Заседание № 189

10.10.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 499868-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены запрета депутатам, не являющимся кандидатами, осуществлять агитационную деятельность на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4135 по 4242 из 6804
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части отмены запрета депутатам,     
не являющимся кандидатами, осуществлять агитационную деятельность на каналах    
организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях".              
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский, пожалуйста.                                    
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен     
законопроект, подготовленный группой депутатов и касающийся опять же темы       
совершенствования избирательного законодательства. Тема эта вечная, мы вчера    
обсуждали её в связи с работой КОИБов, её же касается и предыдущий              
законопроект, и данный законопроект, я думаю, ещё много подобных                
законопроектов будет обсуждаться. Мне кажется, наиболее актуальный вопрос       
сейчас - при рассмотрении предыдущего законопроекта тоже говорилось об этом -   
снижение количества партий для участия в выборах депутатов Госдумы в 2016       
году. Действительно, если "ПАТРИОТЫ РОССИИ" имеют семь фракций в региональных   
парламентах, то "ЯБЛОКО", пятая или шестая партия, - три, а все остальные -     
две или одну фракцию, что не является нормальным, так что и этот                
законопроект, и ряд других на эту тему заслуживают нашего внимания.             
                                                                                
Законопроект, рассматриваемый сейчас, очень простой, он в определённой мере     
носит юридико-технический характер, суть заключается в следующем. В             
соответствии с базовым законодательством, прежде всего с 67-м законом (так мы   
сокращённо называем закон "Об основных гарантиях избирательных прав..."),       
существует запрет для депутатов всех уровней на участие в предвыборной          
агитации, за исключением зарегистрированных кандидатов, точнее, речь идёт о     
запрете для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, к коим   
относятся депутаты, правда не только они. И в связи с этим всегда стоял         
вопрос о том, чтобы вывести депутатов, в частности не только нас с вами, но и   
депутатов других уровней, из-под этого запрета, потому что мы избраны           
народом, кто бы что ни говорил и по каким принципам мы ни избирались бы - то    
ли по партийным спискам, то ли по одномандатным округам. Тема эта всегда        
была, по крайней мере с нашей точки зрения, депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ     
РОССИЯ", актуальной, потому что нам казалось, что депутаты Госдумы, депутаты    
других уровней - это всё-таки депутаты, избранные народом, и они имеют право    
участвовать в предвыборной агитации всех уровней. Но хочу обратить также        
внимание на то, что мы с вами в феврале приняли федеральный закон о выборах     
депутатов Государственной Думы, по которому пройдут выборы в 2016 году и        
которым подобная норма была исключена, то есть этот запрет был снят. Таким      
образом, помимо сюжета, связанного с тем, что для депутатов, в общем-то, не     
должно быть запрета на участие в предвыборной агитации в ходе выборов,          
появилась юридико-техническая проблема, заключающаяся в том, что в              
соответствии с общим законом об организации выборов, 67-м, запрещается          
проводить предвыборную агитацию, а специальный закон, "О выборах депутатов      
Государственной Думы...", снимает этот запрет.                                  
                                                                                
Мне кажется, что надо корректировать законодательство тем или иным образом, и   
в заключении правительства говорится о том, что этот вопрос надо решать         
комплексно, то же говорится и в заключении комитета, который рассматривал       
данный законопроект. Я полагаю, базой для изменения законодательства в этой     
части мог бы стать и нынешний законопроект, но если нет, то любой другой.       
Возможно, Дмитрий Фёдорович Вяткин как содокладчик, представитель комитета      
скажет, по какому пути комитет рекомендует двигаться, с тем чтобы               
отреагировать на данное если не противоречие, то нестыковку специального        
федерального закона и общего закона, коими являются закон № 20-ФЗ "О выборах    
депутатов Государственной Думы..." и 67-й федеральный закон, в котором          
говорится в общем о выборах, "Об основных гарантиях избирательных прав и        
права на участие в референдуме...". Мы же предлагаем взять за основу наш        
законопроект. В любом случае тем или иным путём, мне кажется, этот вопрос       
необходимо решать с целью совершенствования действующего избирательного         
законодательства и наведения порядка в части согласования двух                  
законопроектов.                                                                 
                                                                                
Предлагаю взять за основу этот законопроект, чтобы решить и                     
юридико-техническую проблему, и ещё раз подчеркнуть, что депутаты - особая      
категория людей: мы избраны народом, и поэтому имеем право участвовать в        
предвыборной агитации на всех уровнях, что соответствует и нашему статусу, и    
духу, так сказать, нашему пониманию, что мы представители народа, в отличие     
от другой категории лиц, замещающих государственные и муниципальные             
должности, коими являются представители исполнительной власти.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, доложите быстро?                                             
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет в          
заключении достаточно подробно изложил аргументы, согласно которым мы           
предлагаем данный законопроект отклонить. Обращу внимание на два момента:       
первый момент чисто юридический, второй - политический.                         
                                                                                
Юридический аспект данной проблемы: запрет на участие в агитации депутатов и    
лиц, занимающих госдолжности, обусловлен необходимостью соблюдения равенства    
всех кандидатов. Совершенно очевидно, что у тех лиц, которые занимают           
государственные должности, в том числе федеральные, региональные, существует    
определённый ресурс, в том числе и у нас, как у депутатов, следовательно,       
использование данного ресурса в предвыборной кампании лицом, которое не         
является кандидатом, подчеркну, не является кандидатом, конечно же, может       
нарушить принцип равенства всех кандидатов.                                     
                                                                                
И второй момент, политический: если будут ездить по всем территориям, где       
проходят муниципальные и региональные выборы, одни и те же лица и               
агитировать, не являясь при этом кандидатами, то как наши граждане вообще       
поймут, за кого голосовать? Это чисто политический вопрос. Каждая партия        
заинтересована в привлечении в свои ряды новых лиц, которые представляли бы     
её на каждом уровне: на федеральном, на региональном и на муниципальном. Это    
могут и должны быть всё-таки разные лица. Вот на основании этого мы и           
предлагаем законопроект отклонить. На наш взгляд, всё сейчас записано           
правильно.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, продолжим обсуждение после перерыва. А пока объявляю перерыв до 16     
часов.                                                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4265 по 4523 из 6804
Продолжаем обсуждать 28-й пункт порядка работы. Есть ли вопросы к докладчику    
или содокладчику? Есть.                                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Вопрос Дмитрию Фёдоровичу.                                      
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, мы начали дискуссию о том, как госслужащие должны            
участвовать в выборах. Значит, мы их здесь для себя подразделяем на две         
категории: это те, которые представляют исполнительную власть, и те, которые    
представляют законодательную власть. Скажите, какова ваша личная точка          
зрения, как вы считаете, влияние на исход выборов одинаково у тех, кто          
работает в органах исполнительной власти, и у депутатов? Влияние на итоги       
выборов.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Михайлович, влияние может быть разное, но         
совершенно очевидно следующее: чтобы обладать полностью всеми правами и         
гарантиями, а также чтобы на соответствующее лицо распространялись требования   
при проведении предвыборной агитации, такое лицо должно зарегистрироваться в    
качестве кандидата, будь то депутат, будь то иное выборное лицо, и тогда -      
пожалуйста, в качестве кандидата это лицо вправе осуществлять все               
предусмотренные законом действия, но при этом нести ответственность. В том      
случае, если мы говорим о лицах, занимающих должности государственные,          
которые, не являясь кандидатами, будут вести фактически агитационную            
кампанию, возникают большие сомнения относительно того, что те требования,      
которые предъявляются к кандидатам, включая последствия несоблюдения закона,    
можно будет применить к той работе, которая будет проводиться                   
соответствующими лицами, занимающими госдолжности, вот в чём вопрос. А          
влияние у всех разное.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Дмитрий Фёдорович, у меня к вам вопрос: вот подскажите, как      
мне быть, если мне, как депутату Государственной Думы, в Рязанской области не   
дают возможности отчитываться о работе - не агитация! - не только в             
предвыборный какой-то период, когда выборы идут, в которых я не являюсь         
кандидатом, но вообще, то есть за многие годы вот ни разу не давали?! Я не      
говорю о предвыборных периодах, это вообще для меня была бы сказка, если бы     
дали. Я обращался в письменном виде к руководителям телерадиокомпаний, к        
губернатору, дважды обращался в прокуратуру, ссылался на наш закон! Вот мы      
говорим, что не дают в течение выборной кампании, - так вообще не дают          
возможности депутату Государственной Думы рассказать о работе Госдумы!          
                                                                                
