Заседание № 336

20.01.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 507956-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (о государственном планировании в сфере охраны здоровья граждан).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3233 по 3796 из 4428
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Доклад       
Валерия Фёдоровича Рашкина.                                                     
                                                                                
РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё в 2016 году я внёс в Государственную Думу                
законопроект, в котором предлагал отказаться от губительной политики            
оптимизации здравоохранения и перейти к созидательной, социально полезной       
политике в части охраны общественного здоровья. За последние 13 лет мы видим    
постоянное сокращение государственных расходов на здравоохранение,              
оптимизация медицины принесла увеличение нагрузки на врачей, началась           
коммерциализация этой сферы.                                                    
                                                                                
2020 год доказал России и всему миру, что обеспечение здоровья - это не         
привилегия, это прежде всего право. И ситуация с коронавирусом показала, что    
граждане вправе требовать самую широкую, самую масштабную реализацию этого      
права от своих государств, от своей власти.                                     
                                                                                
В сегодняшнем неолиберальном мире, где деньги и капитал являются самоцелью      
элит, где все достижения человечества да и сам человек кладутся на алтарь       
золотому тельцу, на малую часть людей, тех, кто имеет состояние, на их          
спасение были направлены все ресурсы, лучшая мировая медицина, и практически    
ни один из них не погиб от коронавируса. При этом большинство погибших в мире   
- это были либо люди пожилого возраста, либо люди, не обладающие состоянием,    
живущие в нищете. Неужели человечество, прожив более 40 миллионов лет в         
разумном обществе, неустанно эволюционируя, развивая средства производства,     
создав цифровую экономику и отправившись покорять космические просторы,         
заслужило лишь это, когда одни будут умирать в нищете, умирать от голода и      
болезней, в то время как другая часть, малая, сотая доля человечества, будет    
комфортно лечиться в высококлассных клиниках и рассказывать о трудностях        
изоляции, находясь на своих яхтах или в своих дворцах? Я считаю, что человек    
и человечество заслужили гораздо большего.                                      
                                                                                
Мой законопроект не только о том, чтобы прекратить преступления против          
России, не только о том, чтобы задуматься о нашем здоровье. Он прежде всего о   
том, чтобы россияне начали жить хоть чуть-чуть по-людски! Россия устала от      
социал-дарвинизма, когда слабейшим уготована лишь смерть или они просто не      
рождаются. Кроме как орудием убийства оптимизацию медицины назвать сегодня      
невозможно.                                                                     
                                                                                
За все 20 лет правления господина Путина расходы на здравоохранение не          
превысили 5,5 процента ВВП. Соединённые Штаты Америки, к примеру, с их          
огромным частным сектором в области здравоохранения тратят 17 процентов ВВП,    
страны Европы - в среднем 11 процентов, так же как солнечная Куба, и даже в     
Афганистане, где всегда идёт война, тратят 12 процентов ВВП на                  
здравоохранение. Только за этот год наша страна уже потеряла 250 тысяч          
человек - такими темпами мы вымирали разве что в лихие 90-е годы.               
                                                                                
Принятие данного проекта закона необходимо стране как воздух. Законопроект      
гарантирует достойную медицинскую помощь всем гражданам России, он решит        
наконец-то вопрос с бесплатными лекарствами для всех нуждающихся, мы сможем     
оснастить наши медицинские учреждения передовой техникой. Сегодня многим        
гражданам нашей страны недоступны медицинские исследования, так как техники     
для исследований просто нет. В Москве и то по пальцам можно пересчитать         
больницы с современной аппаратурой, а про регионы я вообще молчу.               
                                                                                
Также принятие законопроекта поможет решить вопросы заработных плат             
медицинского персонала, ведь сегодня более или менее нормально получают         
только врачи, да и у них зарплата не дотягивает до мировых стандартов, а вот    
средний и младший медицинский персонал был загнан оптимизацией в угол:          
сегодня медсестёр и медбратьев переводят в категорию уборщиков, а водителей     
скорой помощи сначала на аутсорсинг, а теперь вообще выставляют самозанятыми,   
чтобы не платить социальные взносы. А потом власти будут нам рассказывать о     
том, что Пенсионный фонд не справляется с нагрузкой.                            
                                                                                
