Заседание № 222
О проекте федерального закона № 508143-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части обязательного указания отпускной цены производителя товара".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий, 13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части обязательного указания отпускной цены производителя товара". Докладывает Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Главный вопрос сегодня для каждого россиянина - как справиться с ростом цен на товары и услуги, с ростом тарифов. Его действительно каждый день решают каждая хозяйка, каждый хозяин, для того чтобы накормить семью, купить необходимые лекарства, оплатить услуги ЖКХ, проезд на транспорте. Много предложений с этой трибуны уже делалось и вами, и мною, но, к сожалению, правительство пока не хочет к ним прислушаться, не хочет реализовать идею ограничения цен хотя бы на социально значимые продукты. Справедливости ради нужно отметить, что эту идею поддержали, подхватили торговые сети и сами её реализовали, правда пока на два месяца. Правительство же не хочет индексировать, реально индексировать хотя бы пенсии, хотя бы самые маленькие зарплаты людям, оно только фиксирует: да, цены выросли на 10-150 процентов, а пенсии и зарплаты, социальные выплаты - в рамках запланированных 10 процентов максимум. Мы в очередной раз предлагаем законопроект, который пусть не главное, не решающее значение будет иметь в борьбе с космическими ценами, но, я считаю, тоже даст немаловажный эффект. Речь идёт о том, чтобы ввести в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности..." положение, по которому на всех продуктах, товарах, реализуемых хозяйствующими субъектами и представленных на торговых площадях, обязательно должна содержаться открытая для покупателей информация об отпускной цене, установленной производителем. В соответствии с законами сегодня мы действительно видим на упаковке такую информацию, как название компании-производителя, её адрес, дату производства, срок годности, состав и так далее. Так вот я считаю, что если цена, установленная производителем, будет зафиксирована на каждом продукте, то покупатель действительно будет делать вывод для себя, сколько из этой цены он платит производителю, то есть какая основная плата, так скажем, за семя, а какая за шелуху, за фантики, необходимые, возможно, для создания вот такой, знаете, привлекательности в торговле; сколько платит за люстры, за зеркала, за аренду престижного места для магазина, сколько платит за бренд, за рекламу. Вот пусть покупатель знает и выбирает для себя: он хочет платить большую часть, он хочет платить две трети, три четвёртых от цены за все эти фантики и всю эту мишуру или не хочет, или он хочет выбрать тот товар, большая часть платы за который уйдёт производителю? Таким образом наши патриотичные покупатели и будут помогать тому производителю, наценка на продукты которого меньше, тем самым действительно может осуществляться борьба с цепочкой многочисленных перекупщиков, потому что, конечно, если наценка небольшая, то покупатель сделает правильный вывод о том, что, возможно, это прямая поставка от производителя в эту торговую точку. Я что хочу отметить, коллеги? Действительно, наш народ терпелив, и уже который месяц он действительно ждёт решений, хоть каких-то решений, ждёт, чтобы ему оказали действенную помощь, а не просто на словах сказали, как сегодня говорит правительство, что надо сделать всё, для того чтобы у производителя был прямой доступ к потребителю, желательно вообще бесплатный! Речи хорошие, но только слаще не становится от этого нашим потребителям, у них заканчиваются те сбережения, которые, возможно, были отложены на чёрный день, у них заканчиваются те запасы продуктов, которые, возможно, они на своих приусадебных, садовых участках вырастили, а впереди праздники, впереди большой праздник - 9 Мая, и встречать его вот с этой позорной, действительно нищенской зарплатой или пенсией?! Только по официальной статистике, коллеги, я вам напоминаю, за чертой бедности находится 20 миллионов людей, а цены как были вот такие заоблачные и недоступные для людей с пенсией в 7-8 тысяч рублей или с зарплатой в 5-6 тысяч рублей, которые почему-то существуют сегодня, так и остаются! Давайте таким образом или, может, другими предложениями, но заставим правительство решить к празднику Победы главный вопрос: вернуть на докризисный уровень ну хотя бы обеспечение абсолютного большинства наших граждан, тем более ветеранов, детей войны, продуктами питания - я не говорю про туристические поездки за границу, про строительство какого-то там отдельного нового жилья, - хотя бы продуктами питания, лекарствами и компенсацией затрат на услуги ЖКХ и на транспорт, - вот это должно быть возвращено на докризисный уровень, чему на мой взгляд, будет способствовать одно из этих предложений. У граждан появится информация, которую они смогут передать, допустим, в ФАС: граждане увидят, на сколько сотен процентов продавец увеличил сверхнадбавку, а значит, поймут, что он получает сверхприбыль, - но платит ли он с этой сверхприбыли налоги? Вот эта информация, на мой взгляд, будет полезна нашим потребителям. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается дополнить статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" положением, на основании которого, как уже Олег Анатольевич сказал, при розничной продаже продовольственных товаров на ценнике будет указываться отпускная цена производителя, и, по мнению автора, этой мерой можно будет сдержать спекулятивный рост розничных цен на продовольствие. Ну, начнём с нескольких моментов. Законопроект не позволяет определить, каким образом открытая информация об отпускных ценах на продовольственные товары сможет, вообще, прекратить сам спекулятивный рост розничных цен и каковы при этом должны быть действия потребителя, сможет ли он правильно оценить, является ли эта розничная цена объективной, является ли она спекулятивной. Существует множество объективных факторов, влияющих на формирование розничных цен, которые зачастую не связаны с недобросовестной деятельностью предпринимателей. Потом, когда мы с вами говорим о том, из чего всё-таки сегодня складывается розничная цена, мы не должны забывать, что в пределах одного региона будут плавающие цены даже в пределах одного и того же сегмента товаров: мы прекрасно знаем, что большинство производителей очень сильно закредитованы, - процентные ставки по кредитам сегодня огромные! - и, естественно, для того, чтобы компенсировать, покрыть затраты по кредитным обязательствам, производители вынуждены поднимать отпускную цену. Каким образом после этого определять, всё-таки спекулятивная это цена или она является объективной? Логистическая составляющая тоже не учтена авторами законопроекта: если товар не продаётся внутри одного региона, то затраты на логистику очень большие и они тоже включаются в розничную цену, которая в данном случае может колебаться от 50 до 100 процентов. Объяснить очень сложно будет, что это в данном случае - спекулятивная цена или не спекулятивная? В конечном итоге для потребителя при покупке товара основополагающим принципом всё-таки является соотношение его качества и цены. Если мы будем указывать на ценнике и цену производителя, и розничную цену, то это, вообще, будет приводить в замешательство потребителей и создаст только лишние сложности для них при определении, нужно ли покупать этот товар, спекулятивная цена или нет. Мы очень много говорили о том, что сегодня федеральным законом уже допускается административное сдерживание цен, - то, о чём говорит Олег Анатольевич и на что в принципе направлен его законопроект, то есть на сдерживание роста цен, - вот сегодня в законе это есть: мы с вами знаем, что при условии двукратного увеличения цен в течение тридцати дней на 30 процентов государство имеет право их останавливать. Понятно, что есть очень много недоработок, - мы это обсуждали, - и этот пункт, конечно, нуждается в реформировании, для того чтобы не было схем, благодаря которым торговые сети могут обходить закон, - вот что надо делать. Если говорить о конкретных мерах, как нам сдерживать рост розничных цен, - что, в общем-то, является и целью обсуждаемого законопроекта, - то вот, пожалуйста, мы подготовили поправки к закону о регулировании торговой деятельности. Это очень важные поправки, они позволят убрать в рознице все возможные варианты дополнительного заработка, кроме одного - получение дохода по договору купли-продажи, то есть по договору поставки, это все так называемые боковые договоры, все бонусы, все маркетинговые услуги, то есть то, из чего складывается повышенная розничная цена. Сегодня об этом законопроекте много говорят, естественно, сети против, но если он пройдёт, будет принят, то ретейлерам будет очень сложно устанавливать дополнительную наценку. Это то, с чем мы боремся и к чему в принципе призывает Олег Анатольевич. Ещё один очень важный момент, из-за чего складывается высокая цена. Сегодня ответственность за большинство скоропортящихся товаров, которые