Заседание № 227
О проекте федерального закона № 499739-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части упрощения выдачи вида на жительство некоторым категориям иностранных граждан; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Казбек Куцукович Тайсаев. ТАЙСАЕВ К. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Рассматриваемый законопроект тесно связан с двумя предыдущими. В апреле мы приняли законопроект в первом чтении. В комитет поступили поправки. Была проведена соответствующая работа по согласованию предложений со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Вашему вниманию предлагаются две таблицы поправок: поправки, рекомендованные к принятию, в первой, к отклонению - во второй. Ко второму чтению законопроект дополнен рядом положений, направленных на совершенствование миграционных процедур и в конечном счёте на обеспечение безопасности наших граждан. Первое, предлагается установить единообразный перевод фамилий и имён иностранных граждан, соответствующий порядок утвердит Правительство Российской Федерации, разработают МИД, Минцифры и так далее. Это исключит ошибки при регистрации иностранных граждан в государственных системах, в гостиницах, больницах, банках, при нотариальных действиях и так далее. Таким образом, не будет ошибочного создания нескольких личностей одного человека по причине различного написания имён и фамилий. Второе, Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по проведению эксперимента - апробации новых правил и условий въезда и выезда из Российской Федерации иностранных граждан. В рамках эксперимента планируется в пунктах пропуска Московского авиаузла при прохождении пограничного контроля осуществить сбор персональных биометрических данных въезжающих иностранных граждан, это коснётся трудовых мигрантов. Будет отлажена система оперативного взаимодействия информационных систем министерств и ведомств. В результате мы в живом режиме сможем не только регистрировать вновь приезжающих в нашу страну мигрантов, создавая так называемый информационный профиль мигранта, но и выявлять и не допускать лиц, ранее нарушавших наши законы. Уважаемые коллеги, замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы учтены при подготовке текста законопроекта ко второму чтению. Прошу проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Казбек Куцукович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 16 мин. 38 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 17 мин. 05 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 17 мин. 29 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Казбек Куцукович, вам слово. ТАЙСАЕВ К. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Прошу рассмотреть и принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений против того, чтобы в третьем чтении рассмотреть? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 18 мин. 10 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 27 чел.6,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 204
О проекте федерального закона № 499739-8 "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части упрощения выдачи вида на жительство некоторым категориям иностранных граждан).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Докладывает Леонид Иванович Калашников. КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, который я сегодня представляю, продолжает нашу работу по упрощению возвращения наших соотечественников из-за рубежа в Россию. Он не касается мигрантов, он касается именно той категории наших соотечественников, которых мы называли репатриантами. Речь идёт о тех самых почти 30 миллионах наших соотечественников, которые при распаде Советского Союза в одночасье оказались в другой стране. Для желающих вернуться в Россию уже больше десяти лет действует госпрограмма переселения соотечественников. Мы давно говорили и здесь, и на других наших площадках о существующих проблемах этой программы. Кое-что вместе удавалось решить, но одну из главных задач - нормативное закрепление института репатриации - нам удалось достичь совсем недавно. Несколько месяцев тому назад, в ноябре 2023 года, вышел указ президента, где федеральная госпрограмма дополнена этим положением о репатриантах. Напомню, что репатриант в отличие от участников госпрограммы, которые обязаны соответствовать требованиям региона вселения по профессии, может вселяться в любой регион Российской Федерации, не претендуя при этом на некоторые меры поддержки. В развитие этого указа настоящим законопроектом предлагается выдавать в упрощённом порядке вид на жительство в России репатриантам и членам их семей, так же как это действует для других участников госпрограммы. Предлагается также расширить перечень оснований для выдачи виз, включив в него решение о предоставлении статуса участника государственной программы либо члена его семьи. Принятие законопроекта потребует издания соответствующих нормативных правовых актов, в связи с чем законопроектом предусмотрен отлагательный срок вступления в силу - 90 дней. Принятие этого законопроекта создаст более справедливые условия для различных категорий соотечественников, желающих вернуться на свою Родину, в Россию. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Павловича Тетердинко... Прошу прощения. Содоклад Казбека Куцуковича Тайсаева. Пожалуйста. ТАЙСАЕВ К. К., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи! Положения рассматриваемого законопроекта позволяют создать дополнительные благоприятные условия для репатриации наших соотечественников. Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности поддерживает законопроект. Комитеты Совета Федерации по международным делам, по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживают законопроект с замечаниями, которые могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. У Правового управления Аппарата Государственной Думы есть замечание терминологического характера, которое может быть учтено при подготовке законопроекта для рассмотрения во втором чтении. Реализация законопроекта не потребует дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и предлагает принять его в первом чтении. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Алексеенко Николай Николаевич. АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Леонид Иванович, хотелось бы уточнить: есть какая-то оценка сейчас, насколько эффективна эта программа, и каков усреднённый портрет, скажем так, участника этой программы? Насколько эффективна существующая система с точки зрения возврата талантливых соотечественников, привлечения одарённых иностранцев, какие цифры? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Калашникову включите микрофон. КАЛАШНИКОВ Л. И. Госпрограмма переселения соотечественников существует уже на протяжении 20 лет. За это время она позволила вернуть в Россию чуть более 1,2 миллиона человек, если говорить о цифрах. Что касается эффективности, она всё время претерпевает определённые изменения, и мы... Ну, я, например, в комитете считаю её не совсем эффективной, потому что мы всегда настаивали на том, чтобы она возвращала, скажем, не только специалистов, ну, то есть нужных людей, а возвращала как раз русских людей, россиян, которые там оказались не совсем справедливо, и вот постепенно такой крен она начинает претерпевать. Я думаю, что сейчас... ну, точнее, я знаю, что сейчас готовится новый закон о миграции, он уже вчера поступил из МВД в правительство, его обсуждают, и там вообще всё будет изменено, в том числе и эта госпрограмма переселения соотечественников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, фракция КПРФ. Уважаемый Леонид Иванович, в отношении термина, который используется в предложенном вами законопроекте. Об этом говорил и Казбек Куцукович, высказали свои замечания и Правовое управление Аппарата Государственной Думы, и Совет Федерации. Термин "репатриант" используется только в государственной программе, но его нет в действующем законодательстве. Предполагается ли внесение поправок ко второму чтению, будет ли это сделано комитетом либо депутатами - как вам это видится? И планируется ли расширение перечня мест подачи заявлений о выдаче вида на жительство? Речь идёт о том, чтобы это были представительства или представитель МВД за рубежом, временные группы, которые создаются из числа специалистов МВД России, МИД России и других федеральных заинтересованных органов власти, как предусмотрено пунктом 37 государственной программы. КАЛАШНИКОВ Л. И. Спасибо, Нина Александровна, за вопрос. На самом деле планируются, конечно, поправки. Мы уже даже их обсуждаем, в том числе и дактилоскопия на границе, мы подготовили такую поправку, и в связи с этим будут предусмотрены такие пункты дактилоскопирования. Что же касается термина "репатрианты", то как раз в этом законопроекте, который мы сейчас обсуждаем, он впервые и используется в нашей законопроектной деятельности. Ещё раз говорю, он был введён в оборот указом президента в ноябре. До этого мы всё время натыкались на непонимание некоторых структур, в том числе на отрицательные отзывы правительства, иногда и администрации президента, когда такого рода законопроекты вносились в Государственную Думу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Леонид Иванович, вот каждый раз при обсуждении подобных законов нас действительно убеждают в том, что речь идёт