Заседание № 32
О проекте федерального закона № 499566-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся специальных налоговых режимов; принят в первом чтении 17 мая 2011 года с наименованием "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, закон, который сейчас предлагается вашему вниманию, - это закон, посвящённый решению проблем, возникающих в налогообложении малого бизнеса. Сразу хочу привести слова, сказанные руководителем организации "ОПОРА РОССИИ" (с которым мы очень плотно работали) на встрече с руководителями Государственной Думы, он сказал, что этот закон, с точки зрения малого бизнеса, является образцом для рассмотрения любых налоговых законов, связанных с бизнесом. Я напомню, что очень плотное обсуждение со всеми представителями малого бизнеса, а главное, очень серьёзная работа депутатов всех фракций позволили решить те проблемы, которые реально стояли перед малым бизнесом. Буквально две минуты ещё. Я просто хотел бы назвать основные изменения. Предлагалось, как вы помните, отменить единый налог на вменённый доход, но это коснулось бы более трёх миллионов человек, и представители малого бизнеса обратились к нам с просьбой сохранить ЕНВД. Единый налог на вменённый доход не просто сохранён пока до 2018 года, но мы сделали так, что теперь он необязателен, он по выбору: сегодня малый бизнес может выбирать любой из трёх вариантов налогообложения, которые существуют. Это прорыв в решении проблем налогообложения малого бизнеса. Следующее. Мы самым серьёзным образом расширили возможности применения патентов. Помимо тех видов патентов, которые существовали, мы предоставили регионам право расширять эту сферу деятельности и вводить в патентную систему любые виды деятельности, предпринимательской деятельности, в которых регионы заинтересованы. При этом мы одновременно приняли бюджетные решения: все доходы от патентов, вот от этой системы обложения, будут зачисляться в бюджеты местные, в бюджеты муниципалитетов. Тем самым мы заинтересовываем муниципалитеты в развитии самого малого, самого простого бизнеса. Было очень много споров по поводу того, каким должен быть установлен предел доходов тех, кто работает по упрощённой системе налогообложения. Мы не только ввели сумму 60 миллионов рублей как общее правило - а напомню, что с конца года мы должны были вернуться к 28 миллионам, - но и приняли решение о том, что отныне каждый год эта цифра будет индексироваться в соответствии с уровнем инфляции. Принято огромное количество поправок, которые не только упрощают ведение бухгалтерии, практически отменяя необходимость... это всё действительно упрощает деятельность малого бизнеса. Этот закон с учётом того обсуждения, которое состоялось перед его принятием, представляется прорывом в той ситуации, которая у нас была, и, по-видимому, станет очень серьёзным стимулом для развития малого бизнеса. И мне хотелось бы ещё раз выразить признательность представителям всех фракций, потому что все фракции участвовали в разработке этих поправок, данный законопроект является результатом творчества всех фракций. Таблицы поправок сформированы, я предложил бы перейти к ним. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы или замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 13 сек.) Проголосовало за 430 чел.95,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 430 чел. Не голосовало 20 чел.4,4 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы или замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 46 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 50 чел.11,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. К сожалению, Андрей Викторович ушёл, но, может быть, кто-то появится... А, Андрей Викторович здесь, да? Поскольку я уже теперь боюсь, хотелось бы... Комитет предлагает после принятия законопроекта во втором чтении принять его и в третьем, потому что его действительно очень ждёт малый бизнес. Очень хотелось бы узнать, не появится ли у правительства по этому законопроекту каких-либо поправок, ради которых его пришлось бы снова возвращать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАКАРОВ А. М. Нет? По малому бизнесу у правительства вопросов нет, только по крупному. (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович утвердительно кивает головой. Спасибо, Андрей Михайлович. Выносим на "час голосования".
