Заседание № 222
О проекте федерального закона № 502311-6 "О внесении изменений в статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 14-1 и 16-1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части предоставления органам местного самоуправления права на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных; принят в первом чтении 23 сентября 2014 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 14-1 и 16-1 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 14-1 и 16-1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает Пётр Иванович Пимашков. Пожалуйста. ПИМАШКОВ П. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитетом по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления подготовлен к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона № 502311-6. Напомню, что законопроектом предусматривается наделение органов местного самоуправления правом по отлову и содержанию безнадзорных животных. Ко второму чтению в комитет поступило три поправки, которые рекомендуются к принятию и включены в таблицу № 1. Поправка 1 чисто юридическая, она связана с выполнением требований юридической техники, 2-я поправка содержательная, 3-я поправка лингвистического характера. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Предлагается одобрить таблицу поправок и принять указанный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 29 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Пётр Иванович, пожалуйста. ПИМАШКОВ П. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Обсуждаемый законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и в настоящее время полностью готов к третьему чтению. Прошу проголосовать за принятие данного законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 14-1 и 16-1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ух как Раиса Васильевна!.. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 52 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. Раиса Васильевна, наверное, почувствовала судьбоносность закона. Будут ли выступления по мотивам или достаточно того, что сказала Раиса Васильевна? Достаточно. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 05 мин. 26 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 184
О проекте федерального закона № 502311-6 "О внесении изменений в статьи 14-1 и 16-1 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части предоставления права органам местного самоуправления на осуществление мероприятий по отлову и содержанию бездомных животных).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14-1и 16-1 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает Виктор Филиппович Шрейдер. Пожалуйста. ШРЕЙДЕР В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на решение проблемы безнадзорных животных. На сегодняшний день жители многих городов и сёл обеспокоены бесконтрольным увеличением численности бездомных животных на территориях своих муниципальных образований. Данный законопроект - результат достаточно длительной работы, которую авторы законопроекта провели совместно с членами Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Сейчас в законодательстве о местном самоуправлении существует институт прав органов местного самоуправления на решение отдельных вопросов, и эти полномочия муниципальные власти реализуют в зависимости от конкретной ситуации и от своих возможностей. К числу подобных муниципальных полномочий мы предлагаем отнести право на проведение мероприятий по отлову и содержанию бездомных животных на соответствующих территориях муниципальных образований. Прямого закрепления этих полномочий за органами какого-либо уровня власти в данный момент в законодательстве нет. В рамках обеспечения санитарно-эпидемического благополучия обязанность по регулированию численности бродячих животных лежит на органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Мы же данным законопроектом предлагаем дополнительно к этой обязанности установить для органов местного самоуправления право отлавливать и обеспечивать карантинное содержание бездомных животных, что позволит муниципальным образованиям, где эта проблема есть, решать её на законных основаниях, не опасаясь обвинений со стороны надзорных органов. Прошу принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пётр Иванович Пимашков. ПИМАШКОВ П. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Данным законопроектом предлагается за органами местного самоуправления городского, сельского поселений закрепить право на осуществление мероприятий по отлову, содержанию бездомных животных, обитающих на территории соответствующего муниципального образования. Частично эти вопросы отнесены к полномочиям органов государственной власти в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года, однако отсутствие прямого упоминания в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" данного полномочия создаёт для органов местного самоуправления дополнительные проблемы. Их деятельность по осуществлению мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных зачастую встречает противодействие со стороны контрольно-надзорных органов. Таким образом, закрепление непосредственно в федеральном законе права органов местного самоуправления на осуществление отлова и содержание безнадзорных животных является крайне необходимым. По указанным причинам Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает данный законопроект и предлагает принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Евдокия Ивановна Бычкова. БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Виктор Филиппович, законопроект очень своевременный, правильный. Действительно, ответственность за укусы бездомных собак и так далее лежит на органах Роспортребнадзора субъектов, а фактически все эти случаи происходят и все эти своры собак живут на территориях муниципалитетов, сельских поселений, мы очень часто это наблюдаем, и правильно, что сегодня именно муниципалитетам мы даём это право. Но у меня есть вопрос: право-то даётся, а будет ли обеспечено финансирование? И как это будет - в рамках дотации из регионального бюджета, из федерального бюджета? Для этой работы потребуются и люди, и техника, потребуются специальные приюты, лекарства и так далее, и так далее. В общем, здесь есть необходимость в финансах... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Филиппович Шрейдер, пожалуйста. ШРЕЙДЕР В. Ф. Спасибо за вопрос, Евдокия Ивановна. Конечно, эти мероприятия потребуют определённого финансового ресурса, это очевидно. Что касается того, кто должен передать финансовый ресурс. Сегодня по действующему законодательству это функция субъекта, следовательно, при передаче полномочий, конечно же, субъект должен предусмотреть соответствующий финансовый ресурс на реализацию этой задачи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Виктор Филиппович, конечно, хотелось бы поддержать эту здравую идею, но многое зависит от того, насколько, до конца ли она проработана. Скажите, пожалуйста, вот если просто отлов и содержание... Ну понятно, что всех всё равно не поймать, останется на свободе несколько особей, которые будут дальше плодиться, а вы будете их содержать до пенсии, так скажем, и тратить на это муниципальные деньги. Есть ли в вашем законопроекте норма об обязательной стерилизации? Ведь в некоторых странах после совершения этой операции животных отпускают обратно и таким образом как-то минимизируют те затраты, о которых вы только что говорили. Это первое. Ну и второе. Конечно, я считаю, нужно развивать и инициативу определения их в дома к людям. Вот это прописывается? Или такое полномочие может быть, а может и не быть - по усмотрению муниципалитета? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Филиппович Шрейдер. ШРЕЙДЕР В. Ф. Спасибо за вопрос, Олег Анатольевич. Конечно же, по действующим правилам в функцию регулирования численности бездомных животных входит и стерилизация. Но давайте будем реалистами - сегодня это всё равно не выход из ситуации. После стерилизации, как правило, животное снова оказывается на свободе, то есть там же, где оно и находилось. Поэтому, конечно же, требуются пункты для передержки, и это законом предусмотрено: есть определённый срок - шесть месяцев, если хозяин за это время не объявился, тогда муниципалитет принимает решение индивидуально по каждой особи. Это всё прописано в требованиях и правилах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виталий Сергеевич Золочевский. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Виктор Филиппович, безусловно, этот закон имеет высокую социальную значимость, но хотелось бы понять, проходил ли он антикоррупционную или общественную экспертизу, например в Общественной палате? Ведь он, на мой взгляд, является достаточно коррупционноёмким: после его принятия недобросовестные чиновники смогут списывать значительные средства, а проверить это будет очень сложно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Филиппович Шрейдер. ШРЕЙДЕР В. Ф. Ну, несколько неожиданный вопрос. Честно говоря, сложно найти коррупционную составляющую в законе, определяющем судьбу бездомной жучки, которую поймали и отправили в пункт передержки. Тем не менее, если у вас такие опасения есть, мы эту составляющую изучим, законопроект проходит только первое чтение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Уважаемый Виктор Филиппович, в программе Андрея Малахова "Пусть говорят" был такой сюжет: глава администрации одного из поселений, кстати, в нашей, Тамбовской области, увёл огромную страшную