Заседание № 229
О проекте федерального закона № 504617-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения залога прав требования участника долевого строительства и установления возможности включать обеспеченные таким залогом права требования в ипотечное покрытие облигаций).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 12-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Николая Петровича Николаева. Пожалуйста, Николай Петрович. НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В законопроекте расширяются нормы закона "Об ипотечных ценных бумагах". Все необходимые экспертизы проведены, замечания отсутствуют. Комитет просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли от фракций желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", 12-й вопрос повестки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 20 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 228
О проекте федерального закона № 504617-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения залога прав требования участника долевого строительства и установления возможности включать обеспеченные таким залогом права требования в ипотечное покрытие облигаций).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
35-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Николай Петрович Николаев. НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект позволяет включить в состав ипотечного покрытия облигаций требования по кредитам и займам, которые обеспечены залогом прав требования по договорам долевого участия. Законопроект доработан ко второму чтению с учётом всех замечаний. Поступило 18 поправок: 15 - в таблице поправок, рекомендованных к принятию, 3 - в таблице поправок, рекомендованных к отклонению. Просим рассмотреть таблицы и поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 18 сек.) Проголосовало за 306 чел.68,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Тоже нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 02 мин. 44 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Принимается. Все поправки рассмотрены. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 09 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемый Иван Иванович, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, мы просим поставить его на 23-е число. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 151
О проекте федерального закона № 504617-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения залога прав требования участника долевого строительства и установления возможности включать обеспеченные таким залогом права требования в ипотечное покрытие облигаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития Российской Федерации Ильи Эдуардовича Торосова. ТОРОСОВ И. Э., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Подготовленный законопроект направлен на совершенствование ипотечного кредитования, предлагается расширить ипотечное покрытие облигаций. Текущая конструкция позволяет включать в него права требования, обеспеченные залогом по кредитам, лишь в отношении готовых объектов, предлагаемые изменения распространяют такую же практику на обязательства участников долевого строительства. Отмечу, что в этом сегменте, на который приходится до 40 процентов объёма кредитования, ниже процентные ставки и уровень просрочки. За счёт доступа к кооперативному рефинансированию кредитов на приобретение жилья на первичном рынке банки смогут увеличить объёмы и снизить ставки по ипотечному кредитованию. Для снижения рисков в отношении облигаций с расширенным покрытием в проекте предусмотрены ограничения. Первое, доля кредитов с залогом прав требования участника долевого строительства не может превышать 40 процентов от размера ипотечного покрытия. Второе, отношение долга по кредиту к денежной оценке прав требования участника долевого строительства не должно превышать 80 процентов. Третье, запрет для залогодателя без согласия залогодержателя на замену предмета залога, а также на отказ в одностороннем порядке от исполнения договора участия в долевом строительстве и передачу по нему прав. Кроме того, закрепляется возможность удовлетворения залогодержателем своих требований за счёт исполнения обязательств застройщика третьим лицом или возмещения от Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содоклад Николая Петровича Николаева. НИКОЛАЕВ Н. П., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На самом деле в законопроекте не предлагается никаких новых бумаг создавать, ипотечные ценные бумаги - они были, есть и, по всей вероятности, ещё будут. Другое дело, что сейчас среди ипотечных бумаг находятся бумаги по тем ипотекам, которые обеспечены залогом реально уже существующей недвижимости, а здесь предлагается добавить в формат покрытия договоры долевого участия, которые заключены, так сказать, на будущую недвижимость. Эти бумаги сейчас активно используются единым институтом развития в лице АО "ДОМ.РФ" и некоторыми другими банками, в принципе такая норма не противоречит практике, в том числе и на других рынках. Другое дело, что мы в комитете внимательно рассмотрели этот законопроект и видим целый ряд направлений работы над ним. В частности, мы так и не получили ответа от правительства, почему доля кредитов по договорам долевого участия именно 40 процентов размера ипотечного покрытия, а не какая-либо иная. А самое главное то, что мы с вами ведём очень серьёзную работу по реформированию рынка долевого строительства, и на сегодняшний день на рынке существует три типа договоров долевого участия: те, которые застрахованы в страховых компаниях, и срок их действия подходит к концу; договоры долевого участия, которые застрахованы в публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства"; и сейчас появляются новые договоры долевого участия, уже полностью защищённые, которые реализуются по новой модели финансирования жилищного строительства - с помощью эскроу-счетов. Мы видим существенные риски, когда говорим о договорах долевого участия, застрахованных в страховых компаниях, при этом в законопроекте не делается какой-либо разницы между этими обязательствами. Мы считаем, что это направление для доработки законопроекта. В целом мы поддерживаем концепцию этого законопроекта и просим его принять. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Ну, у меня те же самые вопросы, что возникли и у комитета. А как быть в связи с тем, что у нас три вида договоров долевого участия? То есть мы сейчас находимся... Мы только что внесли изменения в закон "Об участии в долевом строительстве...", фактически у нас система будет меняться - оценены ли риски, будущие риски? А как быть с предыдущими? Следующее. Как мы знаем, кризис 2008 года как раз начался с кризиса бумаг, которые были обеспечены залогами. Там в качестве обеспечения было готовое жильё, и то кризис ударил по всей экономике - сначала по экономике США, а потом и по всему миру, а тут мы в обеспечение ещё не построенное жильё будем давать - ну это вообще финансовая пирамида! Вот вы мне объясните, пожалуйста. ТОРОСОВ И. Э. Спасибо за вопросы. Мы считаем, что здесь финансовой пирамиды нет. Объясню. Если банк профинансировал ДДУ, то взял на себя риски по данному дому. Мы просто предлагаем банку возможность рефинансирования, разделения данных рисков с другими финансовыми институтами, другими игроками профессионального рынка, то есть в принципе риск не увеличивается, риск просто разделяется между участниками финансового рынка. В этом суть законопроекта - позволить им рефинансировать уже выданные кредиты и тем самым провести оборачиваемость своих длинных денег и, возможно, благодаря этому снизить процентные ставки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Илья Эдуардович, в законопроекте, который вы предлагаете, такие конкретные цифры: 40 процентов, 80 процентов - я так понимаю, министерство достаточно внимательно и подробно считало. Исходя из этого у меня вопрос: раз была такая подробная и скрупулёзная оценка, скажите, пожалуйста, насколько увеличится объём кредитования, то есть какой он сейчас и какой планируется объём кредитования, и какая будет процентная ставка в следующем году по ипотечным кредитам? ТОРОСОВ И. Э. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Да, верно, мы просчитали это - двадцатипроцентный дисконт и 40 процентов покрытия. Данный законопроект согласован с Центральным банком, и эти риски были оценены. Что касается ставки в будущем году - это зависит от множества факторов, к сожалению, мы не можем сейчас чётко сказать, но ещё раз отмечу, что данный закон как раз позволит уменьшить ставки по ипотечному кредитованию благодаря рефинансированию данных кредитов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Илья Эдуардович, после последнего мирового кризиса 2008 года люди с опаской относятся к таким финансовым инструментам, как ипотечные облигации. Не окажется ли так, что предлагаемые изменения будут выгодны лишь профессионалам на финансовых рынках, но никак не обычному гражданину? ТОРОСОВ И. Э. Большое спасибо за вопрос. Сергей Владимирович, вы абсолютно правильно подметили, что данный инструмент нужен профессионалам на рынке, чтобы они могли рефинансировать кредиты, ранее выданные таким же профессионалам, то есть профессионалы оценивают ипотечные ценные бумаги и принимают решение. Грубо говоря, следующий этап: благодаря рефинансированию, вероятно, мы сможем снизить процентные ставки. В основном это, конечно, делается для профессионалов рынка, чтобы они смогли повысить оборачиваемость данных кредитов и благодаря этому снизить ставки. Есть ещё один момент. По кредитам на финансирование ДДУ, по статистике ЦБ, просрочка в четыре раза меньше, нежели по ипотечным кредитам, выданным под залог готового жилья, на это тоже надо обратить внимание. Мы понимаем, что кредиты под ДДУ - это, с одной стороны, более доходный, с другой стороны, более надёжный инструмент, что следует из статистики, которую нам представляет Центральный банк. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Илья Эдуардович, для увеличения объёмов заёмного финансирования при строительстве жилья у нас почему-то сделан, ну, практически абсолютный крен в сторону ипотечного финансирования жилья, так скажем, городского - кирпичного, бетонного, а вот доля ипотечного кредитования ИЖС ничтожна, если у вас есть цифры, назовите их, но, по моим сведениям, это 2-3 процента. Пусть вопрос не совсем по теме, тем не менее скажите, что вы собираетесь делать для того, чтобы изменить эту ситуацию и создать возможности, прежде всего сделать доступными ипотечные кредиты, для тех, кто хочет построить свой дом - деревянный, кирпичный и так далее? ТОРОСОВ И. Э. Большое спасибо, что обратили внимание на этот вопрос. Мы сейчас думаем над этой темой. К сожалению, сейчас не готов сказать о конкретных предложениях. Мы с Центральным банком регулярно общаемся по этому вопросу и, наверное, в ближайшее время дадим предложения по стимулированию данного сегмента рынка. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. НИКОЛАЕВ Н. П. Олег Анатольевич, я всех приглашаю на парламентские слушания сегодня в три часа дня, которые будут посвящены как раз обсуждению национального проекта "Жильё...", вот там можно будет в том числе и эти вопросы обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Илье Эдуардовичу, в продолжение вопроса коллеги Катасонова. Хочется всё-таки до конца понять, чем обоснован размер предложенных ограничений: 80 процентов рыночной стоимости прав участия в долевом строительстве, являющихся предметом залога, и 40 процентов размера ипотечного покрытия доли требований, обеспеченных залогом прав требования участника долевого строительства? ТОРОСОВ И. Э. Спасибо за вопрос. Почему такие ограничения? Ограничения - это мировая практика и практика, сложившаяся на российском банковском рынке. Данные ограничения были согласованы с ЦБ, 20 процентов дисконта по ДДУ - это общепринятая практика сейчас, и для минимизации рисков только 40 процентов покрытия облигационных займов могут составлять кредиты, выданные по ДДУ. То есть в принципе такова практика, принятая сейчас на рынке, в том числе это и мировые тенденции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР не поддержит данный законопроект в том виде, в котором он нам сегодня представлен. Я думаю, все вы внимательно его изучили и знаете, что он действительно направлен на обеспечение возможности включать права требования по кредитам и займам, обеспеченным залогом прав требования участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, в ипотечное покрытие облигаций. Но мы с вами прекрасно знаем, с чем связаны у нас договоры ДДУ: это обманутые дольщики, это заброшенные стройки. Мы постоянно, каждый год принимаем какие-то поправки, пытаясь урегулировать эти вопросы. Сегодня уже прозвучало, что сейчас у нас три вида ДДУ, и нам абсолютно непонятно, как будут работать счета эскроу, для создания которых мы задействовали одного из участников - речь идёт о российских коммерческих банках. Есть вопросы, как будут работать ДДУ в том случае, если застройщик попадёт в ту или иную плачевную ситуацию. До конца так и не проанализирован вопрос о надёжности ипотечного покрытия после его расширения за счёт включения прав требования по кредитам и займам, обеспеченным залогом прав требования участника долевого строительства. В документах сказано, что в целях снижения рисков в отношении облигаций, в ипотечное покрытие которых будут включаться права требования участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, предлагается применять следующие требования, здесь прошу вас внимательно послушать. Прежде всего, отношение долга по кредиту к денежной оценке прав требования участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве не должно превышать 80 процентов. Мы поднимали вопрос по этому положению на заседании комитета, этот вопрос прозвучал и сегодня, но Илья Эдуардович, к сожалению, так на него чётко, конкретно и не ответил. Кроме того, в проектируемом абзаце четвёртом части 3-1 статьи 3 закона устанавливается, что основная сумма долга по обязательству, обеспеченному залогом прав участия в долевом строительстве, по каждому договору, из которого возникло такое обязательство, не должна превышать 80 процентов определённой независимым оценщиком рыночной стоимости (денежной оценки) прав участия в долевом строительстве, являющихся предметом залога, либо цену договора участия в долевом строительстве. Если мы внимательно посмотрим на формулировку, то увидим: из неё следует, что ограничение 80 процентов относится только к установленной оценщиком рыночной стоимости прав участия в долевом строительстве, следовательно, цена договора участия в долевом строительстве может приниматься и за 100 процентов. То есть мы видим, какие риски будут нести в том числе банки, принимая на себя такие обязательства. Иван Иванович, добавьте, пожалуйста, время. Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции - добавьте четыре минуты. СЫСОЕВ В. В. Фактически эта маленькая оговорка нивелирует условие об ограничении основной суммы долга. Особый риск возникает, если цена договора участия в долевом строительстве существенно ниже рыночной стоимости прав такого участия. Мы с вами понимаем, что дом бывает на нулевой стадии, на пятидесятипроцентной стадии готовности, либо его строительство близко к завершению, сегодня такая практика достаточно распространена. Важно отметить, что в случае с долевым строительством речь всегда идёт о ещё не построенном объекте, а это существенные риски как для владельцев договоров ДДУ, так и для банков, которые будут давать средства под так называемые новые виды облигаций. И всё это, мы понимаем, может привести к очередному мыльному пузырю, в том числе на ипотечном рынке. Ряд стран уже проходили это, а теперь всё то негативное, что есть на иностранных финансовых, ипотечных рынках, мы пытаемся навязать здесь у нас, в Российской Федерации. Мы с вами проходили уже все эти истории с банковским сообществом. Дошло до того, что обманутые вкладчики создали Союз вкладчиков России. Вот до чего довели сегодня банковскую систему - вкладчики уже не доверяют российским банкам! Но все те меры, которые мы принимаем, к сожалению, не могут вернуть доверия к банковской системе. И здесь ситуация может усугубиться, и тогда возникает объективный вопрос: а есть ли у Центрального банка средства на то, чтобы снова спасать российские банки, когда мыльный пузырь лопнет и ипотечные облигации, к сожалению, не смогут быть своевременно погашены? По поводу увеличения объёмов кредитования - конечно, они увеличатся, поэтому возникает вопрос к Центральному банку, ведь эти механизмы можно было отрегулировать и другими способами, в том числе снижением нормы резервирования, но этого ничего нет. Также абсолютно непонятна позиция Минстроя и Минфина по этим вопросам. А будут ли деньги у Минфина, чтобы снова направить средства в российские регионы на спасение так называемых обманутых дольщиков? А каково мнение регионов по поводу этой ситуации? Куда в основной массе пойдут средства? Они опять пойдут в крупные города, а мелкие населённые пункты снова останутся без финансирования. Как я уже подчеркнул, фракция ЛДПР не поддерживает данный законопроект, он не приведёт к снижению ставок ипотечного кредитования. К сожалению, этот вопрос тоже сегодня упущен, и национальный проект, где самое главное закладывается: предусматривается, что ставки ипотеки не должны превышать 8 процентов... На этот вопрос ответа мы пока не получили, и законопроект на это не направлен. Фракция ЛДПР не поддерживает принятие в первом чтении данного законопроекта в той концепции, в которой он нам сегодня предложен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Я думаю, что никакого позитивного влияния на наших граждан данный законопроект не окажет, он не даст никакого эффекта. Единственное, что мы этим законом сделаем, - мы поможем банкам увеличить ликвидность, то есть это типичное лоббирование интересов банков, для того чтобы увеличить объём ликвидности. Вот мне непонятна позиция министерства. Есть чётко поставленная президентом задача - довести ставку по ипотеке до 7 процентов, но данный законопроект нас к этому абсолютно никак не приближает. Более того, месяц назад Центральный банк поднял ключевую ставку - он двинул эту проблему в другом направлении, и позиция министерства экономики должна с учётом этого выражаться. Мы неоднократно здесь, в Государственной Думе говорили, что если мы хотим влиять на экономические процессы в нашей стране, то связка между ЦБ и правительством должна быть очевидной. А когда у нас, извините, правительство поднимает на 2 процента НДС, а вслед за этим Центральный банк объясняет, что в связи с этим надо поднять ключевую ставку, и повышает её, то это говорит о том, что никакой стратегии и системы взаимодействия Центрального банка и правительства нет. Мы видели, как на днях Греф говорил президенту, что сможет ипотечную ставку 9 процентов немножко снизить, но если вы его до конца дослушали, то знаете, что он сказал конкретно: это произойдёт за счёт рефинансирования старых проектов, кредитов, их перерасчёта. Таким образом, никаких изменений текущей ключевой ставки, а значит, и ставки по ипотечным кредитам, конечно же, не произойдёт, поэтому мы обращаемся к министерству экономики: для того чтобы решать задачи, поставленные президентом, вы должны предлагать нам проекты законов, которые могли бы реально способствовать снижению ставки ипотечного кредитования. О чём нам говорят Минэкономразвития, правительство, Центральный банк? О том, что ключевая ставка должна быть высокой, для того чтобы не разгонять инфляцию. Фракция ЛДПР неоднократно вам говорила: если вы так переживаете за рыночные механизмы, за валютную спекуляцию и так далее, давайте мы разделим рынок и окажем ту поддержку реальному сектору, которую можно оказать. В частности, у нас существовала программа поддержки льготных категорий граждан субсидированием процентной ставки - ну какая проблема в том, чтобы вновь ввести эту программу? Тогда мы будем чётко понимать, что многодетным семьям, семьям, которые имеют льготы по другим основаниям, мы можем компенсировать. Вот тогда мы точно сможем сказать, что определённый процент ставки ипотечного кредитования будет снижаться. А те законы, которые вы сегодня... ну да, они улучшат позицию банков, но никакого отношения к нашему населению иметь не будут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович от фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы приветствуем, конечно же, любые действия, направленные на то, чтобы навести порядок на рынке строительства жилья, обеспечить более высокие темпы строительства жилья, обеспечить строительную отрасль дополнительным финансированием. И собственно, когда правительство вносило этот проект закона и когда сегодня он представлялся, говорилось, что законопроект как раз на это и направлен, - но вот тут мы не согласны! Да, конечно, мы такого рода действия приветствуем, но только те действия, которые реально приведут к заявленным целям, а данный проект закона, к сожалению, к этому не ведёт. Какие риски несёт этот законопроект? Ну, я задавал вопрос - ответа, к сожалению, не получил. Хочу напомнить вот о чём. Вы все помните, как начинался кризис 2008 года, помните, с чего всё началось? В США банковские обязательства, которые были обеспечены якобы недвижимостью, переупаковывались в другие продукты, многократно переупаковывались, и на выходе инвестор получал продукт, который по факту ничем не был обеспечен, реально проконтролировать его обеспеченность инвестор не мог, потому что это был очень сложный продукт, который один банк покупал, а перепродавал, может быть, уже в пятые руки. Вообще невозможно было проследить, насколько на самом деле продукт обеспечен. Этот законопроект - это первый шаг по созданию таких же продуктов в Российской Федерации, то есть кому-то в Российской Федерации, видимо, очень понравилось, как рушился рынок в США, потом этот финансовый кризис перекинулся на весь мир, наступил мировой финансовый кризис, - мы что, теперь решили у себя то же самое создать? Я думаю, нам нужно десять раз подумать, прежде чем голосовать за такого рода предложения, - риски очень большие! Это первое. Второе. Было заявлено, что, если мы, дескать, позволим банкам перекредитовываться под эти залоговые обязательства, это приведёт к снижению ставки по ипотеке. Коллеги, я не могу себе представить, каким образом, я вот ну никак не могу себе этого представить: один и тот же продукт, если его финансирует один банк, ставка по ипотеке составляет, например, 10 процентов, а если десять банков, что, ставка будет ниже - с чего вдруг?! Там просто риски распределяются, сумма, ответственность распределятся, но ни в коем случае это не влияет на снижение ставки. Если вы заявляете, что нужно снижать ставку по ипотеке - и это задача, поставленная президентом, и это то, чего ждёт от вас страна, - так вы тогда другие инструменты предлагайте. Чтобы снизить ставки по ипотеке, ЦБ должен давать целевые кредиты, целевую ликвидность банкам на ипотеку по низкой ставке - вот что нужно делать! Если сейчас инфляция в районе 3-4 процентов, то под 4-5 процентов давайте связанные кредиты, связанные деньги, целевые, которые не могут быть направлены на другое. Если ты прокредитовал ипотечное строительство, если банк выдал деньги на строительство, то они не могут сразу уйти на финансовые рынки, не могут попасть на валютный рынок, например на игру на курсе, как это раньше у нас было: появлялись свободные деньги - сразу же, тут же, вместо того чтобы идти в реальный сектор экономики (это опять же про 2008 год рассказываю), они шли на игру на Форексе и играли против рубля, а когда рубль опускался, государство направляло золотовалютные резервы на поддержание курса рубля. То есть государство, с одной стороны, давало дополнительную ликвидность финансовым спекулянтам, с другой стороны, за это платило своими золотовалютными резервами - вот этого нельзя делать! Коллеги, за этот законопроект, я считаю, голосовать не нужно, - надо ещё раз подумать, надо много раз подумать об этом. Мы понимаем, что нужно искать возможности для финансирования строительства жилья, привлекать дополнительные инструменты, чтобы у банковского сообщества была возможность как можно больше денег направлять на строительство жилья, но не путём создания финансовых пузырей. Коллеги, это вот путь как раз очень опасный - я ещё раз прошу вас над этим подумать. Наша фракция за этот законопроект в первом чтении голосовать не будет. Если вы ко второму чтению пропишете, скажем так, позиции, которые снимают наши опасения, как минимум ответите на те вопросы, которые были поставлены здесь комитетом, тогда посмотрим, что будем во втором чтении делать, но в первом чтении, я считаю, голосовать за это нельзя. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Петров Юрий Александрович. ПЕТРОВ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за, будет поддерживать данный законопроект. В настоящее время, когда в нашей стране во исполнение указов Президента Российской Федерации происходит кардинальная перестройка системы долевого строительства жилья, осуществляется её перевод на банковское проектное финансирование, крайне важно сохранить стабильность в строительной отрасли, включить права требования граждан по договорам долевого участия в качестве обеспечения ипотечных облигаций, повысить их привлекательность как надёжного долгового инструмента финансового рынка. Как я сказал, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Заключительное слово докладчика? Нет. Заключительное слово содокладчика? Пожалуйста. НИКОЛАЕВ Н. П. Уважаемые коллеги, я хотел бы отметить несколько моментов, которые здесь прозвучали. Конечно, мы не должны допустить, чтобы возникали на рынке, скажем так, очередные пузыри. Здесь звучало много вопросов, связанных с событиями 2008 года, с кризисом в США. Я хочу напомнить, что в основном те ипотеки, те бумаги, из-за которых начался кризис, в основном были без первоначального взноса, но даже не это самое главное - а то, наверное, что участники рынка не видели, что находится внутри этих ценных бумаг, чем они обеспечены. Почему я говорил, что на сегодняшний день имеется три вида ДДУ? Ведь мы с вами добились, что те договоры долевого участия, которые заключаются уже через эскроу-счета, они... более того, они застрахованы в Агентстве по страхованию вкладов на суммы до 10 миллионов рублей; по другим видам ДДУ мы видим гарантии государства - публично-правовой компании, но мы понимаем, что остаётся огромное количество договоров долевого участия высокорисковых. Поэтому одно из направлений доработки этого законопроекта - это как раз определить, что должно включаться в эти ипотечные ценные бумаги. Мне очень жаль, что представитель правительства не до конца разъяснил, что имеется в виду в плане снижения ипотечных ставок. Речь не идёт о том, что новые ипотечные договоры будут заключаться по пониженным ставкам благодаря тому, что мы с вами здесь примем закон о возможности включения ДДУ в эти ценные бумаги, - нет, прежде всего речь идёт о том, чтобы понижать ставки по ипотеке по уже действующим договорам. То есть речь идёт прежде всего о рефинансировании тех ипотечных договоров, которые уже давно были заключены по повышенным ставкам, и сейчас, когда рыночная ситуация иная и ставки понижаются, с помощью этого инструмента можно будет добиться того, чтобы по таким договорам были снижены ставки. Эту работу ведёт целый ряд банков, эту работу ведёт "ДОМ.РФ" как единый институт развития жилищного строительства. Очевидно, что принимать этот закон нужно, абсолютно очевидно, что мы должны относиться с осторожностью к тем рискам, о которых было сказано при обсуждении, но мы всё это можем учесть ко второму чтению. Комитет просит поддержать данный законопроект, принять его в первом чтении. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 23 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.