входят в потребительскую корзину, с первого дня лежит именно на поставщике. Мы в наших поправках переводим эту ответственность на сети - это очень важно, - вследствие этого поставщикам не нужно будет закладывать дополнительно деньги на случай, если товар будет им возвращён. Вот всё это гораздо важнее и действеннее, на мой взгляд, чем то, что предлагают авторы законопроекта. В связи с этим Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству считает, что в таком виде принятие данного законопроекта нецелесообразно, и предлагает его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у кого есть вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо большое, Сергей Евгеньевич. Олег Анатольевич, ваш законопроект очень важен и нужен, и этот закон необходимо ввести в действие сейчас, немедленно, потому что вы, по сути, предлагаете новый вид общественного контроля. Но означает ли это, что в случае принятия закона за соблюдением условий по наценкам будут следить не только налоговая служба, но и потребители, и каким образом они смогут использовать информацию на ценниках? Она нужна потребителям исключительно для личных целей, то есть для принятия решения - купить или не купить, или они будут вправе инициировать налоговую проверку торговой сети путём обращения в соответствующую инстанцию? В этом случае, возможно, это право также стоит прописать в законе. Прокомментируйте, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Да, я считаю, что потребитель, видя разные цены на одинаковые, родственные товары, продукты, сможет сравнить, сколько он заплатит за сам продукт и сколько направит производителю. В этом суть конкуренции, и конкурировать нужно не фантиками и обёртками, не какими-то брендами, а нужно конкурировать по стоимости продукта. Это очень важное право потребителя - знать, сколько он платит за сам продукт и сколько за всё остальное: логистику, перекупщику, рекламщику. Вот для меня это очень важно, я хочу это знать, и думаю, что абсолютное большинство потребителей также хотят знать. Совсем недавно мы услышали с этой трибуны обращение Игоря Артемьева, который уже не в первый раз предлагает гражданам, если они зафиксировали где-то вот такую необоснованную наценку, неважно, связано ли это с монополией или с другими какими-то фактами, обращаться к ним за помощью, чтобы вернуть потерянные деньги. Есть такое предложение ФАС, и, я считаю, граждане имеют право обращаться, только пока, может быть, у них не хватает фактуры, и этот закон предоставит им дополнительные аргументы в том числе и для подачи судебных исков к тем продавцам, которые в погоне за сверхприбылью действительно накручивают цены в разы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Олег Анатольевич, естественно, любая попытка обуздать цены может и должна приветствоваться. Но есть разные ситуации, вот, скажем, я столкнулся с проблемой цен на лекарства. Есть российские лекарства по 100 рублей, и есть точно такие же лекарства, с точно таким же составом, но венгерские или немецкие, за 1 тысячу рублей. Что выгоднее коммерсанту, продавцу? Например, он устанавливает наценку 15 процентов - с 1 тысячи рублей у него будет 150 рублей навар, со 100 рублей - всего 15 рублей. Естественно, он просто не будет брать более дешёвые товары, уберёт их с полок, оставив более дорогие. Наценка небольшая, а в рублях куш очень большой. Вот вы не боитесь, что, приняв этот закон, - хотя я приветствую вашу идею - мы просто придём к тому, что более дешёвые товары, по так называемым оптовым ценам, просто исчезнут с прилавков магазинов и аптек? Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Если у нас рынок - а мы двадцать лет говорим об этом как о священной корове, - если есть конкуренция, то, я думаю, какой-то отдельно взятый умник не сможет взять и избавиться от дешёвых продуктов, товаров или лекарств и торговать только дорогими. Я уверен, найдётся нормальный предприниматель, который откроет лавочку или аптеку с дешёвыми таблетками, а покупатель, имея право выбора, оставит с носом того умника, который намерен таким способом, то есть продавая только дорогие товары, зарабатывать сверхприбыли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. Олег Анатольевич, конечно, вопрос маркировки продукции очень важен. По целому ряду показателей мы серьёзно отстаём от развитых стран. Наверняка вы смотрели зарубежный опыт - где-то подобное тому, что вы предлагаете, применяется? И если да, то каким образом это повлияло на розницу и на рост цен? Ведь то, чего мы добиваемся в