Заседание № 192
О проекте федерального закона № 503823-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу уточнения порядка замещения вакантного мандата депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, коллеги, у нас ещё минут двенадцать есть до маленького перерыва. Давайте рассмотрим 17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу уточнения порядка замещения вакантного мандата депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Александр Александрович Агеев. Пожалуйста. АГЕЕВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается в случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы... Вы знаете, сегодня в соответствии с законом "О выборах..." подразумевается, что после сложения полномочий, после прекращения полномочий депутата Государственной Думы высший руководящий орган политической партии, в составе списка которой был избран сложивший мандат депутат, принимает решение о наделении мандатом другого зарегистрированного кандидата из того же федерального списка кандидатов. Вместе с тем указанное право политической партии ограничено требованием, согласно которому кандидатура предлагается из числа зарегистрированных кандидатов, включённых в ту же региональную группу кандидатов, что и депутат, чьи полномочия были прекращены досрочно. Мы считаем, что данное законодательное ограничение не вполне обоснованно, поскольку политическая партия, получившая доверие избирателей на выборах, вправе самостоятельно определять наиболее подходящие кандидатуры для замещения вакантного мандата. Законопроектом предлагается уточнить соответствующие положения законов, установив, что кандидатура для замещения вакантного депутатского мандата предлагается из числа зарегистрированных кандидатов, включённых прежде всего в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, а также в случае если все кандидаты из федерального списка откажутся, то из числа первых трёх зарегистрированных кандидатов, включённых в любую из региональных групп кандидатов. Почему мы считаем, что именно из первой тройки? Вы знаете, что в каждой региональной группе именно первые трое кандидатов указываются в избирательном бюллетене в соответствующем субъекте, и это те люди, на которых строится избирательная кампания, которые наиболее видны и знакомы избирателям. Также законопроектом предлагается, с тем чтобы регион не остался без депутата, если мандат будет передан в другую региональную группу, за вновь избранным депутатом закрепить и тот регион, в составе списка которого он избран для работы, и также тот регион, депутат из которого ушёл, - этот регион будет закреплён за депутатом дополнительно. Коллеги, каждый из вас знает, что большинство избирателей ориентируется на общефедеральную часть списка кандидатов, ведь именно эти люди являются так называемыми паровозами - лидерами общественного мнения, за счёт авторитета которых партия набирает то или иное количество голосов на выборах, и если при первоначальном распределении мандатов кто-либо из федерального списка отказался от получения такого мандата, то он имеет право повторно претендовать на получение мандата депутата Государственной Думы. Если депутат из какой-либо группы слагает с себя полномочия, мы считаем логичным, чтобы прежде всего этот мандат был предложен кандидатам из общефедеральной части федерального списка кандидатов. Коллеги, просим поддержать наш законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наверное, нет смысла делать большой содоклад, но я хочу перечислить целый ряд актов Конституционного Суда, которые в той или иной степени касались указанной проблемы, то есть проблемы замещения вакантных депутатских мандатов - по очереди, вне очереди, в тех или иных региональных группах: постановление от 19 декабря 2013 года № 28-П, определение от 6 марта 2013 года, постановление от 9 ноября 2009 года № 16-П, постановление от 28 февраля 2012 года. В каждом из этих судебных актов прослеживается мысль, что партия после подведения итогов голосования, в том случае если она допущена к распределению депутатских мандатов в том или ином представительном органе власти, в том числе и в Государственной Думе, не может произвольно распределять вакантные депутатские мандаты, если установлена определённая очерёдность по спискам и не исчерпаны все кандидатуры для замещения депутатских мандатов в том или ином региональном списке. Иное означало бы фактически изменение, произвольное изменение итогов голосования, то есть волеизъявления российских граждан, именно это не позволяет нам согласиться с тезисами, которые изложил многоуважаемый Александр Александрович Агеев, с предложением наших коллег. Позиция Конституционного Суда заключается в следующем, ещё раз резюмирую: если установлена определённая очерёдность, то она должна соблюдаться, замещение вакантных депутатских мандатов должно происходить путём передачи свободного депутатского мандата следующему по списку, потому что граждане голосуют за список, в том числе граждане в том или ином регионе либо региональной группе. Граждане видят определённый список фамилий и именно за него голосуют, за эту очерёдность, иное, подчеркну, означало бы искажение волеизъявления наших сограждан. Поэтому мы предлагаем данный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Так, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. Вопрос содокладчику. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, ну, отталкиваясь от главного тезиса вашего содоклада, что передача мандата не по порядку означает прямое искажение волеизъявления граждан, скажите: если взять... Мы знаем, что это все партии делают, поэтому скажите: согласны ли вы с тем, что это слишком жёсткое утверждение? Все партии без исключения этим занимаются, в том числе и "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и я не обвинял бы и правящую партию в том, что она это делает, только процедура какая-то более сложная, нежели та, которая предлагается в законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Георгиевич, я могу вам с полной ответственностью заявить, что наша партия при замещении вакантных депутатских мандатов в полной мере руководствуется выводами, которые были сделаны в целом ряде постановлений Конституционного Суда, и принимает решения в строгом соответствии с действующим законодательством, - это абсолютно точно! В тех случаях, когда допускается передача вакантных депутатских мандатов в другие региональные группы (например, если список исчерпан, все кандидаты выбыли), тогда это у нас практикуется, но только, подчеркну, в рамках действующего законодательства. Ни в коем случае не вступая с вами в дискуссию - насколько это целесообразно, удобно или неудобно, я ссылался только на те выводы, которые мы не можем ни оспорить, ни изменить путём принятия иного закона, а именно на выводы, сделанные Конституционным Судом Российской Федерации, и здесь, согласитесь, чего спорить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Александрович Попов. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Александрович, у меня два момента вызывают большое сомнение в схеме, которую вы предлагаете. Первый принципиальный момент - это то, что мы на самом деле игнорируем кандидата, который указан в списке. Человек участвовал в избирательной кампании, человек выкладывался, а мы его практически игнорируем, то есть партия полностью берёт на себя решение всех этих вопросов. Здесь не только волюнтаризм, но и, с моей точки зрения, большая опасность того, что проявится коррупционная составляющая, и это второй принципиальный момент. Мне кажется, мы с вами, наоборот, должны быть на страже и очёнь чётко отслеживать это, чтобы не было такого волюнтаристского подхода. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович, пожалуйста. АГЕЕВ А. А. Сергей Александрович, спасибо. Ну не нарушайте!.. То есть мы ведь всё-таки несём ответственность, и каждый из нас знает, как вёл себя тот или иной кандидат на выборах, и ни одна партия не пойдёт на то, чтобы лишить мандата кандидата, который полноценно провёл избирательную кампанию, помогал партии пройти в той или иной региональной группе. Речь здесь идёт только о том, чтобы в случае, если в какой-либо группе кандидаты - а такое бывает - не вели работу полноценно, но оставались в списке... У нашей партии такое было на прошлых выборах, пятого созыва: в Кировской области депутатом был избран кандидат, который фактически за пять дней до выборов призывал голосовать против нашей партии. И такое может случиться с кандидатом любой партии, к сожалению, - только партия может знать, кто лучше работал, кто более полноценно работал. Если в региональной группе все работали полноценно, никто не пойдёт на то, чтобы забрать кого-то из этой региональной группы. К тому же в каждой партии есть коллегиальный высший руководящий орган, который будет принимать такое решение - это не кто-то сказал, за это мы все вместе проголосовали, - и этот орган включает в свой состав несколько десятков человек, поэтому никакой коррупционной составляющей здесь быть не может, только объективность и оценка реальных результатов при проведении избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет других вопросов? Нет. Кто хотел бы выступить? Александр Георгиевич Тарнавский, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Георгиевич, вам минуты хватит или лучше после перерыва? ТАРНАВСКИЙ А. Г. После перерыва. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо. Коллеги, объявляю перерыв до 12.30.