о русских людях, которые скитаются на чужбине (неважно, какую страну называют - Америку, Канаду, Германию и так далее), которые годами не могут получить какие-то документы, но всё равно, принимая закон, в итоге мы получаем, что обязательно есть лазейка для жителей Средней Азии. Этот закон исключает такую возможность? Это всё-таки то, о чём мы действительно говорим и о чём заботимся, - о наших людях, либо это опять будет очередной неприятный закон? КАЛАШНИКОВ Л. И. Спасибо. Я надеюсь. Ну, под понятие репатриантов по госпрограмме переселения соотечественников титульные нации, будем говорить так, имеющие своё государство, уж точно не попадут. И сам термин "репатриант" предполагает в том числе даже освобождение от сдачи русского языка. Я немножко недоответил на предыдущий вопрос, по поводу того, где можно подавать заявление. Заявление сейчас можно будет подавать за рубежом. И увеличение количества таких пунктов не совсем зависит от нас, оно зависит от МИДа и от тех государств, которые принимают решения. Сейчас не очень дружественная, будем так говорить, нам политика, там, наоборот, у нас всех сокращают, но надеюсь, что когда-то это закончится и мы увеличим количество таких приёмных пунктов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Леонид Иванович, уважаемый Казбек Куцукович! У меня вопрос такой. Не стоит ли, прежде чем расширять вот эти возможности для соотечественников, уточнить само понятие "соотечественник". Я знаю, что в комитете лежит несколько законопроектов на эту тему: мой, ещё раньше внесён был Константином Фёдоровичем Затулиным. Всё-таки сейчас понятие "соотечественник", на мой взгляд, необоснованно широко трактуется. В частности, вот у нас в Самаре был такой трагический случай, когда гражданин России, выходец из республики Средней Азии, представитель титульной национальности, перерезал горло девушке - отказался говорить на русском языке, потребовал переводчика. Когда разбираться стали, выяснилось, что он переехал по программе переселения соотечественников. Я сильно сомневаюсь, что нам нужны такие соотечественники, поэтому, может быть, стоит всё-таки сначала уточнить понятие "соотечественник", чтобы под него попадали действительно наши соотечественники, а не те, которые... (Микрофон отключён.) КАЛАШНИКОВ Л. И. Михаил Николаевич, речь в данном законопроекте идёт не о соотечественниках, а о репатриантах, но и этот термин - репатриант - тоже требует некоторого уточнения, в дальнейшем, я надеюсь, так и будет. Что же касается термина "соотечественник", тут, действительно, тоже есть некая лакуна для наших дальнейших действий, и я думаю, что мы обязательно выйдем в том законопроекте, о котором я вам только что сказал... Вот мы с вами только что, не так давно приняли закон "О гражданстве...", мы его обсуждали на протяжении года. Законопроект о миграции вот вчера поступил в правительство - я подозреваю, что не меньше времени понадобится, потому что там сегодня 400 страниц. Можете себе представить, 400 страниц, полностью переделывается вся сфера, в том числе и, кстати, госпрограмма переселения соотечественников. Ваша настороженность понятна, Михаил Николаевич, ну, будем работать дальше в законодательном поле и над уточнением этих статусов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Леонид Иванович, у меня вопрос на ту же тему, что и у коллеги Матвеева. Дело в том, что вы, не убрав, скажем так, бреши в том самом законе, который позволяет формировать вот эту нужную, важную госпрограмму, а именно бреши, которые вот двумя словами буквально оформлены - "как правило"... Вот этим "как правило" вы в том, основном законе базовое понятие, ну, нивелируете. И как правило, речь идёт действительно о наших соотечественниках, которые жили и родились когда-то, корни имеют языковые и культурные на территории Российской империи, РСФСР, России. Но вот этим "как правило" вы создаёте возможность пользоваться программой, а значит, и вот этим правом получения ВНЖ, ну, что называется, без требований закона. КАЛАШНИКОВ Л. И. Насколько я понял, это больше не вопрос, а мнение. Ну, не мы, конечно, создаём, госпрограмма переселения соотечественников была создана уже больше 20 лет назад. Вы правы в том, что там в том числе есть и нарушения, которые допустили те или иные сотрудники, как правило, Министерства внутренних дел, которое сопровождает эту программу, значит, по приглашению этих специалистов, некоторые госчиновники на местах в регионах. Конечно, будем работать и дальше, и совсем-совсем близко, ещё раз говорю, внесение этого законопроекта в Государственную Думу. Сегодня, кстати, проходит заседание коллегии МВД, где будет президент Путин. Ну и мне кажется, что МВД так