Ни одна больница, ни один фельдшерский пункт, ни одна поликлиника не должны     
больше закрыться в России - не должны! Любые изменения в части                  
здравоохранения должны быть согласованы с народом и одобрены народом, и это в   
законопроекте прописано, прописано в качестве закона. Если мы срочно не         
начнём исправлять ситуацию, то нас ждут не майданы, нас ждёт настоящее          
разрушение государства. Нынешний неолиберальный курс на "прихватизацию" всего   
вокруг ведёт к деградации Российского государства. Либо мы сегодня же           
откажемся от издевательства над собственным народом, либо завтра наш народ      
восстанет против такой власти!                                                  
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект в первом чтении.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Дмитрия Анатольевича Морозова.                   
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья,   
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, глубокоуважаемые коллеги! Ну, честно     
говоря, Валерий Фёдорович усложнил мою задачу, потому что я, например, не       
услышал ни одного слова про законопроект, а только политические лозунги.        
Поэтому я возьму на себя этот труд и обозначу, о чём же, собственно, этот       
законопроект.                                                                   
                                                                                
Первая позиция, речь идёт о так называемом государственном планировании,        
предлагается проводить его в области здравоохранения. Я сразу же скажу, что     
государственное планирование в нашей стране является основой развития           
здравоохранения, принятия стратегии, тактики, и больше не буду говорить,        
поскольку и так, мне кажется, всё залу ясно. Тем не менее первая позиция        
касается создания государственного плана охраны здоровья, в субъектах в том     
числе, на шестилетний период. Коллеги, коротко перечислю: Федеральный закон     
"О стратегическом планировании в Российской Федерации", ежегодное послание      
президента Федеральному Собранию, Стратегия национальной безопасности           
Российской Федерации, указы президента по социальной политике, демографии, о    
целях и задачах в сфере демографии и здравоохранения на шестилетний период;     
2020 год - указ президента "О национальных целях развития Российской            
Федерации на период до 2030 года", Концепция демографической политики,          
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения, Стратегия развития   
здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года - первая          
принята, Стратегия лекарственного обеспечения до 2025 года, госпрограмма        
развития в Российской Федерации здравоохранения до 2024-го, на её основе во     
всех субъектах свои программы. Это ли не планирование, коллеги? О каком         
планировании можно ещё говорить? Я с самого начала не сказал, что               
предлагается по сути полностью переделать управление в здравоохранении, я ещё   
к этому вернусь. На основании чего это предлагается делать? Для меня этот       
вопрос остался открытым. Я ещё должен сказать, что есть национальный проект     
"Здравоохранение", федеральные проекты внутри него и бюджетом утверждены        
соответствующие финансы. Разумеется, нельзя согласиться с тем, что              
государственное планирование у нас отсутствует.                                 
                                                                                
Вторая позиция, утверждение единых государственных стандартов (показателей)     
медпомощи и обеспечения населения медицинскими услугами. Уважаемые коллеги,     
доступность и качество медицинской помощи у нас в стране обеспечиваются         
применением порядков и стандартов, для этого есть соответствующий закон. Мы с   
вами два года назад приняли важнейший закон о том, чтобы лечение проводилось    
по клиническим рекомендациям. Создан научно-практический совет Минздрава,       
который координирует это. В Программе государственных гарантий бесплатного      
оказания гражданам медицинской помощи на трёхлетний период, подчёркиваю,        
установлены объёмы медпомощи, нормативы финансовых затрат, подушевые            
нормативы финансирования. Территориальные программы - мы с вами недавно         
приняли закон - теперь согласуются с федеральным центром. Всё, этот вопрос      
решён.                                                                          
                                                                                