Так, у нас, коллеги, на фиксированное время вынесен 14-й вопрос, но мы не завершили обсуждение 17-го вопроса, записался на выступление только Александр Георгиевич Тарнавский - давайте завершим рассмотрение 17-го вопроса, а потом перейдём к 14-му вопросу. Александр Георгиевич Тарнавский, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич, за предоставленное слово. Я от фракции, но постараюсь очень коротко. Уважаемые коллеги, законопроект внесён группой депутатов нашей фракции, и мы полагаем, что он имеет право на существование, потому что проблема всё-таки имеется. Суть законопроекта: помимо передачи мандатов по очереди дать большие возможности по передаче мандатов в другие региональные группы. Я вынужден об этом сказать, потому что то, как обрисовали ситуацию мои коллеги Дмитрий Фёдорович Вяткин и Сергей Александрович Попов, мне кажется, не совсем отвечает действительности, сложившейся практике, хотя принцип, конечно, правильный: передавать мандаты по очереди. Это правильно, однако, как мы видим, как практика показывает, есть нужда у партий в том, чтобы передавать мандаты и не по очереди, и в другие региональные группы, особенно в другие региональные группы, и все партии стараются это делать, когда это им нужно. Поскольку мандаты чаще всего передаются в партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", то у "ЕДИНОЙ РОССИИ" имеется большая накопленная практика. Когда мандат передаётся в оппозиционной партии, хотя это и происходит крайне редко, то для неё очень важно правильно распорядиться этим мандатом, с тем чтобы нужный человек пришёл работать, потому что манёвров у оппозиционных партий меньше. Что касается правящей партии, вот только последние примеры: мандат Екатерины Лаховой, брянская региональная группа, был передан в санкт-петербургскую региональную группу, потому что брянский региональный список иссяк и закон это позволяет; могу вам другой пример привести - несколько дней назад мандат кировской региональной группы ушёл в орловскую региональную группу, и вот сегодня мы коллегу чествовали. Между тем в кировской региональной группе пять человек в списке зарегистрированных кандидатов, ну, там одного исключили, значит, четыре, а у нас есть Валенчук Олег и вместо Тимченко сегодня пришёл новый коллега - два человека. В этой группе есть также лидер регионального отделения "ЕДИНОЙ РОССИИ" Сураев Василий Куприянович, директор молочного комбината, прекрасный человек, и он в последние месяцы неоднократно заявлял и в прессе, и в кулуарах, что готов работать в Думе, что хочет работать в Думе, он созрел для этого, но в итоге после определённого рода действий, фактически в какой-то мере ручного управления - в рамках закона, естественно, - мандат уходит в другую группу. Такие ситуации есть, и мы можем сколько угодно говорить о том, что надо передавать мандаты по очереди, но всё равно имеет место так называемый фактор ручного управления. На днях мы прочитали, к примеру, что один член ставропольской... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, две минуты. ТАРНАВСКИЙ А. Г. ...ставропольской региональной группы "ЕДИНОЙ РОССИИ", депутат от "ЕДИНОЙ РОССИИ" прошлого созыва, обратился в Конституционный Суд: он недоволен тем, что при распределении не получил мандат, не стал депутатом этого созыва. Мы полагаем, что проблема есть, и поэтому мои коллеги по фракции подготовили законопроект с целью расширения возможностей по передаче мандата, и прежде всего в другую региональную группу. Этим ли путём идти, чтобы этот вопрос решить, либо другим - это можно обсуждать. Мы не настаиваем на том, чтобы это был именно наш законопроект, но пока этого нет, мы будем говорить прекрасные слова, действовать в соответствии с законодательством, но при передаче мандата будет очень велика роль человеческого фактора. Мы этим законопроектом пытаемся этот вопрос как бы регламентировать, дав большие возможности партиям по передаче мандата в региональные группы без сильного влияния человеческого фактора. Мы полагаем, что тема остаётся, тема своевременная, и её можно решить либо этим путём, либо каким-то другим, который предложит комитет по конституционному законодательству. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект, поскольку подготовлен он представителями нашей фракции, и предлагает другим фракциям Государственной Думы этот законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Александр Александрович Агеев, пожалуйста. АГЕЕВ А. А. Коллеги, очень прошу вас поддержать наш законопроект. Ещё раз обращаю ваше внимание на то, что ссылки на Конституцию здесь абсолютно притянуты за уши, к сожалению, такое происходит часто, и я вам приведу несколько примеров ещё дополнительно, где ссылки на Конституцию каким-то образом вдруг оказываются в заключениях комитетов и так далее. В целом мы с вами устанавливаем тот порядок, по которому избираться и жить депутатам Государственной Думы. И последний законопроект, который я представлял на пленарном заседании в среду, и сегодняшний нацелены именно на то, чтобы был качественный состав депутатов Государственной Думы, чтобы ответственность этих депутатов была максимальной перед избирателями, чтобы именно та партия, которой люди доверяют на выборах, была ответственна