быстро вчера внесло этот законопроект в правительство отчасти, наверное, потому, что мы их торопили очень давно. Часто они прикрывались тем, что он не готов, он сырой, некоторыми политическими обстоятельствами, там, выборами, ну, вот внесли наконец-то. Хотя я уже вижу там очень много сырых позиций, которые... ну, там предлагается, например, от патентов вообще отказаться, то есть мы с вами увидим совсем другой законопроект, который в том числе и будет регулировать вот то, о чём вы говорили сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Леонид Иванович, после 22 марта, после этой ужасной трагедии в обществе достаточно остро стоит вопрос обо всём, что связано с миграцией, предоставлением вида на жительство, гражданства и так далее. Законопроект, который мы сейчас рассматриваем, был внесён в ноябре 2023 года, задолго до этого, и не отражает тех реалий, которые, к сожалению, у нас есть. Вы проанонсировали законопроект по миграционной политике, который поступил в правительство, он достаточно большой и, как говорится, фундаментальный. Скажите, пожалуйста, всё-таки, может быть, есть смысл пока не рассматривать данный законопроект, а дождаться принятия основного закона? Либо всё-таки ко второму чтению мы подойдём после рассмотрения того, основного, базового закона, для того чтобы его уже, как говорится, в пакете рассмотреть? КАЛАШНИКОВ Л. И. Андрей Геннадьевич, ещё раз говорю, мы с вами не можем остановить законотворческую работу ни на минуту. Сколько там тот законопроект будет рассматриваться, я не знаю, но в любом случае это не должно остановить нашу работу, особенно с репатриантами, особенно с россиянами, с русскими, которые себя таковыми считают сегодня. Вот мы с вами сегодня будем рассматривать ещё один законопроект, 18-й пункт, о фиктивных браках и фиктивном отцовстве. Мы там вводим норму, ограничивающую лазейки для этого, в частности по предоставлению РВП (разрешения на временное проживание). В новом законе разрешение на временное проживание вообще исчезает, но это не значит, что мы не должны сейчас принимать законы, люди живут сейчас и идут за этим разрешением на временное проживание, которое зачастую заменяет мигранту тот самый патент. И ещё, вот вы часто в вопросах путаете, да и не только вы, зачастую даже журналисты путают, вот я сегодня давал интервью по этому поводу... Не надо путать мигрантов и визовиков, не надо путать людей, которые без визы въезжают к нам в страну, - вот это очень большая проблема, это политическая проблема. То есть каждый таджик... ну, чтобы вы понимали, вот те самые таджики, о которых идёт речь, они же въехали к нам за месяц до того, значит, они не являлись мигрантами в прямом смысле этого слова. Есть право 90 дней из 180 дней находиться без визы, а вот как только человек получает патент (если он его получает) или разрешение на работу, он становится мигрантом. А так они въехали - выехали, въехали - выехали, и вот слоняются туда-сюда. Кстати, этим новым законопроектом вводится уже только 90 дней в течение года, а не 180 дней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Затулин Константин Фёдорович, пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я выступаю от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и прошу поддержать предложенный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции. ЗАТУЛИН К. Ф. Я прежде всего хочу обратить ваше внимание на то, что этим законопроектом, как в ходе дискуссии ещё раз было подчёркнуто, впервые вводится в наше законодательство понятие "репатриант". Понятие "репатриант" появилось впервые в указе президента от 22 ноября прошлого года. В соответствии с этим указом репатрианты - это такой особенный вид участников государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников в Россию. И очень важно, что мы наконец-то начинаем прописывать в законодательстве понятие "репатриация". Напомню вам, что в портфеле законодательных инициатив законопроект "О репатриации в Российскую Федерацию" лежит с июня 2021 года. Он внесён мной, но он не рассмотрен по той причине, что в декабре 2021 года правительство ответило отрицательным отзывом, считая, что нет необходимости вообще вводить в оборот понятие "репатриация". Я уверен, что такая необходимость есть, и президент это поддержал 22 ноября прошлого года своим указом. Здесь справедливо обсуждалось: а кто такой репатриант? В соответствии с указом, принятым президентом, репатриант - это соотечественник, и в этом указе сказано, что понимается под соотечественником. И вот здесь есть проблема, потому что есть закон от 1999 года "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", в соответствии с которым у нас соотечественники бывают, что называется, двух сортов. Во-первых, это выходец с территории Российской Федерации, всё равно - в прошлом или в настоящем, или он сам, или его предки по прямой восходящей линии, то есть отец, мать, бабушка, дедушка, никак не двоюродные какие-то племянники, тёти и так далее, и даже если это был выходец с территории Российской империи или Советского Союза в границах современной Российской Федерации. Это положение повторено в указе президента, и в соответствии с этим репатриантами признаются только эти лица. Но в законе 1999 года, обращаю ваше внимание, как раз есть вторая часть: или "...относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим...". То есть ваше беспокойство по поводу этого проекта закона на самом деле не имеет оснований, тут слова "как правило" не фигурируют. Они фигурируют в той части определения соотечественника, которое есть в действующем законе "О государственной политике..." и которое говорит не только о том, что это выходец с территории, но и что это родство по крови. Все русские, например, все украинцы - может быть, если мы с этим согласимся, - точно совершенно народы, которые исторически другого места проживания, кроме как в России, не имеют, татары, адыги, башкиры, якуты, ингуши, чеченцы и так далее, они имеют право считать себя соотечественниками. К большому сожалению, в процессе осуществления этого закона и государственной программы, которая действовала на основании этого определения соотечественника, возникли двойные толкования, потому что люди, которые осуществляют эту программу, - это сотрудники МВД - в данном случае, ну, не разбираются, или делают вид, или на самом деле не разбираются, кто такие соотечественники, кто соотечественники, а кто нет. И поэтому у нас есть ещё, совершенно верно было сказано, несколько законопроектов, которые уточняют понятие исторически проживающих народов. К сожалению, правительство никак не может решиться этот список утвердить. Я это предложил, есть мой законопроект, он находится в портфеле Государственной Думы, есть другие законопроекты. К сожалению, пока мы этого решения не нашли. Но эта проблема возникает, потому что возникают ножницы между понятиями "репатриант" и "соотечественник", хотя одновременно утверждается, что это одно и то же. Я уверен, что мы сможем найти путь решения этого вопроса. Но нам нужно не обольщаться. Вы знаете, сколько у нас заявлений на репатриацию подано к концу прошлого года, после того как 22 ноября указ был принят и должен был осуществляться с 1 января? 18 заявлений. Не тысяч, не сотен, а 18 заявлений всего. Почему? Потому что регламенты, которые устанавливают, что делать с этими обращениями, были подписаны только 16 февраля, вместо того чтобы начать действие этой программы с 1 января. И нет объяснений, нет учёбы, нет работы с сотрудниками МИДа, сотрудниками МВД, которые должны понять, в чём состоит эта новая программа репатриации. То есть указ принят, указ правильный, слово "репатриация" прозвучало, это правильно, потому что все наши соотечественники за рубежом должны знать: у них есть неотъемлемое право на возвращение на Родину, если они этого захотят, если они соотечественники. Это важно в период, переживаемый сегодня страной. И вот здесь я должен сказать: ничто не заменит всё-таки нашей законодательной деятельности, даже указ президента. Нам нужно пойти - рано или поздно - по пути принятия законодательных актов, расшивающих это понятие, объясняющих это понятие, снимающих вот эти коллизии, двойные толкования, кто такие соотечественники и так далее. Поэтому, мне кажется, надо принимать этот законопроект в первом чтении. Это первый шаг. Что касается того законопроекта, который, как вчера было сказано, поступил в правительство. Ну, надеемся, он будет правительством рассмотрен. Но я хочу сказать, что МВД работает над ним уже два с половиной года, он уже один раз вносился, и правительство его отсылало обратно. Надеюсь, что в этом случае этот новый законопроект пройдёт все необходимые согласования правительства. Но он станет законопроектом с того момента - и только с того момента, - как правительство пришлёт его к нам в Думу. Поэтому нам нет смысла оттягивать принятие этого закона. Потому что на самом деле право на получение гражданства у репатриантов есть, а вот права на получение вида на жительство без ожидания нет, и это неправильно. Нужно принимать этот законопроект в первом чтении и дорабатывать все остальные законопроекты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик, содокладчик - заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пункт 11. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 08 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.