Заседание № 194
20.02.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 507329-8 "О внесении изменений в статьи 149 и 343 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об отдельных вопросах налогообложения; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2827 по 3027 из 5085
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 343 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Ольги Николаевны Ануфриевой. Пожалуйста. АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Ну, этот законопроект принят в первом чтении 1 февраля и предусматривает освобождение от налогообложения НДС услуг оператора при регистрации операций в реестре углеродных единиц в соответствии с законодательством в области ограничения выбросов парниковых газов. Хочу сказать сразу, что ситуация с законопроектом не совсем ординарная. К тексту законопроекта первого чтения поправок не поступило, однако ко второму чтению поступило три поправки, все они комитетом рекомендованы к принятию, и Регламент не запрещает нам дополнять, изменять концепцию, если комитетом будет принято такое решение. Сейчас я объясняю, о чём речь и почему эти поправки крайне важны и крайне важно сегодня их рассмотреть и, надеюсь, поддержать. В ноябре прошлого года при рассмотрении федерального бюджета, как вы помните, мы с вами принимали здесь законопроект, большой, бюджетообразующий, налоговый, и там среди прочих было принято решение дополнительно изымать НДПИ, устанавливать повышающий коэффициент по НДПИ по тем объёмам газа, по которым дополнительно должна была быть индексация с 1 декабря 2023 года на 10 процентов, это в части определённых категорий промышленных потребителей, и с 1 июля 2024 года у нас происходит ещё одна индексация, уже по всем категориям потребителей, ещё на 11,2 процента. Но при этом, когда принимался закон, ориентировались на предварительную, так называемую исключающую группу, потому что объёмы газа, естественно, потребителям уже и тем и другим реализуются, и в данном случае в Налоговом кодексе был прописан перечень категорий, которые исключаются из расчёта. И получилось так, что впоследствии постановлением правительства, а в дальнейшем и приказом Федеральной антимонопольной службы эта исключающая группа была расширена. И что получилось? Мы сейчас по действующей редакции кодекса будем изымать больше НДПИ, чем планировалось, то бишь будем изымать... необоснованная налоговая нагрузка будет в отношении тех доходов, которые фактически не были получены нашими недропользователями. Представляемые вашему вниманию поправки, которые были рекомендованы комитетом к принятию, - это результат работы правительства в лице Министерства финансов, Министерства энергетики, бизнеса, естественно, и двух комитетов Государственной Думы, комитета по бюджету и Комитета по энергетике. Вот сейчас я не вижу Павла Николаевича Завального, а хотелось бы его лично поблагодарить, потому что он мало того что поставил этот вопрос в конце года при рассмотрении бюджетообразующего закона, но и вместе с нами работал над согласованным текстом поправок. В итоге сейчас мы пришли к тому, что приводим в соответствие Налоговый кодекс с тем принципом, который изначально закладывался, - изымаются только те дополнительные доходы, которые были получены недропользователями в результате индексации оптовых цен на газ. Ну и в завершение хотела бы ещё раз сказать, почему эти поправки очень важны. Потому что у нас налоговый период по НДПИ - это месяц, с 1 января 2024 года уже начинается расчёт вот этого полученного коэффициента по НДПИ. И нам крайне важно принять сегодня закон - я очень надеюсь на вашу поддержку, - потому что уже завтра Совет Федерации... чтобы можно было уже завтра закон одобрить на заседании Совета Федерации, и тогда уже налогоплательщикам не надо будет перерассчитывать в следующих периодах и возвращать что-то из бюджета. Прошу поддержать решение комитета по поправкам и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 53 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 42 чел.9,3 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 18 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 75 чел.16,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Поступило предложение комитета рассмотреть законопроект в третьем чтении. Нет возражений, коллеги? Нет. Тогда, пожалуйста, на трибуне включите микрофон. АНУФРИЕВА О. Н. Спасибо большое, коллеги, за поддержку. Действительно, текст подготовлен к третьему чтению, все процедуры проведены, замечаний не имеется. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, к вопросу о Регламенте и о том, что нельзя, чтобы концепция менялась во втором чтении, но если очень нужно, тогда можно. Я прошу обратить внимание на это очень важное замечание, потому что чаще всего именно это положение, это высказывание является основанием для того, чтобы отклонять законопроекты, которые вносят оппозиционные депутаты, или наши поправки, которые вносятся ко второму чтению, - якобы не соответствуют концепции. На самом деле это очень важно, потому что, к большому сожалению, комитет порой вносит законопроекты, которые потом определённым образом влияют на жизнь наших избирателей. Ну вот, в частности, в конце прошлой сессии был внесён аккуратненько опять через Минфин законопроект, касающийся оплаты труда старших по домам, - наверное, вы уже столкнулись с массовым валом обращений. Минфин, ну и профильный комитет посчитали, что старшие по домам - те, кто осуществляет контроль, получая свои 5-6 тысяч, - это, оказывается, люди, которые трудоустроены, и с их заработной платы, с этих 5-6 тысяч, надо не только 13 процентов отчислять, но ещё и 30 процентов страховых взносов. Большая часть этих людей - пенсионеры, и в результате получилось, что они стали работающими, им перестали индексировать пенсии. Сейчас они это бросают полностью, все свои полномочия прекращают, ну и десятки тысяч таких людей, которые практически осуществляли контроль за содержанием нашего жилого фонда, теперь его не осуществляют. Почему это произошло? Потому что точно так же бюджетный комитет аккуратненько эти поправочки ко второму чтению ввёл, не оповестив профильный комитет, по ЖКХ, где никто не в курсе совершенно, не оповестив вообще никого, и это стало сюрпризом для тысяч, повторю, десятков тысяч наших избирателей, а самое главное - для вот этой всей системы, которая годами выстраивалась, по управлению нашим жилым фондом. Мне кажется, подобный подход - он чреват. Чреват не только ошибками, которые нам предлагается срочно устранить, но и нарушениями прав наших граждан, которые потом выявляются: кто-то что-то не просчитал, кто-то не провёл экспертную оценку... И очень странно, что Правительство Российской Федерации и его представители идут по такому пути: а давайте через депутатов внесём или сами внесём ко второму чтению поправки, которые вообще никакого отношения к законопроекту в первом чтении не имеют. Именно по этой причине мы проголосуем против данного подхода, который, ещё раз говорю, к сожалению, становится сегодня очень популярным, когда очень надо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ольга Николаевна, пожалуйста. От фракции? Нет? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам у нас от фракций же выступают. Пожалуйста, на трибуне включите микрофон. АНУФРИЕВА О. Н. Коллеги, если вы дадите мне от фракции всё-таки выступить, скажу, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данных поправок. Концепцию законопроекта это изменяет, конечно, но необходимость этих поправок была сейчас абсолютно обозначена. И в необходимости этих поправок по содержанию, в общем-то, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не сомневается. Нельзя брать деньги там, где они не получены, иначе будет абсолютно необоснованная налоговая нагрузка, на что вы в первую очередь обращаете внимание. Обращаю внимание, Алексей Владимирович, ваше лично, что вот рядом с вами сидит член комитета по бюджету и очень внимательно рассматривает вместе с нами все инициативы. Поверьте, все оппозиционные поправки, если отклоняются, отклоняются по содержанию, а не по концепции. Приглашаем на заседание комитета, будем обсуждать - пожалуйста. В данном случае поправки очень важные и нужные. Я хочу сказать "ЕДИНОЙ РОССИИ" большое спасибо за то, что она поддержала эти поправки, и теперь просто так налоги не будут взыскиваться с тех, кто их не должен платить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 149 и 343 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 40 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 77 чел.17,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 190
01.02.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 507329-8 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от налогообложения НДС оператора реестра углеродных единиц).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2651 по 3038 из 4322
