Заседание № 215
О проекте федерального закона № 50224-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О естественных монополиях" и статью 29 Федерального закона "Об электроэнергетике" (в целях правового регулирования отношений, связанных с осуществлением субъектами естественных монополий инвестиционной деятельности; принят в первом чтении 5 июля 2017 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О естественных монополиях" и статью 29 Федерального закона "Об электроэнергетике". Доклад Ирины Анатольевны Филатовой. Пожалуйста. ФИЛАТОВА И. А., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был внесён 9 декабря 2016 года Правительством Российской Федерации и принят в первом чтении в июле 2017 года. В течение этих семи лет в рамках подготовки ко второму чтению поступило большое количество замечаний представителей отрасли и поправок депутатов Государственной Думы. Неоднократные попытки урегулировать конфликт, привести к единому мнению результата не дали, и Правительство Российской Федерации вышло с инициативой об отзыве законопроекта. Комитет с этим согласился и просит поддержать решение комитета об отзыве законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наверное, можно было бы и не выходить на трибуну, если бы был незначительный вопрос. Но о чём идёт речь? В первом чтении мы с вами приняли законопроект, который обязывает естественные монополии согласовывать свои инвестиционные программы, а, как вы знаете, в каждом тарифе есть инвестиционная составляющая и это оплачивают граждане Российской Федерации. Вполне резонно - и мы в этом зале все за это проголосовали, - что правительство должно контролировать эти расходы, но вдруг сейчас правительство само отзывает этот законопроект, потому что не смогло его согласовать. Я даже догадываюсь, с кем оно не смогло это согласовать, - с теми самыми естественными монополиями, инвестпрограммы которых мы пытались проконтролировать! Слушайте, как это можно отклонять?! Наша фракция будет голосовать против отклонения этого законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О естественных монополиях" и статью 29 Федерального закона "Об электроэнергетике", ранее принятый в первом чтении. Комитет предлагает отклонить данный законопроект. Кто за отклонение? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 26 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 73 чел.16,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Отклоняется.
Заседание № 53
О проекте федерального закона № 50224-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О естественных монополиях" и статью 29 Федерального закона "Об электроэнергетике" (в целях правового регулирования отношений, связанных с осуществлением субъектами естественных монополий инвестиционной деятельности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
40-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О естественных монополиях" и статью 29 Федерального закона "Об электроэнергетике". Доклад официального представителя правительства заместителя министра экономического развития Николая Радиевича Подгузова. Пожалуйста. ПОДГУЗОВ Н. Р., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! В указанном законопроекте предлагается ввести регулирование инвестиционной деятельности инфраструктурных компаний, тарифы на услуги которых устанавливаются государством. Предусмотрено введение двух механизмов - установления единых требований к формированию и согласованию инвестпрограмм монополий и обязательного проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов. Почему мы взялись за разработку данного законопроекта? По актуальным данным, за 2016 год объём инвестиций инфраструктурных монополий составил около 1,4 триллиона рублей - это 10 процентов всех инвестиций в стране и 1,6 процента ВВП. Наша задача - добиться максимальной экономической отдачи от таких инвестиций. Вместе с тем инвестиции в сфере монополий так или иначе связаны с тарифами на услуги, которые оплачивают все субъекты экономических отношений без исключения. Очевидно, что тарифная нагрузка не должна душить экономику, но при этом и инфраструктура должна быть обеспечена достаточным финансированием для поддержания качества и надёжности. За последние шестнадцать лет цены на газ выросли в 15 раз, на электроэнергию и железнодорожные перевозки - более чем в 10 раз, при этом цены в промышленности увеличились в 6 раз. В то же время уровень износа основных фондов монополий ежегодно увеличивается, сохраняются значительные ограничения пропускной способности инфраструктуры, проблемы с технологическим присоединением. Очевидно, что средства, учитываемые при установлении тарифов, не направляются в достаточном объёме на поддержание инфраструктуры и решение приоритетных задач экономического роста. Мы это хотим изменить. На самом деле мы поэтапно шли к внесению данного законопроекта. Механизм согласования инвестиционных программ сначала был внедрён в сферах теплоснабжения, водоснабжения, электрических сетей и в целом доказал свою эффективность. Технологический и ценовой аудит в отношении отдельных проектов монополий проводился с 2013 года по решениям правительства. За этот период только в сфере железнодорожного транспорта потенциально выявленная экономия превысила 96 миллиардов рублей, при этом затраты на аудит составили чуть более 200 миллионов рублей. По результатам аудита в электроэнергетике решено