Следующее, утверждение неснижаемых (защищённых) показателей (нормативов)        
финансового обеспечения медицинской помощи за счёт бюджета, это третья          
позиция, предлагаемая авторами. У нас, напомню, в соответствии с Бюджетным      
кодексом всё утверждается на трёхлетний период, это тоже невозможно сейчас      
вот так на раз менять. Относительно денег: до 2023 года бюджет                  
здравоохранения из совокупных расходов увеличится на 943 миллиарда (это         
только запланировано, без резервов), то есть по сути составит 4,748             
триллиона. Хотелось бы больше? Хотелось, мы это отстаиваем шаг за шагом, в      
этом нет сомнения, но всё должно быть продумано. Здравоохранение, как, может    
быть, ничто другое, требует профессионального и компетентного подхода, а не     
лозунгов. Все статьи по здравоохранению относятся к так называемым защищённым   
статьям - куда ещё большая защита?                                              
                                                                                
Четвёртая позиция, создание национального совета, и здесь речь идёт об          
общественном контроле. Уважаемые коллеги, мы с вами приняли закон, и сейчас     
общественные советы есть и в федеральном Минздраве, и в региональных, - и я     
не буду на этом долго останавливаться, - и, конечно же, это и есть контроль и   
независимая оценка качества, не говоря уже о том, что мы приняли...             
Взаимодействие с общественными и профессиональными организациями налажено       
полностью.                                                                      
                                                                                
Я хочу сказать, что те изменения в Конституцию, о которых сегодня уже           
говорили, - это не что иное, как формирование единой ответственности власти     
от Федерации через субъекты к муниципалитетам.                                  
                                                                                
Комитет, конечно, не поддерживает законопроект. Всем уважаемым коллегам,        
которые вносят проекты по здравоохранению (к сожалению, коллега Нилов ушёл),    
хочу сказать: ну вы хоть зайдите в комитет перед этим, посоветуйтесь! Ну мы     
же все тоже исполнены желания помочь людям и сделать это максимально            
эффективно! Слово - это очень ответственно, слово лечит и слово калечит, как    
говорила моя бабушка. Мы говорим: "Сколько людей погибает без лекарств!" -      
коллеги, за такие слова надо отвечать! Или "тысячами умирают" - потому что      
бедные, оказывается. А умирают они по причинам тяжести заболевания,             
прогрессии, развития сепсиса, цитокинового шторма, и это абсолютно не зависит   
от того, бедный ты или богатый!                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте будем ответственны. Комитет не поддерживает этот     
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, всё-таки последний тезис был,     
видимо, мне адресован. Вы считаете, что доступность и качественное              
медицинское, лекарственное обеспечение никак не влияют на продолжительность     
жизни, на исход заболевания? Пытаетесь опровергнуть эту всем известную          
истину...                                                                       
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Алексей Владимирович, уважаемый, вы же, так же как и я, врач: у   
нас же любое слово, я повторю, либо лечит, либо калечит. Да, конечно,           
лекарственную систему необходимо совершенствовать, глубокоуважаемый Александр   
Петрович об этом абсолютно компетентно сказал, и вы хорошо знаете, что я        
разделяю эти позиции, нужно делать просто шаг за шагом. Но я против другого.    
Когда звучат слова, например, "люди погибают от отсутствия лекарств", ну, это   
же звучит-то очень страшно, это же требует обоснования какого-то, ведь нас же   
слушают люди. И тем более, когда это говорит врач, ну, это значит либо...       
                                                                                
Я так считаю: когда мы регулируем здравоохранение, нужно быть очень             
деликатными и ответственными, абсолютно все формулировки должны быть            
взвешенными, потому что это очень болезненный социальный вопрос. Вот это моя    
позиция.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич.                                    
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. К Валерию Фёдоровичу у меня вопрос.                               
                                                                                
