Заседание № 217

11.06.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 501141-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания правовых основ развития инжиниринговых услуг и промышленного дизайна; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4339 по 4668 из 7132
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Александр Сергеевич     
Дроздов.                                                                        
                                                                                
ДРОЗДОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят      
Государственной Думой в первом чтении 30 января 2024 года. Законопроектом       
закладываются правовые основы развития инжиниринговой деятельности и            
деятельности в области промышленного дизайна, закрепляются на законодательном   
уровне виды инжиниринга и промышленного дизайна, что позволит вывести на        
качественно новый уровень процессы разработки, создания, производства,          
внедрения и продвижения конкурентной промышленной продукции.                    
                                                                                
Ко второму чтению к законопроекту поступило 19 поправок: из них 10 поправок     
вы видите в таблице поправок № 1, рекомендованных к принятию, и 9 - в таблице   
поправок № 2, рекомендованных к отклонению. Часть принятых поправок - я имею    
в виду таблицу поправок № 1 - связана с необходимостью приведения отдельных     
законодательных актов в соответствие с положениями ранее принятого              
федерального закона по стимулированию спроса на российскую промышленную         
продукцию, они носят технический характер. Другими поправками редакционно       
уточнены понятия инжиниринга и промышленного дизайна. Прошу принять эти         
поправки - таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию. В таблицу          
поправок № 2, рекомендованных комитетом к отклонению, вошли 9 поправок Оксаны   
Генриховны Дмитриевой, но не потому, что они не важны, а потому, что имеют      
несколько иной смысл и, по мнению комитета, выходят за рамки нашего             
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Прошу поддержать и принять законопроект во втором чтении.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 37 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              362 чел.80,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   19 чел.4,2 %                                     
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.15,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается.                                               
                                                                                
По таблице поправок № 2 есть вопросы, поэтому включите режим записи на          
вопросы по таблице поправок № 2.                                                
                                                                                
Собственно говоря, все девять поправок внесла Оксана Генриховна Дмитриева,      
поэтому можно режим записи отключить и предоставить слово Оксане Генриховне.    
                                                                                
Пожалуйста, Оксана Генриховна.                                                  
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо большое.                                                
                                                                                
Я хочу вынести на отдельное голосование поправки 1, 2 - одним докладом. И       
дальше поправки 3, 4, 5 и 6 - тоже один доклад.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2,    
за исключением поправок 1, 2, 3, 4, 5, 6.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                    380 чел.                                          
Не голосовало                  70 чел.15,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 2.                                               
                                                                                
Переходим к рассмотрению поправок, вынесенных на отдельное голосование.         
Поправки 1 и 2.                                                                 
                                                                                
Включите микрофон Оксане Генриховне Дмитриевой.                                 
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, в данном законопроекте дано определение      
инжиниринговой деятельности, инжиниринговых центров, при этом не определяется   
и остаётся непонятным, инжиниринговая деятельность - это подвид инженерной      
деятельности и как они соотносятся? В итоге определяется инжиниринг, который,   
на мой взгляд, является одним из видов инженерной деятельности. И, несмотря     
на многочисленные обсуждения, в законодательстве отсутствуют понятия            
"инженерная деятельность", "инженер", "инженерное дело", поэтому в поправках    
1 и 2 делается попытка дать определение инженерной деятельности, при этом       
инжиниринговая деятельность определяется как один из видов инженерной           
деятельности. Иначе создаётся правовая неопределённость: мы не решаем общий     
вопрос и приступаем к частному вопросу.                                         
                                                                                
На предмет того, что определение должно быть в другом законе. Можно             
согласиться с тем, что определение должно быть в другом законе. Ну,             
единственный закон, где это может быть, - это закон "О науке и                  
государственной научно-технической политике", но тогда будет непонятно, как     
будет соотноситься определение инжиниринговой деятельности в законе "О          
промышленной политике..." и в будущем понятие инженерной деятельности,          
которое будет, ну, в каком-то другом законе. Поэтому мне представляется, что    
нужно сейчас дать определение, а потом, если будет принят более общий закон,    
поправки в закон о науке и научно-технической политике, тогда уже как бы        
скоординировать эти два закона.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, мнение комитета.                                                    
                                                                                
