Заседание № 181

16.09.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 500410-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правоотношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3553 по 4026 из 6813
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный        
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской         
Федерации". Елена Леонидовна Николаева докладывает.                             
                                                                                
НИКОЛАЕВА Е. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается    
законопроект № 500410-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской      
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части        
создания необходимых условий для эффективной работы и улучшения платёжной       
дисциплины отрасли жилищно-коммунального хозяйства. При существующей системе    
гражданско-правовых отношений, в том числе взаиморасчётов между поставщиками    
и потребителями коммунальных ресурсов и услуг, несмотря на постоянное           
внимание к этой проблеме всех заинтересованных лиц, сохраняется постоянная      
угроза кризиса взаимных неплатежей и формируются серьёзные объёмы               
задолженностей - не менее 30 процентов от общего объёма поставленного и         
потреблённого ресурса. Основной объём данной задолженности и задолженности,     
подлежащей взысканию и реальному погашению, то есть рабочей задолженности,      
перерастает, скажем так, в безнадёжные к получению. При этом в общем объёме     
просроченной дебиторской задолженности основную долю составляет                 
задолженность, образовавшаяся в результате неплатежей за коммунальные услуги,   
оказанные населению со стороны управляющих компаний, ТСЖ, которая составляет    
более 66 процентов. Такая ситуация является одним из наиболее серьёзных         
дестабилизирующих факторов в деятельности поставщиков коммунальных ресурсов и   
исполнителей коммунальных услуг, оказывающих влияние на их финансовую           
устойчивость. В связи с этим мы вносим законопроект, в котором предлагаются     
следующие нововведения.                                                         
                                                                                
Первое. Дополняется перечень оснований для проведения внеплановой проверки      
управляющей организации таким основанием, как поступление заявления о фактах    
нарушения обязательных требований к порядку установления и изменения размера    
платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе платы за услуги и    
работы по управлению многоквартирным домом: содержание, текущий ремонт общего   
имущества в многоквартирном доме, взносы на капитальный ремонт. При этом        
жилищные инспекторы наделяются правом по заявлениям собственников помещений в   
МКД проверять правомерность установления размера такой платы.                   
                                                                                
Второе. Предлагаем предоставить право ресурсоснабжающей организации             
инициировать перед органами местного самоуправления вопрос о проведении         
общего собрания собственников помещений в МКД в случае наличия у управляющей    
организации, ТСЖ, жилищного кооператива, иного специализированного              
потребительского кооператива подтверждённой решением суда задолженности перед   
ресурсоснабжающей организацией за коммунальный ресурс в размере, превышающем    
его стоимость за три расчётных периода (три месяца), при принятии решений по    
вопросам о внесении платы за соответствующую коммунальную услугу напрямую       
ресурсоснабжающим организациям, об изменении способа управления или о выборе    
управляющей организации. На сегодняшний момент такого права у                   
ресурсоснабжающей организации нет и органы местного самоуправления не могут     
инициировать такое общее собрание, а подчас именно этим и пользуются            
недобросовестные управляющие компании, которые формируют эту задолженность.     
                                                                                
Третье. Также предлагается установить обязанность для органов местного          
самоуправления публиковать по заявлению ресурсоснабжающей организации           
информацию о наличии задолженности у юридического лица, оказывающего            
коммунальную услугу, при оплате за коммунальный ресурс. Подчас жители даже не   
знают, что их управляющая компания задолжала огромные средства                  
ресурсоснабжающей организации, продолжают исправно платить и не принимают       
никаких мер.                                                                    
                                                                                
Следующее. Необходимо усилить ответственность недобросовестных потребителей     
за несвоевременную оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установив      
пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования ЦБ за первые 90 дней и   
с 91-го дня - в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования ЦБ,        
действующей на момент оплаты, за невыплаченные в срок суммы за каждый день      
просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока      
оплаты и по день фактической оплаты включительно. Указанное нововведение        
будет закреплено также в отраслевом законодательстве.                           
                                                                                
