Заседание № 88

17.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 504019-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (об особенностях размещения и обращения в Российской Федерации иностранных ценных бумаг).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1047 по 1074 из 6544
Пункт 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О рынке ценных бумаг" и статью 5 Федерального закона "О защите прав и    
законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Доклад заместителя        
председателя Комитета по финансовому рынку Лианы Витальевны Пепеляевой.         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Уважаемые коллеги, на ваше рассмотрение представляется проект   
федерального закона, направленный на установление правового регулирования       
публичного размещения и обращения иностранных ценных бумаг в Российской         
Федерации. Данный проект закона чрезвычайно актуален, входит в число            
приоритетных, поскольку является одной из тех законодательных инициатив,        
которые позволяют сделать ещё один шаг по пути создания в России                
регионального финансового центра.                                               
                                                                                
Комитет Государственной Думы подготовил проект данного закона к третьему        
чтению. Лингвистическая и правовая экспертизы проведены, замечаний нет.         
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Думе принять      
данный федеральный закон.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, замечания?                                                     
                                                                                
Багаряков, по мотивам. Записываю.                                               
                                                                                
Выносим проект федерального закона на "час голосования".                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1218 по 1324 из 6544
Вопрос 6. Здесь двое записавшихся по мотивам.                                   
                                                                                
Пожалуйста, Багаряков Алексей Владимирович.                                     
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Глубокоуважаемые авторы этого законопроекта предлагают нам допустить на         
российский фондовый рынок огромное множество иностранных ценных бумаг           
практически без каких бы то ни было ограничений, наверное, думая, что мы        
находимся в состоянии коллапса и для нас приход любых игроков - это хорошо,     
вне зависимости от их целей и задач.                                            
                                                                                
Но можно обратиться теперь уже к истории. С началом финансового кризиса         
иностранные инвесторы, словно сговорившись, стали массово выводить свои         
капиталы из российского фондового рынка, тем самым обрушив его. Нетрудно        
представить, что если бы иностранные ценные бумаги были допущены к обращению    
в России на условиях этого закона, то отток капитала из страны был бы           
громадным. Даже в далёком кризисном 98-м году большинство стран ввели           
серьёзные ограничения по допуску иностранных ценных бумаг на свои               
национальные фондовые рынки. Мы же в условиях куда более серьёзной опасности    
делаем всё с точностью до наоборот.                                             
                                                                                
Мы предлагали ввести усиление контроля за допускаемыми к обращению бумагами,    
обязать эмитентов получить рейтинг одного из национальных рейтинговых           
агентств, тогда бы наши иностранные инвесторы были уравнены в правах.           
Напомню, что поправка набрала сто тридцать три голоса, а при её обсуждении      
представитель ФСФР вообще высказался в таком духе: дескать, мы это можем        
сделать и потом, если будут проблемы. Как вам такой подход?                     
                                                                                
Доводы разработчиков о том, что эти компании и так имеют иностранные            
рейтинги, просто смехотворны. Мы видели в современной истории дефолты           
иностранных компаний и банков, имевших рейтинг наивысшей надёжности, а нам      
предлагают признать их рейтинг за эталон и слепо ему верить. А где же наши      
патриотизм и суверенитет? Мы даже во сне не можем себе представить, что         
какая-то российская компания может быть допущена до торгов на американской      
фондовой бирже, имея рейтинг национального российского агентства, это просто    
немыслимо! А здесь мы видим, как американцы навязывают всему миру свои          
эталоны и требования. И это происходит не только в США, но и в каждой           
уважающей себя стране.                                                          
                                                                                
Позиция нашей фракции такова, что при отсутствии механизма должного контроля    
за качеством размещаемых ценных бумаг, суровых мер ответственности              
бесконтрольный допуск бумаг иностранных эмитентов на наш рынок приведёт его к   
состоянию высокого риска.                                                       
                                                                                
И в заключение. Перед тем как каждый из вас примет своё решение, я напомню      
вам аргументацию одного из разработчиков этого закона, который, кстати,         
находится в этом зале. Им было сказано, что это решение по большей части        
принимается в интересах российских компаний, которые зарегистрированы в         
оффшорах на Западе, а хотят торговать на российских биржах. Представляете,      
принимая закон в таком виде, мы с вами говорим этим ребятам: вы деньги          
зарабатывайте у нас в стране, а налоги оставьте у них. Комментарий, как         
говорится, излишний. Фракция КПРФ, конечно... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - Беляков Антон Владимирович. Пожалуйста.      
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не могу не согласиться с предыдущим выступавшим. Хочу      
лишь дополнительно сказать как председатель Ассоциации помощи пострадавшим      
инвесторам, что у нас серьёзная региональная сеть и серьёзные эксперты -        
люди, которые сами в своё время пострадали от финансовых пирамид, люди,         
которые обладают опытом, и в том числе опытом борьбы за свои права. Так вот     
мы обнаружили огромное количество лазеек. Действительно, сегодня допуск         
иностранных ценных бумаг на наш рынок, отнюдь не искушённый, без возможности    
контроля, с учётом опять-таки такого фактора, что сегодня наши игроки на        
фондовом рынке... Да, они теряют в котировках, но это не обвалы, это не         
дефолты. В то же время можно привести примеры, когда котировки крупнейших       
мировых игроков падали до нуля.                                                 
                                                                                
Понятно, что сегодня будут попытки разместить на нашем фондовом рынке в         
основном акции компаний, которые являются рискованными. Понятно, высокая доля   
вероятности, что мы можем столкнуться с тем, что наши игроки на фондовом        
рынке и вкладчики могут потерять вложенные ими деньги, что к тому же может      
иметь серьёзные социальные последствия, которые намного, так сказать,           
превысят последствия деятельности нашумевшего "МММ", когда пострадали           
двадцать миллионов человек. Я понимаю, что специфика закона предполагает, что   
под него подпадают именно профессиональные игроки, но в любом случае            
профессиональные игроки будут работать с деньгами, и в том числе с деньгами     
частных вкладчиков.                                                             
                                                                                
Этот закон ни в коей мере нельзя поддерживать. Он может вызвать социальные      
проблемы. Он дискриминирует наш рынок по сравнению с мерами, которые            
принимают иностранные государства для игроков на своём фондовом рынке. Его      
поддерживать нельзя.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект           
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных   
бумаг" и статью 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов       
инвесторов на рынке ценных бумаг". Кто за? Прошу голосовать.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8%                                     
Проголосовало против           94 чел.20,9%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 85

08.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 504019-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (об особенностях размещения и обращения в Российской Федерации иностранных ценных бумаг; принят в первом чтении 9 апреля 2008 года с наименованием "О внесении изменения в статью 51-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1554 по 1939 из 6917
Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О рынке ценных бумаг" и статью 5 Федерального закона "О защите прав и    
законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Доклад председателя       
Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича Резника.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, представляю вашему вниманию законопроект,             
направленный на исключение запрета и установление правового регулирования       
публичного размещения и обращения иностранных ценных бумаг в Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Законопроект ещё где-то год назад был исключительно актуален, сейчас, к         
сожалению, его актуальность не так велика, как это было раньше. В силу          
определённых причин подготовка его шла достаточно долго. Тем не менее этот      
законопроект входит в число приоритетных, поскольку является одной из тех       
законодательных инициатив, которые позволят сделать ещё один шаг на пути        
формирования регионального финансового центра в нашей стране. В современных     
условиях глобализации и усиления конкуренции между мировыми финансовыми         
центрами допуск иностранных ценных бумаг на отечественный рынок позволит нам    
включиться в конкурентную борьбу на глобальном рынке капитала.                  
                                                                                
Ко второму чтению в комитет поступило пятьдесят четыре поправки, тридцать       
шесть из которых рекомендуется принять, восемнадцать - отклонить.               
                                                                                
Суть поправок, рекомендуемых к принятию, сводится к следующему. Этими           
поправками расширен перечень иностранных эмитентов, чьи ценные бумаги могут     
быть допущены к публичному размещению или обращению в Российской Федерации.     
Указанный перечень дополнен организациями с местом учреждения в странах,        
являющихся членами ОЭСР и МАНИВЭЛ, а также центральными банками указанных       
стран.                                                                          
                                                                                
Уточнён порядок доступа ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и       
обращению в Российской Федерации. Так, ценные бумаги иностранных эмитентов      
допускаются к размещению в Российской Федерации при условии регистрации в       
Федеральной службе по финансовым рынкам проспекта таких ценных бумаг.           
Соответствующие ценные бумаги допускаются к публичному обращению в Российской   
Федерации при условии принятия российской фондовой биржей решения об их         
допуске к торгам. Такое решение может быть принято российской фондовой          
биржей, если указанные ценные бумаги прошли процедуру листинга на иностранной   
фондовой бирже, которая входит в перечень, утверждённый регулятором -           
Федеральной службой по финансовым рынкам. При этом критерии и порядок           
включения иностранных фондовых бирж в указанный перечень также будут            
устанавливаться Федеральной службой по финансовым рынкам.                       
                                                                                
В случае делистинга таких ценных бумаг на иностранной фондовой бирже или        
исключения этой биржи, где был листинг иностранных ценных бумаг, из             
указанного перечня, утверждённого ФСФР, торги такими бумагами на российской     
площадке, на нашей фондовой бирже, прекращаются. При этом ценные бумаги         
иностранного эмитента, которые не могут быть допущены к публичному обращению    
в Российской Федерации на основании указанного ранее решения российской         
фондовой биржи, допускаются к публичному размещению или обращению в России по   
решению ФСФР России. Указанное решение принимается при условии, что             
показатели, которые характеризуют уровень ликвидности таких ценных бумаг, не    
ниже, а показатели, характеризующие уровень их инвестиционного риска, не выше   
аналогичных показателей, рассчитанных по ценным бумагам соответствующих         
видов, уже допущенным к торгам на российской фондовой бирже. Состав             
показателей, характеризующих уровень ликвидности и уровень инвестиционного      
риска ценных бумаг, и порядок их расчёта будет устанавливаться ФСФР России.     
                                                                                
Предусмотрена возможность размещения некоторых ценных бумаг иностранных         
эмитентов исключительно для квалифицированных инвесторов. При этом такое        
размещение не будет являться публичным. То есть если ценные бумаги              
иностранных эмитентов не допущены к публичному размещению или обращению у нас   
в России в соответствии с указанным порядком, то на обращение таких ценных      
бумаг будут распространяться требования к ограничениям, которые установлены     
законом о рынке ценных бумаг для обращения ценных бумаг, предназначенных для    
квалифицированных инвесторов.                                                   
                                                                                
Уточнены отдельные положения законопроекта, касающиеся порядка раскрытия        
информации, порядка подачи документов и заявлений, порядка осуществления        
депозитарного учёта ценных бумаг, оснований приостановления и возобновления     
размещения ценных бумаг иностранных эмитентов.                                  
                                                                                
Достаточно большая часть поправок, рекомендуемых к принятию, носит              
исключительно юридико-технический или лингвистический характер.                 
                                                                                
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к принятию во       
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Комитет рекомендует палате поддержать во втором чтении представленный           
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, таблица 1 содержит тридцать шесть поправок. Нужно ли         
отдельно их обсуждать?                                                          
                                                                                
Багаряков, пожалуйста. Ваша поправка отдельно роздана.                          
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Просьба 14-ю поправку на отдельное голосование вынести.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 14-я. Других замечаний нет.                               
                                                                                
Прошу проголосовать таблицу поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию,   
без 14-й поправки. Кто за? Прошу голосовать.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4%                                     
Проголосовало против           31 чел.6,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Багарякову Алексею Владимировичу.       
                                                                                
По 14-й поправке.                                                               
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Просьба включить микрофон Кашину Борису Сергеевичу. Он          
доложит.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашину Борису Сергеевичу, пожалуйста, включите            
микрофон.                                                                       
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Я хотел обратить внимание на то, что вот здесь, в этой поправке 14, встаёт та   
же самая проблема, которую мы на протяжении прошлого года неоднократно          
обсуждали: принимая законы, касающиеся финансового рынка, мы не учитываем       
вопросы оценки рисков. Вот Владислав Матусович так как-то округло, обтекаемо    
сказал, что актуальность этого закона сейчас не та, что год назад. Год назад    
мы принимали законопроект о биржах в первом чтении, где вообще понятие риска    
финансового практически отсутствует. А здесь этой поправкой даётся              
возможность выпускать в обращение ценные бумаги иностранных эмитентов,          
которые даже биржа не берёт. Ну, какие-то прописаны условия для прикрытия,      
так сказать, и упрощения этой процедуры, в частности указано, что должны быть   
показатели, характеризующие уровень их инвестиционного риска, и вот эти         
показатели должны соответствовать показателям ценных бумаг, уже допущенных к    
торгам на российской фондовой бирже. Состав этих показателей предлагается       
поручить утверждать федеральному органу исполнительной власти по ценным         
бумагам. Что это за показатели? Вот нам, прежде чем разрешать такие действия,   
надо задуматься, вообще, есть ли у нас такие показатели, насколько они          
обоснованны и какова практика их применения. Пока же мы даже со своими          
ценными бумагами разобраться не смогли. Вот депутат Багаряков вам один пример   
привёл, действия Агентства по страхованию вкладов, а на самом деле все          
инвесторы оказались в очень тяжёлом положении, потому что понятие "финансовый   
риск" как следует не понимают.                                                  
                                                                                
