Заседание № 192

17.10.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 502252-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учёте" (в части освобождения организаций, перешедших на упрощённую систему налогообложения, от обязанности по ведению бухгалтерского учёта).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4596 по 4837 из 5996
Следующий - 24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в     
Федеральный закон "О бухгалтерском учёте". Доклад Александра Александровича     
Агеева. Александр Александрович сегодня разошёлся как следует.                  
                                                                                
АГЕЕВ А. А. Уважаемые коллеги, наверняка каждый из вас любит что-то             
эксклюзивное, ручной работы, наверняка кто-то, выходя из своего дома,           
встречает у подъезда бабу Машу, которая всё носочки вяжет шерстяные, и мы их    
покупаем, и в таких носочках целые поколения выросли, потому что это что-то     
индивидуальное, это от души идёт. Я вот год назад, вернее, почти два года       
назад познакомился с молодой интересной девушкой, которая пришла на приём, и    
вот она... (Оживление в зале.) Коллеги, мы работаем с людьми разных             
возрастов, вы знаете. Так вот, отец помог ей накопить деньги, чтобы купить      
специальный пресс для изготовления индивидуальных вещей, допустим с гербом      
России, с именными надписями, и она взяла в аренду помещение, пару квадратных   
метров, и там же, на месте, сама стала писать картины и создавать               
индивидуальные подарочные вещи, и люди с удовольствием стали их брать, потому   
что это не какая-то штамповка сотнями и тысячами, а это индивидуально           
делается для каждого человека! Это и называется "малое предпринимательство",    
и наверняка все с этим понятием знакомы, потому что каждый раз мы, выходя на    
трибуну либо стоя перед камерами, заявляем, что поддерживаем малое              
предпринимательство и что нужно его развивать, что его доля должна составлять   
до 60 процентов в экономике нашей страны, что это рабочие места. Каждый из      
нас об этом хоть раз, но говорил, правильно? А на деле чуть-чуть похуже всё     
обстоит.                                                                        
                                                                                
Так называемые субъекты малого предпринимательства в основном используют        
упрощённую систему налогообложения - всё зависит от количества работающих       
людей, от объёмов денежных средств. Так вот, это самое малое                    
предпринимательство - а это и индивидуальные предприниматели, граждане, и       
малые предприятия - является, по сути, донором нашей экономики, оно создаёт     
большое количество рабочих мест. Вот та бабушка сама вяжет, а её дочка          
продаёт - мы все уже к этому привыкли, и она зарегистрирована как               
предприниматель, и таких примеров очень много.                                  
                                                                                
Вы наверняка знаете, что все субъекты малого предпринимательства, которые       
использовали упрощённую систему налогообложения, вели учёт по так называемым    
книгам учёта, то есть фиксировалась любая операция: продали - в книгу           
записали, денежку заплатил - записал, не надо было вести вот эту тяжёлую        
бухгалтерию по всем требованиям, заполняя балансы, не надо было специальных     
бухгалтерских познаний. Так вот, с 1 января 2013 года мы с вами отменили -      
приняли закон - для них этот упрощённый порядок ведения бухгалтерии и ввели     
дополнительное финансовое обременение, и сейчас никто самостоятельно не         
справляется с ведением бухгалтерского учёта. Эти представители малого           
предпринимательства должны брать на ставку бухгалтеров, и сейчас целый класс    
бухгалтеров сидит дома и ведёт несколько сотен предприятий, им доплачивают      
эти предприниматели от 50 до 100 тысяч рублей в год. В результате только за     
2013 год мы с вами потеряли один миллион предпринимателей малого бизнеса,       
включая индивидуальных предпринимателей. Разве это не должно навести нас на     
соответствующие мысли? Вот та девушка-предприниматель, которая изготавливала    
индивидуальные вещи, вынуждена была закрыться, потому что для неё трата 100     
тысяч на бухгалтерию оказалась большой проблемой, и для многих людей точно      
так же.                                                                         
                                                                                
Коллеги, законопроектом, предлагаемым вашему вниманию, предполагается решить    
проблему оттока граждан и организаций из сферы малого и среднего бизнеса и      
повысить его привлекательность для дальнейшего развития.                        
                                                                                
