Заседание № 137
О проекте федерального закона № 504889-7 "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О рекламе" (в части, касающейся рекламы в телепрограммах и радиопрограммах).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
36-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О рекламе". Докладывает Антон Вадимович Горелкин. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению, прошёл все необходимые согласования. Поддерживая законопроект, вы голосуете за светлое будущее российского телевидения, российской анимации, и зритель от этого, поверьте, только выиграет. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемые товарищи, коллеги! Депутаты фракции КПРФ не поддерживают данный законопроект, поскольку он увеличивает объём рекламы до 12 минут в час, причём, понятно, в лучшее время, говоря русским языком, рекламы будет ещё больше. Многие граждане, мы это хорошо знаем, и так уже отказались от телевидения, практически всё молодое поколение и за информацией, и за развлечениями ушло в интернет-пространство, тем более что объективной и всесторонней информации социально-экономического и политического плана на телевидении просто нет. Посмотрите, как освещается на телеканалах, например, пенсионная тема: разве удельный вес оценок и аргументов оппозиции в общем потоке суждений и сюжетов отражает хотя бы соотношение голосов в этом зале? Конечно нет! И точно такая же ситуация по многим другим вопросам - такое телевидение отталкивает людей, а нам говорят, что журналисты скажут спасибо за такой закон. Ведь тогда получается, что телевидение всё больше превращается в замкнутую на саму себя корпорацию, зависящую от интересов рекламных корпораций и от власти. А к чему сейчас сводится социальная функция телевидения? К психотерапии, к созданию иллюзий, к отвлечению от реальных социальных проблем пенсионеров. И ещё один момент. Любая теле- и радиопередача, и мы это тоже хорошо знаем, так или иначе воздействует на сознание и на подсознание людей, формирует некую направленность мировосприятия, формирует определённые ценности. Говорят, вот телепередачи для детей: а кто контролирует сегодня содержание телепередач для детей, а кто контролирует содержание рекламы? А ведь реклама формирует в основном эгоизм и потребительство - а где гражданская позиция? Кто будет этим заниматься?! Мы считаем, что сначала необходимо создать надёжные механизмы общественного контроля за содержанием того, что находится в программах, в телепередачах, в радиопередачах, естественно, а потом, когда телевидение станет созидательным и неразрушительным, можно будет говорить и о каких-то других, дополнительных средствах для его укрепления. Мы полагаем, что такой законопроект поддерживать нельзя. Мы будем голосовать против, и мы всегда голосовали против законов, которые наносят вред формированию гражданского сознания и общественно-солидарной позиции людей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Власов Василий Максимович, фракция ЛДПР. ВЛАСОВ В. М., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, мы также будем голосовать против данного законопроекта. Ситуация очень простая: на протяжении нескольких десятилетий различные источники дополнительной рекламы развиваются, реклама появляется и в сети Интернет, и на наших телеэкранах, и на радио. И вот уже нам предлагают до 20 процентов увеличить объём этой рекламы на телевидении - каким будет следующий шаг: 25, 30, 40 процентов, а, может быть, даже половина эфирного времени будет тратиться на вот такие моменты? Я считаю, это недопустимо, тем более когда мы обсуждаем очень хорошие инициативы, допустим, как тогда, когда мы с вами в третьем чтении проголосовали за законопроект под 31-м пунктом, где было сказано, что будет создан единый реестр сельхозпроизводителей. Мне кажется, что всё-таки нужно рекламное время тратить на то, чтобы рекламировать именно таких замечательных людей, те замечательные производства, которые в Российской Федерации существуют. Где в законе прописано, какой процент эфирного времени, рекламного времени даётся социальному предпринимательству? Абсолютно нету ничего! И мне кажется, что ни в коем случае такие инициативы нельзя поддерживать! Ещё раз подчёркиваю, что за последнее время количество различных рекламных источников увеличилось в несколько раз. Сейчас весь Интернет завален рекламой, таргетинговой рекламой, все социальные сети завалены рекламой, и вы говорите: давайте это оставим, позволим на телевидении давать ещё больше рекламы, тем самым позволим, естественно, заработать крупным компаниям, которые владеют этими телеканалами. Ещё раз подчёркиваю: фракция ЛДПР не будет голосовать за эту инициативу. И мы надеемся, что, конечно же, в ближайшее время всё-таки социальной рекламе, рекламе нашего будущего, рекламе, где будет говориться о том, чтобы производили и покупали товары нашего, российского производства, будет уделено больше внимания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ревенко Евгений Васильевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Николаю Ивановичу Рыжаку. РЕВЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уже много слов было сказано по поводу данного законопроекта, он оказался достаточно резонансным, но ещё раз хотел бы обратить ваше внимание на несколько обстоятельств. Прежде всего, данный законопроект всё-таки не про деньги, а про развитие целой индустрии - индустрии телевидения. Денег, которые выделяются из федерального бюджета, а это миллиарды рублей, явно недостаточно. Регулирование в телевизионной сфере, как в любой творческой сфере, должно быть грамотным, аккуратным и очень осторожным. Я хотел бы привести только несколько примеров. Те ограничения, которые наложил законодатель в прошлые годы на рекламу в программах для детей и юношества, привели к тому, что полностью, практически полностью, прекратилось производство детских фильмов, ни один из производителей не идёт в этот сектор производства. Почему? Потому что любая реклама запрещена. А данным законопроектом реклама жёстко регламентируется, но она допускается. Я приводил здесь примеры производства высококачественного, высококлассного кино, которое мы все с вами любим и смотрим, отечественного кино, и я вас уверяю, что после принятия данного закона (это к вопросу о тех, кто заботится о развитии телевидения и кинопроизводства), буквально через два-три года, мы с вами увидим новое высококачественное детское кино, точно так же в мультипликации, а нам есть чем гордиться в мультипликации. Приведу ещё один пример для тех, кто не собирается голосовать. Есть два круглосуточных мультипликационных телевизионных канала. Один из них - детский канал "Карусель", который является продуктом компаний "ВГТРК" и "Первый канал" и распространяется обычным образом, и вот контент, содержание, там в соотношении примерно 50 на 50: 50 процентов отечественного производства и 50 процентов приходится закупать. Почему? Потому что отечественного продукта не хватает и распространение этого канала происходит обычным способом. Есть канал "Мульт", который делает корпорация "ВГТРК", он распространяется через кабельные сети, IP-телевидение, спутник и так далее, и для того, чтобы посмотреть этот канал, потребитель платит, и я обращаю ваше внимание: на 100 процентов продукция этого канала отечественного производства. Коллеги, услышьте простой и ясный аргумент: там, куда идут деньги, налаживается, идёт производство отечественного высококачественного телевизионного продукта. Уважаемые коллеги, я призываю вас данный законопроект поддержать, а эмоции отложить в сторону. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рыжак Николай Иванович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Евгений Васильевич меняется, как меняется каждый из нас. Мы помним его деятельность ещё на канале "НТВ", знаем, что он многое сделал для того, чтобы "Россия 1" была интересной, занимательной, я как-то уже отмечал это в этом зале. И сейчас мы констатируем, что, конечно, нельзя сравнивать "Россию 1" и "Первый канал", - за "Первый канал" откровенно просто стыдно! Евгений Васильевич, мы все понимаем вашу озабоченность, важность финансовой стороны, это действительно надо, а когда я говорил, что вы меняетесь... Видимо, дело в политическом сознании, оно проникает в нас, и каждый из нас здесь меняется: мы пропитываемся высокой культурой, взыскательностью друг к другу, по-другому оцениваем события и понимаем, что наделали много ошибок и настало время их исправлять. И всё же я скажу: вот сегодня в повестке дня должен был быть вопрос о ратификации 20-й статьи международной конвенции - Конвенции Организации Объединённых Нации против коррупции, но по каким-то причинам его рассмотрение по решению Совета отложили на осень. Так вот наряду с какими-то чисто юридическими нормами... Я готовился выступить и, что интересно, хотел как раз поддержать заключение комитета - почему? Потому что с аргументами, которые привёл комитет, я в основном согласен, но с концовкой, которая была весьма интересной, что коррупция, а Стратегия национальной безопасности формулирует, что это сейчас состояние нашего общества, что метастазы коррупции пронизали все сферы нашей жизни... Мы сейчас должны всё сделать для того, чтобы вот эту бездуховность, вот это разрушение наших исконных духовных ценностей пресечь, и я думаю, что телевидение здесь играет первостепенную роль. Вот почему так высока роль парламентского контроля, роль телевидения, жизненной позиции каждого из нас - мы даже коррупции можем нанести сокрушительный удар! Но общество должно выстроить всю систему, начиная с кадровой политики, с руководящего звена, с детского воспитания... Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович, всё равно три минуты, сейчас у нас выступления по мотивам. РЫЖАК Н. И. По мотивам, да? Ну тогда я заканчиваю. Я ещё раз хочу поддержать. Мы должны... Почему оппозиция, используя каждый шанс, выходит на эту трибуну? Потому что контроль, общественный контроль за телевидением, за сферой образования должен быть постоянным, системным, иначе мы не спасём наше будущее. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович. Коллеги, выступления по мотивам завершены. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 55 сек.) Проголосовало за 287 чел.63,8 % Проголосовало против 78 чел.17,3 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 136
О проекте федерального закона № 504889-7 "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О рекламе" (в части, касающейся рекламы в телепрограммах и радиопрограммах; принят в первом чтении 17 июля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 32, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О рекламе". Леонид Леонидович Левин, пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило пять поправок, все они рекомендуются комитетом к принятию. Поправками уточняется, что в детских телепередачах не допускается распространение рекламы алкогольной продукции, лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, биологически активных добавок, продукции военного назначения и оружия, основанных на риске игр, пари, финансовых услуг и финансовой деятельности, ценных бумаг, услуг по заключению договоров ренты, а также деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации. Аналогичные изменения вносятся и в положения, регулирующие порядок распространения рекламы в детских радиопередачах. Текст законопроекта подготовлен комитетом к рассмотрению во втором чтении. Проведены правовая и лингвистическая экспертизы. Комитет предлагает утвердить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 21 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 63 чел.14,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 45 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 64 чел.14,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет просит включить законопроект в порядок работы Государственной Думы на 25 июля для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 133
О проекте федерального закона № 504889-7 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе" (в части, касающейся рекламы в телепрограммах и телепередачах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, у нас на 12 часов 30 минут, на фиксированное время, стоит 32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе". Докладывает Антон Вадимович Горелкин. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В законопроекте две новации: первая - мы предлагаем вернуться к лимиту рекламы, который был до 2006 года, 20 процентов времени вещания в час (сейчас 15 процентов), кроме того, мы предлагаем оставить на прежнем уровне суточный лимит рекламы, то есть не более 15 процентов; вторая - мы предлагаем разрешить рекламу в детских телепроектах, но при этом ограничить её тематику товарами, предназначенными только для детей. Наши главные цели - поддержать российские телеканалы в условиях глобальных структурных изменений, стимулировать телеканалы повышать качество контента, стимулировать развитие детского вещания, снижать зависимость индустрии от бюджетных средств. Хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги, что сейчас лимит рекламы в России один из самых низких в мире. Связь между увеличением доходов телеканалов и повышением качества контента, на мой взгляд, прямая. Мы хотим, чтобы были конкурентоспособные телепроекты, а для этого нужны талантливые, уникальные специалисты, работа которых стоит больших денег, нужны технологии мирового уровня и многое другое, но это огромные деньги, которые сегодня не потянет ни один государственный бюджет. То есть нам необходимо придать импульс развитию индустрии, и наш законопроект соответствует этой задаче. Сейчас, уважаемые коллеги, индустрия впервые столкнулась с глобальными вызовами. Во-первых, это структурные изменения рынка: по итогам 2017 года рекламные рынки на телевидении и в Интернете практически сравнялись, и есть прогноз, что в 2018 году Интернет опередит телевидение. Во-вторых, телеканалы перешли на цифровое вещание, а это