Следующий пункт: ввести неустойку в пользу потребителя - это очень интересная   
новелла, которая впервые появляется в нашем жилищном законодательстве, - для    
лиц, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг, за нарушение порядка     
расчёта платы за коммунальные услуги в размере 15 процентов от величины         
превышения неправильно рассчитанной платы над размером платы за коммунальные    
услуги и определяемую в порядке, установленном Правительством Российской        
Федерации, но не менее 200 рублей, при этом размер неустойки не может           
превышать 50 процентов от величины среднемесячного размера платы за шесть       
месяцев, предшествующих указанному нарушению. В случае если лицо не             
обеспечило непрерывность предоставления услуг или предоставление коммунальных   
услуг надлежащего качества, размер неустойки составит 30 процентов от           
величины среднемесячного размера платы за коммунальную услугу за шесть          
месяцев, предшествующих периоду, когда было установлено данное нарушение. То    
есть мы таким образом налагаем соответствующие штрафы на тех, кто оказывает     
коммунальные услуги, в пользу физических лиц, которые не получили эту услугу.   
                                                                                
Установить обязанность для управляющих организаций, органов управления ТСЖ,     
жилищных кооперативов по обращению собственника помещения организовать созыв    
и проведение общего собрания собственников помещений по вопросу о внесении      
платы, размер которой устанавливается общим собранием собственников помещений   
в МКД.                                                                          
                                                                                
Ещё одна новелла. Мы предлагаем ввести очно-заочную форму проведения общего     
собрания собственников в МКД, предусматривающую возможность очного обсуждения   
вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на           
голосование, а также возможность передачи в установленный срок в место или по   
адресу, которые указаны в сообщении о проведении такого собрания, решений       
собственников по вопросам, поставленным на голосование, лично или посредством   
почтовой, телеграфной связи или иной определённой на собрании связи, в том      
числе электронной, которая обеспечивает аутентичность передаваемых и            
принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.                        
                                                                                
С учётом последних изменений, внесённых нами в действующее законодательство,    
- напоминаю, что в прошлой сессии были приняты законы о найме социального       
использования, лицензировании деятельности управляющих компаний, о ГИС "ЖКХ",   
- ряд положений законопроекта необходимо уточнить ко второму чтению. Также к    
законопроекту имеется ряд конструктивных замечаний со стороны Правительства     
Российской Федерации, которые, на мой взгляд, вполне могут быть учтены ко       
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Законопроект поддержан Комитетом по жилищной политике и жилищно-коммунальному   
хозяйству, Правительством Российской Федерации с учётом замечаний. Мы сейчас    
создадим рабочую группу, которая доработает его содержательно ко второму        
чтению. Считаю проект крайне своевременным, его принятие - целесообразным,      
прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Павел Рюрикович Качкаев, пожалуйста.                                            
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Елена Леонидовна достаточно     
подробно доложила данный законопроект поэтому я не буду останавливаться на      
тех позициях, о которых она говорила, просто дополню её выступление.            
                                                                                
Комитет рассмотрел данный законопроект, в целом комитет законопроект            
единогласно одобряет и рекомендует к принятию в первом чтении. Ситуация,        
которая создалась с неплатежами, нашим комитетом рассматривалась в прошлом      
году несколько раз, и в марте, и в мае мы проводили "круглые столы",            
парламентские слушания, была создана рабочая группа именно по выработке вот     
этих положений, по решению данной проблемы. Проблема очень серьёзная, Елена     
Леонидовна уже сказала о том, что долги громадные, каждый год они растут на     
10 процентов, и надо принимать решение.                                         
                                                                                
Кроме того, о чём доложила Елена Леонидовна, на чём я хотел бы заострить ваше   
внимание? Ну первое и основное, на мой взгляд, это то, что в законопроекте      
предлагается дать в Жилищном кодексе Российской Федерации формулировку          
понятия деятельности по управлению многоквартирными домами, причём не только    
для собственников, но и для управляющих компаний, ТСЖ и для ресурсоснабжающих   
организаций. Этой формулировки не было, что вызывало большие нарекания и со     
стороны экспертного совета, и со стороны наших управляющих организаций и ТСЖ.   
                                                                                
Второе. Лицом, оказывающим коммунальные услуги, в данном законопроекте          
предлагается считать ресурсоснабжающую организацию. Сегодня у нас получается    
следующая коллизия: ресурсоснабжающая организация поставляет ресурс, а          
ответственность за исполнение этой коммунальной услуги несёт управляющая        
организация, а также управляющая организация собирает платежи, в чём,           
собственно, она не заинтересована, потому что за это она никаких средств не     
получает, а только может подвергнуться банкротству, так как собираемость        
платежей не 100 процентов. Вот этой поправкой практически эта коллизия,         
связанная с банкротством управляющих организаций, разрешается: законопроект     
предусматривает прямые расчёты собственников с ресурсоснабжающей                
организацией, если ресурсоснабжающая организация не желает собирать платежи     
за коммунальные услуги, она по договору может это поручить управляющей          
организации, ТСЖ или ЖСК.                                                       
                                                                                