К сожалению, профильный комитет - Комитет по бюджету и налогам представил       
отрицательный отзыв на мой законопроект. Хочу поспорить с аргументами,          
представленными коллегами из комитета по бюджету. Прочитав заключение, я в      
очередной раз убедился, что любой законопроект, подготовленный депутатами из    
оппозиционных фракций, не из фракции большинства, получит отрицательное         
заключение и не будет принят. К сожалению, это так, и я прямо говорю, что на    
самом деле будут использованы любые средства, чтобы задушить этот               
законопроект! Какие только аргументы не приводятся ради отклонения              
законопроекта: здесь и нарушение Конституции, и противоречие постановлениям     
Конституционного Суда, и противоречие международным конвенциям! Казалось бы,    
аргументы основательные, приводятся такие слова - "Конституция",                
"Конституционный Суд", но когда начинаешь вникать в суть, то получается, что    
нарушение Конституции просто притянуто за уши: значит, до 2013 года, когда      
существовала возможность пользования книгой учёта доходов и расходов для        
представителей малого бизнеса, о нарушении Конституции никто не говорил, а      
Конституции нашей уже двадцать один год, она существует не с 2013 года,         
коллеги! В постановлении Конституционного Суда, на которое делается ссылка в    
заключении, вообще говорится об открытых акционерных обществах, бухгалтерская   
отчётность которых не предполагает упрощённую систему налогообложения в силу    
закона "Об акционерных обществах". Посоветовал бы коллегам из комитета по       
бюджету более аргументированно готовить заключения!                             
                                                                                
Таким образом, государство без достаточных и разумных экономических             
оснований, обязав организации, выбравшие упрощённую систему налогообложения,    
по статье 6 указанного закона вести бухгалтерский учёт, создало негативные      
социальные последствия, а именно: сокращение субъектов малого и среднего        
бизнеса, сокращение количества налогоплательщиков и доходов государства, а      
также сокращение количества рабочих мест и безработицу.                         
                                                                                
Коллеги, прошу поддержать законопроект.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович, спасибо. Вы сегодня раскрылись   
с новой стороны - с хорошей стороны.                                            
                                                                                
Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста.                                         
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, законопроектом предусматривается             
освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учёта организаций,           
применяющих упрощённую систему налогообложения.                                 
                                                                                
Обязанность организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения,        
вести бухгалтерский учёт была установлена новой редакцией Федерального закона   
"О бухгалтерском учёте", который вступил в силу с 1 января 2013 года.           
Несмотря на то что предыдущая редакция закона освобождала организации,          
применяющие упрощённую систему налогообложения, от ведения бухучёта, эти        
организации тем не менее были обязаны вести такие участки бухгалтерского        
учёта, как учёт основных средств и нематериальных активов, заработной платы,    
расчёты с персоналом и расчёты по налогам. Принимая во внимание системный       
характер бухгалтерского учёта, по существу это означало ведение бухучёта в      
полном объёме.                                                                  
                                                                                
С учётом требования того же закона о непрерывности ведения бухучёта             
экономическим субъектом с даты госрегистрации до даты прекращения               
деятельности непонятно, почему обязанность по ведению бухгалтерского учёта      
должна зависеть от способа уплаты налогов, который носит временный и            
добровольный характер. При этом законопроектом не предусмотрен механизм         
восстановления бухгалтерского учёта в случае перехода организации на общую      
систему налогообложения.                                                        
                                                                                
Кроме того, предлагаемые законопроектом меры препятствуют решению вопросов,     
связанных с имуществом, правами и обязанностями юридического лица, их           
соотнесением с правами собственников, учредителей, акционеров, участников       
этого юридического лица. Указанные вопросы могут быть решены только на основе   
информации, формируемой в бухгалтерском учёте, и при её отсутствии становится   
невозможным, в частности, определение долей участников при распределении        
прибыли, при внесении дополнительных средств в капитал, при реорганизации,      
ликвидации организации, при выходе из неё отдельных участников и тому           
подобное.                                                                       
                                                                                
Обязанность юридического лица составлять бухгалтерскую отчётность установлена   
не только законом "О бухгалтерском учёте", но вытекает и из ряда других         
законодательных актов. В частности, Гражданский кодекс, законы "Об              
акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью"         
содержат нормы, реализация которых возможна только на основе данных             
бухгалтерского учёта. Кроме того, предложенная в законопроекте норма            
препятствует реализации конституционного права на информацию в сфере            
предпринимательской деятельности и экономики, и реализация данного права        
обеспечивается в том числе и бухгалтерским учётом.                              
                                                                                
