Заседание № 203

09.04.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 507370-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях усиления административной ответственности за нарушение правил в области использования и охраны водных объектов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1908 по 1950 из 5855
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса, последнего из блока законопроектов       
третьего чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс   
Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Евгения       
Евгеньевича Марченко.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Евгений Евгеньевич.                                                 
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленным                
законопроектом предлагается усилить административную ответственность, повысив   
размер административных штрафов, установленных для должностных и юридических    
лиц за нарушение правил охраны водных объектов и водопользования,               
предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 8.13 и частью 2 статьи 8.14 Кодекса     
Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях сокращения    
случаев загрязнения, засорения и истощения водных объектов. Законопроект        
внесён 10 июля 2018 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, принят в   
первом чтении 8 ноября 2018 года, во втором чтении - 2 апреля 2019 года.        
Проект федерального закона прошёл соответствующие экспертизы Правового          
управления и подготовлен к принятию в третьем чтении.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто-то хотел бы высказаться по мотивам от        
фракций? Нет.                                                                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 8-й вопрос    
нашей повестки.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              329 чел.73,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                 121 чел.26,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 160

08.11.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 507370-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях усиления ответственности за нарушение правил в области использования и охраны водных объектов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2307 по 2605 из 5060
24-й - проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской     
Федерации об административных правонарушениях". Доклад представителя            
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Надежды Геннадьевны Тихоновой.       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТИХОНОВА Н. Г., представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.       
                                                                                
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, добрый день, уважаемые депутаты    
Государственной Думы! Предлагаю вашему вниманию законодательную инициативу      
Санкт-Петербурга - проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс    
Российской Федерации об административных правонарушениях". Данная               
законодательная инициатива направлена на увеличение размеров штрафов за         
нарушение правил в области использования и охраны водных объектов. Штрафы       
установлены статьями 8.13 и 8.14 КоАП.                                          
                                                                                
По данным Росприроднадзора, ежегодно в водоёмы нашей страны поступает более     
11 миллионов тонн загрязняющих веществ, в том числе опасных для окружающей      
среды. Основными загрязнителями акваторий рек и морей на территории России      
являются хозяйствующие субъекты. Росприроднадзор в отчёте за 2016 год           
приводит данные о привлечении к административной ответственности 4 тысяч        
хозяйствующих субъектов на общую сумму 353 миллиона рублей. В государственном   
докладе Роспотребнадзора за 2016 год отмечается, что 15 процентов источников    
централизованного водоснабжения всё ещё не соответствуют                        
санитарно-эпидемиологическим требованиям и микробиологическим показателям.      
                                                                                
Охрана водных объектов от загрязнений, засорений и истощения является одной     
из первостепенных задач государственной политики. Департамент                   
Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу отмечает, что          
недопустима ситуация, когда за серьёзные нарушения требований                   
природоохранного законодательства, которые могут повлечь за собой негативные    
экологические последствия для водных объектов, максимальный штраф составляет    
40 тысяч рублей: в таких условиях недобросовестным предпринимателям легче       
заплатить штраф, чем соблюдать закон. Кроме того, по опыту основных             
правоприменителей нашего региона - это комитет по природопользованию и          
департамент Росприроднадзора, - очень часто лица, использующие водные           
объекты, привлекаются за совершение одинаковых правонарушений неоднократно,     
потому что размер штрафа не является для них серьёзным наказанием и не          
стимулирует организации вкладывать финансовые средства в улучшение систем       
очистки воды.                                                                   
                                                                                
Хочу отметить, что за нарушение правил охраны атмосферного воздуха для юрлиц    
установлен штраф до 250 тысяч рублей, за нарушение требований по охране недр    
- до 500 тысяч рублей, за нарушение правил охраны особо охраняемых природных    
территорий - до 500 тысяч рублей. Иными словами, наблюдается значительная       
диспропорция между наказаниями за нарушения в сфере охраны и использования      
основных факторов среды обитания - воды, воздуха и недр, - эту диспропорцию,    
собственно говоря, наш законопроект и призван устранить.                        
                                                                                