Прежде чем внедрять совершенно не вовремя и давать возможность эти              
показатели... открывать зелёный свет непонятным иностранным ценным бумагам,     
нам надо реально задуматься над тем, что такое финансовый риск. Я считаю, что   
не нужно принимать сейчас этот законопроект, он не своевременен, надо           
отложить его до тех пор, пока мы чётко не поймём, как реально оценивать         
финансовый риск.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич, вторую часть вашего предложения мы       
исполнить не можем - не можем не рассматривать закон.                           
                                                                                
Что касается поправки, пожалуйста, Резник.                                      
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Наверное, придётся начать отвечать издалека. Во-первых, я          
совершенно не согласен, что мы не можем разобраться со своими ценными           
бумагами, как сейчас сказал коллега Кашин. Мы в состоянии разобраться с         
ценными бумагами, которые выпускаются в Российской Федерации.                   
                                                                                
Во-вторых, актуальность этого законопроекта действительно утратилась, не        
такая острая, как это было год назад, потому что сейчас мы находимся в          
ситуации финансового кризиса, как все хорошо знают. Теперь о том, почему была   
высокая актуальность ранее. Дело в том, коллеги, что никто особо не             
рассчитывает, что ценные бумаги компании "GM", "Coca-Cola" или ещё какой-либо   
такой компании придут к нам сейчас размещать. Необходимость принятия этого      
закона была вызвана тем, что большое количество российских активов было         
оформлено таким образом, что холдинговые компании, которые владели этими        
активами здесь, по существу российские компании, были зарегистрированы,         
скажем, в Голландии. Могу привести в пример "Евраз..". Соответственно, когда    
делали первичное размещение, что принято называть IPO, то не было возможности   
разместить акции этих холдингов в России, такой возможности не было,            
поскольку не было этого закона. И тогда действительно это было очень            
актуально, потому что совершенно понятно, что мы заинтересованы в том, чтобы    
наши активы и акции компаний, владеющих нашими активами, размещались на         
российских площадках. Я думаю, что это очевидно, и в этом была необходимость    
скорейшего принятия закона. Но мы с этим несколько подзапоздали, тем не         
менее, знаете, лучше позже, чем ещё позднее. Поэтому, несмотря на то что мы     
принимаем этот закон с опозданием, тем не менее абсолютно уверен, что мы        
выйдем из финансового кризиса совсем и что этот закон уже будет работать,       
позволит нам сделать, как я уже и говорил, дополнительный шаг на пути к         
созданию регионального фондового рынка.                                         
                                                                                
Теперь о данной поправке. Мы действительно от Бориса Сергеевича много раз это   
слышали, обсуждали эту тему. Я могу сказать: то, что мы поручаем Федеральной    
службе по финансовым рынкам разработать соответствующие критерии и ввести       
контроль этих рисков, это на данный момент, считаю, наиболее оправданно.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 14 из таблицы принятых.     
Обращаю внимание, что депутат Кашин предлагает её отклонить, комитет просит     
её поддержать.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1%                                     
Проголосовало против           56 чел.12,4%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принята.                                                               
                                                                                
Переходим к таблице 2, здесь восемнадцать поправок, которые комитет предложил   
к отклонению. Есть ли замечания по этой таблице? Нет замечаний.                 
                                                                                
Ставится на голосование таблица 2.                                              
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    311 чел.                                          
Не голосовало                 139 чел.30,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас есть поправка депутата Багарякова, которая роздана в   
зале. По моей информации, комитет её не рассматривал, тем не менее я            
предлагаю... Мы с согласия комитета можем её коротко обсудить и принять по      
ней решение.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, депутат Багаряков, обоснуйте поправку. Потом заслушаем позицию      
докладчика и будем голосовать.                                                  
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, обратимся теперь уже к истории. С начала финансового         
кризиса иностранные инвесторы, словно сговорившись, стали массово выводить      
свои деньги из российского фондового рынка, тем самым обрушив его. На           
мгновение допустим, что иностранные ценные бумаги были бы допущены при          
сегодняшних условиях к обращению в России, тогда в условиях массовых дефолтов   
и разорений международные спекулянты получили бы ещё больше возможностей,       
инструментов для манипулирования российским фондовым рынком. Кроме того,        
эмитент иностранных ценных бумаг с высшим рейтингом надёжности, в частности     
американские ипотечные компании, оказались совершенно несостоятельны в          
финансовом плане. Существующие системы иностранных рейтингов оказались          
необъективными, поскольку даже заведомые банкроты по-прежнему имели высшие      
рейтинги надёжности.                                                            
                                                                                
Уважаемые авторы законопроекта предлагают нам допустить на российский           
фондовый рынок огромное множество иностранных ценных бумаг совершенно без       
всякого фильтра, аргументировав это тем, что мы находимся в состоянии           
коллапса и что для нас приход любых игроков - это хорошо, вне зависимости от    
их целей и задач. Позиция нашей фракции такова, что мы не против того, чтобы    
на наш фондовый рынок ринулись иностранные эмитенты. Мы за то, чтобы они        
понимали, что у нас здесь не хаос и вседозволенность, а национальные законы и   
свои порядки. Все же понимают, например, что эмитент российской ценной          
бумаги, приходя на американский фондовый рынок, допускается к торговле, если    
имеет рейтинг минимум двух американских рейтинговых агентств. Мы предлагаем     
уравнять в правах наших и иностранных инвесторов, и ничего более, именно это    
следует из поправки. Суть её в том, чтобы каждый иностранный эмитент, приходя   
на наш российский рынок, получал рейтинг одного из российских рейтинговых       
агентств, что являлось бы своеобразным фильтром для мошенников и в то же        
время ранжировало ценные бумаги по уровню надёжности, давая определённый        
сигнал нашим российским инвесторам при принятии решения о покупке той или       
иной ценной бумаги.                                                             
                                                                                
Во всём цивилизованном мире, к которому мы себя также относим, наличие          
крупных национальных рейтинговых агентств является важнейшим элементом          
суверенитета страны. Надеюсь, все это понимают. Исходя из здравого смысла и     
наших национальных интересов, прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать данную   
поправку.                                                                       
                                                                                
