как член фракции "Единая Россия", просил бы всех депутатов, не только        
членов нашей фракции, поддержать данные важнейшие поправки и попросил бы        
представителя администрации президента сделать всё возможное в рамках           
действующего законодательства, для того чтобы как можно скорее этот закон был   
подписан и опубликован. Это действительно нужный сегодня стране документ. Он    
позволяет упорядочить очень многие важные политические процессы на местах. И    
не следует, еще раз повторяю, видеть здесь чью-то выгоду, здесь выгода одна -   
выгода для населения, выгода для страны, других выгод там не заложено.          
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От ЛДПР - Броницын Андрей Юрьевич. Пожалуйста.                                  
                                                                                
БРОНИЦЫН А. Ю., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Вот, уважаемые коллеги, к сожалению, фракция "Родина" в очередной раз           
показывает свою безграмотность, не разобравшись абсолютно в этом                
законопроекте, критикует его. В прошлый раз в Жилищном кодексе не               
разобрались, а сегодня в этом законопроекте, прекрасном, замечу,                
законопроекте. Он ни в коей мере не заставляет субъекты или муниципальные       
образования совмещать все выборы, это их право, право выбора остается за        
субъектами и за муниципальными образованиями: есть желание - пожалуйста,        
совмещайте, нет желания - значит, проводите раздельно. И многие субъекты, я     
знаю, относятся к этому настороженно и желают провести раздельно выборы. То     
есть законопроект дает право народу уже самому и субъектам самим выбирать.      
Поэтому в этом смысле фракция "Родина" на сегодняшний день просто               
популистский очередной шаг делает, озвучивая такие заявления, безграмотные      
заявления.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства?       
Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику?             
Пожалуйста, Александр Сергеевич.                                                
                                                                                
КОСОПКИН А. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Честно говоря, я считал, что заключительное слово не      
придется сегодня брать, потому что вопрос очевидный, но после некоторых         
выступлений все-таки посчитал необходимым выступить.                            
                                                                                
Особенно хотел бы ответить на те посылы, которые в своем выступлении сделал     
Николай Александрович Павлов. Он абсолютно, вот тут выступавшие до меня уже     
сказали, перепутал материю закона. Мы, как законодатели, действительно даем     
право и органам местного самоуправления, и органам госвласти субъектов          
Федерации самим решать, совмещать выборы или не совмещать. Та система,          
которая сегодня существует, наоборот, загоняет их в такую ситуацию, что они     
не могут этим правом воспользоваться. И когда президент в своем законопроекте   
предоставляет такое право - это не есть ограничение, это действительно          
предоставление права. Ну ладно, запутался один Николай Александрович Павлов,    
но мне печально слышать, что вся фракция "Родина" думает так же. Я просто       
предлагаю взять текст и прочитать, из него ясно и четко вытекает, что,          
наоборот, речь идет о расширении прав.                                          
                                                                                
Второй вопрос. Честно говоря, я как гражданин поддерживаю то, что сказал        
депутат Кузнецов, и то, что говорил депутат Климов, но, к сожалению, мы с       
вами, я уже говорил об этом, находимся действительно в рамках тех законов,      
которые у нас существуют на сегодняшний день (это к предположению, будто речь   
идет о том, как бы побыстрее принять этот закон). В Законе "Об общих            
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в статье        
26-4, пункт 2, говорится, что, проекты федеральных законов по предметам         
совместного ведения после их внесения в Государственную Думу Федерального       
Собрания Российской Федерации направляются в законодательные и высшие           
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации     
для представления ими в Государственную Думу в тридцатидневный срок отзывов     
на указанные законопроекты. Чтобы 10 июля рассмотреть данный законопроект,      
нам как минимум надо менять закон, о котором я только что говорил, потому что   
мы находимся в тех рамках, в которых находимся.                                 
                                                                                
Вот всё, что я хотел, честно говоря, сказать. Думаю, принятие данного           
законопроекта, наоборот, как я уже говорил, поможет нашим избирателям           
наконец-то войти в какую-то систему выборов, поэтому прошу поддержать данный    
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, нам необходимо определиться голосованием по данному         
законопроекту в первом чтении.                                                  
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              368 чел.81,8%                                     
Проголосовало против           18 чел.4,0%                                      
Воздержалось                    6 чел.1,3%                                      
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2614 по 2619 из 4358
РОЗУВАН А. М. Я и мой сосед Галичанин Евгений Николаевич голосовали за закон    
о референдуме, вопрос 9, посмотрели таблицу - там записано, что мы              
проголосовали против. Прошу внести соответствующие коррективы.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, приняли к сведению.