Заседание № 201
03.04.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 502031-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (о введении государственного регулирования цен на моторное топливо).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3285 по 4243 из 4590
Рассматриваются 5-й и 6-й вопросы. Доклад по 5-му вопросу, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", сделает Олег Анатольевич Нилов. Далее будет доклад по 6-му вопросу. Пожалуйста, Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вносятся простые, короткие, но очень сущностные и важные поправки в закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". А именно, мы предлагаем дополнить статью 8 частью 11 и указать, что рост розничных цен на бензин, дизель, авиационный керосин, бензол, ну и некоторые другие составляющие и производные топлива не может превышать процент инфляции, который мы утверждаем ежегодно при принятии бюджета Российской Федерации. То есть вот таким образом мы предлагаем помочь правительству, которое в очередной раз (вот сегодняшние сообщения можете посмотреть) не смогло зафиксировать с нефтяниками вот этот самый прогнозируемый рост цен на топливо. Уважаемые коллеги, я считаю, что вот эта позиция - это главная позиция Центробанка: мы всегда и везде слышим, что таргетируемая, управляемая инфляция - это основная цель, такая священная корова. И сегодня, действительно, растут цены на топливо и, как следствие, это абсолютно понятно, растут цены на всё, начиная от сельскохозяйственной продукции и заканчивая билетами на самолёт, билетами на любой вид транспорта, растут цены на любые услуги, товары - всё это так или иначе зависит от инфляции. Уже сегодня мы фиксируем рост цен на топливо на уровне 1,7-2 процентов. Да, это объясняют тем, что нужно каким-то образом компенсировать возросшую ставку НДС, но прошло совсем немного времени, неужели опять повторится история прошлого года, когда официально зафиксирован рост цен на топливо - 9 процентов, даже 10 процентов. Это никуда не годится! Правительство может уговаривать, нефтяники могут торговаться. Вот сейчас они опять говорят: а компенсируйте нам 200 миллиардов из резервов Российской Федерации, и тогда мы будем держать цены на сегодняшнем уровне. Пусть они делают всё что угодно, а задача этого законопроекта - защитить потребителя, защитить миллионы наших граждан, которые ежедневно, ежечасно покупают топливо, бензин, дизель, солярку и так далее. Цель законопроекта - защитить наших граждан. Такие прецеденты уже есть: мы уже фиксировали и минимальные, и максимальные цены - в том числе именно тем законом, в который предлагаем внести поправки, - например, на алкоголь, табачную продукцию, социально значимые товары, то есть по стратегическим позициям этим законом уже установлено регулирование. Я считаю, что именно таким образом нужно поступить и с ценами на топливо, чтобы успокоить граждан, успокоить селян, которые уже сегодня вышли в поле и не могут прогнозировать... Никто не говорит, что рост цен не будет больше, чем инфляция. Если же члены правительства заявляют об этом, тогда никаких причин не принимать этот законопроект нет, в случае принятия эта норма будет выполнена, собственно, не выше уровня инфляции вырастут розничные цены на топливо. Какие ещё есть аналоги? Помните, несколько лет назад, когда таким взрывным образом росли цены на услуги ЖКХ, было мощное выступление, недовольство миллионов граждан, было обращение к президенту, и президент тогда дал пинок правительству, правительство приняло подзаконный акт - постановление правительства и таким образом урегулировало, ограничило рост цен на услуги ЖКХ уровнем инфляции. Такое решение есть, правда, отдельный вопрос: почему оно не выполняется? Посмотрите сегодня квитанции своих избирателей об оплате, и вы увидите, что рост платы уже зашкаливает: и 10 процентов, и 20 процентов. Но это другой разговор, это как раз доказывает, что такие вопросы нужно регулировать не подзаконными актами, а законом, чтобы у граждан было право обращаться не в ФАС, не к нефтяникам, а в суд, в прокуратуру. Надо таким образом запрещать повышение этих розничных цен. Теперь о практике: почему это происходит? Разница от региона к региону составляет не 2-3 процента, а десятки процентов. Посмотрите: есть опыт Махачкалы, где граждане самостоятельно изобретённым способом заставляют держать цены на приличном уровне, существенно ниже, чем по всей стране. Есть регионы, центральные регионы, где, наоборот, до 10 рублей разница в сторону повышения, это объясняется какими-то региональными особенностями. Ну это никуда не годится! У нас до 20 процентов наценка в розничной сети, а в мировой практике - не больше 10 процентов. Нужно наводить порядок, но это будем делать уже потом, сначала давайте гарантируем невозможность повышения розничной цены, а потом разными способами, переговорами, уговорами или применением кнута, не только пряника, заставим нефтяников, что называется, учитывать самое главное, самые главные интересы - интересы нашего народа, который является владельцем этих несметных нефтяных богатств. За последние годы - посмотрите статистику, - с 2012 года в 1,5-2 раза выросла цена на топливо, курс доллара тоже вырос в 2 раза, а наши нефтяники говорят: нет, всё никак нам не свести концы с концами. В итоге цена на нефть то падает, то повышается, а цена на бензин неуклонно растёт в 1,5-2 раза. Надо это остановить, уважаемые коллеги, этому и предлагаю посвятить наше обсуждение и надеюсь на поддержку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Доклад по 6-му вопросу, по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части государственного регулирования цен на автомобильный бензин и дизельное топливо", сделает Валерий Фёдорович Рашкин. Пожалуйста. РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, резкое, буквально резкое повышение цен на горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке в первом квартале прошлого года не только вызвало недовольство населения (люди выходили на площади, организовывали пикеты, отправляли в отставку Правительство Российской Федерации, добирались уже до фамилии Путина), и экономика показала резкое снижение, потому что цены на горюче-смазочные материалы напрямую влияют на себестоимость товаров, в которую входят затраты на транспортировку, влияют на цены товаров, которые мы видим на прилавках, а также влияют на бизнес, на все услуги. И понятно, что эти два законопроекта напрямую касаются потребителей. При этом причины роста цен на горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке носят преимущественно нерыночный характер - вот нас постоянно отправляют на этот базар, мол, рынок всё отрегулирует, - подчёркиваю, нерыночный характер, это связано с реализацией налогового манёвра, предусматривающего одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортных пошлин на нефть, то есть искусственно Правительство Российской Федерации через нормативы регулирует, изменяет цены на внутреннем рынке, причём в сторону увеличения. В настоящее время рынок нефти и нефтепродуктов регулируется государством посредством налоговой политики и установления акцизов и пошлин. Однако, как показала ситуация с налоговым манёвром, в русле реализации соответствующей политики была сделана ставка на поддержку экспортёров нефти и нефтепродуктов, в то время как рядовые потребители были поставлены в уязвимое положение, и мы получили скачок цен на нашем внутреннем рынке. Вот в связи с этим представляется необходимым законодательно обеспечить механизм, направленный на защиту интересов рядовых потребителей. Законопроект предусматривает введение государственного регулирования цен на автомобильный бензин и дизельное топливо, а также торговых надбавок к ценам путём установления их предельного уровня правительством. У нас был спор на заседании комитета, и в заключениях возник вопрос, какие есть законные основания для принятия данного нормативного документа, данного закона. Вот на что прошу обратить внимание. Первое. В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. Вместе с тем - подчёркиваю, внимание! - в силу части 4 названной статьи государственное регулирование цен на отдельные виды товаров может устанавливаться другим федеральным законом. Таким образом, два данных законопроекта абсолютно на конституционном основании, на основании принятых федеральных законов мы должны и обязаны, на мой взгляд, сегодня принять, то есть эти законопроекты абсолютно конституционны. Второе. Обращаю внимание, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. Этот нормативный документ тоже позволяет нам сегодня принять законопроекты - и первый, о котором доложил Нилов, и вот этот. В данном законопроекте говорится о том, чтобы Правительство Российской Федерации рассматривало на своих заседаниях и регулировало цены на горюче-смазочные материалы. Да, есть соглашение, подписанное Правительством Российской Федерации, Минфином и нефтедобывающими, нефтеперерабатывающими компаниями и торговыми сетями, реализующими горюче-смазочные материалы. Что это такое, как не закон? Что это такое, как не рыночный механизм? Сели представители правительства, сели производители и договорились, что вот, мол, мы будем сдерживать цены и они будут не выше таких-то на такой-то период, вот сейчас до марта, потом до июня, - зачем нам такие соглашения, когда есть норма, когда у нас есть абсолютно законные права, которые уже отрегулированы 381-м федеральным законом, отрегулированы указом президента, и мы можем принять данный законопроект? Просьба поддержать эти предложения, чтобы не было дополнительной работы у Правительства Российской Федерации и не надо было собираться в каких-то кабинетах, вести переговоры с нефтедобытчиками, нефтеперерабатывающими структурами, заводами и предприятиями, с торговыми сетями, со всеми остальными на колонках, куда завозят... Должно быть чётко и однозначно: есть закон. В правительстве уже всё равно есть перечень, в этом перечне товаров, которые требуют государственного регулирования по ценам, нет только бензина, солярки, горюче-смазочных материалов - давайте их впишем туда посредством принятия закона и снимем данный вопрос. У нас нет никаких сдерживающих факторов, чтобы не принять такой закон. Ещё раз: есть Конституция, федеральный закон, указ президента и уже существующий перечень товаров, цены на которые регулируются государством. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Фёдорович. С содокладом по двум законопроектам выступит Виктор Викторович Зобнев. ЗОБНЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (о введении государственного регулирования цен на моторное топливо), внесённый депутатами Государственной Думы Мироновым, Епифановой, Ниловым, Тумусовым, Газзаевым, Иониным, а также проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части государственного регулирования цен на автомобильный бензин и дизельное топливо", внесённый депутатами Государственной Думы Рашкиным и Парфёновым, отмечает следующее. В первом законопроекте вносятся изменения в статьи 1 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", которые направлены на введение государственного регулирования розничных цен в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива, прямогонного бензина, бензола, параксилола, ортоксилола, авиационного керосина и других дистиллятов. Комитет обращает внимание на то, что предлагаемые в данном законопроекте изменения не соответствуют концепции закона о торговле и приводят к внутренним противоречиям и конкуренции норм данного закона. В частности, есть противоречия со статьёй 4 закона о торговле, где установлен закрытый перечень методов государственного регулирования торговой деятельности, при этом метода государственного регулирования цен там не предусмотрено. Проект противоречит статье 8 закона о торговле, устанавливающей, что хозяйствующие субъекты при организации торговой деятельности и её осуществлении самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. Кроме того, в основе торговой деятельности лежат гражданско-правовые отношения, регулируемые гражданским законодательством, - гражданские права могут ограничиваться на основании федерального закона только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и безопасности нашего государства. С экономической точки зрения ограничение розничных цен на автомобильный бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты может привести к снижению рентабельности и к закрытию автозаправочных станций как конечного звена реализации горюче-смазочных материалов. Стоит отметить, что уровень розничных цен на нефтепродукты в регионах различен: на цены влияют географическое положение, особенности транспортировки, логистики, различие в уровне развития конкуренции региональных рынков топлива. В связи с этим ограничения, вводимые на конечном этапе товаропроводящей цепочки, не затрагивающие производственного и оптового звена, негативно отразятся на развитии отрасли в целом. В условиях рыночной экономики такие действия приведут к противоположному эффекту, то есть не к сдерживанию цен на топливо и