Заседание № 109
О проекте федерального закона № 501289-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части исключения положений, устанавливающих запрет на предоставление, передачу хозяйственным обществом третьим лицам права на использование результатов интеллектуальной деятельности).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Людмила Михайловна Огородова, пожалуйста. ОГОРОДОВА Л. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Законопроект был принят в первом чтении 3 июля 2011 года, во втором чтении - 17 ноября 2011 года. В настоящее время Комитет Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям предлагает отклонить данный законопроект в связи с потерей актуальности. Имеется отрицательное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, с его разработчиком - Правительством Российской Федерации - данное решение согласовано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам есть желающие выступить? Нет. Выносим на "час голосования".
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 16 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1 % Проголосовало против 9 чел.2,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 68 чел. Не голосовало 382 чел.84,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 261
О проекте федерального закона № 501289-5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части исключения положений, устанавливающих запрет на предоставление, передачу хозяйственным обществом третьим лицам права на использование результатов интеллектуальной деятельности; принят в первом чтении 3 июня 2011 года с наименованием "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
41-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по науке и наукоёмким технологиям Вячеслава Константиновича Осипова. Пожалуйста. ОСИПОВ В. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! К законопроекту поступило девять поправок. В таблице 1 четыре поправки, рекомендованные к принятию, в таблице 2 пять поправок, рекомендованных к отклонению. Прошу поддержать решение комитета о принятии проекта федерального закона во втором и третьем чтениях с учётом внесённых поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По таблице 1 нужно обсуждать поправки? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 52 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел.33,8 % Результат: принято Принято. В таблице 2 пять поправок, нужно ли их обсуждать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 22 сек.) Проголосовало за 291 чел.64,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 291 чел. Не голосовало 159 чел.35,3 % Результат: принято Принято. Выносим 41-й вопрос на "час голосования".
Пункт 41. Обращаю ваше внимание: мы его голосуем только во втором чтении, к третьему чтению комитет будет его ещё готовить. Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 52 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принято.
Заседание № 235
О проекте федерального закона № 501289-5 "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в части исключения положений, устанавливающих запрет на предоставление, передачу хозяйственным обществом третьим лицам права на использование результатов интеллектуальной деятельности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
16-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра образования и науки Российской Федерации Игоря Михайловича Реморенко. Пожалуйста. РЕМОРЕНКО И. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я напомню, что 2 августа 2009 года был принят федеральный закон номер 217 по вопросам создания научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ или малых инновационных предприятий, который, собственно, дал старт созданию таких организаций. На сегодня создано девятьсот шестьдесят семь хозяйствующих обществ, за это время создано дополнительно пять тысяч рабочих мест для высокоинтеллектуальных работников, которые занимаются разработкой инновационных, новых технологий. При этом 217-й закон устанавливает условие о сохранении исключительного права за научным или образовательным учреждением на соответствующую разработку. Это означает, что после создания хозяйственного общества научное или образовательное учреждение не может передать это исключительное право другим лицам. Учреждения должны оставаться правообладателями в течение всего периода действия лицензионного договора. Однако, как и отмечают хозяйственные общества, в ряде случаев для производства конечной продукции хозяйственному обществу требуется выполнение специализированных видов работ силами смежников, подрядчиков или организаций, имеющих разрешение или уже отлаженный технологический парк машин и оборудования, приобретение которых экономически нецелесообразно для данного малого