ДРОЗДОВ А. С. Уважаемые коллеги, данным законопроектом в понятийном аппарате    
даётся определение и содержательно раскрываются виды инжиниринговой             
деятельности и промышленного дизайна, закрепляются правовой статус и критерии   
отнесения организации к таким сферам деятельности. Главная цель законопроекта   
в дальнейшем - это ведение реестра организаций инжиниринга и промышленного      
дизайна, деятельность которых отвечает установленным Правительством             
Российской Федерации требованиям. При этом реестр формируется в целях           
информационного обеспечения развития инжиниринга и промышленного дизайна,       
применения мер стимулирования и поддержки соответствующих организаций. В        
связи с этим устанавливаются соответствующие полномочия Правительства           
Российской Федерации и Минпромторга России. С тем, о чём говорит Оксана         
Генриховна, мы, ещё раз говорю, согласны, это важные уточнения, но мы           
считаем, что к данному законопроекту и к целям ведения реестра понятие          
инженерного дела в данном случае не относится. В нашей ситуации инжиниринг      
включает в себя существенную долю нетехнического свойства, то есть те услуги,   
которые позволяют создавать новые производства и новые линейки промышленной     
продукции. Ну это если кратко.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Переходим к голосованию.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование поправка 1. Комитет её не поддерживает.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 43 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               76 чел.16,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     76 чел.                                          
Не голосовало                 374 чел.83,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
И ставится на голосование поправка 2. Комитет её не поддерживает.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 43 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за               73 чел.16,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     73 чел.                                          
Не голосовало                 377 чел.83,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Поправки 3, 4, 5, 6. Слово предоставляется Дмитриевой Оксане Генриховне.        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Поправки 3, 4, 5 и 6, они все аналогичные. Все те требования,   
реестр, требования к организациям, которые предъявляются к инжиниринговым       
организациям, просто предлагается расширить на инженерные организации. Ну, на   
самом деле получается парадокс: инжиниринговая организация в том понимании,     
которое сейчас прозвучало в ответе представителя комитета, она и не входит в    
инженерную деятельность, где-то она выходит за инженерную деятельность, то      
есть это и не подмножество, и не более общее множество, а какое-то              
пересечение. В итоге никому непонятно, всё-таки что такое инжиниринговая        
деятельность и как она соотносится с инженерной деятельностью, которая, ну,     
общепринята, понятно, к которой относятся многочисленные                        
опытно-конструкторские работы, к которой относится классификация в области      
образования. Потому что в области образования даётся, ну, как бы                
классификация специальности инженер: инженер-механик, инженер-строитель,        
инженер-электрик и так далее и тому подобное. То есть это устоявшийся термин,   
имеющий широкие ответвления в системе образования, науки,                       
опытно-конструкторских работах, инновационной деятельности и так далее, а тут   
не до конца определено понятие инжиниринговой деятельности, и при этом нигде    
нет определения реестра инженерных организаций. Поэтому в поправках 3, 4, 5 и   
6 просто предлагается везде, где идут требования к инжиниринговым               
организациям, дополнительно дать ещё определение инженерной организации.        
Реестр - там, где формирование реестра инжиниринговых организаций, ещё          
добавить "инженерных организаций", чтобы тоже был реестр. То есть по всему      
профилю - то, что предлагается для инжиниринговых организаций, - сделать        
расширение на инженерные организации.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, мнение комитета.                                                    
                                                                                
ДРОЗДОВ А. С. Уважаемые коллеги, данный законопроект разработан Министерством   
промышленности и торговли, внесён Правительством Российской Федерации с одной   
целью - поддержать отечественных товаропроизводителей. Инжиниринговая           
деятельность в нём разделена на два направления: первое - это сфера создания    
промышленной продукции, второе - сфера создания промышленного производства.     
Связано это с особенностью жизненного цикла промышленной продукции.             
                                                                                
Ещё раз скажу: то, о чём говорит Оксана Генриховна, несколько иное. В данном    
случае мы вместе с правительством включаем в инжиниринг существенную долю       
услуг нетехнического свойства, то есть услуги по трансформации в конкурентный   
продукт разработок не только естественных, но и прочих наук, предоставление     
коммерчески полезной информации о целесообразности создания тех или иных        
физических объектов, использования тех или иных процессов производства.         
Другими словами, здесь значительная доля организационно-управленческого и       
финансово-стоимостного инжиниринга.                                             
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, переходим к голосованию.                                               
                                                                                
Ставится на голосование поправка 3. Комитет её не поддерживает.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 47 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за               76 чел.16,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     76 чел.                                          
Не голосовало                 374 чел.83,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 3.                                                         
                                                                                
Ставится на голосование поправка 4. Комитет её не поддерживает.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за               75 чел.16,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     75 чел.                                          
Не голосовало                 375 чел.83,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование поправка 5. Комитет её не поддерживает.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 48 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за               73 чел.16,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     73 чел.                                          
Не голосовало                 377 чел.83,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
И ставится на голосование поправка 6.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 49 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за               76 чел.16,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     76 чел.                                          
Не голосовало                 374 чел.83,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка.                                                           
                                                                                
Все поправки рассмотрены.                                                       
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 49 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Александр Сергеевич.                                                
                                                                                
ДРОЗДОВ А. С. Уважаемый Иван Иванович, законопроект готов к рассмотрению в      
третьем чтении. Прошу сегодня рассмотреть.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений? Нет.                                                   
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет желающих.                           
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 50 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              
                                                                                

Заседание № 188

30.01.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 501141-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" (в части создания правовых основ развития инжиниринговых услуг и промышленного дизайна).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1571 по 2242 из 4824
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О промышленной политике в Российской Федерации". Докладывает             
официальный представитель правительства заместитель министра промышленности и   
торговли Михаил Игоревич Иванов.                                                
                                                                                
ИВАНОВ М. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В соответствии с утверждённым       
Правительством Российской Федерации планом мероприятий в области инжиниринга    
и промышленного дизайна подготовлены поправки в закон "О промышленной           
политике...". Они призваны сформировать законодательную основу в целях          
дальнейшего развития этой важнейшей для всей промышленности сферы.              
                                                                                
