Заседание № 51
О проекте федерального закона № 50918-8 "О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" (в части уточнения порядка изъятия животных и (или) продукции животного происхождения при ликвидации очагов особо опасных болезней животных).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "О ветеринарии". Докладывает Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Комитет подготовил данную законодательную инициативу к рассмотрению во втором чтении, поэтому хочу предложить вам проголосовать по таблице № 1, в которой семь поправок, и по таблице № 2, там одна поправка, а потом во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 53 мин. 36 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 03 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 26 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно законопроект. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, законопроект подготовлен к третьему чтению, прошёл все необходимые процедуры - прошу поддержать голосованием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 08 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 50
О проекте федерального закона № 50918-8 "О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" (в части уточнения порядка изъятия животных и (или) продукции животного происхождения при ликвидации очагов особо опасных болезней животных).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Иван Иванович, просьба 12-й вопрос сегодняшней повестки перенести на завтра в связи с необходимостью уточнения новой поправки, которая появилась сегодня. Прошу поддержать наше предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений в отношении того, чтобы на завтра перенести 12-й вопрос? Нет. Принимается.
Заседание № 32
О проекте федерального закона № 50918-8 "О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" (в части уточнения порядка изъятия животных и (или) продукции животного происхождения при ликвидации очагов особо опасных болезней животных).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "О ветеринарии". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства Иван Вячеславович Лебедев. ЛЕБЕДЕВ И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект уточняет процедуру возмещения собственнику ущерба, полученного при возникновении очагов особо опасных болезней животных, в результате которых проведено их изъятие для уничтожения. Согласно документу в случае возникновения очага по причине нарушения требований ветеринарных правил сумма возмещения может быть уменьшена. Таким образом, на стопроцентную компенсацию смогут рассчитывать аграрии, которые в полной мере соблюдают правила содержания животных и профилактики их заболеваний. Предусмотрено, что правила определения размера ущерба и перечня случаев, при которых размер возмещения может быть уменьшен или в возмещении может быть отказано, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Решение об учёте нарушений будет принимать специально созданная региональная комиссия. Законопроект был поддержан на заседании Правительства Российской Федерации. Большая просьба поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Вячеславович. С содокладом выступает Надежда Васильевна Школкина. ШКОЛКИНА Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Практически каждый из нас был вольным или невольным свидетелем того, что в наших регионах из-за птичьего гриппа или африканской чумы массово гибли животные и фактически уничтожались целые птицефабрики и свиноводческие комплексы. Понятно, что это огромная беда, это огромная потеря для наших регионов, но прежде всего это большая трагедия для собственника, который наряду с материальным ущербом ещё несёт большие материальные потери, зачастую приводящие к банкротству предприятия. Мы от комитета неоднократно обращались в правительство с просьбой рассмотреть возможность компенсации материального ущерба собственникам погибших животных, но, как правило, ответ всегда был один и тот же: средств в бюджете нет. И вот наконец-то жирную точку в этом вопросе поставил Конституционный Суд Российской Федерации, признав, что это прямое нарушение частной собственности и что за реквизицию животных, даже в случае чрезвычайных ситуаций, к коим относятся и стихийные бедствия, и возникновение очагов массового поражения, необходимо предусмотреть соответствующую материальную компенсацию собственнику. Таким образом, сегодняшний законопроект, разработанный правительством и представленный Иваном Вячеславовичем, соответствует постановлению Конституционного Суда и предусматривает компенсацию, материальную компенсацию собственникам животных в полном размере - я подчёркиваю, в полном размере - стоимости изъятых и уничтоженных животных или продукции животного происхождения, причём стоимости, опять подчёркиваю, до момента возникновения этого очага массового поражения животных. Замечаний концептуального характера по данному законопроекту не имеется. Вместе с тем, когда мы обсуждали законопроект в комитете, у нас было несколько вопросов, в том числе по возмещению материального ущерба, которое практически полностью ложится на плечи региональных властей, что может в принципе привести к дополнительным затратам, не предусмотренным в региональных бюджетах, или к сокрытию таких очагов, чтобы не возмещать данный ущерб. Но эти замечания, я думаю, как и другие замечания юридико-технического характера, будут учтены ко второму чтению. Данный законопроект поддержали 49 субъектов Российской Федерации, его поддержал профильный комитет Совета Федерации, и наш комитет единогласно поддержал указанный законопроект, более того, считаем его долгожданным и как никогда своевременным. Коллеги, прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Васильевна. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Лисовский Сергей Фёдорович. ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня к Ивану Вячеславовичу вопрос. Вот смотрите, у вас есть положение о том, что правительству передаётся право определять те случаи, когда не выплачивается компенсация. А готов ли этот подзаконный акт, в каком он состоянии? Это первый вопрос. Второй. Здесь вот стоимость до возникновения очагов заражения - а кто эту стоимость определяет и не приведёт ли этот закон к обязательному страхованию поголовья в связи с тем, что вы тут привязываете к заранее определённой стоимости? ЛЕБЕДЕВ И. В. Сергей Фёдорович, спасибо большое за вопросы. Сразу по стоимости. Стоимость соответствует рыночной стоимости на текущий момент - это важно, это отфиксировано. Далее. Тот нормативный правовой акт пока не готов, поскольку мы детально обсуждаем критерии с региональными площадками. Мы хотим, чтобы перечень, который будет в последующем утверждён правительством, был полным, исчерпывающим, о чём как раз гласит постановление Конституционного Суда, чтобы практика применения была единообразной, чтобы для вариативности решений не было возможности. Если вариативность и будет, то это будет относиться к двум крупным блокам. Первый блок: есть прямые нарушения на площадке, которые привели к возникновению очага заболевания, и мы чётко понимаем, что собственник, как хозяйствующий субъект, который был обязан принять меры, должных мер не принял. И перечень нарушений, назовём его так, второго порядка, которые напрямую, безусловно, к этому не ведут, но по которым была практика отказа в выплате. Конечно, это неправильно, поэтому мы здесь чётко в критериях зафиксируем все возможные случаи, чтобы вариативности не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Иван Вячеславович, вопрос вот такой. В проекте закона стоимость изъятых и уничтоженных животных, продукции животного происхождения определяется до момента возникновения очагов особо опасных болезней - это продолжение вопроса Сергея Фёдоровича, - и данная норма закона не даёт ответа на вопрос, о каком временном отрезке до момента возникновения очага идёт речь. Вот по правилам и постановлению правительства можно предположительно сделать вывод о том, что является самим моментом, однако определить временные рамки до такого момента не представляется возможным. Хотелось бы понять, как и кто будет определять временной отрезок до момента возникновения очагов особо опасных болезней животных, в который будет определяться стоимость изъятых и уничтоженных животных, продукции животного происхождения? ЛЕБЕДЕВ И. В. Как только в субъекте Российской Федерации появляется указ главы субъекта, губернатора - это дата, на которую зафиксировано событие. Соответственно, рыночная стоимость на предшествующую дату является стоимостью для возмещения, компенсации ущерба, по которой происходит расчёт. Эта стоимость всегда отфиксирована, она всем понятна, то есть это рыночная стоимость на предшествующую дату, как я вам говорил уже в ответе на предыдущий вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Иван Вячеславович, правильный законопроект, но подскажите, почему не пошли чуть дальше и не предусмотрели компенсацию за выпадающие из оборота сельхозземли, на которых формируются скотомогильники? ЛЕБЕДЕВ И. В. Не совсем предмет этого законопроекта. Знаем, что такая проблематика есть, дополнительно её изучаем. Вот в том блоке законопроектов - у нас их целый блок, серия, - в которых речь идёт о земле, возможно, дополнительно появятся эти изменения. Но сюда мы посчитали неправильным это интегрировать, поскольку здесь чёткий предмет - тот, который был определён постановлением Конституционного Суда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марков Евгений Владимирович. МАРКОВ Е. В. Уважаемый Иван Вячеславович, вопрос вот какого плана. Только что докладчик сказал, что было решение Конституционного Суда. Так вот это решение родилось на основе ситуации, возникшей в 2017 году в Тюменской области, когда частная компания сделала очень крупные инвестиции и произошёл, собственно говоря, массовый падёж животных, с тех пор юристы компании пытаются решить вопрос о компенсации. Скажите, пожалуйста, при принятии данного закона на какой период будет распространяться компенсация по чрезвычайным ситуациям, возможно ли включить в этот законопроект компенсацию выпадающих... вернее, убытков за какой-то период, за несколько лет, условно с 2017 года (таких ситуаций по стране очень много)? ЛЕБЕДЕВ И. В. Евгений Владимирович, спасибо за вопрос. Он на самом деле один из самых актуальных среди тех, которые мы изучали с региональными площадками, поскольку субъекты Российской Федерации, когда поддерживали разработку данной законодательной инициативы, тоже обращали внимание на возможность распространения действия этого закона в случае его принятия на отношения, которые возникли до его принятия. Мы предусмотрели конструкцию, когда региональная площадка и комиссия смогут принять такое решение. Я думаю, что те события, о которых вы говорите, которые происходили на тюменском предприятии, нам об этом известно, - это главный посыл для отрасли и для того, чтобы вообще, в принципе двигаться по этому направлению, и я думаю, что эта проблема будет решена комплексно на