Заседание № 226
О проекте федерального закона № 500217-5 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части, касающейся срока полномочий членов Общественной палаты Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 20. "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". Алла Владимировна Кузьмина докладывает. КУЗЬМИНА А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня предлагается окончательно принять федеральный закон "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". Все материалы вам розданы. В заключении Правового управления замечаний правового, лингвистического и юридико-технического характера не имеется. Комитет предлагает принять данный законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания по данному предложению комитета? Есть. Локоть... Останина будет выступать по мотивам. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Пункт 20. В третьем чтении на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". Прошу определиться голосованием. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас не записывались по мотивам, Нина Александровна. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Останина по мотивам. Включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо. Уважаемые коллеги, чуть меньше трёх недель прошло после обсуждения законопроекта о внесении изменений в закон "Об Общественной палате...", но за это время сколько-нибудь весомых аргументов в пользу внесения данных изменений и продления срока полномочий с двух до трёх лет, к сожалению, не появилось. Поэтому получается, что единственный мотив, единственный аргумент - это мнение самих членов Общественной палаты, бывших членов и нынешних членов Общественной палаты, о чём откровенно говорил, представляя этот законопроект, Сергей Александрович Марков. Социального заказа, общественного заказа на продление полномочий до сегодняшнего дня, согласитесь, Сергей Александрович, не поступило. Да и вряд ли это могло случиться, потому что действительно - мы приводили статистику - из 51 процента населения, которые вообще знают о существовании Общественной палаты, только 5 процентов одобрительно оценивают деятельность этого института. Более того, этот аргумент прозвучал между первым и третьим чтениями во время состоявшегося обсуждения. Изначально, когда в законе был заложен срок полномочий членов Общественной палаты два года, исходили из следующего мотива: эта ускоренная ротация нужна для того, чтобы члены Общественной палаты вообще не отрывались от жизни, быстро сменяли один другого и представляли в этой палате общественное мнение - не мнение власти, а именно общественное мнение. И общественность должна была по идее делегировать туда вот этих людей. По идее, но не по тому юридическому механизму, который положен в основу формирования данной структуры. Поэтому получается, что сегодня действительно единственная роль или функция Общественной палаты (я опять цитирую Сергея Александровича) - это повысить статус людей с активной гражданской позицией. Но этот политический лифт для людей с так называемой активной гражданской позицией обходится нашему бюджету в 280 миллионов в год. Надо это или нет? Ведь сегодня, напоминаю ещё раз, делегирует этих людей в Общественную палату сама власть. С главной задачей - стать институтом гражданского общества, на наш взгляд, Общественная палата не справилась по причинам объективным. Ну, во-первых, пока ещё гражданское общество не сформировалось, поэтому нечего отражать. Во-вторых, Общественную палату формирует власть, а не само общество. И в-третьих, не отрицаю необходимость создания сегодня такого рода института, потому что у нас два традиционных пути проявления общественной активности, но сделать это на улице практически невозможно, потому что получаешь сразу ярлык или экстремиста, или террориста, сделать же это через какие-то представительные органы тоже нельзя, потому что у нас "парламент - не место для дискуссий" и даже для тех депутатов, которые пытаются здесь выразить мнение своих избирателей, это чревато судебными исками или другими какими-либо последствиями. Поэтому наше предложение такое: если и вносить поправки в закон "Об Общественной палате Российской Федерации", то об изменении механизма формирования. Это должен быть институт... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" в третьем чтении. Кто за данный законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 13 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 57 чел.12,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принято.
Заседание № 224
О проекте федерального закона № 500217-5 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части, касающейся срока полномочий членов Общественной палаты Российской Федерации; принят в первом чтении 5 апреля 2011 года с наименованием "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
13-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Александровича Маркова. Пожалуйста. МАРКОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается подготовленный ко второму чтению законопроект "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". В ходе обсуждения законопроекта в первом чтении мы с Аллой Владимировной Кузьминой обращали ваше внимание, уважаемые коллеги, на то, что ко второму чтению мы учтём пожелания, высказанные нашими коллегами из Совета Федерации, а также из Общественной палаты Российской Федерации. В результате проведённой работы нами были подготовлены и внесены в комитет две поправки. Данные поправки нашли своё отражение в таблице поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Суть их заключается в следующем. Поправка 1 носит юридико-технический характер, здесь вносится изменение в наименование законопроекта. Поправка 2 направлена на оптимизацию работы Общественной палаты. С этой целью предлагается часть 10 статьи 8 федерального закона изложить в новой редакции - наделить совет Общественной палаты правом определять норму представительства межрегиональных и региональных общественных объединений от каждого федерального округа в составе Общественной палаты. При этом должно соблюдаться примерное равенство по числу указанных представителей. Данное уточнение вызвано тем, что на сегодняшний день на территории Российской Федерации насчитывается уже не семь, а восемь федеральных округов, раньше исчислялось это исходя из семи округов, сейчас придётся из расчёта восьми исчислять. Этой же поправкой предлагается уточнить, что положение, касающееся срока полномочий, перехода от двух лет к трём годам, распространяется не на действующий состав палаты, а на тот, который будет сформирован позже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, в таблице две поправки. Нужно ли их рассматривать отдельно? Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ. Поправку 2 вынесите на отдельное голосование, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию, без поправки 2. Прошу голосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 48 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 331 чел. Не голосовало 119 чел.26,4 % Результат: принято Принято. По поправке 2 - Локоть Анатолий Евгеньевич. Пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. В той редакции, как написано в поправке, о чём говорил докладчик, что должно соблюдаться примерное равенство по числу представителей межрегиональных и региональных общественных объединений от каждого федерального округа... А с учётом того что у нас увеличилось количество округов, можно рассматривать эту поправку как увеличение численности Общественной палаты. Если это положение верно, тогда полностью меняется концепция данного законопроекта, нужно финансово-экономическое обоснование и так далее. В таком виде поправку нельзя принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович, мнение комитета. МАРКОВ С. А. Это положение неверно, поскольку как раз эта поправка вносится для того, чтобы никоим образом не изменять численный состав Общественной палаты. Это делается в том числе для того, чтобы сохранить нынешний объём финансирования, не требуется для этого специального бюджетного увеличения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование 2-я поправка. Мнение комитета - принять, мнение депутата Локотя - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 23 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 51 чел.11,3 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принято. Мы рассмотрели поправки. Выносим 13-й пункт на "час голосования".
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 16 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 57 чел.12,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принято.
Заседание № 220
О проекте федерального закона № 500217-5 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части, касающейся срока полномочий членов Общественной палаты Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
АПАРИНА А. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемые коллеги, у нас в пункте 20 стоит вопрос о внесении изменений, касающихся количества и продолжительности работы членов Общественной палаты. Я думаю, не скажу новость, что мы не очень чётко представляем в целом работу Общественной палаты. Так, эпизодически публикуется какая-то информация, а в целом картины мы не имеем. Поэтому мои предложения: ну, как-то к этому пункту 20 можно успеть заслушать отчёт Общественной палаты, прежде чем принимать решение, чтобы увеличить срок работы её членов, продолжительность, принимать решение увеличить количество членов Общественной палаты. Непонятно, ведь когда принималось решение об Общественной палате, говорили, что это общественное всё, но там же есть и расходы, несомненно. Поэтому, Борис Вячеславович, ещё раз повторю: нужен отчёт, ну, чтобы Велихов здесь был, секретарь Общественной палаты. И отчёт был Общественной палаты... (Микрофон отключён.)
БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Беляков по карточке Шеина. Уважаемые коллеги, по поводу пункта 20 я поддерживаю мысль о том, что если мы продлеваем срок полномочий членов Общественной палаты, то, конечно, хотелось бы по этому поводу послушать и мнение членов Общественной палаты. Я думаю, что до рассмотрения 20-го вопроса имеется довольно много времени, и предлагаю пригласить сюда руководителей Общественной палаты, чтобы обсудить, какие там есть результаты работы, в чём мотивация, как вообще Общественная палата относится... Знаете, без меня меня женили - это, на мой взгляд, не совсем правильно. Продление полномочий членов Общественной палаты - важный вопрос, действительно важный. Я предлагаю пригласить на рассмотрение 20-го вопроса представителя Общественной палаты, выделить, если нужно, фиксированное время для этого и тщательно обсудить результаты деятельности, посмотреть, какие перспективы, что планируется дальше, и после этого уже принимать решение о продлении полномочий. Как-то странно, если мы будем принимать решение по такому важному вопросу без их участия.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Апарина Алевтина Викторовна - по поводу 20-го пункта, и ещё ряд депутатов по поводу 20-го пункта выступили. Может быть, мы комментарии Попова Сергея Александровича послушаем? Конечно, этот вопрос нельзя обсуждать без представителей Общественной палаты, но они, безусловно, будут на нашем заседании. Пожалуйста, Сергей Александрович Попов. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Эта инициатива действительно родилась по просьбе самих членов Общественной палаты Российской Федерации. Кстати, в заключении, которое Общественная палата дала на данный законопроект, - все депутаты уже две недели назад могли его видеть - всё подробно расписано, странно, что наши коллеги не смогли с ним ознакомиться. Что касается отчёта, хотел бы попросить наших коллег посмотреть сайт Общественной палаты, где в марте был размещён трёхстраничный ежегодный очень подробный, глубокий аналитический отчёт о состоянии гражданского общества в Российской Федерации и о работе Общественной палаты. Мы с вами уже давно привыкли к работе в электронном виде, поэтому неплохо было бы вам этот доклад посмотреть. Каждому депутату нужно иметь представление о работе Общественной палаты, это необходимо и для работы в регионах, и для работы с общественными объединениями. А что касается представителей Общественной палаты, конечно, они будут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Уважаемые депутаты, переходим к пункту 20 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Александровича Маркова. Пожалуйста, Сергей Александрович. МАРКОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемая Надежда Васильевна! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". Как вы знаете, в настоящее время срок полномочий членов Общественной палаты истекает через два года со дня её первого пленарного заседания. За время существования Общественная палата накопила большой опыт работы, выявилось, что она стала важным институтом современного российского общества. Опираясь на опыт работы членов Общественной палаты, в том числе на свой собственный опыт, поскольку я был членом Общественной палаты, могу сказать, что два года - это недостаточный срок для решения стоящих перед членами палаты задач. Пока проходит процедура выборов, пока люди входят в работу... Дело в том, что за это время накоплен достаточно серьёзный опыт, который нужно использовать, и, чтобы этот опыт освоить, требуется значительное время. В этой связи мы предлагаем увеличить срок полномочий членов Общественной палаты с двух до трёх лет, что позволит членам палаты более продуктивно трудиться в интересах государства и общества. Общественная палата Российской Федерации, наши коллеги из Совета Федерации поддерживают эту нашу законодательную инициативу. По большому счёту, она реализована во многом в связи с многочисленными предложениями увеличить срок работы. Одновременно мы можем сказать, что затраты на Общественную палату от этого изменения не только не увеличатся, наоборот, они уменьшатся, поскольку несколько реже будут проходить выборы. А выборы в Общественную палату проходят, как вы знаете, в три этапа и требуют определённых затрат. Кроме того, как вы знаете, Общественная палата, утвердившая себя в качестве такого важного инструмента, в последнее время получает дополнительные предложения, в частности со стороны президента, больше внимания уделять не только мониторингу законодательства, экспертной оценке его, но и таким важным проблемам, как коррупция и состояние дел в пенитенциарных учреждениях. Кстати сказать, о своей работе Общественная палата согласно закону должна отчитываться перед гражданским обществом через публикацию докладов. Последний доклад, большой, как сказано было Сергеем Александровичем Поповым, председателем нашего комитета, трёхсотстраничный, опубликован, и с ним можно ознакомиться на сайте Общественной палаты. Также специально по нашей просьбе наши коллеги этот доклад нам представили, и любым представителям, как оппозиции, так и "ЕДИНОЙ РОССИИ", мы можем, естественно, предложить этот доклад для ознакомления. И ещё раз хотел бы подтвердить, что, с нашей точки зрения, Общественная палата очень продуктивно работает и пользуется заслуженным уважением в обществе. Недаром кроме Общественной палаты Российской Федерации создаётся общественных палат в регионах всё больше и больше. Прошу поддержать концепцию данного законопроекта и принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, присаживайтесь, Сергей Александрович. Содоклад заместителя председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Аллы Владимировны Кузьминой. Пожалуйста, Алла Владимировна. КУЗЬМИНА А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает данную законодательную инициативу, считает увеличение срока полномочий членов Общественной палаты до трёх лет абсолютно оправданным. Практика деятельности Общественной палаты доказала, что этот институт необходим, он занял свою нишу и не подменяет органы государственной власти. Однако установленные законодательством два года - недостаточный срок на сегодняшний день для решения стоящих перед действующим составом палаты задач. Увеличение срока полномочий членов палаты позволит повысить эффективность её работы и не приведёт к сокращению демократических основ её формирования, а члены палаты, накопившие опыт взаимодействия с общественными организациями, общественными палатами субъектов Российской Федерации, смогут более эффективно реализовывать гражданские проекты в интересах государства и общества. Такого же мнения придерживаются Общественная палата Российской Федерации и Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества. Вместе с тем члены комитета, обсуждая данный законопроект, определили некоторые недоработки и предлагают в тексте законопроекта, выносимого на второе чтение, указать, что новое положение об увеличении срока полномочий членов Общественной палаты распространяется не на действующий состав палаты, а на тот состав, который будет сформирован позднее. Также представляется необходимым отразить в законопроекте изменение в части формирования состава палаты, что сегодня регулируется частью 1 статьи 6 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации": Общественная палата формируется из сорока двух граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации, сорока двух представителей общероссийских общественных организаций и сорока двух представителей межрегиональных и региональных общественных объединений. С учётом того что Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2010 года № 82 внесены изменения в перечень федеральных округов в связи с образованием Северо-Кавказского федерального округа, в состав Общественной палаты будущего созыва должны войти представители нового федерального округа, чтобы было обеспечено представительство всех восьми округов. Общественная палата и комиссия Совета Федерации считают целесообразным зафиксировать в тексте предлагаемого ко второму чтению законопроекта норму представительства межрегиональных и региональных общественных объединений в составе Общественной палаты, не меняя её численности - сто двадцать шесть человек. Безусловно, высказанные коллегами замечания комитет учтёт в ходе доработки законопроекта ко второму чтению. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций предлагает принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алла Владимировна. Задержитесь, пожалуйста, на трибуне. Уважаемые депутаты, вопросов много. Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Депутат Свечников, пожалуйста, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Депутат Локоть по карточке Свечникова. Уважаемый Сергей Александрович, вот как избирателю, гражданину Российской Федерации мне хотелось бы понять всё-таки роль Общественной палаты. В связи с этим несколько вопросов, если позволите. Первое. Существуют ли какие-то исследования, которые говорили бы о том, что граждане Российской Федерации знают о существовании этой палаты, ознакомлены с результатами её работы? Второе. Можете ли вы привести за последний год примеры каких-то значимых решений, которые существенно повлияли на жизнь нашей страны? И последнее. На сколько увеличится бюджет, какие средства потребуется потратить на Общественную палату в связи с её увеличением, за счёт каких источников это произойдёт? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Евгеньевич. Включите, пожалуйста, микрофон Маркову Сергею Александровичу. МАРКОВ С. А. Анатолий Евгеньевич, ну, прежде всего по бюджету. Я уже об этом сказал. Этот законопроект не только не потребует увеличения бюджета, наоборот, он приведёт к некоторой даже экономии бюджетных средств, поскольку выборы будут происходить не раз в два года, а раз в три года. Процедура выборов, которая является трёхступенчатой и сопровождается достаточно длительными поездками по регионам, тоже требует каких-то финансовых средств. Это будет происходить несколько реже, и бюджет от этого не уменьшится, просто он, так сказать, пойдёт на более продуктивную, реальную работу. И таким образом увеличится эффективность строго в рамках того же самого бюджета, который утверждён. Что касается деятельности Общественной палаты, есть социологические исследования, которые говорят о том, что более половины граждан знакомы с работой Общественной палаты и по очень многим направлениям поддерживают её работу. Граждане считают, что основной задачей Общественной палаты является контроль над структурами власти в той или иной форме. Это отчасти так. Осуществляется это через привлечение внимания общества к крупным проблемам. Вы, наверное, помните, в Южном Бутове были очень серьёзные жилищные проблемы. Так вот, члены Общественной палаты активно там выступали, и это встретило большую поддержку со стороны населения. Кроме того, есть ещё направление - экспертиза законодательства, здесь Общественная палата сама выбирает, и по очень многим значимым законопроектам ими были предложены интересные изменения, поправки, которые улучшили качество законопроектов. Есть ещё один важный фактор, который, может быть, не столь, так сказать, подробно прописан в документах, но тем не менее он является очень важным: через инструмент Общественной палаты мы повышаем социальный статус активных людей с гражданской позицией, мы как бы предоставляем им этот дополнительный статус - их принимают мэры, губернаторы, к ним больше уважения проявляют различного рода структуры и средства массовой информации. Таким образом мы повышаем гражданскую активность, а именно гражданская активность и гражданское общество являются фундаментом демократии. Без них демократические свободы будут уворованы олигархами. С этой точки зрения, можно сказать, Общественная палата - это инструмент против олигархии тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Останина Нина Александровна, пожалуйста, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Сергей Александрович, поскольку членами Общественной палаты являются два представителя ВЦИОМа - председатель правления Давыдов и научный руководитель Дискин - я зачитаю вам цифры, которые они приводят: на сегодняшний день 79 процентам россиян неизвестен состав Общественной палаты, о её инициативах 90 процентов населения ничего не знает, только 20 процентов считает её работу результативной, 56 процентов россиян считает цели создания этого органа весьма туманными. В составе Общественной палаты есть актриса дальневосточного театра Лариса Белоброва. Если повышение её социального статуса как активной гражданки, вы считаете, является основным мотивом продления полномочий Общественной палаты, то нам это непонятно. Скажите, в составе Общественной палаты есть представители политических партий, в частности молодёжного движения "Молодая Гвардия "Единой России"... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович. МАРКОВ С. А. По закону в Общественной палате не может быть членов политических партий, и их там нет. Я был членом Общественной палаты и хорошо помню, что это строгое требование ко всем членам Общественной палаты. И поэтому все люди, которые избираются членами Общественной палаты, конечно, отказываются от своего членства в политических партиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста, ваш вопрос. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Сергей Александрович, а как же вы попали потом опять в "ЕДИНУЮ РОССИЮ"? Вот вы мне объясните, пожалуйста, этот момент. Но самое главное не в этом. Вы много говорили... Анатолий Локоть задал вам вопрос конкретный. Вы всё-таки приведите два-три конкретных примера, не расплывчатых, что российскому народу дала Общественная палата и какую сумму государство потратило на её содержание? Конкретно два-три примера. Я, как гражданин Российской Федерации, на своём примере не чувствую, а мои, так скажем, земляки вообще не знают, что она сделала для улучшения их жизни. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович. Пожалуйста. МАРКОВ С. А. Знаете, конечно, этот вопрос я не могу рассматривать как вопрос, это, скорее, политические оценки, выступления, я бы даже сказал, попытки шельмования наших коллег из Общественной палаты. Уважаемые коллеги, надо более уважительно относиться к работе наших коллег, понимаете? Если вы не видите, это не значит, что не видят другие. А другие видят эти результаты. Последнее время довольно много внимания Общественная палата, в частности, уделяла обстановке в пенитенциарных учреждениях, тому, чтобы там были созданы более человеческие условия для людей, и, возможно, тысячи людей не заболели туберкулёзом там, понимаете, и... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАРКОВ С. А. Да, действительно, вот наши коллеги мне подсказывают: один из ярчайших примеров - это активная дискуссия по поводу строительства "Охта-центра" в Петербурге, где члены Общественной палаты исключительную активность проявили, и, как вы знаете, в конечном итоге было принято решение о перенесении этого... Я думаю, этот-то момент наши коллеги помнят. Просто зачастую трудно дать конкретный список, поскольку таких случаев десятки и сотни, когда члены Общественной палаты повлияли на ситуацию. Работа их заключается не столько в том, чтобы пиариться, сколько в том, чтобы вести кропотливую работу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Пожалуйста, Алла Владимировна, добавьте. КУЗЬМИНА А. В. Уважаемые коллеги, Общественная палата - это институт представителей гражданского общества. Я не случайно вам перечислила по количественному составу, как сегодня представлены общественные объединения и общественные организации, различные фонды в Общественной палате. Помимо сорока двух человек, которые избраны по указу президента, там восемьдесят четыре представителя общественных объединений из всех регионов Российской Федерации. Более того, сегодня общественные палаты созданы в семидесяти пяти регионах, там представлены активные граждане российского общества, которые на местах решают задачи, которые мы с вами рассматриваем в Государственной Думе и по которым потом выносим решение в виде законопроектов: это и борьба с коррупцией, это и разработка социальных стандартов качества жизни, это очень много социальных проектов, которые сегодня рассматриваются именно в Общественной палате. Более того, и президент, и премьер-министр в своих последних выступлениях подчеркнули, что сегодня основной упор должен быть сделан на инициативу представителей гражданского общества. Как, если не через Общественную палату, не через её трибуну, мы можем услышать сегодня о том, что происходит в регионах, о том, что требует оперативного вмешательства и законодателей, и государственной власти?! Более того, сегодня мы не приводили цифру, сколько... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, не мешайте, пожалуйста, отвечать на вопрос. КУЗЬМИНА А. В. Государственная Дума занимается законотворчеством, и наша задача все инициативы, которые выдвигают граждане Российской Федерации, перевести в нормы закона. А для того чтобы норма закона была актуальной, работала и являлась действительно объектом правоприменительной практики, мы должны услышать эти инициативы. Услышать, я ещё раз говорю, мы их можем только посредством представителей - через Общественную палату. По поводу финансирования я ещё... (Шум в зале.) Подождите, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги!.. КУЗЬМИНА А. В. По поводу финансирования. Эксперты, подсчитав те затраты, которые сегодня идут из федерального бюджета на Общественную палату, пришли к выводу, что, если мы увеличим срок полномочий до трёх лет, расходы уменьшатся на одну треть, в том числе на командировки, на проживание, на переизбрание, потому что каждый срок, переизбрание требует новых затрат, финансирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алла Владимировна. Уважаемые депутаты, давайте уважать друг друга. Корниенко Алексей Викторович, ваш вопрос, пожалуйста. КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ. Куликов Александр по карточке Корниенко. Мне кажется, - я вот сейчас о последнем выступлении Аллы Владимировны - произошло абсолютное смешение функций двухпалатного парламента - Госдумы и Совета Федерации - и некоего общественного органа, который называется Общественной палатой. Это надо очень чётко понимать. И чем дальше, господа из "ЕДИНОЙ РОССИИ", - к вам обращаюсь - вы будете кастрировать Государственную Думу, сужая её представительские функции, тем больше вы будете создавать новые и новые общественные псевдоструктуры для выражения мнения народа. У меня вопрос такой, Сергей Александрович. Ну, вы-то хорошо понимаете - вы же политолог, социолог, - хорошо понимаете, что за всем этим стоит? Вы же понимаете, что в условиях монополии одной партии, монополии одного лица - президента, монополии одной исполнительной власти сегодня мы должны вести речь о расширении функций парламента Российской Федерации как минимум и уж никак не о расширении временного существования Общественной палаты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович. МАРКОВ С. А. Уважаемые коллеги, конечно, это не столько вопрос, сколько выступление. Я могу сказать, что, конечно, российский парламентаризм, 105-ю годовщину которого мы сейчас отмечаем... Необходимо, чтобы он развивался, в том числе через увеличение контрольных функций парламента в отношении исполнительной власти, это абсолютно здоровая, естественная тенденция, которая будет, без сомнения, реализовываться, но это не исключает и другой задачи - необходимости развития гражданского общества. Ещё раз повторяю: сильные демократические институты должны стоять на сильном фундаменте, которым является прежде всего развитое гражданское общество. И поэтому мы, конечно, должны помогать этому гражданскому обществу в том, чтобы оно могло чувствовать себя комфортно и развиваться. Общественная палата не подменяет собой парламентаризм, она дополняет - дополняет прежде всего путём активной организации широких общественных слушаний. Вот спрашивали о конкретной работе. Например, как вы знаете, Общественная палата во главе с таким известным человеком, как Леонид Рошаль, проводила огромную работу в том, что касается анализа реформы здравоохранения, она собирала максимально полно позиции врачей, людей, которые занимаются этой проблематикой, и в этой связи в палате было проведено много слушаний и вышел соответствующий доклад. То же самое, Общественная палата провела слушания, выступила с докладами по таким острейшим социальным проблемам, какими можно считать сверхалкоголизацию российского общества, никотинизацию и табакокурение - от этих социальных болезней ежегодно умирают сотни тысяч людей. И именно научный анализ наряду со сбором общественных позиций - это то, чем занимается Общественная палата. А мы с вами должны не противостоять Общественной палате, а максимально учитывать их работу, брать её в свою разработку, использовать в своей работе, что, собственно, мы и намереваемся делать дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Депутат Апарина Алевтина Викторовна, ваш вопрос, пожалуйста. АПАРИНА А. В. Спасибо. Удивляет неконкретность ответов. Я конкретно задаю вам, Сергей Александрович, вопрос, от которого вы уходите: скажите, пожалуйста, каков бюджет Общественной палаты сейчас и каков бюджет будет с принятием этого закона? Это к вам вопрос. Алла Владимировна, вы и Сергей Александрович сужаете гражданское общество. Как вас понимать? Что, только Общественная палата - это гражданское общество? Что, погибнет гражданское общество, если не будет Общественной палаты? И скажите, Алла Владимировна, пожалуйста: вот вы говорите об эффективности её работы, а как понимать форсайт-проект "Детство 2030" - это что, невозможно какая высокоэффективная, что ли, работа, предложение? Почему аппарат предлагает?.. Участвовали ли члены Общественной палаты? Почему Государственная Дума не знает об этой инициативе Общественной палаты? Почему Государственная Дума не знает об этой инициативе Общественной палаты, которая уже представлена президенту? Что это за проект?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алевтина Викторовна. Алла Владимировна, вам два вопроса. Пожалуйста, ответьте вы сначала, а потом Сергей Александрович. КУЗЬМИНА А. В. Во-первых, все инициативы Общественной палаты постоянно размещаются на сайте Общественной палаты. Во-вторых, проводятся слушания Общественной палаты, на которые приглашают и законодателей, и представителей государственной власти. Ежегодно Общественная палата готовит доклад, отчёт о своей деятельности, который она представляет в региональных отделениях - я ещё раз повторю, в семидесяти пяти регионах, во всех субъектах Российской Федерации - как отчёт гражданскому обществу. Что касается сужения полномочий. Как же мы сужаем, когда мы говорим, что помимо депутатов Государственной Думы мы даём возможность выступить с трибуны, так сказать, всем членам гражданского общества через их представителей в общественных организациях, в общественных объединениях, чтобы их проекты были услышаны, были реализованы? А вы говорите, что мы сужаем! Это дополняет, усиливает активизацию гражданской позиции всех членов российского общества. Почему же мы должны свести всю нашу работу только к законодательному уровню, когда столько происходит сегодня в каждом субъекте Российской Федерации, столько интересных проектов, которые не требуют никаких законодательных инициатив? Они требуют только поддержки граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Александрович Марков, пожалуйста, ваш ответ на вопрос. МАРКОВ С. А. Уважаемые коллеги, этот вопрос, конечно, не имеет отношения непосредственно к данному законопроекту, поскольку законопроект непосредственно не касается бюджета. Но примерная цифра составляет около 280 миллионов рублей, что, конечно, совсем немного для развития гражданского общества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Романов Валентин Степанович, ваш вопрос, пожалуйста. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Вопрос к депутату Маркову. Вот я слушаю аргументацию и думаю: до чего же изощрённым может быть человеческий язык! Вы утверждаете, и докладчик, и содокладчик, что речь идёт о более широком подходе к демократии, а на самом деле мы передвигаем сроки по президенту - шесть лет, тем самым отбиваем волю народа на более длинную дистанцию. Мы отодвигаем по Думе - пять лет, опять отодвигаем. Даже срок полномочий членов Общественной палаты отодвигаем ещё на один год, хотя теоретически регулярное, хотя бы раз в два года, обновление могло бы, казалось, обеспечить привлечение новых сил. И вообще, Сергей Александрович, неужели вы, опытный кремлёвский политтехнолог, всерьёз полагаете, что сто двадцать шесть человек реально выражают мнение десятков миллионов живущих в тяжелейших условиях, с огромными трудностями? Это же промежуточное звено, придуманное... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Сергей Александрович. МАРКОВ С. А. Коллеги, я хотел бы ещё раз повторить: Общественная палата не выражает, конечно, интересы десятков миллионов людей, граждан Российской Федерации. Их воля выражена прежде всего голосованием на выборах в Государственную Думу, то есть мы, парламент, являемся выразителями их воли, как и президент, который избирается всенародным голосованием. Общественная палата не избирается всенародным голосованием, здесь, как вы знаете, достаточно сложная процедура избрания: сначала треть предлагается президентом, потом ещё одна треть избирается этой третью, и потом ещё третья треть избирается этими двумя третями уже непосредственно из регионов. Это достаточно сложная процедура. Почему? Потому что в Общественной палате представлены не все граждане Российской Федерации, как здесь, а представлены только наиболее активные. Как вы измерите активность в количественном выражении? Практически никак. Нельзя уравнять пассивного человека и активного полностью. То есть они уравнены полностью в том, что касается всеобщего избирательного права, но в том, что касается гражданской активности... Это никак невозможно измерить. Поэтому такая достаточно сложная процедура. Я, кстати, добавлю: институты типа Общественной палаты существуют практически во всех странах мира. Общественная палата входит в большой международный союз такого рода организаций. Ну, не надо нам, наверное, поучать теперь ещё и французов, и немцев, и итальянцев, и американцев, и британцев, и испанцев, утверждать, что они тоже вредят демократии, что они тоже составляют какое-то промежуточное звено! Поймите, коллеги, Общественная палата не подменяет парламент Российской Федерации никоим образом, она дополняет его работу, как это и происходит во всех странах мира. Не надо этого бояться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста, ваш вопрос. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос, связанный с эффективностью работы такого органа, как Общественная палата. К сожалению, на сегодняшний день декларируемые законом функции Общественной палаты не находят своего подтверждения, в том числе и в глазах наших граждан. Наверное, основная цель этой палаты - чтобы люди шли не на улицы, а через общественное мнение и своих представителей в Общественной палате влияли на исполнительную власть, если проще выразиться. Собственно говоря, сам вопрос, наверное, к социологу. Не считаете ли вы, что представительские функции Общественной палаты, которые заявлены в законе, не соответствуют порядку выборов членов Общественной палаты? И второй вопрос: не считаете ли вы, что размывание полномочий, представительских функций ведёт к размыванию ответственности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Сергей Александрович. МАРКОВ С. А. Уважаемые коллеги, Общественная палата не представляет всех граждан, а представляет гражданское общество, и в этом качестве члены палаты представляют прежде всего себя, свою общественную и гражданскую активность. Они избираются туда как представители определённой общественной организации, вот эту общественную организацию они и представляют, а в какой-то мере они представляют и социально активных граждан общества. Это, конечно, исключительно важное представительство, и само общество должно судить, насколько адекватно происходит это представление. Мы знаем, что на самом деле авторитет членов Общественной палаты среди общественных активистов очень высок. Если не брать узкую группку политически ангажированных людей, называющих себя общественными активистами, которые, по сути дела, являются политиками, а только прикрываются статусом общественного активиста, если не брать эту узкую группу, то для десятков, сотен тысяч общественно активных людей в регионах статус Общественной палаты очень высок, я это ощутил на собственном опыте, когда ездил, и отношение со стороны региональной исполнительной власти и региональной законодательной власти тоже весьма-весьма уважительное. Это свидетельствует о том, что членам Общественной палаты удалось завоевать авторитет. Вместо того чтобы зря их критиковать, давайте порадуемся с ними этому, давайте пожелаем ещё больше наращивать этот авторитет. Ещё раз повторяю: не рассматривайте Общественную палату как конкурента парламенту, это никоим образом не так, не бойтесь их, не бойтесь с ними работать, приглашайте их на свои заседания, посылайте им свои законопроекты для оценки, анализа и улучшения качества. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Селезнёв Валерий Сергеевич, ваш вопрос, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Вот у меня вопрос как раз связан с тем, о чём только что сказал коллега Марков. Известно, что в Госдуме есть такие формы общественных мероприятий, как парламентские слушания, "круглые столы". Мы очень часто наблюдаем, когда приглашаем этих общественников, инициативных граждан из Общественной палаты, что они просто игнорируют наши мероприятия. Вот у меня вопрос: неужели вы не понимаете, что есть два варианта всего - социально активные граждане общества тянутся или на улицу, или к законодателям? Вот кто там сидит, в Общественной палате, если они и не закон, и не улица? Это первое. И второе. Не могли бы вы рассказать, какими привилегиями пользуется член Общественной палаты Российской Федерации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Сергей Александрович. МАРКОВ С. А. Вы знаете, Валерий Сергеевич, привилегий не так много. Ну, есть решение о том, что они могут входить в здания Государственной Думы, Совета Федерации для осуществления своей работы, в здания министерств, у них есть определённый бюджет на поездки, у них есть возможность проводить свои заседания, мероприятия в помещениях Общественной палаты. Да, и у них есть право на то, чтобы давать экспертную оценку законопроектам. Наверное, это совсем небольшие привилегии, минимальные, простите. У них нет зарплаты, нет практически серьёзного аппарата, такого, как у депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Поэтому это очень маленькие привилегии. Извините, первый вопрос, я просто... Надежда Васильевна, можно попросить, чтобы первый вопрос повторили? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон Селезнёву. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Первый вопрос у меня был о том, что социально активные граждане ходят или на улицу, или к законодателю. Так вот, как вы оцениваете причины, по которым члены Общественной палаты игнорируют мероприятия, проводимые у законодателей, в том числе в первую очередь у нас, в Государственной Думе, - "круглые столы" и парламентские слушания? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Александрович. МАРКОВ С. А. Я понял, Валерий Сергеевич. Вы знаете, я думаю, что они не игнорируют. Ну, прежде всего они выбирают сами то, что, с их точки зрения, важно, и посещают. И я сказал бы, что жизнь в Общественной палате кипит. Валерий Сергеевич, съездите туда к ним, поучаствуйте в их мероприятиях, как мы, члены нашего комитета, делаем это на систематической основе. И вы увидите, что жизнь там кипит, приезжают люди из регионов, высказывают самые разные позиции, там идут жаркие дебаты, дискуссии по социально значимой проблематике. Поэтому я... В наших мероприятиях они принимают участие, не знаю, почему не принимают в ваших. Наверное, слабо с ними работаете. Скажите нам, в чём ваши конкретные, так сказать, направления, мы вам поможем установить такие контакты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алла Владимировна, присаживайтесь, пожалуйста. Вопросы заданы все. По ведению - депутат Беляков. Только прошу: по ведению, Антон Владимирович, пожалуйста. БЕЛЯКОВ А. В. Да, большое спасибо. Да, я именно по ведению. Мы при формировании повестки дня говорили о том, что будут присутствовать члены Общественной палаты. Мы специально на этом вопросе акцентировали внимание. Борис Вячеславович сказал: конечно-конечно. Хотелось бы понять: где они? Как-то показать... может быть, мы им какие-то вопросы сможем задать. Вроде мы обсуждали этот вопрос, когда принимали сегодня повестку дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Владимирович. Я не знаю, что вам на этот вопрос ответить. Дело всё в том, что у нас должен был здесь присутствовать член Совета Общественной палаты Дискин Иосиф Евгеньевич. Но у нас рассмотрение законопроекта должно было быть после 16 часов, может быть, по этой причине его нет. Если другая причина, будьте добры, тогда, Сергей Александрович, скажите. Маркову включите микрофон, пожалуйста. МАРКОВ С. А. Вы знаете, обсуждение законопроекта не предполагает непосредственного присутствия членов Общественной палаты, но им законопроект очень интересен, и ряд членов Общественной палаты, включая уважаемого Дискина Иосифа Евгеньевича, сейчас смотрят эту трансляцию, слушают наши с вами выступления, дискуссию и, конечно, формируют своё мнение по этому поводу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Яровая Ирина Анатольевна по ведению. ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, с учётом того что прозвучало очень много вопросов, просто маленькая справка. Дело в том, что мы очень активно, например наш государственный патриотический клуб партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", наш совет... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна, это не по ведению. Если вы хотите выступить, запишитесь, пожалуйста. Апарина Алевтина Викторовна по ведению. АПАРИНА А. В. Спасибо. Надежда Васильевна, я не получила ответа от Аллы Владимировны. Здесь говорили об эффективности работы. Я задала вопрос о том, в чём эффективность форсайт-проекта "Детство 2030" и как гражданское общество участвовало в его подготовке. И Сергей Александрович забыл назвать ещё одну цифру. Он сказал, что сейчас 280 миллионов рублей. А вторая цифра? Сколько будет?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алевтина Викторовна, каждый депутат... как ответил, так и ответил. Спасибо. Уважаемые депутаты, кто желает выступить по данному законопроекту? Будьте добры, включите запись на выступления, пожалуйста. Покажите, пожалуйста, результаты. Уважаемые депутаты, пятнадцать человек. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Кармазиной Раисе Васильевне. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я предлагаю: по одному от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование предложение... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хоть у вас и другое предложение, и я дам вам слово выступить по другому предложению, но мы должны проголосовать предложение депутата Кармазиной. Я не имею права этого не сделать. Включите, пожалуйста, режим голосования. Предложение Кармазиной Раисы Васильевны - по одному от фракции. Кто за данное предложение? Прошу определиться голосованием. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 31 сек.) Проголосовало за 298 чел.86,6 % Проголосовало против 45 чел.13,1 % Воздержалось 1 чел.0,3 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Принято. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не возражаем. Останина Нина Александровна, фракция КПРФ. Ваше выступление, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, основанием для внесения поправок в какой-либо закон, и вполне обоснованно, как правило, является практика применения этого закона, но в данном случае основанием для продления срока полномочий членов Общественной палаты с двух лет до трёх должны быть результаты работы Общественной палаты. К сожалению, Сергей Александрович затруднился ответить на вопрос моего коллеги Анатолия Евгеньевича Локотя о результатах работы Общественной палаты, поэтому на самом деле трудно найти единицу измерения, которая позволила бы дать какие-то количественные характеристики. В любом случае, я думаю, тем цифрам, которые приводят сами члены Общественной палаты в лице председателя правления Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Давыдова и научного руководителя того же ВЦИОМ Дискина, трудно не доверять. 18 октября 2010 года центр изучения общественного мнения провёл опрос жителей сорока шести регионов. Задавались несколько вопросов, основной вопрос: сколько россиян знают о существовании Общественной палаты? На сегодняшний день только 51 процент. К сожалению, тем, о чём говорили авторы закона, что можно зайти на сайт в Интернете и узнать, чем занимается Общественная палата, могут воспользоваться далеко не все. Да и вообще, компьютерная болезнь, которая сегодня захватила нашу власть, когда создаётся иллюзия, что можно, сидя у себя в кабинете, знать, чем живут люди на селе или чем живут они в провинциальном городе, она иногда приводит далеко не к тем результатам, и мы это уже сегодня услышали с трибуны: очень слабое представление о том, чем живут сегодня наши избиратели. На вопрос о том, знают ли жители о том, кто входит в состав Общественной палаты, отрицательно ответили примерно 80 процентов жителей. Я хочу поздравить депутатов Государственной Думы коллег Кобзона, Кабаеву, Роднину, Жириновского, потому что они названы в числе членов Общественной палаты. Жители сорока шести регионов называют их членами Общественной палаты в силу того, что это известные люди, публичные люди, поэтому считают, что они входят сегодня в состав Общественной палаты. К сожалению, об актрисе Приморского краевого академического драмтеатра и одновременно супруге господина Дарькина они не знают ничего, ни о ней, ни о её общественно полезной деятельности. То же самое: ничего о работе Павла Викторовича Белявского, который входит в состав Общественной палаты как председатель тюменского регионального отделения "Молодой Гвардии Единой России", он так себя позиционирует, жители сорока шести регионов Российской Федерации на сегодняшний день не знают. О том, чем занимается сегодня Общественная палата, имеет представление примерно 5 процентов всего населения России, а о самой главной задаче, о чём говорили авторы этого закона, что Общественная палата должна стать институтом гражданского общества и контролировать деятельность власти, знает только 15 процентов тех, кто вообще информирован как-либо о деятельности Общественной палаты. Большинство знают работу Общественной палаты по участию в разрешении каких-либо ситуаций, ну, например, снос домов в Южном Бутове или прокладка трассы через Химкинский лес. Сегодня основная задача - это изучение общественного мнения и трансляция этого общественного мнения для органов власти. К сожалению, с этой функцией Общественная палата, получается, не справилась. Что касается оценки результатов деятельности Общественной палаты, то здесь вообще интервьюируемые оказались в затруднительном положении, что касается участия в законотворческой деятельности - ни один из опрошенных не смог назвать закон, который был инициирован Общественной палатой. Более того, на те законопроекты, которые вносила власть, президент или правительство, например закон "О полиции", Общественная палата, кстати, иногда прислушиваясь к общественному мнению, давала отрицательные заключения, но это никак не повлияло на практику прохождения этих законопроектов у нас в Государственной Думе. Вот вы говорите о том, что не надо их бояться, - не боимся, прислушиваемся. Только почему-то, Сергей Александрович, вы не прислушиваетесь, потому что на закон "О полиции" они дали отрицательное заключение, на закон "Об образовании" - разгромное заключение. Великолепные доклады Рошаля о необходимости увеличить финансирование здравоохранения, к которым тоже никто не прислушивается. Замечательная инициатива Александры Очировой о необходимости внедрения социальных стандартов - хоть бы один прислушался депутат Государственной Думы, в частности фракции большинства. Получается, что сегодня общество, по сути дела, не знает о деятельности той организации, которая призвана защищать его интересы, и Общественная палата не стала институтом гражданского общества. Да этого не могло быть по определению. Не случайно был задан вопрос: если это институт гражданского общества, общественная структура, может ли она финансово зависеть от власти? А ведь сегодня Общественная палата финансируется из бюджета - кипит работа, осваиваются общественные деньги в Общественной палате. Только отдельно кипит работа в самой палате, повторяю, за счёт бюджетных средств, и отдельно кипит жизнь в регионах, самостоятельно, сама по себе, в