Далее. Управляющая организация становится ответственной за поставку             
коммунального ресурса и надлежащее содержание общего имущества. То есть         
обеспечение надлежащего качества коммунального ресурса остаётся за              
ресурсоснабжающей организацией на вводе в многоквартирный дом, а в дальнейшем   
ответственность - за управляющей организацией, и управляющая организация        
выступает представителем потребителей или собственников в случае нарушения      
качества услуг и порядка расчёта платы за коммунальные услуги - Елена           
Леонидовна говорила о пенях и вводимых штрафах, - а также от имени              
потребителей она будет требовать оплату собственниками этих коммунальных        
услуг.                                                                          
                                                                                
По мнению комитета, все эти нововведения окажут положительное влияние на        
снятие проблемы задолженности. Вместе с тем необходимо отметить, что меры,      
которые предлагаются, всё-таки ещё недостаточны: не решены вопросы по           
неотключаемым потребителям, остаётся нерешённой часть вопросов и по объёмам     
задолженности, выставляемым ресурсоснабжающими организациями собственникам      
помещений многоквартирного дома, но тем не менее часть проблем этот             
законопроект должен снять.                                                      
                                                                                
Что касается замечаний. Как отмечала Елена Леонидовна, необходимо               
синхронизировать этот законопроект с теми законами, которые были приняты, - с   
255-м федеральным законом и с 263-м, а также с законопроектом № 348213-6,       
внесённым Комитетом по энергетике в прошлом году и принятым в первом чтении.    
Мы считаем, что все эти изменения можно внести при доработке законопроекта ко   
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Прошу принять данный законопроект в первом чтении.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Николаевич Абалаков.                                                  
                                                                                
АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Елене Леонидовне.                                               
                                                                                
Елена Леонидовна, вы сказали, что новация этого законопроекта связана с         
ответственностью ресурсоснабжающих организаций за качественное предоставление   
услуг, но мы знаем, что сегодня существуют нормы, которые тоже, в общем-то,     
предполагают некую процедуру определения качества услуг, поставляемых           
ресурсоснабжающими организациями, однако они работают плохо, потому что очень   
трудно противостоять ресурсоснабжающей организации в нашей ситуации. Как вы     
считаете, принятие этого закона приведёт к какому-то улучшению ситуации в       
данной сфере, удастся всё-таки привлечь к ответу ресурсоснабжающие              
организации или нет?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Леонидовна Николаева, пожалуйста.                   
                                                                                
НИКОЛАЕВА Е. Л. Спасибо большое за вопрос.                                      
                                                                                
Действительно, наведение порядка в этой сфере и усиление мер ответственности    
как со стороны ресурсоснабжающей организации, так и со стороны управляющих      
компаний, ТСЖ или кооперативов, которые трансформируют коммунальную услугу в    
коммунальный ресурс, - принципиально важная задача, которую мы пытаемся         
решить этим законопроектом. В данном законопроекте более подробно указано,      
какие штрафы будет выплачивать организация за непредоставление или              
некачественное предоставление соответствующей услуги, причём, обратите          
внимание, штрафы будут накладываться не только в пользу ресурсоснабжающей       
организации, управляющей организации либо органов местного самоуправления, но   
и в пользу потребителей. Это очень важно, поскольку именно потребители          
страдают из-за некачественной поставки ресурса.                                 
                                                                                
Один момент, к сожалению, ещё пока не удалось согласовать к первому чтению,     
но я надеюсь, что в рабочей группе мы отстоим эту позицию: при                  
трансформировании коммунального ресурса в коммунальную услугу у нас             
появляется так называемый оптовый покупатель, и мы хотели в нашей               
законодательной инициативе предусмотреть ещё и положение о том, чтобы           
соответствующую скидку получали управляющие компании, которые как раз           
являются оптовыми покупателями этого ресурса, но пока правительство не          
поддержало эту позицию, хотя на соответствующих совещаниях у профильного        
вице-премьера эта инициатива нашла поддержку. Я надеюсь, что ко второму         
чтению мы доработаем этот вопрос и баланс интересов и ресурсоснабжающих         
организаций, и всех других участников рынка всё-таки выдержим. Я надеюсь, мы    
сделаем этот законопроект более совершенным.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопрос к депутату Николаевой.                                     
                                                                                
Елена Леонидовна, проект закона пытается какие-то коррективы внести,            
разрешить конфликт между управляющей компанией и ресурсопоставщиками, но есть   
вторая грань. Население России отличается законопослушностью - по официальным   
данным, примерно 95 процентов граждан, как ни трудно им живётся, платят за      
услуги ЖКХ, но вот другое соображение (это я говорю для того, чтобы указать     
пути доработки законопроекта ко второму чтению): из десяти семей в России       
девять имеют кредиты и примерно три-четыре семьи имеют кредиты в четырёх-пяти   
банках. Сейчас санкции Запада напрягают всю нашу банковскую систему, а дальше   
начнётся жим на население. Не возникнет ли у нас острейшая коллизия:            
неплатежи у граждан будут не по их прихоти, а из-за того, что жизнь у них       
такая суровая? Отслеживаете ли вы это?                                          
                                                                                
Кстати, я готов участвовать в деятельности рабочей группы, чтобы ко второму     
чтению внимательно посмотреть каждый... (Микрофон отключён.)                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Леонидовна Николаева.                               
                                                                                
НИКОЛАЕВА Е. Л. Валентин Степанович, спасибо большое за вопрос. Конечно же,     
мы очень внимательно отслеживаем платёжную дисциплину, и, соглашусь с вами,     
население у нас платит достаточно исправно, но, честно говоря, те цифры,        
которые вы привели, не совсем соответствуют действительности: платёжная         
дисциплина у нас - 82-86 процентов в зависимости от субъекта Российской         
Федерации. И вы правы, с возрастанием соответствующих платежей нагрузка на      
население действительно становится всё больше, однако я напомню, что у наших    
граждан есть возможность получать субсидию на оплату жилищно-коммунальных       
услуг в том случае, если соответствующий платёж составляет 23 процента и        
более от их совокупного дохода, это на федеральном уровне.                      
                                                                                
Данным законопроектом не только вводятся штрафы и усиливается платёжная         
дисциплина в отношениях между управляющей компанией и ресурсоснабжающей         
организацией, но также предусматривается неустойка в пользу потребителей. Это   
означает, что если они получили некачественную услугу или им неправильно        
рассчитали оплату за услуги... Мы сталкивались с такими ситуациями, когда в     
платёжных документах цифры были указаны в несколько раз больше, чем нужно.      
Например, возьмите недавнюю ситуацию в Астрахани, когда пенсионеры получили     
перерасчёт, - там цифры были просто заоблачные! Некоторым пенсионерам даже      
пришлось скорую помощь вызывать, когда они увидели суммы задолженности,         
превышающие 30 тысяч рублей, которые непонятно кем были посчитаны. Вот за       
такие "шутки", прошу прощения, будут наказаны и управляющие организации, если   
они неправильно что-то посчитали, и ресурсоснабжающие организации, если         
неправильно был представлен расчёт, а также будут штрафы в пользу               
потребителей. Естественно, мы озабочены этой проблемой и приглашаем всех в      
рабочую группу.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Сергеевич Кашин.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С. Елена Леонидовна, я в продолжение вопроса депутата Романова. Не     
кажется ли вам, что после опубликования этого закона, если он будет принят,     
ещё масса обращений будет в службу скорой помощи в связи с тем, что люди и      
так в стрессовом состоянии, особенно в северных территориях, где очень          
большие коммунальные платежи? Не получится ли так, что вот этот закон вступит   
в противоречие с Конституцией, гарантирующей право граждан на жилище? Мне       
кажется, что вот эти меры оправданны в случае, если у человека есть реальная    
возможность заплатить, а он не платит, если же это последние деньги, когда      
уже не хватает, как говорится, на хлеб, то никаких штрафов, мне кажется,        
налагать нельзя. Это обязанность государства - обеспечить определённый          
минимум жилищных условий гражданам. Вот какова ваша позиция?                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Леонидовна, пожалуйста.                             
                                                                                
НИКОЛАЕВА Е. Л. Спасибо большое за вопрос, Борис Сергеевич. Ну, на самом деле   
настоящим законопроектом никто ни на какие конституционные права не             
покушается - мы лишь говорим о том, что нужно улучшить платёжную дисциплину.    
Если соответствующая услуга или ресурс были поставлены, то они должны быть      
оплачены. Проблема в том, что у нас появляются злостные неплательщики среди     
населения - это так, и, на мой взгляд, потенциальная угроза оплаты в            
дальнейшем не только задолженности, но и соответствующих пеней и штрафов        
многих заставит быть более дисциплинированными.                                 
                                                                                
