Заседание № 286

11.03.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 509360-7 "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о морских терминалах, осуществляющих перевалку пылящих навалочных грузов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5656 по 5813 из 7078
30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 26       
Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении       
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает   
Андрей Валерьевич Андрейченко.                                                  
                                                                                
АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Под столь сложным наименованием скрывается пакет              
документов, законопроект, который подготовлен депутатами фракции ЛДПР и         
касается запрета открытой перевалки угля. Депутатами фракции ЛДПР и нашим       
лидером Владимиром Вольфовичем Жириновским постоянно поднимается этот вопрос,   
вы знаете. Страдают от экоцида, от угольной пыли не только Находка на Дальнем   
Востоке, но и другие города. Причём проблема заключается в том, что объёмы      
перевалки угля будут только увеличиваться: есть официальные договорённости у    
стивидоров, которые перегружают уголь, и в принципе сам рынок этого требует,    
то есть проблема будет только усугубляться, экоцид будет продолжаться,          
здоровью дальневосточников, тех, кто живёт в населённых пунктах, где будет      
открытая перевалка, где она есть, и дальше будет наноситься вред, и вред        
наносится и их личному имуществу.                                               
                                                                                
Вопрос находится на контроле у президента, на это часто ссылаются,              
Генпрокуратура многое делает, но я, как человек, который регулярно бывает в     
тех населённых пунктах, где перевалка открытая, докладываю вам: проблема до     
сих пор не решена, до сих пор! Проводишь рукой по каким-то поверхностям на      
улице - вся рука чёрная; клеим объявления о дворовых встречах, например, с      
утра, приезжаем в обед, приезжаем вечером - они уже все чёрные; приезжаешь      
после дворовой встречи где-то, например, в Находке - рубашка тоже вся чёрная.   
Так что вред людям всё ещё наносится! У нас всё ещё нормативка старая,          
"времён Очаковских и покоренья Крыма": мы до сих пор измеряем содержание не     
угольной пыли как таковой - она у нас не загрязнитель, - а диоксида кремния.    
И вот мы ставим что-то, измеряем что-то, за что-то кого-то наказываем, но те,   
кто перегружает уголь, продолжают наносить вред здоровью людей. Они             
вкладывают деньги в пиар, проплачивают статьи, в частности обо мне: когда я     
разрабатывал данный законопроект и внёс его, проплачивали статьи в              
"Telegram"-каналах, даже до федеральных СМИ добрались, писали, что кто-то       
лоббирует закрытый терминал, ещё была какая-то информация. На это денег         
хватает, на штрафы тоже денег хватает, а вот на то, чтобы наконец-то взять и    
положить этой проблеме конец, то есть перейти на закрытую перевалку угля,       
почему-то до сих пор политической воли у нас не хватает!                        
                                                                                
Законопроект именно об этом - о переходе на закрытую перевалку, вот и всё! Мы   
не будем дожидаться, пока изменится нормативка, пока кто-то выполнит свои       
обязательства, - мы просто раз и навсегда закроем эту проблему, потому что      
она актуальна и становится всё актуальнее и для Владивостока, и для             
Хасанского района, и для многих районов не только Приморского края, но и        
Дальнего Востока. Те меры, которые сейчас принимаются, - докладываю -           
недостаточны. Да, ставят водяные пушки: что-то, какую-то часть они поливают,    
один раз их вообще использовали, чтобы поливать чёрный снег и чёрный лёд,       
чтобы этого не было видно, когда приехала проверка, их используют, когда        
приезжают СМИ, а потом пушки перестают работать. Часто бывало, что              
правоохранительные органы запрашивали экспертизу, запрашивали потребление       
воды и видели, что потребление... Вот приезжает проверка - потребление воды,    
например, в той же Находке увеличивается, а потом уменьшается, то есть пушки    
то работают, то не работают, часто по каким-то секторам они вообще не           
работают. Вешают экраны, но экраны тоже ничего не дают. Дальний Восток - это    
особый рельеф, это сопки, то есть там всё по-другому, другая роза ветров        
опять же.                                                                       
                                                                                
Страдает и здоровье людей, дыхательные пути, и в двигатели это попадает,        
портится автотранспорт, бытовые приборы. Люди просто-напросто все ковры         
выбросили, окна вообще не открывают, но даже через микрощели угольная пыль      
всё равно в жилище просачивается, всё равно люди этим дышат. Дети играют в      
детских садах, где всё угольной пылью засыпано! Те заявления, которые           
делаются, что там всё меняется, - пиаровские, на самом деле ничего там не       
меняется, и проблема будет только усугубляться. Поэтому давайте раз и           
навсегда положим конец этой проблеме!                                           
                                                                                