В поддержку законопроекта выступили комитет по природопользованию,              
департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу,           
Роспотребнадзор, природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга. Также мы         
получили положительные заключения Совета законодателей и Правительства          
Российской Федерации. Согласно статистике, которую представил аппарат           
Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, около сорока           
субъектов поддержало законопроект и 12 субъектов оставили проект без            
замечаний, а значит, этот вопрос актуален для всей страны. Согласно             
официальному заключению Правительства Российской Федерации по законопроекту     
меры административной ответственности по этим статьям были введены ещё в 2007   
году, а это значит, более десяти лет они не корректировались. Законопроект      
был рассмотрен и обсуждён на заседании Комитета Государственной Думы по         
госстроительству и законодательству, был поддержан. Также получено              
положительное заключение комитета-соисполнителя - Комитета по природным         
ресурсам, собственности и земельным отношениям.                                 
                                                                                
На заседании комитета было представлено несколько предложений по                
корректировке законопроекта. В частности, в заключении правительства мы         
увидели предложение изменить часть 5 статьи 8.13, о загрязнении ледников;       
необходимо устранить диспропорцию между размерами штрафов, привести в           
соответствие положения статьи 8.42 - недавно вы рассматривали на заседании      
этот вопрос, - она посвящена изменению штрафов за нарушения в зонах             
санитарной охраны. Все перечисленные предложения при подготовке к               
рассмотрению во втором чтении будут учтены.                                     
                                                                                
Реализация закона не потребует дополнительных трат средств из бюджета           
Российской Федерации. Я уверена, что закон станет стимулом к развитию           
хозяйствующими субъектами локальных очистных сооружений и очищению водной       
сферы нашей страны. Прошу поддержать инициативу Санкт-Петербурга.               
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Евгения Евгеньевича Марченко.                    
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Надежда Геннадьевна          
доложила вопрос всесторонне и полно, добавить особо нечего. Действительно,      
вопрос касается очень важного для всех нас - загрязнения прежде всего           
питьевой воды, той, что мы пьём. Конечно, эти штрафы давно нужно было           
повышать, они не повышались более десяти лет.                                   
                                                                                
Кроме того, данный законопроект послужил толчком, обратил наше внимание ещё     
на ряд статей, которые необходимо менять: по мнению правительства, это часть    
5 статьи 8.13 и статья 8.15 Кодекса об административных правонарушениях,        
имеются в виду загрязнение отходами и вредными веществами ледников, снежников   
или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение особо охраняемых водных   
объектов, а равно загрязнение вредными веществами водных объектов, нарушение    
правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и             
устройств, что характеризуется не меньшей степенью общественной опасности. То   
есть со всех сторон законопроект правильный и хороший.                          
                                                                                
Также Надежда Геннадьевна отметила, что была проведена работа над               
замечаниями, которые были высказаны правительством и комитетом, - она в своём   
выступлении это отразила.                                                       
                                                                                
Исходя из всего сказанного комитет поддерживает данный законопроект и           
рекомендует принять его в первом чтении.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Благодарю, Александр Дмитриевич. У меня вопросы к докладчику.                   
                                                                                
Уважаемая Надежда Геннадьевна, в пояснительной записке к проекту федерального   
закона приведены данные о привлечении к административной ответственности        
хозяйствующих субъектов за правонарушения в области использования и охраны      
водных объектов за 2016 год. А каковы эти показатели за 2017 год и истекший     
период этого года? Это первый вопрос.                                           
                                                                                
И второй вопрос. Проектом федерального закона предусматривается усиление        
административной ответственности для должностных лиц и юридических лиц. На      
ваш взгляд, насколько целесообразно предусмотреть данную ответственность для    
индивидуальных предпринимателей, они ведь всё-таки тоже предприниматели?        
Заранее благодарю.                                                              
                                                                                