конечном счёте, - это остановить рост цен, остановить безудержный напор сетей и на наших сельхозпроизводителей, и на граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Не только в кризис, я считаю, всегда должна быть здоровая конкуренция, и если мы объявляем приоритет именно нашего производителя, то это действительно должно быть продемонстрировано, а не просто объявлено. Мы предлагаем сделать так, чтобы производитель имел право указывать свою цену, а продавцы, наоборот, не имели права эту информацию скрывать, потому что это главное конкурентное преимущество производителя, и я считаю, что если производитель будет указывать свою цену, то возражений не будет. А примеры есть: по моей информации, в Израиле существует такой закон, указывается цена производителя. Ещё раз говорю: не только в кризис, в любое время в государстве с рыночной экономикой давать потребителю больше информации, я считаю, просто наша обязанность, особенно вот по таким важным вопросам. Мы указываем что угодно: все этикетки исписаны различными буквами, химическими формулами, которые абсолютно не нужны большинству потребителей, а вот эту важнейшую информацию мы почему-то не хотим давать. Понятно, что это невыгодно прежде всего спекулянтам, тем, кто имеет навар на огромных наценках, не платит налоги и таким образом получает сверхприбыли, - вот против кого в основном направлен этот законопроект! И конечно, я призываю не поддерживать вот эту группу торговцев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Анатольевич, я хотел бы задать вам следующий вопрос. Дело в том, что ваш законопроект написан для многих десятков тысяч субъектов, и им должны быть ясны заложенные вами в этом законопроекте понятия. А сегодня чёткого юридического определения отпускной цены нет. Я вам приведу очень простой пример, который и прошу прокомментировать. Вот фермер производит молоко, покупает это молоко у него молокозавод, дальше продукцию аккумулирует крупный оптовый покупатель, после это уходит в розничную торговлю. Скажите, пожалуйста, кто же в этой цепочке будет тем самым владельцем, так сказать, этой отпускной цены производителя? Вот поставьте себя на место любого предпринимателя: он будет в великом недоумении, когда прочтёт ваш закон, и не будет знать, как его применить. Прокомментируйте это, пожалуйста, особенно мой пример. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Спасибо. Ну, в данном примере молоко - это всё-таки сырьё, а продукт, который выпускается молокозаводом, например кефир, сметана, не знаю, молоко пакетированное, - вот это и есть продукт, на упаковке которого указывается цена производителя. А дальше уже, если там будут посредники, они будут просто посредниками, их цена указываться не будет. Действительно, есть производство, которое использует сырьё, осуществляет переработку, выпускает, не знаю, консервы, закрутки какие-то, и вот на этих продуктах, на этих товарах в том же месте, где указываются производитель, и дата производства, и срок годности, - вот на этой этикетке указывается цена производителя. Если это картофель, лук, чеснок, мясо от прямого поставщика, то, конечно, там не предполагается никаких этикеток, но тогда в самой торговой точке по соответствующим накладным, а они всегда есть, на ценнике указывается, по какой цене закуплено у фермера или у агрокомплекса мясо, яйцо и другие продукты, цена производителя, и, наверное, там всё-таки указывается и кто производитель, какая ферма, какой фермер. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Спасибо. Олег Анатольевич, я должен уточнить: всё-таки на ценнике уже сама торговая точка или магазин проставляет, или всё-таки на упаковке, скажем, того же молока производитель ставит цену производства? Это первое. И всё-таки ещё Виктору Фридриховичу вопрос. Виктор Фридрихович, в целом вы, как я понял, всё-таки согласны с таким подходом, то есть можно было бы внести такие поправки, но аргументы, которые вы высказали во время своего содоклада, я так и не понял, они оказались не очень убедительными. Так всё-таки согласны вы или не согласны? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Я ещё раз говорю, что если нет возможности и продукт не предполагает такой упаковки, где это можно, не знаю, типографским способом сделать или штампик какой-то поставить, ну, например, мясо вразвес, вот тогда цена производителя указывается на ценнике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Звагельскому включите микрофон. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. Николай Фёдорович, я, как мне кажется, достаточно аргументированно доказал, что не согласен с этим только по той простой причине, что, во-первых, это не даст никакого положительного эффекта и, во-вторых, что самое важное, это будет вводить потребителя в заблуждение. Это то, с чем мы в принципе стараемся бороться, потому что потребитель увидит отпускную цену, которая будет очень сильно отличаться у двух производителей, и, даже если он выберет ту продукцию, отпускная цена которой ниже, это не значит, что он сделает правильный выбор, потому что ниже она зачастую как раз будет не от того, что там более честный поставщик, а от того, что, наверное, эта продукция произведена в этом регионе, поставщиком, у которого меньше проблем с финансовыми средствами, с кредитованием. Ну какое отношение всё-таки эти финансовые моменты имеют к стоимости товара?! Надо бороться с тем, чтобы цена на полке не росла, а не с тем, чтобы у нас были ценники, на которых стояло бы пять цен, и ещё вы предлагаете оптовую поставить, чтобы совсем покупателей ввести в заблуждение, то есть именно в отношении этого пункта я категорически против, потому что это ничего не решает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто желает выступить? Включите режим записи на выступление. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот Олег Анатольевич, когда отвечал на мой вопрос и на другие вопросы, постоянно подчеркивал: если у нас есть рынок. Ну давайте честно скажем: нет у нас рынка - ни на уровне муниципальных образований, ни на уровне регионов, ни в отдельных сферах, начиная от монополии в энергетике, в топливно-энергетическом комплексе, в нефтяной сфере и так далее и заканчивая отдельными производителями сельхозпродукции. Всё диктуется монополиями - торговыми монополиями, железнодорожными монополиями, энергетическими монополиями, никакой конкуренции быть не может, и это объективно, потому что для коммерсанта главное не человек, а прибыль и он обязательно будет стремиться поставить человека в такие условия, чтобы человек всё равно вынужден был покупать, например, лекарство, даже если оно очень дорогое, - потому что жить надо; ему всё равно придётся покупать продукты питания: хлеб, молоко, сахар, соль - потому что ему жить надо, ему ребёнка накормить надо, он в чём-то другом себе откажет. Так что идея хорошая, мне кажется, это отправная точка, но закон неправильный - у нас полностью отсутствуют рыночные начала, о которых мы пытаемся иногда говорить. Можно ли выйти из этой ситуации? Да, безусловно, можно. Мы тут сейчас обменивались информацией с коллегой, с Николаем Фёдоровичем, вот представьте: у всех дорогие лекарства и дорогие продукты, и тут появился один чудак, как вы его называете, у которого лекарства только отечественные, в 10 раз дешевле, - да сожгут тут же его товарную точку, конкуренты его тут же уничтожат, чтобы он не мешал им получать прибыль! Таких примеров мы с вами видим предостаточно. Значит ли это, что эту проблему решить нельзя? Можно её решить! Мы, наша фракция, считаем, что проблемы такого регулирования и возврата к относительно дешёвым лекарствам можно решить только одним путём: возращением государства в торговлю - и продуктами питания, и товарами первой необходимости, и лекарствами. Вот если, скажем, 30 процентов торговых точек, магазинов будет находиться в собственности государства, там будут контролировать цены, защищать их будут - вот это будет реальная конкуренция. В таких государственных магазинах и мясо будет дешевле: купили у нашего фермера, сделали наценку 15 процентов - и не надо из Бразилии мясо везти, оно по дороге дорожает в 2 раза. И с лекарствами так же: купили лекарства на наших российских предприятиях, сделали наценку 15 процентов - и не надо везти из Германии, по дороге оттуда тоже дорожает в 2 раза. Так что данный вопрос сам по себе имеет место, но решить его можно только введением государства в сферу торговли, без этого условия других вариантов сегодня, при нынешней власти, к сожалению, нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Шерин. Семь минут поставьте. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, коллега Нилов не первый раз уже пытается внести хорошую идею, но другие коллеги пытаются завалить его вопросами, конечно объективными, - завалить в прямом смысле. Возможно, он пытается взять на себя полномочия Правительства Российской Федерации, но сама идея хорошая, надо поддержать, хотя мы прекрасно понимаем, кто будет в итоге производителем, поставщиком. Между производителями и торговыми сетями много посредников, и я думаю, что потребителю, да и налоговой службе, было бы неплохо знать, какова была цена производителя, по какой цене получен товар торговыми сетями, по какой цене и с какой наценкой реализован. Кстати, Япония ежегодно публикует список социально важных товаров, цены на которые необходимо регулировать, - и регулирует. Я сегодня утром уже выступал на эту тему и говорил о двух структурах, которые у нас государством очень оберегаются, - это банковская система и торговые сети. Вот мне интересно было бы узнать: в "Ашане" продаётся капуста по 44 рубля 50 копеек за килограмм - по какой же цене её "Ашан" закупает? Вы посмотрите, у нас сегодня только одна торговая сеть является федеральной структурой, имеет отношение к Российской Федерации! В свете тех событий, которые сегодня происходят в мире, я немножко бы взбодрил торговые сети Франции - за "Мистраль" - и Германии, на всякий случай, и нам региональные сетевики только спасибо сказали бы. Конечно, государство может и должно регулировать цены на рынке сельхозтоваропроизводителей. Кто мешает "Газпрому", у которого доля государства - более 50 процентов, понизить цены на внутреннем рынке для сельхозтоваропроизводителей? Вот сейчас посевная начнётся - кто мешает государственному предприятию "Роснефть" с долей государства более 75 процентов понизить цены на ГСМ? Тогда все остальные нефтепроизводители будут вынуждены опустить цены до такого же уровня. Есть возможность у государства регулировать цены на продукты питания, и нужно это делать! Я не хочу восхвалять и ставить в пример, но в советское время в газетах ежегодно публиковали список продуктов питания, товаров и услуг, на которые в текущем году цены понижали, а сегодня в Российской Федерации публикуется только информация о повышении тарифов - непонятно тогда, на какие продукты цены должны понижаться. Фракция ЛДПР опять выступает с предложением, которое сегодня снова актуально, - создать в Государственной Думе комитет по продовольствию. Будем снова этот вопрос поднимать: надо создавать такой комитет, на котором и будем эти вопросы решать. На сегодняшний момент, уважаемые коллеги, у нас, конечно же, являются священной коровой торговые сети, которые получают продукты питания от наших сельхозтоваропроизводителей, в течение 45 дней с ними рассчитываются, а те продукты, которые сети не смогли реализовать, сельхозпроизводитель обязан обратно забрать. Ещё раз повторю: та структура, которая ничего не производит, как раз и делает сумасшедшие накрутки. Недавно мой помощник проводил мероприятие - уже даже не хочется эту тему поднимать - напротив одного из магазинов сети "Магнит". Так вот сегодня было решение суда: оштрафовали на 10 тысяч рублей, потому что магазин не получил своевременно уведомления о переносе пикета в парк культуры и отдыха города Рязани, - не дай бог обидеть торговые сети на три пачки масла! Конечно же, мы с вами должны поддерживать сельхозпроизводителя, но давайте мы сегодня честно скажем, какие законы у нас на самом деле принимаются. Принимаются законы, например, по ужесточению условий забоя животных: сегодня тот фермер, который мог себе позволить вырастить живность, продать её на рынке, обязан ехать на специализированную бойню, что повышает конечную стоимость. Когда в каком-нибудь регионе появляется крупная компания, производящая свинину, зачастую в этом регионе внезапно начинается чума, объявляется карантин и вся домашняя скотина забивается. Ещё один пример: несколько лет назад сетевики себе расчищали поляну, был принят федеральный закон о том, что все рынки должны находиться только в стационарных сооружениях, - сами прекрасно понимаете, что большинство рынков закрылось и это в конечном итоге привело к повышению стоимости аренды места на оставшихся рынках. Сегодня в Рязанской области тоже рассматривается этот вопрос и сельхозрынкам даётся два года отсрочки, чтобы всех перевести в стационарные помещения, то есть всё делается для того, чтобы наш сельхозтоваропроизводитель, который производит продукцию, был вынужден её реализовывать только через торговые сети. Ну давайте мы сделаем звоночек, подадим такой сигнал, возможно даже не очень правильный, но мы попытаемся добиться того, чтобы сельхозтоваропроизводитель увидел, по какой цене у него приобрели продукцию и по какой цене торговая сеть её реализует! Что ещё хотелось бы сказать, уважаемые коллеги? У нас очень много государственных корпораций, смысл, суть работы которых мы сегодня, может быть, не совсем понимаем, но, наверное, в далёкой