Заседание № 247
07.09.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 509491-5 "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в части переноса срока вступления закона в силу).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6091 по 6433 из 6610
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Совет Федерации просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Доклад от комитета сделает Наталья Николаевна Карпович. КАРПОВИЧ Н. Н. Суть изменений, которые вносятся, - это изменение срока вступления в силу данного закона о защите детей от вредной информации с 1 сентября 2012 года на 1 сентября 2011 года. В заключении комитета мы высказали свою позицию. Сегодня разработана правительством программа мероприятий, последнее мероприятие по реализации мер обеспечения данного закона - март 2012 года. Когда в Совете Федерации принимали данный закон, была объяснена позиция. Существует (у всех есть) распоряжение Правительства Российской Федерации, в котором содержится полный график - на сегодняшний момент нужно принять ещё пять подзаконных нормативных актов, которые позволят действительно создать механизм реализации данного закона. Поэтому никаких оснований для того, чтобы перенести срок вступления в силу закона, нет. Не только не будет обеспечен механизм реализации, но также в данном случае необходим переходный период для производителей, распространителей продукции. Мы с вами знаем, что это технические вещи, которые очень часто в этом зале приходится отстаивать, чтобы тот человек, который качественно выполняет свои обязанности, не пострадал. В данном случае мы выступаем за то, что нужно подготовить семь нормативных подзаконных актов, которые должны вступить в силу для обеспечения механизма реализации закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Федоткин и Останина. Федоткин. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Наталья Николаевна, если вы вчера вечером смотрели телевизор, новости... Первый канал, который смотрит вся страна, вчера показал один из молодёжных клубов, как дети, как они говорят, "отрывались" в День знаний 1 сентября вечером и ночью: и пьяные, и полураздетые, и занимались чем угодно... Дух такой был: "Ах, так нельзя!" - но сами несколько минут специально пропагандировали. Там были сняты видеокамерой телефона все эти безобразия. На всю страну пропагандировали, а потом говорили, что, мол, да, это вот и в других городах есть. То есть, получается, вместо осуждения - пропаганда того, как нельзя жить, наверное. А вы говорите, что ещё нужно подождать какое-то количество месяцев, чтобы придумать механизмы!.. Если каждый день такие вещи будем показывать, то скоро закон у нас вообще потеряет смысл, уже и так в голову будет вбито то, что нельзя делать. Чего мы будем ждать ещё? Вчера это было, буквально вчера, в основной программе - "Время". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Николаевна. КАРПОВИЧ Н. Н. Мы немножко о разных вещах говорим. Мы с вами говорим о законе, который обеспечит механизмы, и неответственного человека, который выпускает некачественную продукцию, можно будет привлечь к ответственности. Если даже он вступит в силу сегодня, мы не сможем его привлечь, потому что у нас с вами нет тех механизмов, которые... - нет изменений в нормативные, законодательные акты. Это первое. Второе, вот вы говорите о новостях... Как депутат Государственной Думы, который здесь сейчас сидит вместе со мной, вы можете сделать депутатский запрос именно по поводу этой программы, именно о том, что вы увидели. В данном случае это тоже наша с вами работа. Мы с вами говорим о законе, реализация которого не может сегодня быть обеспечена, потому что ещё не выполнена программа реализации мер, - вот о чём идёт речь. У всех эта программа есть на руках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. У меня выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление. Присаживайтесь, Наталья Николаевна. Выступать у нас будет только Нина Александровна?.. И Горячева Светлана Петровна. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко и Нина Александровна Останина. Пожалуйста, Нина Александровна. Включите микрофон Останиной. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, мне искренне жаль, что этот законопроект обсуждается сегодня уже за рамками нашего официального парламентского заседания, поэтому мне бы хотелось сказать следующее. Наверное, принимать этот закон действительно не имеет смысла, потому что речь идёт о том, чтобы закон вступил в силу с 1 сентября 2011 года. Сегодня 7 сентября. Я хочу напомнить, что в весеннюю сессию не один раз наша фракция выступала с предложением обсудить проект этого закона. Но вы знаете, вот по форме правильно, как говорил классик, а по сути было настоящее издевательство. Вносили в повестку дня, при этом он стоял, как правило, на 35-40-м месте, непроходном, поэтому законопроект не обсудили, не приняли. А я в альтернативу Наталье Николаевне утверждаю, что это не технический закон, это закон политический, и очень многое зависит от того, как поведут себя журналисты и когда закон вступит в силу - с 1 сентября 