Заседание № 189
10.10.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 503869-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О полиции" (о предоставлении права гражданам, общественным объединениям и организациям фиксировать действия сотрудников полиции).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6012 по 6196 из 6804
31-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О полиции". Докладывает Олег Леонидович Михеев... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, прошу прощения, докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. Действительно, Олег Леонидович Михеев прислал документ с просьбой рассмотреть без его участия. Пожалуйста, Александр Евсеевич. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Депутат Михеев попросил рассмотреть его законопроект без его участия, что, полагаю, мы с вами достаточно оперативно и сделаем. Коллега Михеев внёс законопроект, в котором предлагается внести изменения в статью 8 закона "О полиции". Суть его очень простая: он предлагает дополнить действующую редакцию статьи 8 закона "О полиции" нормой, которая позволяет осуществлять видео- и фотофиксацию действий сотрудников полиции. Надо сказать, что предложение, с которым коллега Михеев выступил, на наш взгляд, является абсолютно справедливым - именно максимальный общественный, гражданский контроль за деятельностью органов власти, и в частности органов внутренних дел, является залогом их эффективной работы. Но это тот случай, когда предлагаемое нововведение уже нашло себя на практике: возможно, вы знаете о том, что сегодня суды приобщают и используют в качестве вещественных доказательств материалы видео- и аудиозаписи, которые сделаны не в рамках оперативно-розыскных мероприятий, а непосредственными участниками судопроизводства, то есть не имеют процессуального статуса. Сегодня служебные проверки в органах внутренних дел, а также в прокуратуре проводятся в том числе и по видео- и фотоматериалам, предоставленным гражданами. Таким образом, по мнению комитета, подобного рода новация совершенно не требуется, поскольку она и так на сегодняшний день уже реализована и этой проблемы нет. Кроме того, из текста законопроекта непонятно, в каком качестве и при каких обстоятельствах необходимо осуществлять фото- и видеофиксацию сотрудников полиции: при исполнении ли ими служебных обязанностей, в бане, на охоте, в личной жизни или где-то ещё. Поэтому в такой редакции Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении. На законопроект поступили отрицательные заключения правительства, ГПУ и нашего Правового управления. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Владимирович Потапов. ПОТАПОВ А. В. Уважаемый Александр Евсеевич, полтора года, наверное, назад был вопиющий случай нападения сотрудников полиции на депутатов Государственной Думы и Московской городской Думы. Там было две тенденции развития ситуации, но, слава богу, возобладала правовая, скажем так, и определённую роль в этом сыграло наличие видеозаписи, но есть факты, когда сотрудники полиции просто сопротивляются, не дают снимать. Вы высказали замечание о том, что не говорится, в каких случаях возможна фиксация, - ну конечно, во время профессиональных действий полиции по отношению к гражданам. Не считаете ли вы, что мы с вами хороним очень правильный гражданский закон, лишая общество реальных прав на фиксацию? ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос. Нет, я так не считаю, мы не лишаем общество механизма защиты гарантии прав, потому что, как я уже сказал, такая норма на сегодняшний день существует и реализуется, и практика, в том числе судебная, тому является подтверждением. Но, как вы знаете, коллеги, дьявол - в деталях. В том виде, в каком законопроект внесён, он не может быть принят, потому что цели, средства органов внутренних дел и полиции являются разнообразными. Ну, например, в структуре полиции есть в том числе и такие специальные подразделения, как оперативно-поисковые, осуществляющие - думаю, не раскрою здесь большой тайны, - комплекс оперативно-розыскных мероприятий, а проще наружное наблюдение, это такие же сотрудники полиции. Исходя из текста этого законопроекта любой гражданин может осуществлять фото-, видеофиксацию и этих сотрудников, хотя, в моём понимании, это недопустимо, потому что нарушается как закон об ОРД, так и Закон "О государственной тайне", ну и масса других ещё вопросов. Поэтому вновь повторяю, никаких проблем в связи с тем, чтобы сегодня записать на видео или снять на фото сотрудника полиции, находящегося при исполнении служебных обязанностей, нет, и таких примеров у нас перед глазами не просто десятки, а сотни. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Пожалуйста, Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция поддерживает законопроект. И с учётом того, что нет докладчика, который бы его отстаивал, придётся мне эту функцию на себя взять. Законопроект развивает принципы, заложенные в законе "О полиции", - принципы открытости и публичности её деятельности. Должен сказать, что законопроект в основном отвечает требованиям, которые предъявляются к подобным законопроектам, и поэтому я возьму на себя смелость сформулировать возражения на отрицательное заключение, которое дал Комитет по безопасности и противодействию коррупции. Первое. Комитет в своём заключении утверждает, что положения законопроекта не направлены на регламентацию деятельности самой полиции и в этой связи не соотносятся с предметом правового регулирования данного федерального закона. Это неверное суждение, надо внимательно посмотреть часть 2 статьи 8 закона, откуда явствует, что как раз в сферу отношений, которые регулирует статья 8, подпадает и эта новелла, об информации о деятельности полиции говорится в части 2, и мы говорим здесь о том, чтобы фиксировать ту же самую деятельность полиции. Второе. Комитет полагает, что не следует включать часть 7 в статью 8 закона, которая говорит о том, что полученная в соответствии с настоящей статьёй информация может быть использована в качестве доказательства в суде. Конечно, можно и не писать это, а можно и написать, это не является какой-то помехой - это всего-навсего норма-напоминание, которая имеет право на существование во многих законах. Об этом я скажу чуть позже. Третье. Комитет утверждает, что законодательством Российской Федерации не установлен запрет на фотосъёмку, звуко- и видеозапись деятельности полиции, поэтому и писать это не надо, но, коллеги, как я сказал, в нашем законодательстве существует масса норм-напоминаний, и вот такая норма-напоминание, наверное, необходима и в законе "О полиции", потому что именно полицейские в первую очередь читают этот закон. Я напомню: в правовом регламенте деятельности прокуратуры, в законе о прокуратуре, и в Конституции чётко записано, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов практически всеми государственными органами, общественными организациями и должностными лицами, тем не менее аж в двенадцати нормативных актах эта идея повторяется, в том числе в законе "О полиции", в законе о ФСБ, в законе "Об оперативно-розыскной деятельности", и это правильно. Поэтому здесь это тоже надо повторять, тем более что случаи, когда полицейские отнимают... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте три минуты. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. ...случаи, когда полицейские отнимают фотоаппараты или кинокамеры, встречаются, хотя, положим, и редко. Четвёртое. Законопроект якобы не учитывает то обстоятельство, что открытость деятельности полиции существенно ограничена Законом "О государственной тайне", но это ошибочное суждение, ведь в законопроекте достаточно чётко указано, что это правило применяется только тогда, когда это не противоречит части 1 этой статьи, действующей статьи, а там говорится как раз о секретах, о тайнах. Далее, пятое. В заключении говорится, что предлагаемая законопроектом формулировка позволяет фиксировать частную жизнь сотрудников полиции без их согласия. Ничего подобного в законопроекте нет, почитаем внимательно, он говорит о фиксации деятельности полиции точно так же, как и действующая часть 2 статьи 8 существующего закона, где говорится об информировании о деятельности полиции. Ну и наконец, шестое положение заключения, о том, что необходимо внесение аналогичных изменений в законодательные акты Российской Федерации, которые регламентируют деятельность сотрудников других правоохранительных органов. Никто не мешает нам внести такие изменения в законы, которые регламентируют деятельность ФСКН, ФСБ, но дело в том, что злоупотребления, поборы и рукоприкладство допускает чаще всего именно полиция, поэтому здесь, наверное, коллега Михеев прав. Я просил бы депутатов внимательно отнестись к этому законопроекту и проголосовать за него. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Евсеевич, поскольку вы встали поближе к выходу, я понял, что от заключительного слова вы отказываетесь. Ставлю на голосование законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 08 сек.) Проголосовало за 187 чел.41,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 188 чел. Не голосовало 262 чел.58,2 % Результат: не принято Законопроект отклонён. Александр Евсеевич, законопроект отклонён.