отрыве от Общественной палаты, в отрыве от актрисы Приморского драматического театра. Поэтому на сегодня Общественная палата встроена во власть. Вы посмотрите состав Общественной палаты: по сути дела, в состав Общественной палаты входят руководители региональных общественных палат, как правило, при губернаторах. Ну как могут эти представители транслировать общественное мнение, если они встречаются только с губернатором и излагают мнение губернатора? Это второй канал для того, чтобы здесь, в Москве, рассказывать позитивно о том, что делается в регионах. И не дай бог, члены Общественной палаты скажут что-либо негативное. Это только здесь, в Москве, за пределами Садового кольца что-то увидят и на эти инициативы откликаются, когда уже невозможно просто не видеть возмущённых граждан. По сути, на сегодня Общественная палата, как бы здесь ни возражали авторы законопроекта, стала плохой копией Государственной Думы. Действительно, попытки участвовать в законопроектной деятельности есть, но это единичные попытки, такие сегментарные попытки, и какого-либо влияния на формирование законодательства Российской Федерации они, к сожалению, не оказывают. Основная задача Общественной палаты - знать общественное мнение, формулировать общественное мнение, но она не может быть выполнена потому, что этот орган создан сверху. Получается, на сегодня политические партии, которые по природе своей, по принципу своему должны создаваться снизу, от народа, с этой ролью не справляются, потому что в Государственной Думе крайне мало тех политических партий, которые на сегодня созданы снизу, а в основном проекты создаются сверху, в администрации президента. К великому сожалению, прямого общения с избирателями не получается, изучения общественного мнения тоже не получается, и те выводы, которые сегодня звучат с трибуны, к великому сожалению, действительно зачастую не отражают того положения, которое сегодня складывается в регионах Российской Федерации. С одной стороны, мы говорим, что люди задыхаются от непомерных тарифов на ЖКХ, с другой стороны, мы утверждаем сегодня разворовывание тех средств, которые у нас есть в фонде содействия реформе ЖКХ. С одной стороны, люди говорят, что нам не нужен сегодня 83-й закон, с другой стороны - здесь уверяют с трибуны, что население регионов поддерживает 83-й закон. Сегодня здесь вот вносили поправки в закон об инвалидах - инвалиды просто плачут, находясь в той ситуации, в которой оказались, а здесь вот от фракции большинства звучит мнение, что этот закон никому не нужен. Сегодня мнение Общественной палаты зависит не от мнения общества, а от того, кто сформировал эту Общественную палату. Вот и получается, что в самой Общественной палате жизнь кипит сама по себе, а в регионах она тоже существует самостоятельно, в отрыве от Общественной палаты. Исходя из того, что действительно этот общественный институт на сегодня не справился с той задачей, которая была возложена на него даже действующим законодательством, мы считаем, что нет основания для продления срока полномочий членов Общественной палаты. Давайте оставим этот закон в таком виде, в каком он есть на сегодня. Пусть члены Общественной палаты действительно озаботятся тем, как вы сказали, Сергей Александрович, чтобы повысить свой статус. Повысить можно то, что уже есть, что наработано, а пока этого высокого общественного статуса нет. Вот когда будет создан высокий общественный статус, когда этот орган действительно станет институтом гражданского общества, когда само общество будет формировать эту палату, а не власть, не губернаторы и не президент - вот тогда, наверное, можно и нам с вами ещё раз обсудить этот законопроект и поговорить о продлении срока полномочий членов Общественной палаты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста, ваше выступление. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР также не может поддержать настоящий законопроект. К сожалению, за последнее время этот орган показал свою нежизнеспособность, неэффективность. Если мы соотнесём то, что сделано, с теми деньгами, которые туда вложены, - ну, это ни в какие рамки не лезет по эффективности использования бюджетных средств, а это деньги наших людей, это деньги, которые они отдают государству, для того чтобы государство отдавало им в виде различных эффективных государственных институтов. К сожалению, в целом сегодняшняя демократия в нашей стране или представительные функции народа больше напоминают комнату смеха, был такой распространённый аттракцион в далёкие годы: ты заходишь в эту комнату, и там висят кривые зеркала. Вот сравнивать нашу Общественную палату с теми общественными органами, которые функционируют в других странах, некорректно, и тем более социологу. Почему? Потому что там, как правило, это неудобные органы, которые всегда воспринимаются органами исполнительной власти как действительный инструмент контроля общества. У нас, к сожалению, все общественные советы, Общественная палата и так далее - это такие карманные структуры, где неким уважаемым людям дают дополнительные функции (ну, слава богу, мигалки там с некоторых поснимали). А так это вот уважаемый человек, и за то, чтобы он был хорошим и послушным, где-то он имеет дополнительные привилегии. К сожалению, это так. Парламент наш, основной орган представительной власти, - это тоже кривое зеркало. Мне вот задают в нашем славном регионе Рязани вопрос: слушайте, ЛДПР вроде как набрала 18-65 процентов на выборах, мы же, говорят, проголосовали, а вот что-то считаем количество депутатов, и процент представителей ЛДПР в парламенте Рязанской области меньше единицы получается, - вот это как? Неудобно. Надо бы сохранить тот процент, который реально был при голосовании, как народ проголосовал. К сожалению, во всём у нас так: вроде бы мы декларируем хорошо, а получается как всегда, как обычно, создаём удобные органы, а эти удобные органы функционируют по непонятным никому в нашей стране правилам. В своём выступлении представитель комитета говорил: да нет там политических партий! Оказывается, есть: Ирина Яровая сказала, что активно работает через своё структурное подразделение "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и имеет там представительство. Вот другие политические партии, неудобные, не могут работать через общественные организации, которые они как бы курируют, поэтому мы не имеем представительства и не будем там иметь представительства, а ведь демократия как раз и заключается в том, чтобы власть услышала, во-первых, мнение общества, во-вторых, мнение меньшинства - оппозиции. Вот, наверное, было бы правильно вернуться, добавить функции представительным органам власти и в случае необходимости доработать эту систему по представлению, так скажем, активной части населения и общественных организаций, создать какой-то общественный орган контроля, но только чтобы он был неудобен для власти. А при сегодняшней системе продлевать сроки для удобного органа - это, ну, на самом деле, наверное, некорректно. Сейчас есть возможность у людей каким-то образом повлиять на ту ситуацию, которая сложилась, хотя в принципе при существующей системе выборов членов Общественной палаты, наверное, и повлиять-то даже раз в два года на то, кто станет там представителем, нет возможности. А активные люди, которые хорошо работают, действительно есть, те, которые борются, но они активны не потому, что они члены Общественной палаты, смею вас заверить, а потому, что это их жизненная позиция. И на самом-то деле... Вот там Кучерена бился вместе с жителями Южного Бутова. Чего он добился-то? Да ничего! Так же его ОМОН щитами отодвинул в сторону, и всё сделали, как надо было некой семейной чете. И с "Речником" то же самое было. У нас режим ручного управления, и общественное мнение, наверное, пусть даже и таким образом высказанное, ничего не значит. К сожалению, сегодня мы находимся в той ситуации, когда надо совершенствовать механизмы представительной власти, её реального контроля за исполнительной властью, иначе нас ждёт не очень хорошее будущее. И я думаю, что в ближайшее время действительно надо поднять значение оппозиции и контрольных функций общества, но не такими способами, когда продлеваются полномочия удобного органа. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович.