перспективе поймём, откуда и за что такие заработные платы у их руководителей. Я думаю, что на сегодняшний момент было бы наиболее целесообразно вернуться к советскому опыту, когда существовали базы, гарантирующие минимальную цену, по которой закупали сельхозпродукцию у производителей; и необходимо создать что-то по аналогии с объединением "Россельхозтехника" - корпорацию, у которой были бы филиалы во всех муниципальных образованиях, чтобы те фермеры, у которых имеется в обороте несколько десятков гектаров земель сельхозназначения и которые не способны себе приобрести сельхозтехнику, могли рассчитывать на аренду этой техники для возделывания своих участков и на то, что рассчитываться с этими корпорациями они смогут не деньгами, а продукцией, которую они произведут, по установленной государством цене. Вот это реальные элементы поддержки! Если мы сегодня говорим, что тот вариант, который предлагает коллега, не совсем правильный и не даст никаких плюсов, тогда должны быть внесены альтернативные предложения, а именно: что государство сделает цены на энергоносители на внутреннем рынке в 2 раза ниже, чем на внешнем; что производители минеральных удобрений будут их продавать на внутреннем рынке по ценам в 2 раза ниже, чем на внешнем, а не наоборот, как это сегодня происходит, когда на внутреннем рынке дороже, а на внешнем - дешевле; что мы приведём в соответствие наши дотации сельскому хозяйству с теми дотациями, которые осуществляются за рубежом. А то у нас сегодня государство будет дотировать процентную ставку по ипотеке - да в Японии 2,5 процента, а мы ещё будем банкам платить за то, что они нам будут делать якобы пониженную ставку по ипотеке! Вот об этом сегодня надо говорить! Дотировать сельское хозяйство, ограничить "жирных котов" из-за границы, которые обложили всю Россию своими сетями, и поддерживать сельхозтоваропроизводителя, чтобы люди при своих доходах могли остаться с хлебом и молоком, - ЛДПР выступает за это! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. Уважаемые коллеги, хотел бы заметить предыдущему выступавшему, что цены публиковались до 54-го года, а я большую часть жизни прожил в Советском Союзе, после этого я такого феномена не помню. Хотел бы вернуться от общих рассуждений к сути рассматриваемого законопроекта. Дело в том, я ещё раз повторю, что там совершенно невнятные формулировки, которые будет очень трудно применять на практике. Мы должны понимать, что каждое розничное предприятие обычно имеет сотни, тысячи наименований продуктов, и совершенно неясно, кто в таком случае будет администрировать этот закон, кто будет заниматься контролем за этими наценками в каждой из этих торговых точек. Для этого понадобятся многие и многие десятки инспекторов, которые в свою очередь будут требовать зарплату из бюджета, и совершенно непонятно, на основании чего это делать. Поэтому я хотел бы сказать, что этот законопроект выглядит как бы двояко: он, безусловно, конъюнктурен, но абсолютно неисполним. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, спасибо за обсуждение. Я хотел бы добавить, что действительно за эти месяцы, когда цены на некоторые продукты выросли в разы, к сожалению, налоговые сборы не выросли, и это не позволяет реально индексировать пенсии и зарплаты - вот в чём главная проблема и главная претензия, в том числе к правительству и к нашим профильным комитетам, и они должны любым способом устранить вот эту несправедливость, ведь люди платят огромные деньги, а эти деньги в бюджет не поступают. Совсем недавно, когда мы обсуждали идею торговых сборов, с этой трибуны звучал такой аргумент, что гипермаркеты, супермаркеты в Москве не платят налоги, поэтому нужно вводить торговые сборы, - а я вам про что говорю?! Почему они не платят налоги? Да потому, что они потом любым способом показывают, что цена, по которой они продали, ну чуть-чуть выше той цены, по которой они этот товар приобрели, и плюс всякие расходы, зарплаты и так далее, и так далее, то есть прибыли нет - и налогов нет. Вот для того, чтобы в том числе не было возможности для таких фальсификаций, я и предлагаю в обязательном порядке заставить торговые предприятия указывать цены производителя, а уже граждане будут это фиксировать, запоминать, налоговые службы и ФАС тоже в обязательном порядке этим воспользуются, чтобы увеличить налоговые сборы. В завершение я хотел бы обратиться к представителям торговых сетей, к действительно патриотически настроенным руководителям других торговых предприятий: а давайте пока без закона - я чувствую, что пока у нас не получится его принять, как и закон по ограничению наценки хотя бы для социально значимых продуктов, - сделаем это в добровольном порядке! Я уверен, я считаю, что, если вы это сделаете, покупатель оценит такой ваш правильный шаг навстречу этой идее и вы получите мощнейшую поддержку покупателя, покупатель проголосует рублём за это справедливое желание предоставить ему выбор при покупке прежде всего продуктов питания. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо. Я ещё раз хочу обратиться к автору законопроекта: абсолютно понятно, для чего в принципе это делается, но именно это решение, именно эти поправки ничего не дадут. Мы с вами говорим о сдерживании розничных цен, но то, что будет указана цена от производителя, никак на это не повлияет, уверяю вас, на конечную розничную цену, потому что даже если потребитель увидит большую разницу между отпускной ценой и ценой производителя... мы с вами знаем, что есть ещё оптовые цены, которые тоже не указываются. Единственный способ, с помощью которого мы можем решить в первую очередь социальные проблемы, связанные с безудержным ростом цен именно в рознице, - это принять ограничительные меры, которые не дадут ретейлу бесконтрольно повышать цены, но это опять же не должны быть исключительно запретительные механизмы. Если это не будет никак оправдано экономически, уверяю вас, розница найдёт десятки способов, как вернуть свою доходность, - "вчёрную", "вбелую", "всерую", да как угодно! Олег Анатольевич, ещё раз призываю вас внимательно посмотреть на те поправки, которые мы внесли в закон о регулировании торговой деятельности, - присоединяйтесь, если хотите! На наш взгляд, они сегодня абсолютно решают большинство проблем именно с теми торговыми наценками, которые сейчас никак не контролируются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части обязательного указания отпускной цены производителя товара". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 08 мин. 17 сек.) Проголосовало за 203 чел.45,1 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 221
О проекте федерального закона № 508143-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части обязательного указания отпускной цены производителя товара".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, 36-й вопрос перекочёвывает из повестки в повестку, просьба дать поручение Аппарату, чтобы, может быть, завтра мы его рассмотрели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Дмитриевич формирует повестку, он услышал ваше предложение, попробуем это сделать.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 508143-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части обязательного указания отпускной цены производителя товара".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". По 19-му вопросу: автор, Олег Анатольевич Нилов, просит перенести рассмотрение законопроекта на завтра, поскольку сегодня он по уважительной причине отсутствует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Так, коллеги, предложено 19-й вопрос перенести. Нет возражений?
Заседание № 215
О проекте федерального закона № 508143-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части обязательного указания отпускной цены производителя товара".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уже которое заседание довольно-таки важные законопроекты и фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и фракции КПРФ об ограничении наценки на социально значимые продукты и товары откладываются, мы не доходим до их рассмотрения. Складывается такая практика: вот мы практически дошли до них - это вопросы 27, 28.1 и 28.2, - но на следующем заседании они опять окажутся где-то в конце повестки дня. Я вас прошу использовать власть и сделать так, чтобы они были в числе первых рассматриваемых в первом чтении законопроектов на завтрашнем заседании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я прошу секретариат с учётом имеющихся возможностей обратить внимание на завтрашний порядок работы и учесть предложение депутата Нилова. Арефьев Николай Васильевич по ведению. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Иван Иванович, я по этому же вопросу: там два альтернативных законопроекта, и я бы попросил... Они действительно переносятся из повестки в повестку с ноября - давайте хотя бы завтра поставим их первыми в блоке вопросов, рассматриваемых в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я уже сказал: по возможности я прошу максимально высоко поднять эти законопроекты.