Валерий Фёдорович, мы сегодня очень много говорили о двойных стандартах. Вот    
если, с одной стороны, федеральные власти, в частности президент, говорят о     
том, что надо увеличить сроки жизни наших граждан, - и это справедливо, - но,   
с другой стороны, в реальности мы на сегодняшний день видим, что, наоборот,     
сроки жизни сокращаются и люди действительно сегодня решают вопрос о том,       
либо купить лекарства, либо заплатить за ЖКХ, либо купить себе еды, то не       
является ли, по вашему мнению, вот это политикой двойных стандартов?            
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Спасибо. Интересный вопрос, конечно, по двойным стандартам. Вот    
сейчас я вижу двойные стандарты в отношении содоклада по этому законопроекту.   
Что там про продукты говорить, про питание или про то, куда деньги направляют   
граждане? У них денег вообще не хватает - не просто на лекарства, на еду не     
хватает! У нас 21 миллион граждан Российской Федерации - это официальная        
статистика вашего правительства, путинского правительства, - 21 миллион         
нищих! Какие лекарства, где бесплатная система здравоохранения для них? Они     
умирают в квартирах, не дойдя до больниц. Вы о чём говорите, какие двойные      
стандарты? Двойные стандарты у нас идут из Кремля и из Правительства            
Российской Федерации, вот где двойные стандарты! Вы посмотрите, сколько         
средств уходит олигархам: мы с вами здесь, в этом зале, по этим двойным         
стандартам - не мы, не наша фракция! - освободили от налогов олигархов, 3       
триллиона рублей за границу отправлено, а вы говорите, что на лекарства не      
хватает. Вот вам двойной стандарт: отношение к простым гражданам, у которых     
налогами вытаскивают последние копейки из карманов, и к олигархам, которых      
15-18 семей, и им триллионы оставляют через офшоры. Вот они, двойные            
стандарты! Посмотрите на эти двойные стандарты по отношению к финансированию    
системы здравоохранения: деньги в России есть, только они не туда идут, эти     
деньги. Вот они, двойные стандарты, ваши двойные стандарты, стандарты "ЕДИНОЙ   
РОССИИ"!                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемые коллеги, вот в связи с двойными стандартами вернусь к   
прошлому вопросу. Звучит фраза: люди не могут купить онкологический препарат.   
Коллеги, вот я стою, слушаю и думаю: а что, вы разве не заметили при принятии   
бюджета, что более 100 миллиардов выделяется в нашей стране (назовите мне ещё   
одну такую страну) на бесплатную химиотерапию по всем нозологическим            
единицам? Ну почему не порадоваться и не восхититься этим решением? Вы что,     
его не видите, это решение? А решение президента по 63 миллиардам на орфанные   
заболевания, поддержанное всеми нами, - вы что, не видите этого решения? Ну     
разве так можно? Ну почему нельзя говорить справедливо?                         
                                                                                
Проблемы есть в здравоохранении. Покуда живо человечество и живо                
здравоохранение, в нём будут проблемы, здравоохранение не имеет края            
развития, как и человек, это всегда будет сопровождать нас. Но те достижения,   
которые есть по той же онкологии, по орфанам, по сопровождению                  
сердечно-сосудистых препаратов... Вы не слышали, не видели решение по           
бесплатному сопровождению после ВМП? Там миллиарды! Ну как же так? Вот где      
двойные стандарты! Нужно делать и то и другое, смотреть и на успехи, и на то,   
чем надо заниматься. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузьмин Михаил Владимирович.                              
                                                                                
КУЗЬМИН М. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                    
                                                                                
Валерий Фёдорович, к вам вопрос такого порядка. Я, правда, не понял, о чём вы   
вели речь в своём докладе по законопроекту, но я пытался выхватить некоторые    
вещи, ну, кроме каких-то политических заявлений (о чём-то там кто-то, партия,   
куда-то, что-то). Вы мне скажите, а какими данными вы пользуетесь, источники    
какие по смертности? Вот вы там говорили: бедные - столько-то умерло, богатые   
- столько-то. Источник можете мне назвать, чтобы я хоть почитал, посмотрел? А   
то мне предстоит в регионе встречаться - хотелось бы попробовать                
воспользоваться вашей помощью.                                                  
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Я пользуюсь той статистикой, которую даёт Правительство            
Российской Федерации, в том числе и по моим депутатским запросам, они           
отвечают по графам и так далее. Я этой статистикой пользовался, этих запросов   
я сделал много, и мы знаем статистику смертности по годам, по месяцам, по       
заболеваемости, по категории - всё это есть, в общем-то, это годовая            
статистика. Честно говоря, данный законопроект был внесён мной ещё в            
Государственной Думе шестого созыва, только сейчас он докатился до того,        
чтобы его рассматривали, хотя его надо было рассматривать побыстрее.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.                   
                                                                                