С учётом современных вызовов отечественные инжиниринговые компетенции           
становятся всё более востребованными. Это касается и направления                
строительства промышленных объектов под ключ, где с уходом зарубежных игроков   
российские проектно-строительные компании должны расширить своё присутствие в   
металлургии, в химии, в машиностроении и во многих других отраслях, и           
непосредственно создания или дизайна промышленной продукции, в том числе за     
счёт обратного инжиниринга.                                                     
                                                                                
Поправками к закону "О промышленной политике..." мы вводим нормативные          
определения инжиниринга и промышленного дизайна, формулируем полномочия         
правительства и Минпромторга в части установления требований к таким            
организациям, предусмотрели необходимость создания и регулярного обновления     
их реестра, что в конечном итоге даст возможность для мониторинга и             
применения мер стимулирования этой отрасли. Исходим из того, что собственный    
инжиниринг станет дополнительным фактором формирования спроса на                
отечественную продукцию и решения задачи достижения технологического            
суверенитета, поставленной Президентом Российской Федерации.                    
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Игоревич, присаживайтесь.                 
                                                                                
С содокладом выступает Владимир Владимирович Гутенёв.                           
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и   
торговле, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как рассказал Михаил Игоревич,      
действительно законопроект закладывает правовые основы развития                 
инжиниринговой деятельности и деятельности в области промышленного дизайна      
как важнейших направлений в процессе разработки новых технологий и              
конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Но мне хотелось бы           
обратить ваше внимание на то, что как в науке междисциплинарность даёт          
большой эффект, так и в работе нашего правительства межведомственное            
взаимодействие формирует очень эффективные институты развития. Достаточно       
вспомнить передовые инженерные школы, которых уже 50, научно-образовательные    
центры мирового уровня, которых 15, и они эффективно работают, ну, конечно      
же, чрезвычайно успешным был проект "Стратегия - 2030", где участвовали наши    
университеты. Но инжиниринговые центры, программа по созданию которых           
работает с 2020 года, - это особенно успешный проект, который позволяет         
заместить услуги, которые оказывали зарубежные компании, покинувшие наш         
рынок.                                                                          
                                                                                
В настоящее время в приоритетных направлениях развития промышленности           
осуществляют свою деятельность 75 инжиниринговых центров, которые размещены в   
38 субъектах Российской Федерации, и я хотел бы привести несколько цифр,        
которые говорят о той динамике, которую мы ожидаем от работы инжиниринговых     
центров. В 2022 году с инжиниринговыми центрами было заключено 2000             
контрактов на сумму 9 миллиардов рублей, а общий объём оказанных                
инжиниринговых и исследовательских услуг, а также услуг промышленного дизайна   
по заказам организаций реального сектора превысил 7,5 миллиарда рублей, но      
уже к 2025 году объём должен составить около 1 триллиона рублей.                
                                                                                
Комитет, конечно же, поддерживает принятие законопроекта в первом чтении, но    
есть вопросы, которые, по мнению комитета, должны найти отражение в тексте      
законопроекта ко второму чтению. На заседании комитета мы подробно              
рассмотрели данный законопроект, обсуждали имеющиеся к нему вопросы, всё это    
нашло отражение в заключении комитета. Хочу лишь остановиться на                
принципиальном моменте - это совместимость реестра организаций инжиниринга и    
промышленного дизайна с государственной информационной системой                 
промышленности (ГИСП).                                                          
                                                                                
Комитет промышленности и торговли предлагает поддержать законопроект в первом   
чтении - уверен, коллеги, что вы это сделаете.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович.                           
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Михаил Игоревич, вы уже в своём докладе сказали, что в 2020 году                
правительством была утверждена "дорожная карта". На дворе 2024 год, эта         
"дорожная карта" рассчитана до 2025 года. Скажите, пожалуйста, есть какие-то    
пробелы или проблемы в реализации тех плановых мероприятий, которые были        
утверждены? Это первое.                                                         
                                                                                
И второй момент: скажите, пожалуйста, насколько наши высшие учебные заведения   
подготовлены к подготовке специалистов вот именно данной отрасли?               
                                                                                
ИВАНОВ М. И. Андрей Геннадьевич, спасибо большое за вопросы. Что касается       
"дорожной карты", она действительно утверждена в 2020 году, и пункт, в          
соответствии с которым мы подготовили законопроект, работает на весь срок       
действия этой "дорожной карты", потому что мы предлагаем усовершенствовать те   
законодательные основы, которые сегодня связаны с отраслью инжиниринга.         
                                                                                
Что касается вузов. Владимир Владимирович уже говорил, у нас обширная           
программа, в том числе в рамках этой "дорожной карты", реализовывалась          
совместно Министерством промышленности и торговли и Минобрнауки, и более 70     
специализированных инжиниринговых центров сегодня работают во всех отраслях     
промышленности по итогам реализации этой программы. Одним из направлений        
деятельности этих инжиниринговых центров как раз и является подготовка          
специалистов. И собственно, особенность этой программы заключалась в том, что   
центры создавались на базе высших учебных заведений, поэтому здесь у нас идёт   
прямая смычка с подготовкой кадров, и в этом смысле работа уже ведётся.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемый Михаил Игоревич, у меня по данному законопроекту есть ряд вопросов.   
Скажите, пожалуйста, для чего вы предлагаете устанавливать требования к         
организациям сектора промышленного дизайна? Не ограничит ли это коммерческую    
деятельность? И скажите, смогут ли этим заниматься физические лица,             
самозанятые и индивидуальные предприниматели?                                   
                                                                                