И ещё хочу отметить, что в ноябре прошлого года мы приняли федеральный закон,   
которым предоставили право субъектам малого предпринимательства и отдельным     
некоммерческим организациям применять упрощённые способы ведения                
бухгалтерского учёта, включая упрощённую финансовую отчётность. Ну и            
буквально сегодня докладывала Мукабенова, коллега наша, о проекте закона №      
453768-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской      
Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных      
актов Российской Федерации", которым вносились изменения в том числе и в        
Федеральный закон "О бухгалтерском учёте", определялся перечень экономических   
субъектов, которые не вправе применять упрощённые способы ведения               
бухгалтерского учёта, включая упрощённую финансовую отчётность. Там, где        
ведётся обязательный аудит, не вправе отменять бухгалтерский учёт, а все        
остальные, где нет обязательного аудита, могут вести то, о чём я сказала, то,   
что мы приняли уже в прошлом году. У меня всё.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Раиса Васильевна, как мы видим из ваших предыдущих               
выступлений, более ранних, вы, как член Комитета по бюджету и налогам, стойко   
защищаете, так сказать, бюджет Российской Федерации, и это правильно. Но вот    
эта бухгалтерская отчётность совершенно не нужна в части малых предприятий,     
малого бизнеса. Если есть бухотчётность, значит, есть и контролёры,             
соответственно, уберёте ненужную отчётность - уберёте часть контролёров и       
сэкономите толику бюджета страны. Прокомментируйте, пожалуйста.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста.                   
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Что прокомментировать? Отвлекли меня. Что комментировать        
надо?                                                                           
                                                                                
Малому бизнесу и тем, кто находится на патентной системе, мы уже разрешили,     
если это не открытое акционерное общество... Там, где предусмотрен              
обязательный аудит, - они обязаны вести бухучёт, а все остальные ведут          
упрощённую финансовую отчётность. Не вести бухгалтерский учёт невозможно,       
даже вот ИЧП: у него есть наёмные лица, он им платит заработную плату, а это    
ведомости по начислению заработной платы, это отчисления в пенсионный фонд,     
то есть во внебюджетные фонды, это удержание налога на доходы физических лиц,   
поэтому хотим мы или не хотим... Да, упрощённая форма, но мы обязаны вести      
этот бухгалтерский учёт.                                                        
                                                                                
Я не знаю, как к вам, а ко мне люди идут, и идут с тем, что вот в лихие 90-е    
были индивидуальные предприниматели, люди работали у таких предпринимателей,    
платили им чёрным налом, ведомости уничтожили, и теперь не найти ни             
пенсионные взносы, ничего, и люди остаются без пенсий. И если бы не закон,      
который мы приняли в 2007 году... Теперь, если есть запись в трудовой книжке,   
но нет на лицевом счёте страховых взносов, суд всё равно принимает решение      
начислить пенсию исходя из минимальной заработной платы, и из федерального      
бюджета возмещаются средства на лицевые счета. Это мой закон.                   
                                                                                
Мы что хотим? Мы не должны наступать дважды на одни и те же грабли. Это вот     
как раз и идёт отвлечение средств из федерального бюджета, потому что           
нерадивые предприниматели не платят обязательные платежи в бюджет.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.                                
                                                                                
Кирилл Игоревич Черкасов.                                                       
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Раиса Васильевна, в продолжение дискуссии: ОАО не может быть на упрощённой      
системе по определению.                                                         
                                                                                
Вот вы говорили по поводу индивидуальных предпринимателей, но мы неоднократно   
поднимали вопрос о том, что сегодня малому и среднему бизнесу, в большей        
степени малому, очень тяжело и что индивидуальным предпринимателям приходится   
самим вести бухгалтерский учёт. Если нам, как вы в предыдущем своём             
выступлении сказали, очень важна товаропроизводящая цепочка, так сказать,       
очень важны наши сельхозпроизводители, то зачем же мы индивидуального           
предпринимателя заставляем сначала вырастить продукцию, потом самому быть       
бухгалтером, потом самому ехать на рынок продукцию реализовывать, потом опять   
же быть бухгалтером и сдавать отчётность? Не очень ли много на одного           
простого крестьянина, если брать только эту сферу, а ведь и в других сферах     
то же самое делается?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста.                   
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Я думаю, что пример с сельскими товаропроизводителями, с        
личными подсобными хозяйствами оказался неудачным. Что касается личных          
подсобных хозяйств, то по закону "О личном подсобном хозяйстве" от 7 июля       
2003 года это форма непредпринимательской деятельности, соответственно, они     
не являются налогоплательщиками.                                                
                                                                                
Тот, кто привлекает наёмную силу, обязан вести бухгалтерский учёт, если по      
упрощённой системе, обязан вести учёт заработной платы, а если это общество,    
ООО, то для них обязателен аудит, ведь у них большие обороты средств, и они     
обязаны это делать, ведь люди в уставный капитал вносили свои деньги, поэтому   
как они будут потом прибыль распределять, если не будет бухгалтерского учёта?   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет таких.                                              
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5495 по 5511 из 5996
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О бухгалтерском учёте".                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              114 чел.25,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    115 чел.                                          
Не голосовало                 335 чел.74,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.