поддержке физических и юридических лиц, а, напротив, к дефициту продукции, к росту цен на топливо, причём неблагоприятные последствия скажутся прежде всего на ситуации со снабжением топливом городов и населённых пунктов, где функционируют независимые, не вертикально интегрированные автозаправочные станции. Важно отметить, что принятие мер по проведению единой политики цен отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обладает достаточными полномочиями, реализация которых не требует внесения изменений в федеральный закон. Законопроектом предлагается ввести с 1 января 2019 года государственное регулирование цен на автомобильный бензин всех типов и на дизельное топливо, а также установить предельные значения торговых надбавок к таким ценам (это уже по второму законопроекту); определяется, что порядок государственного регулирования цен и торговых надбавок, наценок на бензин и моторное топливо устанавливается Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что предлагаемые законопроектом положения изложены некорректно и с юридической точки зрения неопределённо. В частности, отсутствует понимание метода государственного регулирования, фактически предлагается одновременно использовать два метода: метод государственного регулирования цен и метод установления предельных значений наценок на все виды топлива. Такая неоднозначность формулировок приводит к декларативным законопроектам в целом. Невозможно также просчитать риски и последствия реализации предлагаемых изменений, обеспечить мониторинг и государственный контроль за соблюдением предлагаемых норм. С учётом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект в первом чтении. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Викторович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. У меня вопрос к представителю комитета. Этой проблемой озаботился даже Президент Российской Федерации. Очень много вопросов возникает в связи с непомерным ростом цен на энергоресурсы, на топливо, что напрямую делает бессмысленной индексацию пенсий и заработных плат: цена на топливо является показателем роста цен на всё остальное. Если вы такое предложение отклоняете, то, может быть, у вашего комитета есть какой-то альтернативный вариант? Какой альтернативный способ борьбы с необоснованным ростом цен на топливо в Российской Федерации вы могли бы предложить? ЗОБНЕВ В. В. Александр Николаевич, этот вопрос достаточно активно обсуждался в рамках комитета. Так вот, конечную реализационную цену на автозаправочных станциях нельзя рассматривать вне контекста добычи, переработки и транспортировки, а та инициатива, которая представлена, касается регулирования цен только в конечном звене, где мы видим 40-41 рубль за литр на автозаправочной станции. Так вот дело в чём? Там, в цене на автозаправочной станции, уже сидит, включён, и такой серьёзный компонент, как налоговая составляющая, поэтому надо, наверное, немножечко с другой инициативой выходить, отмотать ситуацию, так сказать, от цены, скажем так, к добыче и к транспортировке. И я ещё одну вещь могу сказать: всё-таки, наверное, добывать нефть в сибирских болотах чуть сложнее, чем на Аравийском полуострове, - понимаете? - то есть это совсем разные вещи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Синяговский Владимир Ильич. СИНЯГОВСКИЙ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос: Олег Анатольевич, у вас имеется прогноз роста цен на топливо в 2019 году? Предлагается ввести эти ограничения в розничной торговле, но, может быть, параллельно и на стадии оптовой продажи?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Вы знаете, надо что-то и правительству оставить. Я как раз считаю, что, если мы зафиксируем только розничные цены, мы таким образом защитим интересы массового потребителя, основного потребителя. А каким образом - через акцизы, через какие-то компенсации, о которых говорят нефтяники, из резервных средств, - это пусть решит правительство, но правительство и Дума, я считаю, обязаны гарантировать потребителю рост цен на бензин не выше уровня инфляции, иначе, уважаемые коллеги, рушится вообще вся эта вертикаль. Давайте тогда возвращаться к закону о федеральном бюджете Российской Федерации; если не получается у нас никаким способом регулировать цены на топливо, на многие другие продукты, товары, услуги, значит, давайте повышать этот неоправданно заниженный процент инфляции и увеличивать выплаты пенсионерам, бюджетникам и так далее. Тут вот круг должен замкнуться: сказали "5 процентов" - обеспечьте это хотя бы по стратегическим материалам. Вот тут цель только эта. И сразу я отвечу коллеге-оппоненту: вы не путайте, пожалуйста, вы говорите, мол, дорого, транспортные расходы, регионы разные - речь идёт о ежегодной наценке. Если в прошлом году где-то бензин был 50 рублей, так пусть будет 50 рублей плюс 5 процентов, не выше - речь об этом идёт, а не об абсолютных цифрах, которые якобы, как вы говорите, я хочу сравнять по всей России. Нет такого желания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к автору законопроекта. Уважаемый Олег Анатольевич, в пояснительной записке вы указываете, что на российском рынке может иметь место ситуация, которая приведёт к нарушению антимонопольного законодательства и при которой цены формируются нерыночными методами. Скажите, а почему, на ваш взгляд, в связи с этим недостаточно действующих механизмов антимонопольного законодательства? И к тому же, как известно и как отмечал в своём докладе представитель комитета, рост цен на топливо формируется не только исходя из инфляции, но и по ряду других факторов, - как это учтено в проектируемых новеллах? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Абсолютно известны многочисленные факты, сотни фактов возбуждения административных дел по поводу нарушения антимонопольного законодательства. У нас тысячи, десятки и сотни тысяч бензозаправок - а сколько у нас сотрудников ФАС? И есть ли у них возможность в ручном режиме контролировать цены на каждой бензозаправке? Конечно, физически у них нет такой возможности. А разовые штрафы не пугают, они абсолютно неболезненны для этих королей бензозаправок. Поэтому я считаю, что ФАС должна более жёстко высказаться, принципиально сказать, что не справляется и не может справиться с этими монополистами, причём очень богатыми, адвокаты которых даже при судебных разбирательствах заткнут за пояс немногочисленных юристов и специалистов ФАС. Были попытки действовать в таком режиме, через ФАС. Я считаю, ФАС нужно просто заявить, что они не могут физически справиться с решением этой задачи. Либо давайте так ужесточать законодательство, так штрафы повышать - это от нас зависит, - чтобы банкротились, за разовое нарушение нужно доводить до банкротства. Но это ещё более жёсткий вариант, чем тот, который я предложил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Николай Николаевич. ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ. Вопрос Олегу Анатольевичу. Уважаемый Олег Анатольевич, инициативы хорошие - и ваша, и Валерия Фёдоровича Рашкина, - эти инициативы давно требуют реализации, ведь от цен на топливо прямо или косвенно зависят цены на все остальные товары. Но что вызывает тревогу? Если государство вмешается в ценообразование, то это неминуемо вызовет снижение качества топлива, так как поставщики, нацеленные на извлечение максимальной прибыли, не готовы эту прибыль терять. Скажите, какие механизмы предусмотрены в вашем законопроекте для того, чтобы побуждать поставщиков топлива продавать качественный продукт по честной цене? Или опять всё ограничится административными штрафами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Анатольевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. В этом законопроекте, конечно, мы не можем вести речь ещё и о качестве топлива, о других возможных нарушениях - есть недолив топлива, есть много проблем, которые должны регулироваться отдельными законами. Отдельные меры, жёсткие меры, я считаю, нужно принимать, нужно повышать ответственность, но в этом законопроекте мы говорим только об одном - о гарантии неповышения розничной цены больше чем на 5 процентов. Да, существуют, к сожалению, и подпольные заводы, подпольные бензозаправки, серый, теневой бизнес, с этим надо бороться, но главное, что я хочу сказать: это сверхприбыльный бизнес, здесь за счёт потребителя получают сверхприбыли, я подчёркиваю это, речь идёт не просто о рентабельности производства, здесь просто кто-то хочет и получает сверхприбыли, и мы должны ударить по этим наглым рукам и ограничить сверхприбыль просто прибылью, не больше и не меньше - вот в чём задача. Но всё будет зависеть от нашего голосования, коллеги. Я предлагаю защитить потребителя и заставить правительство найти способ, как обеспечить рентабельность для наших нефтяников-производителей и защитить интересы... Да, возможно, чуть меньше будут акциз или ещё какие-то налоговые поступления, но это придётся делать по-любому. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Виктор Викторович, у меня вопрос всё-таки к вам - вам его задали, но вы на него не ответили. Если вам не нравится подход авторов... Ведь эти два законопроекта очень простые: один предлагает ограничить уровень роста цен официальным уровнем инфляции, а второй - ограничить торговую наценку, и это два инструмента, которые могли бы сдержать рост цен. Вы говорите, что не годится ни тот, ни другой, - какой альтернативный вариант? У нас цены на бензин всегда растут, независимо от того, падает или растёт цена на нефть, в России всегда растут цены на бензин - как это остановить, у вас есть другой вариант? ЗОБНЕВ В. В. Мы в рамках работы нашего с вами комитета обсуждали этот вопрос, и мне хотелось бы сказать о том, что... Всё-таки давайте определимся, по какому варианту мы пойдём, в плане... сегодня всё-таки доклад был одновременно по двум законопроектам. А что касается вашей точки зрения, в комитете вы сказали, что, конечно, регулирование цен - это хорошо, но с рынка уходить нам не хочется. Ваша точка зрения была такая, насколько я понимаю, - я её поддерживаю: всё-таки надо жить в рынке, жить в тех отношениях, которые на сегодняшний день уже сложились. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Викторович. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, мы завершим рассмотрение этого законопроекта, затем у нас три законопроекта по сокращённой процедуре и один проект поручения. Нет возражений? Договорились. Парфёнов Денис Андреевич, пожалуйста. ПАРФЁНОВ Д. А., фракция КПРФ. Добрый день, уважаемые коллеги! Вообще, даже несколько досадно видеть, как у нас разгорается такая довольно оживлённая дискуссия по вполне, на мой взгляд, очевидному вопросу. Сейчас явно есть существенная проблема с регулированием цен, в связи с тем что его просто нет, а население очень болезненно реагирует на то, что происходит: мы с вами видим, как люди снимают соответствующие ролики, как люди сравнивают цены с тем, что есть у наших ближайших соседей, и сравнение не в пользу нашей страны, не в пользу нашего рынка, который здесь так активно защищают. Товарищи дорогие, в конце концов давайте всё-таки исходить из реалий: у нас с вами северная, холодная страна, у нас на значительной части нашей территории жизнь по большей части идёт, извините, на 50 километрах вправо и влево от Транссиба. Если брать всё, что дальше, - вы вынуждены будете вводить какие-то поправочные коэффициенты, какое-то регулирование и так далее просто потому, что даже климатические, природные условия этого требуют. И сейчас мы говорим: пожалуйста, дорогое наше правительство, вот вам инструментарий, берите, пользуйтесь на здоровье, мы даже не заставляем какие-то конкретные мероприятия прописывать, большая часть остаётся на усмотрение правительства. "Нет, - говорят, - не хотим, всё у нас нормально, рынок сам всё рассудит". Ну ничего рынок не рассудил, ничего он на свои места не расставляет! Получается, что у нас экспортёр, как всегда, в приоритете, более того, он ещё может не только хорошо продавать вовне, но и замечательно себя чувствует внутри нашего рынка просто потому, что цены позволено поднимать на тот уровень, который удобен для продавца, но совершенно неудобен для покупателя, а покупатели - это все мы с вами, наше многомиллионное население. Ну неправильный этот подход, не государственнический! Я прекрасно понимаю, что сейчас, наверное, сложилась такая политическая конфигурация, когда есть своего рода союз политического управления и крупного бизнеса, все в состоянии решать между собой вопросы и достигать определённого результата, который выгоден, строго говоря, довольно узкой группе людей. Но разве мы можем согласиться с тем, что это является нормальным? Да, может быть, на каком-то этапе так действительно сложилось помимо воли здесь присутствующих, помимо нашей с вами воли, но у нас же есть возможность, используя имеющиеся согласно законодательству инструменты, подправить, отрегулировать эту ситуацию, чтобы не допускать дальнейшего скатывания нашей экономики вниз в той сложной обстановке, в которой она и без того долгое время