Совсем недавно мы уже рассматривали законопроект о креативных индустриях,       
среди видов креативных индустрий есть дизайн - скажите, промышленный дизайн     
будет подпадать, относиться к креативным индустриям?                            
                                                                                
Вы предлагаете предоставлять меры стимулирования деятельности в области         
промышленного дизайна, но это коммерческая деятельность - не является ли ваша   
новелла избыточной и не приведёт ли это к дисбалансу на этом рынке услуг?       
                                                                                
ИВАНОВ М. И. Спасибо большое, уважаемый Михаил Сергеевич. Вопросы поставлены    
совершенно справедливо.                                                         
                                                                                
Что касается критериев, мы предполагаем - собственно, и в законопроекте это     
прописано, - что критерии отнесения соответствующих организаций к               
организациям инжиниринга и промышленного дизайна будут сформулированы в         
подзаконных актах, проекты этих подзаконных актов у нас уже сформированы. Эта   
работа велась на протяжении последнего года вместе с "Деловой Россией" на       
нескольких экспертных и консультационных площадках с привлечением обширного     
количества представителей бизнеса. Мы эти подходы формулировали.                
Критериальная база будет в себе содержать требования в части устойчивости       
организаций и собственно видов деятельности, опыта, финансового положения. И    
я хотел бы подчеркнуть, что эта критериальная база будет использоваться для     
целей применения механизмов поддержки, поэтому уже на уровне правительства      
соответствующие нормы будут в подзаконном акте утверждены.                      
                                                                                
Сегодня предполагается, что всё-таки речь идёт о юридических лицах, но мы       
вместе с профильным комитетом продолжим работу над законопроектом ко второму    
чтению и будем учитывать в том числе те вопросы, которые мы сегодня обсуждаем   
на Совете Государственной Думы.                                                 
                                                                                
Ну и по вопросу о том, не исказит ли это ситуацию в целом на рынке. Мы          
ожидаем, что формирование нормативной базы, чётких определений, что сегодня     
является инжинирингом, что является промышленным дизайном, какие организации    
в какой сфере могут относиться к этой отрасли, позволит нам в конечном итоге    
сформировать реестр этих организаций, вести его в открытом доступе.             
Соответственно, к этому реестру мы уже привяжем те механизмы поддержки,         
которые у нас сегодня работают в рамках промышленной политики.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сипягин Владимир Владимирович.                                                  
                                                                                
СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Михаил Игоревич, в проекте закона сказано, что будет создан реестр    
тех компаний, которые оказывают инжиниринговые услуги и услуги в сфере          
промышленного дизайна. Хотелось бы понять, насколько жёсткими будут критерии    
попадания в этот реестр? Это вот те критерии, о которых вы сказали, или         
какие-то другие? И я так понимаю, меры государственной поддержки будут          
оказываться только компаниям, которые входят в этот реестр, или и другим        
тоже? То есть каковы критерии и условия.                                        
                                                                                
ИВАНОВ М. И. Спасибо большое за вопросы, уважаемый Владимир Владимирович.       
Действительно, критерии будут те, которые я назвал, сегодня их в проектах       
подзаконных актов семь, ещё раз, это касается устойчивости компании,            
финансового положения, опыта и объёма оказанных до этого услуг. Собственно,     
именно те компании, которые будут соответствовать вышеназванным критериям,      
будут включаться в реестр.                                                      
                                                                                
Соответственно, эту работу будет осуществлять Минпромторг. Реестр мы            
планируем обновлять достаточно регулярно, то есть будет процедура включения и   
процедура исключения в случае неподтверждения соответствия этим критериям на    
момент проверки. Механизмы поддержки будут привязаны именно к тем компаниям,    
которые будут находиться в открытом реестре.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Метшин Айдар Раисович.                                                          
                                                                                
МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Михаил Игоревич, в Государственной Думе ко второму чтению готовится   
законопроект о развитии креативных индустрий. Скажите, планируется ли           
синхронизировать с данным законопроектом предлагаемые вами нормы по поддержке   
организаций сектора промышленного дизайна, а также необходимость вести          
соответствующий реестр для предоставления мер поддержки?                        
                                                                                
ИВАНОВ М. И. Спасибо большое, Айдар Раисович. Мы в законопроекте вводим два     
определения - инжиниринговые компании и компании промышленного дизайна.         
Инжиниринговые компании - это, по сути, проектно-строительные компании, речь    
идёт о проектировании и создании промышленных производств. Инжиниринговые       
компании - это одна большая категория, которая покрывается предлагаемым         
законопроектом. Вторая категория компаний - это как раз компании                
промышленного дизайна, здесь речь идёт о создании промышленной продукции,       
включая облик и другие характеристики. Определение дано достаточно широко.      
Компании, работающие в креативной индустрии, попадут в этот реестр при          
соответствии тем критериям, которые будут установлены в подзаконном акте.       
Определение достаточно широкое и покроет все отрасли.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
В законопроекте вводится новая статья, это "Меры стимулирования                 
инжиниринговой деятельности и деятельности в области промышленного дизайна",    
которая по логике должна включать перечень вот этих мер. Но в законопроекте     
перечень мер не указывается, а лишь приводится описание, какие субъекты         
попадают под меры стимулирования. Обозначьте, пожалуйста, какие всё-таки меры   
стимулирования планируются, будут ли они во втором чтении указаны в             
законопроекте?                                                                  
                                                                                