собаку, которая несколько дней сидела около магазина и не давала никому проходить, всех пугала, - он её привязал к машине и потащил. Потом защитники животных отправили материал об этом в передачу - вот, мол, как он жестоко обращался с животным, издевался над ним - и довели этого главу администрации до инфаркта. После принятия этого закона никто не будет нигде этих собак содержать, тем более что всё ложится на муниципалитеты, а денег у них никаких нет, и к коррупции этот закон вряд ли приведёт. А вот уничтожать их, наверное, будут. Скажите, не будет ли это противоречить законодательству о защите животных? Если собака на улице, тем более если это сельская местность, никто потом не станет на неё претендовать, говорить, что это моя... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Филиппович, пожалуйста. ШРЕЙДЕР В. Ф. Спасибо за вопрос, Тамара Васильевна. Опять-таки процитирую действующее положение: при отлове бездомных животных (кстати, это необязательно собака, это может быть любое домашнее животное) необходимы пункты передержки; в течение шести месяцев муниципалитет обязан этих животных содержать, и если хозяин не объявился - принимаются меры. Так определено действующим федеральным нормативным правовым актом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Николаевич Грешневиков. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". В нашем обществе, ни для кого не секрет, сегодня много фактов отсутствия гуманизма по отношению не только к животным, а насилие и агрессия, к сожалению, давно подменяют мораль. Вот, мне кажется, данный закон в случае принятия может привести к нарушениям статьи о жестоком обращении с животным, кстати, эта статья у нас работающая: суды часто рассматривают дела о жестоком обращении с животными. Думаю, что процедура отлова, которую предлагается применять на местах, будет отличаться жестокостью. По моему мнению, авторы законопроекта должны были пойти по другому пути - по пути усиления ответственности человека за содержание животного, по пути введения чипов, регистрации животных. Такой законопроект давно лежит у нас в Государственной Думе, в комитете, но что-то завис. Мне кажется, авторам законопроекта нужно идти по этому пути... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Максим Андреевич Шингаркин. Максим Андреевич, дать вам три минуты или больше? Четыре, да? Ну хорошо. ШИНГАРКИН М. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Я очень благодарен авторам данной законодательной инициативы, потому что они помогают нам устранить недоработку Правительства Российской Федерации, так как Минсельхоз до сих пор не может выполнить простейшие функции, связанные с нашим законом, о чём говорил коллега Грешневиков. И в этом смысле нашей аудитории крайне важно понять следующие вещи. Действительно, животные могут быть разные, это могут быть в том числе и дикие животные - вспомните недавний случай, когда медведь оказался практически на территории поселения и убил человека, кроме того, это могут быть и крысы, это могут быть и ранее одомашненные животные, и животные, относящиеся к домашним видам, но которые никогда не были одомашнены, то есть не имели в принципе хозяев, а также представители диких видов животных. Во всех случаях в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти и местного самоуправления должны обеспечить защиту жизни и здоровья человека, поэтому в тех случаях, когда речь идёт о безопасности людей, изъятии опасных животных из окружающей среды или по эпидемиологическим причинам, или по признакам того, что они могут укусить или убить человека, эти нормы необходимо жёстко и в полном объёме выполнять. И здесь нет никакого нарушения статьи Уголовного кодекса о жестоком обращении с животными. Что касается даже тех же самых собак, которые у нас бегают по улицам городов и которых многие опекают, кормят мясом, мы с вами понимаем, откуда это мясо берётся, - потому что каких-то других животных убивают. И не надо здесь закрывать глаза, усиленно строить из себя зоозащитников, нужно понимать, что любая собака, как бы вы её ни любили, ест мясо убитых животных, а главная задача - обеспечить безопасность человека. Вторая задача, которую поставили и решили авторы законопроекта, - это именно законодательное обеспечение действий муниципальной власти. Действительно, имели место факты, когда прокуратура указывала на то, что органы местного самоуправления не исполняли свои обязанности, ненадлежащим образом распоряжались бюджетами, не обеспечивали безопасность людей, не использовали соответствующие инструменты, в результате чего был нанесён ущерб здоровью людей. Сегодня мы даём главам муниципальных образований реальную возможность защищать права и интересы граждан на их территориях, оградить человека от воздействия