очень дорогая технология, это огромные средства, десятки миллиардов рублей дополнительных затрат в масштабах отрасли. Закон, как воздух, ждут сегодня в регионах областные телеканалы, городские телеканалы. Многие из них сегодня не живут, а выживают, и наш законопроект - это важный шаг им навстречу, ощутимая поддержка. Хочу подчеркнуть, что, несмотря на все трудности, доля российского контента на наших телеканалах год от года растёт, это видно невооружённым глазом, а значит, мы помогаем растущей отрасли, для нас это очень важно. Но к сожалению, обратная ситуация складывается в детском вещании - здесь мало российского контента, телеканалам сегодня неинтересно инвестировать в этот сегмент. Наш законопроект исправит ситуацию - мы консультировались с участниками рынка. Время плановой экономики давно прошло, выросло целое поколение, которое живёт в совершенно иной реальности. Мы не можем сегодня административно, приказом секретаря обкома поставить в эфир, например, "Ну, погоди!". К сожалению, типична ситуация, когда масштабные современные анимационные проекты лежат на полке: они не могут попасть на федеральные каналы, потому что телеканалам невыгодно их показывать - они не могут поставить в них рекламу, не могут заработать. Сейчас невыгодно транслировать даже короткие советские мультфильмы, не говоря уже о современных масштабных анимационных детских проектах, образовательных передачах - их очень мало в эфире, а те, что есть, сделаны в основном с привлечением бюджетных средств. Уважаемые коллеги, прошу поддержать важнейший для развития индустрии законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Леонид Леонидович Левин. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Антон Вадимович довольно подробно рассказал о законопроекте. Комитет Государственной Думы по информационной политике, поддерживая концепцию рассматриваемого проекта федерального закона, обращает внимание на то, что отдельные его положения нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также в юридико-технической и лингвистической корректировке. В частности, в законопроекте используется понятие "товары, не предназначенные для детей", однако в действующем законодательстве Российской Федерации данный термин не определён, и в законопроекте он не раскрывается - данный пробел может привести к проблемам при применении норм закона на практике. Высказанные замечания и предложения могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению. В последние несколько лет объёмы рекламы на телевидении сокращаются, в том числе и по причине наличия целого ряда жёстких ограничений на рекламирование определённых видов продукции, а предлагаемый законопроект позволит телеканалам более эффективно привлекать рекламодателей и обеспечивать стабильность своего финансирования. На основании изложенного комитет Государственной Думы по информационной политике просит поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Десять вопросов. Посмотрим, кому больше, - может быть, или докладчик, или содокладчик на трибуну выйдет? Ну хорошо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Антону Вадимовичу. Понятно, что этот законопроект направлен на то, чтобы побольше у нас было различных программ, телеканалов, а вот о людях вы вообще думаете, когда такие законопроекты вносите? Вы прекрасно знаете, что реклама у нас крутится в основном одна и та же, совершенно одна и та же, никаких рекламодателей больше не привлекают - вот кто заплатил, их рекламу и показывают постоянно, через каждые три-пять минут, пока идёт фильм или что-то другое. Теперь ещё и в отношении детских программ вы собираетесь сделать так же. Для кого тогда там будет реклама, для детей или для кого? Ответьте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Уважаемая Тамара Васильевна, меня радует, что вы очень неравнодушный человек и ваша цель, как и моя, сделать нашему зрителю хорошо. А хорошо ему будет тогда, когда он будет смотреть качественный контент. Я глубоко убеждён, что для зрителя непринципиально, 15 процентов или 20 процентов, если ему будет интересно то, что показывают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Герасименко Николай Фёдорович. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Антону Вадимовичу. Речь можно вести не только об увеличении объёмов, но и, самое главное, об изменении структуры. Мы провели анализ показываемой рекламы: на первом месте стоит реклама продуктов, притом вредных продуктов, жирных, с содержанием большого количества сахара, это реклама пепси-колы, фастфуда и так далее, на втором месте, уже как следствие, - реклама лекарств. Особенно страшно, что на детских каналах идёт реклама детских продуктов, которые есть нельзя, - "Папа может" и всего остального. Отсюда увеличение числа детей, страдающих ожирением, имеющих избыточный вес, который есть уже у 40 процентов взрослых, и в результате куча заболеваний, из-за этого в ряде стран такая реклама запрещена или ограничена. Рассматривается ли наряду с тем, чтобы увеличить время, вопрос о том, чтобы изменить подачу рекламы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо, Николай Фёдорович, очень хороший вопрос. Мы именно поэтому и предлагаем ограничить рекламу в детских передачах рекламой товаров, предназначенных для детей. Мы будем рады любым предложениям ко второму чтению, которые так или иначе будут способствовать повышению качества контента, развитию индустрии и будут ограждать наших детей от вредных товаров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Антон Вадимович, согласно законопроекту мы увеличиваем продолжительность телерекламы в течение одного часа, при этом мы устанавливаем суточный лимит. Не получится ли так, что реклама, которая шла ночью, потихонечку будет переходить на то время, когда смотрит большая аудитория? Можно будет это как-то в законопроекте ко второму чтению отрегулировать, чтобы всё-таки не получилось так, что в прайм-тайм будет идти одна реклама? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо за вопрос, Андрей Геннадьевич. Безусловно, мы будем благодарны за предложения ко второму чтению. Действительно, мы сохраняем лимит 15 процентов в сутки, в течение 24 часов, и при этом увеличиваем количество рекламы в час до 20 процентов, тем самым мы даём телеканалам возможности для манёвра, чтобы они могли перераспределять рекламу, этот законопроект направлен на развитие индустрии. Увеличение на 5 процентов, на наш взгляд, непринципиально, у нас один из самых низких лимитов рекламы в мире: те же страны Европейского союза давно живут с лимитом 20 процентов рекламы в час, и европейцы смотрят, мы можем вспомнить 90-е годы, когда не было абсолютно никаких лимитов, так что я не вижу здесь большой проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Антон Вадимович, мы услышали ваши аргументы, заключающиеся в том, что действительно необходимо создавать качественный отечественный контент. Но вот вы приводили пример: 20 процентов - это уже потолок на Западе. Я думаю, что эти 5 процентов в