инновационного предприятия. Предоставление такого права третьим лицам является для таких лиц единственно законным основанием для выполнения необходимых производственных или технологических работ. В качестве примера можно привести такую ситуацию. Прибор или программное обеспечение востребованы на рынке товаров, но у созданного хозяйственного общества не хватает производственных возможностей для организации производства этого прибора целиком, а имеется возможность изготавливать только часть прибора, часть какой-либо конструкции. Рядом расположен крупный завод, готовый организовать производство указанного прибора, но не имеет права сделать это без согласия научного учреждения или вуза. Вносимые поправки дают хозяйственному обществу возможность заключить с заводом лицензионный договор на право производства прибора, при этом часть прибыли от реализации произведённых заводом приборов будет на условиях лицензионного договора переведена на счёт хозяйственного общества, а исключительные права на патент останутся у научного учреждения или вуза. Отчуждения прав не происходит. Таким образом, законопроект направлен на внедрение соответствующих результатов интеллектуальной деятельности, создание системы представительских компаний, предприятий, продвигающих продукцию, которая является воплощением, результатом интеллектуальной деятельности вуза или научного учреждения. Законопроект является существенным фактором в развитии инновационной деятельности. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по науке и наукоёмким технологиям Валерия Александровича Черешнева. ЧЕРЕШНЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Борис Вячеславович, глубокоуважаемые коллеги! Игорь Михайлович только что, по-моему, чётко, ясно и последовательно обосновал, почему принятие этого закона позволит снять ненужные препоны для создания малых предприятий при образовательных и научных учреждениях. У самих малых предприятий сейчас тоже много проблем с внедрением закона № 217-ФЗ, поскольку, как вы уже слышали, нельзя передавать права на интеллектуальную собственность третьим лицам. Мы обсудили этот законопроект. Должен сказать, что от пятидесяти семи субъектов Федерации поступили положительные отзывы на него. Законопроект обсуждён на заседании Комитета Совета Федерации по образованию и науке, на заседании нашего, госдумовского Комитета по образованию - он является комитетом-соисполнителем - и в Комитете по науке и наукоёмким технологиям. Мнение единодушное: законопроект одобрить и рекомендовать принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Три руки, да? Кашин, Плетнёва и Решульский. Всех я заметил? Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к докладчику. Каким образом будут обстоять дела с патентами по закрытой тематике, по направлениям ядерной физики, биотехнологий, генетики? Здесь тоже никаких ограничений по поводу передачи интеллектуальной собственности хозяйственным организациям? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. РЕМОРЕНКО И. М. Уважаемый Владимир Иванович, надо сказать, что по закрытым специальностям действует такое ограничение: в зависимости от их назначения - двойного назначения или какого-то другого - происходит эта передача или не происходит. Значит, речь в первую очередь идёт об открытых гражданских исследованиях и соответствующих патентах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Спасибо. Ещё во второй Думе мы рассматривали вопросы развития инновационных технологий и очень поддерживали те научные учреждения, которые у себя создавали... какие-то практические дела решали. Ну вы согласны с тем, что не делают в этих учреждениях ни машин, ни каких-то там огромных механизмов, а занимаются научной деятельностью? Не кажется ли вам, что с принятием вот этой поправки в закон мы просто разрешим приватизировать всё, что сегодня ещё имеем, и что контроля над тем, каким лицам передаётся, кто этим будет заниматься, никакого нет? Вот скажите, есть ли контроль за теми учреждениями, которые будут передавать третьим лицам свои патенты на доделывание, как мы говорим, тех технологий, которые будут разрабатываться, или это всё отдаётся на откуп руководителю этого научного учреждения? РЕМОРЕНКО И. М. Уважаемая Тамара Васильевна, здесь следует подчеркнуть, что речь идёт о том, что 217-й закон действует в отношении бюджетных учреждений, прежде всего бюджетных учреждений, и в этом смысле контроль учредителя за этими учреждениями всегда остаётся, мы, например, каждый день точно знаем, сколько каких предприятий у бюджетных учреждений создано. Исключительное право остаётся у научного бюджетного учреждения либо вуза, которые, собственно, отслеживают продвижение лицензии. Они несут полную ответственность, поэтому в случае каких-либо нарушений могут