Заседание № 33
02.07.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 50396-5 "О принятии Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3692 по 3877 из 10065
Пункт 15, проект федерального закона "О принятии Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала". Доклад Сергея Ивановича Кисляка. КИСЛЯК С. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Мы вынесли на ваше рассмотрение поправку к Конвенции о физической защите ядерного материала. Если вы разрешите, несколько слов об истории. В 1979 году была подписана Конвенция о физической защите ядерного материала, которая в тех условиях была достаточно ограниченной по своему охвату и содержала обязательства государств обеспечивать физическую защиту ядерного материала при его перевозке. То есть это означает, что, когда передвигается ядерный материал, каждое государство несёт ответственность за то, чтобы это делалось безопасно, чтобы к нему не было несанкционированного доступа, чтобы всё было полностью учтено. В 1979 году максимум, что нам удалось сделать, - это подписать международную конвенцию применительно к передвижению ядерных материалов. С тех пор угроза терроризма изменила многое в восприятии этой истории. Россия достаточно активно действует в формировании многостороннего сотрудничества в борьбе с ядерным терроризмом, и надо сказать, что мы здесь среди лидеров. При нашей помощи, при поддержке некоторых других партнёров нам удалось выработать поправки вот к той, старой конвенции. В чём смысл этих поправок? Теперь помимо обеспечения физической безопасности при передвижении материалов каждое государство несёт ответственность и за сохранность этих материалов на своей территории. Вот если суммировать, взять квинтэссенцию этих поправок, то суть их именно в этом. Такой подход полностью соответствует нашим интересам, потому что ядерный материал в руках террористов, в руках преступников - это страшное оружие, и до тех пор, пока не будет полной и, я бы сказал, глобальной ответственности государств за обеспечение безопасности своих материалов, решить задачу борьбы с потенциальным ядерным терроризмом будет невозможно. Поэтому поправки среди прочего нами рассматриваются как один из инструментов борьбы, стоящий в одном ряду со всеми новейшими антитеррористическими актами. С точки зрения того, что на практике предусматривают эти поправки, это прежде всего, как я сказал, распространение режима физической защиты, касающегося перевозок, также на материалы и ядерные установки внутри страны - участника конвенции. Усовершенствованы механизмы сотрудничества по обеспечению безопасности. Кроме того, в конвенцию включены рекомендации МАГАТЭ - не обязательства, а рекомендации МАГАТЭ относительно уровней безопасности, которые должны применяться к каждому конкретному материалу, находящемуся в распоряжении государств. Создаётся, если хотите, минимальный уровень требований, который должен действовать желательно по всему миру. Что нас радует? Более жёстким стал подход к нарушителям режима ядерной безопасности. Расширен перечень нарушений, за которые предусматривается ответственность виновных в них лиц, в том числе включена теперь и контрабанда ядерного материала. Важнейшим нововведением стал запрет на использование каких-либо политических мотиваций для того, чтобы уйти от ответственности за физическую безопасность ядерных материалов. По сути, усилен принцип "суди или выдай", заложенный в основу конвенции. В конвенцию включены формулировки, запрещающие толковать её как допускающую применение силы или угрозу применения силы против ядерного материала или ядерных установок. Другими словами, это целый ряд новых элементов, которые серьёзно обогащают и улучшают прежний режим физической защиты, который осуществлялся странами - членами конвенции. На сегодняшний день членами старой конвенции являются сто пятнадцать государств. Характерно, что принятие этих поправок Российской Федерацией не влечёт необходимости изменений действующего законодательства Российской Федерации. Это важно и с правовой точки зрения, но это прежде всего важно политически, потому что у нас в стране все эти меры осуществляются уже на основе российского законодательства. Что делают поправки к конвенции? Они выводят на близкий или такой же уровень обязательности мер по физической защите другие государства, то есть помогают нам подтянуть остальных примерно до того уже уровня, на котором безопасность ядерных материалов обеспечивается в России. Таким образом, принятие поправки к конвенции полностью отвечает российским интересам, и в том числе интересам развития ядерной энергетики и противодействия угрозе ядерного терроризма. Мы очень просим поддержать ратификацию этого документа, потому что Россия должна быть здесь среди лидеров. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по международным делам Анатолия Сергеевича Стародубца. СТАРОДУБЕЦ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Поправка к Конвенции о физической защите ядерного материала была принята в Вене в июле 2005 года на конференции по рассмотрению и принятию поправок к конвенции. Конвенция о физической защите ядерного материала является основополагающим международно-правовым актом универсального характера, регулирующим обеспечение безопасности ядерного материала. Поправка к указанной конвенции вводит ряд положений, основной целью которых является реализация задач международного сообщества по обеспечению и поддержанию международного мира и безопасности путём расширения сферы ответственности и совершенствования механизмов контроля государств в сфере обеспечения ядерной безопасности, а также противодействия угрозе ядерного терроризма. Так, сфера действия норм конвенции, распространявшаяся ранее исключительно на ядерный материал в процессе международной перевозки, при вступлении поправки в силу будет охватывать и ядерные установки внутри государства-участника. Кроме того, значительно расширяется и конкретизируется ответственность государств, устанавливается принцип ответственности обладателей лицензий, дополняется перечень нарушений, за которые предусматривается ответственность виновных лиц, при этом устанавливается запрет на оправдание нарушений ядерной безопасности политическими мотивами, а также отказ в выдаче нарушителей на этом основании. Ряд вводимых поправкой положений направлен на совершенствование механизма взаимодействия государств в сфере физической защиты ядерного материала. Устанавливаются правила обмена информацией между государствами-участниками, а также вводится запрет на передачу конфиденциальной информации третьим лицам. Согласно поправке государства-участники возлагают на себя обязательства по созданию и поддержанию законодательной и регулирующей основы для организации управления физической защитой ядерного материала, учреждению компетентного органа, ответственного за реализацию законодательной и регулирующей функции в данной сфере. Таким образом, вводимые поправкой нормы будут способствовать усилению контроля и повышению безопасности в сфере физической защиты ядерного материла, противодействию угрозе ядерного терроризма, что будет способствовать реализации государствами-участниками задач по поддержанию международного мира и безопасности. Законопроект, предполагающий принятие Российской Федерацией поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала, внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 23 апреля 2008 года. На законопроект имеются положительные заключения Правительства Российской Федерации, комитетов Государственной Думы по безопасности, по международным делам, по энергетике, Комитета Совета Федерации по промышленной политике. Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет замечаний по законопроекту. Уважаемые коллеги, в этой связи Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует принять федеральный закон "О принятии Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала". Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы, вижу одну руку. Депутат Коломейцев. Подводим черту. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вопрос Сергею Ивановичу. Уважаемый Сергей Иванович, в связи с тем, что мы знаем специфические трактовки американцами именно по политическим мотивам различных конвенций и их фактически никакие отношения с Ираном, не повлечёт ли ратификация вот этой конвенции дополнительных проблем для нас в части реализации проектов в Бушере? Спасибо. КИСЛЯК С. И. Нет, не повлечёт. Во-первых, наш проект в Бушере будет обеспечен всеми необходимыми мерами физической защиты, так как это делается в Российской Федерации. Это наш проект. Все наши уровни физической защиты полностью соответствуют, если не перекрывают, требованиям этой конвенции. Это раз. Во-вторых, у нас очень много разногласий относительно тактики решения ядерной проблемы и с американцами, и с другими, но есть и элементы сотрудничества в поиске дипломатического решения. Я хотел бы подчеркнуть, что в последние годы мы видели достаточно серьёзные изменения в отношении официального Вашингтона к проекту в Бушере. Президент Буш неоднократно подчёркивал, что Бушер - это пример того, как должно осуществляться сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии в Иране на основе международного сотрудничества. Поэтому никаких проблем применительно к этой конвенции в Бушере я, честно говоря, не усматриваю ни с юридической точки зрения, ни с политической, надеюсь. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КИСЛЯК С. И. Мы не передаём технологии в рамках Бушера, которые бы позволяли Ирану производить аналогичные станции, мы ставим станцию и учим производить на ней электричество. Топливо, которое будет там использоваться после поставки Российской Федерацией, будет забираться в Россию на химпереработку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответ дан. Присаживайтесь, пожалуйста, Анатолий Сергеевич. Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Нет. Я так понимаю, что никто не настаивает на выступлении от президента и от правительства. Уважаемые коллеги, выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4828 по 4844 из 10065
Пункт 15, проект федерального закона "О принятии Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 17 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 5 чел.1,1% Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7% Результат: принято Принято.