Заседание № 235
О проекте федерального закона № 500708-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования использования отдельных категорий защитных лесов; принят в первом чтении 25 марта 2011 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 104 и 106 Лесного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 14-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад члена Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерия Андреевича Мальчихина. Пожалуйста. МАЛЬЧИХИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Ко второму чтению к законопроекту поступило двенадцать поправок. Восемь включены в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, и четыре поправки - поправки членов Совета Федерации Орлова, Чуркина и Матвеева - включены в таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Хочу обратить внимание, что поправки членов Совета Федерации концептуально соответствуют поправкам, рекомендуемым к принятию, но в то же время либо сужают их действие, либо расширяют, и в этой связи указанные поправки включены нами в таблицу к отклонению. Для подготовки законопроекта ко второму чтению была создана рабочая группа, по результатам её деятельности признано целесообразным слова "горные выработки и буровые скважины", как имеющие нечёткое определение в действующем законодательстве, заменить словами "объекты, связанные с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья". То есть перечень разрешённых к размещению в защитных лесах объектов дополнен объектами, связанными с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений только углеводородного сырья. Несколько поправок содержат ряд положений, усиливающих экологическую составляющую Лесного кодекса. Статья 2 законопроекта вносит изменение в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов..." и не имеет отношения к лесному законодательству. В ней предлагается сохранить до 1 июля 2012 года действие охотничьих билетов и членских охотничьих билетов, которые выданы до 1 июля 2011 года и срок действия которых не истёк. Замечаний правового характера по законопроекту у Государственно-правового управления Президента Российской Федерации не имеется. Исходя из изложенного, прошу поддержать решение комитета в отношении поступивших поправок и принять законопроект во втором чтении. Я просил бы ещё уважаемых депутатов в "час голосования" рассмотреть законопроект и в третьем чтении. Необходимые экспертизы проведены, и замечаний по нему не имеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Обсуждая таблицу 1, хочу уточнить: у нас 8-я поправка в новой редакции, да? Это правильно, Валерий Андреевич? МАЛЬЧИХИН В. А. Да, правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Просто мы обращаем внимание на то, что в материалах 8-я поправка уточнена и роздана уже с новым текстом. Из восьми поправок в таблице 1 есть ли необходимость какую-то из них обсуждать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 42 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 46 чел.10,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8 % Результат: принято Принято. Таблица 2 содержит четыре поправки. Нужно ли их рассматривать отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 15 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принято. Выносим вопрос 14 на "час голосования".
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 05 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 90 чел.20,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принято. Пожалуйста, депутат Прозоровский. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы - замечаний нет. В связи с этим прошу вас принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Законопроект подготовлен к третьему чтению. Документы все розданы. Настаивает кто-либо на выступлении по мотивам? Нет. Ставлю данный законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 51 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 90 чел.20,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принято.
Заседание № 234
О проекте федерального закона № 500708-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования использования отдельных категорий защитных лесов; принят в первом чтении 25 марта 2011 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 104 и 106 Лесного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас казус произошёл: Туголукову я не предоставил слова, он по ведению просил слова, хотел оговорить перенос 7-го вопроса. Давайте вернёмся к этому вопросу, к обсуждению порядка работы. Включите микрофон Туголукову. ТУГОЛУКОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, просьба перенести рассмотрение 7-го вопроса на 3-е число, на пятницу, - нужны дополнительные консультации с правительством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я попрошу ещё раз определиться по порядку работы. Есть ли возражения по поводу переноса 7-го вопроса? Нет. 7-й вопрос мы сегодня не рассматриваем. Тогда с учётом этого переноса прошу ещё раз проголосовать по порядку работы.
