Заседание № 194

20.02.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 507335-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части совершенствования условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказания им психолого-педагогической помощи).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4244 по 4765 из 5085
19-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает          
официальный представитель правительства первый заместитель министра             
просвещения Александр Вячеславович Бугаев.                                      
                                                                                
БУГАЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
первый заместитель министра просвещения Российской Федерации.                   
                                                                                
Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые депутаты Государственной       
Думы! Представляется проект федерального закона "О внесении изменений в         
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части               
совершенствования условий для получения качественного образования обучающихся   
с ОВЗ, с инвалидностью, а также оказания им психолого-педагогической помощи.    
                                                                                
Необходимость вносить изменения и дополнения в закон возникла по результатам    
анализа правоприменительной практики и в связи с проводимой в настоящее время   
работой по созданию в нашей стране единого образовательного пространства.       
                                                                                
Законопроект уточняет перечень специальных условий, дифференцируя их на         
архитектурные, материально-технические и кадровые, а также источники их         
финансового обеспечения за счёт средств учредителя организации.                 
                                                                                
Также законопроект конкретизирует перечень вопросов, по которым центры          
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывают помощь      
участникам образовательных отношений, вносит уточнения в части оснований для    
организации образования длительно болеющих обучающихся, которые могут           
получать школьное образование на дому и в медицинских организациях.             
                                                                                
Законопроект предусматривает дополнение категории обучающихся, которым          
требуется создание специальных условий для получения образования,               
обучающимися с инвалидностью при условии прохождения ими обследования на        
психолого-медико-педагогической комиссии.                                       
                                                                                
Кроме того, предлагаются к введению нормы, обязывающие все без исключения       
образовательные организации создавать специальные условия для получения         
образования обучающимся с инвалидностью, с ограниченными возможностями          
здоровья, а также дифференцирующие, какие именно специальные условия            
создаются в данном случае педагогами, наделяющие Министерство просвещения       
Российской Федерации полномочиями по разработке и согласованию с                
заинтересованными органами исполнительной власти типового порядка организации   
деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной     
помощи.                                                                         
                                                                                
Ещё одно важное нововведение, о котором не могу не сказать, - предлагается      
заменить формулировку в тексте закона "Об образовании..." в отношении           
обучающихся, имеющих умственную отсталость, на иную, расширяющую их             
возможности получать качественное и доступное образование. Звучать она будет    
следующим образом: "обучающиеся с нарушением интеллекта".                       
                                                                                
Таким образом, принятие закона должно качественно улучшить процесс обучения,    
образования и в целом жизнь детей с особыми образовательными потребностями.     
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Вячеславович. Присаживайтесь.          
                                                                                
С содокладом выступает Ольга Михайловна Казакова.                               
                                                                                
КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Глубокоуважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной      
Думы по просвещению рассмотрел законопроект, внесённый Правительством           
Российской Федерации. Мы поддерживаем этот законопроект, и хочу сказать, что    
комитеты-соисполнители - это комитет по образованию и науке и комитет по        
здравоохранению - также поддержали данный законопроект. Безусловно, он очень    
важный: он касается тех детей, которые нуждаются в особом образовательном       
подходе, в особой заботе. Почти 1,5 миллиона ребятишек касаются те нормы,       
которые, коллеги, мы с вами сегодня обсуждаем.                                  
                                                                                
Работа по этой теме очень непростая, здесь много специфики, много таких очень   
тонких моментов. Более того, это работа межведомственная, здесь учтены          
моменты, связанные с деятельностью наших и Министерства просвещения, и          
Министерства науки и высшего образования, и Министерства здравоохранения, и     
Министерства труда и социальной защиты. И очень важно, что эта                  
межведомственная работа сегодня выстроена в единый механизм, который            
правительство нам и предлагает. Несколько лет шла работа над тем, чтобы найти   
единый подход к этой деятельности. К тому же, коллеги, здесь очень большая      
региональная составляющая, много региональных полномочий в этой работе. И я     
хотела бы сказать, что, наверное, самое главное - это единый подход, который    
правительство предлагает, и ответственность Министерства просвещения за         
создание типовых решений, разработку нормативно-правовой базы, по которой       
будут работать все образовательные организации.                                 
                                                                                
Далее. Очень важно, что в законе "Об образовании..." появляется такая           
категория, как дети-инвалиды. До этого у нас были обучающиеся с ОВЗ, и          
только, и мы с вами не раз обсуждали в этом зале, что было бы правильнее,       
чтобы в законе "Об образовании..." тоже у нас была поименована эта категория.   
Соответственно, и все решения, которые касаются образовательных программ,       
конечно, коснутся и этих ребятишек.                                             
                                                                                
