Заседание № 219
25.03.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 500242-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1039 по 1072 из 8233
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, в повестке дня под номером 24 у нас сегодня стоит вопрос о договоре с Королевством Норвегия о разграничении морских пространств. Так получается, что второй раз за эту неделю мы рассматриваем документ, который в значительной степени ущемляет интересы нашей страны, политические и экономические. Данным документом предполагаются значительные уступки Российской Федерацией - территориальные, водные, биоресурсов. Хочу напомнить, что с Норвегией у нас очень много спорных вопросов. И хочу также напомнить о знаменитом уводе капитаном Яранцевым траулера, российского траулера, от норвежских пограничников. Он стал фактически национальным героем нашей страны. У нас всегда защищают интересы страны капитаны Яранцевы и капитаны Тушины, описанные Львом Толстым, а политики и генералы сдают эти интересы. Комитет понимает скандальность данного документа, поэтому предполагается рассмотреть затем специальное постановление. Предлагаем снять данный документ с рассмотрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. В связи с рассмотрением 24-го вопроса, о ратификации договора между Российской Федерацией и Норвегией, в Москву прибыли представители Мурманской области, в том числе депутаты местного парламента от КПРФ. Я, как представитель Мурманской области, довожу до вашего сведения, что мы планируем послушать их мнение и провести в соответствии с законом о статусе депутата у стен Государственной Думы встречу депутатов с представителями Мурманской области. В связи с этим я прошу, Борис Вячеславович, дать поручение правоохранительным органам не проявлять излишнюю активность по данному поводу. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1094 по 1109 из 8233
УЛАС В. Д., фракция КПРФ. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я предлагаю снять с рассмотрения 24-й вопрос, связанный с ратификацией договора с Норвегией о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, поскольку в представленном виде данный договор наносит огромный ущерб национально-государственным интересам России и её экономическим интересам. Договор, по существу, разрушает ныне существующие и получившие международно-правовое признание границы владений нашей страны в полярной акватории. Кроме того, мы теряем более 80 тысяч квадратных километров территорий с огромными биоресурсами и запасами нефти. По оценкам специалистов, только потери от вылова рыбы составят более 300 тысяч тонн ежегодно, это 15 миллиардов рублей. По существу, данный договор повторяет печально известный договор Беккера - Шеварднадзе по Берингову морю, в результате которого мы потеряли огромную... (Микрофон отключён.)
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1120 по 1160 из 8233
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ряд депутатов предлагают снять 24-й вопрос сегодня с рассмотрения. По этому вопросу у нас содоклад Комитета по международным делам. Пожалуйста, Косачёв Константин Иосифович, ваша позиция. КОСАЧЁВ К. И., председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Во-первых, все приведённые резоны относились к содержательной стороне вопроса, и мы, разумеется, все эти резоны будем готовы обсуждать по мере того, как мы подойдём к этому вопросу. С точки зрения процедуры все необходимые шаги предприняты. Было два заседания комитета, было рассмотрение этого вопроса ещё на четырёх заседаниях комитетов-соисполнителей, и были парламентские слушания, в которых, кстати, участвовали и представители Мурманской областной Думы, и представители разных рыболовных союзов, поэтому все точки зрения учтены. Большая часть участников этих парламентских слушаний, где не присутствовала большая часть из тех, кто сейчас выступал от фракции КПРФ, высказались в пользу ратификации, это несомненный факт. Я предлагаю оставить вопрос в повестке дня. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение исключить 24-й вопрос из порядка работы. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 33 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 61 чел. Не голосовало 389 чел.86,4 % Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1164 по 1169 из 8233
Кашин Борис Сергеевич сказал, что в связи с рассмотрением 24-го вопроса у нас будут гости из парламента Мурманской области. Я думаю, гостей правильно принимать не во дворе, а дома, поэтому я предлагаю их пригласить в здание Государственной Думы. А что касается правоохранительных органов, то они у нас действуют в рамках закона и, думаю, будут продолжать так же действовать.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3076 по 3977 из 8233
Переходим к пункту 24. Проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Владимира Геннадиевича Титова. ТИТОВ В. Г., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Сегодня на ваше рассмотрение выносится вопрос о ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом и Северном Ледовитом океане. Заключение этого договора, безусловно, знаковое событие как для развития добрососедских отношений России и Норвегии, так и для общей ситуации в Арктике и поддержания в этом регионе атмосферы мира и сотрудничества. Этот договор, подписанный в Мурманске 15 сентября, - справедливое, основанное на международном праве решение, которое позволяет обеспечивать наши законные права и интересы. Заключением договора завершается многолетний спор с Норвегией о принадлежности огромных морских пространств общей площадью около 175 тысяч квадратных километров. Важно понимать, что договорённость достигнута не в результате дарения со стороны одного государства другому каких-то территорий, морских пространств, которые принадлежали нам или Норвегии, а в результате отказа от претензий на некоторую часть этих пространств ради достижения справедливого и устраивающего обе стороны договора. Существо этого договора заключается в чётком и ясном с правовой точки зрения закреплении за Российской Федерацией тех морских пространств исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых она сможет теперь в полном объёме осуществлять свою юрисдикцию и суверенные права. Заключение договора с Норвегией важно и в контексте установления внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане, поскольку тем самым выполняется одна из рекомендаций Комиссии ООН по границам континентального шельфа в отношении российской заявки. В результате разграничения морские пространства, отходящие к нашей стране в спорном районе, разделяются примерно поровну. Но если брать Баренцево море в целом - оно гораздо больше, чем спорный район, - то к нам отходит около 860 тысяч квадратных километров, в то время как у Норвегии остаётся около 510 тысяч. В важнейшем для этого разграничения южном участке спорного района мы получили большую часть исключительной экономической зоны и большую часть шельфа. Эта часть наиболее перспективна в ресурсном отношении, по имеющимся данным, в этой зоне месторождения сконцентрированы преимущественно к востоку от линии разграничения, то есть они находятся в нашей зоне. Установление чётких пределов действия российской и норвежской юрисдикции делает более ясной юридическую ситуацию в районе, где промысел ведётся судами обеих сторон и где вскоре предполагается начать разработку углеводородных месторождений. Ещё один ключевой момент заключается в том, что договором не только обеспечивается разграничение морских пространств, но и предусматривается беспрецедентный режим сотрудничества в сферах, одинаково значимых для обоих государств. Речь идёт о рыболовстве и об освоении углеводородных ресурсов. В ходе ратификационного процесса этот договор рассматривался на открытых парламентских слушаниях и на заседаниях ряда комитетов Государственной Думы. В ходе этого он был подвергнут самому внимательному разбору, и характерно, что все комитеты Государственной Думы и большинство участников открытых парламентских слушаний высказались в пользу этого договора. Некоторые высказывали в адрес этого договора и претензии - это касалось сферы рыболовства. Утверждалось, что мы якобы теряем западную часть Баренцева моря, отдаём под норвежскую юрисдикцию район Шпицбергена, что наши рыбаки рискуют быть вытеснены из традиционных районов, что российская сторона утрачивает весь необходимый инструментарий для воздействия на норвежскую сторону. Хочу заверить, что всё это не соответствует действительности, потому что ключевое положение договора заключается в том, что он не будет негативно влиять на возможности каждой из сторон в области рыболовства. Это закреплено обязательством сотрудничать для сохранения существующих долей в объёмах вылова и в целом стабильности рыболовства по всем рыбным запасам. В этих же целях на пятнадцать лет продлеваются соответствующие рыболовные соглашения 75-го и 76-го годов. Именно они и предусматривают допуск рыболовных судов в районы, находящиеся под юрисдикцией сторон, и на их основании и строится деятельность Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. Меняется лишь одно: прекратит своё существование смежный район, который был создан в экстренном порядке в 1978 году во избежание конфликтов из-за рыбных запасов. Причём временный характер этого района и его режима был официально подтверждён в соответствующих заявлениях правительства Советского Союза. Следует также учитывать, что нам отходят суверенные права и юрисдикция на примерно 3,5 тысячи квадратных километров норвежской экономзоны, на которую мы не могли бы претендовать, если бы не было этого договора, так как эта акватория находится за пределами 200 миль от нашего берега. С полной ответственностью также заявляю, что договор не наносит ущерба российской позиции в отношении Шпицбергена. Наша позиция остаётся неизменной, а рыболовство в водах, окружающих Шпицберген, будет продолжено в том же режиме. Таким образом, этот договор не ущемляет наши интересы в области рыболовства и станет дополнительным инструментом их защиты. Заключение этого договора расширяет также возможности сотрудничества в деле разведки и освоения нефтегазовых ресурсов на шельфе. С его вступлением будет снят временный запрет на нефтегазовую деятельность в этом районе, а трансграничные месторождения будут разрабатываться вместе с норвежцами с применением их высоких, так сказать, научных знаний и соответствующих технологий. Этот договор расширяет также перспективы сотрудничества и в сфере создания совместных производственных мощностей и инфраструктуры, строительства судов, что создаст ещё дополнительные возможности для инвестиционного взаимодействия. Всё это в конечном итоге нацелено на обеспечение устойчивого социально-экономического развития северных регионов, что отвечает нашим приоритетным интересам. С учётом изложенного рассчитываем, что этот договор будет поддержан вами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Константин Иосифович Косачёв, на трибуну для содоклада. КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Олег Викторович, мы вот такие вот... я вижу с трибуны какие-то демонстрации, мы их приветствуем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вы не обращайте внимания. КОСАЧЁВ К. И. Я не обращаю внимания, у меня... (Шум в зале.) Так меня отвлекают наши коллеги от работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На этом расстоянии... я так понимаю, что это стихи Бориса Кашина. Потом почитаем. Пожалуйста. КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы действительно сегодня рассматриваем очень серьёзный вопрос, и поэтому я предлагаю нашу работу не превращать в митинг и в манифестацию и оставаться профессионалами. К тому, что сказал официальный представитель президента, я хотел бы добавить следующее. Первое. Данный документ, законопроект о ратификации, был внесён в Государственную Думу 10 февраля, то есть полтора месяца назад, и это означает, что мы к работе по подготовке этого документа к рассмотрению на пленарном заседании подошли предельно тщательно. За эти полтора месяца состоялось два заседания Комитета по международным делам, заседания ещё четырёх комитетов-соисполнителей: по конституционному законодательству, по безопасности, по природным ресурсам и по проблемам Севера. По-моему, большее количество комитетов участвует в работе только над одним законопроектом - о бюджете. И разумеется, мы провели парламентские слушания - действительно открытые, с приглашением и общественности, и науки, и бизнеса, - для того чтобы обсудить все аспекты нашего соглашения с Норвегией. Почему мы подошли к этому столь серьёзно? Разумеется, есть очевидный общественный резонанс, который во многом провоцируется неверными и в ряде случаев просто-напросто ложными сообщениями о таком содержании, которого в этом договоре нет. Но, безусловно, главным побудительным мотивом в нашей работе было то, что этот документ действительно может затронуть интересы одной из наиболее важных отраслей российского народного хозяйства - рыбопромысловой отрасли и, соответственно, людей, которые в ней заняты. Поэтому мы относимся к этому договору не просто как к договору, устанавливающему линию разграничения шельфа и касающемуся экономической зоны, а как к вопросу, который будет определять на будущее условия труда и, соответственно, жизни большого числа граждан Российской Федерации. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что договор, который представлен вам на рассмотрение, называется договором о разграничении и сотрудничестве, и это принципиальная позиция, а не просто одно слово в названии договора. Мы действительно имеем в виду продолжить наше сотрудничество с Норвегией во многих областях, и рыба здесь только одна из этих областей. В сфере рыбной отрасли, рыбного хозяйства это сотрудничество действительно носит беспрецедентный, уникальный характер, оно развивается уже на протяжении многих десятилетий, и развивается так, потому что Россия и Норвегия в равной степени заинтересованы в том, чтобы это сотрудничество было взаимовыгодным и бесконфликтным. Безусловно, мы открываем новые возможности для взаимодействия с Норвегией в освоении других ресурсов бывшего спорного района, в случае, если линия разграничения будет затрагивать какие-то месторождения, а, я ещё раз хочу подчеркнуть, линия разграничения проходит таким образом, что месторождения на шельфе распределяются в пропорции примерно шесть к одному в нашу пользу, в пользу Российской Федерации. При этом впервые за последние десятилетия снимается мораторий на их разработку. Ну и разумеется, мы говорим о принципиально иных возможностях для разрешения в будущем вопросов, связанных с освоением Арктики. Вы знаете, какие дискуссии идут на этот счёт, вы знаете, что этот вопрос на наших глазах приобретает геополитические очертания. Я хотел бы вам напомнить, что из пяти государств, которые непосредственно выходят в Арктику, четыре, за исключением России, являются членами НАТО, включая Норвегию. Я хотел бы вам также напомнить, что теоретически... об этом сейчас никто не говорит, но теоретически нельзя исключить возможности вступления Норвегии в Европейский союз, членом которого она не является. Это означает, что чем больше мы будем откладывать на будущее вопросы разграничения морских пространств с Норвегией, тем в большей степени мы рискуем в этом самом гипотетическом будущем столкнуться уже с позицией не нашего соседа по Арктике и Баренцеву морю Норвегией, но с консолидированной позицией НАТО и, возможно, Европейского союза, и вы понимаете, насколько это усложнило бы в будущем достижение соответствующих договорённостей. Ну и наконец, - это, может быть, не менее важно, чем всё остальное, - Норвегия является государством, непосредственно примыкающим к российскому Северо-Западу, и это огромный пласт вопросов экономического сотрудничества, в том числе приграничного, культурного, гуманитарного, какого угодно ещё, где мы очень заинтересованы в разрешении всех спорных вопросов с соседним государством, подчеркну, в интересах граждан России. Теперь по сути соглашения. Ещё и ещё раз хотел бы подчеркнуть, что в этом соглашении нет ничего - ни одного предложения, ни одного слова, ни одной буквы, - что ухудшало бы нынешний режим эксплуатации, ну, уже теперь бывшего, очевидно, спорного района. Все условия нашей хозяйственной деятельности в этом регионе, в том числе условия для наших рыбаков, сохраняются в силе. Эти условия, напомню ещё раз, были прописаны в соглашениях 75-го и 76-го годов между тогдашним Советским Союзом и Норвегией. Никто на самом деле не мешает той или другой стороне денонсировать эти соглашения в любой момент. Так вот нынешним разграничением мы продлеваем действие этих важнейших для нас соглашений ещё как минимум на пятнадцатилетний период с возможностью их дальнейшего продления. Это означает, что тем самым нынешнее соглашение о разграничении становится ещё одним дополнительным инструментом защиты наших интересов, в том числе и интересов соответствующих отраслей. Возникает вопрос: а могут ли в будущем произойти какие-то неблагоприятные сценарии развития этой ситуации? И вот наши оппоненты из фракции КПРФ уже распространяют страшилки об утраченных якобы тысячах квадратных километров рыбного промысла и потерянных миллиардах то ли рублей, то ли долларов. Могу вам со всей ответственностью заявить, что теоретически могут предприниматься попытки нашими норвежскими в данном случае уже не столько партнёрами, сколько соперниками по хозяйственной деятельности, но, если они будут предприниматься, они не будут носить правового характера, они будут напрямую противоречить содержанию того договора, который нам сегодня предстоит рассмотреть и, я надеюсь, ратифицировать. А если это будет происходить, в наших руках остаётся действенный механизм смешанной двусторонней комиссии по рыболовству, которая эти вопросы рассматривала на протяжении последних десятилетий и имеет в виду рассматривать и впредь, во всяком случае до тех пор, пока действуют и сохраняются в силе нынешние соглашения. Напомню, что это целый пакет соглашений. Таким образом, у нас на руках остаётся весь необходимый набор инструментов - как юридическая, международно-правовая защита наших интересов в этом районе, так и мероприятия уже практического характера, которые были бы не менее чувствительны для наших партнёров по освоению этого спорного района. И на этом базируется наша уверенность в том, что подобного рода попытки не будут иметь место. Да, действительно, нашей рыболовной отрасли, которая ведёт промысел в этом районе, предстоит пройти модернизацию. Мы все очень много говорим о модернизации, но модернизация на самом деле означает в числе прочего и переход на более современные, более эффективные, но при этом более экологичные методы ведения хозяйственной деятельности. Это касается и сферы рыболовства. В рамках подготовки данного документа мы провели тщательные консультации с агентством по рыболовству, которое отвечает за это на уровне государства, и получили необходимые заверения в том, что интересы отрасли в данном случае будут защищены и что модернизация этой отрасли в соответствии с достигаемыми договорённостями, возможно, и будет проведена. Если потребуется для этого необходимая государственная поддержка, дополнительная государственная поддержка, я уверен, что мы сможем к этому вопросу вернуться и рассмотреть соответствующие... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, у нас такой практики нет. Вывод сделан главный? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, но одно слово - вывод. Пожалуйста, добавьте время. КОСАЧЁВ К. И. Комитет по международным делам рекомендует данный законопроект - о ратификации соглашения с Норвегией - к принятию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. А, нет, подождите, у нас ещё будут вопросы, я чувствую. Давайте запишемся на вопросы. Может быть, просто установим определённый временной регламент, чтобы никого не ограничивать, например, минут пятнадцать выделим на вопросы? Как вы смотрите на это? Покажите список. Четырнадцать вопросов. Ну давайте пятнадцать минут выделим, коллеги. Согласны? Может быть, по одному, а может быть, и по два получится. Согласны. Пожалуйста, кто? Коломейцев Николай Васильевич, вы первый как всегда. У вас, видимо, управление компьютером дистанционное. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Владимир Геннадьевич, скажите, пожалуйста, у нас понарошку "Курск" утопили и проведено ли?.. Вот располагает ли, так сказать, дипломатия данными о том, проведено ли расследование: где ремонтировалась американская подводная лодка, которая якобы совершила это? И второй вопрос. Вы знаете, что есть Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Как можно передать район, который находится за пределами двухсотмильной зоны государства? Не кажется ли вам, что одно из положений, которое содержит норму о якобы передаче данного спецрайона Норвегией России, хотя этот спецрайон никогда де-юре не принадлежал Норвегии... Что будет, вообще-то, сомнительным наше право в случае, если мы якобы принимаем территорию, которая находится за пределами двухсотмильной зоны? И в то же время получается, что мы, утверждая этот договор, денонсируем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, представитель правительства, из ложи. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как не было? Тихо, тихо, тихо! ТИТОВ В. Г. Представитель президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента, извините. ТИТОВ В. Г. Спасибо за вопросы. Это позволит нам ещё, так сказать, углубить нашу дискуссию. Я начал бы с последнего вопроса - на основании чего нам Норвегия, так сказать, уступает этот участок. Это делается в строгом соответствии с конвенцией ООН, о которой вы сами же и упомянули. Этот район входит в двухсотмильную зону Норвегии, и это государство, так сказать, уступает нам соответствующие, положенные ему по данной конвенции ООН права. Что касается того, что мы отказываемся от договора о Шпицбергене, то он вообще не может быть частью договора о разграничении с Норвегией, ибо в данном случае речь идёт о многостороннем договоре, в котором задействованы ещё, по-моему, сорок государств. Что касается потопленной подводной лодки, то это не относится к нашему сегодняшнему обсуждению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. Извините, по ведению - Драганов. ДРАГАНОВ В. Г. Николай Васильевич, вы удостоились очень большой чести - такого пространного ответа. Ваш вопрос того не заслуживает, и вообще ваши вульгаризмы типа "утопили понарошку" или "цыганская контрабанда" мешают работе депутатов, мешают сосредоточиться на важных, серьёзных делах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте, так сказать, в рамках протокола нашего дипломатического обмениваться репликами. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. РОХМИСТРОВ М. С. Рохмистров по карточке Иванова. Вопрос такой: чем был мотивирован раздел территории, в результате которого мы потеряли, будем так говорить, спорную территорию - порядка 170 тысяч квадратных километров и разведанное советскими геологами месторождение "Свод Федынского", и предусмотрена ли компенсация за те геолого-разведочные работы, которые проводила Россия на этой территории? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РОХМИСТРОВ М. С. Да, представителю президента вопрос. ТИТОВ В. Г. Спасибо за вопрос. Ну, 175 тысяч квадратных километров мы не отдаём, они, так сказать, делятся поровну. Эта линия проходит между изначальными запросными позициями сторон. Мы претендовали на то, чтобы делить по полярному сектору наших владений, а норвежцы исходили из того, что надо разделить по серединной линии, и вот в результате обсуждения вышли, так сказать, на соответствующий компромисс. Что касается исследований в этом районе, то они проводились в основном в 70-е годы, и, по имеющейся информации, вот этот южный участок наиболее как бы важен, потому что там шесть из семи возможных месторождений находятся в нашей зоне. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ненашеву Михаилу Петровичу включите микрофон. НЕНАШЕВ М. П. Уважаемые депутаты, в связи с подписанием этого российско-норвежского договора образовалось огромное количество интерпретаций и комментариев. И это обоснованно. Обсуждаемая проблема - это проблема десятилетий. Особенно этот вопрос волнует российских рыбаков. Почему - я обращаюсь к представителю Президента России - при подготовке договора не было полноценного взаимодействия с рыбопромысловым сообществом России, в первую очередь с рыбаками Мурманской и Архангельской областей? Какова роль в предварительных консультациях, помимо МИДа, других государственных структур, я имею в виду Федеральное агентство по рыболовству? В Норвегии этот договор готовился с активным участием норвежских рыбаков. И второе. Я об этом уже говорил на парламентских слушаниях: Норвегия не снизила военно-морскую активность возле наших территориальных вод. Может быть, ратификацию этого договора отложить или перенести, дождаться от Норвегии объяснений в связи с проведением такой политики? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Пожалуйста. ТИТОВ В. Г. Что касается военной деятельности, то к нашей сегодняшней тематике это не имеет никакого отношения, поскольку военно-морская деятельность этим договором не регулируется. Что касается второго вопроса. Во всех раундах встреч с норвежцами участвовали представители Росрыболовства, и это подтверждалось на публичных парламентских слушаниях, когда выступал господин Крайний. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарасюк Василий Михайлович. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Селезнёв по карточке Тарасюка. У меня вопрос к представителю президента. Данным соглашением мы просто предали наших рыбаков, мы их принесли в жертву: норвежцы получили не только Шпицберген, но и смежную территорию, а также право устанавливать свои правила игры в рыбной отрасли. Они уже вводят режим бестралового промысла, и знают, что делают, потому что у них современный рыболовецкий флот, на 97 процентов они ловят не тралами, а мы на 95 процентов ловим тралами. Скоро норвежцы начнут выгонять наших рыбаков за траловый лов с этой территории, очень богатой рыбой, и мы потеряем не 230 тысяч тонн в год, а гораздо больше. Вот как вы объясните такой подход? Спасибо. ТИТОВ В. Г. Продолжая, так сказать, ответ на предыдущий вопрос, просто хотел бы сказать, что норвежские рыбаки как раз этим договором недовольны, они говорят, что Норвегия необоснованно уступила нам очень большие морские пространства. Вот этот фактор тоже надо учитывать. Что касается оснащения флота современными средствами, то это прозвучало уже в выступлении господина Косачёва и, я думаю, не нуждается в дополнительных комментариях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Улас Владимир Дмитриевич. УЛАС В. Д. У меня вопрос к представителю президента. Вот вы сказали, что договор не ущемляет интересов России, но ведь договор прямо нарушает ныне существующие, получившие международное правовое признание границы полярных владений России, сдвигая их в нашу сторону на 60-70 миль. Это первое. Второе. Договор о разграничении прямо противоречит, откровенно нарушает договор о Шпицбергене 1920 года, это тоже абсолютно очевидно. Важно ведь практическое применение Норвегией указанного договора, которое приведёт к тому, что наши рыбаки из района Шпицбергена будут вытеснены, и практика, в том числе случай с капитаном Яранцевым, это красноречиво подтверждает. Зачем же очевидные вещи отрицать - то, что России наносится существенный ущерб? ТИТОВ В. Г. Спасибо. Что касается полярных владений, то они были, как вы знаете, определены нами в одностороннем плане ещё в 1916 году и подтверждены уже, так сказать, в ходе существования Советского Союза в 1926 году. Это не касается морских пространств, не касается шельфа, не касается экономической зоны, это определяет наши права только на все сухопутные территории в этой зоне. Эта позиция у нас остаётся неизменной и сейчас. Что касается Шпицбергена, то опять ответственно заявляю, что ничего в нашей позиции по этому вопросу не меняется, поэтому в договоре есть статья 