Заседание № 219
О проекте федерального закона № 500708-5 "О внесении изменений в статьи 104 и 106 Лесного кодекса Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования использования отдельных категорий защитных лесов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 33, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 104 и 106 Лесного кодекса Российской Федерации", первое чтение. Валерий Владимирович Прозоровский просит дать возможность доложить. Мальчихин на месте? ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Внесение данных поправок в Лесной кодекс обусловлено тем, что мы с вами в конце прошлого года приняли изменения в Лесной кодекс, которыми запретили размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, и в ценных лесах. В то же время необходимые для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых горные выработки и буровые скважины являются объектами капитального строительства. Таким образом, фактически эти поправки привели к ограничению осуществления работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в лесах, расположенных в водоохранных зонах, и в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов. Давайте вспомним, что в Западной Сибири и Восточной Сибири, на севере европейской части России водно-болотный ландшафт с многочисленными водотоками может занимать до 85 процентов территории лицензионных участков, сложившаяся ситуация может привести к ограничению возможностей недропользователей по исполнению лицензионных обязательств. В целях разрешения возникшей коллизии разработан настоящий законопроект, предусматривающий возможность размещения горных выработок и буровых скважин в лесах, расположенных в водоохранных зонах, и в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов. Прошу вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содоклад, Валерий Андреевич Мальчихин. МАЛЬЧИХИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии поддерживает выводы и доводы, изложенные авторами в пояснительной записке, обосновывающие концепцию законопроекта и его актуальность. В то же время комитет отмечает, что выполнение работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых требуют размещения не только перечисленных в законопроекте объектов (это горные выработки и буровые установки), но и других объектов капитального строительства, которые технологически невозможно перенести за пределы водоохранных зон и запретных полос лесов, расположенных вдоль водных объектов. Поэтому, на наш взгляд, на взгляд комитета, ко второму чтению перечень объектов следует уточнить, однако этот перечень должен быть закрытым, а наименования самих объектов должны отвечать критериям определённости и согласованности с системой действующего правового регулирования. У Государственно-правового управления Президента Российской Федерации концептуальных замечаний правового характера на законопроект не имеется. Правительство Российской Федерации поддержало законопроект. Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды также поддержал законопроект. Комитетом получено тридцать семь отзывов от региональных органов государственной власти, при этом никто не высказался против. На основании изложенного Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии считает возможным поддержать рассматриваемый проект федерального закона при условии его доработки, конечно, ко второму чтению с учётом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Депутат Локоть, депутаты Останина, Рохмистров и Гартунг. Четверо. Никого не упустил? Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Валерий Владимирович, короткий вопрос. Означает ли это, что после принятия данного законопроекта станет возможным, скажем, что, "ЛУКОЙЛ", ну захочется ему, начнёт бурить скважину в водоохранной зоне, вблизи водоёма, из которого осуществляется забор воды для какого-то населённого пункта, крупного или мелкого, не важно, или "ЕвразХолдинг" начнёт разрабатывать карьер на месте какого-нибудь чистого, уникального озера, которое охраняется, или лесного массива? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон. Валерий Владимирович Прозоровский, пожалуйста. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Анатолий Евгеньевич, спасибо за вопрос. Сразу вам отвечаю, что даже там, где ведутся геологические исследования, уже всё давно просмотрено, касается это в основном мест, ну, не настолько населённых, касается это мест Восточной и Западной Сибири, Севера нашего. Вот поэтому большой опасности здесь не видно. Поправки внесены просто для того, чтобы не мешать владельцам лицензий спокойно выполнять свои обязательства по этим лицензиям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Валерий Владимирович, ваша последняя фраза ещё раз закрепила ту позицию, которую вы (я думала, что по неосторожности или же спешили, чтобы время наше сэкономить) всё-таки высказали, что основная цель этого закона - это защита недропользователей. Не лесов, не жителей, которые охраняют эти леса, а именно недропользователей, чтобы дать возможность им на полную катушку отработать ту лицензию, которой они пользуются! Поэтому, когда вы, отвечая на вопрос моего коллеги Анатолия Евгеньевича, сказали, что это невозможно, я вам называю адрес: компания угольная - СУЭК, место расположения компании - Прокопьевский район Кемеровской области, село Терентьевское. Уничтожены яблоневая роща, река, но при этом никто ответственности не понёс. В связи с этим вопрос: скажите, органы местного самоуправления каким-то образом будут принимать участие в том, чтобы давать хоть какое-то заключение? Сегодня они принимают решения о переводе этих лесов из одной категории в другую. Хотя бы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Владимирович Прозоровский. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Спасибо за вопрос, Нина Александровна. Конечно, я тоже разделяю вашу озабоченность. Может быть, я не очень убедительно сказал в отношении выполнения лицензионных соглашений. Вы знаете, всё это должно быть под контролем местных органов, и они уполномочены следить за этими вопросами, поэтому давайте вместе с них и спрашивать по этим вопросам будем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к авторам законопроекта. Очень короткий законопроект, который не содержит в себе, ну, наверное, те принципы, по которым будут разрабатываться эти полезные ископаемые. Мы знаем, что очень много залежей полезных ископаемых, в том числе очень дорогих, там золота, в особо охраняемых зонах, вдоль рек. В частности, в национальном заповеднике Коми очень хотят, но никак не могут разрабатывать там золотые месторождения, нефтяные месторождения. Не приведёт ли принятие такого короткого законопроекта - без ограниченного перечня - к тому, что разработка очень выгодных месторождений может привести к катастрофическим последствиям в части сохранения природных богатств нашей Родины, в том числе к фактическому уничтожению наших экологических заповедников? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Владимирович Прозоровский. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Спасибо, Максим Станиславович, за вопрос. Я тоже разделяю вашу озабоченность и сразу скажу, что это не касается заповедных участков и всего прочего, данные поправки к ним не относятся, то есть наши заповедники остаются в целости и сохранности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гартунг. ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос к авторам законопроекта. В пояснительной записке ссылка идёт на геологоразведку, на изучение недр, но если взять текст законопроекта, здесь добавляется перечень, какие работы можно производить, а именно размещение горных выработок. Что такое горные выработки при добыче угля, например, открытым способом, всем понятно, понятно, какого масштаба достигают горные выработки. И я не представляю, как это можно делать в природоохранной зоне. Авторы, пожалуйста, ответьте на этот вопрос: каким образом вы такого рода ситуации будете исключать? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Прозоровский. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Валерий Карлович, наверное, вы имели в виду не природоохранные, а водоохранные зоны? Ещё раз я говорю: под контролем местных органов надзора, Ростехнадзора, экологов всё это будет осуществляться. Но вы согласны, что необходимо работать, необходимо добывать и приращивать богатства наши, приращивать минерально-сырьевую базу, вести геологоразведку и добывать полезные ископаемые? Поэтому большой опасности и больших рисков здесь я не вижу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все вопросы заданы. Настаивает ли кто-то на выступлении? Трое. Ну, если по десять минут, то мы не уложимся. Депутат Улас предлагает по три минуты. Уложитесь? Хорошо. По три минуты. Ставлю на голосование предложение депутата Уласа Владимира Дмитриевича дать выступить по три минуты, чтобы мы хотя бы... Сегодня было предложение рассмотреть два проекта закона, которые являются подарком для деятелей культуры. Мы иначе не рассмотрим их. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 14 сек.) Проголосовало за 274 чел.97,5 % Проголосовало против 7 чел.2,5 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 281 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Принято. Пожалуйста, Нина Александровна Останина. С места. Приготовиться Рохмистрову, потом - Гартунг. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, наша фракция будет голосовать против этого законопроекта. Я хочу обратить ваше внимание на заключение на законопроект, которое дало Правовое управление Аппарата Государственной Думы: очень осторожное заключение без каких-либо указаний в адрес депутатов, но здесь говорится о том, что это есть нарушение тех позиций, которые заложены даже в этом плохом Лесном кодексе, потому что этот законопроект предлагает внести поправки, которые разрешают размещать горные выработки и буровые скважины на участках леса, которые отнесены к ценным лесам или расположены в водоохранных зонах. Что такое ценные леса, мы знаем, что такое леса в водоохранных зонах, мы тоже понимаем. Согласно действующим нормам Лесного кодекса, ещё раз говорю, степень участия местной власти выражается в том, что она должна дать разрешение на перевод этих лесов из одной категории в другую. Сейчас, хотя и заверяет Валерий Владимирович, что органы местного самоуправления будут держать под контролем, механизм этого контроля абсолютно не прописан в предлагаемом законопроекте, то