принципе ситуацию не спасут, через год, через два вы опять придёте и будете говорить, что надо что-то делать. Я думаю, это абсолютно временное, какое-то промежуточное решение, которое, кроме отрицательного воздействия на наших граждан, не даст никакого эффекта, эффекта с точки зрения создания контента - там другие деньги и другие вопросы. Исходя из сказанного у меня к вам следующий вопрос. Вы можете назвать, скажем, три позиции, которые являются определяющими для наших телеканалов в части затрат, чтобы я мог определить точку приложения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо, Сергей Михайлович, хороший вопрос. Затраты на контент являются одними из основных для наших федеральных каналов. Я понимаю, о чём вы говорите, что неочевидна связь между увеличением доходов телеканалов и повышением качества контента. На это я могу ответить словами классика, словами Пушкина: "Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать". Я глубоко убеждён, что если бы у Александра Сергеевича Пушкина не было возможности зарабатывать на своих стихах, то томов в собрании сочинений Пушкина было бы гораздо меньше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Афонский Владимир Игорьевич. АФОНСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Вопрос Антону Вадимовичу. Антон Вадимович, я разделяю мнение авторов о том, что в России необходим качественный контент, и забота о развитии детского телевидения не может нас не радовать. Если я правильно вас понял, реклама внутри контента будет подвергаться возрастной маркировке так же, как сейчас на обычных телеканалах. Правильно ли я понял, что авторы вместе с участниками рынка разделяют эту позицию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо за вопрос, Владимир Игорьевич. Да, для нас принципиально ограничить рекламу в детских передачах рекламой товаров, предназначенных для детей. Вопрос, как это будет сделано технологически, мы предлагаем урегулировать ко второму чтению. Да, мы абсолютно поддерживаем вашу позицию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Антон Вадимович, я не верю в то, что это пожелание наших избирателей, если говорить о сути законопроекта. Честно говоря, я уже устал от рекламы, даже на наших государственных телеканалах, и на "Первом канале", и на "России", уже просто невозможно смотреть телепередачи! Я понимаю, что сегодня с помощью рекламы фактически убивают генофонд российской нации, с помощью рекламы некачественных продуктов, рекламы лекарств, такое ощущение, что всё наше население больное и все должны идти и покупать лекарства, чтобы лечиться. Вы говорите о необходимости поддержки региональных и муниципальных каналов, но многие из них просто ушли в никуда после того, когда мы с вами определили 20 каналов, которые перешли на "цифру", вот именно тогда региональные телеканалы ушли в никуда, и сегодня многим из них уже просто не восстановиться. Я считаю, что реализация этого законопроекта фактически пойдёт в ущерб гражданам России. Вопрос у меня следующий: кто лоббирует принятие этого неоднозначного законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо, очень актуальный, своевременный вопрос. Я хочу подчеркнуть, что лоббируем этот законопроект я и моя коллега Марина Мукабенова - мы лоббируем интересы своих избирателей, интересы талантливых людей, интересы отрасли, интересы развития индустрии, потому что сегодня у нас очень мало качественных детских проектов, их практически нет: для телеканалов это фактически социальная нагрузка, и они тихо саботируют этот процесс. Поэтому, если мы ничего не изменим, отрасль продолжит стагнировать на многие десятилетия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос и к Антону Владимировичу, и к Леониду Леонидовичу. А вопрос такой: какие рассматривались альтернативные варианты по повышению качества контента? Это первое. Второе. Анализировалась ли структура затрат каналов - и в части создания контента, и в целом - на предмет соответствия требованиям федеральных законов о закупках, например 44-го или 223-го? Я понимаю, что каналы под действие этих норм не подпадают, но речь идёт о том, что у нас вот этот рынок телевизионный фактически... скажем так, не монополизирован, но это олигополия, можно сказать, что это естественная монополия. И если мы какие-то преференции им даём, то, соответственно, мы должны контролировать состав затрат. Вот вы анализировали или нет это направление, как дополнительный источник доходов этих каналов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В пределах отведённых трёх минут. Сначала Антон Вадимович Горелкин. Пожалуйста. ГОРЕЛКИН А. В. Валерий Карлович, спасибо за вопрос. Безусловно, мы консультировались с участниками рынка, мы анализировали различные варианты, различные схемы. Затраты на контент являются одними из ведущих сегодня в общем объёме затрат, и наши предложения, безусловно, дадут импульс развитию индустрии, это подтверждают и участники рынка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продолжает Леонид Леонидович Левин. Пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л. Валерий Карлович, я хотел бы сказать, что затраты на контент являются ключевыми, потому что собственно рейтинг определяет именно качество продукции либо собственного производства, либо той, которая закуплена. А с точки зрения расходной составляющей аудит всех наших центральных каналов проводится Счётной палатой, а она определяет эффективность расходования государственных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Антон Вадимович, считаю, что из-за и без того запредельного количества рекламы на телевидении и из-за низкого уровня контента телевизионного зритель покидает экран телевизора и переходит к экранам компьютерных сетей, айфонов и так далее. Если есть статистика по этому переходу, приведите её, пожалуйста. Я считаю, что это медвежья услуга телевидению, но, если вы считаете иначе, не согласились бы вы, чтобы во время вот этих рекламных пауз бегущей строкой бегущей строкой давалась информация, что каждая четвёртая минута рекламы на экране телевизора выходит благодаря закону вашего имени - имени Горелкина? Если это не так... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Только каждая пятая, наверное, Олег Анатольевич. Пожалуйста, Антону Вадимовичу включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо, Олег Анатольевич. Вот в 90-е годы у нас была действительно абсолютно неконтролируемая реклама, она была просто запредельная, сейчас она соответствует мировым стандартам и европейским нормам. Рынок рекламы достаточно зарегулирован, целые группы товаров запрещены к ротации. Зритель покидает телевидение прежде всего именно из-за низкого качества контента. Предложение пустить дополнительной строкой информацию о том, кто автор этого законопроекта, я лично не поддержал бы именно потому, что это ухудшит качество контента на телевидении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Большое спасибо, Иван Иванович. Ну, уважаемые коллеги, во-первых, мы с вами законодатели, и давайте выражаться простым и понятным языком: слова "контент" нет ни в одном законе, это означает содержание, то есть, допустим, низкое содержание телепрограмм - так надо выражаться. Это первое. Второе. Вот, уважаемый автор, вы сказали, что вы продвигаете данный законопроект. Я знаю очень хороший телевизионный мультсериал "Смешарики", замечательный мультфильм, с удовольствием сам смотрю. Как вы считаете, сколько стоит выпуск одной серии? И сколько в результате реализации вашего законопроекта, разрешения допуска этой рекламы, можно будет снять подобных серий этих самых "Смешариков"? На какой эффект вы вообще рассчитываете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо за вопрос, очень своевременный, актуальный. Мы рассчитываем на качественный рост и развитие индустрии, мы рассчитываем на кратное увеличение детских телепроектов, сериалов, передач и, конечно же, образовательных программ, для нас это очень важно, это флагманская цель нашего законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос к Антону Вадимовичу. Рекламу, конечно, нужно сокращать, а не увеличивать, по крайней мере на государственных каналах. Не секрет, что каналы при показе рекламы прибегают к некоторым приёмам, например при трансляции, как только начинается реклама, громкость звука увеличивается в разы. В этой связи вопрос: может быть, ввести запрет ещё и на такие ухищрения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Горелкину включите микрофон. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо за вопрос. По поводу громкости звука вопрос уже урегулирован, эту ситуацию контролирует Федеральная антимонопольная служба. И ещё раз хочу подчеркнуть, что, если мы будем сокращать количество рекламы, это приведёт... Здесь правильно подмечали, что у нас довольно небольшие бюджетные ассигнования, а это приведёт к увеличению доли бюджетных средств в этой индустрии, то есть в итоге это ни к чему хорошему, к сожалению, не приведёт, отрасль продолжит стагнировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, может быть, можем договориться: либо одно выступление семь минут, либо два по три минуты? У нас огромная повестка дня. (Шум в зале.) Ну вот я и говорю: либо два выступления от фракции по три минуты, либо одно семиминутное. Нет возражений? Нет возражений. Тогда договорились. Бортко Владимир Владимирович, три минуты, пожалуйста. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Ну, сначала про звук, где, как говорят, уже урегулировано всё. Это просто неправда, потому что в физике есть такое понятие "плотность звука": с одной стороны, стрелка стоит совершенно ровно, а плотность увеличена, то есть ухо человеческое слышит в два раза больше, что и происходит сейчас. Хотя внешне закон не нарушается. Это для начала. Потом, правильно было сказано, что такое контент? Содержание. И что это за содержание такое, за которое борются? И где? На первом канале - песни и пляски, на втором - слезливые мелодрамы, а по пятому идёт убийство с утра до ночи. Просто с утра до ночи, 24 часа в сутки! Кто не знает, может посмотреть. Это содержание - увеличивать его или нет? Это понятно совершенно, что чем рекламы меньше, тем лучше, это понятно, хотя здесь можно сделать исключение, и я готов его сделать. Как ни странно, для детских передач реклама нужна. Почему же они вообще не хотят её ставить? Категорически! Идёт борьба не за умы наших граждан, а только за деньги - больше ни за что! Вот это мы получаем сейчас сколько угодно, вот сейчас вот! Теперь, кому принадлежит телевидение? Монополия? Да не монополия это - администрации президента, и только! Во всех цивилизованных странах телевидение регулируется пар-ла-мен-том, куда входят депутаты каждой партии. Тогда не надо будет ни увеличивать, ни уменьшать, будем делать всё сами. Сейчас это есть? Нет! Вот здесь собака зарыта, вот здесь нужно копать. Я всё сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гильмутдинов Ильдар Ирекович. Три минуты. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, нужно понимать, что у нас сейчас катастрофически мало детских передач, на многих каналах их практически нет. У нас есть два пути: либо мы со стороны государства даём программу, предусматривающую в том числе финансовую поддержку телевизионным каналам при формировании таких передач, - у нас такой программы, к сожалению, нет, - либо мы даём возможность им, а это такой же бизнес, привлекать рекламу и за счёт этого делать детские передачи. Любые ограничения рекламы я в принципе тоже не допускал бы, дал бы возможность каналам зарабатывать и вкладывать деньги в детские передачи. Другого пути просто-напросто нет, поэтому нужно поддержать законопроект. И нужно посмотреть, есть ли ещё какие-то ограничения у каналов, и помочь им убрать эти ограничения, чтобы они могли нормально делать детские передачи. Предлагаю поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. Три минуты. На трибуне микрофон включите. КАТАСОНОВ С. М. Хотел бы, чтобы телевидение у нас было нормальным, достойным, и в этом, скажем так, порыве, Антон Вадимович, я поддерживаю - нужно что-то делать. Я вышел на трибуну просто сказать вам, что этим законом вы окажете медвежью услугу, фактически убьёте телевидение, потому что увеличение количества рекламы приведёт к тому, что отток от телевидения будет больше в сторону как раз Интернета. Что-то надо делать, мы в этом плане согласны с вами, но вот путь, который вы выбрали, он не то что тупиковый, он обратный: в результате вы потеряете больше, чем приобретёте. Теперь вернусь к моему вопросу. Я же не случайно спросил про статьи затрат - надо посмотреть. Вы говорите, во всяком случае в докладе сказали, что сейчас очень дорогая "цифра" и так далее. Надо определиться: вообще нашему государству телевидение нужно или мы все уйдём в Интернет? Если государству это нужно, если это нужно парламенту, о чём сейчас Владимир Владимирович говорил, ну, наверное, должны быть другие механизмы поддержки. Вы думаете, если получит больше денег "Пятый канал", о котором говорил Владимир Владимирович, что, там детские программы появятся? Там просто оружие будет другое: был такой пистолет, станет такой пистолет. То есть контент-то останется тем же самым и мы ничего не получим с точки зрения воспитания наших граждан, детей и так далее. Совершенно другие нужны подходы! Если государству телевидение необходимо, значит, оно должно либо выделять средства на этот ваш контент и проводить его там, либо субсидировать оплату частот и ещё что-то - вот как государство может поучаствовать. А вы предлагаете убить телевидение. Я не против телевидения и не против вас, я просто вам подсказываю, что вы точку приложения нашли не там. Фракция ЛДПР, я считаю, не будет голосовать за этот законопроект. Да, мы не поддержим, он неправильный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ревенко Евгений Васильевич. Коллеги, поскольку Ильдар Ирекович меньше минуты затратил, давайте мы сразу Евгению Васильевичу пять минут поставим, чтобы в сумме хотя бы шесть получилось. РЕВЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Бурная дискуссия здесь, и довольно много специалистов, которые обсуждают профессионально вопросы телевидения, а также рекламы. Буквально несколько ответных реплик позволю себе сказать. Вопрос: кто лоббирует этот закон? Этот закон лоббирует здравый смысл. Тамара Васильевна задавала вопрос о детском телевизионном вещании, я на этом чуть позже остановлюсь. Что касается данного законопроекта. Уважаемые коллеги, этот законопроект не про деньги и не про рекламу, обращаю ваше внимание, это дополнительный инструмент для нашего профессионального телевизионного сообщества, для всей телевизионной индустрии, чтобы она могла успешнее конкурировать на жёстком медийном рынке. Коллеги из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", а также из других фракций говорили о том, что уходит молодёжь. Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание: согласно данным опроса фонда "Общественное мнение", в прошлом году 65 процентов молодёжи в возрасте от 17 до 23 лет уже получало информацию только, исключительно через сеть Интернет. Нам необходимо дать дополнительные ресурсы, дополнительные возможности нашим регулярным средствам массовой информации, чтобы привлекать молодёжь в свою аудиторию, мы не можем обескровить наше телевизионное сообщество. Уже говорилось о тех параметрах, которые предлагают авторы законопроекта. Параметры остаются неизменными: реклама - 15 процентов времени вещания в сутки, но в час до 20 процентов. Это значит, уважаемые коллеги, что мы даём возможность телевизионщикам маневрировать в течение суток, снимать рекламу с дешёвых участков эфирного времени и чуть больше её ставить в дорогие, больше зарабатывать и тратить эти деньги на производство, отечественное производство. Обращаю ваше внимание, что точно такие же нормы есть в Европейской конвенции о трансграничном телевидении, подчёркиваю, точно такие же. Мы говорим о необходимости конкурирования нашего телевидения с зарубежным, иногда в условиях идеологического противостояния, но эта конвенция гласит: 15 и 20 процентов, и авторы законопроекта идут тем же самым путём. Мы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РЕВЕНКО Е. В. Так во всех европейских странах, это европейская конвенция. Следующее. Мы специально запросили справочные материалы у крупнейшего медийного холдинга ВГТРК. Владимир Владимирович, вы знаете об этом холдинге и знаете, каким производством он занимается. Позволю себе несколько цитат из этой справки, справка касается каналов "Россия 1", "Россия 24", "Культура", "Карусель" и круглосуточного тематического анимационного канала "Мульт". Итак, канал "Россия 1" - 100 процентов продукции отечественного производства, нет никакого зарубежного контента, никаких программ, которые закупались бы за рубежом. При этом, обращаю ваше внимание, согласно справке программная концепция, выстроенная исключительно на продукте отечественного производства, позволяет удерживать интерес телезрителей, в течение прошедших трёх лет канал "Россия 1" лидировал на рынке. Владимир Владимирович задавал вопрос, поэтому я позволю себе напомнить: "Мастер и Маргарита", "В круге первом", "Идиот", "Тарас Бульба", "Екатерина", "София", "Анна Каренина" - производством этих и многих-многих других дорогостоящих телевизионных продуктов занимается ВГТРК, я уже не говорю про кинопроизводство - "Лёд", "Движение вверх", "Салют-7", "Тренер", "Легенда №17", можно продолжать и дальше. И на всё это нашим медийным корпорациям, обращаю ваше внимание, коллеги, нужны деньги. Канал "Россия 24" - 100 процентов продукции собственного производства. Канал "Культура" - 80 процентов продукции собственного производства, 20 процентов - зарубежного, почему? Это шедевры мирового театра, оперы, балета и так далее. Что касается детского вещания. Уважаемые коллеги, мы своими ограничениями обескровили производство детских и юношеских фильмов, производителям невыгодно делать новые кинофильмы. Когда я пытался найти для своей подрастающей дочери какой-нибудь хороший современный отечественный фильм, ничего лучше фильмов "Приключения Электроника", "Кортик" я не нашёл. Нет сейчас этого кино, не производится, в отличие от взрослого кинематографа, а затраты на производство детского кино не меньше, а даже больше, чем на производство взрослого... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дайте завершить фразу, включите микрофон. РЕВЕНКО Е. В. Уважаемые коллеги, исходя из приведённых фактов... Кстати, скажу ещё, что программа канала "Мульт" состоит на 100 процентов из продуктов отечественной мультипликации, но он распространяется по-другому, за то, чтобы смотреть этот канал, люди платят, это круглосуточный канал. Так вот, уважаемые коллеги, исходя из всего этого, я призываю все фракции, не только "ЕДИНУЮ РОССИЮ", поддержать данный законопроект и дать в руки нашему телевизионному сообществу, телевизионной индустрии дополнительный инструмент для производства высококачественного продукта для успешной конкуренции на медиарынке. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. Николай Иванович Рыжак по ведению, пока Валерий Карлович идёт к трибуне. РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я тоже записывался на выступление, но не сработала кнопка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда по три минуты. Три минуты поставьте Валерию Карловичу. Я хотел вам семь поставить, Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Спасибо, мне достаточно трёх. Уважаемые коллеги, наша фракция не будет поддерживать этот законопроект. Мы согласны с тем, что нужно поддерживать отечественное телевидение, но, к сожалению, сегодня предложен не тот путь, мы считаем, как уже было сказано с этой трибуны, я повторю, что это тупиковый путь, увеличение рекламы приведёт только к оттоку зрителей. Про себя могу сказать, что я и так уже почти не смотрю федеральные каналы, и если будет больше рекламы, я ещё реже буду смотреть даже информационные передачи, которые, собственно говоря, иногда бывают мне интересны. И я думаю, что большинство зрителей поступят так же, многие готовы даже заплатить за то, чтобы только не видеть рекламы. И, к сожалению для телевидения, рынок голосует рублём и люди уходят в Интернет. Да, действительно, нужно поддерживать телевидение, но тогда, если нам нужен контент, давайте выделять государственные средства, должны быть средства господдержки, давайте будем поддерживать. Вот подсказывают, что это неэффективно. Давайте будем контролировать расходы, если мы выделяем средства господдержки, то мы будем контролировать расходы и сразу возникает... Знаете, почему неэффективно выделение средств господдержки? А потому, что об их расходовании можно будет спросить, а о деньгах, собранных за рекламу, никто не будет спрашивать, куда они пошли, что, по какой цене и так далее, это же не госсредства. Я вот задавал вопрос, а как-то вообще контролируется расходная часть, но не услышал ответа, то есть не контролируется. Контролируется (Счётная палата контролирует) только в том случае, если выделяются госсредства, и поэтому наши каналы всячески пытаются найти другой источник пополнения своих бюджетов, средства из которого потом не контролируются при расходовании. Это неправильный путь, учитывая, что у нас информационное пространство фактически монополизировано федеральными каналами: если всё эфирное время поделить, мы увидим, что они фактически доминируют, а региональные каналы, если не имеют поддержки, либо закрываются, либо уходят в Интернет. Мы считаем, что это неправильный путь. Да, мы понимаем, что авторы руководствовались благими намерениями, когда вносили этот законопроект, но мы знаем, куда ведут благие намерения. Поэтому мы не будем этот законопроект поддерживать и считаем, что эту проблему нужно решать другим способом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. Три минуты. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Коль уж я задавала вопрос, я решила несколько слов ещё сказать и пояснить, почему я об этом спрашивала. Прежде всего почему рассмотрение законопроекта, как одного из важнейших, поставили на фиксированное время - это тоже вопрос. Далее. Я помню, во втором созыве Думы получила письмо из Волгограда. Пишет мне дедушка: "Если вы, депутаты, ничего не можете сделать, купите мне телевизор, старый я палкой разбил, дошёл до него и разбил, потому что там одна реклама". Я искренне, честно вам говорю, это правда! Я потому и вопрос задала, будем мы думать о населении или нет. Правильно вы говорите, в Европе, где бы ни бывали, включаем телевизор - ну если даже язык не знаешь, всё равно понятно: там одна реклама. Наверное, там телевидение никто сроду не смотрит, если надо что-то купить, наверное, ищут по телевидению, я больше не знаю, как это объяснить. Вы говорите, контент - это нерусское слово, но самое главное, что содержание-то... Когда что-нибудь происходит у нас в стране - праздник какой или какие-то, может быть, волнения, - скажите, что показывают по телевидению? Показывают советские фильмы, и все сидят у телевизора и смотрят. Мы за это время приняли законы и о том, чтобы громкости повышенной не было - чихали на это, громкость такая же, как была, ещё сильнее стала, и о том, чтобы ограничить рекламу в фильмах, - ничего подобного: пять минут идёт фильм, три минуты рекламы, или наоборот. Нельзя так, понимаете, это влияет на психику человека! Вы говорите, что на эти деньги, если мы увеличим сегодня, будут детские программы, - нет, и в то же время вы сами в этом признаётесь. Раньше заставляли "Ну, погоди!" показывать, а теперь этого нет - вот плохо, что нет! Мы также рассматривали однажды законопроект, которым могли бы создать комиссию, парламентскую комиссию, для того чтобы всё-таки вместе с теми, кто работает... Я понимаю Евгения Васильевича, он там работал всю жизнь, он знает, что там главное сейчас, что всё дело в деньгах. Ну не будет ничего, даже если мы пять таких законов примем! Самое главное, чтобы там работали талантливые люди, чтобы государство на это средства отпускало, чтобы понимало: телевидение воспитывает. Молодёжь, она не смотрит уже давным-давно ничего, и мы даже не хотим заставить их смотреть, только игры - сидят ребятишки, играют, а потом делают непотребные вещи, с балконов бросаются. Нам нужно вот о чём сейчас думать! А мы всё думаем: вот денег сейчас заработают на рекламе и покажут нам прекрасные фильмы - ничего этого не будет, уверяю вас! Я не буду голосовать, наша фракция тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Свинцов Андрей Николаевич. Три минуты поставьте. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР не будет поддерживать этот законопроект. Многие уже выступили и всё правильно сказали, единственно, Евгений Ревенко очень так скользяще высказался. Ну давайте вспомним, что у нас всего, по большому счёту, три медиахолдинга: ВГТРК, "Газпром-Медиа Холдинг" и "Первый канал". У каждого холдинга по сорок каналов - по сорок! - не по два, не по три, а по сорок каналов, поэтому, когда мы говорим о государственной поддержке холдингов, нельзя забывать, что это не только "Первый канал", "Россия 1" или "НТВ", там ещё двадцать - тридцать каналов коммерческих и на эти коммерческие каналы тоже идут деньги, выделяемые государством на поддержку государственных или окологосударственных холдингов. И если мы говорим, что на канале "Россия 1" нет иностранного контента, то это не означает, что ВГТРК не покупает иностранный контент для других своих каналов. Здесь надо шире и глубже смотреть, рассказывать честно и откровенно. Вот на наш взгляд - мы проводили аналитику, - примерно из 300 миллиардов рублей ежегодных расходов на контент 100 миллиардов, а может быть, даже чуть больше, идёт на Запад: 100 миллиардов рублей ежегодно мы, я имею в виду государство, и руководители этих медиахолдингов отправляем на покупку западного контента! Думаю, вы все хотя бы иногда смотрите телевидение и натыкаетесь на иностранные фильмы. Если речь идёт о научных или образовательных иностранных передачах - хорошо, мы не возражаем, но художественные фильмы иностранного производства нам зачем? Во-первых, они все уже прошли в прокате и кто хотел - сходил, заплатил 200, 300, 400 рублей и посмотрел. Во-вторых, кто не успел в кино посмотреть, у всех нас - "Ростелеком" эту проблему уже решил, цифровое равенство теперь по всей стране - есть широкополосный Интернет и любой может скачать либо по платной подписке, либо вообще в Интернете фильм, вставить флешку в любой телевизор и посмотреть художественный фильм иностранного производства у себя дома на экране телевизора. С какой стати мы по 100 миллиардов рублей каждый год отправляем западным контент-производителям? Вот это нам непонятно! Когда нам говорят, что общий объём рекламы в сутки будет 15 процентов времени вещания, но 20 процентов в течение часа, мы понимаем, что эти 20 процентов будут в прайм-тайм. Мы все это знаем, друг друга здесь не надо обманывать! Соответственно, утром, когда мы собираем детей в школу, будет реклама безалкогольного пива в мультиках - мы же никак это не ограничиваем, - а вечером, когда мы хотим посмотреть новости или просто отдохнуть, какую-то нормальную программу посмотреть, мы увидим всё, как Владимир Вольфович говорил, от прокладок до всех этих препаратов. Такое ощущение, что вся страна либо с месячными, либо больная! Мы не готовы поддерживать такой законопроект. Давайте сначала, как говорили наши коллеги, действительно разберёмся, как тратятся эти деньги - 300 миллиардов рублей каждый год, это большие деньги, давайте сначала разберёмся с этим! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рыжак Николай Иванович. РЫЖАК Н. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Евгений Васильевич Ревенко, уважаемый человек, много сделавший для развития российского телевидения, допустил небольшую иронию - сказал, что здесь все выступающие специалисты в области телевидения. Евгений Васильевич, да не специалисты мы в области телевидения, конечно же, но здесь сидят ответственные люди, которые отвечают за моральный дух, за нравственность наших людей, за безопасность нашего гражданского общества, за его зрелость, поэтому они посчитали необходимым выступать, говорить, в чём-то сомневаться, и идёт заинтересованный разговор, потому что в нём участвуют заинтересованные люди - политики, граждане своей страны. Вы не обижайтесь, пожалуйста! Мы как-то представляли законопроект о создании общественного совета на телевидении - это целиком и полностью корреспондирует с эмоциональными высказываниями Владимира Владимировича Бортко. Ведь не о цензуре тогда шла речь, а именно о том, насколько духовным будет телевидение, насколько хорошо будет формировать соответствующие качества: патриотизм, верность долгу, милосердие, сострадание, - вот о чём шла речь. И я сказал бы, что вот эта система ценностей вообще не должна измеряться никакими деньгами, это бесценная субстанция, которая требует к себе соответствующего отношения, поэтому и задевает каждого из нас то, что сейчас предлагается. Я целиком согласен с тем, что говорил председатель комитета по информационной политике: он говорил, что использование такого термина, как "товары, не предназначенные для детей", должным образом не урегулировано, этот термин не нашёл соответствующего толкования в нашей юридической практике, в уголовном праве. Многие такие вопросы нуждаются в доработке. Вы понимаете, что такое реклама? Реклама - это не просто способ зарабатывания денег, это то, что также органически формирует наше самосознание. Вот, например, человек смотрит фильм, у него возвышенные чувства и вдруг - циничная, совершенно наглая реклама, которая словно отбрасывает человека, она выводит его в другой мир. Рекламу надо показывать вовремя, она должна быть кстати, а ведь здесь тоже нет никакого порядка, и это тоже не случайно. Я считаю, что нам надо возвращаться к тому, чтобы парламент имел действенные механизмы контроля за всем тем, что творится у нас на телевидении. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Депутату Горелкину включите микрофон. Заключительное слово докладчика. ГОРЕЛКИН А. В. Уважаемые коллеги, острота дискуссии говорит об актуальности вопроса. У всех нас общая цель - сделать нашему зрителю хорошо, только, уважаемые коллеги, нам нужно определиться: нам, так сказать, ехать или шашечки. Многие сегодня неоднократно говорили о тупиковом пути. Ограничение и зарегулированность рекламы, что мы наблюдали за последние годы, - это реально тупиковый путь. Плоды мы пожинаем сегодня: люди уходят в Интернет, мы остановили развитие индустрии на десятилетия, поэтому нам нужно создать понятные, нормальные и прозрачные условия для развития индустрии, и наш законопроект, я убеждён, соответствует этой задаче. Уважаемые коллеги, я знаю, что многие из тех, кто долгое время поддерживал сокращение рекламы, сегодня искренне жалеют об этом, потому что тем самым они затормозили развитие детского вещания и анимации на десятилетия. Мы будем благодарны всем предложениям, уважаемые коллеги, ко второму чтению, которые будут работать на качество контента и развитие индустрии в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонид Леонидович Левин, пожалуйста. Микрофон на трибуне включите. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Спасибо за конструктивную дискуссию. Несколько уточнений в связи с тем, какие возникали вопросы и темы. Когда речь идёт о контроле за расходованием поступающих средств от рекламы и мы говорим о государственных предприятиях, где представительство государства имеет существенное значение, таких как "Первый канал", ВГТРК, то надо сказать, что Счётная палата, безусловно, оценивает не только средства, поступающие от рекламы, а управление, расходование средств предприятием в целом, и это тоже важно отметить. О необходимости принятия подобного рода законопроекта, мне кажется, лучше всех говорит то, что даже Владимир Владимирович Бортко поддержал инициативу появления рекламы в детских программах, понимая, что именно её отсутствие вызывает нежелание телекомпаний отдавать прайм-тайм детским передачам, что, конечно же, вызывает сожаление. Также хотелось бы сказать, что сегодня есть и такие телеканалы, которые зрители могут смотреть без рекламы, это каналы платного телевидения, об этом тоже важно помнить. Сегодня неоднократно поднимался вопрос об уровне звука в рекламе. Я напомню, что на сегодняшний день этим вопросом занимается Федеральная антимонопольная служба, она круглосуточно мониторит уровень звука. И если есть подобного рода жалобы, то, безусловно, их нужно отправлять в эту службу, она с каждым таким случаем разбирается и, если фиксируется нарушение, выставляет штраф телекомпании. Поднимался вопрос о том, как будут распределяться эти 20 процентов. Ещё раз хочу обратить внимание, что в рамках одного часа увеличение может быть не больше чем на 5 процентов - до 20 процентов в час. Поднимался вопрос о том, на что идут основные расходы телекомпаний. Основные расходы телекомпаний идут на производство, распространение, сигналы и, конечно же, если речь идёт о центральных каналах, на создание качественного новостного продукта. Вы видите, сколько времени наши телекомпании уделяют сегодня новостным программам, а это самая дорогостоящая продукция. Здесь поднимались ещё два вопроса о рекламе. Говорили, что 5 процентов не дадут существенного увеличения доходов телеканалов, - это не так. Только доход от рекламы на телевидении за прошлый год дал каналам дополнительно 170 миллиардов рублей. Посчитайте: 5 процентов от этой суммы - это существенная сумма. И наконец, о количестве рекламы, о том, что якобы из-за рекламы мы все уходим в Интернет. Те люди, кто пользуется Интернетом, как раз обращают внимание, какое огромное количество рекламы за последнее время появилось в Интернете, - это и всплывающие окна, и баннеры, и многое другое, что, конечно же, тоже доставляет дискомфорт. Важно, чтобы телевизионная среда имела главное преимущество, которое она имела всегда, - это контент. Тот основной контент, который мы, а также все граждане России, видим в Интернете, в первую очередь создаётся телевизионными компаниями. Ну и последнее. Здесь говорили о производстве фильмов. В основном производством фильмов, которые мы смотрим на наших телеэкранах, занимаются отечественные компании, просто юридическая форма собственности у них может быть разная. Зачастую производство осуществляется за рубежом просто потому, что там дешевле. Если закупок контента будет больше - извините, речь идёт о содержании, меня здесь уже поправляли - и в детском сегменте, и во взрослом, то, поверьте, чем больше будет закупок подобного рода, тем больше детских мультиков, сериалов и фильмов отечественного производства будет сниматься в том числе и у нас. Комитет просит поддержать законопроект в первом чтении. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 45 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 79 чел.17,6 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект.