Заседание № 102

22.02.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 508767-6 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 № 395-I (о наделении прокуратуры полномочиями по получению информации в кредитных организациях)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4412 по 4777 из 5107
Переходим к 18-му вопросу. Проект федерального закона "О внесении изменений в   
статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от           
02.12.1990 № 395-I (о наделении прокуратуры полномочиями по получению           
информации в кредитных организациях)". Докладывает Юрий Петрович Синельщиков.   
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, ныне действующее законодательство предусматривает весьма     
широкие возможности для доступа к банковской тайне различных контролирующих и   
иных государственных органов. В соответствии со статьёй 26 закона "О банках и   
банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и        
граждан выдаются кредитной организацией многим контролирующим и иным            
организациям, которых в списке восемнадцать. Кроме того, указом Президента      
России № 309 от 2013 года утверждён перечень должностных лиц, наделённых        
полномочиями по направлению запросов в кредитные организации при                
осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, в их числе около      
двух десятков должностных лиц, начиная от руководителя администрации            
президента и заканчивая председателями, заместителями председателей             
избирательных комиссий. Однако закон "О банках и банковской деятельности" не    
предоставил право прокурорам получать справки по операциям и счетам юрлиц и     
граждан при осуществлении их надзорных полномочий. Этот пробел призван          
устранить предлагаемый законопроект.                                            
                                                                                
В каких случаях у прокурора возникает необходимость в таких полномочиях?        
                                                                                
Первое. В соответствии с законом "О прокуратуре..." прокуратура осуществляет    
надзор за исполнением законов органами контроля и должностными лицами. К        
числу поднадзорных прокуратуре органов относятся и те, кому законом             
предоставлен доступ к банковской тайне, - это налоговые органы, Пенсионный      
фонд, Фонд социального страхования, таможенные органы, служба судебных          
приставов и другие. Особую актуальность в последние годы приобретает надзор     
за исполнением законов судебными приставами в связи с многочисленными           
жалобами на неисполнение ими судебных актов. При осуществлении прокурорами      
проверок в этих органах нередко возникает потребность в получении сведений о    
банковских операциях и счетах должников.                                        
                                                                                
Второе. При поступлении в прокуратуру информации о недостоверности деклараций   
чиновников о доходах прокуроры в силу закона проводят соответствующие           
проверки. Несколько лет назад по поручению Дмитрия Медведева прокуратурой       
проводилась глобальная проверка, в ходе которой выявлено более 41 тысячи        
нарушений в этой сфере. Тогда, выступая перед Советом Федерации, генпрокурор    
заявил, что органы прокуратуры должны быть наделены правом получать             
информацию об объектах недвижимости и банковских счетах чиновников для          
проверки сведений об их доходах.                                                
                                                                                
Замечу, что закон "О противодействии коррупции" предусматривает право           
руководителей предприятий и организаций направлять запросы в прокуратуру в      
целях проверки достоверности сведений о доходах граждан, претендующих на        
замещение должностей руководителей государственных учреждений, а также          
граждан, замещающих эти должности, однако проводить такие проверки, не имея     
доступа к информации, составляющей банковскую тайну, непросто, если не          
сказать, что совершенно невозможно.                                             
                                                                                
Третье. В соответствии с законом "О контроле за соответствием расходов лиц,     
замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", в случае если в   
ходе осуществления контроля за расходами должностного лица выявлены             
обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица        
общему доходу, материалы направляются в органы прокуратуры Российской           
Федерации. При получении материалов прокуроры в порядке, установленном          
законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с            
заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков,        
других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций, в      
отношении которых должностным лицом не представлено сведений, подтверждающих    
их приобретение на законные доходы. Закон работает с 2013 года, однако в        
целом по стране за это время прокурорами предъявлено лишь несколько десятков    
соответствующих исков, и одна из причин этого - недостаточно высокая            
результативность прокурорского надзора в этой сфере, отсутствие у прокурора     
права получать в банках сведения по операциям и счетам.                         
                                                                                
Четвёртое. Указанные полномочия необходимы прокурору для борьбы с незаконным    
оттоком капитала за границу. Как следует из материалов Центробанка, чистый      
отток капитала из России в 2017 году вырос по сравнению с предыдущим годом на   
60 процентов и достиг 31,3 миллиарда долларов.                                  
                                                                                
Пятое. Сведения по операциям и счетам юрлиц крайне необходимы прокурору при     
проведении проверок о невыплате заработной платы: в 2017 году по прокурорским   
актам работникам выплачено более 26 миллиардов рублей, в отношении виновных в   
её задержках по материалам прокуроров возбуждено свыше 1 тысячи уголовных       
дел. Эффективность этой работы была бы заметно выше при наличии у прокурора     
предлагаемых полномочий.                                                        
                                                                                