И о законопроекте хотелось бы сказать. Мы слышали из выступления главы          
комитета, в чьих якобы интересах принимается законопроект: в интересах наших    
компаний типа "Евраз..." и других, которые зарегистрированы за рубежом, а у     
нас размещаются. Так им совет: пусть у нас в России регистрируются в этом       
случае.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владислав Матусович, ваше отношение к этой    
поправке.                                                                       
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Отношение к поправке, наверное, следующее: мне не совсем понятна   
цель принятия этой поправки. Я хотел бы напомнить, что в соответствии с         
законопроектом иностранные финансовые инструменты допускаются к обращению в     
России при одновременном соблюдении следующих условий. Первое - это             
присвоение иностранным финансовым инструментам международного кода              
идентификации ценных бумаг, международного кода классификации финансовых        
инструментов. Второе - квалификация иностранных финансовых инструментов в       
качестве ценных бумаг устанавливается Федеральной службой по финансовым         
рынкам. Строго ограничен круг потенциальных иностранных эмитентов, я об этом    
говорил, это только страны - члены ОЭСР, ФАТФ и МАНИВЭЛ.                        
                                                                                
Ещё хотел бы сказать следующее. С моей точки зрения, это абсолютно излишняя     
мера, потому что все слова, которые произносил сейчас коллега Багаряков об      
иностранных рейтинговых агентствах, точно так же относят к нашим агентствам.    
                                                                                
Потом, у нас размещаются только те, кто имеет листинг на фондовой бирже         
иностранной, прозрачные компании, понятные. И принятие этой поправки может      
только повлиять на доходы рейтинговых агентств. Но я надеюсь, что, наверное,    
цель этой поправки не в том, чтобы обеспечить доходы рейтинговых агентств. А    
если это сделать, то это приведёт только к дополнительным доходам этих          
компаний.                                                                       
                                                                                
Но, может быть, представитель ФСФР что-то добавит к этому.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, правительство.                                
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю., заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым        
рынкам.                                                                         
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты! Мы полностью согласны с мнением Владислава     
Матусовича. Полагаем, что существующие и предложенные требования в данном       
законопроекте вполне достаточны для того, чтобы создать действительно           
эффективный механизм по адекватной оценке и допуску иностранных эмитентов и     
их ценных бумаг.                                                                
                                                                                
Помимо этого, напомню, рейтингование - это, конечно же, дополнительные          
расходы, что явно не будет способствовать привлекательности нашего рынка для    
иностранных эмитентов и инвесторов. Но я напомню, что в компетенцию             
Федеральной службы по финансовым рынкам входит в том числе и формулирование     
требований к порядку листинга тех или иных ценных бумаг, которыми будут         
торговать на наших биржах. Если в последующем, после анализа соответствующей    
практики, мы придём к выводу о том, что необходимо будет усилить контроль за    
теми ценными бумагами и эмитентами, которые будут приходить на наш рынок,       
будет вполне достаточно компетенции ФСФР России - на уровне нашего приказа      
ввести какие-либо требования, в том числе рассмотреть целесообразность          
введения рейтингования нашими российскими агентствами. Это как вариант.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, дискуссия состоялась. Точки зрения за и против высказаны. Ставится     
на голосование поправка депутата Багарякова, которая вам роздана на отдельном   
листочке. Позиция комитета отрицательная, правительства тоже.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              133 чел.29,6%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    138 чел.                                          
Не голосовало                 312 чел.69,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 5        
Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке     
ценных бумаг".                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0%                                     
Проголосовало против           93 чел.20,7%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4130 по 4140 из 6917
КОВАЛЁВ Н. Д., председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов,   
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Технический сбой произошёл. По        
просьбе депутата Сереброва сообщаю, что он голосовал за по пункту 8, второе     
чтение.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                

Заседание № 83

27.03.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 504019-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (об особенностях размещения и обращения в Российской Федерации иностранных ценных бумаг; принят в первом чтении 9 апреля 2008 года с наименованием "О внесении изменения в статью 51-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 575 по 587 из 7470
СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В связи с необходимостью          
доработки проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный       
закон "О рынке ценных бумаг" и статью 5 Федерального закона "О защите прав и    
законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" Комитет по финансовому     
рынку просит перенести на 8 апреля рассмотрение Государственной Думой           
указанного проекта федерального закона, запланированное на сегодня.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт какой?                                              
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Пункт 10 повестки дня. Спасибо.                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 798 по 798 из 7470
Депутат Свистунов - просьба перенести пункт 10. Нет возражений у коллег? Нет.   

Заседание № 18

09.04.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 504019-4 "О внесении изменения в статью 51-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (об особенностях размещения и обращения в Российской Федерации иностранных ценных бумаг).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3261 по 3800 из 5497
Пункт 11. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 51-1     
Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Доклад председателя Комитета по     
финансовому рынку Владислава Матусовича Резника.                                
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, представляю вашему вниманию законопроект,             
направленный на совершенствование правового регулирования публичного            
размещения и обращения иностранных ценных бумаг в Российской Федерации.         
                                                                                
В настоящее время законодательство Российской Федерации содержит                
запретительные нормы на допуск к публичному размещению и обращению на           
российском рынке иностранных ценных бумаг. Представляемый вам законопроект      
исключительно актуален, поскольку является одной из законодательных             
инициатив, позволяющих достичь поставленной президентом задачи формирования     
регионального (по меньшей мере, регионального) финансового рынка, а вообще      
нам нужно добиться включения России в мировой финансовый рынок.                 
                                                                                
В современных условиях глобализации и усиления конкуренции между мировыми       
финансовыми центрами допуск иностранных ценных бумаг на отечественный рынок     
позволит нам включиться в конкурентную борьбу на глобальном рынке капитала.     
Высокая доля иностранных ценных бумаг на национальном рынке прямо               
способствует росту его ликвидности, в целом повышает уровень его                
привлекательности в глазах международных инвесторов. С учётом опыта других      
стран предполагается, что на начальном этапе доля иностранных ценных бумаг      
может составить примерно 11-12 процентов от общего объёма.                      
                                                                                
Предлагаемые законопроектом изменения призваны обеспечить относительно          
либеральный доступ качественных иностранных бумаг на наш рынок и более          
сложный механизм доступа иностранных ценных бумаг, которые являются             
рискованными. Законопроект устанавливает общие требования для допуска           
иностранных ценных бумаг, которые заключаются в том, что иностранные ценные     
бумаги должны быть квалифицированы в качестве ценных бумаг специальным          
органом ФСФР России или в установленном ею порядке, а эмитент иностранных       
ценных бумаг должен быть учреждён в одной из стран - членов ФАТФ или в          
государстве с соответствующим органом организации, с которой у ФСФР России      
есть соответствующий договор или соглашение, предусматривающие их               
взаимодействие и порядок этого взаимодействия.                                  
                                                                                