ИВАНОВ М. И. Спасибо большое, Сергей Дмитриевич. Федеральный закон "О           
промышленной политике..." устанавливает общие рамки, как мы работаем с          
системой государственной поддержки, там не приведены конкретные механизмы, за   
исключением ряда знаковых, вроде специального инвестиционного контракта и       
фонда развития промышленности. Весь набор механизмов сегодня утверждён          
нормативными правовыми актами на уровне Правительства Российской Федерации.     
Мы предполагаем в первую очередь, что создаваемый реестр будет увязан с         
налоговыми преференциями, которые сегодня востребованы в отрасли инжиниринга    
и используются у нас в других отраслях промышленности, уже непосредственно      
для предприятий, которые занимаются выпуском промышленной продукции.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Спасибо большое. Вопрос содокладчику.                                           
                                                                                
Уважаемый Владимир Владимирович, в коммерции есть понятие объёма рынка: объём   
рынка медицинских услуг, объём рынка услуг сотовой связи. Вы сказали о 75       
инжиниринговых центрах и в перспективе об 1 триллионе рублей выручки - вот      
эта выручка относится к этим 75 центрам, которые требуют поддержки, или ко      
всему объёму рынка, в том числе к будущим мелким участникам?                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                 
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Спасибо большое, Олег Юрьевич. Общий объём рынка к 2025 году      
будет составлять, по оценкам экспертов, 3,9 триллиона рублей, то есть           
значительно больше. Нам, конечно же, надо увеличивать нашу долю рынка, и при    
совместной работе Минпромторга и Минобрнауки, я думаю, это абсолютно            
реализуемо.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна.                                                      
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Михаил Игоревич, у меня вопросы по тексту законопроекта. Согласно     
определениям деятельность в области промышленного дизайна и инжиниринговых      
услуг могут вести юридические лица или индивидуальные предприниматели. А        
физические лица или самозанятые не могут эту деятельность осуществлять? И       
второй вопрос: согласно тексту проекта меры стимулирования деятельности в       
сфере промышленности устанавливаются только федеральными законами и             
федеральными подзаконными актами - может, нам стоит включить сюда и             
нормативные акты субъектов, чтобы у регионов тоже было право устанавливать      
меры поддержки?                                                                 
                                                                                
ИВАНОВ М. И. Спасибо большое, Яна Валерьевна. Что касается возможности          
установления права субъектов оказывать меры поддержки в области инжиниринга и   
промышленного дизайна, мы эту идею поддерживаем. На самом деле в                
законопроекте мы впервые очерчиваем рамки этой отрасли и считаем, что за        
первым этапом, за введением федеральных мер поддержки, могут последовать меры   
региональные, и для этого мы с регионами работаем в рамках установленных        
процедур. И сегодня, на наш взгляд, региональное законодательство позволяет в   
определённой степени такие меры поддержки оказывать.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бессонов Евгений Иванович.                                                      
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Михаил Игоревич, сейчас в Думе проходит великолепная выставка. Институт         
Курчатова - это соединение фундаментальной науки, прикладной науки и            
конечного производства. Вот вы вводите дополнительные названия - инжиниринг,    
промышленный дизайн, - но не получится ли у нас распыления? Не лучше ли         
конечным предприятиям снизить налоговую нагрузку, снизить им тарифы на          
энергетические ресурсы, и они сами в соответствии со своими потребностями и     
инженеров найдут, и подключат прикладную науку, которая у нас мощная, и нашу    
Академию наук? Есть закон "О стратегическом планировании...". Может быть,       
лучше сюда посмотреть, а не плодить дополнительные организации, через которые   
можно будет обналичивать средства и уводить их в сторону от промышленности?     
                                                                                
ИВАНОВ М. И. Уважаемый Евгений Иванович, спасибо большое за вопрос. Мы не       
считаем, что предлагаемые нормы приведут к некоему распылению механизмов        
поддержки. Как я в конце своего доклада отметил, мы считаем, что                
инжиниринговая деятельность является сегодня драйвером спроса на промышленную   
продукцию. Дело в том, что конечный потребитель всё более заинтересован в       
получении индивидуализированной продукции, в индивидуальном подходе, и в этом   
смысле инжиниринговые компании как раз являются мостиком между конечным         
потребителем и производителем промышленной продукции. Вот эту прослойку нам     
необходимо поддержать, потому что сегодня она никак нормативно не закреплена.   
                                                                                
И ещё добавлю, если позволите, Иван Иванович, я не ответил на вопрос Яны        
Валерьевны по поводу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.          
Сегодня это весь круг, который покрывается предлагаемыми поправками             
законопроекта. Что касается физических лиц, я предлагаю обсудить вопрос в       
рамках дальнейшей проработки этого законопроекта ко второму чтению.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексеенко Николай Николаевич.                                                  
                                                                                
АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Уважаемый Михаил Игоревич, у меня два аспекта: хотелось бы задать вопрос, и     
есть дискуссионный вопрос. Вы сказали, что здесь довольно широкое               
определение, но мне кажется, что оно недостаточно широкое. В записке            
указывается, что это в том числе услуги инженерно-консультационные, по          
подготовке строительства и эксплуатации инфраструктурных,                       
сельскохозяйственных объектов. Мне кажется, логично здесь для расширения        
терминологии упомянуть тех, кто занимается исходно-разрешительной               
документацией или сбором исходных данных, инженерными изысканиями. Вот          
вопрос, да?                                                                     
                                                                                
Второй аспект, он дискуссионный. Видно же, даже содокладчик говорил, что у      
нас сейчас рынок - 7 миллиардов, будет 1 триллион, вот эти ЕРС-контракты...     
Мои исследования в сфере закупок говорят, что это часто приводит к негативным   
тенденциям, и поэтому нужно какие-то фильтры настраивать в этом законе,         
потому что укрупнение, посредничество на конкурентных товарных рынках - в       
результате вымываются объёмы работ.                                             
                                                                                
Вот два вопроса... (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
ИВАНОВ М. И. Николай Николаевич, спасибо за вопросы. Что касается               
определений, в предлагаемом законопроекте у нас в части услуг и работ в         
области промышленного дизайна как раз принимается достаточно широкий перечень   
видов деятельности, включая подготовку эскизов, макетов, оснастки, отдельных    
деталей, узлов, построение и разработку прототипов и так далее. Это             
достаточно широкий перечень, который погружен в это определение, поэтому мы     
считаем, что вся деятельность, о которой вы сказали в своём вопросе, будет      
охвачена в предлагаемом законопроекте.                                          
                                                                                
Что касается расширения объёмов рынка инжиниринговых услуг. Действительно,      
прогноз, о котором сказал Владимир Владимирович, на 2025 год со стороны         
экспертного сообщества - 3,9 триллиона рублей. У нас сегодня в соответствии с   
данными Росстата зарегистрировано более 3,5 тысячи компаний, у которых указан   
такой вид деятельности, как инжиниринговая деятельность. Вот для всего          
спектра этих компаний мы сегодня и формируем законодательную основу для         
дальнейшего развития и, самое главное, конкуренции на внутреннем рынке, в том   
числе с иностранными игроками, которые остались.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сулейманов Ренат Исмаилович.                                                    
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Михаил Игоревич, вот мы узакониваем очередной англицизм в             
терминологии, в дефиниции - "инжиниринговая деятельность", "инжиниринговый      
центр", у нас уже были "креативные индустрии". Вот скажите, пожалуйста, в чём   
принципиальная разница между, допустим, проектным институтом или                
конструкторским бюро и инжиниринговым центром? И в чём принципиальная разница   
между проектно-конструкторской и инжиниринговой деятельностью? Есть она,        
такая разница, или нет её в содержании? Если такой разницы нет, зачем мы идём   
вот за этими модными, так сказать, западными англицизмами и вводим их           
последовательно, каждый раз вводим в наше законодательство?                     
                                                                                
ИВАНОВ М. И. Спасибо за вопрос, Ренат Исмаилович. На самом деле                 
"инжиниринговые услуги" - это термин, который уже есть в российском             
законодательстве, в соответствующей статье Налогового кодекса. Кроме того,      
термин "инжиниринговые услуги" упоминается в Договоре о ЕАЭС. Мы при            
подготовке законопроекта хотели учесть уже имеющуюся нормативную базу, но по    
сути этими понятиями действительно обозначаются именно те виды деятельности,    
которые вы называете, - и проектно-конструкторская деятельность, и              
деятельность конструкторских бюро, и проектно-строительная деятельность, о      
которой я говорил в своём выступлении. В целях синхронизации с уже              
действующим законодательством, с налоговым законодательством мы предлагаем      
сохранить достаточно устоявшуюся формулировку, потому что она с 2020 года в     
рамках реализации "дорожной карты" и с учётом механизмов поддержки созданных    
инжиниринговых центров уже принята у нас и повсеместно используется.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пилипенко Ольга Васильевна.                                                     
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Добрый день! Уважаемый Михаил Игоревич, я очень неплохо разбираюсь в            
деятельности инжиниринговых центров, потому что сама создавала успешно          
функционирующий на сегодняшний день инжиниринговый центр при Орловском          
государственном университете. Но вопрос у меня следующего содержания: сейчас    
дизайн относится к группе специальностей направления "Изобразительное и         
прикладные виды искусств" - как вы планируете разработку профстандартов для     
промышленных дизайнеров? И будет ли это инженерное направление, или всё-таки    
это будет творческое направление? Какая-то работа с Министерством науки и       
высшего образования проводится в этом плане?                                    
                                                                                
ИВАНОВ М. И. Спасибо за вопрос, Ольга Васильевна. Предлагаемые изменения        
направлены на поддержку организаций, которые работают в этой сфере. И           
определения, которые мы в законопроекте даём в части работы в области           
промышленного дизайна, подразумевают под собой проектирование эстетических      
свойств промышленной продукции, включая исследования в области дизайна          
промышленной продукции, подготовку эскизов и целый набор сопутствующих видов    
деятельности, да, включая также построение отдельных узлов, агрегатов,          
электронных моделей изделий и объектов. В этом смысле мы подразумеваем, что     
промышленный дизайн относится больше к категории конструирования продукции,     
включая эстетические свойства, под которыми в том числе понимаются и            
массогабаритные параметры, и общий облик промышленной продукции. Именно в       
таком контексте сформулированы определения в предлагаемом законопроекте.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.          
                                                                                