6, в которой чётко сказано, что настоящий договор не наносит ущерба правам и обязательствам по другим международным договорам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё два вопроса можем успеть задать. Останина, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ. Уважаемый Владимир Геннадиевич, наш вывод о том, что ратификация этого договора нанесёт ущерб национальным интересам России, основывается не на страшилках, которые приписал нам Константин Иосифович, а на сравнении его с другими документами, в частности с протоколом, который был подписан между Советским Союзом и Норвегией ещё в 1978 году. Речь идёт о Протоколе о временных правилах рыболовства в смежном участке Баренцева моря. Этот смежный участок не тождествен бывшему спорному району и лежит в южной части Баренцева моря. Так вот, согласно протоколу каждая из сторон на этом участке воздерживается от любого контроля правил рыболовства в отношении судов другой стороны, а по новому договору к Норвегии отходит наиболее богатая рыбой западная часть смежного участка. Почему для смежного участка не установлен переходный период, аналогично тому, как переходный период установлен для бывшего спорного района? ТИТОВ В. Г. Что касается этого участка, то установлен переходный период в два года. Когда в 1978 году этот протокол подписывался, то советское правительство сделало при этом заявление, что это соглашение носит временный характер, и после этого прошло уже двадцать с лишним лет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Последний вопрос. Багдасаров, пожалуйста. Не настаивает. Корниенко. КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ. Куликов Александр по карточке Корниенко. У меня следующий вопрос. Уважаемые коллеги, в Комитете по безопасности мы внимательно прорабатывали эту тему, в обсуждении принимали участие эксперты, в том числе от Комитета по безопасности, от рыбопромысловой отрасли и от Росрыболовства. Я вам должен сказать, что совершенно чётко было заявлено, что они не приемлют ратификацию этого договора. Я уж не знаю, на что вы ссылаетесь сегодня. И на заседании Комитета по безопасности депутаты практически всех фракций выразили резкое недовольство этим договором. У меня в связи с этим вопрос: мы действительно по результатам ратификации не ухудшаем условия для отечественного промыслового рыболовства, не наносим экономического ущерба России, не теряем часть своей территории, не создаём новых угроз для военной безопасности государства? Будьте любезны, ответьте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Константин Иосифович. КОСАЧЁВ К. И. Первое. Все комитеты-соисполнители, включая Комитет по безопасности, дали положительное заключение по данной ратификации. Это первое. Второе. Я не присутствовал на заседании Комитета по безопасности, но я присутствовал на многих других обсуждениях, включая парламентские слушания, где выступили не один десяток человек. Могу вам сказать так же ответственно, как и вы, что там большинство было за эту ратификацию. И повторю то же самое, что сказал только что официальный представитель президента: не вытекает никаких юридических последствий из этого договора, которые бы ухудшали ныне существующие правовые условия деятельности наших рыбаков в этом спорном районе. Никаких! Статья 6 (ещё раз повторю) прямо говорит, что настоящий договор не наносит ущерба правам и обязательствам по другим международным договорам, участниками которых являются Россия и Норвегия и которые являются действующими на момент вступления в силу настоящего договора. На момент вступления в силу настоящего договора действует договор о Шпицбергене, скажу, раз уж это многих волнует, действует наше двустороннее соглашение 75-го и 76-го годов, действует Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Исчерпывающим образом всё написано в этом документе, читайте! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Пятнадцать минут, даже больше. Мы завершили. Может быть, коллеги, договоримся сразу по одному выступлению от фракции? Никто не возражает против такого подхода? Депутат Калашников, если я правильно понимаю, от фракции КПРФ. КАЛАШНИКОВ Л. И., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Очень мало времени для того, чтобы изложить столь сложную тему, но тем не менее... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Десять минут у вас. КАЛАШНИКОВ Л. И. ...я хотел бы перейти к самому главному. Посмотрите на карты, которые, как правило, у каждого депутата есть, и вы увидите, что с востока линия, проходящая около США по Чукотскому морю и по Берингову морю, зашла на нашу территорию в результате позорного договора - так называемая линия Бейкера - Шеварднадзе. Вы увидите также, что мы сегодня делаем на западе. Вся эта линия нигде не ушла на запад, она вся ушла на восток. И за этими формулировками, за которыми прячется эта позиция, лежат наши уступки: формулировки о так называемых запросных линиях, ссылки на Конвенцию 82-го года в преамбулу включили, а самое главное - договор о Шпицбергене, который тоже нужно было включать в этот договор, не включили. Так вот от этого и надо плясать: вся линия разграничения дрейфует к нам на восток, и дрейфует к тому же совершенно в правовом смысле необоснованно. Но перед тем как перейти к самому договору, хочу вспомнить - меня вынудил к этому Константин Иосифович - траурную речь Владимира Вольфовича Жириновского на прощании с Илюхиным Виктором Ивановичем, она меня глубокого тронула. Он там сказал (конечно, не применительно к нашему вопросу) о том, что Гражданская война длилась четыре года, но потом страна начала восстанавливаться, а сейчас мы живём двадцать лет в условиях гражданской войны, на протяжении которой теряем наши территории. Я специально для себя решил понять: вот за двести лет что мы приобрели и что потеряли? Всё, что мы приобрели, мы приобрели только в результате войн. Всё, что мы потеряли, кроме Аляски, которую продали, Александр II в 67-м году, мы потеряли за эти двадцать лет. Теряем и сегодня. И потом, когда пришёл к себе, я начал смотреть материалы - а мы "круглый стол" задолго до парламентских слушаний провели, где те же эксперты были, что и на парламентских слушаниях, и 90 процентов из них высказались против - и как будто бы получил весточку с того света: я нашёл записку, которую мне оставил Виктор Иванович Илюхин, когда уходил с нашего заседания. Я её хочу специально зачитать, и не для того, чтобы воспользоваться авторитетом безвременно ушедшего от нас товарища, но в связи с тем, что Константин Иосифович сказал, что здесь выступают люди, не присутствовавшие на "круглом столе": "Уважаемый Леонид Иванович, я должен уйти, но прошу огласить моё личное мнение и учесть его при голосовании. Я категорически против договора. Я поддерживаю ваши рекомендации и прошу сделать всё, чтобы этот договор не прошёл через Государственную Думу". Теперь о том, что мы потеряли и что реально происходит. Вот эти уступки, совершенно неоправданные, привели не только к тому, что возобновилась дискуссия по Курилам. Дискуссия по Курилам возобновилась ещё и из-за совершенно некорректной ратификации Cан-Францисского договора в Сенате США. И именно нам нужно сейчас при ратификации к этому вернуться, потому что основная уязвимость позиции нашей и сила Америки, которая поддерживает позицию Японии, заключается как раз в той оговорке, которую допустил Сенат США при ратификации этого соглашения. Это раз. Ратификация - это не просто акт, которым мы должны затвердить совершенно неудобный для нас документ. Кстати говоря, напомню, что мы не ратифицировали до сих пор соглашение с Америкой по Берингову морю, по Чукотскому морю и по Северному Ледовитому океану. И слава богу, что мы это не сделали. Как говорит Константин Иосифович, ни одна буква не ущемляет наших интересов. Как только мы с ними подписали соглашение по Берингову морю, на второй день эта так называемая линия разграничения - для нас она являлась исключительной экономической зоной, двухсотмильной зоной, шельфом - для американцев явилась границей: нас выставили оттуда на второй день. И именно поэтому мы с вами до сих пор не можем ратифицировать, и именно к этому ведёт сегодняшняя линия разграничения. Очень незаметно прошло голосование в Бундестаге 10 февраля этого года уже. Так вот правящие ХДС/ХСС и СвДП приняли резолюцию в поддержку провозглашения в Германии 5 августа национальным Днём памяти жертв изгнания. Как известно, указанная хартия была принята 5 августа 1950 года в Штутгарте, среди её авторов были и бывшие члены СС. Это тоже подкладка под будущую территориальную ревизию в Европе и пересмотр границ. Конечно, наш президент неглупый человек - одним махом он решил проблему с Ливией нашим голосованием по резолюции. Точно так же, похоже, перед его визитом в Норвегию было решено поставить точку в затянувшемся почти полувековом споре. Я напомню, что и Брежнев там был, в Норвегии, и Ельцин, и Путин туда ездил, и, конечно, они были великолепно информированы о том, что нам мешает подписать этот договор. У меня особое волнение, особое смущение вызывает вот эта новая, изобретённая нашим президентом процедура параллельной ратификации, которую мы сначала опробовали на СНВ, Договоре о СНВ-3, теперь мы апробируем такую же ратификацию с норвежцами. Кроме того, что низводит роль нашего парламента ещё ниже, это фактически показывает, что все решения, которые приняты, будут обязательно нашим парламентом ратифицированы. Это должно быть обидно не только сидящим здесь, в зале, но и тем экспертам, и тем рыбакам, представителям Министерства природных ресурсов и экологии, которые ко мне постоянно с этим вопросом обращаются. Теперь, собственно говоря, о том, что мы потеряли. Вот карта, которая приложена к договору о ратификации, иллюстрирует мои слова о том, что вся линия дрейфует сюда, на нашу территорию, и самое главное, что здесь находится Шпицберген, о котором мы все говорим, но не все это понимают. С кем мы здесь заключали соглашение? Мы не имели права в двустороннем договоре заключать соглашение о разграничении по линии между 71 и 84 градусами северной широты, потому что там нет Норвегии! Там есть Шпицберген с ограниченным суверенитетом Норвегии! То есть правовое обоснование этой линии в центральной и северной части абсолютно отсутствует. Когда я задаю вопрос: "Зачем вы это сделали, куда вы торопитесь, куда вы бежите?" - всё время упоминают Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Кстати говоря, из пяти участников вот этого арктического деления США не ратифицировали её до сих пор, точнее, не присоединились к конвенции. Канада присоединилась, но там действует национальное законодательство в отношении этого. И только вот здесь, с этой стороны, Дания с Норвегией между Гренландией и Свальбардом сделали разграничение. И мы пошли по этому пути. Мы сначала отказались от части границ полярных владений СССР, потеряв это, когда подавали эту заявку, которую вы, Константин Иосифович, упоминали, и замминистра говорил, что ратификация договора поможет нам в удовлетворении этой заявки: мы сейчас разграничим - и нам быстро шельф даст комиссия ООН. На самом деле норвежцам уже дали, и никто ничего не ждал. Вы же знаете, что норвежцам-то удовлетворили заявку по шельфам, поэтому зачем вы говорите неправду? Нам не мешает это! Нужно было тогда и делать границу по шельфам, а рыболовство оставить в покое. По приложению I мы достаточно подробно поговорим при обсуждении заявления для рыбаков, но даже по углеводородным ресурсам то, что я посмотрел в монографии 2006 года ФГУП "Арктикморнефтегазразведка", и то, что я посмотрел у Анатолия Николаевича Виноградова, доктора экономических наук, учёного секретаря Кольского научного центра РАН, подводит к выводу: мы с вами на Штокмане ставим крест. Штокман - это месторождение, которое по запасам больше, чем все норвежские месторождения, вместе взятые. Но самое главное - это Свод Федынского, где ещё больше, вдвое больше, чем на Штокмане, по разведывательным данным, норвежцы остро нуждались в этом месторождении. Но за скобками оставалось ещё и то, что норвежцы получили очень много мелких месторождений: поднятие Година, Центральная банка, часть Варяжской, ну, это, правда, под сомнением. Таким образом, они, конечно, будут разрабатывать месторождения Свода Федынского, пусть вместе с нами, пусть оно трансграничное, заодно эти, так как они разработали "Белоснежку". А Штокман находится в 400 километрах, в ледовой зоне, и на нём можно смело ставить крест. "Газпром" своё получит - не получит ничего Россия. Последнее, что я хотел бы сказать. Мне из Мурманского краеведческого музея передали историческую справку. В 1933 году Сталин, Молотов... Можно продлить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас ещё тридцать секунд. КАЛАШНИКОВ Л. И. Тридцать секунд. ...они плыли на пароходе, смотрели Баренцево море. 1933 год. Приводятся такие слова: "Что такое Чёрное море? Лоханка. Что такое Балтийское море? Бутылка, а пробка не у нас. Вот здесь море, здесь окно, здесь должен быть большой флот! Отсюда мы можем взять за живое, если потребуется, Америку и Англию..." (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Жириновский, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Начну с замечания, что депутаты не имеют права делать другим депутатам замечания, какой у них русский язык и какие им задавать вопросы. И приглашаемые сюда представители министерств обязаны отвечать на любой вопрос. Мы им не давали такого права - определять, относится вопрос к обсуждаемому документу или не относится. Я имею в виду всё, что говорил депутат из фракции КПРФ Коломейцев Николай Васильевич. Мне кажется, что многие до сих пор не понимают, где мы с вами находимся. Здесь разные партии, - понимаете? - с разными взглядами, и должны быть разные позиции. Я понимаю, приятно осознавать: вот все едины, одна команда, сидят тихо ребята, всё, договорились. Это кончается плохо, когда мы не слышим голоса с другой позицией, с другой точкой зрения. Она другая - неприятно, да, вас критикуют, но вы же на олимпе власти, у вас пряники, а у нас кнут в руках, поэтому, если не нравится, что вас