Предусматриваются два способа допуска ценных бумаг. Первый, упрощённый          
допуск, применяется к ценным бумагам, которые прошли процедуру листинга на      
иностранной фондовой бирже. Более строгий режим допуска предусмотрен для        
ценных бумаг, которые не прошли процедуру листинга на иностранной фондовой      
бирже, включённой в список ФСФР России. Такие иностранные ценные бумаги могут   
быть допущены только по решению указанного органа, принятому на основании       
заявления российской биржи. Условием допуска иностранных ценных бумаг к         
публичному размещению в Российской Федерации является их допуск к торгам на     
российской фондовой бирже, а также регистрация ФСФР России проспекта ценных     
бумаг.                                                                          
                                                                                
В целях защиты интересов инвесторов законопроект устанавливает обязанность      
брокера, осуществляющего предложение иностранных ценных бумаг, проверить        
отсутствие ограничений на обращение иностранных ценных бумаг в России и         
соответствие иностранных ценных бумаг требованиям закона, который мы с вами     
сейчас рассматриваем. Кроме того, законопроект предусматривает установление     
ответственности брокера, который подписывает проспект иностранных ценных        
бумаг, за причинённый инвесторам ущерб, связанный с недостоверной               
информацией, которая может содержаться в таком проспекте.                       
                                                                                
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, был поддержан правительством    
- реально он и готовился Федеральной службой по финансовым рынкам, -            
поддержан президентской стороной, и рынок давно его ждёт. Если мы опоздаем с    
принятием такого закона, нашим надеждам на то, что мы станем мировым            
финансовым центром, видимо, не скоро суждено будет сбыться.                     
                                                                                
С учётом изложенного комитет предлагает поддержать данный законопроект в        
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, доклад сделан. Первое чтение. Есть     
ли вопросы к докладчику? Много рук. Запишитесь.                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Семь вопросов.                                                                  
                                                                                
Кашин Борис Сергеевич.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С. Уважаемый Владислав Матусович, в пункте 6 законопроекта говорится   
о том, что бумаги допускаются на наш рынок при условии, если показатели,        
характеризующие уровень инвестиционного риска иностранных ценных бумаг, не      
выше аналогичных показателей, рассчитанных по ценным бумагам соответствующих    
видов, уже допущенных к торгам на российской бирже. О каких методиках здесь     
идёт речь?                                                                      
                                                                                
РЕЗНИК В. М. С нашей точки зрения, разработчиков законопроекта, на наш рынок    
не могут быть допущены ценные бумаги, риск обращения которых для инвестора      
больше, чем риск обращения подобных отечественных бумаг. Что касается           
методик, то, естественно, поскольку процедура выпуска бумаг на российский       
рынок ясная, прозрачная, она описана, здесь ничего по-новому считаться не       
будет. Точно по таким же методикам, какие действуют для российских бумаг.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Беляков Антон Владимирович.           
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Уважаемый Владислав Матусович, вы, видимо, не можете не знать,    
что мировая финансовая система сейчас находится в кризисе, причём кризис        
настолько глобален, что в основном он сегодня касается финансовых институтов,   
очень давно находящихся на рынке ценных бумаг - это крупные компании, крупные   
финансовые институты, - которые тем не менее сегодня, повторяю, находятся в     
столь сложном положении, что это привело к серьёзным угрозам финансовым         
системам даже ряда государств. Не считаете ли вы, что эти абсолютно             
ликвидные, зарегистрированные на многих фондовых биржах и прошедшие процедуру   
листинга акции, попав на российский рынок, в случае кризиса, который может      
случиться с той или иной компанией, затронут наших с вами юридических и         
физических лиц, которые, соответственно, вложат деньги мало того что в чужую    
экономику, а ещё и в акции?.. (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Не считаю.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Спасибо.                                                         
                                                                                
Вообще, ценные бумаги - это способ мобилизации денег, исстари так было. И вот   
сейчас фактически наши деньги будут изъяты из оборота внутреннего, из           
промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы, и превращены в бумаги.   
То есть какие-то там американцы, французы, англичане, не важно кто получат      
реальную валюту для своего развития, а мы ещё ниже окажемся. Мы говорим о       
нехватке денег на основные направления развития - и тут же создаём условия      
для выкачивания денег за рубеж. Зачем? У нас так хорошо, что ли, всё?           
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Я могу ответить. Для того, чтобы мы стали мировым финансовым       
центром, для того, чтобы размещались здесь, на наших биржах, а не на иных,      
для того, чтобы то, что происходит... чтобы мы были конкурентоспособными,       
потому что, например, в Казахстане уже создана великолепная площадка. И         
уверяю: если мы это не сделаем, тогда наши бумаги будут обращаться там же, в    
Казахстане, а не у нас. Для этого это и делается.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Владислав Матусович, наверное, ваша мотивация верна в том, что надо   
создавать базы, площадки для торговли акциями. Но лично мне кажется - может,    
вы опровергнете моё мнение, - что это легализация перевода средств с            
территории России без выезда на чужие площадки, чтобы те, кто имеет деньги,     
даже не тратили их на авиабилеты, а здесь осуществляли просто закупку акций,    
вывозили туда деньги для укрепления чужой экономики. Потому что понимаете,      
как происходит? Когда мы продаём своё, то деньги выкладывают в наши активы,     
деньги идут к нам, а если мы в чужие бумаги вкладываем - хоть там, хоть         
здесь, - то получается, что мы просто легально вывозим деньги. Я правильно      
понимаю?                                                                        
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Нет, с моей точки зрения, не так. Я попытаюсь на одном примере     
пояснить. Во-первых, на сегодняшний день нет никаких запретов на приобретение   
ценных бумаг на иностранных площадках. Мы можем покупать сколько угодно. Это    
во-первых.                                                                      
                                                                                
Представьте себе другую ситуацию. Почему в последние годы все основные          
размещения наших компаний проходили не у нас на площадках, а в основном в       
Лондоне? В Нью-Йорке меньше, там иные требования были. Потому что размещались   
головные компании, зарегистрированные по законодательству, не знаю,             
Нидерландов там - вот коллеги из ФСФР, наверное, мне подтвердят, - а активы     
находились у нас. Почему они не размещались на наших площадках? Потому что      
для нас это были иностранные ценные бумаги. Если мы снимем это ограничение,     
всё будет происходить у нас в первую очередь.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев Виктор Андреевич.                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Владислав Матусович, ответьте всё-таки прямо по макроэкономическим              
показателям. Вы здесь, в пояснительной записке, пишете, что законопроект        
будет способствовать решению проблем макроэкономических. На сколько всё-таки    
процентов уменьшатся инвестиции в отечественную экономику после принятия        
этого законопроекта? Вы назвали оборот: 11-12 процентов. Этот процент будет     
или иной?                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Инвестиции в российскую экономику после принятия этого             
законопроекта не уменьшатся, могут только увеличиться.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович.                                  
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо.                                                            
                                                                                