есть органы местного самоуправления устранены от того, чтобы к владельцам лицензии предъявлять какие-либо требования. На памяти очень много примеров, когда, по сути дела, это уже действующая норма, и такое ощущение, что сегодня всё, что уже удалось разрушить... Мы хотим облечь это в законодательные нормы, принимая такой законопроект. Поэтому, с нашей точки зрения, это откровенно лоббистский законопроект, который защищает интересы недропользователей и абсолютно не защищает интересы жителей, которые живут в водоохранных зонах или которые на сегодня хотя бы защищены вот этими ценными лесами. У нас есть комиссия по борьбе с коррупцией, задачей которой является в том числе и проверка законопроектов на их коррупционность. Наше предложение, предложение нашей фракции, - передать этот законопроект этой комиссии, не принимая его сегодня в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, настораживает, во-первых, то, что сам федеральный закон гораздо меньше, чем та пояснительная записка, которая его как бы оправдывает, и то, что действительно он разрешает делать то, что сегодня делать нельзя, и вообще переводит категорию, например, буровых скважин из объектов капитального строительства в объекты некапитального строительства. То есть это тоже делается понятно почему. Говорят, вода сегодня и в ближайшие несколько столетий будет основным и самым ценным, наверное, продуктом, который у нас есть, который гораздо ценнее, чем нефть. Без воды человек и суток не проживёт, может, некоторые до полутора протянут, а вот без нефти ничего, как-то жили, поэтому сохранение водных ресурсов, наверное, сегодня основная задача. Огромное количество стран страдает от их недостатка. Что касается того, что мы говорим, что вот местные органы будут у нас что-то соблюдать, мы прекрасно знаем, как это всё на деле происходит. Когда у нас будет создан механизм контроля за проведением работ, тех, которые приносят большие деньги, когда контроль будет эффективным, тогда, возможно, такие разрешения и следует дать. На сегодняшний день при таком уровне коррупции в нашей стране принимать такие законы, давать такие разрешения и как оправдание говорить, что у нас достаточно механизмов контроля, чтобы не был нанесён невосполнимый ущерб экологии, среде обитания человека, и особенно водным ресурсам, наверное, нельзя, потому что контроль мы ещё будем несколько десятков лет налаживать, если будем идти такими темпами, как с коррупцией боремся, а вот испортить водные ресурсы нам ничего не стоит. И представьте себе, что в одной части речки нефтяной фонтан забьёт или ещё какая-нибудь выработка будет, а, собственно говоря, через несколько километров эту воду будут забирать для обеспечения наших граждан питьевой водой. Когда у нас несколько городов ляжет с отравлениями, вот тогда, наверное, нам скажут большое спасибо, что мы такой закон приняли. Поэтому в целях защиты интересов и безопасности наших граждан фракция ЛДПР призывает депутатов не поддерживать настоящий законопроект. Фракция ЛДПР его поддерживать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, на самом деле не такой безобидный законопроект, как нам его представляют авторы. Представьте себе, что такое горные выработки. Депутаты, которые избирались или живут в регионах, где добываются открытым способом либо шахтным способом полезные ископаемые, представляют, что такое горные выработки. На этих горных выработках практически жить невозможно, не говоря уже о том, что это если они находятся в обычных местах, а если, как предлагается этим законопроектом, размещать горные выработки в водоохранных зонах, то водные источники, которые рядом находятся, вообще будут непригодны для питья, вообще никак. Поэтому мы выступаем категорически против принятия этого законопроекта. Предлагаем нашим коллегам всё-таки ещё раз подумать, перед тем как голосовать, и ни в коем случае не принимать такого рода законопроекты. Я могу сказать, что у нас, несмотря на размеры территории нашей страны, несмотря на то, что у нас очень много природных богатств, всё меньше и меньше становится земель, пригодных для проживания. Для кого мы эти природные богатства будем добывать: для Китая, для США, для западных стран? А российскому народу вообще негде будет жить. Тем более, ещё раз подчёркиваю, в водоохранных зонах ни в коем случае нельзя допускать наличие таких объектов. Наша фракция проголосует против, и мы призываем всех депутатов не поддерживать этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Не настаивают. Докладчик, содокладчик? В рамках "час голосования" ставится на голосование в первом чтении законопроект под пунктом 33, "О внесении изменений в статьи 104 и 106 Лесного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 17 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 87 чел.19,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принято.
ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. По рассматриваемому вопросу я голосовал за, что-то кнопка не сработала.
ХАЙРУЛЛИН А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". По последнему вопросу Хайруллин голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По какому? По последнему? ХАЙРУЛЛИН А. Н. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.