опасных для него безнадзорных животных. Очень важно понимать, почему вводится шестимесячный срок содержания, - потому что животные, которые относятся к одомашненным видам, могут являться чьим-то имуществом, а согласно Гражданскому кодексу мы обязаны в течение шести месяцев содержать их как бесхозное имущество и только потом, в случае если нашёлся хозяин, в установленном порядке возвращать. Тем не менее здесь я хочу отметить, что в отличие от неживых предметов для содержания животных требуются дополнительные затраты, поэтому действительно шестимесячный срок является слишком большим, но, я думаю, мы в нашем большом законе уже сможем это отрегулировать и изменить, а на сегодня это норма Гражданского кодекса и с этим спорить не приходится. Теперь о коррупционной составляющей. Конкретно в этом году Москва потратила более 700 миллионов рублей на реализацию норм в отношении безнадзорных животных, в прошлом году - более 750 миллионов. По результатам проверки московской счётной палатой выявлены факты коррупции, по материалам за 2010 год возбуждены уголовные дела, часть из них уже передана в суд. То есть коррупция здесь быть может, и её нужно пресекать! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виталий Сергеевич Золочевский. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич, я очень коротко. Продолжу мысль Максима Андреевича, слава богу, мне тоже есть что сказать. Я вопросами безнадзорных домашних животных занимался ещё будучи руководителем молодёжной организации ЛДПР и знаю, что уже тогда, при прошлом правительстве Москвы, также тратились сотни миллионов рублей ежегодно на это, но бродячие собаки не исчезали с наших улиц, хотя тратились, повторяю, безумные деньги, в том числе на их стерилизацию, и это продолжалось бесконечно. Поэтому я не могу согласиться с автором законопроекта в том, что антикоррупционная экспертиза здесь не нужна - её обязательно нужно проводить, ведь помимо бездомных собак, как правильно сказал Максим Андреевич, много и диких животных. Просьба обратить внимание на эти вопросы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Александровна Чиркова. ЧИРКОВА И. А., фракция ЛДПР. Я тоже добавлю совсем немного. Вы знаете, этот законопроект очень своевременный: впереди зима, голодное время для животных, и количество случаев нападения на людей опять возрастёт. Понятно, что для Москвы и Питера, крупных городов эта проблема не очень злободневная, но вот у нас в прошлом году, 8 марта на окраине города Архангельска, в жилом микрорайоне несколько бродячих собак насмерть загрызли восьмилетнего мальчика! Естественно, стали разбираться, кто виноват. Это полномочия субъекта Федерации, но в нашей области денег хватило только на создание инспекции из двух человек. Соответственно, за халатность осудили руководителя, а дальше дело не сдвинулось. Конечно, законопроект хороший, нужный, важный, способный оградить в первую очередь наших детей и стариков от бродячих собак, но есть опасение, что у субъектов мало денег на выполнение таких функций, и если сразу двести муниципалитетов запросят дополнительные средства, то проблема окажется практически нерешаемой. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Борисович Кидяев. КИДЯЕВ В. Б., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект, который мы сегодня обсуждаем, имеет важное значение. Мы в комитете детально его рассмотрели. Кому-то проблема безнадзорных животных покажется мелкой, но это совсем не так, и жалобы на бродячих животных, уверен, поступали ко многим из нас. Во-первых, это реальная угроза безопасности граждан, в том числе и санитарная. Во-вторых, мы понимаем, что нынешнее положение далеко от совершенства: руководители разных уровней порой кивают друг на друга, а проблема не разрешается. Да, в отношении бродячих животных у субъектов Российской Федерации есть полномочия: именно субъекты у нас отвечают за санитарное благополучие, но они не всё успевают, особенно в глубинках. Поэтому мы даём муниципалитетам право - коллеги, подчёркиваю: право, а не обязанность! - наводить порядок на своей территории. И одновременно мы защищаем муниципалитеты от необоснованных претензий надзорных органов - все вы знаете, такие претензии не редкость. И в-третьих, такой законопроект защищает самих животных, ведь цивилизованный метод отлова и стерилизации куда лучше, чем варварский отстрел. С учётом изложенного прошу поддержать нашу инициативу и позицию комитета и проголосовать за законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Филиппович, будете выступать ещё раз? Нет. Выносим на "час голосования".
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14-1 и 16-1 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 07 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.