Заседание № 190

14.10.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 503834-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу установления дополнительного основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5839 по 6151 из 6388
24-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в        
отдельные законодательные акты по вопросу установления дополнительного          
основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной            
Думы...". Докладывает Александр Александрович Агеев.                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АГЕЕВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы с вами уже несколько раз     
говорили о том, что, к сожалению, в законе "О статусе члена Совета Федерации    
и статусе депутата Государственной Думы..." очень чётко прописана обязанность   
депутата присутствовать на заседании Государственной Думы, обязанность          
участвовать в работе комитета, комиссии Государственной Думы, обязанность       
работать с избирателями, с наказами, с обращениями, отвечать на обращения,      
вести деятельность со своими избирателями, но, к сожалению, абсолютно не        
прописана ответственность в случае невыполнения этих обязанностей. От           
отношения депутата к своим обязанностям зависит прежде всего качество           
исполнения им основной функции депутатского мандата - так называемой функции    
народного представительства.                                                    
                                                                                
Действующая редакция закона не предусматривает ответственности депутата за      
неисполнение или за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей,   
поэтому депутат, по нашему мнению, так как нет ответственности, в основном      
свободен, то есть обладает так называемым свободным мандатом, и он свободен     
от исполнения этих обязанностей. Депутата Государственной Думы невозможно       
лишить статуса, невозможно прекратить его полномочия, даже если он не           
исполняет тот закон, в соответствии с которым был избран.                       
                                                                                
Для решения указанной проблемы законопроектом предлагается изменить правовую    
природу мандата депутата Государственной Думы, а именно придать ему             
императивный характер. В этих целях предлагается установить норму, согласно     
которой в случае систематического неисполнения депутатом Государственной Думы   
обязанностей, установленных федеральным законом, полномочия такого депутата     
могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы по представлению   
фракции, в которой он состоит. Мы с вами в самом начале работы                  
Государственной Думы нового созыва принимаем положение о фракции, в котором     
предусматриваются все права депутатов и обязанности, выбираем своих             
представителей в Совет Государственной Думы, тех, кто будет представлять наши   
права, но в положении также абсолютно ничего не сказано о том, какую            
ответственность несёт депутат, если он не исполняет этих обязанностей.          
Поэтому именно фракция лучше всего знает, как работает депутат, какие нормы     
закона он исполняет, какие не исполняет, потому что всегда в каждой фракции     
есть отчётность, и всё это видно.                                               
                                                                                
Мы считаем, что это недоразумение нужно исправлять, нужно придать               
императивный характер депутатскому мандату, и эта норма полностью               
соответствует Конституции, соответствует позиции Конституционного Суда,         
согласно которой депутат обязан представлять своих избирателей, принципиально   
важна взаимосвязь депутата и граждан.                                           
                                                                                
Поэтому, коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" просит поддержать проект        
нашего закона, с тем чтобы укрепить статус депутата Государственной Думы,       
чтобы депутат был ответственен перед людьми за свою работу.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Спор об            
императивном мандате депутата представительного органа государственной власти   
или органа местного самоуправления - это достаточно старый спор, и эта          
проблема неоднократно рассматривалась в Конституционном Суде, самый последний   
раз этого вопроса Конституционный Суд касался, в частности, в постановлении №   
4-П от 28 февраля 2012 года. Отдельные вопросы, касающиеся статуса и            
досрочного прекращения полномочий депутата, рассматривались также и при         
обсуждении положений закона о статусе в связи с памятными нам всем событиями,   
когда были досрочно прекращены полномочия одного из наших коллег в связи с      
тем, что были выявлены случаи несоблюдения им ограничений и запретов,           
предусмотренных законом. Конституционный Суд указывал, что такая мера           
конституционно-правовой ответственности, как досрочное прекращение              
полномочий, должна и может применяться только в исключительных случаях, когда   
депутат не соблюдает ограничения и запреты, исчерпывающий перечень которых      
предусмотрен законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата       
Государственной Думы...". Всё, что касается неисполнения тех или иных           
обязанностей, если перечень этих обязанностей, критерии оценки исполнения или   
неисполнения этих обязанностей неясны, расплывчаты и действительно не указаны   
в законе, то такая мера ответственности, как досрочное прекращение              
полномочий, применяться не может.                                               
                                                                                
С учётом вот этих аргументов, которые были высказаны Конституционным Судом,     
причём неоднократно и достаточно давно, а также с учётом того, что введение     
императивного мандата у нас пока не планируется да и невозможно в               
соответствии с Конституцией, мы предлагаем данный законопроект отклонить.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Какие есть вопросы, коллеги? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Дмитриевич Куликов.                                                   
                                                                                
КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
У меня к вам, коллега, вопрос. Вы знаете, что выборы нового состава             
Государственной Думы седьмого созыва предполагаются и по партийным спискам, и   
по территориальным округам. А как быть в таком случае с императивным            
мандатом, если, допустим, ваш закон принять, то есть будет ли он                
распространяться на тех депутатов, которые будут избраны по территориям? Это    
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Бывают ситуации, когда партия за избирательный период, там за           
четыре-пять лет, может поменять своё лицо, а депутат, входящий в эту партию,    
останется по-прежнему на тех же позициях, на которых и был, - как быть? Может   
ли он в этом случае выполнять волю партии, волю фракции и тем не менее          
всё-таки оставаться в Государственной Думе в соответствии с вашим               
законопроектом?                                                                 
                                                                                
АГЕЕВ А. А. Спасибо.                                                            
                                                                                
Мы говорим о чётком перечне обязанностей депутата Государственной Думы:         
работа с избирателями, работа в комиссиях, участие в заседаниях. Вы знаете, у   
нас есть такие депутаты, которые попадают в Государственную Думу - и всё,       
больше мы их здесь никогда не видим, а механизмов, для того чтобы исключить     
их из состава депутатов, у нас, к сожалению, нет. Речь идёт именно о том, как   
осуществляет свои полномочия депутат Государственной Думы. Если у депутата      
какая-то иная позиция, это не должно привести, в соответствии с нашим           
законом, к лишению его статуса просто потому, что рассматривается вопрос об     
этом по представлению фракции, но голосует-то палата, в законопроекте именно    
это прописано: только палата может лишить его статуса депутата                  
Государственной Думы, лишить его мандата.                                       
                                                                                
Что касается второй части вопроса. В законопроекте речь идёт о действующем      
законе, по которому депутаты Государственной Думы избираются по                 
пропорциональной системе. О законе, проект которого у нас ещё не принят в       
окончательной редакции и которым предусматривается мажоритарная система, речь   
сейчас не идёт, мы вносим изменения в действующую редакцию.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопрос Дмитрию Фёдоровичу Вяткину.                                
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, я понимаю, ссылка на Конституционный Суд как бы парализует   
всякую дискуссию - о чём после этого говорить? - и всё же хотел бы услышать     
ваше мнение. Вот когда представители оппозиции, в частности коммунисты, идут    
на выборы, они подвергаются и в ходе выборов, и после выборов довольно          
мощному и всестороннему, как говорят, поддавливанию, от приманки карьерой или   
деньгами до зажима родных, - ну чего только не происходит! И к великому         
сожалению, мы имеем немало примеров, когда вчера депутат был оппозиционным, а   
сегодня перетёк в "ЕДИНУЮ РОССИЮ", а значит, у него уже соответствующая линия   
поведения, политическая основа и так далее. Противоположное бывает, но крайне   
редко - это когда человек, находясь в "ЕДИНОЙ РОССИИ", осознаёт, уже идейно     
как бы осмысливает, что происходит, и тогда проявляет мужество и переходит к    
коммунистам. Так вот ваше мнение: разве в законе не должно быть?.. (Микрофон    
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте пятнадцать секунд.                               
                                                                                
РОМАНОВ В. С. То есть просто представим, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ"...                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович, вопрос сформулируйте.                
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Да, я формулирую вопрос.                                          
                                                                                
Представим, что завтра "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет правящей партией и её фракция   
окажется в положении ныне оппозиционных, - в этом случае вы по-другому будете   
смотреть?                                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валентин Степанович, ну совершенно очевидно, что         
позиция Конституционного Суда не только не изменится, но и не может быть        
изменена по причине изменения политического расклада, соотношения численности   
фракций в представительных органах, в том числе в Государственной Думе. Это     
очевидно! Более того, позиция Конституционного Суда, которая изложена в         
постановлениях, не может быть преодолена даже вследствие принятия нового        
закона. Поэтому я думаю, что ваши опасения здесь необоснованны.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Евгеньевич Горовцов.                                                    
                                                                                
ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, у меня вопрос к автору.                            
                                                                                
Уважаемый Александр Александрович, наша фракция, безусловно, поддержит проект   
федерального закона, который мы сейчас рассматриваем, но хотелось бы понять,    
что послужило основанием для подготовки, разработки данного проекта             
федерального закона. И не могли бы вы всё-таки привести конкретные примеры      
систематического неисполнения своих обязанностей депутатами Государственной     
Думы нынешнего созыва, поскольку сейчас мы вносим изменения в ныне              
действующую редакцию Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и    
статусе депутата Государственной Думы...".                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович, пожалуйста.                      
                                                                                
