Заседание № 85
О проекте федерального закона № 50913-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования предоставления и последующего использования гражданами земельных участков в рамках реализации программ "Дальневосточный гектар" и "Гектар Арктики").
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект, принятый вчера во втором чтении, прошёл необходимые согласования и готов к рассмотрению в третьем чтении. Предлагаем принять федеральный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 52 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 84
О проекте федерального закона № 50913-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования порядка предоставления и последующего использования гражданами земельных участков в рамках реализации программ "Дальневосточный гектар" и "Гектар Арктики"; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Рассматриваемый законопроект подготовлен ко второму чтению. Напомню, что он был разработан в целях регулирования отношений, связанных с предоставлением и последующим использованием гражданами земельных участков в рамках реализации программ дальневосточного и арктического гектаров. Законопроект был внесён Правительством Российской Федерации и принят в первом чтении Государственной Думой 5 апреля 2022 года. 17 октября 2022 года Правительство Российской Федерации направило в Государственную Думу свои поправки. Этими поправками, в частности, вводится гектарная амнистия до 1 марта 2023 года для граждан, пропустивших срок обращения с заявлением о предоставлении в собственность или в аренду соответствующего земельного участка. Также предусматриваются возможность принятия уполномоченным органом решения о предоставлении в собственность или в аренду земельного участка с осуществлением органом регистрации прав государственной регистрации соответствующего права по истечении четырёх лет и шести месяцев и возможность заключения гражданами соглашений об установлении сервитута в отношении находящихся в их пользовании земельных участков. Усиливаются возможности информационной системы. Напомню также, что нами было принято решение о доработке законопроекта с учётом его синхронизации с основными положениями ранее внесённого депутатами - членами комитета проекта федерального закона по дальневосточному гектару, который был подготовлен на основе правоприменительной практики в дальневосточных и арктических регионах. Какие основные его положения вошли в рассматриваемый законопроект? Первое, увеличение срока подписания гражданами договора безвозмездного пользования земельным участком до 60 дней, с одной стороны, а с другой - установление последствий неподписания или ненаправления гражданами проекта договора: по истечении 90 дней этот договор признаётся незаключённым. Второе, вводятся положения, направленные на решение проблемы невозможности использования земельного участка в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями или невозможностью его использования в соответствии с выбранным видом разрешённого использования земельного участка. Ну и третье, предусматривается возможность одностороннего отказа от договора безвозмездного использования такого земельного участка с сохранением права на получение другого земельного участка. Уважаемые коллеги, за период, прошедший с момента запуска этого механизма, в закон о дальневосточном гектаре изменения вносились десять раз. Речь идёт не столько о точечных правках, сколько о развитии данного механизма. Рассматриваемый законопроект как раз и направлен на дальнейшее развитие данного механизма. Всего поступила 21 поправка, из них 13 поправок правительственных и 8 поправок поступили от депутатов нашего комитета. Все они включены в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. Правовое управление Аппарата Госдумы, ГПУ Президента Российской Федерации отметили необходимость доработки законопроекта, концептуальных замечаний правового характера не имеется. Комитет предлагает поддержать внесённые поправки и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 16 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 41 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, на трибуне включите микрофон. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Для рассмотрения в третьем чтении просим включить законопроект в повестку на завтра, 14 декабря. Все необходимые для этого документы подготовлены и согласованы с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 36
О проекте федерального закона № 50913-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования предоставления и последующего использования гражданами земельных участков в рамках реализации программ "Дальневосточный гектар" и "Гектар Арктики").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
27-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Павла Михайловича Волкова. Пожалуйста, Павел Михайлович. ВОЛКОВ П. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Хотел бы вначале поблагодарить за продление заседания и возможность сегодня выступить и представить вам законопроект. На ваше рассмотрение вынесен законопроект, который продолжает развивать программу дальневосточного и теперь уже арктического гектаров. Напомню, что программа действует с 2016 года на Дальнем Востоке и с 2020 года - в Арктической зоне. По состоянию на сегодняшнюю дату предоставлено более 70 тысяч гектаров, а участниками программы стали более 100 тысяч человек. На территории Арктической зоны такие гектары уже получили более 2 тысяч участников. Наиболее востребованными регионами для предоставления у нас остаются Приморской край, Сахалинская область. В большинстве случаев гектар предоставляется в целях строительства жилья, ведения личного подсобного хозяйства, а также люди берут гектары для осуществления предпринимательской деятельности. Представленный сегодня законопроект направлен на упрощение процедуры получения и освоения гражданами дальневосточного гектара. Законопроект предусматривает техническое совершенствование программы, интеграцию в единый портал государственных