Сразу могу привести контраргументы на те аргументы, которые будут поступать.    
Даётся год тем, кто будет переходить на это, а новые терминалы будут            
строиться с закрытой перевалкой, то есть рабочие места мы здесь не потеряем.    
Люди всё равно будут работать, только будут работать на экологически чистом     
производстве - не будут сами получать такие профзаболевания, не будет так       
засоряться природа, отравляться, то есть самим будет легче так работать. А      
рабочие места будут, их количество не уменьшится для тех, кто сейчас работает   
на причальных стенках. Мы понимаем, что никто от бизнеса отказываться не        
будет, - все будут зарабатывать, используя либо закрытый способ, либо,          
например, контейнеры будут устанавливать, либо наконец-то судостроение          
профильное начнёт развиваться. Бизнес всё равно найдёт, как заработать.         
                                                                                
Об этой проблеме мы говорим много, она находится, повторю, на контроле у        
президента, у Генпрокуратуры - все вместе занимаемся, сотню раз об этом         
говорили. Давайте наконец-то закроем эту позицию, давайте поддержим             
законопроект фракции ЛДПР о закрытой перевалке!                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом от Комитета по транспорту и строительству выступает Виктор         
Ефимович Дерябкин.                                                              
                                                                                
ДЕРЯБКИН В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект, внесённый      
нашими коллегами, направлен на решение действительно острой проблемы, которая   
имеет место в морских портах, занимающихся перевалкой сыпучих грузов, и в       
первую очередь угля, открытым способом. Особенно эта проблема остро стоит в     
Приморском крае.                                                                
                                                                                
Ни у кого из депутатов не вызывает возражений эффективный поиск путей решения   
данной проблемы. Тем не менее данный законопроект задачу обеспечения            
экологической безопасности в морских портах, к сожалению, не может решить.      
Во-первых, проблема пылящих грузов - не предмет правового регулирования         
закона "О морских портах...", а предмет правового регулирования закона "О       
техническом регулировании". Во-вторых, имеется отрицательное заключение         
Правительства Российской Федерации, Правового управления Аппарата               
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Действительно, Андреем Валерьевичем было сказано, что эта проблема находится    
на контроле у президента. Президентом было дано два поручения по решению        
данной проблемы: первое поручение - о принятии мер, предусматривающих           
обязанности применения современных технологий перевалки угля, соответствующих   
международным стандартам; второе, отдельное поручение президента было           
направлено на обеспечение благоприятных условий для жизни и здоровья            
населения города Находки. Правительство Российской Федерации, исполняя данные   
поручения, внесло соответствующие изменения в технический регламент о           
безопасности объектов морского транспорта, принят информационно-технический     
справочник наилучших достижений и доступных технологий - после этого            
необходимость применения наилучших технологий стала обязательной для всех       
операторов морских портов, осуществляющих перевалку угля. Были заключены        
соглашения между Минтрансом Российской Федерации, Росприроднадзором России,     
ФГУПом "Росморпорт", администрацией Приморского края и операторами морских      
портов. Таким образом, в отличие от рассматриваемого законопроекта эта задача   
начала комплексно решаться. За два последних года на реконструкцию портов       
было потрачено более 10 миллиардов. Авторы законопроекта предлагали эту         
проблему решить за счёт федеральных средств - к сожалению, ни в бюджете         
2019-го, ни в бюджете на 2020 год мы этих средств не видим. Все операторы,      
которые занимаются перевалкой угля, - частные лица.                             
                                                                                
Правительством Российской Федерации подготовлен законопроект, закрепляющий      
расторжение договоров аренды федерального имущества при неисполнении            
предписаний контрольно-надзорных органов и решений судебных инстанций в         
случаях нарушения санитарного и экологического законодательства. Это было       
очередное поручение президента. В ближайшее время этот законопроект будет       
внесён в Государственную Думу.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по транспорту и строительству рекомендует            
Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить.                    
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Ефимович.                                 
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Тогда я ставлю законопроект на голосование.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за               87 чел.19,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     87 чел.                                          
Не голосовало                 363 чел.80,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.