Заседание № 299

17.05.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 505194-6 "О внесении изменений в статьи 305, 307 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения содержания описательно-мотивировочной части приговора).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5986 по 6085 из 6276
32-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 305,      
307 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад Юрия         
Петровича Синельщикова.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы предлагаем внести дополнение в Уголовно-процессуальный    
кодекс, установив правило, в соответствии с которым в                           
описательно-мотивировочной части приговора могут содержаться ссылки на          
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также на          
постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.                  
                                                                                
Такое правило существует нынче на практике, и суды ссылаются на эти акты        
Верховного Суда. Кроме того, по инициативе Президента Российской Федерации      
два года назад были приняты дополнения в часть 4 статьи 170 Арбитражного        
процессуального кодекса, где это правило также было записано.                   
                                                                                
Наш законопроект направлен на сохранение высокого статуса, авторитета           
разъяснений, правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации для          
обеспечения единообразной практики действующих в Российской Федерации судов и   
для унификации законодательства: раз это есть в Арбитражном процессуальном      
кодексе, то разумно и в Уголовно-процессуальном кодексе это прописать.          
                                                                                
Есть два отрицательных заключения по нашему законопроекту. Правовое             
управление полагает, что он неприемлем, потому что в уголовном процессе не      
допускается аналогии закона и аналогии права. Однако смею заявить, что          
уважаемое мною управление здесь очень ошибается, ибо, вообще-то, в уголовном    
процессе допускается и аналогия права, и аналогия закона - об этом написано в   
любом учебнике по уголовному процессу. Однако вопрос не в этом, вопрос не в     
нормотворчестве Верховного Суда - мы говорим о его праве давать толкование      
действующих норм, это его право прописано, предусмотрено в законе. Это по       
первому заключению.                                                             
                                                                                
И второе - это заключение профильного комитета, Комитета по гражданскому,       
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, где сказано, что   
Президиум Верховного Суда не уполномочен принимать постановления по вопросам    
судебной практики. Конечно же, не уполномочен, коллеги, но мы и не говорим о    
том, чтобы наделить его таким правом, мы говорим о том, чтобы использовать      
прецеденты - постановления, которые принимает Президиум Верховного Суда при     
рассмотрении конкретных дел, так же как в арбитражном процессе.                 
                                                                                
Таким образом, здесь ничего нового нет, это вполне приемлемый законопроект.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рафаэль Мирхатимович Марданшин, пожалуйста.               
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!              
Законопроектом предлагается дополнить статьи 305 и 307                          
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положениями о             
возможности содержания в описательно-мотивировочной части приговора ссылок на   
постановления Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации.        
Изменения предлагается внести по аналогии с Арбитражным процессуальным          
кодексом Российской Федерации.                                                  
                                                                                
Следует отметить, что редакция части 4 статьи 170 АПК, которую имеют в виду     
авторы законодательной инициативы, направлена на сохранение в силе              
постановлений Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской         
Федерации по вопросам судебной практики после его упразднения. Кроме того,      
Президиум Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен принимать         
постановления по вопросам судебной практики согласно Федеральному               
конституционному закону № 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации".        
                                                                                
Также следует учитывать, что арбитражное судопроизводство допускает аналогию    
права, поэтому постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской    
Федерации могли выступать в качестве источника такой аналогии, в то время как   
в уголовном процессе принятие решений по аналогии недопустимо. В то же время    
статьи 305 и 307 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не       
содержат запрета на упоминание в приговорах и иных процессуальных документах    
разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, поэтому               
предлагаемое изменение представляется избыточным.                               
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и        
процессуальному законодательству предлагает Государственной Думе отклонить      
данный законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также не поддерживает данный       
законопроект и будет голосовать против.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Нет. Есть ли желающие выступить? Тоже       
нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              186 чел.41,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    186 чел.                                          
Не голосовало                 264 чел.58,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.