Шестое. Упомянутые полномочия необходимы прокурору для осуществления надзора    
за исполнением законодательства о банках и банковской деятельности.             
Генпрокурор в своём приказе от 7 декабря 2007 года № 195 отметил                
приоритетность этого направления прокурорской деятельности. Обращаю внимание,   
что на сегодня социально значимым направлением надзора является защита прав     
граждан в сфере потребительского кредитования.                                  
                                                                                
Кроме того, прокуроры призваны надзирать за соблюдением требований              
Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии          
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и                 
финансированию терроризма", для этого тоже необходимо это право, о котором я    
уже сказал.                                                                     
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.                                   
                                                                                
С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по финансовому рынку   
Юрий Павлович Олейников.                                                        
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по финансовому рынку        
внимательно изучил предлагаемый законопроект и утверждает следующее.            
                                                                                
Авторы законопроекта предлагают наделить прокуратуру, как вы слышали, правом    
получать в кредитных организациях полную информацию обо всех финансовых         
операциях хозяйствующих субъектов и обычных граждан. Нам понятно это            
стремление, однако, опираясь на Гражданский кодекс и Федеральный закон "О       
банках и банковской деятельности", мы ещё раз подчёркиваем, что соблюдение      
банковской тайны является одним из основных условий существования и развития    
российской банковской системы. По нашему мнению, доступ к банковской тайне в    
рамках противодействия коррупции сегодня подробно регламентирован, к            
банковской тайне имеют доступ около тридцати государственных органов, которые   
занимаются следствием, сопровождением следствия и проверками. В частности,      
генеральный прокурор согласно федеральному закону № 2202-I от 1992 года тоже    
имеет право запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну, в случае     
если это касается назначения на должности сотрудников, в том числе              
сотрудников Генеральной прокуратуры.                                            
                                                                                
При всём уважении к прокуратуре, она сегодня не осуществляет непосредственный   
сбор доказательств, не разрешает по существу судебные дела и оперативным        
розыском, криминалистической экспертизой, анализом финансово-хозяйственной      
деятельности тоже в полной мере не занимается - всё это компетенция других      
органов, я уже сказал, их около тридцати, эти органы имеют возможности          
доступа к банковской тайне. Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением   
законов гражданами и организациями и поддержание государственного обвинения в   
суде, по мнению нашего комитета, не требуют доступа к банковской тайне.         
                                                                                
Сегодня каждый работающий человек и даже каждый пенсионер у нас в стране        
имеют хотя бы один банковский счёт, у каждого юридического лица и               
предпринимателя имеется по несколько банковских счетов. Ответа на вопрос,       
зачем органам прокуратуры иметь доступ к этому огромному и специфическому       
объёму информации, в тексте законопроекта мы не нашли, в законопроекте это не   
уточняется. Между тем сам по себе институт банковской тайны, ещё раз            
подчёркиваю, является одним из основных признаков стабильности банковской       
системы в России.                                                               
                                                                                
Правительством Российской Федерации предлагаемый законопроект не                
поддерживается, и Комитет по финансовому рынку позицию правительства            
разделяет и рекомендует Государственной Думе законопроект отклонить.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Павлович.                                   
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Юрий Павлович, не кажется ли вам анахронизмом то,    
что тридцать ведомств имеют такое право, а тот орган, который надзирает за      
исполнением всех законов, его не имеет? Вот как сегодня прокуратура должна      
выполнять поручение президента, данное на последнем заседании коллегии          
Генпрокуратуры, об усилении надзора за следствием?                              
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Я далёк от мысли, что тридцать наблюдающих государственных      
органов, в полномочия которых входят сбор информации, контроль за               
информацией, анализ информации, непрофессионально ведут свою деятельность. Я    
думаю, анализируя полученную объективную информацию, которую предоставляют      
банковские и кредитные организации этим организациям, вполне можно прийти к     
определённым выводам и правильным решениям.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Первым выступает Коломейцев Николай Васильевич.                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К сожалению,       
уважаемый Юрий Павлович не ответил на мой вопрос. Поставьте себя на место       
прокурора, в полномочия прокуратуры, повторю, входит надзор за правильностью    
исполнения всего законодательства на территории Российской Федерации, и, с      
моей точки зрения, это анахронизм, когда ты надзираешь, но не имеешь права, -   
так не бывает, не должно быть по крайней мере. Поэтому мне вообще непонятно     
упорство комитета и непонятна позиция ГПУ в данной ситуации. Если президент     
на заседании коллегии Генеральной прокуратуры даёт поручение в том числе        
усилить надзор за следствием, он же не просто так это говорит, он говорит       
это, потому что резко увеличилось число преступлений, связанных как раз и с     
коррупцией, и на стадии следствия...                                            
                                                                                