АГЕЕВ А. А. Прежде всего основанием для подготовки данного законопроекта        
стало желание разработать правила, по которым каждый депутат Государственной    
Думы... Коллеги, я уважаю многих из вас, зная вас по работе: здесь на самом     
деле большинство людей работают искренне, и оставляют своё здоровье, и очень    
много сил тратят, работая на благо людей, которые их избрали в                  
Государственную Думу. Речь идёт не о тех людях, которые работают, а о тех,      
которые, попадая в Государственную Думу, к сожалению, позорят статус и мандат   
депутата Государственной Думы. Не хотелось бы по каждой фракции говорить, кто   
здесь присутствует, а кто не присутствует, кого мы с вами видим, кто здесь на   
самом деле работает, а кого не видим - забыли даже, как он выглядит. Коллеги,   
думаю, у каждой фракции есть свой такой список.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Александр Александрович, похоже, что императивный мандат            
большинство в Думе пока не поддерживает. Может, мы пойдём каким-то другим       
путём, может быть, рассмотрим возможность введения ответственности для          
депутатов за политическое, так скажем, мошенничество? Ну а как иначе назвать    
то, что до выборов депутат даёт определённые обещания избирателям, а потом      
голосует наоборот - не поддерживает те законы, которые обещал разработать,      
сам внести и принять, а голосует за обратное? Может быть, вот по этому пути     
пойдём и за такое мошенничество политическое будем лишать мандата?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович, пожалуйста.                      
                                                                                
АГЕЕВ А. А. Это было выступление Олега Анатольевича. Поддерживаю!               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, тем более что Олег Анатольевич произнёс фразу "мы     
пойдём другим путём".                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко задаёт вопрос.                                       
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Александр Александрович, вы знаете, что уже принят, подписан и    
опубликован закон "О выборах депутатов Государственной Думы..." в новой         
редакции. По этому закону в следующем созыве двести двадцать пять наших         
коллег будет избрано по одномандатным избирательным округам, они будут          
партийными - будут представлять парламентские и непарламентские партии - и      
самовыдвиженцами. Вот если механизм императивного мандата ввести, то как быть   
с теми депутатами, которые, избравшись в седьмой созыв, не войдут во фракции,   
будут независимыми? Или у нас, возможно, вообще появятся депутаты-фракции:      
очень много маленьких непарламентских партий получат так называемый             
утешительный мандат. Вот не приведёт ли это к такому двойственному статусу      
депутата: одни будут ущемлены в правах, а другие нет?                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович, пожалуйста.                      
                                                                                
АГЕЕВ А. А. Самое главное, что каждая политическая сила, политическая партия,   
отстаивая свои интересы, то есть декларируя свою программу, ставит своей        
главной целью создание фракции в Государственной Думе. Если партия не имеет     
здесь фракции, она получает хотя бы тот самый утешительный мандат, и этот       
человек должен работать так, чтобы в следующем созыве такая фракция была. Я     
думаю, что этот утешительный мандат... по нему будет работать вся партия, а     
не только этот человек. В целом же, конечно, здесь обычное правило работать     
не будет. Другое дело, если создана фракция - на её членов это правило будет    
распространяться. Хотелось бы, чтобы оно касалось всех депутатов, но я          
предполагаю, что это правило не должно работать по отношению к депутатам,       
избранным по одномандатным округам, - это люди, которые выбираются от земли     
(кто хоть раз прошёл одномандатный округ, знает, что это совсем другое,         
нежели выбираться по списку), поэтому оно должно распространяться только на     
тех, кто избран по пропорциональной системе.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Александр Александрович, как вы относитесь к тому, чтобы         
помимо критериев, которые вы предлагаете, ввести согласование с руководителем   
партии, с руководителем фракции о лишении мандатов, ведь согласитесь, что мы    
все солдаты партии, и нас могут отправить проводить избирательные кампании и    
на Камчатку, соответственно, на это время мы будем отсутствовать в зале         
заседаний и на заседаниях комитетов. Это важно. Депутаты в большей степени      
ответственные люди, но вот по такой причине могут отсутствовать в зале          
заседаний и на заседаниях комитетов и подпасть под действие вашего закона.      
Хотя в целом хочу отметить, что законопроект важный и нужный, и императивный    
мандат нужно вводить, в силу того что многие депутаты просто... Вот есть у      
нас депутаты, которые за границей сидят, не хотят возвращаться! Ваш             
законопроект мог бы поспособствовать нормализации отношений в этой сфере.       
Прокомментируйте, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович, пожалуйста.                      
                                                                                
АГЕЕВ А. А. Спасибо, Дмитрий Иванович.                                          
                                                                                
Вы знаете, что командировки в Государственной Думе не запрещены: по решению     
фракции любого депутата можно отправить в командировку на определённый срок,    
только всё нужно оформить. Такое отсутствие депутата является уважительной      
причиной, вы об этом знаете, - да, это такая же работа, работа в соответствии   
с законом о статусе депутата Государственной Думы, исполнение своих             
обязанностей, и поэтому это не будет являться основанием для прекращения        
полномочий депутата.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все вопросы заданы, коллеги. Время - 17.54, у нас шесть минут до окончания      
работы, вернее пять, нам надо постараться завершить обсуждение этого вопроса    
и рассмотреть по сокращённой процедуре 30-й пункт.                              
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет.                                                
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              172 чел.38,2 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    174 чел.                                          
Не голосовало                 276 чел.61,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.