находится. С этой трибуны Геннадий Андреевич Зюганов неоднократно напоминал о том, что пятый год подряд падают доходы наших граждан, и падают не просто потому, что так получается, а из-за совершенно конкретных проявлений экономической политики, которая сейчас реализуется, в том числе и в сфере торговли горюче-смазочными материалами. Почему мы не можем воспользоваться теми инструментами, которые нам доступны, почему не можем, в конце концов, хоть немного проявить политическую волю и принудить правительство воспользоваться этим инструментарием? Мы же не говорим сейчас о том, чтобы полностью национализировать эту сферу и управлять ею по строгому плану, - да, это записано в нашей программе, но мы не требует этого от вас. Мы предлагаем ограниченную меру, доступную для парламента, давайте ею воспользуемся, ничего сложного в этом нет, а граждане нам с вами скажут спасибо. Здесь половина одномандатников - да нас на руках носить будут за это! Подумайте над этим, друзья мои. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич, от фракции. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, дорогие друзья, уважаемые юнармейцы, которые с балкона смотрят, как дяди-депутаты решают будущее их страны! Депутаты решают вопрос о том, чтобы наше народное богатство, за которое воевали наши деды и прадеды, доставалось их потомкам по приемлемой цене. Российская Федерация занимает первое место в мире по экспорту нефти и второе место в мире по добыче, хотя по запасам нефти мы занимаем восьмое место в мире. Фракция ЛДПР - это есть и в нашей программе - неоднократно говорила о том, что мы должны опираться на транспортную экономику в Российской Федерации, строить очень качественные автобаны, чтобы через территорию Российской Федерации было выгодно и безопасно перемещать грузы, ну и, наверное, наиболее эффективно это было бы делать, заправляясь на территории Российской Федерации нашим дешёвым топливом. Если уж мы говорим о регулировании цен на рынке бензина, напомню, уважаемые коллеги, я вносил на позапрошлой неделе проект протокольного поручения с вопросом: почему на заправке "Газпром нефть" в Казахстане бензин стоит практически в 2 раза дешевле, чем на подобных заправочных станциях в Российской Федерации? Если вы говорите о том, что невозможно вмешаться в рынок и невозможно таким образом урегулировать стоимость бензина, то, наверное, мы могли бы это сделать с применением вполне законных рычагов при наличии у государства контрольного пакета в одной из нефтяных компаний. И такой контрольный пакет есть в компании "Роснефть", которая выплачивает дивиденды своим акционерам и совет директоров которой мог бы принять решение о том, чтобы бензин на территории Российской Федерации в её сети продавался по такой же, как в Казахстане, цене - 26 рублей за литр. Тогда все остальные заправочные станции были бы вынуждены опустить цены на топливо, потому что никто не стал бы заправляться на тех заправках, где бензин стоит 50-60 рублей, если есть топливо по 25-26 рублей за литр. Но для этого нужно, чтобы решение принял совет директоров. В совет директоров компании "Роснефть" входят 11 человек, и я хочу зачитать вам фамилии семерых членов этого совета (они составляют большинство): Герхард Шрёдер, Маттиас Варниг, Роберт Дадли, Гильермо Кинтеро, Ханс-Йорг Рудлофф, Айван Глазенберг и Файзал Алсуваиди. Эти семь человек входят в совет директоров, там есть ещё четыре человека с нашими паспортами - граждане Российской Федерации. Как вы думаете, есть ли дело этим семерым до того, по какой цене "Роснефть" в убыток себе будет продавать топливо на территории Российской Федерации? Я думаю, что нет, потому что все наши крупные компании и их акционеры увеличили за последние годы так называемых антироссийских санкций свои доходы, доходы своих акционеров на 10 процентов. Я вчера присутствовал на заседании Комитета по энергетике, где мы обсуждали следующий вопрос: газовики хотят отпустить на свободном рынке цены на сжиженный газ - на секундочку, это тот самый газ, который в баллонах развозят нашим бабушкам. Так вот, один из вариантов - это субсидирование за счёт бюджета Российской Федерации выпадающих доходов наших газовиков. То есть все наши компании, которые добывают на территории Российской Федерации газ и нефть, рассматривают нашу страну исключительно как государство, которое является одним из участников рынка, поэтому то, что нефть добывается на территории Российской Федерации, не даёт абсолютно никаких преференций гражданам самой Российской Федерации. Если мы с вами хотим, чтобы развивалась экономика в нашей стране, чтобы у нас не повышались тарифы на услуги ЖКХ, не повышались цены на перевозки, на продукты питания, в стоимость которых включается стоимость ГСМ, то, конечно, государство должно регулировать цены на топливо. Если государство не может этого сделать, то тогда нам нужно либо национализировать, либо создать собственную стопроцентно государственную компанию, которая получила бы право иметь на территории Российской Федерации несколько нефтеперерабатывающих заводов, несколько нефтяных вышек, чтобы мы могли обеспечить хотя бы свой внутренний рынок, и на территории Российской Федерации навсегда заморозилась цена на топливо. Вот тогда мы были бы интересны инвесторам и все эти вопросы повышения пенсий и заработных плат были бы актуальны. В противном случае повышение пенсий пенсионерам на 7 процентов либо повышение заработных плат будет съедено инфляцией, разгоняющейся из-за повышения стоимости энергоресурсов. А если можно бесконечно повышать стоимость топлива, газа, электричества в Российской Федерации, раз государство никак это не регулирует, то почему бы этого не делать? "Если вы не хотите покупать бензин по 60 рублей в России, то мы его будем продавать в Германию". Кстати, в Германии есть такое правило: дизельное топливо, которое продаётся на заправках для сельхозтоваропроизводителей по цене на 25 процентов ниже, чем на остальных заправках, подкрашено синим цветом, и если это топливо найдут в баке у техники, которая никакого отношения к сельскому хозяйству не имеет, то будет наложен огромный штраф. И таким образом они регулируют этот вопрос. Страны, которые покупают у нас топливо и нефть, этот вопрос регулируют, в странах, которые не имеют нефти, бензин стоит столько же, сколько и в Российской Федерации. Фракция ЛДПР, естественно, поддержит эту законодательную инициативу. Мы выступаем за то, чтобы в принципе цены на все энергоресурсы в нашей стране регулировались. Наши граждане имеют право покупать топливо по самым