Вы знаете, парадокс ситуации в том, что в большинстве случаев, когда мы         
разбираем структуру неплательщиков, ими оказываются не малообеспеченные         
граждане - они как раз очень аккуратно платят, - а вполне обеспеченные люди,    
у которых инвестиционное жильё и которые забывают время от времени платить за   
его содержание.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Елена Леонидовна, в законопроекте предусмотрены        
штрафы для людей, которые несвоевременно или не в полном объёме оплачивают      
услуги ЖКХ. Я вам хочу привести пример, вот у меня данные на руках: с 1 июля    
этого года, два месяца назад, в областях, где не было выборов 14 сентября,      
повысили тарифы на услуги ЖКХ. В одних муниципальных поселениях - на 28,6       
процента, в других - на 80 процентов, а кое-где - на 210-220 процентов. Я       
даже могу вам назвать где. В два с лишним раза повысили тарифы - естественно,   
население не потянет, а мы сейчас ещё сверху людей штрафами будем бить?         
Может, нам вообще из этого закона убрать население? Потому что не граждане      
виноваты, что им в два с лишним раза за просто так повышают тарифы с 1 июля.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Леонидовна, пожалуйста.                             
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
НИКОЛАЕВА Е. Л. Владимир Николаевич, большое спасибо за вопрос. Я с большим     
вниманием отреагирую на те конкретные случаи повышения тарифов в два с          
половиной раза, как вы говорите, однако я напомню, что в прошлом году мы с      
вами приняли закон, по которому введён предельный индекс совокупного платежа    
гражданина. Это означает, что по каждому субъекту Российской Федерации          
принята предельная планка изменения соответствующего платежа и в настоящий      
момент в среднем по России рост не может превышать уровень инфляции, даже       
значение "инфляция минус 30 процентов". Таким образом, данные начисления        
произведены, скорее всего, незаконно, следовательно, нужно обратиться в         
соответствующую комиссию по тарифам - и мы готовы вместе с вами это сделать,    
если вы не возражаете, - провести соответствующий перерасчёт, и, если это       
было начислено несвоевременно или необоснованно, ещё и штрафом обложить ту      
организацию, которая провела такие некачественные расчёты. В настоящий момент   
такого рода изменения тарифов не предусмотрено ни по одному субъекту            
Российской Федерации - это я вам ответственно заявляю.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Маргарита Николаевна Свергунова.                                                
                                                                                
СВЕРГУНОВА М. Н. Спасибо.                                                       
                                                                                
Вопрос Елене Леонидовне.                                                        
                                                                                
Я хотела бы заострить ваше внимание при рассмотрении цепочки платежей в         
системе ЖКХ на работе ресурсоснабжающих организаций. Например, в Ярославской    
области есть такая ресурсоснабжающая организация "ТГК-2", которая на            
сегодняшний день задолжала более 900 миллионов рублей поставщику сырья -        
"Газпрому". В итоге на три дня население города Ярославля, а это восемьсот      
тысяч человек, осталось без горячей воды. Так вот у меня к вам вопрос:          
предусмотрена ли ответственность ресурсоснабжающих организаций в данном         
законопроекте?                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Леонидовна, пожалуйста.                             
                                                                                
НИКОЛАЕВА Е. Л. Маргарита Николаевна, спасибо большое за вопрос.                
Действительно, проблема взаимоотношений между ресурсоснабжающими                
организациями не менее остра, чем проблема взаимоотношений между управляющими   
компаниями и ресурсоснабжающими организациями. В настоящий момент в проекте     
этого закона предусмотрены соответствующие штрафы. Более того, в                
дружественном Комитете по энергетике готовится аналогичный законопроект,        
поэтому мы предлагаем рабочим группам совместно поработать, чтобы не            
конфликтовали два закона в этой части. Надеюсь, что ко второму чтению мы        
сумеем уточнить эти нормы и более чётко прописать обязанности каждого           
участника этой цепочки.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих.                                           
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, есть, извините.                                        
                                                                                
Депутат Абалаков Александр Николаевич, пожалуйста.                              
                                                                                