ликвидировать соответствующее хозяйственное общество, если какая-либо проблема возникнет. Но надо сказать, что по всем девятистам созданным хозяйственным обществам пока мы таких проблем не наблюдали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я вам напомню, как мы принимали этот закон. Два года назад нас всех срочно вызвали из отпуска на внеочередное заседание, нам говорили, что без этого закона нет житья ни науке, ни технике, никому и ничему. У меня вопрос к Игорю Михайловичу. Игорь Михайлович, когда эта норма записывалась, что третьим лицам не передаются технологии, разработки, что имелось в виду, почему тогда это можно было осуществить, а сейчас, как вы говорите, завод не может с вузом договориться, определить, на каких условиях это передаётся? Почему эта норма записывалась, вы нам чётко поясните, а то я так чувствую, что многие забыли, на каких условиях мы принимали этот закон. Спасибо. РЕМОРЕНКО И. М. Уважаемый Сергей Николаевич, дело в том, что речь в данном случае идёт о тех комплексных разработках, где не обойтись без третьих лиц. Существенная доля таких разработок позволяет обойтись без третьих лиц и выпускать какую-то наукоёмкую продукцию без них, но в отдельных случаях, когда речь идёт о комплексных разработках... Вот соответствующие предложения поступают от хозяйственных обществ, и мы находим их достаточно обоснованными. В тот период, когда принимался 217-й федеральный закон, поскольку речь шла о научных разработках, созданных за бюджетные деньги, мы это ограничение вводили, чтобы посмотреть, не будет ли каких-либо, так сказать, опасений. Сейчас, когда около тысячи этих учреждений создано, анализ правоприменительной практики показывает, что поправки, которые предлагаются, не ухудшат, а улучшат ситуацию, позволят продвигать комплексные высокотехнологичные разработки, где действует несколько патентов, где более сложные технологические цепочки, где нужны субподрядчики и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Валерий Александрович. Есть ли необходимость у кого-то выступить? Руку вижу одну, вторую. Всё, да? Записались Кашин Владимир Иванович и Плетнёва Тамара Васильевна. Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Да, безусловно, вопрос о внедрении, создании машин, технологий, о получении эффекта от фундаментальных исследований очень важен для любой страны, для любой научной структуры. И конечно, мы, наша великая держава, в этом плане имеем уникальный опыт. Но, к сожалению, в последнее время мы действительно отмечаем, что внедрение у нас пробуксовывает и фундаментальная наука в плане получения соответствующих результатов также пробуксовывает, и мы видим сегодня плачевное существование наших институтов, причём по всей цепочке - и учебных, и научно-исследовательских, в первую очередь научно-исследовательских, и отраслевых, в том числе и академических. Вот в этом плане есть опыт последних двадцати лет. Четырнадцать лет я работал директором всероссийского селекционно-технологического института и хочу сказать, основываясь на своём опыте, что уже в 1991, 1992, 1993 годах мы в своём институте создавали соответствующие организации и через малые предприятия, и через акционерные общества, их было много. Действительно, когда находили баланс, когда была возможность заинтересовать исследователя в первую очередь, институт в целом и хозяйственные организации и когда этот баланс интересов был всё-таки в пользу головного учреждения, тогда были результаты, был хороший эффект. Но мы имеем в данном случае и другой опыт. Как только где-то пробуксовали с кадрами, не так подбирали соответствующие руководящие кадры, тот же менеджмент оказывался нечистым на руку, даже в ситуации, когда всё определено в интересах научного учреждения, мы видели негативные явления, вплоть до разрушения научного учреждения. Но вот этот баланс, когда интересы наших институтов фундаментальных исследований и институтов прикладных исследований были главными в законодательстве, - это оберегало их от разрушений. У нас многие институты сегодня функционируют за счёт того, что есть две, три, четыре разработки, которые имеют огромную значимость для государства, и финансирование идёт в целях продолжения этих исследований, разработок, а также их внедрения. Вот, допустим, институт биотехнологий: тот же интерферон или другое что-то, в том числе и по закрытой тематике, - тут может быть особая составляющая коррупционная. Мы можем сегодня, если будут выстраиваться интересы хозяйствующего субъекта, потерять наши институты, разорить их. Мы видим, что сегодня вся политика проводится в интересах бизнеса, поэтому завтра к этим хозяйственным структурам подтянутся саморегулируемые организации и так далее, и тому подобное. И бедный этот институт, в котором сегодня на 70-80 процентов кадры