Включите режим записи на выступление.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Калашников Сергей Вячеславович, пожалуйста. С места.                            
                                                                                
КАЛАШНИКОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Коллеги, очень не хотелось выступать, тем более что очень политизированные      
законопроекты, но совершенно возмущает позиция фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и по     
этому законопроекту, и по предыдущему. При всём уважении к докладчикам я ну     
никак не могу согласиться с той неправдой, которая сейчас со стороны "ЕДИНОЙ    
РОССИИ"... со стороны докладчиков из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", прошу прощения,   
прозвучала.                                                                     
                                                                                
Прежде всего, по данному законопроекту. Нужно ли планировать медицину,          
здравоохранение в целом? Да, нужно. Есть у нас это планирование? В принципе     
нет, и, к сожалению, история с ковидом наглядно доказала, что мы не были        
готовы, что те меры, которые мы принимали, были неадекватными и что нам нужно   
менять систему. То же относится и к лекарственному обеспечению. Коллеги,        
нельзя в стационаре лечить, а амбулаторно лекарства не давать, мол, пусть       
человек выбирается как хочет. Нужно планирование - его нет. То, что назвал      
депутат Морозов в качестве примеров планирования, не имеет поставленных задач   
с конкретными показателями, есть только абстрактные цели: улучшить, углубить    
и так далее.                                                                    
                                                                                
Финансы - это самый важный вопрос, который здесь звучит. Коллеги, мы приняли    
бюджет, и теперь, какие бы законопроекты мы ни предлагали, говорят: а в         
бюджете денег нет, мы эту проблему решать не будем. Но мы-то решаем проблемы,   
а не наполнение бюджета. Кто мешает нам изменить бюджет, если актуальная        
тема, если важная задача? А может ли быть более важная задача на сегодняшний    
день, чем охрана здоровья граждан в Российской Федерации? При чём здесь         
бюджет! Бюджет - это обслуживающий резерв, это обслуживающие деньги.            
                                                                                
И конечно же, не могу не сказать вот о чём. Я тоже могу привести примеры со     
ссылками: на сегодняшний день, к нашему стыду, по финансированию                
здравоохранения в процентах ВВП Россия находится между Зимбабве и ещё одной     
африканской страной (я её забыл, к сожалению, сейчас не хочу врать), то есть    
мы позади всех стран, за более чем полутора сотнями, и похваляться, мол, мы     
туда миллиард дали, туда миллиард, при этом не видя, что решения-то нет, -      
это на самом деле, ну, просто, не знаю, кощунственно.                           
                                                                                
Я мог бы перечислять все несуразицы, которые сейчас звучали со стороны партии   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", но могу сказать следующее... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузьмин Михаил Владимирович.                              
                                                                                
КУЗЬМИН М. В. Уважаемые коллеги, конечно, мы разогреваемся. Видимо,             
действительно предстоящий политический выборный период предлагает нам, так      
скажем, вести тему, и неважно, это лекарственные препараты или это              
планирование в медицине. Мы сейчас перейдём на образование, на другую тему -    
и это всё будет вокруг политических заявлений в адрес партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"    
и так далее.                                                                    
                                                                                
Я хочу вам сказать, предыдущий выступавший, уважаемый мною человек: когда в     
этом зале в 90-е годы находились партии, которые представляют сидящие здесь,    
за исключением партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", люди      
выходили на улицы, закрывались поликлиники, школы, детские сады, четыре         
месяца не выплачивались пенсии и заработные платы - да, действительно были      
такие события. И нужно было просто сдерживать людей, на коленях стоять и        
уговаривать, уговаривать, мол, вы подождите, посмотрите.                        
                                                                                
Сегодня в сложных условиях, которые сложились, при сложных мероприятиях мы же   
не случайно принимаем национальные проекты, не случайно сегодня идёт борьба     
за строительство каждой поликлиники, больницы и так далее, и так далее, но      
сегодня есть определённая стабильность, мы принимаем сбалансированные           
бюджеты, мы ведём речь о перспективе развития. (Шум в зале.) Вам разве          
интересно, уважаемые коллеги-коммунисты, вам разве интересно, о чём вам         
говорит коллега ваш, который... вам разве интересно? Вы задаёте вопросы. А      
какой законопроект ваш коллега представил? О чём он? О том, что вы сидите и     
говорите? (Шум в зале.)                                                         
                                                                                