Владислав Матусович, сегодня система, которая существует на внутреннем рынке    
ценных бумаг, свидетельствует о том, что здесь идут демпинговые закупки         
ценных бумаг, здесь рейдерство, здесь банкротство, здесь коррупция, здесь       
аферы, появляются новые, как говорится, "МММ" и так далее, и тому подобное.     
Мы с вами знаем и о международных спекулянтах и аферистах - и доморощенных      
убежавших, и тех, которые типа Сороса. И сращивание подобных, как говорится,    
структур при слабой законодательной базе не приведёт ли снова к очередному      
дефолту нашу державу?                                                           
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Во-первых, я бы Сороса не отнёс к аферистам в том плане, как вы    
говорите, это, в общем, достаточно серьёзный инвестор. Раз.                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Финансовый спекулянт.                                                  
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Финансовый спекулянт? Ну конечно, но я негативного оттенка не      
вкладываю в понятие "финансовый спекулянт". Ну а остальные... Нет, я не вижу    
каких-либо рисков.                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рябов Николай Фёдорович.                          
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
В вашей пояснительной записке читаем: "...в Российской Федерации сложился ряд   
внутриэкономических факторов, делающих актуальной проблему допуска              
иностранных ценных бумаг на российский рынок. В результате проводимой           
экономической политики резко вырос объём свободных инвестиционных ресурсов,     
находящихся в распоряжении российских предпринимателей". Я так понимаю, что     
эти деньги надо было бы вовлечь во внутреннюю экономику, на развитие. Что, у    
нас в стране все проблемы решены, все сёла газифицированы, все сёла имеют       
дороги, прекрасно работает сельское хозяйство и так далее? Считаю, что мы       
опять идём не тем путём. Это всего-навсего спекуляция, в нормальном понимании   
это спекуляция.                                                                 
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Я не понял вопрос.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вас спрашивают: есть ли что делать или делать больше      
нечего?                                                                         
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Есть ли что делать или нечего делать? Нам есть что делать, это     
мы и делаем, поэтому и предлагаем принять данный законопроект. Я только что     
вашему коллеге Николаю Васильевичу Коломейцеву на практическом примере          
пояснил, что речь идёт в основном о наших активах в данный момент.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владислав Матусович.             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? От фракции "Справедливая Россия" записался          
депутат Грачёв. Так, я вижу две руки от "Справедливой России", одну руку от     
"ЕДИНОЙ РОССИИ" и две руки от фракции КПРФ. Может быть, мы по одному            
представителю от каждой фракции дадим возможность выступить? (Шум в зале.)      
                                                                                
Депутат Кармазина, сформулируйте, пожалуйста, предложение, чтобы меня не        
упрекнули в том, что я его формулирую.                                          
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я предлагаю выступить по одному представителю от каждой      
фракции.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы дать возможность выступить по одному     
представителю от каждой фракции?                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.90,8%                                     
Проголосовало против           32 чел.9,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Предложение принято.                                                            
                                                                                
Первым я объявил депутата Грачёва. Пожалуйста, Иван Дмитриевич, от фракции      
"Справедливая Россия".                                                          
                                                                                
Пожалуйста, определитесь, кто от фракции КПРФ, кто от фракции ЛДПР, кто от      
"ЕДИНОЙ РОССИИ".                                                                
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д., фракция "Справедливая Россия".                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "Справедливая Россия", безусловно, будет             
голосовать против этого закона. Безусловно, пожелание сделать из России, из     
Москвы финансовый центр класса Лондона мы расцениваем как благое пожелание.     
Но для того, чтобы оценить, что, собственно, получится после применения этого   
закона, его надо применить к какой-то совершенно конкретной, простой ситуации   
и посмотреть, как эта цепочка отработает.                                       
                                                                                
Вот возьмём американские ипотечные ценные бумаги, заглядываем в закон:          
соответствуют? Соответствуют, можно их продавать в будущем на наших             
площадках. А что с ними сегодня делается? Известный факт: текущие потери -      
250 миллиардов долларов. Это только от ипотечных ценных бумаг и связанных с     
ними напрямую бумаг. Косвенные потери, текущие оцениваются в триллион           
долларов. Но вот всё это или нет? Вот этих самых нестандартных ипотечных        
кредитов в Соединённых Штатах выдано на 1,5 триллиона долларов, примерно 20     
процентов от общих объёмов. Примерно половину из них сегодня не могут           
выплатить, то есть примерно 750 миллиардов долларов висит, а это, как я уже     
говорил, прямые убытки, потенциальные, а косвенных - примерно в четыре раза     
больше.                                                                         
                                                                                
Теперь как они разбрасываются, эти убытки? Точных данных по миру нет, но        
наиболее известные истории - они вот в печати и в научных статьях. Это          
швейцарский банк с непонятным для русского человека названием "УПС" - 20        
миллиардов долларов потери, ДойчеБанк - порядка 15 миллиардов долларов          
потери, самые крупные американские потери: "Ситигрупп" - около 18 миллиардов    
долларов. То есть разброс примерно один к двум в пользу остального мира. Это    
вот убытки прямые, которые, я напомню, висят и составляют как минимум 500       
миллиардов долларов, а скорее всего, около 2 триллионов. Это убытки только по   
одному типу бумаг, которые разбрасываются по миру.                              
                                                                                
Теперь что мы делаем? Мы рисуем закон, который немедленно, сегодня, позволяет   
существенную часть этих убытков нам сбросить, что и произойдёт по факту,        
поскольку у нас свободных денег, не связанных, не задействованных, достаточно   
много, что видно, в частности, по рынку недвижимости. Соответственно, это       
означает, что принятие этого закона как минимум несвоевременно, потому что      
сегодня это приведёт, по моим оценкам, к убыткам для нашей страны примерно в    
100 миллиардов долларов.                                                        
                                                                                
Поэтому, конечно же, фракция "Справедливая Россия", я ещё раз повторю, будет    
голосовать против этого закона.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Кашин Владимир Иванович, от фракции КПРФ.                   
                                                                                