2011 года, накануне выборов, или с 1 сентября 2012 года, когда выборы в Думу и президентские выборы уже пройдут. Так вот, поскольку закон касается детей, то я думаю, что мы, депутаты, которые десять лет работали над этим законом, десять лет!.. И если депутаты из комитета, которые поддерживают отклонение этого закона, считают, что десяти лет недостаточно было изготовителям этой продукции, то я так не думаю. Более того, я советую почитать... Вот сегодня раздали любопытный материал Министерства связи и массовых коммуникаций, где на странице 8 говорится о том, какие уже приняты нормативные документы для исполнения закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию": все нормативные документы министерством уже подготовлены. Вы говорите о том, что надо предоставить изготовителям, всякого рода рекламодателям возможность... защитить их права, а кто тогда детей защитит от той продукции, которую они изготавливают?! Когда, повторяю, детям будем рассказывать историю принятия этого закона, можно сказать так: все понимали, что закон необходим, и правоприменители, и родители. И сами дети уже понимают, что беспредел на телеэкранах, компьютерные игры, которые продаются задёшево в любом супермаркете, - всё это вредит прежде всего самим детям и приводит к жестокости, о которой говорила Светлана Петровна, давая такую очень убедительную статистику. Но вначале журналистское сообщество было категорически против, затем категорически против были представители правительства, после этого пришли представители Федеральной антимонопольной службы, в итоге закон выхолостили до того, что уже сейчас действительно, может, даже и смысла не имеет его принимать, но тем не менее кое-что позитивное в законе осталось до сегодняшнего дня. Я просто хочу сказать, что уступки, на которые пошёл комитет, с моей точки зрения, чрезвычайно вредны, но тем не менее даже этот усечённый вариант закона сегодня мы хотим ввести в действие ровно через год. Чем это объясняется? Ну, с моей точки зрения, только политическими соображениями. Предположим, в угоду тем же самым писателям мы говорим о том, что этот закон не распространяется на литературу, имеющую художественную и иную ценность. В угоду рекламодателям мы полностью исключили, вывели из-под действия этого закона рекламу. Что осталось-то в этом законе? Остался только своеобразный водораздел взрослого и детского времени, осталась только возрастная классификация, которая соответствует всем мировым стандартам. Почему мы сегодня не можем ввести в действие этот закон, откладываем ровно на год, мне совершенно непонятно. Я просила бы, посоветовала бы депутатам вообще внимательно посмотреть обращения в наш адрес журналистского сообщества, открытые письма журналистов, опубликованные в газете "Московский комсомолец", которую, наверное, трудно обвинить в том, что она разделяет взгляды коммунистов. Так вот, как раз там говорится о том, что депутаты нарочито медлят с принятием этого закона, чтобы ещё два года могли обогащаться изготовители дешёвых компьютерных игр, которые продаются беспрепятственно в любом киоске, в любом супермаркете. Представьте себе, "Белое солнце пустыни", там есть возрастное ограничение - с четырнадцати лет, а компьютерные игры - там нет никакого ограничения. Ребёнок приходит и хочет купить бутылку пива, он не купит, а купил - его остановили, пачку сигарет купил - остановили, а компьютерную игру если он купил, которая является инструкцией для этого ребёнка, никто его не остановит. Поэтому получается, что оттягивание принятия данного закона, выступления его в силу есть не что иное, как желание защитить изготовителей жестоких игр, которые сегодня приводят к росту насилия среди наших детей. Мне любопытно было почитать - я и вам советую сейчас - официальный отзыв правительства за подписью господина Володина. Там пишется, что в пояснительной записке к законопроекту не представлены конкретные аргументы, обосновывающие необходимость изменения даты вступления закона в силу, то есть не в 2012 году, а в 2011 году. Любопытно, что десять лет назад, когда мы пришли к убеждению, что этот закон необходимо принять, эти аргументы учитывались, они были весомые. Изменилась за десять лет только статистика: увеличилось число преступлений против детей, число преступлений, которые совершают сами дети, увеличилось количество фактов жестокости и насилия, но при этом Володин говорит о том, что этих фактов недостаточно. Какие факты ещё нужны?! Уже после того, как вы приняли этот закон - я приведу вам примеры, - были случаи, которые стали уже классическими, из одного средства массовой информации в другое кочуют примеры жестокости среди детей и подростков. В Санкт-Петербурге в апреле 2011 года четверо подростков надругались над несовершеннолетним в извращённой форме. За утерю 10 рублей приятели решили наказать сверстника и объявили ему штраф 100 рублей, денег у него не было. Как альтернативу штрафу они предложили экзекуцию: засовывание черенка лопаты в задний проход. Двенадцатилетний ребёнок под давлением старших согласился. Экзекуция была снята на видео и долго-долго транслировалась в Интернете. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ОСТАНИНА Н. А. Да я ещё не закончила, просто смотрю на реакцию коллег, которых никто не заставляет здесь присутствовать сейчас. Я просто хотела бы обратить ещё внимание на то, что в "Московском комсомольце" было обращение к депутатам со стороны журналистов, чтобы мы как можно быстрее приняли закон о вступлении в силу закона "О защите детей от информации...". Я хочу напомнить также, в том числе и Раисе Кармазиной, что в 1990 году Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах ребёнка. И в этой конвенции говорится о том, что Россия обязана принять нормативные документы, которые защищали бы наших детей от информации подобного рода. Получается, что в связи с непринятием этого закона мы даём ровно один год и девять месяцев, повторяю, изготовителям компьютерных игр, которые свободно продаются, на получение очень большого дохода, их интересы мы сегодня защищаем здесь, в Государственной Думе, если не поддержим данный законопроект. Ну а для того чтобы понять, чем отличается компьютерная игра от сцен жестокости и насилия, которые транслируются в наших фильмах... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ОСТАНИНА Н. А. Слушайте, ну вы громче говорите, Раиса. Ради бога, покиньте этот зал тогда. Слушайте, ну это дикость какая-то! В этой связи мне бы очень хотелось обратиться к нашим депутатам, к тем, кто работал над этим законом, к тем, кто сегодня считает, что мы действительно должны оградить наших детей от жестокости и насилия, которые идут через средства массовой информации, через ту информацию, которая поступает к ним на бумажных носителях, через компьютерные игры, с просьбой проголосовать за этот закон. Хочу напомнить о выступлении президента, когда он двадцать девять минут говорил (Раиса сидела и аплодировала вместе со всеми), президент в послании выступал в защиту детей. Так вот аплодировали, когда он говорил, что всех мерзавцев, которые изготавливают такую продукцию, надо наказывать. Вот этим законом мы их и накажем законным путём. Те, кто сегодня выступает против того, чтобы закон вступил в силу с 1 сентября... Я хочу обратиться к тем депутатам, которым закон не нравится, хочу предостеречь: ровно через месяц, 7 октября, мы снова предложим этот закон, выступим с полноценным докладом, с тем чтобы ввести в действие закон о защите детей от средств массовой информации. Я повторяю, что это не наше предложение, это предложение членов Совета Федерации, это предложение журналистского сообщества. Мы к нему присоединяемся. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Единственное, я хотела бы прокомментировать. Вы сказали, журналисты "Московского комсомольца". Может быть, они бы сначала отказались от печатания объявлений о секс-услугах, а потом бы диктовали нам что-нибудь, Государственной Думе? Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста. Включите микрофон Драпеко Елене Григорьевне. ДРАПЕКО Е. Г. Спасибо большое. Полностью присоединяюсь ко всему, что сказала сейчас Нина Александровна, и хочу сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" категорически настаивает на необходимости скорейшего принятия этого закона. В этом законе есть не только отсылочные нормы, из-за которых Правительство Российской Федерации склонило профильный комитет изменить точку зрения, там есть и нормы прямого действия, которые не требуют принятия каких-либо дополнительных нормативных актов. Перечислять я их не буду, они уже здесь перечислены. Хочу сказать, что именно сегодня Игорь Щёголев, выступая здесь на "правительственном часе", отчитался о том, что в правительство внесён проект постановления в связи с принятием закона. Мало того, 21 июня 2011 года принят федеральный закон о внесении изменений в административный и прочие кодексы. Таким образом, мы можем сегодня назвать "героев", которые тормозят принятие этого закона. Ну, для начала - Карпович Наталья Николаевна. Хочу сказать, что каждое слово, сказанное Натальей Николаевной в этом здании, даже не в зале, остаётся выкованным на века в истории. Поэтому я сейчас процитирую стенограмму заседания нашего профильного комитета, которую я, не поленившись, запросила. Вот что вы говорили на заседании комитета при обсуждении этого законопроекта: "История вопроса была такова (чтобы мы с вами понимали), что в данном случае эта поправка возникла для того, чтобы было предложено правительством в установленные сроки и согласование законопроекта шло по определённым параметрам, на которые и было обращено внимание... Когда эта поправка поступила, мы принимали решение согласиться, для того чтобы вообще законопроект пошёл или не пошёл... Всё равно мы имеем отрицательный отзыв, и мы ничего не получим, кроме шума, крика и гама..." Таким образом, мы с вами понимаем, что в правительстве есть некие силы, которые тормозят принятие этого закона. Что же это за силы? Сегодня мы услышали, что это Володин, который подписал отзыв. Кроме того, я хочу сказать, что наше собственное расследование показало, что против выступает Министерство внутренних дел, и в частности отдел "К" этого министерства, который должен следить за тем, что происходит в интернет-сообществе и как нарушаются законы. Они категорически против. Выступает против Минкомсвязь, представитель которого сегодня у нас был, потому что именно они должны следить за тем, как исполняют наши, так сказать, технологичные средства массовой информации всё, что происходит в этом пространстве. Они против. И против они не только потому, что хотят дать ещё заработать тем, кто зарабатывает на развращении наших детей, но и потому, что не хотят выполнять дополнительные, как им кажется, обязанности. Мы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", требуем принятия этого законопроекта в первом чтении и ограждения наших детей от насилия со стороны средств массовой информации. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Я хотела бы, Любовь Константиновна, попросить вас, чтобы вы немножко умерили рвение Раисы Васильевны Кармазиной по защите изготовителей продукции, которая наносит вред здоровью наших детей. На самом деле вы, как председательствующий на заседании Государственной Думы, наверное, вполне могли бы урезонить сегодня Раису Васильевну, потому что она говорила громче, чем докладчик. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна, я вас прошу, успокойтесь, пожалуйста. Уважаемые коллеги, у нас все желающие выступили, есть ли желание выступить с заключительным словом? Наталья Николаевна Карпович, пожалуйста. КАРПОВИЧ Н. Н. Я действительно очень благодарна за то, что процитировали стенограмму, и я ещё раз могу сказать, что действительно это была моя поправка: 1 сентября 2012 года, потому что председатель комитета Государственной Думы, которая представляет "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ", Елена Борисовна Мизулина отказалась подписывать данный законопроект, и он не был бы принят, и сегодня бы мы этот закон не имели. Это первое. Второе. Закон принят, и он работает, и создаются экспертные советы - это то, о чём вы кричите. Там, где не нужно, не требуется нормативных актов, всё это работает в регионах, и регионы об этом отчитываются. А теперь то, чем так трясла сегодня Нина Александровна Останина, - это как раз вот эта брошюрка, которую нам раздало Министерство связи и массовых коммуникаций. Так вот, если мы посмотрим, то увидим, что там действительно есть такая фраза: в соответствии с утверждённым Правительством Российской Федерации планом мероприятий по реализации закона Минкомсвязи России необходимо разработать ряд нормативных правовых актов. И дальше они перечислены, их пять, и указаны сроки: май 2011 года, сентябрь 2011 года, ноябрь 2011 года, декабрь 2011 года и март 2012 года. Я не сказала ни слова неправды, и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по этой программе правительства работает, что они сегодня нам и доложили. В соответствии с этим не может быть принято изменение срока на 1 сентября 2011 года, потому что Минкомсвязь может выполнить свои обязательства только в марте 2012 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 30 мин. 01 сек.) Проголосовало за 86 чел.19,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 86 чел. Не голосовало 364 чел.80,9 % Результат: не принято Не принято.
Заседание № 236
14.06.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 509491-5 "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (в части переноса срока вступления закона в силу).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 767 по 782 из 5477
ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В повестке дня сегодня под пунктом 13 стоит проект федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О защите детей от информации...". Несмотря на то что дата обсуждения этого законопроекта была известна заранее, о чём говорит тот факт, что парламент не согласился с моим предложением обсудить его ещё 5 июня, докладчик сегодня не будет представлять данный законопроект. Хотелось бы знать, будет ли заменён докладчик, и если нет, то почему, потому что в том виде, в котором сегодня представлен законопроект о защите детей, его можно назвать законопроектом о защите производителей и распространителей информации, так как интересы детей он не защищает. И получается, будет звучать только одна точка зрения - против этого законопроекта. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1014 по 1035 из 5477
Останина Нина Александровна - по 13-му вопросу. Может быть, Мизулина Елена Борисовна прокомментирует? Есть предложение не рассматривать 13-й вопрос. Петренко просит рассмотреть законопроект без своего участия, по этому поводу есть письмо в президиуме. Вопрос был такой: будет ли кто-то докладывать позицию Петренко? Ну, у нас содокладчик Карпович, наверное, она и выскажет эту позицию? Пожалуйста, Карпович Наталья Николаевна. Включите микрофон. КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Член Совета Федерации Петренко находится в командировке, она попросила рассмотреть законопроект без своего участия. Комитет подготовил содоклад, мы готовы рассматривать вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Остаётся у нас 13-й вопрос, уважаемые коллеги, определились по этому вопросу.