составляют пенсионеры... Одним словом, фундаментальной науке от этого закона, на наш взгляд, будет гораздо хуже, чем сегодня. Это первое. Второе - это, конечно, коррупционная составляющая. Безусловно, это приведёт к дальнейшей приватизации основных составляющих развития той или другой науки, того или другого направления, того или другого института. И тут то же самое, у нас большие сомнения. Безусловно, надо бы в этом плане посмотреть всё-таки те положительные примеры, которые мы сегодня имеем, и отрицательные примеры, сравнить их и не допустить коррупционной составляющей. Мы понимаем, что сегодня доля высокотехнологической продукции составляет минимальный процент и что по внедренческой части на этом направлении мы в шесть, семь и более раз отстаём от Китая и Соединённых Штатов Америки. Ещё раз хочу сказать, что здесь всегда была выдающаяся, высокая роль государства. Без роли государства - а мы в данном случае устраняем её сегодня уже в отношении предприятий государственных, бюджетных и эту составляющую ниже опускаем, - без роли государства, которое всегда занималось внедренческой составляющей через опытно-конструкторские бюро, через заводы, экспериментальные цеха, мы это всё сегодня, по существу, хороним и создаём новые, понятно для чего, вещи. Никакого там прибора, хочу заметить, не будет, скорее, эта технология, лучшая технология, лучшая разработка, будет левыми путями отправлена за рубеж или в какие-то клановые структуры, и ничего ни научный сотрудник, разработавший эту уникальную, допустим, идею, которая востребована, не будет иметь, ни институт. Опасно, опасно, ещё раз хочу сказать, ещё дальше разорять всё то, что ещё сохранилось в нашей стране на направлениях развития науки, внедренческой составляющей. Умножать или складывать можно, но в данном случае именно через сотрудничество, через хороший договор, через соответствующие механизмы, которые сегодня хотя бы как-то этим законом выстраиваются с точки зрения ограничения этих договорных систем в пользу в целом бюджетного учреждения. Фракция не может поддерживать подобный закон. У нас есть самые серьёзные опасения, что это приведёт к дальнейшему разрушению бюджетной науки, фундаментальной и прикладной, а выиграет от этого узкая группа людей от науки, а скорее, от бизнеса и менеджмента. Легко обмануть наших учёных, которые занимаются исследованиями, причём глубокими, востребованными, этим проходимцам от финансовых и юридических служб. Я имею в виду отдельных, конечно, лиц, не всех. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Я не буду долго говорить, Владимир Иванович уже практически сказал всё, и я поддерживаю его во всём. Я хотела бы просто напомнить. Во второй Думе вот эта программа по НИОКРам стояла отдельной строкой в бюджете, и за эту программу комитет по образованию долго и мучительно бился в то время, когда, сами знаете, после развала Союза практически бюджеты были нулевые. Тем не менее понимание было. Потом какое-то время затишье было, затем президент и премьер начали говорить о развитии науки. Правильно Сергей Николаевич сказал, нас вызвали даже из отпуска: срочно нужно было принять такой важный законопроект. Он был, в общем-то, нормальный. Сегодня я обращаю ваше внимание только на одну составляющую этого законопроекта. Недаром докладчик подчеркнул, что не волнуйтесь, мол, все денежки от того, что все эти разработки будут внедрены третьими лицами, будут поступать на счёт хозяйствующего субъекта. Но мы государство хотим укреплять или его, это государство, хотим вообще отстранить от всего? Вы же понимаете, все же живые люди. Вы знаете, что вот эти лаборатории при научно-исследовательских институтах - я уже подчёркивала это в своём вопросе, - они же не делают там какие-то машины, механизмы огромные, они в основном занимаются наукой. И всё, что они делают, они там способны это сделать. Нет, специально всё делается для частников, олигархов. Вы знаете, что у нас вот эти третьи лица - это частные заводы, предприятия, которые будут за деньги биться, для того чтобы получить возможность вот это доделывать и потом этим всем пользоваться и торговать. Мы сколько раз говорили, что есть коррупционная составляющая у наших законопроектов и что комиссия создавалась для её исследования. Вот этот закон - это чисто коррупционный закон, голосовать за него нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Полномочному представителю правительства? Нет. Докладчику с заключительным словом? Нет. Выносим 16-й вопрос на "час голосования".
Законопроекты первого чтения. Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике". Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 38 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 57 чел.12,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принято.