за тех людей, которых она выдвигает и которые приходят в Государственную Думу, чтобы при перераспределении мандатов - а это важный момент в нашей работе - не пришлось, как вам сейчас приходится, заставлять всех кандидатов из одного регионального списка снимать свои кандидатуры под какой-то другой регион. Мы знаем, в списках есть люди, которые вели деструктивную работу, направленную абсолютно на другое, и эти люди, попав в список, но оказавшись не на первом месте, начинают вести работу против своей же политической партии либо вообще её не ведут, и мандат им достаётся абсолютно незаслуженно. Коллеги, просим вас поддержать нашу инициативу, она абсолютно разумная, законная и нисколько не противоречит Конституции, это будет относиться именно к выборам депутатов Государственной Думы следующего созыва. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Александрович. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Всё-таки, на мой взгляд, необходимо вернуться ещё раз к тем аргументам, которые были приведены в заключении комитета и которые я очень кратко изложил не только с целью экономии времени, но и в силу того, что они, по-моему, достаточно очевидны. Коль уж прозвучал тезис о некой притянутости за уши ссылок на Конституцию, я позволю себе цитату из постановления Конституционного Суда, в частности постановления от 19 декабря 2013 года № 28-П: "...избирательное объединение не вправе отступать от обусловленности распределения депутатских мандатов результатами волеизъявления избирателей. Наделение избирательного объединения таким правом было бы равносильно предоставлению ему возможности, отдавая предпочтение одним кандидатам и одновременно допуская дискриминацию в отношении других, изменять в конечном счёте результаты выборов - вопреки волеизъявлению избирателей, осуществлённому на основе принципа прямого избирательного права..." То есть это напрямую противоречило бы конституционному принципу народовластия, предусмотренному частями 1-3 статьи 3 Конституции. И вот поверьте, подобного рода выводы, иногда дословные, воспроизводящиеся из постановления в постановление, на мой взгляд, делают вопрос о распределении свободных депутатских мандатов совершенно очевидным. Если мы говорим о правовом государстве, если мы говорим о невозможности правового нигилизма в нашей стране, так нам, наверное, надо начинать в первую очередь с себя, а, как известно, Государственная Дума, как палата парламента, которая формируется по политическому принципу на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, должна формироваться в соответствии с конституционными принципами, которые были положены в основу соответствующих выводов, изложенных в постановлениях Конституционного Суда. Так что говорить о притянутости за уши, на мой взгляд, не только некорректно с точки зрения этической, но и абсолютно неверно с точки зрения правовой. Что касается вопроса политического, то каждая политическая партия (избирательное объединение) должна проявлять максимальную меру осмотрительности и ответственности при формировании списков кандидатов, которые в дальнейшем могут получить право на замещение тех или иных выборных должностей, в том числе и в высшем законодательном органе страны, в парламенте, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Следовательно, когда мы говорим о том, что во время выборов или после подведения итогов голосования кто-то из списка зарегистрированных кандидатов от той или иной политической партии утратил связь с партией, действовал вопреки желанию и воле руководителей той или иной партии, мы должны обратить вопросы не к закону, а к этой политической партии, которая допустила включение в список того или иного человека, который в дальнейшем стал действовать вразрез в партийной линией. Следовательно, мы должны говорить не об изменении закона, а об усилении именно партийной работы и партийной ответственности, потому что в конечном итоге те, кто оказываются в списках кандидатов, представляют не просто лицо партии, но они вместе с партией несут ответственность перед нашими гражданами, которые отдают голоса за ту или иную партию. Ещё раз повторюсь: речь идёт об ответственности, об ответственном подходе именно самих политических партий, и ни о чём ином нельзя говорить, размышлять, кроме как об ответственности, когда формируешь списки или когда в дальнейшем сетуешь на то, что некоторые члены партии оказались недисциплинированны, утратили связь с партией. Поэтому, так или иначе, мы должны отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу уточнения порядка замещения вакантного мандата депутата Государственной Думы...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 09 сек.) Проголосовало за 201 чел.44,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 202 чел. Не голосовало 248 чел.55,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 191
О проекте федерального закона № 503823-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу уточнения порядка замещения вакантного мандата депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, просьба вопросы 11 и 12 перенести на 17-е число в связи с отсутствием докладчика.
Предложение исключить сегодня из повестки вопросы 11, 12 и 20 - нет возражений?