КАШИН В. И. Наша фракция также считает, что этот закон очень опасен. С точки    
зрения благих пожеланий, конечно, привлекательно всё то, что связано с тем,     
что в нашей стране будут появляться новые возможности инвестирования, и в       
первую очередь, безусловно, в экономику и в социальную сферу. Но в данном       
случае речь идёт как раз о несколько других вопросах. Речь идёт, по большому    
счёту, просто-напросто о биржевой игре. Речь идёт просто об обычных             
финансовых спекуляциях, которые чреваты опасностью, и история изобилует         
фактами ещё с XVI века, когда первые аферы были в Нидерландах, когда            
состояния через ценные бумаги целых родов и целых волостей определялись через   
луковицу тюльпана. И потом многие страны ведущих сегодня экономик               
сталкивались с финансовыми аферами, начиная с Англии, Франции и так далее, и    
тому подобное. Мы видим сегодня, какие трудности в этом направлении             
переживают те же Соединённые Штаты Америки.                                     
                                                                                
И вот сегодня берём мы для примера устойчивую работу на этих направлениях,      
допустим, Китая. Ну, мы там должны увидеть за этой успешностью всю ту           
систему, которая существует с точки зрения крепкой финансово-кредитной          
системы, банковской, от макро- до микроэкономических систем, которые            
находятся под контролем в первую очередь правительства Китайской Народной       
Республики.                                                                     
                                                                                
Мы видим, сегодня у нас на внутреннем рынке ценных бумаг, по большому счёту,    
бардак, а иначе как же можно все эти годы смотреть на то, как рушится всё,      
что связано даже с обычным инвестированием? От "МММ" до сегодняшних питерских   
афер - это всё из этой схемы. А возьмите неадекватность в оценке                
собственности - заводов, фабрик, другого имущества - через покупку, через       
демпинг, вот то, что выражается через ценные бумаги. Нет сегодня достаточно     
стройной системы, в том числе и законодательной, Владислав Матусович, на этих   
направлениях на внутреннем рынке ценных бумаг. Давайте мы решим                 
законодательно проблему ответственности сначала у себя на внутреннем рынке.     
Давайте создадим биржи, которые будут работать по правилам, выгодным в первую   
очередь нашим производителям, а не тем, кто ограбил нашу страну, народ, и,      
прихватив чемоданы акций, вывез деньги и акции, и сегодня будет сохранять       
систему просто какой-то картёжной игры на биржах. Да нет у нас сегодня таких    
бирж! Мы требуем, сколько раз такие предложения вносили: давайте свои           
сырьевые биржи откроем, чтобы у нас нашей нефтью торговали. Давайте укреплять   
наш рубль, его влияние на международном валютном рынке, укреплять свою          
экономическую систему.                                                          
                                                                                
Мы считаем, что в принципе сегодня не время заниматься этой проблемой.          
Правильно наши товарищи говорят: неужели у нас в разваленной экономике,         
начиная от авионики и кончая электроникой и сельским хозяйством, не             
обеспечивающим сегодня даже нашу продовольственную безопасность, - 50           
процентов закупаем, извините меня, некачественных товаров - нет других          
проблем? Голыми руками завтра будут нас брать, если эта система будет           
продолжать существовать в нашей стране.                                         
                                                                                
Любой вопрос, который сегодня необходимо решать, не требует срочности решения   
вопроса, касающегося этой системы, о которой мы сегодня вдруг озаботились.      
Это приведёт, ещё раз хочу сказать, только к сохранению той ситуации, которая   
сегодня есть, и к другим проблемам, которые нам не нужны, к очередному          
дефолту, к очередному изъятию наших средств. И не только средств, хочу          
подчеркнуть. Леса, угодья, в первую очередь значимые объекты через эту          
спекуляцию, через эти ценные бумаги будут изыматься, приобретаться аферистами   
в нашей стране, как через ту луковицу в Нидерландах. И мы потеряем самые        
серьёзные объекты и в научно-техническом комплексе, и другие значимые           
объекты, в том числе и социальные.                                              
                                                                                
Мы предложили бы не спешить с постановкой этого вопроса. Мы не можем сегодня    
голосовать за, может быть, через какое-то время это будет нужный закон,         
сегодня это преждевременно. И уверен, уверен, он натворит чудес больше, чем     
122-й закон, при этой ситуации, когда государство ушло от ответственности за    
денежно-кредитную и финансовую систему и тем более за эти системы               
спекулятивной биржевой торговли. Только при возвращении ответственности         
государства, всех его структур, и прежде всего финансово-экономического         
блока, можно что-то выстраивать на внутреннем рынке через укрепление            
внутренних законодательных систем. Тогда можно избежать сращивания нашей        
мафии, наших аферистов, биржевых спекулянтов с теми, о ком я говорил, -         
компаниями Березовского, Смоленского и всех других, в том числе - у нас         
разные оценки здесь - финансового спекулянта Сороса. Мы знаем, что это всё      
создавалось для того, чтобы обрушить нашу устойчивую систему. Поэтому ещё и     
ещё раз предлагаю авторам законопроекта и профильному комитету не спешить.      
                                                                                
Фракция не может голосовать за этот законопроект.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, есть ли желание выступить у фракции ЛДПР?     
Нет. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", депутат Медведев Павел Алексеевич.                
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, все выступления, которые мы прослушали, если их аккуратно    
проанализировать, были направлены против существования рынка ценных бумаг как   
такового. Многое из сказанного заслуживает внимания. Действительно, с           
существованием рынка ценных бумаг связаны риски, и действительно, с XVI века    
человечество наблюдало много провалов на рынке ценных бумаг, на тех рынках,     
которые были эквивалентны рынку ценных бумаг несколько веков тому назад.        
Человечество кое-чему научилось и учится просто на наших глазах.                
Действительно, в Америке разразился ипотечный кризис из-за того, что            
ипотечные кредиты выдавались неаккуратно. У нас на ипотечном рынке полный       
порядок отчасти оттого, что мы - редкий случай - учимся на чужих ошибках.       
                                                                                
Что предлагает законопроект? На рынке ценных бумаг есть определённый выбор. И   
тот, кто хочет приобрести ценную бумагу, ограничен тем выбором, который есть.   
Законопроект предлагает этот выбор расширить. Но никто же никогда никого не     
заставляет что-то покупать! Если появляется более широкий выбор, то             
появляется большая вероятность, что приобретения будут более удачными.          
                                                                                