Михаил Игоревич, у меня вопросы всё-таки по терминологии. Ещё раз скажите,      
пожалуйста, инженерная деятельность, инженерное дело и инжиниринг - это одно    
и то же или одно шире, чем другое?                                              
                                                                                
Второй вопрос, вы частично на него ответили: традиционное понятие               
"опытно-конструкторские работы", ОКР, - это входит в инжиниринг или это         
несколько иное?                                                                 
                                                                                
И опять же применительно к организациям: если организация называется            
конструкторским бюро, объединённым конструкторским бюро, она будет              
рассматриваться как инжиниринговая организация или нет?                         
                                                                                
И последний вопрос. Многие работы, инженерная деятельность, или даже            
инжиниринговая, осуществляются не в отдельной организации, а, допустим, на      
предприятии, в научно-исследовательском институте, если это... (Микрофон        
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. Что успели записать - отвечайте на эти        
вопросы.                                                                        
                                                                                
ИВАНОВ М. И. Спасибо большое за вопросы, Оксана Генриховна. Определение         
инжиниринговой деятельности, которое мы даём в предлагаемом законопроекте,      
включает в себя такие понятия, как инженерное дело, инженерия. Входят ли        
опытно-конструкторские работы? Входят, поскольку конструирование продукции,     
то есть конструкторская деятельность у нас прописана как одно из направлений    
в определении, которое мы даём промышленному дизайну.                           
                                                                                
И по конструкторским бюро. Безусловно, поскольку на сегодняшний момент не       
была законодательно определена именно терминология, что такое инжиниринговая    
организация, что такое организация промышленного дизайна, компании имели        
возможность использовать любые названия, которые относятся к этой сфере         
ведения. Поэтому мы будем исходить, безусловно, из соответствия той или иной    
организации тем критериям, которые будут установлены, а не из её названия.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо. У меня также вопросы к докладчику.                                     
                                                                                
Уважаемый Михаил Игоревич, вы уже частично коснулись вопроса создания           
правовых основ для стимулирования развития инжиниринговых услуг и               
промышленного дизайна, и в связи с этим я хотел лишь уточнить: а как вы         
считаете, приведёт ли принятие данного федерального закона к необходимости      
внесения в дальнейшем соответствующих корреспондирующих изменений, к примеру    
в налоговое законодательство, или этого не потребуется? Как вы считаете?        
                                                                                
ИВАНОВ М. И. Спасибо большое, Анатолий Борисович. Возможность сформировать      
реестр инжиниринговых компаний и компаний, которые осуществляют услуги в        
области промышленного дизайна, как раз позволит нам определить тот круг         
потенциальных получателей мер государственной поддержки, с которыми мы          
проработаем в дальнейшем необходимость внесения тех или иных изменений. Я не    
исключаю, что какие-то изменения могут быть предложены в рамках налогового      
законодательства, потому что сегодня налоговые механизмы стимулирования         
деятельности в этой сфере востребованы, исходя из того общения с компаниями,    
той работы, которую мы вели, как я уже сказал, вместе с "Деловой Россией" при   
подготовке этого законопроекта.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вассерман Анатолий Александрович, пожалуйста.                                   
                                                                                
ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Латинское слово "ingeniosus" (вдохновенный) уже давным-давно вошло в русский    
язык во французской форме - инженер. И если уж нам так нужно импортное слово,   
то можно воспользоваться всё-таки французской версией, а не брать ещё и         
английскую версию вдобавок к устоявшейся. Инженерные центры, инженерные         
работы - это настолько глубоко вошло не только в законодательство, но и         
вообще в язык, что... Если уж ссылаться на употребление формы "инжиниринг" в    
законах, это значит, что эти законы подлежат переработке.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Игоревич.                              
                                                                                
ИВАНОВ М. И. Анатолий Александрович, спасибо большое. Я думаю, мы в рамках      
дальнейшей работы с комитетом обсудим эти предложения. Спасибо.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Владимирович, спасибо.                                                 
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по законопроекту?                          
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Оксана Генриховна, не только увидел, но и услышал.                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, я поддерживаю данный законопроект,          
считаю, что он своевременен. Несколько замечаний.                               
                                                                                
Ну, первое, в отношении того, о чём сказал коллега Вассерман. Действительно,    
"инжиниринг" - это менее привычное для нас слово, чем инженерная                
деятельность, инженер, инженерное дело. И сразу возникает вопрос: это одно и    
то же или это не одно и то же, одно шире или другое уже? Поэтому                
действительно, наверное, легче поменять наименования, поменять термины в уже    
принятых не очень многих законах, где есть слово "инжиниринг", на инженерное    
дело. Это будет понятно. И не будут задавать вопрос: входят ли туда             
опытно-конструкторские работы - тоже уже общепринятый термин - и                
государственная научно-техническая политика, которая тоже определяется в том    
числе как политика в области техники.                                           
                                                                                