Понимаете, и здесь вы, сидящие в этом зале... Я хочу сказать, что из-за той     
вашей позиции мы стояли перед людьми в 90-е годы, моргая глазами, а сегодня     
стабильность наступила. Нужно отвечать каждому за свою позицию и за то время,   
в которое он жил.                                                               
                                                                                
Я прошу сегодня всех: давайте мы оставим вот такую горячую полемику - по        
делу, по делу! Будьте здоровы.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, Конституция - главный закон,                  
основополагающий нормативный документ Российской Федерации, она гарантирует     
каждому россиянину право на жизнь и право на медицинскую помощь. Самое          
главное достояние нашей страны - это люди, но по итогам прошлого года мы с      
вами потеряли 400 с лишним тысяч, это естественная убыль. Для кого работает     
страна, для кого мы накапливаем колоссальный ресурс, если мы теряем такое       
огромное количество граждан, если такие потери?                                 
                                                                                
Если уж говорить в целом о законопроекте, то законопроект говорит о             
нормативах, которые необходимо жёстко закрепить. Не в программах                
стратегического развития это должно быть - их тысячу напринимали, но ни одна    
из них, кстати, не выполнена, в том числе и в здравоохранении, - нужно чётко    
закрепить, что 6-7 процентов ВВП - это тот минимум, который надо тратить. Не    
получим мы современного здравоохранения, если не будем тратить эту сумму, об    
этом практика большинства сегодняшних цивилизованных стран говорит. Что         
хотите делайте, но до 2023-го у нас, я напомню, определено 3,6 процента,        
несмотря на вроде как абсолютный рост на 900 миллиардов. 3,6 процента - от      
этой цифры мы начинали, к этой цифре мы в 2023 году придём, и ничего мы на      
эти средства не сделаем. В этой цифре сидит всё, о чём мы сегодня говорили: и   
отсутствие лекарств, и...                                                       
                                                                                
Несмотря на то что уважаемый Дмитрий Анатольевич пытается обвинить, давайте     
посчитаем, Дмитрий Анатольевич: "Спинраза", классический препарат для лечения   
СМА, - если не получает ребёнок этот препарат, он умирает, просто умирает,      
это простой пример; таргетные препараты в онкологии, которые далеко не всем     
доступны, несмотря на вложения, - если не получают, умирают; муковисцидоз,      
про который мы вспоминали в прошлом году, - если не получают, срок              
продолжительности жизни сокращается вдвое. И так практически по всем группам    
заболеваний, в том числе и по классической гипертонической болезни,             
нормальное современное лечение которой доступно одному из шести граждан         
Российской Федерации, и это продлевает продолжительность жизни, скажем так, в   
2 раза, то есть больше, чем стандартная терапия, которую вынуждены сегодня      
применять у нас опять же из-за бедности, о чём мы говорим.                      
                                                                                
Так что лекарственное страхование, то, о чём мы говорили вчера, кадры,          
необходимость повышения заработной платы - это тоже в этих деньгах, которые     
не доходят сегодня до здравоохранения; нормальная наука медицинская,            
образование, которое необходимо совершенствовать, и ряд целевых программ,       
которые точно так же должны работать. Вот на что пойдут эти деньги, они уже     
чётко распределены, понятно, куда их надо направить, а не просто выделить, а    
потом думать, как нам сейчас предлагают, или не выделить, а потом отрицать на   
этом основании всё остальное.                                                   
                                                                                
Мы говорим о вполне понятных, ясных задачах, которые Государственная Дума       
седьмого созыва не выполнила, кто бы что ни говорил, не выполнила в том         
числе, или, наверное, в большей части, потому, что правящая партия не смогла,   
не захотела проголосовать как надо, или выразить свою позицию, или добиться     
того, чтобы этот пункт финансирования здравоохранения, этот пункт               
стратегического планирования был в конце концов реализован.                     
                                                                                
