Заседание № 285
16.03.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 503845-6 "О франчайзинге".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3872 по 3950 из 6393
13-й вопрос, проект федерального закона "О франчайзинге". Докладывает Андрей Дмитриевич Крутов. КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Начиная с 2014 года я со своими коллегами - депутатами Дмитриевой, Грачёвым и Петуховой - внёс на рассмотрение в Государственную Думу как минимум десять законопроектов, направленных на системную поддержку малого предпринимательства в России, и законопроект "О франчайзинге", который предлагается сегодня к рассмотрению, один из них, это уже готовый кусок антикризисной программы, которую мы ждём не дождёмся от правительства. Почему именно малый бизнес необходимо поддерживать в кризис, необходимо поддерживать в условиях санкций, в условиях непростой внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктуры? Потому что малый бизнес - это единственный сектор экономики, где мы в кратчайшие сроки можем создать сотни тысяч, миллионы рабочих мест, причём сделать это раз в десять дешевле, чем в сегменте среднего бизнеса, и раз в сто дешевле, чем в сегменте крупного бизнеса. Именно поэтому мы в своё время вносили все эти законопроекты, в том числе законопроект о четырёхлетнем моратории на ухудшение налоговых условий для субъектов малого предпринимательства, законопроект о двухлетних полноценных налоговых каникулах для малого бизнеса, законопроект об увеличении на порядок, до 5 процентов от расходов на национальную экономику, бюджетных средств, которые мы выделяем на поддержку малого предпринимательства, законопроекты о расширении сферы применения упрощённой системы налогообложения, о снижении социальных взносов для субъектов малого предпринимательства, о воссоздании полноценной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, включая госкомитет по его поддержке, о включении счетов малых и средних предприятий в систему страхования вкладов и так далее, и тому подобное. Таким образом, мы предлагаем дать простым гражданам дополнительные рабочие места и дополнительную возможность заработать, чтобы выжить в условиях кризиса. Однако правительство постоянно увеличивает финансовую нагрузку на граждан, на домохозяйства через увеличение налогов, в том числе имущественных, через рост тарифов, через отмену льгот, через увеличение доли и объёма платных медицинских услуг и услуг в сфере образования, через рост кредитной нагрузки. Ну, прежде чем граждан обдирать как липку, надо дать им хотя бы минимальную возможность заработать, но, к сожалению, не понимают в правительстве этого! Теперь, собственно, о законопроекте "О франчайзинге". Чтобы понять, что такое франчайзинг на практике, достаточно заглянуть в любой торговый центр, расположенный на территории Российской Федерации, и увидеть, что значительная часть тех предприятий торговли и сферы услуг, которые в них расположены, работает именно по системе франчайзинга, то есть производственная, торговая фирма или компания, которая оказывает услуги населению, - обычно эта компания представляет сегмент среднего или крупного бизнеса - передаёт предпринимателю (субъекту малого предпринимательства) готовую, по сути, бизнес-модель. И в результате с относительно небольшими издержками начинающие предприниматели могут выйти на рынок, создать новые рабочие места и получить возможность работать и зарабатывать не только на своё благо, но и на благо регионов и страны. Соответственно, система франчайзинга выгодна всем сторонам: средний и крупный бизнес расширяет своё присутствие на рынке, малый бизнес получает возможность заработать и создать рабочие места, государство получает дополнительные налоги, а потребитель получает доступ к привычным для него услугам в любой точке города, в любой точке страны. Собственно, данным законом закладываются правовые основы для работы этой системы. Он защищает права малых предпринимателей от мошенников, появляющихся на этом рынке, и создаёт дополнительные гарантии для субъектов малого предпринимательства, которые им важны, особенно в условиях кризиса. Наш законопроект в отличие от тех десяти, о которых я уже упоминал, не требует никаких дополнительных бюджетных вливаний, более того, он даже не потребует перераспределения финансовых государственных ресурсов, но тем не менее он не нашёл поддержки правительства и получил отрицательный отзыв, в котором правительство ссылается на излишне детализированное правовое регулирование системы франчайзинга, предлагаемое в нашем законопроекте. Более того, в своём отзыве правительство отказывается признать, что субъекты малого предпринимательства являются слабой стороной договора о франчайзинге, хотя, как я уже говорил, второй стороной в этом договоре выступают представители среднего и крупного бизнеса. Очевидно, что это свидетельствует о системном непонимании со стороны правительства проблем малого предпринимательства и, более того, о нежелании прислушаться к здравым доводам и предложениям, обсуждённым, кстати говоря, публично с участием представителей сегментов рынка, - вот таким, как наш законопроект. Уважаемые коллеги, я вам предлагаю не повторять ошибок правительства и поддержать наш законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3972 по 4162 из 6393