ТИХОНОВА Н. Г. Если можно, я сначала отвечу на второй вопрос. Да, я согласна,   
что по поводу индивидуальных предпринимателей нужно подумать. Давайте           
готовить поправку ко второму чтению и вносить эту категорию.                    
                                                                                
Что касается данных за 2017 год. Давайте не будем забывать, что это был Год     
экологии, по данным Росприроднадзора, было привлечено к ответственности 3       
тысячи хозяйствующих субъектов и были наложены штрафы на общую сумму 270        
миллионов рублей. Статистики за 2018 год, к сожалению, пока ещё нет, здесь я    
не смогу прокомментировать. Но такое снижение суммы штрафов не значит, что      
всё улучшилось, это просто значит, что проводилось активное привлечение к       
соблюдению норм природоохранного законодательства, все старались; я связываю    
такие показатели только с особым вниманием к этой сфере в связи с Годом         
экологии.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Вопрос Надежде Геннадьевне.                                         
                                                                                
Я, конечно же, приветствую инициативу своих питерских коллег. Но вот недавно    
Федот Семёнович с этой трибуны как раз рассказывал нам про ситуацию с           
загрязнением целой реки - реки Вилюй алмазодобывающей компанией "АЛРОСА", и     
мы совершенно точно понимаем, что для алмазодобывающей компании штраф и в 50    
тысяч, и в 500 тысяч не так страшен. Считаете ли вы, что, во-первых, штрафы     
можно было бы ещё многократно повысить и привязать их каким-то образом к        
размеру ущерба? Ну и во-вторых, самое страшное наказание для компаний - это     
приостановка деятельности на срок до 90 суток, и такая мера используется,       
например, для наказания компаний, которые загрязняют воздух. Как вы думаете,    
следует ли принять эти поправки во втором чтении?                               
                                                                                
ТИХОНОВА Н. Г. Спасибо за вопрос, Олег Анатольевич. Норма о приостановке        
деятельности на 90 суток остаётся в кодексе в соответствии с законопроектом.    
А что касается увеличения штрафов, я как раз сказала, что нам надо было         
оттолкнуться от каких-то цифр, и в рабочем режиме совместно с органами          
исполнительной власти мы решили поднять эту планку до 120 тысяч рублей. Но,     
безусловно, она может быть поднята и выше, наверное, это нужно будет сделать,   
но при этом тщательно подготовиться. Может быть, имеет смысл привести данные    
положения в соответствие, как я уже сказала, с положениями статьи 8.42, где     
штрафы были также многократно повышены. Давайте ко второму чтению это           
доработаем, сделаем так, чтобы всё-таки хозяйствующим субъектам лучше было      
поставить локальные очистные сооружения, а не загрязнять нашу акваторию.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е. Олег Анатольевич, у нас обычно практика такова, что после        
принятия закона где-то год даётся на то, чтобы посмотреть, как закон            
работает, как он действует, собрать статистику. Может, за этот период и         
"АЛРОСА" одумается, тем более Федот Семёнович здесь выступал по этому           
вопросу. Я думаю, что через год можно будет вернуться к этому вопросу           
повторно.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна.                                 
                                                                                
БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к Надежде Геннадьевне.             
                                                                                
Я думаю, что эти штрафы рассчитаны на олигархов, потому что в сельской          
местности должностные лица получают заработную плату 40-50 тысяч рублей. Ну     
не сразу же увеличивать штрафы в десять раз - может быть, давайте это сделаем   
поэтапно?                                                                       
                                                                                
ТИХОНОВА Н. Г. Наталья Дмитриевна, на данный момент в тексте законопроекта к    
первому чтению указаны штрафы от 40 тысяч до 120 тысяч рублей. Всё зависит от   
того, чего мы хотим достичь. Мы хотим улучшить экологическую ситуацию с         
нашими водоёмами, ведь эти штрафы призваны не пополнять бюджет, а всё-таки      
стимулировать хозяйствующие субъекты действительно следить за своим             
производством.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня тоже вопрос к Надежде Геннадьевне.               
                                                                                