А пока наши показатели - это показатели, по которым мы откатываемся,            
показатели стран третьего мира, и по средней продолжительности жизни, и по      
обеспеченности врачами, и по смертности в трудоспособном возрасте, и по         
социально значимым заболеваниям. Это медленный планомерный откат с огромными    
людскими потерями.                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Коллеги из КПРФ говорят, что у нас нет планирования, коллеги из "ЕДИНОЙ         
РОССИИ" говорят, что у нас есть планирование, но, если у нас есть               
планирование, тогда кризис здравоохранения был запланирован.                    
                                                                                
На самом деле то, что мы сегодня наблюдаем, не может восприниматься ни          
общественным мнением, ни фактически как решение задач, связанных с              
обеспечением конституционного права людей на охрану здоровья, и есть все        
подтверждающие это цифры. Я думаю, что для специалистов, которые в этом зале    
имеются, фамилия Улумбековой - не пустой звук, она один из ведущих              
специалистов в сфере бюджетирования российской медицины. Улумбекова проводила   
исследования по последнему десятилетию, отталкиваясь от ситуации с российским   
бюджетом, и достаточно обоснованно показала, что в период с 2012 по 2018 год    
реальный объём финансирования медицины в Российской Федерации сократился на 4   
процента; в рублях, понятно, он рос, но рос медленнее, чем инфляция, и в        
фактических ценах сократился на 4 процента.                                     
                                                                                
Мы видим, что 2019 и 2020 годы не были годами перелома, и даже по той же        
заработной плате врачей: реальная заработная плата в прошлом ковидном году      
выросла лишь на 5 процентов, а у многих она сократилась, потому что если у      
кого-то в "красной зоне" она возросла существенно, у других она уменьшилась.    
И поскольку государство, с учётом вот этой кривой схемы финансирования по       
линии страхования в условиях, когда работающий класс загнали в неофициальную    
занятость, реального финансирования медицины не осуществляет, это восполняют    
граждане через свои собственные расходы. По состоянию на 2020 год затраты на    
здравоохранение по линии фонда ОМС плюс бюджетов составили 3,3 триллиона, а     
частные затраты граждан - 1,8 триллиона, это то, что люди вынуждены платить,    
поскольку это не осуществляется в рамках обычных, стандартных платежей; 1,8     
триллиона - это треть от общих расходов на медицину. А в странах новой          
Европы, в прошлом входивших в Организацию Варшавского договора, это Польша,     
Венгрия и так далее, - это 27 процентов, то есть финансовая нагрузка на         
граждан России по получению медицинской помощи выше, чем в странах Восточной    
Европы.                                                                         
                                                                                
Понятно, что не все могут это себе позволить. У нас, по оценкам Сбербанка и     
Росгосстраха, 70 процентов людей не имеют сбережений. По оценкам института      
при Росгосстрахе, у порядка 45 процентов граждан ежемесячный реальный доход     
на члена семьи составляет от 15 тысяч рублей и меньше, и они, естественно, не   
могут платить такие деньги. Эти 2 триллиона в год платят те, у кого более       
высокие доходы. И конечно, если люди не могут платить такие деньги, а           
государственных мер недостаточно, это, безусловно, отражается на здоровье       
этих людей и они реально раньше умирают.                                        
                                                                                
То планирование, которое есть сегодня, нас, как социалистов, устраивать не      
может, и мы поддерживаем предложение коллег по левому флангу о действительно    
стратегическом планировании развития медицины в Российской Федерации.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Докладчик?        
                                                                                
Включите микрофон Рашкину.                                                      
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Значит, о стабильности в стране. Напомню, что самое стабильное     
место - на кладбище.                                                            
                                                                                