отказаться от нескольких крупных проектов стоимостью 39 миллиардов рублей. По ряду проектов была предложена оптимизация общим объёмом около 3 миллиардов рублей, или 10 процентов их стоимости, при этом затраты на аудит составили порядка 70 миллионов рублей. Таким образом, мы осознанно предлагаем упорядочить и расширить действие доказавших свою эффективность механизмов. Тем не менее законопроект, как справедливо отмечалось коллегами в ходе работы над ним в Государственной Думе, носит достаточно общий характер. Мы понимаем, как важно контролировать риски при расширении предложенного механизма и быть гибкими в их преодолении. Поэтому такие действия, как определение круга компаний, на которые будут распространяться нормы закона, установление отдельных правил и порядков, отнесены к полномочиям правительства. Законопроект был согласован в установленном порядке, перед тем как поступил в Государственную Думу, имеются заключение об оценке регулирующего воздействия и положительное заключение Государственно-правового управления президента. Уважаемые депутаты, представленный законопроект направлен на повышение отдачи от инвестиций государственных инфраструктурных монополий, а также на защиту интересов потребителей их услуг. Просьба поддержать законопроект в принятии в первом чтении. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, у нас два содоклада. От профильного комитета - Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству выступает Александр Николаевич Козловский. КОЗЛОВСКИЙ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В законопроекте предусматривается введение государственного регулирования инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий для оптимизации их расходов в интересах потребителя. По данным государственной статистики, объём капитальных вложений субъектов естественных монополий в сферах, в которых согласование инвестиционных программ отсутствует, составил в 2015 году около 1,2 триллиона рублей. Объём капитальных вложений субъектов естественных монополий в течение последних четырёх лет увеличивался примерно на 100 миллиардов рублей в год. Данные затраты учитываются при определении регулируемых цен, то есть тарифов на услуги естественных монополий. При этом износ основных фондов в ряде сфер естественных монополий так и остаётся более 50 процентов. Данные цифры и показатели дают повод усомниться в эффективности использования средств на инвестиционные проекты. Вместе с тем комитет отмечает, что в материалах к законопроекту не представлена оценка последствий принятия закона для субъектов предпринимательской деятельности, которая учитывала бы установление новых требований, дополнительные издержки, связанные с оплатой аудиторских услуг, иные риски реализации проектов, в том числе имеющих стратегическое значение для экономики страны. Имеется ли необходимое количество экспертных организаций, способных проводить данный аудит, наличествуют ли у них компетенции для проведения технологического аудита? Кроме того, есть риск утечки информации из-за возможной аффилированности данных компаний с компаниями зарубежными. В целом изменения, предусмотренные законопроектом, пока имеют рамочный характер и не позволяют получить исчерпывающее представление о том, каким образом государство будет регулировать инвестиционную деятельность естественных монополий и увязывать целевые показатели инвестпрограмм с критериями документов стратегического планирования. Предполагается, что конкретные действия и полномочия ответственных органов при рассмотрении инвестпрограмм, требования к их содержанию, правила проведения аудита и контроля будут определены в актах Правительства Российской Федерации. Хочется отметить, что Правительство Российской Федерации и сейчас имеет возможность регулировать инвестиционную деятельность естественных монополий с госучастием через своих представителей в советах директоров, в наблюдательных советах, но пользуется данным инструментом не совсем эффективно. В связи с этим комитет считает целесообразным рекомендовать Правительству Российской Федерации к рассмотрению законопроекта во втором чтении подготовить проекты актов, регламентирующих проведение указанных процедур, и представить их на рассмотрение экспертного сообщества. С учётом всех "за" и "против" законопроект станет дополнительным механизмом влияния и контроля за эффективным расходованием монополиями с госучастием средств на инвестиционные проекты. С учётом изложенного Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает концепцию внесённого законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. От комитета-соисполнителя выступает председатель Комитета по энергетике Павел Николаевич Завальный. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Всю сознательную трудовую жизнь до прихода в Думу, двадцать семь лет, я работал в реальном секторе экономики и занимался в том числе вопросами инвестиционного развития компании, которая обеспечивала всю страну природным газом. Уважаемые коллеги, как уже было сказано законопроект направлен на введение законодательного регулирования отношений, связанных с осуществлением субъектами естественных монополий инвестиционной деятельности. В законопроекте предусматривается введение понятия инвестиционной программы субъекта естественной монополии и установление общих требований к её содержанию. Также в законопроекте предусматривается введение института технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий. Представляется необходимым сделать следующие замечания и предложения по законопроекту. Положения, направленные на регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий, в законопроекте предлагается включить в статью "Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий" закона № 147-ФЗ "О естественных монополиях". В указанном федеральном законе определены два метода регулирования - ценовое регулирование, определяемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня, и определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения. В связи с этим регулирование инвестиционной деятельности не относится к предмету указанного федерального закона. Средства, получаемые от инвестиционных надбавок в рамках тарифного регулирования, являются лишь одним из источников инвестиций. Основными источниками инвестиций являются заёмные средства, привлекаемые на коммерческих условиях, средства от допэмиссии акций и других ценных бумаг, а также часть прибыли, направляемой на инвестиции решением акционеров. Таким образом, акционеры также имеют право на определение направлений и на контроль за использованием капитальных вложений субъектом естественной монополии. В данном случае в сравнении с Федеральным законом № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" ущемляются права иных инвесторов на осуществление контроля за использованием средств, направляемых на капитальные вложения, в том числе это касается совместных предприятий, предприятий с иностранным участием. По сути, идёт дублирование корпоративных процедур контроля инвестиционной деятельности, о чём говорил предыдущий докладчик, потому что есть корпоративная процедура, есть совет директоров, правление, принятие инвестиционных решений и так далее. Законопроект не содержит положений, определяющих порядок урегулирования разногласий, которые могут возникнуть между органами государственной власти и субъектами естественных монополий при рассмотрении, утверждении и установлении целевых показателей инвестиционных программ, а также предельных сроков урегулирования таких разногласий. Введение процедуры согласования инвестиционных программ с федеральными органами исполнительной власти может с большой вероятностью привести к увеличению сроков реализации программ и, соответственно, к снижению эффективности капитальных вложений и к уменьшению инвестиционной привлекательности в связи с увеличением сроков окупаемости объектов. В законопроекте предусматривается также проведение технологического и ценового аудита отдельных инвестиционных программ субъектов естественных монополий. В связи с этим положением необходимо отметить, что в законодательстве Российской Федерации уже содержатся многочисленные механизмы контроля реализации проектов капитального строительства. На сегодняшний день существуют правительственные программы контроля инвестиционной деятельности, которые работают эффективно, например в электроэнергетике, и правительство в состоянии распространить этот опыт и на другие субъекты естественных монополий. Кроме того... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. Павел Николаевич, завершайте. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Спасибо. Предусмотренное в законопроекте расширение сферы деятельности указанных форм аудита с проектов с государственным участием на любые проекты субъектов естественных монополий представляется не совсем обоснованным и аргументированным. При осуществлении указанного аудита независимым организациям будет трудно обеспечить право субъекта естественной монополии на коммерческую тайну. Коллеги, инвестиционные программы очень большие, и у нас сейчас нет российских аудиторов, которые в состоянии сделать эту работу, а западным аудиторам или аудиторам с иностранным капиталом такую работу доверить нельзя. Кроме того, в документах к законопроекту указано, что принятие законопроекта не требует дополнительных расходов, а фактически вводятся дополнительные полномочия органов, что потребует дополнительных расходов, в том числе из федерального бюджета. В связи с этим, коллеги, мы предлагаем рассмотрение этого законопроекта перенести на осень, так как с нормативными правовыми актами, которые выпущены, ещё никто даже не успел познакомиться, и неясно, какое регулирующее воздействие будет оказано на реальный сектор экономики. Прошу поддержать наше решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич. Я сразу дам справку, коллеги: этот вопрос надо было на заседании Совета Думы решать, а если мы вынесли законопроект на пленарное заседание, мы должны теперь до конца его рассмотреть. Так, коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Александру Николаевичу. Я понимаю так, что это нагрузка на бизнес. Вот вы приводите пример с присоединением, с электроэнергией. Так получается, что, допустим, пищевое предприятие, которое имеет копеечную прибыль, должно будет себя загружать ещё этими всеми проблемами? И почему-то у них не получается вот купить автомат для фасовки за счёт людей, а потом ещё с людей брать деньги за это!.. Ну почему это считается правильным?!. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич Козловский, вам вопрос, я так понял? Или докладчику? Александру Николаевичу Козловскому включите микрофон. КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Этот законопроект касается монополий, а вы привели в пример совсем другое предприятие. Тут идёт речь о регулировании инвестиций монополий с государственным участием свыше 50 процентов и контроле за ними. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ефимов Виталий Борисович. ЕФИМОВ В. Б. Наверное, правильно, что такой проект закона рассматривается, но я хотел бы всё-таки обратиться к представителю правительства с таким вопросом. В этом году в Мордовии некоторые предприятия увеличили цены на электроэнергию на 53 процента - вы знаете, какой ответ в связи с этим мне дали и министерство, и антимонопольная служба? Что это уточнённые значения доли компенсируемых затрат, отражающей прогнозную прибыль от продажи электроэнергии, которые рассчитал оператор рынка. Это первое. А второе - что ввели две новые станции. Неужели две станции, которые ввели, дали возможность повысить на 53 процента цену на электроэнергию?! Если мы сейчас опять всё это переложим, как вы предлагаете, на потребителя, то как бизнесу работать? Вот представьте, какому-то предприятию... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Радиевич. ПОДГУЗОВ Н. Р. Виталий Борисович, на самом деле вот с этим конкретным случаем давайте разберёмся и дадим предметный ответ непосредственно по ситуации. Но я хотел бы сказать, что законопроект как раз таки не преследует цель увеличить нагрузку на потребителя - цель, напротив, снизить её и оптимизировать, потому что аудит инвестпроектов и инвестпрограмм монополий позволит оставить в инвестпрограммах только эффективные и адекватные с точки зрения стоимости проекты. Хотя и сказано, что это заёмные средства, но возврат-то происходит через тариф, а по тарифу платят потребители - физические лица и хозяйствующие субъекты. В данном случае, я считаю, принятие этого закона как раз направлено на оптимизацию тарифа и, соответственно, нагрузки на потребителя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пивненко Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Николаю Радиевичу. Всё же скажите, пожалуйста, чётко... Инвестиционная составляющая всегда ложится на плечи потребителя. Вот сейчас в Карелии тариф для потребителя больше 8 рублей, и бизнес просто в шоке, а принятие этого закона - если я ошибаюсь, то извините - приведёт к увеличению тарифа, и мы, по сути дела, похороним бизнес. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ПОДГУЗОВ Н. Р. С точностью до наоборот: дело в том, что проводимая политика основана прежде всего на долгосрочных параметрах регулирования тарифов на уровне не выше инфляции, соответственно, повышение эффективности деятельности позволяет инфраструктурным монополиям в рамках заданного тарифа решать свои задачи без запроса на необоснованный рост тарифов. Собственно говоря, эту задачу законопроект призван решить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Фракция КПРФ голосовать за этот законопроект не будет. Председатель Комитета по энергетике Павел Николаевич Завальный прав: законопроект требует серьёзнейшей доработки, и только после этого, наверное, его каким-то образом можно будет рассматривать. Мы единую энергосистему разбили на много-много кусков, и каждый кусок, каждый участник теперь стремится добиться для себя эффективности, и никакая оптимизация при нынешней структуре невозможна. Поэтому фракция КПРФ предлагает национализировать энергетику Российской Федерации - после этого и инвестиции появятся, и все остальные задачи в итоге будут решены. Это принципиальная позиция фракции КПРФ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Луговой Андрей Константинович. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР не готова поддержать законопроект, в связи с тем что он противоречит экономическому, рыночному, здравому смыслу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бурнашов Алексей Леонидович. БУРНАШОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Безусловно, предмет обсуждения очень важный, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект в первом чтении, несмотря на то что возможны побочные эффекты. Я сокращу своё выступление и скажу только о том, что инвестиционная деятельность естественных монополий и косвенно, и напрямую влияет на экономику страны и, безусловно, на качество жизни наших избирателей. Именно поэтому мы предлагаем поддержать законопроект в первом чтении, а при подготовке его ко второму чтению вместе с правительством и с вами, коллеги из оппозиционных партий, доработать его до удобоваримого вида. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Нет. Правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово? Нет. Александр Николаевич Козловский. КОЗЛОВСКИЙ А. Н. Уважаемые коллеги, законопроект действительно требует существенной доработки, поэтому предлагаем после принятия его в первом чтении всё-таки пригласить, собрать вместе представителей экспертного сообщества, органов власти, в том числе министерств, коллег из Комитета по энергетике для обсуждения этого вопроса, чтобы учесть интересы всех сторон. Но сейчас данный законопроект необходимо принять, и комитет, ещё раз напоминаю, рекомендует его к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Николаевич Завальный, будете выступать? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (20 час. 01 мин. 56 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 10 чел.2,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.