Второй вопрос, который возникает. Поскольку это изменения в закон "О            
промышленной политике...", будет ли закон касаться инженерной деятельности не   
в промышленности, а в других отраслях - в строительстве, на транспорте, ну,     
собственно говоря, в архитектуре и строительстве? Это тоже вот вопрос.          
                                                                                
Следующий вопрос. Я понимаю, это правильно, что в базовый закон вводятся        
понятия инжинирингового центра, инжиниринговой организации, а потом уже в       
отраслевых законах будет строиться система льгот. Но тогда льготы будут         
даваться организации, а если разобраться, где будет осуществляться процесс      
инженерной деятельности, то очень часто он будет осуществляться не в            
отдельной организации - инжиниринговой или инженерной, - а на предприятии в     
инженерно-техническом отделе либо в каком-то подразделении, те же КБ могут      
быть структурными подразделениями, конструкторскими отделами предприятий. И     
вопрос в том, где больше будет сосредоточена эта деятельность. Поэтому в        
будущем или при доработке законопроекта имеет смысл выделить инжиниринговую     
или инженерную деятельность не по реестру организаций, а по кодам ОКВЭД, так,   
чтобы система льгот строилась не только по организациям, но и, собственно       
говоря, по виду деятельности.                                                   
                                                                                
Ну и также, наверное, если вы уже пошли по пути, что все понятия вводятся в     
закон "О промышленной политике...", и само понятие "инженер" тоже должно быть   
введено, потому что часть льгот и система подготовки инженеров тоже             
базируются на понятии, кто такой инженер.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР поддержит данную      
инициативу. И вот эта дискуссия относительно терминологии - инжиниринговая      
деятельность, инженерный отдел, инженер... Я считаю, что основным должен быть   
вопрос о том, чтобы все изменения, которые принимаются, не мешали развиваться   
инженерной деятельности, инжинирингу в целом.                                   
                                                                                
В день студента я был в своём вузе, в том, который я первым закончил, в         
Московском энергетическом институте (по образованию я инженер-системотехник),   
и мне приятно, что сегодня к инженерам совершенно другое отношение по           
сравнению с тем, что было 20 лет назад. Основатель ЛДПР Жириновский             
неоднократно говорил: "Стране не хватает инженеров". И когда скептически к      
этим выражениям относились, то не смотрели на два шага вперёд, не               
задумывались о том, что будет со страной, а сегодня мы видим, что у нас не      
хватает инженеров, сегодня это одна из востребованных специальностей. Кстати,   
Мишустин тоже инженер-системотехник, и системный инженерный подход виден в      
работе правительства.                                                           
                                                                                
Члены Совета Думы приезжали недавно в ситуационный центр, и мы видели, как      
инженерная мысль была трансформирована в систему по оценке реализации           
национальных проектов: индикаторы, точки роста, критические точки и так         
далее, то есть инжиниринг... Вот данная законодательная инициатива уточняет,    
формирует определённые рамки и наделяет дополнительными полномочиями            
правительство. Нас не пугает терминология, а вот что касается реализации,       
здесь хотелось бы призвать вас очень осторожно подходить к вопросу              
нормативно-правового регулирования, чтобы те инженерные мысли, те инженерные    
структуры, та деятельность, которая уже сегодня есть, развивались, а не,        
наоборот, стопорились, встречали сопротивление и со стороны правоприменителя,   
и со стороны правоприменения.                                                   
                                                                                
И в заключение вам, как представителю руководства Минпромторга, не могу не      
адресовать обращение. Регулярно поступают обращения от наших граждан, которые   
до сих пор не решили свой вопрос с завезёнными транспортными средствами из-за   
утилизационного сбора. Изменения в конце декабря были внесены, но не были       
окончательно приняты с учётом реалий сегодняшних дней, поэтому мы ещё раз       
просим. Мы всё пересылаем вам, направляем в Генеральную прокуратуру, но         
граждане обращаются - надо в ручном режиме... Не такое большое количество       
наших граждан, кому надо помочь выйти из этой серьёзной ситуации, и тогда всё   
будет хорошо, спадёт градус социальной напряжённости.                           
                                                                                
А законопроект мы поддержим.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Скляр Геннадий Иванович, пожалуйста. С места.                                   
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
СКЛЯР Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, по первому образованию я инженер - конструктор приборов      
точной механики. Очень важное и системное решение предлагается                  
правительством. К сожалению, в условиях санкций мы увидели, что многие          
промышленные предприятия вынуждены поддерживать то оборудование, которое        
поставлено западными странами, или создавать аналоги в режиме                   
импортозамещения. К сожалению, на многих новых промышленных предприятиях        
вообще нет конструкторских отделов. Эта печальная данность, но это факт,        
поэтому создание системы инжиниринговых центров важно.                          
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Иванович.                               
                                                                                
Михаил Игоревич, если желаете, можете выступить с заключительным словом.        
                                                                                
ИВАНОВ М. И. Я хочу поблагодарить всех депутатов за интересную дискуссию, за    
правильные вопросы. Мы продолжим работать, если поддержите, готовить            
законопроект к следующим чтениям.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Владимирович, будете выступать? Нет.                                   
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              389 чел.86,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении законопроект единогласно.