По поводу необходимости госпланирования. Дмитрий Анатольевич, приведу           
статистику Росстата по смертности за 11 месяцев 2020 года (ну, уже глаза        
лезут на лоб): 14 человек на 1 тысячу (это максимальное значение за последние   
десять лет - это ваше планирование?!), или 113 процентов к аналогичному         
показателю 2019 года, умерло 1 миллион 881 тысяча 200 человек. Это статистика   
- открывайте, это не я придумал! И это при том, что, по данным оперативного     
штаба, за весь 2020 год от коронавируса умерло менее 60 тысяч человек, а по     
данным Росстата - меньше 11 036 человек. Откуда ещё более 200 тысяч смертей?    
А я вам скажу: прежде всего от всех остальных болезней! Неимоверное             
количество медорганизаций перепрофилировали для борьбы с коронавирусом, даже    
роддома; все возможные медицинские кадры, от врачей до среднего и младшего      
медперсонала, также брошены на борьбу с ковидом; перепрофилированы многие       
тысячи кардиологов, эндокринологов, реаниматологов и других специалистов. В     
это время остальные пациенты - это по вашему плану! - остались без внимания:    
они умирают в муках от онкологии, инфарктов, инсультов, травм, не получив       
необходимой и своевременной медицинской помощи. И вы собираетесь отклонить      
законопроект о госпланировании в здравоохранении?!                              
                                                                                
Я напомню: вы, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", уже отклонили законопроект КПРФ, внесённый в    
2015 году, о введении моратория на ликвидацию государственных, муниципальных    
медицинских организаций и на увольнение их работников на основании сокращения   
штата. Вы отклонили! В своём отрицательном отзыве правительство твердило, что   
принятие законопроекта приведёт к сохранению неэффективных медицинских          
организаций. В итоге ликвидировали более тысячи больниц, организаций и 165      
тысяч больничных коек. Вот это и есть ваш план?! Будете продолжать              
реализовывать этот план, уничтожать больницы и поликлиники? Кто из вас          
ответит за это - за закрытие неэффективных, с точки зрения Правительства        
Российской Федерации, больниц, за смерти сотен тысяч людей? И это только        
потому, что вы не поддерживаете наш законопроект!                               
                                                                                
Кто из вас сейчас так же проголосует против госпланирования в                   
здравоохранении, чтобы в упор не замечать тех угроз, которые растут день ото    
дня, и мучений тех граждан, которые в отличие от вас не имеют особого доступа   
к лучшей медицинской помощи в стране и в мире в том числе? Подумайте об этом!   
Надо поддержать законопроект. Вам будет низкий поклон от граждан Российской     
Федерации, вам памятник поставят за это, потому что то финансирование системы   
здравоохранения, которое есть сегодня у нас, оно не просто нищенское, оно       
никакое, никакое! И это не просто лозунги, вы это все прекрасно знаете, ведь    
встречаетесь с населением, а кто не встречается, тот письма получает.           
Обратите хоть на это внимание!                                                  
                                                                                
В законе всё прописано, и увеличение финансирования - минимум до 8-12           
триллионов рублей, деньги в России есть! Вы здесь, в этом зале, постоянно       
ссылаетесь на то, что денег нет. У нас был уже один премьер, Медведев его       
фамилия: "Денег нет, но вы держитесь". Вот это "денег нет, но вы держитесь"     
привело к вымиранию нашей нации - минус четыреста с лишним тысяч! И не надо     
ссылаться на ковид, я вам назвал цифру, это данные Росстата: за 11 месяцев      
всего 36 тысяч, вот эта цифра. А всё остальное - следствие недофинансирования   
и разорения системы здравоохранения. Вдумайтесь в это и проголосуйте за!        
                                                                                
Ещё раз говорю, я выйду на площадь и буду положительно характеризовать партию   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", кланяться и говорить на всех выборах "голосуйте за "ЕДИНУЮ     
РОССИЮ"!", если проголосуете за данный закон о госпланировании в системе        
здравоохранения. У вас есть шанс - не упустите этот шанс!                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, пожалуйста.                                  
                                                                                
Морозову включите микрофон.                                                     
                                                                                
МОРОЗОВ Д. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я просто       
хотел бы ещё раз обратить внимание всех, что Комитет по охране здоровья готов   
к постоянной, ежедневной экспертной работе с авторами любых законопроектов,     
касающихся охраны здоровья. Комитет каждый год проводит не менее 15 "круглых    
столов" и парламентских слушаний.                                               
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в             
Российской Федерации", пункт 14.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 38 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     95 чел.                                          
Не голосовало                 355 чел.78,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.