критикуют, надо уйти с олимпа власти, и всё. Теперь по сути данного документа. Фракция ЛДПР воздержится от голосования, поскольку мы не согласны с тем, что якобы равнозначно соблюдены интересы Норвегии и России. Мы теряем здесь - теряем и водные пространства, теряем и юрисдикцию свою над всем тем, что относится в целом к Баренцеву морю, теряем и наше право на ловлю рыбных запасов, и всё остальное. То есть по факту мы проигрываем. С какой стати? Мы что, потерпели поражение в войне с Норвегией? Мы не воевали. В 45-м мы освобождали Норвегию и нужно было договариваться в Ялте и в Потсдаме, что наши войска останутся на территории Норвегии, как это сделали американцы, британцы, французы - до сих пор они на Кипре, и на Мальте, и на Кубе, и в Афганистане, и везде, и в Ливии в том числе. Почему, я ещё раз говорю, мы не можем верить Организации Объединённых Наций, Евросоюзу, НАТО, и в том числе этим документам? Потому что по документам всё хорошо, а по факту - пожалуйста, британские солдаты уже в Ливии. Вы говорите: не будет сухопутной операции, а морпехи двигаются туда, четыре тысячи человек. То есть всё время Россию обманывают: подают для голосования красивый документ, нашим дипломатам предлагают проголосовать, а по факту - оккупация Ливии. То же самое и здесь: по факту мы всё отдаём норвежцам. Это за что? Что мы получаем взамен? Что, мы все вступили в Евросоюз, в одном Евросоюзе мы? Нет. Один военный блок у нас, НАТО? Нет. Всё время в последние двадцать лет все наши действия - уступки, уступки и уступки: и по выводу войск, и по заключению договоров, в том числе о разграничении линий. Здесь проигрыш. И если депутат Косачёв хочет, чтобы другие фракции поддерживали, то надо, проводя парламентские слушания, в первую очередь приглашать именно оппозиционные партии и специалистов и долго и нудно, часами доказывать на цифрах, что заключённый договор надо ратифицировать. Этого не делает Комитет по международным делам. Тогда и не ждите поддержки от других партий. Вот "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосует, как она и по Ливии вас поддержала. Две проправительственные и две жёстко оппозиционные фракции: одна левая, а мы, ЛДПР, никогда не были с левыми вместе, потому что из-за левых мы всё и потеряли - Польша, Финляндия (Брестский договор) и всё остальное. А дальше ещё хуже - 91-й год, Ельцин. Там хоть история уже - девяносто лет, а Ельцин вообще отдал пять миллионов без всякой войны! Там хоть война была Первая мировая и всё-таки финны и поляки всегда были немножко в стороне от нас, а здесь что отдал Ельцин? Всё отдал! Ему стало стыдно - он ушёл. Когда другим станет стыдно от того, что делается вот в последние двенадцать лет? Шеварднадзе не стало стыдно: он ещё при советской власти хотел стать президентом независимой Грузии. Я думал, шутит, читаю газеты: Шефи хочет стать шефом Грузии, вернее, Шеви (его Шеви сокращённо называли, Шеварднадзе - Шеви), дружочек Шеви хочет стать шефом Грузии. Думаю, всё, с ума сошли, что ли, ведь советская власть кругом? Готовили всё заранее! Это мы в Москве, лохотрон, ничего не поняли, что происходит, а там, в наших республиках, всё знали уже, знали, что всё им отдадут. Сейчас отдаём Норвегии, а это не наша республика, это не русские, не русскоязычные, а член НАТО. Ещё в советское время нам говорили: у нас две границы с НАТО - Норвегия и Турция. Вот с Норвегией... Нужно было оставить наши войска оккупационные, мы же спасали Норвегию, она реально была участницей вместе с Гитлером против нас: там стояли немецкие войска и вели с нами войну, борьбу. Поэтому мы сегодня очень много теряем. Если бы это был единичный случай, то можно было бы подумать, что ошибаются дипломаты и специалисты, но это система: при Горбачёве Берингово море теряем, теряем Каспий, сейчас теряем Баренцево море - везде рыба, газ, нефть. Есть и моральный фактор: с какой стати мы, главная страна - победительница во Второй мировой войне, шестьдесят пять лет сдаём позиции? Мы могли бы быть сейчас в северном Иране - это ошибка Сталина: можно было не брать Восточную Европу, они всё равно против нас всегда были и будут, - нам Черчилль и Рузвельт с удовольствием отдали бы северный Иран, где стояли советские войска, нам это выгоднее было бы. Турция моментально убрала бы свои войска из восточной Анатолии (Карс и Ардаган - это города Российской Империи), нам это куда выгоднее было бы. И сегодня Каспий был бы у нас внутренним морем, а так мы его отдали, сейчас делим на пятерых, самая маленькая часть - у России. Представляете, мы создавали это великое государство, мы все войны выигрывали, а у них всех будет икра, нефть, газ и моральный аспект. Они не воевали - Казахстан, Туркмения, Азербайджан, - однако победители на Каспийском море: у них там флот теперь есть, даже адмиралы появились, - ни одного морского сражения не было, никогда они не участвовали и не выигрывали, и не выиграют. Вот вам результаты всех ратификаций, революций и войн: мы победили во Второй мировой войне, мы, единственные, не Америка, не Британия, не Франция - мы, а шестьдесят шесть лет у нас всё отбирают. И вот последняя, вернее, не последняя, а очередная уступка - мы должны отдать теперь наши запасы норвежцам, которые вообще ничего не делают. Ладно США, они что-то ещё делали во Вторую мировую войну, ну, Иран, ещё какая-то страна, но что Норвегия нам с вами дала? Ничего! Упакованная страна потихонечку забирает наши рыбные запасы, нефть, газ и имеет доходы в пять-шесть раз больше, чем мы с вами, на первом месте по уровню жизни в мире, на первом месте, мы - на последнем месте, в Европе на последнем месте. Так зачем же мы снова это делаем?! Ради чего, ради вступления в ВТО? В этом смысле, конечно, неприятно нам сознавать, что советская власть и демократы всё раздают, но советская власть хоть в 45-м что-то восстановила. Правда, была ошибка Сталина: не то взял товарищ с Кавказа, он не понимал, что в Европе нам нечего делать, а вот взяли бы Иран, Турцию... и Китай (кашгарцы, дунгане, уйгуры) был готов нам отдать западные части - там нефть, газ... Америке и Европе всё было до лампочки: берите у Китая всё, что надо, и Иран, Турцию - в Европу не лезьте! И все шестьдесят пять лет нас выдавливают из Европы. Вот и сейчас выдавливают из Норвегии. Господин Косачёв здесь про географию говорил - я знаю прекрасно, где Ливия в Африке, но я также знаю прекрасно, что не надо было лезть в Европу. И нужно было остаться в Норвегии, вот там стояли бы наши войска, военная база, и никто бы не ловил рыбку в нашем Баренцевом море. И запасы огромные, и денег много, однако мы сегодня у Норвегии покупаем крашеную сёмгу - крашеную, с химией! Она в море-то не красная, это она на наших прилавках красная, чтобы обмануть нас с вами. А в годы перестройки я их критиковал, норвежцев, говорил: зачем вы нам поставляете эти консервы, там же написано, что это для собак, а у нас это покупают люди? На норвежском языке написали, что это корм для собак, нам продавали как корм для собак, а мы кормили наших людей. Географию надо знать, господин Косачёв, русский язык знать, иностранные языки знать и проводить парламентские слушания с участием оппозиции, попытаться её убедить. А пока голосовать не будем - как по Ливии были против, так и здесь против. В этом вина Комитета по международным делам: не умеете агитацию вести и пропаганду, неспособны... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время. Присаживайтесь, Владимир Вольфович. Так, кто выступит от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", потому что позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выскажет в заключительном слове докладчик? Нет желающих. Хорошо. Тогда я обращаюсь к представителям президента и правительства. Ну, представитель президента позицию высказал. По ведению - Чилингаров. ЧИЛИНГАРОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Владимир Вольфович, я бы хотел вам для сведения сказать, что парламентские слушания по этому вопросу проходили, я эти парламентские слушания вёл, и на них приглашались представители всех оппозиционных партий, и все участвовали в этих парламентских слушаниях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куликов Александр Дмитриевич по ведению, но только по ведению, пожалуйста. КУЛИКОВ А. Д. Олег Викторович, именно по ведению. Вот сегодняшние выступления представителей исполнительной власти, президентских структур - и не только, кстати, сегодняшние - побуждают меня просить вас, видимо впервые в парламенте, перед тем как они выступят, всё-таки предупреждать каждого из них о юридической, правовой ответственности за предоставление нам необъективной, недостоверной информации и о возможных последствиях этого в уголовно-правовом административно-правовом смысле, если что-то будет неверно. Это первое. И второе. Нам нужно всё-таки посмотреть, кто за последние годы давал нам информацию необъективного характера, которая подтверждается по стенограммам, и направить это в Следственный комитет, привлечь этих людей к уголовной ответственности в зависимости от высоких должностей, занимаемых ими. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Дмитриевич, вы высококлассный юрист и прекрасно понимаете, что в мои обязанности это не входит. Если вам кажется, что кто-то ввёл парламент или вас лично в заблуждение, то вы точно знаете, как надо дальше действовать в правовом поле. Олег Васильевич, я не понимаю, что я нарушаю. По ведению - Шеин. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Воспользуюсь только что созданным прецедентом, чтобы отметить, что наша фракция не будет голосовать за ратификацию данного договора, потому что нас никто не убедил, что те выгоды, которые мы получаем по нефтяной линии, превышают тот ущерб, который мы получаем в части рыбных запасов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Заключительное слово от комитета - Косачёв, и заодно он изложит позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. КОСАЧЁВ К. И. Спасибо большое, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, я не откажу себе в удовольствии продолжить немножечко историческую дискуссию, которую начал коллега Калашников: он цитировал Сталина и Молотова. Я хотел бы вам напомнить, что Договор о Шпицбергене 1920 года возник после того, как на протяжении многих столетий Россия на равных соревновалась с Норвегией за Шпицберген, а потом произошла в нашей стране революция, после чего в 1920 году без нас, без нашего участия быстро собрали Парижскую конференцию и мы Шпицбергена окончательно лишились, - это следствие событий той лихой революционной поры. Это первое. И второе. Вот в первый раз соглашусь с Владимиром Вольфовичем (он напомнил, так сказать, про события и революционной поры, и послевоенной). Вы знаете, я бывал в норвежском городе Киркенесе, который, так сказать, непосредственно выходит вот в эту спорную зону через территориальное море, и был глубоко тронут тем, что там сейчас символом города - знаете, в европейских городах есть символика такая, сувенирка: ложечки какие-то, колокольчики... Так вот, символом норвежского, я бы сказал, натовского города Киркенеса сейчас, сегодня является советский солдат, который освободил этот город в результате известной операции 45-го года. И это произошло, потому что мы оттуда на самом деле ушли, мы освободили этот народ, и этот народ об этом с благодарностью помнит и нам это до сих пор возвращает. Теперь по сути (уж простите за такое лирическое отступление). Много здесь говорилось о том, что мы что-то теряем. Ещё и ещё раз говорю: потерять можно только то, чем владеешь. Мы никогда не владели теми районами, которые мы называем спорными. Мы сейчас разграничиваем морские пространства и договариваемся о сотрудничестве на всей площади вот этого бывшего спорного региона, включая - неправильное слово: "территории" - те зоны, те водные пространства, которые будут теперь находиться под контролем Норвегии. Я убеждён в том, что эта ратификация ничего в худшую сторону не меняет. Более того, я убеждён в том, что эта ратификация создаёт дополнительные плюсы и преимущества для наших людей, которые живут в соответствующих регионах российского северо-запада. Кто-то здесь произнёс фразу о том, что размен газа на рыбу неадекватен. Нет в помине никакого размена! Мы к нашим возможностям в части рыболовства добавляем открывающиеся возможности по углеводородам и страхуем наши будущие возможности по освоению Арктики совместно - я надеюсь - с Норвегией в режиме добрососедства и сотрудничества, а не конфронтации. Я хотел бы вам напомнить, что, когда появились соглашения 75, 76 и 78-го годов - они здесь неоднократно цитировались, - мы были на грани военного конфликта с Норвегией. Вот тогда эти соглашения и были подписаны, именно для того чтобы снять эту военную напряжённость, но они подписывались тогдашними советскими властями по решению Политбюро ЦК КПСС на временной основе, для того чтобы позже эту основу поменять на постоянную. Мы сейчас, через несколько десятилетий, наконец-то подошли к выполнению решения Политбюро ЦК КПСС. Коллеги, я считаю, что то решение на самом деле уберегло Советский Союз и Норвегию от военного конфликта, и очень хорошо, что это произошло. И я считаю, что наше сегодняшнее решение существенным образом облегчает наше сотрудничество с Норвегией в стратегической перспективе, на годы и, я уверен, на десятилетия вперёд. Прошу вас поддержать ратификацию в интересах России и её граждан. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6493 по 6509 из 8233
Пункт 24, проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 28 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 57 чел.12,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7128 по 7132 из 8233
АНДРЕЕВ А. А., фракция КПРФ. Олег Викторович, по 24-му вопросу, по договору с Норвегией, я голосовал против, а по 32-му вопросу депутаты Рашкин и Соловьёв голосовали за.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7140 по 7144 из 8233
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, Олег Викторович. По договору с Норвегией, 24-й вопрос, Беляков, Шеин голосовали против, и 11-й вопрос - тоже против.