Мы продолжаем рассмотрение 13-го вопроса повестки. С содокладом выступает Сергей Юрьевич Фабричный. Пожалуйста. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Андрей Дмитриевич подробно представил законопроект "О франчайзинге". Мы с уважением относимся к той работе, которую он и его коллеги проводят по поддержке малого и среднего бизнеса, но в то же время предложенный текст мы не можем поддержать концептуально и предлагаем данный законопроект в первом чтении отклонить. Справедливости ради отмечу, что не только Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект, о чём говорил докладчик, но также и профильный Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает, и Российская ассоциация развития франчайзинга не поддерживает. По мнению ассоциации, предложенный законопроект - это не что иное, как рецепция (заимствование) иностранного законодательства, которое в нашу существующую правовую систему вписаться не может. Отмечу, что тема, которая предлагается авторами законопроекта для урегулирования, появилась не на пустом месте, то есть по сути отношения, которые данным законопроектом предлагается регулировать, фактически уже регулируются главой 54 "Коммерческая концессия" Гражданского кодекса Российской Федерации. И когда принимались и рассматривались изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, именно коммерческая концессия была использована как наиболее соответствующее по смыслу и по содержанию действие, аналогичное английскому франчайзингу. Авторы не учитывают в данном законопроекте содержание главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, и когда они говорят о том, что не потребуется внесения изменений в действующее российское законодательство, то это, мягко говоря, не так, потому что, по большому счёту, в случае принятия этого законопроекта мы можем получить конкуренцию норм, предусмотренных в Гражданском кодексе Российской Федерации, и тех норм, которые предлагают авторы законопроекта. С нашей точки зрения, договор франчайзинга не соотносится с договором коммерческой концессии, который существует в Гражданском кодексе Российской Федерации, в ряде случаев предложенный текст не согласуется с теми принципами, которые существуют в гражданском законодательстве, в частности, как мне представляется, нет соответствия принципам диспозитивности и равноправия сторон. Попытка авторов в статье 9 законопроекта законодательно определить состав информации, которую должен раскрывать правообладатель своему контрагенту, то есть информацию о сотрудничестве с публичными людьми, сведения о размере вознаграждения публичных людей, историю банкротства (за последние десять лет) предшественников, партнёров, генеральных партнёров франчайзера, - это всё имеет право на существование, но в договоре между правообладателем или пользователем. Когда подобные вещи пытаются закрепить в федеральном законе, то, с моей точки зрения, можно говорить в данном случае об излишнем правовом регулировании в целях защиты публичного интереса наиболее слабой, как считают авторы законопроекта, стороны. Ну и мне кажется, что тот разговор, который состоялся при формировании концепции реформирования гражданского законодательства Российской Федерации, очень ярко продемонстрировал, показал необходимость проектного подхода, о котором всё чаще и чаще и средства массовой информации пишут, и мы слышим на различных совещаниях, - была поставлена цель, обозначены задачи, определены функции, исполнители, материальное наполнение реализации идеи написания Гражданского кодекса Российской Федерации. В данном случае, как мне представляется, предлагается некая вставка в уже существующее законодательство, которая не соотносится с теми определениями и с теми основными принципами, которые существуют в Гражданском кодексе Российской Федерации. Предлагаем данный законопроект в первом чтении отклонить. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Сергею Юрьевичу. Вот Гражданский кодекс, статья о коммерческой концессии, и этот законопроект "О франчайзинге" - как я понимаю, далеко не всё решено Гражданским кодексом, этой статьёй о коммерческой концессии. У нас, к сожалению, в этих условиях, в условиях разговоров об импортозамещении, разрослась одна болезнь. Скажем, Китай выпускает какой-то электронный прибор или набор автомобильных ключей, а на коробке - товарный знак подмосковной фирмы, коммерческие обозначения подмосковной фирмы, адрес подмосковной фирмы, - всё попадает под понятие "франчайзинг", так? - а потом мелко-мелко: "Сделано в Китае". И выдают за нашу российскую продукцию! По-моему, пока никакими нынешними законопроектами вот такая хитрость с импортозамещением не регулируется, и мне кажется, что законопроектом, который предложили наши коллеги, эта проблема может быть решена, если внести какие-то дополнения. Ведь сплошь и рядом: ничего не делаем, а отчитываемся, что это российское! ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Владимир Николаевич, спасибо за вопрос. Не думаю, что законопроект, который предложили наши коллеги, может решить ту проблему, о которой вы говорите, потому что коллеги в данном случае претендуют на комплексность решения вопроса передачи от пользователя, вернее, от правообладателя к пользователю всего набора исключительных прав. Если бы речь шла о частных случаях, о вставках определённых, о чём говорите вы, то и тогда, мне кажется, это нужно рассматривать в области всё-таки правоприменения, а не законодательного регулирования, это была бы одна ситуация. Почему я говорю, что законопроект не сможет решить в общем виде ту проблему, о которой вы, в частности, говорите? Смотрите, по действующему законодательству договор коммерческой концессии, когда речь идёт о передаче исключительных прав, предусматривает обязательную регистрацию в Роспатенте. И правообладатель, и пользователь приходят и показывают содержание договора: я - он, и этот договор регистрируется. То, что нам предлагают авторы, этого не содержит, почему я и говорю о нестыковке подхода, который заложен в главе 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и который прописывает наши российские реалии, и тех предложений, которые мы сейчас обсуждаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Вопрос Крутову. Андрей Дмитриевич, ваши оппоненты говорят, что положения вашего законопроекта дублируют главу 54 Гражданского кодекса, а кое в чём эти положения не соответствуют 54-й главе. Что вы можете на это сказать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Крутову включите микрофон. КРУТОВ А. Д. Поскольку положения о коммерческой концессии, которые содержатся в главе 54 Гражданского кодекса, используют лишь участники рынка, работающие по системе франчайзинга, чтобы хоть как-то определить в правовом поле свою деятельность, мы и предлагаем разработать отдельный законопроект, который бы не подгонялся под положение 54-й главы Гражданского кодекса, а полноправно и полноценно регулировал эту сферу деятельности. Тем более что - вот я уже приводил пример любого торгового центра, ну более или менее крупного, в российских городах, - если это не собственные торговые точки или точки обслуживания той или иной марки, всё оставшееся на 100 процентов работа по системе франчайзинга. Франчайзинг плотно вошёл в российскую деловую практику и занимает значительное место на этом рынке: огромное количество предпринимателей предоставляют права на свою бизнес-модель и огромное количество этими правами пользуются. Все они вынуждены как бы подгонять свои правоотношения под регулирование главы Гражданского кодекса, которая изначально для этого не предназначалась. Мы хотим ввести отдельное регулирование, тем более что данный сегмент рынка исходя из объёмов этого заслуживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Заключительное слово, Андрей Дмитриевич? Включите микрофон депутату Крутову. КРУТОВ А. Д. Уважаемые коллеги, буквально пара замечаний. Аргументацию необходимости отдельного закона я уже привёл, она связана с тем, что этот сектор экономики уже необходимо регулировать отдельным законом. Это первое. Второе - равноправие сторон. Я в выступлении упомянул о слабой стороне договора. Слабая сторона договора - это, конечно, прежде всего предприятия преимущественно малого бизнеса, которые эту франшизу, как в простонародье говорят, покупают. Но на самом деле положения нашего законопроекта предусматривают соблюдение принципа равенства сторон и защищают и организации, которые эту франшизу предоставляют. Мы вводим в том числе так называемый преддоговорный период, когда подписываются соответствующие соглашения о конфиденциальности, это позволяет избежать злоупотреблений недобросовестных предприятий, которые получают всю информацию и затем используют её по собственному усмотрению и никак в этом не ограничены. В нашем законопроекте соблюдается полноценное равноправие сторон договора. Кроме того, коллега Федоткин очень правильно подметил, законопроект позволит защитить российских предпринимателей: многие из них работают по франшизе, которая предоставлена иностранными партнёрами. На самом деле здесь и элементы защиты прав российского бизнеса по сравнению с крупным международным, транснациональным. Я не буду называть торговые марки, вы их сами прекрасно знаете: все магазины массовой одежды, большинство точек быстрого и не очень быстрого питания - это всё иностранные бренды, и при этом российские предприниматели, которые работают под этими брендами, конечно, нуждаются в защите, и законопроект этому тоже будет способствовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Юрьевич, будете выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5176 по 5191 из 6393
13-й вопрос, проект федерального закона "О франчайзинге". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 44 сек.) Проголосовало за 113 чел.25,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 113 чел. Не голосовало 337 чел.74,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 276
26.01.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 503845-6 "О франчайзинге".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1487 по 1493 из 7031
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет просит 46-й и 47-й вопросы также перенести на пятницу.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1550 по 1552 из 7031
Павел Владимирович Крашенинников предложил 46-й и 47-й вопросы перенести. Нет возражений? Переносим.