территории всей Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Вячеславович, в начале года в Республике Бурятия из-за отсутствия должных профилактических мер в результате вы, наверное, помните, узелкового дерматита (ЗУДа) соответствующими службами было уничтожено несколько тысяч сельскохозяйственных животных, что причинило значительный ущерб их владельцам, при возмещении ущерба, компенсации, которая была значительно меньше размера их реальной стоимости. Вопрос (ну, здесь вы что-то уже ответили, да): какие меры сегодня принимаются для упреждения, профилактики подобных случаев? Ну и кадровая составляющая ветеринарии сегодня тоже оставляет желать лучшего. И каким образом... всё-таки уточните, что такое "полный размер возмещения"? ЛЕБЕДЕВ И. В. Вячеслав Михайлович, спасибо большое за вопросы. Во-первых, полтора года назад на этой площадке я докладывал о большой законодательной инициативе, которая в принципе была посвящена реформированию всей ветслужбы на территории Российской Федерации. Вы знаете, что мы создали систему, похожую на ту, которая была раньше на советском пространстве, она интегрировала в себя всю систему контроля в том числе над ветслужбами субъектов Российской Федерации. Для чего это было сделано? Для того чтобы была как раз единая вертикаль прослеживаемости всех мероприятий, правильных мероприятий, которые должны обеспечить благополучную эпизоотическую обстановку. Сегодня планы по профилактике есть на территории каждого субъекта; головным органом, который осуществляет контроль в том числе за ветслужбами, по контролю (надзору) по этому направлению является Россельхознадзор. Это как раз та синхронизация вертикали, которая обеспечена предыдущей законодательной инициативой. Про компенсацию ущерба, которая действительно рассчитывается в момент возникновения очага, я уже сказал: это как раз будет формула, которая позволит правильно компенсировать настоящий ущерб, понесённый сельхозпредприятием в момент возникновения очага. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Иван Вячеславович, я хочу ещё раз повторить вопрос Сергея Фёдоровича Лисовского, на который вы не ответили: рассматривается ли или рассматривался ли вопрос об обязательном страховании поголовья от рисков эпизоотии и в случае стихийных бедствий, массового падежа скота? Таким путём пошли при решении вопросов с автомобилями, допустим, и в других вопросах. Страхование ответственности, то есть страхование рисков сельхозпроизводителей у нас на каком уровне вообще находится в стране? ЛЕБЕДЕВ И. В. Елена Григорьевна, абсолютно правильный вопрос. Сегодня в принципе, если посмотреть и международную практику, и в целом по подходам, механизмы страхования, безусловно, должны компенсировать в том числе затраты бюджета при проведении таких мероприятий. Если, например, говорить по блоку растениеводства, то надо сказать, что мы сегодня вообще приняли решение компенсировать там, где были застрахованы площади, в случае... То есть применяем там, где действительно собственник сам - тоже волеизъявление было - занимался этим направлением. И с сельхозживотными похожие механизмы и подходы. Всегда РОУ АПК до субъектов Российской Федерации доводятся рекомендации по страхованию всего поголовья сельхозживотных. Конечно, это рыночный, правильный механизм, который может в целом скомпенсировать, речь не идёт о возникновении каких-то отдельных очагов - это уже, скажем так, режим, близкий к ЧС, а вот плановый механизм возмещения, безусловно, должен опираться на страховые механизмы, как это везде и всегда происходит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Вячеславович, у проблемы, связанной с особо опасными болезнями животных, существует ещё один аспект - это профилактические прививки. Мои избиратели довольно часто обращаются с жалобами на заболевание животных и даже гибель после профилактических прививок. Приведу только один пример: в октябре прошлого года в мой адрес поступила коллективная жалоба жителей посёлка Солянский на последствия вакцинации животных - все привитые 27 и 30 сентября 2021 года ветеринаром ветеринарного участка коровы заболели, одна стельная погибла. Никто не собирается выплачивать компенсацию ущерба, который нанесла эта вакцинация. Поддерживает ли правительство поправку, включающую компенсацию ущерба и в подобных случаях? ЛЕБЕДЕВ И. В. Ольга Николаевна, пока, на наш взгляд, таких оснований нет. Мы сегодня в рамках прививочной кампании по животным тратим порядка 3 миллиардов рублей. Вы знаете, что в системе Минсельхоза есть достаточно большое количество ФГБУ - так называемых биофабрик, все ветеринарные препараты и вакцины, которые производятся в установленном порядке, зарегистрированы, идёт полный контроль за линией производства. Мы отвечаем за качество вакцины, которая выходит с наших предприятий. Если вакцина применяется по установленным нормам, правилам, если в рамках прививочной кампании, которая, повторю, за бюджетный счёт проводится... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЛЕБЕДЕВ И. В. Ну вот важно понять... Наверное, надо этот частный случай разобрать, для того чтобы понять происхождение этих вакцин, правильно ли, что за ветслужба вакцинировала, как вакцинировала, каким порядком, чтобы я вам детально ответил. Пока оснований в целом по стране применять компенсацию в таких случаях у нас нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Васильевна, спасибо большое. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 53 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.