Заседание № 58
О проекте федерального закона № 505802-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка перехода прав по закладной).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по собственности Юрий Германович Медведев. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по собственности выносит на ваше рассмотрение в третьем чтении проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Он прошёл все необходимые экспертизы, правовую и лингвистическую. Я просто хочу вам напомнить, что данный законопроект мы с вами определили как приоритетный с точки зрения необходимости его принятия именно сейчас для стабилизации финансового рынка. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть замечания по докладу комитета? Нет. Выносим на "час голосования". Я объявляю "час голосования" и ставлю на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Остановите голосование. Прошу прощения, оказывается я не заметил руку депутата Грачёва, он хотел выступить по мотивам. Я приношу ему свои извинения, но он не настаивает. Тогда покажите результаты. Нет, говорят, что надо снова голосовать, поскольку я всё-таки остановил голосование. Ещё раз ставлю на голосование данный законопроект в третьем чтении. Включите... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет выступать Грачёв? Будет. Тогда Грачёву по мотивам от фракции - три минуты. Имеет право. ГРАЧЁВ И. Д., фракция "Справедливая Россия". Спасибо огромное. Уважаемые коллеги, я просто счёл необходимым сказать, что к стабилизации рынка это никакого отношения не имеет. Отмена обязательной бумажной фиксации всех документов, несомненно, увеличивает риски оборотов. То есть да, к обороту, к скорости работы это отношение имеет, но при этом надо понимать, что риски только вырастут в результате этой операции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коротко, ясно. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона, который я уже объявил. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 19 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8% Результат: принято Закон принят.
Заседание № 56
О проекте федерального закона № 505802-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка перехода прав по закладной; принят в первом чтении 13 февраля 2008 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 13. У меня есть письменное обращение от комитета, который представляет этот законопроект, с просьбой заменить докладчика Евгения Исааковича Богомольного на председателя комитета Плескачевского. Нет возражений у депутатов? Нет. Оставляем вопрос в повестке дня. Доклад делает Виктор Семёнович Плескачевский. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Виктор Семёнович. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию законопроект входит в то, что называется антикризисным пакетом для нормализации ситуации в финансовом секторе. Напомню, что цель его принятия заключается в создании условий для эффективного формирования, передачи, обращения, повышения надёжности в целом всей системы обращения самих ипотечных ценных бумаг, снижения рисков и издержек, связанных с ипотечным покрытием. Здесь объяснять не надо, что на сегодняшний день проблема достаточно актуальна. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению были существенно переработаны и дополнены его правовые нормы, связанные прежде всего с введением самого института депозитарного учёта, аналогичного учёту, существующему сегодня на рынке ценных бумаг в отношении закладных, согласно которому все операции с ними фиксируются депозитарием с использованием соответствующих технических средств. При составлении закладной залогодатель указывает в ней, что права по ней подлежат обязательному депозитарному учёту, что заменяет договорные нормы. Предусмотрена также возможность посредством нанесения соответствующей передаточной надписи перевести на депозитарный учёт уже обращающуюся закладную. Текст, предложенный вашему вниманию, согласован с Правительством Российской Федерации, Государственно-правовым управлением президента, Правовым управлением Аппарата Думы. Замечаний по этому тексту нет. Вашему вниманию предлагается только одна таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию. В связи с отсутствием таблицы 2 прошу рассмотреть таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию, и законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у вас на руках таблица 1, шесть поправок. Обращаю ваше внимание, что вам роздан материал, где внесены изменения и в тестовые поправки (уже комитет внёс в них изменения), и в таблицу на страницах 23-25, но количество поправок осталось прежним. Здесь шесть поправок, которые комитет рекомендует к принятию. Есть ли замечания по этой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 18 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0% Результат: принято Таблица принимается. Ставлю на голосование проект данного федерального закона во втором чтении. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 47 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 8
О проекте федерального закона № 505802-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в части, касающейся порядка перехода прав по закладной).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, приступаем к рассмотрению пункта 10 повестки заседания Думы, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра экономического развития и торговли Российской Федерации Анны Владиславовны Поповой. ПОПОВА А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Уважаемые депутаты, рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование системы ипотечного кредитования, развитие системы рефинансирования банков, которые выдают ипотечные кредиты, а также на совершенствование процесса выпуска ипотечных ценных бумаг. Сегодня ипотека является важнейшим инструментом финансирования покупки жилья. В 2007 году объём ипотечного кредитования удвоился по сравнению с 2006 годом и составил 620 миллиардов рублей, а количество выданных кредитов в 2007 году превысило триста тысяч. Развивается инструментарий ипотечного кредитования, выпускаются ипотечные ценные бумаги. Сегодня около 20 процентов выдаваемых банками кредитов рефинансируется. Эффективная система рефинансирования ипотечных кредитов важна для поддержания стабильности банковской системы. Важнейшим институтом рефинансирования является Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, которое рефинансировало начиная с 2005 года более ста тысяч кредитов. Рассматриваемый законопроект направлен на повышение эффективности системы рефинансирования. Им предусматривается введение депозитарного учёта закладных при рефинансировании ипотечных кредитов. Учёт в депозитарии в отличие от существующего сегодня ручного учёта позволит решить несколько проблем. Во-первых, это существенно снизит издержки, которые сейчас высоки из-за необходимости физического перемещения пула закладных, который может состоять из нескольких тысяч закладных, а также в силу необходимости вручную, физически осуществлять надписи на закладной. Во-вторых, это снизит риски технических ошибок, физической утраты закладной, обеспечит экономию времени и надёжность системы учёта в целом. В совокупности это приведёт к более современной и эффективной системе ипотечного кредитования и рефинансирования. Благодарю за внимание и прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анна Владиславовна. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад председателя Комитета по собственности Виктора Семёновича Плескачевского. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, представленный вашему вниманию законопроект поддерживается Комитетом по собственности по следующим основаниям. Нет, наверное, необходимости говорить о значении ипотеки на данном этапе развития, поскольку этот механизм создаёт условия для снижения транзакционных издержек, а значит, удешевления ипотеки, поэтому мы считаем крайне важным поддержать его. Однако по законопроекту имеется достаточно большое количество замечаний, на которые мы в ходе нашего доклада постараемся обратить внимание. Прежде всего эти замечания сводятся к следующему. С одной стороны, предлагается механизм безналичного хранения закладных для создания пулов, для создания механизма секьюритизации, опосредованного выпуска иных ценных бумаг для рефинансирования. В законопроекте предлагается возложить эту деятельность на существующий сегодня депозитарий, при этом имеется в виду, что это полностью покрывается определением "депозитарная деятельность". К сожалению, в нынешнем законе "О рынке ценных бумаг" понятие "депозитарная деятельность" имеет отношение в основном к безналичным, нематериальным ценным бумагам - к акциям, облигациям, прежде всего эмиссионным бумагам, а в законе об ипотеке ипотечные ценные бумаги прописаны как документарные бумаги, именные документарные бумаги. Возникает противоречие, которое предполагает, по существу, организацию физического хранения этих ценных бумаг. Это расходится с определениями, существующими в законе "О рынке ценных бумаг", но, на наш взгляд, эти противоречия преодолимы. Для этого нужно принять принципиальное решение об уточнении отдельных положений либо в законе "Об ипотеке...", либо в законе "О рынке ценных бумаг". Но Комитет по собственности полагает, что количество замечаний к нему не составляет критической массы, и просит поддержать его в первом чтении. Прошу проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Семёнович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вопросов нет. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Желающих выступить нет. Вопрос ставится на голосование. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 09 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8% Результат: принято Принято.