Для родителей что важно? Два таких момента. У нас были до этого и работают в    
регионах центры оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной     
помощи, которые выдают заключения, и есть комиссии, ПМПК, которые вот как раз   
сопровождают эту деятельность. Они зачастую находятся в разных местах.          
Сегодня мы территориально объединяем их, и это, безусловно, для родителей       
удобно, они сразу получат в одном месте и заключение, и рекомендации. Это       
тоже такой важный момент, хоть он, кто-то говорит, такой бытовой, но для        
родителей, у которых детки-инвалиды, дети с ОВЗ, это значимый момент. Также     
для родителей важно, что мы сейчас в законе уточняем, что делается, если        
ребёнок, нуждающийся вот в таком особом подходе, попал в больницу. Раньше       
нужно было медицинское заключение для того, чтобы он продолжил обучение,        
чтобы школа начала образовательную программу реализовывать. Сегодня мы          
упрощаем, разбюрократизируем этот момент - достаточно справки из больницы,      
что он попал в больницу, и заявления родителей, и дальше школа продолжает с     
ним работать. Вот это из важного для родителей.                                 
                                                                                
Для учителей тоже есть такие достаточно тонкие и важные моменты. Сегодня у      
нас педагоги работают с этими детками, с детьми с ОВЗ, сопровождают их          
деятельность, но у нас действия, которые они производят на деле, никак не       
выделены. Сегодня мы говорим, что сопровождать этих детей могут не только       
педагоги, которые ведут урок, зачастую нужна техническая помощь. Иногда у нас   
детки-опорники... У меня в одной школе есть такой ребёнок - конечно, учителя    
там все подключаются, когда нужно переместить его из одного кабинета в другой   
или, там, в санитарную комнату и так далее, но никак сегодня не обозначено      
нигде, что такая работа ведётся. Вот этот закон как раз говорит о том, что      
может быть назначено техническое сопровождение такому ребёнку. Далее, может     
быть назначен тьютор. Но мы предлагаем заменить ко второму чтению это слово,    
назвать его понятно - там, педагог индивидуального сопровождения, то есть       
найти понятное юридическое определение.                                         
                                                                                
Также раньше у нас в законе были закреплены учебники, методические пособия      
для таких деток, сегодня мы говорим о том, что возможно выделение денег и на    
техническое оснащение, на приобретение специального оборудования.               
                                                                                
Коллеги, считаем такие нормы очень важными и правильными. Понимаем, что         
дальше будем обсуждать при подготовке ко второму чтению, будут поправки -       
готовы их обсуждать. Вот с Олегом Николаевичем мы обсуждали очень важную        
норму, касающуюся наших коррекционных школ, - чтобы их не закрывали без         
каких-то особых причин, чтобы вынести принятие решения о закрытии или           
слиянии, если оно происходит, на федеральный уровень. Мы абсолютно согласны,    
что это правильно, и такую поправку мы будем вносить и будем над ней            
работать.                                                                       
                                                                                
Комитет по просвещению рекомендует данный законопроект в первом чтении          
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коллеги, вопросов много. Давайте сразу зафиксируем, что это последний           
законопроект первого чтения, который мы сегодня рассматриваем, и ещё два        
законопроекта по сокращённой процедуре, а всё остальное - завтра продолжим.     
                                                                                
Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Вячеславович, на мой взгляд, важнейший вопрос следующий:    
каким образом выстроено финансовое обеспечение специальных условий для          
получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,      
детьми-инвалидами и так далее? То есть насколько распределены финансовые        
обязательства федерального центра, регионов, муниципалитетов?                   
                                                                                
БУГАЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос, Николай Иванович. Да, действительно,    
это сейчас полномочие субъекта Российской Федерации. Но вместе с тем            
федеральный центр также реализует целый комплекс мероприятий по этому           
направлению, в частности, программа капитального ремонта и строительства        
школ, которая реализуется в нашей стране, предусматривает в обязательном        
порядке создание соответствующих условий, ровно так же, как программа           
"Доступная среда", которая курируется коллегами из Минтруда и такие             
обязательства предусматривает. Все остальные программы, которые реализуются     
Министерством просвещения, нашими коллегами из других органов исполнительной    
власти, вменяют в обязанность создание условий, это обязательно при             
реализации государственных программ.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сипягин Владимир Владимирович.                                                  
                                                                                
СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Вячеславович, в тексте проекта закона возникает             
обязанность образовательного учреждения вводить такую должность, как тьютор.    
Во многих образовательных учреждениях эта должность уже есть, но функции        
несколько другие. Здесь, в данном проекте закона, речь идёт о                   
детях-инвалидах, детях с ограниченными возможностями, и вот вопрос: должны ли   
иметь будущие специалисты медицинское образование или, например, образование    
психолога, ведь им придётся работать с достаточно непростой группой детей? И    
как региональная образовательная организация где-нибудь в глубинке сможет       
найти такого специалиста в условиях жёсткого дефицита кадров?                   
                                                                                
БУГАЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос.                                         
                                                                                
И в настоящее время предусматривается, что при работе с данными категориями     
детей, с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, преподаватели должны иметь           
соответствующую подготовку в рамках реализуемых программ, и соответствующую     
подготовку коллеги, безусловно, проходят. Кроме того,                           
психолого-педагогическая помощь также предусмотрена. Это отдельные программы.   
Сейчас родитель может выбирать: либо отправить ребёнка в коррекционную школу,   
либо настоять на его обучении в обычной общеобразовательной организации, но в   
любом случае по программе, адаптированной под потребности ребёнка, с            
соответствующей подготовкой кадров.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Разворотнева Светлана Викторовна, пожалуйста.                                   
                                                                                
РАЗВОРОТНЕВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо. Наверное, к Олегу Николаевичу у меня вопрос.                           
                                                                                
Скажите, пожалуйста, ко второму чтению возможно ли в условиях, касающихся       
организации обучения особенных детей, указать ещё какие-то возможности          
подвоза этих детей к школам? Вот Ольга Михайловна говорила об опорниках -       
даже в Москве есть такая проблема: дети ни на чём добраться не могут. В такси   
они просто не влезают, доехать на автобусах, которые курсируют где-то в         
регионах, также для них недостижимо. Нужен какой-то специальный транспорт,      
вот такое социальное такси. Я просто пытаюсь понять, как решить проблему в      
моём регионе. Может быть, в рамках этого проекта закона можно будет что-то      
предпринять.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Вячеславович, это, видимо, вам вопрос, не       
Олегу Николаевичу.                                                              
                                                                                
БУГАЕВ А. В. Спасибо за вопрос.                                                 
                                                                                
Олег Николаевич, безусловно, как специалист в этой отрасли самый ведущий, на    
которого мы всегда ориентируемся и равняемся, тоже ситуацию однозначно знает.   
Действительно, сейчас проводится большая работа по обеспечению организаций      
образования школьными автобусами, решение вопроса доступной среды в школьных    
автобусах также предусматривается, однако я с вами совершенно согласен.         
Думаю, мы посмотрим вместе с коллегами-депутатами, каким образом это можно      
было бы учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению либо в иных       
наших законопроектах, нормативных правовых документах, которые мы будем         
предлагать. Спасибо огромное.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Вячеславович, безусловно, хороший законопроект, закон       
будет положительно влиять на воспитание детей с особенностями здоровья. Но      
всё-таки есть в нём очень серьёзный нюанс: все расходы возлагаются на           
учредителей, ну, соответственно, это региональные власти. Закон прекрасный      
придумали федералы, но реализовывать региональным властям. Где взять деньги?    
Иногда их не хватает школе, чтобы просто продлёнку сделать, а мы говорим про    
тьюторов, мы говорим про психолого-медико-педагогические комиссии, мы говорим   
про архитектурные условия и так далее. Пандус сделать в школе - проблема: нет   
денег! Соответственно, будут ли какие-то федеральные субсидии предусмотрены?    
                                                                                
БУГАЕВ А. В. Глубокоуважаемый Сергей Дмитриевич, спасибо большое за вопрос.     
Ну, собственно, как я уже говорил, в государственных программах, которые        
сейчас реализуются в части образования, создание инфраструктуры системы         
образования в обязательном порядке предусматривается. В программах по           
капитальному ремонту школ, строительству новых образовательных организаций,     
во всём, что касается легковозводимых конструкций, детских лагерей и детского   
отдыха, в обязательном порядке предусматриваются соответствующие                
приспособления для детей-инвалидов. Ну и, конечно же, мы во всех наших          
программах в дальнейшем это однозначно учитываем.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Вячеславович, вы говорили про кадровые условия реализации   
права ребят с ограниченными возможностями здоровья на образование. Как вам      
известно, в своё время президент давал поручение увеличить контрольные цифры    
приёма по дефектологическим специальностям. Рабочая группа президентской        
комиссии по делам инвалидов, которой я руковожу, неоднократно этот вопрос       
рассматривала, причём Министерство просвещения нас поддерживало по части        
реализации поручения президента, но коллеги из Минобрнауки со ссылкой на        
отсутствие заявок из регионов считали, что увеличивать подготовку               
дефектологов не следует. Скажите, пожалуйста, как решился вопрос сейчас?        
Всё-таки увеличены ли контрольные цифры приёма? Если да, то в каком объёме?     
                                                                                
БУГАЕВ А. В. Глубокоуважаемый Олег Николаевич, 7 февраля министр просвещения    
Сергей Сергеевич Кравцов утвердил "дорожную карту", связанную с подготовкой     
соответствующих кадров в системе образования. Действительно, цифры выросли, и   
соответствующую задачу нашим вузам, которые подчинены Министерству              
просвещения, оно является их учредителем, также поставили для решения в         
приоритетном порядке.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Александр Вячеславович, два вопроса. Первый вопрос касается      
рекомендаций федерального центра о подушевом финансировании в случае обучения   
детей с ограниченными возможностями. На класс есть нормативы, грубо говоря,     
на коррекционный или на обычный. Вот появляется ребёнок, а ему требуется ещё    
и тьютор или какие-то дополнительные условия. Есть ли такие рекомендации или    
будут ли они в плане предусматривания подушевого финансирования?                
                                                                                
И второй вопрос (с такой проблемой столкнулся в регионе) касается особых        
условий при сдаче ЕГЭ. На сегодня не определена та комиссия, та юридическая     
структура, которая должна давать соответствующее заключение. ПМПК на себя       
берут такие полномочия, но, скажем так, несколько превышая свои. Нельзя ли в    
законе чётко отразить, что в части особенностей, в том числе увеличения         
количества времени при сдаче ЕГЭ отдельными детьми по психологическим,          
медицинским показаниям, решение принимает ПМПК?                                 
                                                                                
БУГАЕВ А. В. Спасибо большое за вопросы.                                        
                                                                                
Что касается сдачи ЕГЭ детьми с особенными потребностями, ПМПК назначает        
площадку и согласовывает формат сдачи, но мы с коллегами из Рособрнадзора       
этот вопрос отдельно ещё раз проработаем и доложим уважаемым депутатам.         
                                                                                
Что касается первой части вопроса, ну, безусловно, я согласен с тем, что вы     
сказали. Мы однозначно это тоже учитываем, будем прорабатывать в дальнейшем.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо. У меня также вопросы к докладчику.                      
                                                                                
Уважаемый Александр Вячеславович, ранее из закона "Об образовании..." мы        
убрали термин "инвалиды", заменив его термином "лица с ограниченными            
возможностями здоровья", но в других профильных законах такой термин остался.   
Соответственно, и в официальных документах до сих пор фигурируют                
"дети-инвалиды", "группа инвалидности", "пенсия по инвалидности". В связи с     
этим хотелось бы узнать, как говорят, из первоисточника, из ваших уст:          
во-первых, обсуждался ли данный вопрос при проработке данного проекта           
федерального закона? И в целом как вы видите решение данного вопроса: внести    
соответствующие поправки ко второму чтению, отдельно выйти с такой              
законодательной инициативой или не трогать этот вопрос в принципе? Как вы       
считаете?                                                                       
                                                                                
БУГАЕВ А. В. Спасибо огромное за вопрос, уважаемый Анатолий Борисович. Ну,      
собственно говоря, законопроект, который сегодня мы рассматриваем,              
предполагает, что у нас в законе появятся соответствующие термины - как лица    
с ограниченными возможностями здоровья, так и инвалиды. Здесь есть ещё ряд      
предложений коллег-депутатов, которые ко второму чтению с точки зрения          
формулировок мы вместе, я уверен, рассмотрим и найдём соответствующее           
решение.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                
                                                                                
КАЗАКОВА О. М. Уважаемый Анатолий Борисович, дело в том, что у нас в законе     
сейчас есть учащиеся с ОВЗ, инвалиды, то есть это понятие у нас оставалось.     
Мы добавляем "дети-инвалиды", то есть мы его из закона "Об образовании..." на   
самом деле не выводили. Это первое.                                             
                                                                                