Уважаемые депутаты, мы продолжаем выступления. У нас два выступления осталось - от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я прошу сейчас фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" определиться, кто будет выступать по данному законопроекту. Шеин Олег Васильевич, да? Пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, пока молчат. Вы подняли руку. Пожалуйста. Включите, пожалуйста, микрофон. ШЕИН О. В. Нам приятно, что мы имеем уже приоритет перед "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ". Возвращаюсь к тексту законопроекта, я имею в виду законопроект об Общественной палате. Наша точка зрения в отношении этого органа была достаточно сдержанной в прежнее время, потому что, естественно, метод её формирования вызывал много вопросов, и в первую очередь, конечно, были опасения, что формируемая таким образом Общественная палата может быть структурой, которая якобы от имени общества может поддержать любые, подчас самые неосторожные и неразумные инициативы исполнительной власти. Реальная практика однако показала, что при всей незавершённости этой структуры Общественная палата в ходе тех конфликтов, которые возникают между обществом и исполнительной властью, действительно занимает подчас достаточно прогрессивные позиции (я имею в виду историю с Химкинским лесом, я имею в виду историю с "Речником", я имею в виду отдельные конфликты, которые выплёскивались потом в Интернет, в блоги и сообщества). Поэтому, конечно, Общественная палата - это не тот инструментарий, который можно сегодня спокойно выбросить, отказаться от него. Пусть ограниченная, но вполне реальная практическая помощь людям от этой структуры есть. В частности, именно вмешательство Общественной палаты во многом помогло летом прошлого года наряду с активнейшими выступлениями людей сдержать ситуацию, связанную с Химкинским лесом, хотя, конечно, к сожалению, последующее решение вряд ли оправдало те надежды, которые возлагались. Позиция "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" заключается в том, что необходимо, напротив, расширить участие общественных организаций в государственных структурах, в том числе и в парламенте. Мы придерживаемся точки зрения, что, может быть, даже есть смысл закрепить квоты общественных организаций в составе фракций перед выборами, как, например, мы предлагали установить в рамках гендерного равноправия квоту для женщин. Потому что такие организации, как Всероссийское общество инвалидов, реальные рабочие профсоюзы, жилищные инициативы... Недавно проходил крупный конгресс в Твери, где все жилищные ассоциации, вышедшие из умершего проекта "Управдом", по сути дела, оказались вместе, рядом с нашими товарищами и подписали соглашение о взаимодействии, с участием в том числе Сергея Михайловича Миронова. Инициативы экологические не только по Химкам, но и по Байкалу, по другим позициям - это всё то, что очень близко "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", потому что "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" строит гражданскую партию, партию гражданского общества, и у нас нет никаких трудностей с тем, чтобы перечислить те реальные общественные организации, не формализованные, типа Шмакова, а реальные общественные организации, с которыми взаимодействуем и работаем. Любые формы активности общественности, в том числе через Общественную палату, мы будем всецело приветствовать, и мы поддерживаем данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Олег Васильевич. Уважаемые депутаты "ЕДИНОЙ РОССИИ", я так понимаю, что нет желающих выступить? Нет. Полномочный представитель президента не желает выступить. Полномочный представитель правительства также. Заключительное слово докладчику требуется? Пожалуйста, Сергей Александрович. МАРКОВ С. А. Уважаемые коллеги, здесь была проведена бурная дискуссия, хотя, честно сказать, для меня, конечно, это удивительно. Мне кажется, что нет более безобидного закона, наверное, чем этот закон - об увеличении срока полномочий членов Общественной палаты с двух до трёх лет. И такая, так сказать, буря критики - это немного странно. Вообще, один из наших коллег, друзей из Верховной Рады, который смотрел вот эту нашу дискуссию, сказал, что поведение коммунистов напоминает поведение украинских националистов. Те всё время путают: защищать украинский язык и подавлять русский язык - это не одно и то же, это абсолютно разные вещи. То же самое: не надо путать защиту парламентаризма с критикой Общественной палаты, это абсолютно разные вещи. Общественная палата не подменяет собой парламентаризм, наоборот, она дополняет его так, как это происходит практически во всех странах мира. Здесь тоже говорилось много о конкретных результатах. Коллеги, ну, вы знаете, что были пожары этим летом, и именно Общественная палата выступила, стала площадкой для сбора средств. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАРКОВ С. А. О прошедшем, этого сезона. 380 миллионов рублей Общественная палата собрала для погорельцев - граждан Российской Федерации. Разве это не проявление уважения к Общественной палате? Своими деньгами люди поддержали и выразили своё доверие к этим активистам. Общественной палатой были организованы "горячие линии" и по многим другим проблемам. Вы помните, была ситуация с туристами из-за акулы этой, так сказать, из-за арабских революций? Общественной палатой тоже были организованы "горячие линии", которые помогли тысячам и тысячам наших туристов, застрявших в это время в аэропортах. Буквально завтра будет проведено заседание по теме "Гражданское общество и ЖКХ". Важнейшая, острейшая проблема, волнующая десятки миллионов наших граждан! И на всё это ориентирована Общественная палата. Хотя временами, может быть, и не надо говорить о конкретных результатах, но вот конкретный пример: Общественной палатой создана специальная рабочая группа по проблемам Северного Кавказа. Её возглавляет известный специалист по национальным и религиозным вопросам Максим Шевченко, который мотается по всем северокавказским республикам, организует "круглые столы", консультации. Разве можно выразить деятельность этой рабочей группы в конкретных результатах сейчас?! Но если нам всем вместе удастся остановить вал терроризма на Северном Кавказе - а в этом принимают участие и Государственная Дума, и исполнительная власть, и Общественная палата, - вот это будет конкретный результат. В этом и состоит идеология работы Общественной палаты: не противопоставление друг другу общественности и государства, а максимальная работа всех вместе. Именно поэтому мы её поддерживаем, именно поэтому мы сделаем всё, чтобы обеспечить нормальные условия для её работы, в том числе изменим срок полномочий её членов с двух до трёх лет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович, присаживайтесь. Выносится данный законопроект на "час голосования".
Пункт 20 порядка работы Государственной Думы. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 18 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принято.