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства первого замминистра экономического развития Российской Федерации Ильи Эдуардовича Торосова. Пожалуйста. ТОРОСОВ И. Э., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен на основании указания Президента Российской Федерации. В течение 2021-2022 годов в России создана новая система регулирования в области ограничения выбросов парниковых газов. В соответствии с законом "Об ограничении выбросов парниковых газов" бизнес и граждане вправе реализовывать добровольные климатические проекты, я подчёркиваю: добровольные. Климатические проекты - это комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение выбросов парниковых газов. По результатам реализации таких проектов исполнитель может выпускать углеродные единицы. Углеродные единицы - это верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в 1 тонне CO-2 - эквивалента. Их можно использовать в целях снижения углеродного следа продукции или для погашения квоты на выброс парниковых газов. Сейчас у нас 14 таких проектов. Размер налога на добавленную стоимость составил 328 тысяч за полтора года. Законопроект направлен на освобождение от НДС услуг оператора по проведению операций в реестре углеродных единиц. Принятие закона позволит снизить издержки исполнителей климатических проектов и иных участников рынка углеродных единиц, связанные с регистрацией климатических проектов в реестре и с выпуском и продажей углеродных единиц. Предложенная мера направлена на развитие добровольного рынка углеродных единиц в России, стимулирование реализации климатических проектов и обращения углеродных единиц. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ольги Николаевны Ануфриевой. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот законопроект также рассмотрен комитетом, концепция законопроекта достаточно бурно обсуждалась в комитете. Отмечу, что официальному представителю правительства поступили вопросы не по концепции законопроекта, налоговой его части, а в основном именно по базовой теме - по обращению углеродных единиц в Российской Федерации и участию Российской Федерации в международном проекте, взятию на себя международных обязательств. В налоговой части комитет поддержал законопроект, однако обращает внимание, что, конечно же, освобождение от НДС услуг оператора по ведению реестра - это не единственное, что необходимо будет сделать для обращения углеродных единиц. И в эксперименте, который у нас сейчас проходит на Сахалине, и в дальнейшем потребуется более детальная проработка обращения и передачи углеродных единиц от исполнителя климатического проекта, того, как это можно будет использовать. Комитет, рассмотрев законопроект, полностью поддерживает концепцию в первом чтении. Есть некоторые замечания, которые мы ко второму чтению учтём. Предлагаем Государственной Думе дать возможность нам доработать законопроект до второго и третьего чтений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста. БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ. Уважаемый Илья Эдуардович, я на заседании комитета задавал вопрос о том, что такое углеродная единица, вы сказали, но в чистом виде углерод - это алмазы, СО-2 - это углекислый газ, поэтому единицы надо назвать единицами углекислого газа. И следующий вопрос. В законопроекте есть формулировка о поддержке деятельности по реализации климатических проектов. Почему же мы поддерживаем только оператора, а организаторов климатических проектов не поддерживаем? Как расширить? ТОРОСОВ И. Э. Евгений Иванович, спасибо за вопрос. Что касается оператора. Тарифы и услуги оператора установлены правительством, всего восемь платных услуг, поэтому выше цены, которую устанавливает правительство (открытие счета - 18 тысяч рублей, регистрация климатического проекта - 18 тысяч рублей, зачисление углеродной единицы на счёт - 20 рублей), он цену поставить не может. Следовательно, освобождение от НДС, если вы поддержите, фактически снизит стоимость конечной услуги как раз для инициаторов реализации климатических проектов. Что касается других мер поддержки. В рамках операционного плана, который сейчас в правительстве обсуждается в том числе с бизнесом, в рамках реализации стратегии низкоуглеродного регулирования для выхода на нейтральность к 2060 году мы будем прорабатывать меры поддержки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемый Евгений Иванович, я позволю себе немножечко дополнить слова официального представителя правительства. Вы получили достаточно полный ответ на заседании комитета. И обращаю внимание на то, что НДС, который сейчас пока берётся с операций, идёт сверху платы, прописанной в постановлении Правительства Российской Федерации № 518. Поэтому само по себе освобождение от НДС услуг оператора и даёт возможность снизить затраты участника, исполнителя климатического проекта на уплату НДС, то есть фактически это поддержка исполнителя климатического проекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня также вопрос к докладчику. Уважаемый Илья Эдуардович, в ходе подготовки проекта федерального закона вами наверняка прорабатывался вопрос, поэтому хотелось бы услышать, что называется, из первых уст: какие положительные, отрицательные последствия мы ожидаем для оператора реестра углеродных единиц в связи с принятием федерального закона и планируются ли в связи с этим какие-либо дополнительные преференции на этот счёт? ТОРОСОВ И. Э. Спасибо за вопрос, Анатолий Борисович. Для оператора реестра углеродных единиц, мы подтверждаем, это нейтральный вопрос, потому что вся нагрузка идёт, как мы уже говорили, через тарифы и услуги, которые определены, то есть НДС фактически ложится сверху, дополнительной нагрузкой на инициаторов климатических проектов. Для оператора реестра углеродных единиц, повторю, работа, которую мы сейчас проводим, нейтральная. По поводу дальнейшего стимулирования работы оператора реестра углеродных единиц что можно сказать? Вся экономика оператора зависит от количества углеродных единиц, от сделок, которые будут осуществляться. Тем самым мы стимулируем, возможно, появление новых климатических проектов, которых сейчас, как я сказал, уже 14, надеюсь, их будет больше, что позволит оператору поддержать его финансовую модель. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А. Уважаемые коллеги, 9 декабря 2021 года я довёл до вашего сведения накопленные наукой доказательства того факта, что парниковая теория глобального потепления - преступная ложь, придуманная ради паралича мировой энергетики и через неё мировой экономики. В связи с этим у меня возникает вопрос: зачем мы принимаем всё новые законы, поддерживающие эту преступную ложь и таким образом способствующие разрушению нашего хозяйства? ТОРОСОВ И. Э. Анатолий Александрович, спасибо за вопрос, отвечу. У нас есть стратегия низкоуглеродного развития, обязательства, принятые нами на себя в рамках Парижского соглашения. В рамках этой стратегии мы и работаем. Но сейчас я акцентирую внимание на том, что климатические проекты добровольные и мы просто позволяем фактически соревноваться в такой индустрии для того, чтобы наш бизнес пользовался этими возможностями. В этом наша главная задача - предоставить бизнесу возможность создавать и реализовывать климатические проекты, если это ему нужно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Вот вы много говорили о том, что реализация углеродных единиц, учёт и весь этот рынок будут способствовать росту ВВП. Скажите, пожалуйста, каковы удельные расходы (разница на 1 гигаватт или 1 киловатт, как вам угодно) традиционной, тепловой энергетики и низкоуглеродной энергетики в виде ветряной энергии, солнечной и так далее? Ответьте с учётом сезонного фактора. ТОРОСОВ И. Э. Оксана Генриховна, спасибо за вопрос. Ещё раз говорю, мы сейчас говорим просто про налоговые изменения с точки зрения НДС, связанные с углеродными единицами, которые возникают в результате реализации климатических проектов, в том числе, например, высадки лесов, и роста поглощающей способности, например, наших экосистем. В зависимости от того, какой климатический проект, - а разница видна и понятна - углеродная единица имеет разную стоимость. Если нужно подробно по этому поводу поговорить, я отдельно данную информацию с вами проработаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Илья Эдуардович, ещё в 2009 году так называемый климатгейт окончательно установил, что вся так называемая климатическая повестка основана на простом мошенничестве и последовательной подтасовке данных. Глобальное потепление, в результате которого в раннем Средневековье в Шотландии вызревал виноград, последующий малый ледниковый период, выход из него в XVII веке, очевидно, ни с какой антропогенной нагрузкой не связаны. Зачем вы поощряете такую, так сказать, деятельность предоставлением налоговых льгот тем, кто строит свой бизнес на основе заведомого мошенничества, последовательного игнорирования реальности и научных результатов и в перспективе подрыва российской экономики, пусть даже эта деятельность, как вы говорите, пока осуществляется сугубо добровольно? ТОРОСОВ И. Э. Михаил Геннадьевич, климатические проекты связаны, прежде всего, с повышающей способностью экосистем по поглощению углекислого газа, следовательно, эти проекты в том числе важны для экологии Российской Федерации - для выращивания лесов, работы с лесами и так далее. Второй пул проектов - это снижение углеродоёмкости производства продукции, повышение