И второе. У нас понятие "учащиеся с ограниченными возможностями здоровья"       
шире, чем дети-инвалиды. То есть их больше, у нас порядка 1,2 миллиона          
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а детей-инвалидов немного   
больше чем 700 тысяч. Эти понятия не равны между собой, поэтому мы и то, и то   
учитываем в законе "Об образовании...".                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. Присаживайтесь.                
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить?                                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич. Олег Николаевич, от фракции или три минуты?             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Иван Иванович, конечно, от фракции, но даже не столько от          
фракции, сколько как руководитель рабочей группы по образованию детей с         
инвалидностью при президентской Комиссии по делам инвалидов.                    
                                                                                
Итак, коллеги, мы предлагаем законопроект в первом чтении поддержать, но с      
серьёзными замечаниями. Поддержать в первом чтении мы его предлагаем,           
поскольку в нём содержатся некоторые положительные моменты, отчасти о них уже   
говорили, я добавил бы ещё понятие ранней помощи. Ну и, кроме того, мы          
надеемся на существенное улучшение текста законопроекта при его подготовке ко   
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Теперь что касается замечаний.                                                  
                                                                                
Первое, терминология. Законопроект предполагает использовать термин "дети с     
ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью". Мы предлагаем версию:   
"обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с              
инвалидностью". Не думайте, что это спор о словах. Вот наша аргументация.       
Во-первых, исторически термин "лица с ОВЗ" возник как эвфемизм понятия          
"инвалиды", ну, из политкорректности - как автор законопроектов на эту тему,    
я это очень хорошо знаю. Но на самом деле оказалось, что это имеет далеко       
идущие последствия. Во-вторых, как уже здесь было сказано, далеко не все дети   
с ОВЗ являются инвалидами. Если верить данным Российской академии               
образования, 723 тысячи детей-инвалидов, детей с ОВЗ - примерно 1 миллион 215   
тысяч. То есть действительно у нас существуют дети с ОВЗ, но без                
инвалидности, детей с ОВЗ больше, чем инвалидов. В-третьих, при этом не может   
быть детей с инвалидностью, но без ОВЗ. Вот это очень важно понимать,           
коллеги. Не может быть, потому что, во-первых, по закону "О социальной защите   
инвалидов..." любое определение инвалидности начинается с чего - с того, что    
это стойкие нарушения здоровья. Поэтому инвалиды без ОВЗ - это парадокс,        
нонсенс, сапоги всмятку.                                                        
                                                                                
Второе, по сути. Если не всем инвалидам нужны специальные адаптированные        
образовательные программы, то всем инвалидам в той или иной мере нужны          
специальные образовательные условия. Даже, например, ребятам с диабетом,        
которые имеют инвалидность, программы не нужны, а вот условия, для того чтобы   
обеспечить медицинскую помощь, необходимы.                                      
                                                                                
Формулировка закона, которую я привёл, "обучающиеся с ОВЗ, с инвалидностью",    
может быть истолкована по-разному, в том числе и в том смысле, что могут быть   
инвалиды без ОВЗ. А последствия, коллеги, такие: им отказываются создавать      
специальные условия, отказываются дополнительно выплачивать надбавки к          
заработной плате педагогов и отказывают в двухразовом питании. В действующем    
законе парадокс, коллеги: двухразовое питание предусмотрено для детей с ОВЗ,    
но не предусмотрено для детей с инвалидностью. То есть для тех, у кого более    
серьёзные нарушения, - нет, для тех, у кого менее серьёзные, - да. Это          
неправильно, это нужно исправлять, конечно, ко второму чтению.                  
                                                                                
Проблема вторая, о которой уже говорила уважаемая Ольга Михайловна, это         
проблема защиты коррекционных или адаптивных школ. Когда принимался закон "Об   
образовании..." № 273-ФЗ, увы, прошло резкое сокращение числа таких школ. На    
это обращала внимание даже Валентина Ивановна Матвиенко. По данным              
Министерства образования и науки, 280 школ было закрыто. При министре Ольге     
Васильевой ликвидация таких школ была остановлена. Сейчас количество школ       
продолжает сокращаться. За последние годы - с 1664 до 1594, то есть на 60. Но   
у нас нет точных данных, кого именно закрыли, а кого объединили с другими       
школами. Причём и объединили, мягко говоря, не всегда удачно. Например, в       
Воронеже объединили детей с нарушениями зрения и детей с аутизмом. Ну как они   
могут между собой коммуницировать? Естественно, это вызвало недовольство,       
серьёзное недовольство родителей. Мы согласовали с Сергеем Сергеевичем          
Кравцовым поправку о том, что теперь подобные действия возможны будут только    
по согласованию с Министерством просвещения. Надеюсь, поправка будет принята    
ко второму чтению.                                                              
                                                                                
