Заседание № 27
18.05.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 507378-5 "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части уточнения сроков назначения членов избирательной комиссии взамен выбывших).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4599 по 4765 из 6689
Пункт 28 повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается увеличить срок - с десяти дней до одного месяца, - в течение которого должен быть назначен новый член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вместо выбывшего члена избирательной комиссии по обстоятельствам, определённым в федеральном законе, в пунктах 6 и 8 статьи 29, в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума и до его окончания, если избирательная комиссия субъектов в рассматриваемый период остаётся в правомочном составе. При этом такое назначение должно, по мнению наших коллег, осуществляться законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Наш комитет рассмотрел данный законопроект, и мы предлагаем его отклонить. Аргументация следующая: в связи со сжатыми сроками проведения избирательных кампаний, кампаний по проведению референдума возникает необходимость принятия избирательными комиссиями в указанные сроки, очень-очень быстро, оперативных решений большинством голосов. Комитет считает, что действующая редакция пункта 11 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является обоснованной и гарантирующей обеспечение стабильности деятельности системы. В связи с этим предлагаем данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Дмитрий Фёдорович, скажите, пожалуйста, рекомендуя отклонить данный законопроект, вы не считаете, что избирательные комиссии в столь короткий срок могут не найти достойного человека для исполнения обязанностей члена комиссии с правом решающего голоса? Может сложиться такая ситуация, что не будет члена комиссии с правом решающего голоса, и во время выборов комиссия вообще может остаться в очень малом количестве, чтобы правомочно действовать на выборах, референдумах. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Ян Викторович, чтобы комиссия не осталась, как вы выразились, в том количестве, в котором она не может принимать решения (могут быть и такие варианты, да?), мы и предлагаем не увеличивать срок, в течение которого назначается член избирательной комиссии взамен выбывшего, а оставить его таким, какой есть. Что же касается поисков нового члена избирательной комиссии, то половина, я вам напомню, назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, вторая половина назначается законодательным (представительным) органом, поэтому, по большому счёту, областная избирательная комиссия, вернее, региональная избирательная комиссия сама в процессе поиска не участвует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Давайте тогда запишемся на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо. На самом деле это правильная позиция (наверное, это редкий случай) Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, поскольку не имеет значения, какой срок - месяц или десять дней, можно считать, что и месяца недостаточно, чтобы найти опытного члена комиссии. Досрочное выведение из состава комиссии члена с правом решающего голоса, как правило, вызвано какими-то чрезвычайными обстоятельствами, к этому, естественно, никто не бывает готов, приходится заново подбирать людей, потому что комиссия избирается на пять лет, и никто не рассчитывает, заранее не планирует, что в экстренной ситуации какой-то член комиссии выйдет из состава. Печально другое: у нас зачастую несовершенно избирательное законодательство, которое и по своей структуре, и по содержанию очень сложное, это предмет совместного ведения, и очень часто законы субъектов вступают в противоречие с федеральными. Вот яркий пример того, как несовершенство законодательства может быть использовано против добросовестных участников избирательного процесса, один пример. Этот случай совсем недавно произошёл на выборах главы администрации Соловков Архангельской области. Выборы главы администрации проводит территориальная избирательная комиссия Соловков. И после того как там осталось только два кандидата (кандидат от ЛДПР и независимый кандидат, который собрал установленное число подписей избирателей), неожиданно члены территориальной избирательной комиссии (а кандидат от правящей партии неправильно укомплектовал пакет документов и не был допущен к участию в выборах) просто-напросто написали заявление по собственному желанию, больше двух третей, и комиссия осталась в неправомочном составе. И не имеет значения на самом деле, какой срок - месяц или десять дней: если стоит задача с помощью административного ресурса под любым предлогом не допустить проведения выборов (если остались кандидаты, которые их не устраивают, и количество, и состав), то всё равно это будет сделано по команде. В данном случае, наверное, нельзя согласиться с Курултаем Республики Башкортостан, поскольку у нас страна огромная, везде законодательные (представительные) органы разные по численности, и, насколько мне известно, у них там вообще все депутаты законодательного органа работают на постоянной, штатной основе, а для большинства законодательных органов страны это нехарактерно. И для депутатов Курултая Республики Башкортостан возможность собраться не должна составлять никакого труда, в том числе и досрочно на внеочередную сессию, если они получают заработную плату. Более того, я думаю, что в данном случае увеличение срока с десяти дней до месяца, наоборот, негативно скажется как раз на праве оппозиционных партий вводить по своей квоте члена комиссии любого уровня с правом решающего голоса, в том числе и от... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время добавьте, ещё четыре минуты есть у выступающего. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо. Я заканчиваю, чтобы не затягивать. Вот в данном случае не правы наши коллеги - региональные депутаты из Башкортостана, поскольку оппозиция в этом плане пострадает. Можно допустить ситуацию, что, скажем, за две недели до выборов член комиссии с правом решающего голоса от какой-то оппозиционной партии, представленной в парламенте, по вынуждающим обстоятельствам выйдет из её состава и фактически будет введён уже после окончания избирательной кампании, потому что Курултай решит, что очередное собрание будет уже после дня голосования. В этом плане, конечно же, установление десятидневного срока направлено как раз на то - правильно было отмечено, - чтобы как можно быстрее, оперативнее доукомплектовать комиссию, а все мы знаем, что недавно были внесены поправки в избирательное законодательство, устанавливающие, что, если выбывает член комиссии от политической партии, то исключительное право, преимущественное право на введение в комиссию другого члена остаётся за субъектом выдвижения, то есть той партии, представитель которой выбыл. Поэтому в данном случае, наверное, следует согласиться с позицией комитета и отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев также выступает от фракции, до семи минут. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Дабы дать возможность рассмотреть и другие законопроекты, постараюсь покороче. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На самом деле я согласен с предыдущим оратором, но, мне кажется, мы должны понимать, что вопрос выхода на Болотную и другие площади зависит не от того, сколько дней подбирают кандидата, вопрос заключается в самом принципе формирования комиссий. Если мы не начнём формировать комиссии по пропорциональному принципу и председатели комиссий будут зависимы от исполнительных органов власти, то люди будут продолжать не доверять выборам, а это в принципе подрыв основ государственного строя, потому что, пока мы будем рисовать или мириться с тем, что рисуются результаты на выборах, никакой веры в справедливость в государстве не будет. Поэтому мы внесли такой законопроект и хотели бы, чтобы его рассмотрели, потому что мы убеждены, что только формирование избирательной комиссии любого уровня по пропорциональному принципу может минимизировать потери от необъективности комиссий. Этот законопроект мы поддерживать также не будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, вы будете ещё раз выступать по этому законопроекту? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5850 по 5867 из 6689
28-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 33 сек.) Проголосовало за 66 чел.14,7 % Проголосовало против 93 чел.20,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 159 чел. Не голосовало 291 чел.64,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён.