Заседание № 233
18.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 504175-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения статуса туроператоров, формирующих туристский продукт из услуг, оказываемых на территории дружественных зарубежных государств, а также в части размера финансового обеспечения ответственности туроператоров).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3129 по 3594 из 5450
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Доклад и содоклад по этому законопроекту сделает Наталья Васильевна Костенко. КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Роль туризма как вида экономической деятельности растёт во всём мире. Ещё в 2010 году доля отрасли в глобальном ВВП находилась на уровне 3-4 процентов, сегодня это уверенные 10 процентов. Уникальность отрасли туризма - в её способности влиять на развитие целого ряда смежных отраслей экономики, перезапускать их и в возможности быстро восстанавливаться. Так, во время пандемии доля туризма в мировом ВВП упала до 2 процентов, а уже в этом году Всемирная туристская организация ООН провозгласила почти полное восстановление международного туризма до допандемийного 2019 года. Доходы от международного туризма в 2023 году составили 1,5 триллиона долларов. Даже сегодня россияне вносят в развитие международного туризма существенный вклад, так как Россия традиционно удерживает позиции в пятёрке самых путешествующих стран мира и в десятке рейтинга находится по тратам граждан на путешествия, то есть наши туристы не только активные, но и самые щедрые. Однако международный туризм имеет значение не только для развития экономик стран, но и для выстраивания прочных дружественных межгосударственных отношений на основе развития социальных и культурных связей путешествующих граждан. Естественно, санкционное давление, которое оказывается сейчас на нашу Россию, не могло не снизить интерес россиян к зарубежным поездкам в целом и к традиционно популярным у наших туристов странам, которые ведут сегодня по отношению к нашей стране недружественную политику. По данным Пограничной службы ФСБ, уровень выездного туризма в России сократился к 2024 году с допандемийных 45 миллионов, сейчас туристов всего лишь 27 миллионов. Конечно, часть потока переориентировалась на внутренний рынок, и это является международной тенденцией. Тем не менее в списке самых популярных до начала СВО стран у россиян остались, пожалуй, только Турция, Абхазия и Казахстан. Финляндию, Украину, Эстонию, Италию, Грузию, Германию заменили Арабские Эмираты, Таиланд, Китай, Египет, Куба, а также наши сопредельные государства - Беларусь, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия. Таким образом, россияне, что называется, проголосовали рублём, выразив желание поддерживать экономику дружественно настроенных к нам стран, где они себя чувствуют комфортно и безопасно, и не поддерживать недружественные нам страны. Тем не менее сегодня существует ряд правовых препятствий для расширения работы российских туроператоров международного туризма с дружественными нам странами. Главное из них заключается в том, что сегодня законодательство не делает различий между туроператорами выездного туризма, работающими, в частности, с сопредельными государствами, хотя условия работы с ближним и дальним зарубежьем совершенно разные, в том числе экономические. Например, аналогичные туры в Белоруссию и во Францию стоят, для сравнения, 70 и 240 тысяч рублей. Естественно, компенсационные выплаты, в случае если тур не состоялся, или траты на эвакуацию туристов, если нужно срочно вывезти их, кардинально разные: вывезти туристов на автобусе из Минска или заказать отдельный чартер - это совершенно разные расходы. В соответствии с законодательством туроператор на сегодняшний момент должен резервировать в фонде персональной ответственности, предназначенном как раз таки для осуществления компенсационных выплат туристам, в случае если тур не состоялся в связи с банкротством туристической компании, 1 процент от стоимости всего вала турпродукта, проданного им за прошлый год, вне зависимости от международных направлений. Также туроператоры страхуют дополнительно свою профессиональную ответственность на сумму более 50 миллионов рублей. Таким образом, туроператорам нет особого смысла работать с более дешёвыми направлениями наших сопредельных стран, потому что они блокируют огромные суммы денег и, конечно, заинтересованы продать больше, чтобы перекрыть вот эти показатели. Своим законопроектом мы предлагаем дать возможность выделить в отдельную, так сказать, льготную категорию туроператоров, работающих именно с теми странами, перечень которых определит правительство, оценив, собственно, безопасность нахождения там и гарантируя в том числе взаимодействие в случае каких-то непредвиденных ситуаций. Туроператоры, которые будут заниматься выездным туризмом с дружественными странами, смогут сформировать финобеспечение застраховавшихся в страховой компании в размере 500 тысяч (напоминаю, не 50 миллионов). Также они должны обязательно вступить в ассоциацию "Турпомощь" и оплачивать взносы в её резервный фонд, чтобы можно было вывозить туристов. При этом такие туроператоры освобождаются от уплаты взносов в фонд персональной ответственности, что является серьёзным послаблением для экономической деятельности таких туроператоров, они смогут эти деньги направить как раз на организацию поездок в дружественные нам страны. И мы сохраняем, собственно, финансовые гарантии благополучия наших туристов, возможность их вывоза в случае чрезвычайных ситуаций и покрытие их убытков в случае банкротства различных туроператоров. Туристический потенциал нашей страны на сегодняшний момент - 45 миллионов человек и 20 миллиардов долларов, которые россияне ежегодно вывозят за рубеж и тратят там на покупки и отдых. Мы считаем, что первым кандидатом на вступление в список дружественных стран, конечно, должна стать Белоруссия. Как показало время, это наш единственный самый надёжный партнёр после армии и флота. Конечно, правительство в дальнейшем может развивать этот инструмент, пополнять этот список другими странами исходя из тех шагов, которые будут ими предприниматься для налаживания более тесных, дружественных контактов, улучшения отношений. Говоря об улучшении миграционной ситуации внутри нашей страны, мы можем не просто выдворять граждан дружеских, по сути, нам стран, но и помогать этим странам развивать свою экономику, создавать рабочие места. Мы же будем к ним приезжать в гости и помогать им, совместно развивать экономики, вместе развивать международное сотрудничество. С этой точки зрения интересны направления Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, Абхазии, Таджикистана, Казахстана и даже, я думаю, Грузии... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте. КОСТЕНКО Н. В. Безусловно, законопроект требует доработки. Мы работаем по этому направлению с МИДом, с Минэкономразвития и с правительством в целом. Я уверена, что мы идём в правильном направлении. Прошу вас поддержать нашу идею по развитию работы российских туроператоров в отношении тех стран, которые развивают дружественную политику по отношению к нашей стране в этот тяжёлый момент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Васильевна. Не уходите, Наталья Васильевна, потому что есть вопросы, я уже вижу. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Вот скажите, пожалуйста, существуют ли отчисления в этот фонд персональной ответственности туристических компаний, которые занимаются внутренним туризмом? В случае принятия закона они будут меньше, такими же или бoльшими? Вот для сравнения. Если мы предоставим какие-то бoльшие преференции компаниям, которые работают пусть на дружественный, но зарубежный туризм, а наши компании, которые занимаются внутренним туризмом, оставим в невыигрышной ситуации, это недопустимо. Вот почему задаю такой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. КОСТЕНКО Н. В. У нас сейчас туроператоры внутреннего туризма не являются участниками фонда персональной ответственности, то есть они вообще ничего не платят туда, никаких взносов. И у нас в принципе отсутствует страхование их деятельности, и в том числе наших туристов, если что-то случится. Если случается у нас медицинская ситуация, то это по ОМС, если какая-то чрезвычайная ситуация - МЧС спасает. Исходя из этой логики у нас внутренние туроператоры вообще, грубо говоря, свою ответственность никакими дополнительными средствами не страхуют. Что касается выездного туризма, то, как я сказала, они формируют платежи в этот фонд исходя из экономического расчёта - 1 процент от всех проданных турпоездок в течение предыдущего года. Это огромные цифры, и поэтому, конечно... Ну, где-то целесообразно делать эти... Но, как правило, у нас туроператоры уже давно не банкротятся, так что это просто деньги, которые лежат мёртвым грузом. Вот поэтому мы предлагаем разделить направления на дальние направления и те, которые рядом, через границу, откуда в принципе всегда можно помочь вывезти людей за гораздо меньшие деньги. Но экономика фонда таким образом построена, что там считаются все поездки, и если сейчас мы примем наш законопроект, то туроператоры выделят это направление в отдельное, у них всё-таки сохраняется повышенная страховка своей деятельности, и они обязательно должны будут вступить в ассоциацию "Турпомощь", куда тоже отчисляются взносы, и за счёт этих денег возникает, так сказать, совокупная субсидиарная ответственность, то есть все туроператоры направляют деньги на вывоз туристов в случае необходимости, за счёт вот этих общих средств. Ну и страховка, о которой я сказала, 500 тысяч, гарантирует, собственно, возврат денег и в случае банкротства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глазкова Анжелика Егоровна. ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ. Уважаемая Наталья Васильевна, ну, перечень дружественных стран у нас законодательно никак не определён в отличие от недружественных - недружественные у нас указаны, в указах президента о них идёт речь, это страны, которые ввели санкции в отношении нашей страны. Закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года. Скажите, пожалуйста, определён ли сейчас правительством этот перечень дружественных стран? И как вынужден себя вести бизнес, в случае если, допустим, уже цена турпродукта определена, путёвки могут быть приняты, а страна, допустим, присоединилась к санкциям и из дружественной стала недружественной? КОСТЕНКО Н. В. Ну, перечень, я сказала, будет определён правительством после вступления нашего закона в силу. А с учётом того, что у нас идёт рассмотрение, понятно, что на 1 сентября ничего ещё не предусмотрено, поэтому я думаю, что мы это поправим ко второму чтению. Правительство будет определять этот перечень. Ну, мы сейчас, кстати, обсуждаем вопрос определения неких критериев дружественности. На наш взгляд, как минимум должны быть межправительственные соглашения в сфере туризма, это как раз и является сейчас предметом нашего обсуждения с МИДом, с минэком и с правительством в целом. Ну и конечно, будут предусмотрены какие-то одномоментные действия, если что-то случается в текущий момент. Например, вот произошло ЧП в "Крокус Сити", нападение террористов... Ну, работаем в том режиме, в котором работаем... То есть, я думаю, что туристов вывезут, если ничто не будет угрожать их безопасности. Если что-то будет угрожать их безопасности, то здесь будут использоваться те инструменты, которые работают в том числе в сфере международных отношений. Правительство или МИД выдаст какие-то рекомендации туроператорам, и туроператоры будут следовать им исходя из текущей необходимости. Когда у нас в "Крокусе" произошло ЧП, то были даны рекомендации туроператорам, даже неформальные, просто прекратить все перевозки туристов, особенно детских групп, и все эти рекомендации были выполнены. Так что здесь, я думаю, проблем не будет, здесь, наоборот, повысится возможность управлять этими ситуациями по отношению к текущему моменту. Сейчас туроператоры, по сути, на свой страх и риск вывозят туристов, правительство и МИД, ну, не осуществляют никакой деятельности сопровождающего характера. А если будет у нас дружественность, ещё раз говорю, если будет закреплено в том числе правительственными актами, кого мы будем считать дружественными странами, естественно, будет отдельная поддержка со стороны МИДа, консульств наших и вообще всей международной инфраструктуры. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемая Наталья Васильевна, три вопроса. Во-первых, вы сейчас сказали, что МИД не помогает турфирмам вывозить туристов в случае возникновения разного рода сложных обстоятельств. Прошу подтвердить это ваше высказывание. Во-вторых, на сколько вы планируете сократить фонды, которые существуют в туристической отрасли для поддержки туристов в сложных ситуациях, в рублях и в процентном отношении? И в-третьих, я понимаю, что ваш законопроект направлен на то, чтобы вместо Дагестана я поехал в дружественную Турцию или в дружественный Египет. Какие предполагаются масштабы изменения турпотока в человеках? Сколько дополнительно миллиардов долларов будет вывезено из России при реализации ваших планов? И сколько, соответственно, миллиардов долларов или, там, рублей не досчитаются российские направления внутреннего туризма, если люди благодаря вашему проекту поедут вместо условного... (Микрофон отключён.) КОСТЕНКО Н. В. Можно говорить? Ну, если честно, мне кажется, вы неправильно поняли смысл проекта закона. Я готова отдельно ответить на все ваши вопросы, потому что каждый ваш вопрос требует уточнения. Мне кажется, вы неправильно поняли суть нашего законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Наталья Васильевна, я, может быть, уточню, чтобы было правильно и понятно. Какая сумма в данном случае будет изъята вот из этих фондов в результате введения этой дополнительной льготы? Если деньги там были, а теперь их не будет, то логично предположить, что их на что-то не хватит, - вот в этом риск. Какая это сумма? И какая сумма по отношению ко всей, скажем так, сумме, которая сегодня используется или, точнее, тратится туриндустрией, которую наши граждане тратят? Ответьте, для понимания. КОСТЕНКО Н. В. Никакие суммы ни из каких фондов не будут изыматься, просто будет установлен другой порядок осуществления финансовых гарантий для спокойного, безопасного, комфортного путешествия наших туристов, понимаете? И будут гарантии, которые предоставляет "Турпомощь" в части... У нас есть два вида гарантий: во-первых, гарантии по вывозу из-за рубежа туристов; во-вторых, если обанкротился туроператор, тогда гарантируется компенсация за нереализованные туристические поездки. И те и другие гарантии сохраняются. В первом случае "Турпомощь" будет так же гарантировать вывоз всех туристов в случае каких-то непредвиденных ситуаций из стран. А что касается гарантии непосредственно в случае банкротства, то это гарантирует страхование профессиональной ответственности, которое будет предусмотрено, но в несколько меньшем виде, потому что объёмы деятельности туроператоров на ближайших направлениях гораздо меньше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В. Уважаемая Наталья Васильевна, ну, стратегическими направлениями и приоритетами развития туризма в любой стране, а в России сейчас, в нынешних обстоятельствах, тем более, конечно, являются внутренний туризм и въездной туризм, а об эффекте вы сказали: это экономика, развитие и так далее, в том числе это гуманитарная политика. И вот те преференции, которые вы хотите предоставить по данному проекту закона компаниям, которые будут работать по выездному туризму в дружественные страны, то есть понижение ставок, никакого эффекта не дадут, по моему мнению, потому что компании не будут вкладывать финансовые средства в эти поездки, в организацию этих поездок, и цены на путёвки точно останутся прежними, мы с вами прекрасно это понимаем. Моё предложение: если говорить о развитии туризма в дружественные страны - это правильный шаг, - давайте будем говорить всё-таки о повышении ставок для компаний, которые организуют турпоток в недружественные страны, причём значительно. Вот как вы это оцениваете? КОСТЕНКО Н. В. А каких ставок? Я что-то не очень понимаю. Повышение каких ставок? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОСТЕНКО Н. В. Нет, повышение каких ставок имеется в виду? Ни в законопроекте, ни в сфере туризма нет такого понятия. Не знаю, о чём речь идёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Наталья Васильевна, спасибо. Присаживайтесь. Включите режим записи. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста, от фракции. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы прослушали сейчас восхитительный доклад, который, по-моему, является образцом того, как нужно делать доклады такого рода в этих стенах. Я, конечно, понимаю, что я ничего не понял, как здесь было сказано, и, учитывая доклад, наверное, это не случайно, но я позволю себе воспроизвести то, что я понял, и то, почему наша фракция не сможет этот законопроект поддержать. Сейчас существует механизм страховки - не юридического страхования, а при помощи фондов - туристов, которые выезжают за границу, чтобы их можно было вернуть. Я отвергаю высказывание, которое здесь прозвучало в адрес Российского государства и, как я понимаю, в адрес МИДа, потому что МИД помогает вытаскивать наших туристов. Я много критикую эту организацию, но туристов он вытаскивать помогает. Может, были какие-то отдельные эпизоды, но в целом помогает, на это выделяются деньги. Предложение заключается в том, что деньги нужно выделять по-другому, чтобы покрыть те же самые риски более экономным способом, как это прописано в законе. При этом возникает несколько вопросов, которые остались без ответа. Во-первых, мы развиваем тем самым международный туризм, тем самым мы способствуем выводу из страны денег, которых нам здесь остро не хватает. Стоит ли концентрироваться на этом? Может быть, стоит сконцентрировать ресурсы и внимание на развитии внутреннего туризма? Ответ: вы ничего не поняли. Очень хорошо. Это, наверное, самое главное положение, самое главное. Дальше. Очень сложным способом снижаются расходы туристических компаний, вывозящих туристов из страны. Ну, мы понимаем, что недружественные страны - это страны Запада. В дружественных или в потенциально дружественных нам странах бывают разного рода события, можно вспомнить, например, некоторые египетские события. Возникает вопрос: при переносе концентрации с недружественных стран на потенциально дружественные страны риски для туристов вырастут или снизятся? Может быть, и вырастут. Какие именно страны будут признаны дружественными? Как изменится финансовый баланс? Непонятно. Мы не знаем ничего, кроме того, что будет снижена финансовая нагрузка на туристические компании, которые вывозят туристов из страны. Кстати, на вопрос, насколько снизится финансовая нагрузка, то есть насколько увеличится их прибыль, тоже нет никакого ответа. Это состояние высочайшей неопределённости. Честно скажу, мне не приходилось слышать про то, что кому-то пришлось эвакуировать туристов из Белоруссии, да и, наверное, расходы на Белоруссию в рамках Союзного государства можно вообще обнулить. Но другие дружественные страны... в общем, есть проблемы. Так что в первую очередь представление документов, которые касаются финансов, но без финансовых расчётов... Если всё вступает в силу с 1 сентября, то, простите, я думаю, МИД уже имеет список этих дружественных стран, и можно было бы приложить расчёты: дружественные страны такие-то, расчёты такие-то. Этого не сделано. Но самое главное, при всей моей любви к заграничному, иностранному туризму (я правда, действительно очень люблю это дело) я должен зафиксировать, что наше дело - это в первую очередь развивать внутренний туризм. Нам нужно развивать свою экономику, а не экономику Турции, Египта, какими бы дружественными они нам ни были. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста. СИПЯГИН В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемая Наталья Васильевна! Хочу ещё раз подчеркнуть, что стратегические направления развития туризма в любой стране (а в нашей стране это имеет отдельный приоритет в нынешних условиях) - это внутренний туризм и въездной туризм, который повышает кратно развитие других отраслей промышленности. Теперь по поводу ставок. Вы сами сказали в своём выступлении об отчислениях в фонд персональной ответственности. Таким образом, вы предлагаете в отношении того турпродукта, который будет предоставляться туристическими компаниями туристам при выездном туризме в дружественные страны, понизить их до нуля, страховой взнос будет также понижен. И вы подчеркнули, что эти компании будут вкладывать деньги, которые не будут выплачивать в эти фонды, в туристический продукт. Я глубоко убеждён, что вот этот 1 процент не принесёт никакого эффекта, это просто будет дополнительная финансовая подушка в этих компаниях, это будет дополнительная прибыль, которая будет распределена по карманам собственников. Какое моё предложение? Я о нём очень чётко сказал. Давайте сохраним для дружественных стран всё так, как есть, а вот для недружественных стран, чтобы турпоток туда остановить в принципе и тех, скажем так, буржуев, которые до сих пор туда ещё ездят... для такого турпродукта сделаем ставку отчислений в фонд персональной ответственности, ну, например, 20 процентов или 30 процентов, или 50 процентов (какая разница!), для того чтобы те туристы, которые до сих пор посещают эти страны, Куршевель и так далее, просто перестали туда ездить, потому что ставка будет неподъёмная. Так что моё предложение - развивать внутренний туризм вместе с туризмом въездным; если говорить о дружественных странах - и это правильно, - всё оставить как есть, но задрать планку для недружественных стран, чтобы туристические компании просто перестали продавать этот туристический продукт. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Салаева Алла Леонидовна. САЛАЕВА А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Очевидно, что туризм - это всё-таки дорога со встречным движением. Законопроект был разработан в целях совершенствования законодательства в туристской сфере и направлен на уточнение правового статуса туроператоров, реализующих туристский продукт в дружественные страны, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Законопроект представляется актуальным. Интерес российских туристов к посещению дружественных стран растёт, что обусловлено наличием прямого авиа- и железнодорожного сообщения, отсутствием или применением упрощённого визового режима, наличием общей сухопутной границы и доступностью турпродуктов, особенно в условиях санкционного давления со стороны недружественных стран. Принятие законопроекта будет способствовать повышению доступности турпродуктов для наших граждан и предоставлению разнообразия при выборе туристических направлений, продвижению российских курортов за рубежом и развитию въездного туризма. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово? Костенко включите микрофон. КОСТЕНКО Н. В. Коллеги, ну, я ещё раз хотела акцентировать, что, безусловно, развитие внутреннего туризма у нас в приоритете, но у нас также есть задачи правительственные, которые сосредоточены вообще на увеличении туризма, в том числе международного. И интерес к международному туризму у наших туристов никуда не делся, это просто реакция на временную ситуацию, которая возникла. Но люди сейчас, я ещё раз вам говорю, ищут другие, альтернативные пути, выбирают, куда поедут. Мы никого не принуждаем деньги вывозить, деньги вывозились и будут вывозиться, просто мы предлагаем всё-таки за счёт некого упрощённого порядка работы помочь нашим туроператорам сконцентрироваться на тех направлениях, которые будут помогать нам в том числе решать и другие вопросы развития нашей страны. И поэтому здесь, ну, достаточно странно как бы звучали некоторые высказывания. Я ещё раз подчеркну, что правовые гарантии для туристов будут сохранены и будут реализовываться в полном объёме. А что касается каких-то повышенных ставок для зарубежного туризма, ну, они и так на самом деле достаточно серьёзные. И туроператорам мы помогаем нашим законопроектом, в том числе... 1 процент - это, ну, много, из этого процента, если обанкротилась туркомпания, туристу выплатят, условно говоря, 1 рубль, неважно, сколько денег там зарезервировано. Коллеги, если кому-то интересно погрузиться более глубоко в эту проблематику, я готова пообщаться, разъяснить всё. Ещё раз подчеркну, что мы не призываем наших граждан уезжать за рубеж, но, если этот интерес сохраняется, мы предлагаем им отдыхать в тех странах, где они будут чувствовать себя безопасно и комфортно. И правительство этот список утвердит - правительство не может утвердить список, пока закон не будет принят, поэтому на данный момент списка ещё нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", пункт 16. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 15 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.