Кстати, Иван Иванович, жаль, что ушёл Нарышкин, потому что я хотел бы к нему    
обратиться с просьбой, чтобы он направил запрос губернаторам, поскольку нам     
на местах совершенно не дают выступать! В Москве выступаю за месяц больше,      
чем за год в Рязанской области!                                                 
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, вообще, как быть? Ни в период выборной кампании, ни в        
основной период работы депутата вообще не выпускают на местное телевидение!     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Николаевич, вы не поверите, но у многих в       
этом зале те же проблемы. Выход один: идти в народ, Владимир Николаевич, идти   
в народ!                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потапов Александр Владимирович.                           
                                                                                
ПОТАПОВ А. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вы выступаете против                 
законопроекта, но неужели вы не видите, что главы администраций регионов        
имеют колоссальный ресурс - мы знаем, уже выучили словосочетание                
"административный ресурс" - и реально ведут ту самую агитацию и пропаганду в    
отношении своих, так сказать, приближённых кандидатов и ни один суд,            
по-моему, ещё их не наказал реально?! Как говорится, чёрт с ним, если даже на   
это закрыть глаза, то неужели вы не хотите создать максимально                  
демократические возможности для народа на выборах?                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон.                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Владимирович, нет, я выступаю с позицией       
комитета, которая зачастую совпадает с моим мнением, где-то я выхожу за рамки   
заключения комитета, потому что всё воспроизводить бессмысленно, можно взять    
и прочитать. Так вот, от себя могу сказать, что на самом деле действительно     
может возникнуть определённый диспаритет в статусе лиц, которые ведут           
предвыборную агитацию в качестве кандидатов, и лиц, таковыми не являющимися,    
потому что над кандидатами висит, знаете, такой дамоклов меч в виде             
ответственности, в том числе и отмены регистрации, а когда приедет иное лицо,   
занимающее госдолжность, в частности депутат, то он, по большому счёту, если    
даже где-то нарушит закон, к какой-то серьёзной ответственности может и не      
привлекаться. Тем более, что ответственность, мы помним, которая налагается     
судом, в частности административная, не может быть применена фактически без     
соблюдения определённых процедур к депутатам Государственной Думы - на          
основании конституционных норм о неприкосновенности, и именно этим              
обусловлены определённые ограничения, а не нежеланием, допустим, решить ту      
или иную проблему.                                                              
                                                                                
Всё законодательство, как правильно указано в заключении правительства, нужно   
оценивать комплексно и соответственно комплексно реформировать. То есть, если   
мы согласимся с тем, что в принципе не будем ограничивать агитацию со стороны   
лиц, занимающих госдолжности, тогда это должно быть прекращено и для            
депутатов, то есть для лиц, занимающих госдолжности в представительных          
органах власти, и для тех, кто занимает госдолжности в органах исполнительной   
власти, а это, согласитесь, разные вещи. И уж если без каких-либо               
последствий, без каких-либо запретов будут агитировать те, кто занимает         
госдолжности в органах исполнительной власти, вот тогда действительно           
кандидатам, которые не занимают такие должности, будет с ними очень и очень     
сложно тягаться. А так хотя бы есть определённые нормы ответственности,         
определённые запреты, которые - плохо ли, хорошо ли, я не берусь судить -       
более или менее соблюдаются по стране.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
Семь минут поставьте.                                                           
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Я не случайно, Дмитрий        
Фёдорович, задал вам вопрос, различаете ли вы в законопроекте в госслужбу в     
органах исполнительной власти и законодательной. Дело в том, что мы с вами      
абсолютно согласны: не должны участвовать в выборах представители               
исполнительной власти, но мы видим, что как раз всё с точностью до наоборот!    
Как только начинаются выборы - начинается открытие дворцов, площадок, и везде   
у нас исполнительная власть в лице губернатора или его замов не стесняется      
говорить, что это сделано вот такой-то партией или на участке такого-то         
кандидата и что всё будет ещё лучше. Но как только депутаты, которые имеют      
особый правовой статус, ведь фактически это наша работа, начинают агитировать   
за членов партии, это сразу вызывает отторжение, причём на всех уровнях. Я      
вам так скажу: когда мы начинаем предвыборную кампанию, то даже на уровне       
Законодательного Собрания не все депутаты понимают, что говорить, и я           
вынужден объяснять при проведении каких-то мероприятий, что можно им сказать,   
а что нельзя. У депутата, может быть даже из Госдумы, из заксобрания            
субъекта, в голове не укладывается: как так, идут выборы по партийным           
спискам, идут выборы по одномандатным округам, а они не могут поддержать        
членов своей партии?!                                                           
                                                                                
Я вот взял документ, чтобы зачитать... Вообще, нам тогда надо менять не         
только это, нам тогда де-факто надо менять и закон "О политических партиях".    
Что у нас понимается под политической партией и какие цели и задачи перед ней   
ставятся? Не буду все перечислять, посмотрите вот только то, что касается       
участия в выборах. Как тогда депутату Государственной Думы, депутату            
Законодательного Собрания реализовать своё право? Те люди, которые являются     
агентами влияния, носителями, скажем так, информации и вообще авторитетными     
людьми, - практически все они депутаты разных уровней, то есть лучшие люди,     
которые могут что-то сказать в защиту своей партии и кандидата, - это,          
конечно, депутаты, а мы этот блок сразу отрезаем!                               
                                                                                
Вот в заключении вы, Дмитрий Фёдорович, пишете, что приведённое авторами        
обоснование целесообразности принятия данного закона представляется не вполне   
убедительным, поскольку для многих депутатов существует преимущественное        
право доступа к средствам массовой информации. Вот это, вообще, интересный      
момент: а что именно под доступом к средствам массовой информации, Дмитрий      
Фёдорович, вы подразумеваете? Какое мы имеем преимущественное право? У нас      
никакого разделения для депутатов... Это ведь речь идёт о политических          
партиях, сами же депутаты практически не имеют особого доступа к средствам      
массовой информации, где мы можем изложить свою точку зрения.                   
                                                                                
В принципе то, что здесь прописано, должно касаться исполнительной власти,      
потому что мы с вами видим сплошь и рядом, что как только начинаются выборы -   
начинаются отчёты, сегодня представители исполнительной власти даже не          
затрудняются уходить в отпуск, чтобы в открытую агитировать за своих            
кандидатов! А депутат является представителем и одним из видных членов          
партии, и лишать его права участвовать в выборах - это абсолютно нелогично!     
                                                                                
Мы поддержим инициативу "эсэров", потому что считаем, что она абсолютно         
логична и необходимость в ней давно назрела.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Сергеевич Шурчанов.                                                    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, надо этот закон принять, и      
коллега Тарнавский, подготовивший его проект, исключительно прав. Почему?       
Предыдущий выступающий очень хорошо сказал, что политические партии должны      
участвовать в избирательных кампаниях и поддерживать друг друга, но есть и      
другая составляющая: депутатский корпус каждой политической партии - это        
самый подготовленный контингент. Депутаты действительно хорошо представляют     
программу партии, озабочены прежде всего целями и задачами развития страны,     
могут их доступно публично объяснить и в конечном счёте мобилизовать            
избирателей для реализации тех самых задач и планов экономического и            
социального развития страны. Не допуская к этому депутатский корпус, людей      
подготовленных, мы обедняем содержание избирательной кампании, и, безусловно,   
это негативно влияет на развитие страны. Мне кажется, если мы здесь, в этом     
зале, заинтересованы в лучшем, как говорится, пути развития страны, то          
несомненно должны поддержать данный законопроект и сделать таким образом,       
чтобы каждая избирательная кампания была исключительно содержательной. А        
самое главное, чтобы после этого избранные депутаты могли сами участвовать в    
реализации этих планов.                                                         
                                                                                
Надо поддержать законопроект.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич, прошу вас.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Я признателен коллегам за такое содержательное обсуждение      
данного законопроекта. При всей его краткости полагаю, что он является          
значимым. Как известно, практика - критерий истины, и если бы все коллеги,      
сидящие в этом зале, - неважно, к какой партии они относятся, - участвовали в   
избирательных кампаниях в полной мере, если бы у них была такая возможность,    
то это было бы, без пафоса скажу, на пользу стране, потому что, зная всех или   
большинство из вас, могу утверждать, что это принесло бы пользу                 
избирательному процессу и позволило бы сделать выборы более объективными.       
Предлагаю членам комитета помнить об этой новелле и считаю, что магистрально,   
стратегически это верное решение, тем более что у нас усиливается процесс,      
связанный с выборами по одномандатным округам, и не только на федеральном       
уровне, но и на уровне регионов. Как вы знаете, в Москве и в ряде других        
регионов вообще будут выборы по одномандатным округам, поэтому роль             
депутатского корпуса будет возрастать.                                          
                                                                                
Есть также и юридико-технический аспект, на что я тоже хотел бы обратить        
внимание членов комитета по конституционному законодательству. Ещё раз          
напомню, что мы решили этот вопрос в 20-м законе, о выборах депутатов           
Госдумы, сняли этот запрет, но в базовом, 67-м законе, "Об основных гарантиях   
избирательных прав...", он пока ещё присутствует, поэтому, хотим мы или не      
хотим, мы обязаны специальный закон привести в соответствие с общим законом.    
Над этой темой надо работать, очень надеюсь, что это будет сделано в рамках     
последнего принятого закона о выборах в Госдуму, будет снят этот запрет,        
повторю, в содержательном плане это будет правильным.                           
                                                                                
Ну и в заключение могу сказать, что я полностью согласен с теми доводами,       
которые высказали Валентин Сергеевич Шурчанов и Сергей Михайлович Катасонов.    
Владимир Николаевич Федоткин в заданном вопросе коснулся темы равного доступа   
к региональным СМИ. Могу вам сказать, что в два часа у нас состоялось           
заседание Комитета по делам общественных объединений и религиозных              
организаций и там в первом чтении была одобрена инициатива наших коллег о       
равном доступе, прежде всего в отношении региональных СМИ, и мы будем в         
скором времени обсуждать её на заседании Думы, с тем чтобы исправить наш        
федеральный закон о равном доступе. Другое дело, можно только догадываться,     
чем это всё закончится, но, повторяю, мы эту тему будем продолжать обсуждать,   
с тем чтобы выборы в заксобраниях прежде всего и на муниципальном уровне были   
максимально продуктивными и интересными и депутаты Государственной Думы могли   
в полной мере использовать свой потенциал, повторяю, все без исключения         
депутаты, и от правящей, и от оппозиционных партий, по-моему, способны          
сделать эти выборы в итоге более репрезентативными.                             
                                                                                
Коллеги, предлагаю поддержать данный законопроект, а если вдруг этого не        
случится, продолжить над ним работу. И с удовольствием готов присоединиться к   
другой подобной инициативе, которую внесут коллеги из других фракций, - мы за   
авторство в данной ситуации не боремся, мы боремся за то, чтобы этот вопрос     
рано или поздно был решён.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Спасибо.                                   
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5779 по 5797 из 6804
28-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в части отмены запрета депутатам,     
не являющимся кандидатами, осуществлять агитационную деятельность на каналах    
организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях".              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              203 чел.45,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    203 чел.                                          
Не голосовало                 247 чел.54,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.