АБАЛАКОВ А. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые товарищи, коллеги! Мы     
сегодня обсуждаем очень интересный законопроект, который помимо                 
жилищно-коммунального своего назначения отражает вообще сущность происходящих   
процессов. Действительно, существует серьёзная проблема - проблема неплатежей   
в жилищно-коммунальном хозяйстве, и когда начали обсуждать, как её можно        
решить, то... Здесь и те, кто задавал вопросы, и те, кто отвечал на них,        
говорили о том, что у нас хорошими, добросовестными плательщиками являются,     
как правило, малоимущие, пенсионеры, а неплательщиками - либо владельцы         
квартир, у которых эта квартира инвестиционная, либо те, кто живёт где-то       
далеко, не в данном населённом пункте, и просто забывает платить, поэтому       
платить приходится как раз малоимущим, тем, кто там живёт, они вынуждены        
оплачивать коммунальные услуги за себя и за тех, как говорится, парней,         
которые забывают платить и к тому же, как правило, имеют гораздо больше         
средств. И была попытка устранить эту вопиющую социальную несправедливость,     
но как у нас всегда бывает, добрые намерения ведут в прямо противоположном      
направлении: вмешались ресурсоснабжающие организации, которые,                  
воспользовавшись ситуацией, не замедлили установить в законопроекте свои        
правила. Таким образом, исходный посыл о том, что надо наказывать злостных      
неплательщиков, превратился в норму о том, что надо наказывать всех, кто не     
платит, без разбора, не выясняя причин, почему не платят. А ведь, как           
правильно отмечали наши товарищи, в северных городах, в других местах есть      
люди, у которых нет средств к существованию и которые реально не могут          
платить. Сложилась очень интересная ситуация: ресурсоснабжающие организации,    
вот до принятия законопроекта, про который говорила Елена Леонидовна, об        
ограничении совокупного платежа, бесконтрольно повышали тарифы, и в обществе    
к этому относились достаточно терпимо, потому что, ну, можно было как-то не     
платить. Получается, они сначала подняли тарифы, сформировав просто бешеную     
задолженность, а теперь резко повышают размер пеней за это, окончательно        
набрасывая удавку на тех, в общем-то, добросовестных плательщиков, которые не   
могли оплатить по разным причинам, например просто не было средств к            
существованию. Таким образом, наши благие намерения, которые были заложены      
исходно, в посыле, превратились в очередной инструмент для ресурсоснабжающих    
организаций, с помощью которого они и дальше будут продолжать давить на         
потребителей, на наших граждан. Считаю это совершенно неправильным, и наша      
фракция в данной редакции не будет голосовать за законопроект, но при условии   
внесения надлежащих поправок... (Микрофон отключён.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Павел Рюрикович Качкаев, тоже выступление от фракции.                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Выступление и от фракции, и от комитета. Ко мне вопросов не       
было, но я дам пояснения по тем вопросам, которые прозвучали.                   
                                                                                
Прежде всего об управляющей организации, о собственнике. Впервые в              
законопроекте у нас управляющая организация становится представителем           
собственника. Александр Николаевич говорил о том, что идут сложные судебные     
процессы, так вот сегодня судиться по вопросам качества и неправильных          
расчётов будет управляющая организация с ресурсоснабжающей организацией. Мы     
ресурсоснабжающую организацию ставим ближе к собственнику.                      
                                                                                
Что касается проблемы неплатежей и процента неплатежей. Для тех, кто            
интересуется этим вопросом, скажу, что коллекторские агентства имеют очень      
точные сведения, у нас сегодня собираемость где-то на уровне 93-95 процентов    
в среднем по стране. Из оставшихся 5-7 процентов только 1-2 процента граждан    
объективно не могут платить, все остальные - это те, кто или забывает, или      
принципиально по каким-то соображениям не хочет платить и не платит. Вот пени   
в размере одной стосемидесятой будут обязаны уплатить эти граждане, а не те,    
кто по объективным причинам не может платить. Сегодня система субсидирования    
жилищно-коммунальных платежей достаточно нормально работает, и процент семей,   
получающих субсидии, к счастью, в нашей стране не растёт.                       
                                                                                
Ну и по поводу направленности законопроекта в защиту интересов                  
ресурсоснабжающих организаций. С этим, на мой взгляд, тоже согласиться          
нельзя, поскольку именно здесь впервые устанавливается ответственность          
ресурсоснабжающих организаций перед собственником жилья за объёмы и качество    
предоставленных услуг.                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Елена Леонидовна, будете выступать ещё раз? Нет.                                
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5626 по 5643 из 6813
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный        
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской         
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              284 чел.63,1 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    288 чел.                                          
Не голосовало                 162 чел.36,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.