Безусловно, как-то и нельзя ничего сказать против этого законопроекта, потому   
что вода - это наша жизнь и мы понимаем, что она должна быть чистой. Но, с      
другой стороны, мы заботимся и о том, чтобы работали наши предприятия. В наше   
время в нашей Думе законы о штрафах принимаются прямо запросто, сразу           
принимаются, и всё, бюджет пополняется - это мы с удовольствием тут делаем.     
Но вот Нилов говорил об этом, а вы как-то пропустили в ответе это мероприятие   
- может быть, сделать так, чтобы надзор, который следит за экологией, не        
сразу штрафовал, а давалось время, какой-то срок, и это в законе надо           
прописать, или приостанавливать, пока не сделают, что нужно. Кроме того,        
правильно говорили: олигарх заплатит 500 тысяч и будет то же самое делать, а    
мелкий предприниматель... мы их опять уничтожаем. Вот как нам сделать так,      
чтобы этот законопроект устраивал всех?                                         
                                                                                
ТИХОНОВА Н. Г. Тамара Васильевна, спасибо за вопрос. Может быть, это и          
хорошая мера, но опять-таки повторю: вот, например, у нас в Санкт-Петербурге    
нет ни одного водоёма, где можно было бы купаться. И я уверена исходя из той    
поддержки регионов, которая была оказана нашему законопроекту, что это          
актуально для всей страны. Я понимаю, что повышение штрафов - это               
непопулярная мера, но наше здоровье, наверное, важнее.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е. Я хотел бы дополнить. Мы исходя из пояснительной записки, где    
приводится статистика, видим, что данная норма в нынешнем виде не работает,     
то есть из года в год повторяется одно и то же. Автор приводила информацию,     
что предпринимателям и хозяйствующим субъектам проще заплатить штрафы, чем      
вкладывать деньги в очистные сооружения. Ну и время уже пришло в конце концов   
- десять лет ничего не меняется. Поэтому я лично поддерживаю.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Представитель президента? А,     
есть.                                                                           
                                                                                
Синельщикову, пожалуйста, включите микрофон.                                    
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не знаю, что мы тут затеяли спор вокруг того, какой        
должен быть штраф - 100 тысяч, 500 тысяч или несколько миллионов, дабы он был   
приближен к размеру ущерба, который причинён. У нас же есть элементарный,       
простой механизм: прокурор может предъявить иск - и в гражданско-правовом       
порядке будет взыскиваться причинённый ущерб, вот и вся песня! О чём мы         
спорим?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марданшин Рафаэль Мирхатимович.                           
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, по ведению: я тоже хотел записаться на          
выступление,  но не получилось. Если можно...                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, выступайте.                                   
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Я хотел сказать от имени фракции. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"       
поддерживает данный законопроект, который направлен на усиление санкций, а      
именно на увеличение административной ответственности для должностных лиц,      
юридических лиц за действия, которые приводят к загрязнению водных объектов,    
акваторий рек, морей. Как мы знаем, чаще такие действия совершают               
хозяйствующие субъекты, которые находятся на берегу водного объекта. Размеры    
штрафов, которые были установлены ещё десять лет назад, не являются             
заградительными: всё-таки данным лицам проще заплатить 2-3 тысячи рублей и      
продолжать нарушать действующее законодательство, продолжать свою незаконную    
деятельность. Принятие данного закона как раз позволит устранить значительную   
диспропорцию в наказаниях за данные нарушения, в связи с чем мы просим          
Госдуму поддержать данный законопроект в первом чтении и проголосовать за       
него.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Докладчик с заключительным словом желает выступить? Нет. Содокладчик? Нет.      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 24      
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 05 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.26,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.