Вы посмотрите, сделайте хотя бы поверхностный анализ ситуации с отозванными     
лицензиями банков: конфликт Генпрокуратуры и Центробанка, руководства Банка     
России в случае с банком "Югра", когда десятки тысяч вкладчиков оказались,      
вообще-то... или случай с "Мастер-Банком", те же ситуации с "Бинбанком" или     
банком "Открытие". Я вам напомню, что только за последние два года более 200    
лицензий отозвано. Как же может прокуратура эти хорошо работающие, как вы       
сказали, надзирающие органы подкорректировать? Ведь, наверное, многие           
преступления можно было бы предупредить на ранней стадии формирования такой     
негативной ситуации в кредитных организациях.                                   
                                                                                
Я считаю, что Юрий Петрович, как профессионал высокого уровня, не только свою   
позицию выказал, предложив внести поправки в закон, он выказал как раз          
пожелания прокурорского сообщества, которое видит, что им не хватает в данной   
ситуации элементарного - доступа к информации. Как вы, строя цифровую           
экономику, ограничиваете людей как раз в доступе к информации? Без информации   
невозможно принять правильное решение, без правильного анализа информации       
вообще невозможна выработка объективных решений.                                
                                                                                
Я прошу вас поддержать предложение моего коллеги, который 35 лет отдал только   
прокурорской службе, я считаю, что он предлагает дело для страны.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Изотов Алексей Николаевич.                                                      
                                                                                
ИЗОТОВ А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Уважаемый Николай      
Васильевич, Юрий Павлович ответил на ваш вопрос, может, вы не услышали ответ,   
но он звучал в содокладе: доступ к банковской тайне имеет генеральный           
прокурор. А вот как ведётся надзор на местах, как ведутся следственные          
действия на местах, мы тоже прекрасно знаем: из-за проверок фактически          
рушится бизнес, приостанавливается работа, уходят контрагенты, идёт волнение    
родственников, люди порой теряют здоровье - такие факты есть, и особенно это    
проявляется на местах.                                                          
                                                                                
Самое главное, что этот закон даст обширные полномочия на местах органам        
прокуратуры и будет дискредитировать, действительно дискредитировать очень      
важный институт банковской тайны. К нему в обществе по-разному относятся -      
контрольно-надзорные органы говорят, что это публичная сфера и он направлен     
на обеспечение эффективной деятельности банковской системы; участники           
финансового рынка также отмечают, что это институт, направленный, несомненно,   
в первую очередь на обеспечение эффективной деятельности банковской системы,    
- но это одно из главных достижений цивилизованного общества, общества,         
которое уважает права человека и гражданина. Как уже было сказано, около        
тридцати контрольно-надзорных органов имеют право доступа к банковской тайне,   
в том числе доступ получают органы предварительного следствия по делам,         
находящимся в их производстве. Если есть уголовное дело, если есть решение      
суда, пожалуйста, вы можете получить всю необходимую информацию, а если нет,    
то давайте всё-таки соблюдать Конституцию и уважать права человека и            
гражданина.                                                                     
                                                                                
Ваши пожелания, наверное, связаны непосредственно с деятельностью, речь о       
которой вёл основной докладчик, но есть позиция Конституционного Суда, и эта    
позиция говорит о том, что ограничение конституционных прав допускается         
только на основании решения суда. Данный законопроект нарушает статьи 8 и 55    
Конституции Российской Федерации, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет         
голосовать против.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель президента желает выступить? Нет. Правительства?      
Нет.                                                                            
                                                                                
Заключительное слово - Юрий Петрович Синельщиков, пожалуйста.                   
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Я вынужден разочаровать моих оппонентов, которые, видимо,     
не во всём разобрались.                                                         
                                                                                
Первое. Генпрокурор имеет право доступа, как и любой руководитель любой         
организации, только в отношении своих кадров - это не прокурорский надзор,      
это свои кадры, люди, которых принимают на работу, в отношении которых          
проверяют декларации, и всё, не более того. Никакого отношения к                
прокурорскому надзору это не имеет.                                             
                                                                                
Второе. Юрий Павлович сказал, что прокурора предлагается наделить доступом к    
огромному количеству информации, - ни к какому не огромному количеству, он      
будет получать ровно столько же информации, даже меньше, сколько получает       
рядовой судебный пристав, не более чем судебный пристав. Прокурор сможет        
получать информацию только тогда, когда к нему поступит сообщение о             
совершённом или готовящемся правонарушении: сообщают прокурору, что такой-то    
банк накануне банкротства срочно перекачивает деньги или криминальные деньги    
за рубеж, тогда прокурор включает свои механизмы и получает необходимую         
информацию, для того чтобы пресечь эти безобразия, для того чтобы пресечь эту   
деятельность.                                                                   
                                                                                
Я обращаю внимание на то, что законопроект был подписан депутатами трёх         
фракций: "ЕДИНАЯ РОССИЯ", КПРФ и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Первоначально на        
заседании профильного комитета ещё в 2014 году, когда законопроект был          
внесён, Центробанк поддержал нашу инициативу, однако банковское сообщество      
этот законопроект возмутил. Один банкир мне сказал так: кому угодно дадим,      
только не прокурору! Обсуждение вопроса на пленарном заседании тогда было       
отложено. Позже в комитете появилось отрицательное заключение правительства     
на законопроект - хотя оно совершенно не нужно было, но кто-то вот выбил        
такое заключение, кому-то это понадобилось, чтобы поддержать банковское         
сообщество, - и комитет вынес решение отклонить законопроект.                   
                                                                                
Противники принятия закона не привели никаких серьёзных доводов ни сегодня,     
ни на заседании комитета, ни в каких-либо бумагах. В официальном отзыве         
правительства объявлено, что принятие закона может привести к дискредитации     
института банковской тайны, то есть так правительство ударило по прокуратуре.   
Согласиться с таким доводом мы не можем. Прокуратура - уважаемый у нас в        
стране орган, и заявлять о возможной дискредитации ею какого-либо правового     
института, по моему мнению, просто-напросто безнравственно. В течение           
последних десяти лет в органах прокуратуры создана система, которая             
обеспечивает своевременное выявление и пресечение каких-либо злоупотреблений    
со стороны её сотрудников. Такие случаи в прокуратуре, по сравнению с другими   
российскими правоохранительными структурами, крайне редки. Юрий Яковлевич       
Чайка неоднократно подчёркивал, что отсутствие порядочности, честности,         
других лучших человеческих качеств для прокурора недопустимо.                   
                                                                                
Как заявил в своём выступлении 14 марта 2017 года на расширенном заседании      
коллегии Генпрокуратуры Президент России Владимир Владимирович Путин            
(цитирую), "прокуратура в России занимает совершенно особое, уникальное место   
в системе органов власти и управления. Наверное, нет ни в одной стране мира     
ситуации, при которой прокуратура занимала бы столь важное место". Обращаясь    
к прокурорскому сообществу год спустя, 15 февраля этого года, на таком же       
заседании, Путин сказал: "...нужно повысить уровень координации прокуратуры с   
правоохранительными и контрольно-надзорными органами, которые выявляют          
нарушения законодательства в банках и кредитных учреждениях. Прошу решительно   
бороться с отмыванием преступных доходов и вместе с тем надёжно защищать        
права вкладчиков и заёмщиков" (конец цитаты).                                   
                                                                                
Полагаю, уважаемые коллеги, следует поддержать президента в его оценке          
прокуратуры, а также поддержать его рекомендации по повышению уровня            
прокурорского надзора за соблюдением законодательства о банках и банковской     
деятельности и, соответственно, принять данный закон.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, заключительное слово Юрия Павловича Олейникова.                     
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважая точку зрения оппонентов, всё-таки не хочу опять          
начинать дискуссию, нашу позицию, позицию комитета, я высказал, при этом хочу   
подчеркнуть ещё раз только одно. Есть понятие необходимой достаточности, и мы   
считаем, что тридцати следственных, контролирующих и прочих организаций,        
имеющих полномочия и доступ к банковской тайне, вполне достаточно, чтобы        
обеспечить получение объективной информации и контроль за вкладчиками,          
юридическими и физическими лицами. Это во-первых. Во-вторых, мы ведь ещё        
ничего не говорили о генеральном управляющем этой системы, о Центральном        
банке, который в полной мере предоставляет всю объективную информацию - о       
движении средств, о вкладчиках, об объёмах собственных и заёмных средств и      
так далее, - которую прокуратура при расследовании и надзоре за                 
расследованием преступлений требует, обращаясь в Центробанк. Мы эту практику    
хорошо знаем и можем подтвердить, что она всеобъемлющая, поэтому заняли такую   
позицию: предложения авторов законопроекта считаем необъективными и             
рекомендуем отклонить предлагаемый законопроект.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от           
02.12.1990 № 395-I (о наделении прокуратуры полномочиями по получению           
информации в кредитных организациях)", 18-й вопрос повестки дня.                
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за               73 чел.16,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     73 чел.                                          
Не голосовало                 377 чел.83,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.