выгодным ценам, потому что весь мир давит на нашу страну, весь мир объявляет экономические санкции, народ от этого страдает, а товарищи, которые занимаются газом и нефтью, говорят: "Какие проблемы? Покупайте. Это рынок". Я считаю, что мы должны защитить наших граждан и поддержать эти законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бокк Владимир Владимирович, выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". БОКК В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Авторы законопроекта, безусловно, имеют самые благие намерения - защитить интересы населения страны через введение государственного регулирования цен на топливо. Рост цен на топливо - это, конечно, дестабилизирующий фактор. Однако предлагаемая авторами мера представляется опасной, поскольку она подрывает основы конкуренции и свободы рынка, а также может привести к потере ряда сетей автозаправочных станций, которые обеспечивают доступность моторного топлива для граждан, и, как следствие, это может спровоцировать дефицит бензина на внутреннем рынке. Так что важно подходить к решению этого вопроса очень осторожно и продуманно. Необходимо добавить, что нормы действующего законодательства... государство способно влиять на рынок нефтепродуктов и сырой нефти посредством налоговой политики, акцизов и пошлин, и мы в этом году наблюдаем ситуацию, которая сложилась у нас на рынке. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данные проекты федеральных законов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, честно говоря, я диву даюсь - что я слышу с этой трибуны? Оказывается, нельзя регулировать цены, иначе это подорвёт основы рынка. Подождите, а как же мы регулируем торговые наценки на жизненно важные товары в магазинах? Это действующая норма. А как же мы ограничиваем рост тарифов на услуги ЖКХ? И другие регулируемые виды деятельности у нас есть в России, точно так же мы ограничиваем их уровнем инфляции. Это действующие нормы! А вы говорите, что это нельзя применять. Так вы определитесь: это, вообще, можно или нельзя? Это действующие нормы! Просто авторы законопроекта предлагают имеющиеся сегодня в законодательстве Российской Федерации инструменты использовать в том числе и для ограничений, связанных с топливным рынком, чтобы ограничить рост цен на топливо. Вот, собственно, и всё. Два механизма. Один механизм предложила фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - мы предложили ограничивать рост цен уровнем инфляции. А второй предложила фракция КПРФ - она предложила ограничить торговую наценку. И тот и другой инструменты имеются в действующем законодательстве, и никаких противоречий они не вызывают. Когда эти инструменты применяет правительство, у вас вопросов не возникает, а как только оппозиция предлагает применить эти же инструменты, но на топливном рынке, вы говорите: нет, ни в коем случае, это разрушит рынок. Да, мы с вами согласны в том, что рост цен на топливо - это последствия непродуманной политики государства в области акцизов, налогообложения. Мы с этим согласны, но мы не просто согласны с этим, мы предлагали внести поправки в законодательство. Вспомните, недавно вы отклонили наш проект закона, в котором мы предложили отменить возврат НДС экспортёрам сырья. Вот если бы вы его приняли, что произошло бы? Рентабельность на внутреннем рынке поднялась бы автоматически, а рентабельность продаж нефти за рубеж снизилась. К чему это привело бы? К снижению цен на топливо на внутреннем рынке - очевидная вещь. Если считать равным уровень доходности при экспорте и при продаже на внутреннем рынке, то это привело бы к снижению цен на внутреннем рынке, мы вам здесь об этом говорили. Это рыночный механизм? Рыночный. Почему вы его не поддержали? Не поддержали почему-то. Мало того, этот механизм ещё 2 триллиона рублей в бюджете сохранил бы, потому что сейчас возврат НДС экспортёрам сырья вынимает из государственного бюджета, из федерального бюджета 2 триллиона в год. Этот механизм не подходит вам! Дальше. Мы вам сказали: причиной роста цен является необдуманный и неправильный налоговый манёвр. Когда вы обнуляли экспортные пошлины на нефть и поднимали НДПИ и акцизы внутри страны, мы вам с этой трибуны говорили: если вы это будете делать, то это приведёт к росту цен на топливо на внутреннем рынке. Говорили вам? Говорили. Это произошло? Произошло. Почему вы нас не услышали? Теперь вам ещё два механизма предлагают: ну давайте ограничим рост цен - вы говорите, что и это не годится. Так что, оставим всё, как есть? Посмотрите, что происходит. Налогообложение граждан растёт. Вот мы недавно принимали, вернее, отклонили наш проект закона, в котором мы предлагали ограничить взимание налогов на имущество с физических лиц, то есть предлагали брать не с кадастровой стоимости, а с инвентаризационной. Таким образом, мы снизили бы платежи, которые сейчас подскочили в разы. Дальше. Платежи за мусор выросли? Выросли. Взносы на капитальный ремонт? Это дополнительные платежи, - четвёртый год уже идёт. На общедомовые нужды - пожалуйста, вот вам ещё платежи. При этом вы заморозили индексацию пенсий работающим пенсионерам, вы не в полном объёме проиндексировали пенсии всем остальным пенсионерам. Я напоминаю просто, что, с одной стороны - налоговые и неналоговые платежи у граждан растут, с другой стороны - их возможности по получению доходов снижаются. При этом ещё у граждан из кармана каждый раз вынимают деньги платежами за транспорт, потому что ни для кого не секрет, что цены на топливо автоматически... это основная составляющая в затратах по транспортировке любого груза, и, соответственно, это ведёт к росту цен. Это очевидная вещь, никто этого не отрицает. Мы вам сейчас говорим: ну давайте хотя бы рост цен ограничим - вы и этого не хотите сделать! Ну что, оставим всё как есть? Если всё оставить как есть, то тогда у нас будет продолжаться та же тенденция по обнищанию граждан и по пополнению российского списка "Forbes": если вы посмотрите, кто там находится, увидите, что основная масса - это российские миллиардеры, которые прежде всего в топливно-энергетическом комплексе работают, и их будет всё больше, они будут всё богаче, а наши российские пенсионеры будут всё беднее и беднее, и не только пенсионеры, к сожалению. Коллеги, конечно же, понимаю, что механизмы ограничения надбавки и, например, ограничения роста цен, уровня инфляции - это не лучший вариант, я признаю, что это не лучший вариант. Правильнее было бы принять наши предложения, которые мы вам давали буквально месяц назад, это было бы лучшим вариантом: мы и деньги в бюджете сохранили бы, и остановили бы рост цен на топливо. Мало того, мы ещё простимулировали бы развитие нефтепереработки внутри страны - не по ту сторону границы, в Китае, строить нефтеперерабатывающие заводы, а по эту сторону границы перерабатывать нашу нефть, российскую. Но вы и этого не сделали! Коллеги, ну мы предлагаем хотя бы какой-то вариант выбрать. Мало того, я задавал вопрос: ну хорошо, вам не понравились те наши проекты, вы их отклонили, сейчас вот эти два проекта не принимаются - что вы предлагаете? Предложите своё! Вам не нравится то, что мы предлагаем, так предложите своё. А в ответ тишина - никакого предложения нет. Вы считаете, что всё хорошо, всё должно остаться как есть, хотя в обсуждении между собой вы понимаете, что мы-то правы. Коллеги, давайте мы сейчас хотя бы раз поступим по совести и поддержим проекты, предложенные и фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и фракцией КПРФ, - любой из них, а можно и оба сразу, потому что эти два инструмента могут работать одновременно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Наверное, многие сидящие здесь, кто был в первом, во втором и в третьем созыве Думы, помнят, как мы с этой трибуны просили и уговаривали: никакой оптимизации образования, здравоохранения (мы об этом говорили), никакой купли-продажи земли! В итоге что получилось? Сегодня 40 миллионов гектаров сельхозземель гуляет. У нас в России было 153 тысячи сельских поселений - сегодня в более чем 20 тысячах из них люди не живут, это сельские территории. Я думаю, сидящие в зале (пусть только половина присутствует) прекрасно понимают, о чём идёт речь. Я вам напомню, что в советское время мы добывали нефти 650 миллионов тонн, но 400 миллионов тонн оставалось в стране: перерабатывали на солярку, на бензин. И многие сидящие помнят, что 6 копеек стоил бензин, 4 копейки - солярка, и что касается жилищно-коммунальной сферы, мы даже и не знали, сколько у нас высчитывали за услуги ЖКХ. Вот я утром заикнулся о своей внучке, об МГУ - здесь вот сидящие и Жуков, и Мельников, и Жириновский, и Карпов, и другие учились тогда, когда "стипешка" была 33 рубля 50 копеек, ну а отличники и те, кто спортом занимался, получали по 40 рублей. Я в такой ситуации был, только не в МГУ, а в Новосибирске. Сегодня за учёбу в МГУ в год надо платить 330 тысяч. А почему сегодня в Швеции, в Норвегии образование бесплатное, здравоохранение бесплатное? Да, в Норвегии население поменьше, да, Норвегия добывает 1 процент мировой добычи нефти, но вы же понимаете, о чём говорили мои коллеги, которые передо мной выступали? Вот у меня книга "Коммунизм в изложении для детей", барышня написала, Бини Адамчак: "Что такое капитализм? Сейчас капитализм распространился уже по всему миру, и называется он так, потому что речь идёт о господстве капитала... Что такое коммунизм? Коммунизм - это общество, искореняющее все недуги, от которых страдают люди при капитализме". Это пособие для детей. В 15-20 лет почитают наши дети вот эти учебники и окончательно поймут, что такое на самом деле идеи коммунизма. Их порой извращают. Я помню выборы президента 2004 года, когда я был кандидатом, и журналисты, акулы телепера, как сегодня, пытались тогда мне под бок задать вопросы: мол, вот вы, коммуняки, коммунисты, придёте, опять всё отберёте. Я им отвечал: "Отбирать ничего не будем, просто мы попросим всех владельцев собственности, полученной при бандитской чубайсовской приватизации, вернуть её реальную стоимость в бюджет государства" - и всё, вот такой был мой ответ. Уважаемые коллеги, вы сегодня прекрасно понимаете: стоимость энергоносителей в себестоимости любого производимого товара составляет около 40 процентов. Мы, одномандатники, и я, избранный по Краснодарскому краю, приедем домой и скажем: да, вот два законопроекта, их рассмотрение объединили, они идут, так сказать, приоритетно, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внесла, и КПРФ, и ЛДПР присоединяются... Ну мы же вам говорим, что надо делать, - вы вновь не хотите! Вот слушали послание президента, вы все тоже там были, и я, когда выходил, авторам, тем, кто писал послание, сказал: "Дорогие друзья, хорошо написали, хорошо президент выступил, но то, о чём он говорил и к чему призывает, - мы уже жили в той жизни: и ФАПы были, и школы были в малых и в больших деревнях, но рухнуло всё!" Не вы, другие депутаты находились в этом зале, либеральные демократы, поэтому сегодня предлагаем: ну давайте немножко приструним владельцев - углеводороды продаются, но половина-то, 8 триллионов, остаётся в карманах! Ну вы же прекрасно понимаете, и почему сегодня такое недовольство народа, и почему такое голосование на выборах губернаторов. И это будет продолжаться! Вчера передо мной выступали, говорили наши товарищи: сегодня людей не интересует Украина, не интересует абсолютно, кто там будет президентом, - людей интересует Дальний Восток. Вот завтра наши коллеги будут выступать. Ежегодно 17-20 тысяч человек уезжают оттуда. Почему? Президент призвал: Дальний Восток в XXI веке - это наши ворота. Так почему люди уезжают оттуда? Билетов на самолёты нет, рейсов мало - не отдохнуть ни с детьми, ни без детей, а мы здесь практически потакаем тем, кто наживается на государстве. В Конституции написано чётко: природные ресурсы принадлежат народу. Как из земли достали - у народа ничего нет, а мы с вами потакаем! Вот сегодня рубикон: голосование по 5-му, 6-му пунктам сегодняшней повестки как раз покажет нашим избирателям нашу ответственность. Я не знаю, какие установки вам дали вышестоящие товарищи. Понятно, что председатель партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" сегодня и председатель правительства, я всё понимаю, но мы же парламент, мы же должны идти хотя бы немножко поперёк, когда за своих избирателей, говоря вот с этой трибуны, болеем. Я вас призываю: проголосовать за законопроект необходимо, проголосовать в первом чтении, а потом будем разбираться, что, как и почему. Сегодня, ещё раз напоминаю, происходит удорожание товаров в магазинах, а 40 процентов в себестоимости - затраты на энергоносители, и вы лучше меня это знаете. Проголосуйте, друзья, не бойтесь! Наш главный, так скажем, руководитель - это наш избиратель. Вот перед ним нам потом стоять, а отвечать будет нечего. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Олег Анатольевич Нилов. Пожалуйста, включите микрофон. НИЛОВ О. А. Спасибо, Иван Иванович, спасибо, уважаемые коллеги. Хочу всё-таки возразить своим оппонентам, которые утверждают, что нужно только рыночными механизмами регулировать этот важнейший вопрос. Объясните мне, что делает Дмитрий Николаевич Козак, бесконечно проводя различные встречи и совещания? Что это за рыночный механизм такой - уговоры, переговоры, встречи? Вы так предлагаете дальше развиваться, так предлагаете идти на прорыв по всем отраслям? Вот на том, что происходило в последние годы, я ещё раз акцентирую внимание: с 2012 года доходы россиян не выросли, а цены на топливо выросли в 1,5-2 раза. Что это за рынок? Это базар! И такой базар нам, конечно, не нужен. Дальше идти уже некуда, нужно срочно остановить рост рыночных цен. А ведь всё произошедшее за последние годы как раз рыночный механизм образовал, включая уже запредельные по доходам граждан цены. Мы предлагаем просто зафиксировать наценку - не больше инфляции, и это нормальная, ответственная государственная политика. Вот мы говорим о прорывных задачах в сельском хозяйстве, об обеспечении продовольственной безопасности, о развитии экономики, вхождении в пятёрку - мы что, ручным трудом, на паровом двигателе будем это осуществлять? Уважаемые коллеги, а где деньги для того, чтобы гражданину сегодня можно было воспользоваться своим автомобилем? Поэтому и закрываются автомобильные заводы в России! Вы чего добиваетесь, какого такого прорыва? За последние годы автомобиль становится роскошью для работающих людей, я уж не говорю про пенсионеров, для которых поездка на дачу уже под большим вопросом: как накопить денег, с чего их накопить, чтобы залить бак бензина? Уважаемые коллеги, я ещё раз призываю вас принять оба законопроекта, которые в комплексе, как ни странно, действительно решают задачу ограничения именно оптовых цен на топливо. Предлагаю руководству нашей Думы этот вопрос не снимать с повестки дня и обеспечить стопроцентную гарантию невозможности роста цен на топливо больше, чем процент инфляции. А по-хорошему, эти цены надо снижать. Вот когда эти цены и цены на электричество будут в 1,5-2 раза ниже, чем сегодня, вот тогда можно будет говорить о серьёзном прорыве во всех отраслях. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Валерий Фёдорович Рашкин. РАШКИН В. Ф. Спасибо большое. Голос сорвёшь, пока докажешь, что надо принимать эти законопроекты, ну абсолютно!.. Давайте ещё раз спокойно вернёмся к аргументации, которая прозвучала от представителей фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", к якобы некорректности и юридической неопределённости. Ну что значит некорректно? Регулировать цены корректно или некорректно? Корректно. Юридическая неопределённость? Всё юридически определено. Вы хотите сказать, что Путин неграмотен юридически? Правительством Российской Федерации и вами же, фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", принятый 381-й федеральный закон о регулировании торговой деятельности и перечень, который поручается правительству определять, - это не юридически? Или вы хотите сказать, что указ президента № 221, где правительству поручается этот список утверждать, некорректен или юридически не выверен? Мы о чём рассуждаем? Вы просто сами себе противоречите, "ЕДИНАЯ РОССИЯ"! Вы же проголосовали за данный 381-й закон, вы под козырёк берёте, собираетесь исполнять указ президента - и сегодня вы же обвиняете и президента, и себя в том, что такие шаги делать нельзя, это, видите ли, не рыночно. Какие же ещё рыночные механизмы вам нужны? Рыночный ли механизм действует при повышении налога на добычу Правительством Российской Федерации? Рыночный ли механизм действует, когда экспортная пошлина снижается, и понятно, для чего, и не надо лукавить? Ведь этот механизм в прошлом году был введён: повысили налог на добычу и снизили экспортную пошлину - в итоге деньги за рубежом, их вывезли, и огромнейшая прибыль оседает в карманах единиц. То, что цены повысились на горюче-смазочные материалы, уже никого не интересует, и вас в том числе, я об этом прямо говорю: это не важно, главное - изъять из кармана народа, нашего населения, наших избирателей и переложить в кармашки единиц, того одного процента, о котором сегодня говорили, иностранцам, и всё. Народ кричит, говорит: ну что вы творите, что делаете?! Это рыночный механизм, это должно регулироваться, не может быть рынок без нормативных документов, без законов, рынок просто не работает вот так, это не базар. Мы говорим, что в соответствии с федеральным законом, да? Да. Мы говорим, что в соответствии с указом президента, да? Да. Механизм предложили? Предложили. Вы предлагаете опять правительству в июне пригласить нефтяников, пригласить торговцев и - давайте договариваться. А на каких основаниях? Давайте в преддверии этих переговоров просто им скажем: приняли законы - правительство выполняет. Чётко, однозначно, понятно для населения - экономика вздохнёт. Ну мы же статистику читаем! Вот будет премьер-министр Медведев у нас здесь отчитываться - чем? Снижением экономических показателей, снижением товарного производства, повышением цен выше инфляции - этим будет отчитываться? Увеличением долгов по заработной плате, увеличением количества митингов на улице - этим он будет отчитываться? Да за такой отчёт он одну "награду" должен получить у нас здесь, в Госдуме, - отставку Правительства Российской Федерации, больше он ничего не заслужил. Мы предлагаем сейчас хотя бы... Почему горюче-смазочные материалы важны, почему этот вопрос - наиважнейший? Потому что он касается всей экономики, он касается доходов населения, он касается того, будут беднеть дальше наши граждане, наши избиратели или нет. У нас сегодня полстраны нищих, это наши с вами избиратели! Официальная статистика Правительства России, Медведева: 21 миллион - за чертой бедности! Давайте этим законом остановим это безумие, самое настоящее безумие. Мы предлагаем вам просто спокойно взвесить всё, не противоречить президенту Путину, правительству и вашим же законам, принять эти законы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик Виктор Викторович Зобнев не будет выступать. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование законопроект, который стоит под пунктом 5 и представлен Олегом Анатольевичем Ниловым. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 02 сек.) Проголосовало за 97 чел.21,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0 % Результат: не принято Отклоняется законопроект. Ставится на голосование законопроект, стоящий под пунктом 6 и представленный Валерием Фёдоровичем Рашкиным. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 30 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.