услуг, подписание документов простой электронной подписью, снятие излишних административных барьеров, которые показали свою непрактичность, а именно обязанность предоставлять декларацию об использовании участка. Актуальной поправкой является также предоставление гражданам Российской Федерации возможности строительства жилья, садовых домов на гектаре при отсутствии утверждённых правил землепользования и застройки. У нас в принципе такое право предусмотрено, но возникали проблемы, и сейчас проблему эту решаем. Наконец, законопроект наделяет уполномоченные органы правом по своей инициативе образовывать участки с использованием информационной системы "На Дальний Восток" - благодаря данной поправке уполномоченные органы могут оказывать помощь гражданам при формировании гектаров, а также предоставлять им на выбор уже готовые участки земли из так называемого земельного банка. Законопроект очень важен для граждан. Прошу принять законопроект в первом чтении, поддержать его. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Николая Михайловича Харитонова. Пожалуйста. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Поскольку официальный представитель Правительства Российской Федерации Волков Павел Михайлович подробно изложил суть данного законопроекта, это избавляет меня от необходимости ещё раз раскрывать его содержание. Однако отмечу, что проект федерального закона, который вынесен сегодня на обсуждение, разработан на основе детального, глубокого анализа правоприменительной практики 119-го федерального закона. Наверняка депутаты со стажем помнят, как все удивлялись, зачем, почему нужен дальневосточный гектар и так далее. Законопроект направлен на решение ряда проблемных вопросов в этой сфере, а также на повышение привлекательности программ "Дальневосточный гектар" и "Гектар Арктики". В их числе строительство жилья на участках, где нет правил застройки и землепользования, продление срока выбора гражданином вида разрешённого использования участка, совершенствование процедуры использования специальной информационной системы "На Дальний Восток" и другие изменения. Суть изменений, заложенных в законопроекте, сегодня связана с повышением доступности земельных участков для граждан. Законопроект поддержан Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Счётной палатой Российской Федерации, а также комитетами Государственной Думы, которые являются соисполнителями, - Комитетом по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям и Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Мы благодарим всех за заинтересованное участие в подготовке законопроекта и рассмотрение в первом чтении. На законопроект поступило 82 отзыва от законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и все они только положительные. Кроме того, на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект, внесённый депутатами Государственной Думы Харитоновым, Пивненко и другими (почти все члены нашего комитета), концептуальное содержание которого схоже с законопроектом, который мы с вами сегодня рассматриваем. Как профильный комитет, считаем необходимым максимально синхронизировать работу по указанным законопроектам. Для решения этой задачи наш комитет, объявляю, проводит 20 апреля текущего года в 10 часов в зале 830 парламентские слушания на тему "Совершенствование правового регулирования предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Приглашаю всех принять участие в работе нашего комитета. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики рекомендует принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Павел Михайлович, у меня такой вопрос-мнение. Если мы сейчас начнём передавать в собственность земли дальневосточного гектара, то столкнёмся с проблемой продажи собственниками этих земель третьим лицам. Почему нельзя право собственности предоставлять только при создании инфраструктуры, подтверждающей освоение этих земель? ВОЛКОВ П. М. Вячеслав Михайлович, спасибо большое за вопрос. Ну, если ваше опасение касается продажи иностранным гражданам, то это заблокировано, императивно запрещено. А что касается перехода права собственности на земельные участки, которые уже введены в оборот и по которым все обязательства выполнены, я считаю, что это контрпродуктивно и, в общем-то, как раз мешает развитию нормальных гражданских отношений. Ну, мы, безусловно, можем рассмотреть это дополнительно, если вы ещё раз нам поподробнее представите проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ХАРИТОНОВ Н. М. Павел Михайлович, я подскажу. Уважаемый коллега Мархаев, когда принимали в целом программу "Дальневосточный гектар"... Там так: на пять лет передаётся человеку земля; если он использует её по назначению, доказал результатами, она переходит в собственность, и человек продолжает трудиться. А всевозможная перепродажа кому-то, особенно из-за границы, запрещена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Павел Михайлович, вот абзацем третьим подпункта "в" пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается исключить участие граждан в обсуждении градостроительных решений, предусмотренных в части 4-1 статьи 6 федерального закона. Ну, вообще, любое исключение граждан из обсуждения, особенно градостроительных вещей, - это всегда минус. Почему здесь такая норма вводится? По причине того, что граждан там нет и не с кем обсуждать, или по какой-то другой причине? ВОЛКОВ П. М. Это техническое, скажем так, восполнение той нормы, которая де-факто у нас на гектарах имеется. Безусловно, если мы возьмём всю программу, территорию, где предоставляется, то увидим, что там зачастую нет не то что инфраструктуры, а и дорог. Поэтому в данном случае, конечно, обсуждать - это излишнее и избыточное требование. Иногда это не так, но для программы "Дальневосточный гектар" это является актуальной поправкой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона, пункт 27. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 32 мин. 38 сек.) Проголосовало за 413 чел.91,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.