энергоэффективности производства, это тоже очень важный аспект для нашей экономики. То есть этот вопрос связан прежде всего (не буду сейчас говорить про климат) с энергоэффективностью и ростом поглощающей способности российских экосистем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, Государственная Дума очень много занималась фейками о российской армии - хорошо бы, если бы она с таким же упорством занялась фейками, которые были навязаны российской экономике, опять же, выявила бы иностранных агентов, которые эти фейки навязывали, проводили, обосновывали, и ущерб, который эти фейки нанесли российской экономике и, в общем, продолжают наносить. Ну вот какие это фейки? В общем-то, они многим понятны, это формирование стабфонда, это налоговый манёвр, который очень хорошо совместим с интенсификацией и разговоров, и мероприятий по низкоуглеродной энергетике. Мы делаем для западных потребителей углеродную энергетику более дешёвой, для нас делаем более дорогой, при этом нам - тем, у кого полно углеводородов, тем, у кого полно лесов, которые это поглощают, - навязывается неэффективная, очень дорогая зелёная энергетика в виде ветряков, солнца, солнечных панелей, и всего остального. Я полностью согласна с Вассерманом и с Делягиным в том, что никто вообще не доказал, что изменение климата связано с деятельностью социума и с парниковым эффектом, но если нам нужно решать экологические проблемы, которые действительно есть, так их нужно решать! Зачем нам через углеродные единицы... финансирование и налоговое поощрение компаний, которые будут учитывать воздух? Ну что такое углеродная единица? Учёт и организация продажи воздуха. Так лучше тогда заплатим гидромету, который всё время просит денег и которые мы не даём. А вся эта история стоит 10 миллиардов рублей. Ну, коллега, по-моему, даже... А, нет, он не слушает. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ДМИТРИЕВА О. Г. Ну хорошо, что слушает. Или потратим эти деньги на то, чтобы сделать систему охраны лесов от пожаров, - они горят, горят и горят. Вместо этого создаётся ещё одна система, навязанная, специально навязанная! Ввиду отсутствия углеводородов они вынуждены тратить средства на другие инвестиции, на другие виды энергии, и для того, чтобы быть конкурентоспособными, они навязывают нам это удорожание и специальные вот такие механизмы в виде учёта... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, представители правительства! Уже не первая попытка. В такое ответственное, сложнейшее для страны время правительством навязывается нам вот такая никчёмная дискуссия, потеря времени и денег. Уважаемые коллеги, вам нечем заняться? Вы посмотрите, Чубайса нет - это он был предводителем в очередной афере, Грета Тунберг занимается другими вопросами, а вы всё не можете из этой колеи выйти. На кого работаете, члены правительства, в этой афере? Она неудачная. Она уже как бы много раз развеяна всеми и вся - нет, правительство продолжает жевать этот кактус. Как не стыдно? (Оживление в зале.) Это не смешно, уважаемые коллеги! Хотите заняться экологическим проектом? Сколько раз я просил, посчитайте, сколько CO2 выделяется в результате пожаров наших лесов. Миллионы гектаров каждый год горят - никто не может сказать, сколько же выделяется CO2. А вот новыми лесами заняться очень хочется. Я знаю, где вы хотите заняться посадкой новых лесов, - на сельхозземлях! Те латифундисты, которые захватили земли и сегодня рискуют потерять их, потому что у них отнимут рано или поздно эти миллионы гектаров сельхозземель, придумали такую аферу, воспользовались вот этой повесточкой зелёной и говорят: а давайте мы станем экофермерами, мы эти леса - они сами там растут, их не надо сажать - превратим вот в такие генераторы кислорода и, таким образом, эти земли сохраним за собой. На кого работаете, ещё раз говорю? Впереди отчёт правительства - мы будем не просто категорически против голосовать, мы это поставим в упрёк правительству, премьеру: в ответственнейшее время он продолжает не замечать вот такого лоббизма, откровенного, антигосударственного, в том числе антиэкологического. И я предлагаю впредь, если кто придёт с таким лоббистским проектом, заранее, что называется, телеграфировать премьер-министру, чтобы обратил внимание, если он ещё на это не обратил внимания, уважаемые коллеги. А может быть, не только премьер-министру, но и специальным органам. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кашин Владимир Иванович. Включите микрофон на рабочем месте. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Три года назад эту инициативу обсуждали, она была принята в ЕС, законодатель этой моды - Германия. Вы помните, как нас неплохо утрамбовали тогда по Киотскому протоколу, обещали, что, если мы тут разорим всё и вся, если сократим выбросы, нам такие огромные деньги дадут, что мы будем здорово работать над экологическим проектом. Мы в разы, если вы помните, тогда перевыполнили все задачи, которые стояли перед Россией по Киотскому протоколу, - получили ноль с маслом. Вот когда появился этот проект - понятно, что он немецкий, - стало понятно, что он ставил задачу ограничить возрождение российской экономики, потому что за каждую углеродную единицу, опять же понятно, обещали бешеные деньги. Хуже того, нам тогда подвязали ещё проблемы - не только через аналитическую составляющую, но и в части развития агропромышленного комплекса в этом проекте (правда, что касается агропромышленного комплекса, там перенесли срок до 2030 года). Я полагал, что наше правительство и те, кто занимается подобными сомнительными проектами, успокоились, исходя из того что у нас, по существу, идёт война, - нет, вы видите, опять вынимается из запасников вот эта большая дурь, большая дурь! Я хочу сказать, когда появился проект, у нас сразу забегали энергетики, у нас сразу забегали другие структуры, кто выбрасывает, сбрасывает в атмосферу и в воду больше всех загрязняющих веществ. Хотели прикрыться сельским хозяйством, но потом успокоились - думали, что это дело не будет двигаться впереди паровоза. Уважаемые товарищи, считаю, что вопросы экологии, конечно, серьёзные, но в стране, которая является экологическим донором, ими надо заниматься по-серьёзному. При чём тут эти углеродные единицы? Это опять афера! Кто-то у кого-то купил, кто-то кому-то продал - зачем снова создавать алгоритмы надувательства? Давайте по ведомствам решать задачи экологизации - пожалуйста, берите, как главный... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время Кашину. КАШИН В. И. Пожалуйста, давайте заниматься лесным хозяйством. Лес - главный поглотитель вот этих выбросов, давайте его сберегать, давайте возрождать лесные угодья, давайте всерьёз заниматься этой темой. Мы не раз говорили о том, сколько проблем в лесу, нужно и экономику поправить, и чтобы экологический проект был. Вот, посмотрите, всё, что связано с 219-м, 458-м законами, - вот их за эти 10-12 лет извратили, по большому счёту, деятели из правительства, они не работают. Изначальные проекты, которые были приняты, действительно давали возможность улучшить ситуацию на этих направлениях, потому что не экологизацией там занимались, а занимались грабежом населения. Но эти проекты не решили главную задачу, они только создавали новых олигархов, допускали попытки создавать новых олигархов и заблудили всё. Возьмите любой небольшой сельсовет - сегодня там никто не знает, как убрать мусор: одни половину убрали, половина осталась, вторые не хотят убирать и так далее. Вот из малого создаётся большое, настоящее, а здесь сверху нам снова навязывается вот эта идея, проработанная нашими недругами, которые опять приняли решение: 50 миллиардов долларов отдать Украине для войны. А мы вот опять их идеи... под козырёк берём. Мы не будем голосовать за этот проект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово? Нет. Содокладчик - заключительное слово? Ануфриевой включите микрофон. АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемые коллеги, как я и предполагала, вся дискуссия происходит вокруг базовой темы по обороту углеродных единиц. Обращаю внимание, что это не налоговое законодательство, в налоговом законодательстве невозможно решить все проблемы в стране. Тогда нужно всем коллегам, которые поднимали вопрос в принципе о взятии Российской Федерацией на себя таких международных обязательств, наверное... давайте обратимся к базовым законам "Об ограничении выбросов парниковых газов" и "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации", которые мы с вами приняли в 2021 и 2022 годах. Давайте тогда сначала там прекратим эксперименты, давайте не будем выполнять обязательства, а потом уже будем решать налоговые проблемы. Пока Россия реализует взятые на себя обязательства и ведётся реестр, мы пытаемся максимально... не максимально, это минимально, скажем так, упростить участие тех добровольных участников - исполнителей климатических проектов, которые реально хотят каким-то образом улучшить экологическую ситуацию не только в стране, но и в мире. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 50 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 69 чел.15,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.