Все хорошо знают, что отчасти из-за ипотечного кризиса, непосредственно         
американского ипотечного кризиса, отчасти из-за его последствий на разных       
рынках, в частности на рынке России, возникает угроза дефицита ликвидности.     
Такая угроза имела место в России осенью. Центральный банк с ней справился.     
Благодаря чему? Благодаря тому, что, оказалось, на российском рынке             
достаточно ценных бумаг по сумме их стоимости, чтобы Центральный банк под       
залог этих ценных бумаг мог выдавать необходимую ликвидность банкам, а банки    
дальше уже эти деньги распределяют.                                             
                                                                                
Сейчас, в марте - апреле, очередная волна трудностей с ликвидностью накатила    
на нашу страну. Это связано, например, с тем, что теперь НДС выплачивается      
раз в квартал и в апреле очень большие выплаты полагается осуществить.          
Центральный банк опять предоставляет ликвидность банкам под залог ценных        
бумаг.                                                                          
                                                                                
Оказывается, что сейчас - сейчас требования к ликвидности выше, чем осенью, -   
нет запаса прочности, ценных бумаг приблизительно столько по стоимости,         
сколько надо выдать с учётом ликвидности. Но не может государство               
существовать, не имея запаса прочности. Если мы расширим круг тех бумаг,        
которые будут обращаться на нашем рынке, то здесь увеличится запас прочности.   
Несмотря на то что проблема с ликвидностью существует теоретически,             
практически мы её не видим. Мы её не должны увидеть и в будущем, и этот закон   
будет способствовать тому, что мы за нашу финансовую систему будем спокойны.    
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз повторяю, что закон никого ни к чему не              
принуждает, он только расширяет возможности российского рынка. Убедительная     
просьба за него проголосовать.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента настаивает на выступлении? Нет. У нас присутствует     
на обсуждении руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир     
Дмитриевич Миловидов, я предоставляю ему слово.                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИЛОВИДОВ В. Д., руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам.          
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Я хотел бы очень коротко прокомментировать несколько вопросов, которые были     
поставлены в ходе обсуждения. Как мне кажется, некоторые из них являются        
результатом просто, может быть, отсутствия полной информации и о самом          
законе, и о ситуации, которая на сегодняшний день складывается на финансовом    
рынке России. Коротко поясню.                                                   
                                                                                
Первое. Российский финансовый рынок в 2007 году по объёму операций              
приравнялся к валовому внутреннему продукту страны. Он существует и является    
достаточно крупным финансовым рынком. Мы по этим показателям вышли уже          
практически на десятое место в мире в условиях жесточайшей конкуренции со       
стороны Лондона, Нью-Йорка, Гонконга, Сингапура, которые - то, чего боятся      
многие коллеги в этом зале, - оттягивают капитал из России на себя. Мы в этой   
ситуации конкуренцию не подкрепляем, этот закон направлен на укрепление         
конкурентных позиций российского финансового рынка, на то, чтобы денежные       
средства не уходили с финансового рынка Российской Федерации.                   
                                                                                
Второе, что касается инвестиций в российскую экономику. Назову одну цифру: за   
прошлый год с помощью финансового рынка было в экономику привлечено порядка     
35 процентов всех инвестиций в основной капитал. Это сумма, которая говорит о   
том, что российский финансовый рынок сегодня позволяет такие средства           
привлекать. К сожалению, часть этих средств привлекается на иностранных         
рынках, и наша задача состоит в том, чтобы консолидировать капитал на           
российских фондовых площадках, чтобы наши российские компании привлекали эти    
средства именно здесь. А для этого нужно расширять спектр инструментов, в том   
числе иностранных.                                                              
                                                                                
Теперь об иностранных ценных бумагах. Во-первых, хочу просто в качестве         
справки сказать: опасения по поводу того, что ипотечные облигации иностранных   
ипотечных агентств окажутся на российском финансовом рынке, напрасны, это не    
так. Закон не даст им этой возможности, поскольку разрешается обращение         
только тех ценных бумаг, которые уже обращаются на международных финансовых     
рынках. Ипотечные облигации на финансовых рынках, на биржах не обращаются,      
поэтому такой угрозы не существует.                                             
                                                                                
Следующее, что касается целей этого закона и инвестиций в наши предприятия.     
На сегодняшний день так или иначе целый ряд российских компаний размещает       
свои ценные бумаги за рубежом, в том числе в силу того, что юридически они по   
своему статусу являются иностранными компаниями, допуска им на российский       
финансовый рынок нет, хотя активы их находятся в России. Наша задача состоит    
в том, чтобы эти ценные бумаги обращались в России и российские граждане,       
российские юрлица, банки имели возможность свободно вкладывать в них средства   
здесь, на российском финансовом рынке. Далее... (Микрофон отключён.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время закончилось. Сколько вам ещё нужно?                 
                                                                                
Добавьте для завершения выступления.                                            
                                                                                
МИЛОВИДОВ В. Д. Ещё две минуты буквально, коротко скажу.                        
                                                                                
Далее. Владислав Матусович сейчас правильно сказал, что сегодня закон "О        
валютном регулировании и валютном контроле" разрешает всем нам вкладывать       
средства за рубежом. Многие российские граждане, юрлица вкладывают средства в   
иностранные ценные бумаги через оффшоры за пределами Российской Федерации. На   
этом зарабатывают иностранные посредники. Наша цель - чтобы зарабатывали наши   
посредники, чтобы зарабатывали наши банки. Поэтому этот закон, ещё раз          
повторяю, направлен на то, чтобы расширить конкурентные способности             
российского финансового рынка, привлечь сюда капитал, сделать его               
международным и выиграть конкурентную борьбу с теми западными рынками -         
Лондоном, Нью-Йорком, Франкфуртом, Токио, - которые сегодня у нас оттягивают    
и ценные бумаги, и капиталы.                                                    
                                                                                
Поэтому я очень прошу депутатов посмотреть на данный законопроект с этой        
точки зрения и за него проголосовать.                                           
                                                                                
И отдельная маленькая ремарка, последняя буквально. Сегодня закон "О рынке      
ценных бумаг" даёт возможность размещать иностранные ценные бумаги в России     
только в том случае, если регулятор российского фондового рынка заключил        
соглашение с иностранным регулятором. Это стало средством манипулирования       
нашей деятельностью, потому что иностранные регуляторы отказываются от          
заключения таких соглашений, тем самым не дают возможности повысить             
конкурентоспособность российского рынка. Зачем мы идём у них на поводу? Мы      
фактически даём лишний козырь для манипулирования нашей деятельностью.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Ставится на голосование в первом     
чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 51-1           
Федерального закона "О рынке ценных бумаг".                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.69,1%                                     
Проголосовало против           43 чел.9,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.