Третья проблема, проблема дебюрократизации. Коллеги, сейчас дети с              
инвалидностью проходят медико-социальную экспертизу, процедура не из лёгких.    
Теперь по новому законопроекту предполагается, что они в обязательном порядке   
будут проходить ещё и процедуру психолого-медико-педагогической комиссии. Мы    
предлагаем рассмотреть возможность комплексного решения проблемы: либо МСЭ с    
участием специалистов ПМПК, либо психолого-медико-педагогическая комиссия с     
участием специалистов МСЭ, чтобы, грубо говоря, не гонять родителей иногда по   
разным краям географии в одной и той же области.                                
                                                                                
Четвёртое, проблема поступления инвалидов в учреждения среднего                 
профессионального образования. Коллеги, мы уже обсуждали здесь такой            
законопроект и договорились с министром просвещения, что будем обсуждать его    
отдельно. Возможность квотирования, соответственно, учебных мест в              
учреждениях среднего профессионального образования. Представляете, парадокс:    
в вузах есть, в СПО нет, причём юристы ссылаются на Конституцию, говорят: а     
по Конституции у нас среднее профессиональное образование общедоступное и       
бесплатное. Замечательно, только больше 40 процентов всех детей уже платят за   
такое образование. Это из серии "пусть погибнет мир, но восторжествует закон"   
- вот мир всё-таки имеет приоритет перед законом, с нашей точки зрения.         
                                                                                
Но мы можем решить другую проблему, уважаемые коллеги, сделать небольшой шаг    
вперёд. При принятии закона № 296-ФЗ о преимущественном праве инвалидов на      
поступление в учреждения СПО при прочих равных условиях забыли инвалидов с      
детства, это прежде всего инвалиды по слуху. Надеюсь, что ко второму чтению     
мы и такую поправку примем. Наше предложение, коллеги, создать специальную      
рабочую группу - может быть, под руководством, например, Анны Юрьевны           
Кузнецовой, с представительством комитетов по просвещению, по науке и высшему   
образованию, по делам отцовства, материнства и детства, по труду, - для того    
чтобы не спеша мы сделали шаги, которые позволили бы не только управленцам,     
но и родителям, людям с инвалидностью найти себя в этом законопроекте.          
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, что образование инвалидов -     
это не только факт гуманности и тем более не благотворительность. Получившие    
образование ребята с инвалидностью получают рабочие места вдвое чаще, чем не    
имеющие такого образования, и зарабатывают значительно больше.                  
                                                                                
Мы просим вас поддержать законопроект в первом чтении и наши поправки ко        
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Родина Виктория Сергеевна, пожалуйста.                                          
                                                                                
РОДИНА В. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Внесённые              
правительством изменения в закон "Об образовании в Российской Федерации"        
сегодня имеют особую актуальность. Уверена, у каждого из присутствующих в       
зале депутатов есть немало обращений от наших избирателей, от мамочек           
детей-инвалидов с просьбой урегулировать вопрос о равных возможностях, о        
создании специальных условий для получения качественного образования для их     
детей и многие другие.                                                          
                                                                                
Предложенные изменения соответствуют целям государственной политики,            
проводимой в рамках Десятилетия детства и Года семьи, проводимого в этом году   
в нашей стране в соответствии с указом Президента Российской Федерации, в       
части поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ,             
разработки и реализации программ обучения членов семей с детьми-инвалидами.     
                                                                                
Коллеги, в Народную программу партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" вошло большое количество   
предложений граждан нашей страны по совершенствованию законодательной базы в    
части развития комплексной реабилитации и абилитации лиц с ограниченными        
возможностями здоровья и лиц с инвалидностью, в том числе детей из указанных    
категорий. В развитие данных предложений сегодня реализуются такие партийные    
проекты, как "Новая школа" и "Модернизация школьных систем образования", куда   
включены в том числе условия для развития инклюзивной среды в образовании.      
                                                                                
Коллеги, согласна, есть вопросы, которые нам предстоит решить, но давайте       
поддержим предложенный правительством механизм и там, где это необходимо,       
донастроим все вместе.                                                          
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает присоединиться и поддержать важный           
социальный проект закона.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктория Сергеевна.                              
                                                                                
Александр Вячеславович, будете выступать с заключительным словом? Нет.          
                                                                                
Ольга Михайловна? Тоже нет.                                                     
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении с одним воздержавшимся.