10-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 35 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Во втором чтении законопроект принят. И было предложение принять его в третьем чтении. Нет возражений? Никто не записался на выступление? Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 06 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 230
О проекте федерального закона № 499566-5 "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (в части, касающейся специальных налоговых режимов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 10 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемая Надежда Васильевна. Я прежде всего хотел бы посоветоваться с вами, уважаемые коллеги: вот это у меня тезисы выступления, и сейчас седьмой час, выбирайте как. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАКАРОВ А. М. Спасибо. Коллеги, итак, что хотелось бы сказать. Законопроект посвящён очень важной теме - малому бизнесу. Мы прекрасно понимаем, что это часть вопроса, в первую очередь это реализация той идеи, которую мы неоднократно здесь высказывали, - это максимальное расширение патентной системы. Создаётся самостоятельная глава Налогового кодекса о патентах и происходит реальное очень сильное расширение возможности их использования. Мы с вами говорили ещё при принятии такой системы, как единый налог на вменённый доход, о том, что эта мера временная. И сегодня, понимая, что единый налог на вменённый доход не является льготой, а на самом деле является обязательным для определённых видов деятельности и с учётом коэффициентов К1 и К2 в отдельных регионах и муниципалитетах стал чрезвычайно обременительным для малого бизнеса, мы приняли принципиальное решение поставить вопрос о его отмене. Чтобы это не ударило по бизнесу, мы делаем это с 1 января 2014 года постепенно и поэтапно. Очень серьёзные положительные изменения для тех, кто на едином сельхозналоге. То есть это реальные хорошие шаги навстречу малому бизнесу. Очень хорошие замечания Правового управления. Мы полагаем, что в рамках второго чтения мы с вами будем иметь возможность серьёзно доработать этот законопроект. Приходите, потому что, я думаю, у всех есть опыт в решении этих вопросов. Мы будем рады вместе подготовить этот законопроект ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Андрей Михайлович. Уважаемые депутаты, будут ли вопросы по данному законопроекту? Один вопрос, два вопроса, три вопроса. Депутат Селезнёв, депутат Гартунг и депутат Медведев. Пожалуйста, депутат Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Скажите, чем обусловлено ограничение круга субъектов, оказывающих услуги общественного питания, размерами зала до 10 квадратных метров? Я так реально представляю, что эти 10 квадратных метров - некий закуток, в котором даже не соблюдаются элементарные санэпидемиологические требования и условия, и тем самым таким законопроектом вы как бы поддерживаете, стимулируете эти забегаловки, они должны будут пользоваться теми преимуществами, которые вы предлагаете по патенту. И второй вопрос. А у вас есть какие-то прогнозы, как нововведения могут повлиять на стоимость патента? И вообще, сколько будет стоить такого рода патент? Насколько выгодно это будет для малого бизнеса по сравнению с ЕНВД? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное. Мне кажется, подняты очень правильные и важные вопросы. Я, к сожалению, не мог бы подробно о них рассказать, поэтому постараюсь максимально кратко на это ответить. Первое. Говорить о стоимости патента в данном случае не приходится, потому что это целиком прерогатива субъектов Федерации. И в данном случае мы исходим просто из того, что они не глупее нас с вами. В любом случае стоимость патента будет значительно меньше того, что они сегодня платят по единому налогу на вменённый доход. Это счётная цифра. Что касается уровня нагрузки, связанного со стоимостью патента, установленной регионом, я думаю, говорить достаточно сложно, потому что эти цифры у разных регионов будут разными. Второй вопрос, который вы подняли: чем вызвано ограничение 10 квадратных метров? Я напомню, что сегодня введены налоги на вменённый доход, - у нас ограничение 150 квадратных метров. И то, что мы делаем патенты, - это не замена единого налога на вменённый доход, который существует, это на самом деле режим, который мы устанавливаем по самым маленьким. Посмотрите ограничение по заработкам, по определённым видам. И поэтому в данном случае ограничение 10 квадратных метров на самом деле, как нам представляется, абсолютно разумно. Но в этом законопроекте, как я уже сказал, нет ничего окончательного, каких-то... Это наше видение этого вопроса. Если у вас есть какие-то другие предложения, давайте посмотрим, на кого это будет распространяться. И если мы сможем действительно решить, что вот это правильно увеличить, тогда, ради бога, давайте сделаем. Я думаю, что было бы неправильно, если бы большие ресторанные залы вместо того, чтобы платить нормальные налоги, заплатили бы за патент какие-нибудь 200-300 рублей и после этого получали бы всю остальную прибыль. Поэтому давайте мы всё-таки будем понимать, что это закон для самых маленьких. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста, ваш вопрос. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Андрей Михайлович, у меня к вам вопросы следующие. Вот в законопроекте, в пункте 18, предлагается признать утратившими силу абзацы четырнадцатый, двадцатый, двадцать второй - двадцать седьмой статьи 346-27, где речь идёт об основных понятиях и терминах, которые утрачивают силу. Вот чем вызвано это ваше предложение? Ну и по ограничению, скажем так. Сейчас прозвучал вопрос об общественном питании, а я хотел бы то же самое сказать о торговых комплексах до 150 квадратных метров и о применении кассовых аппаратов, потому что в этом случае оно становится обязательным. Вот на эти три вопроса, пожалуйста, ответьте. МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное за вопросы. Я остановлюсь подробно на одном из них. Я думаю, что проблема кассовых аппаратов абсолютно понятна. Те, кто был на вменёнке, уходя с вменёнки, переходят на кассовые аппараты. И, как вы помните, мы уже много раз рассматривали вопрос обеспокоенности бизнеса стоимостью кассовых аппаратов, их эксплуатацией и так далее. Думаю, эту тему надо отдельно рассматривать, но в любом случае она не влияет на оценку вот этого непосредственно закона, потому что, повторяю, вменёнка - это не льгота. Нельзя полагать, что у предприятий на вменёнке - льгота, а мы сегодня их этой льготы лишаем, это не так. Мы, наоборот, устраняем то обременение, которым сегодня эта форма стала для налогоплательщика. Это первое. То есть что касается кассового аппарата, безусловно, будем обсуждать вопрос. Что касается первых двух вопросов. Конечно, на память я не помню точно номера статей, но могу просто сказать: я бы посоветовал вам внимательно прочитать закон, так же как по тем четырём вопросам, на которые я вам ответил отдельно до выхода на трибуну. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Медведев Юрий Германович, ваш вопрос, пожалуйста. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Уважаемый Андрей Михайлович, вот в заключении комитета есть несколько предложений, я бы хотел услышать из ваших уст, насколько они реализуемы. В частности, комитет предлагает расширить перечень видов деятельности, которые могли бы подпасть под патентную систему. Это первое ваше предложение. И второе. Вот если патент получается в каком-то субъекте, возможно ли по этому патенту заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью в других субъектах? То есть у нас ведь есть единое экономическое пространство, насколько это реализуемо в едином экономическом пространстве? Готово ли правительство поддержать вот ту идею, которая высказывалась комитетом? Спасибо. МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное. Давайте мы всё-таки разделим вопросы, они абсолютно самостоятельные. Первое, что касается расширения патентов. На самом деле уже за счёт того, что у нас произошло... Кстати, по количеству видов деятельности, которые у нас сегодня предлагаются в законопроекте, их, кажется, стало меньше, но на самом деле мы, наоборот, их сгруппировали, они укрупнённые, то есть мы не детализируем это, поэтому расширение произошло очень серьёзное. Мы полагаем, что патент - это будущее малого бизнеса. И мы намерены очень серьёзно во втором чтении рассмотреть все предложения о возможностях расширения даже этого, уже достаточно широкого перечня. Это очень серьёзный вопрос. Что касается второго вопроса, он очень сложен, понимаете? Патент идёт за налогоплательщиком, но вы не забывайте, что за патентом закреплён регион и так далее. Я повторяю, здесь очень много вопросов, связанных в том числе с межбюджетными отношениями, потому что на самом деле, идя навстречу максимально бизнесу вот здесь, мы не должны перегнуть палку, чтобы не получилось так, что человек покупает патент там, где это дешевле, а потом работает в другом регионе, целиком реализуя свою продукцию там, а тому региону в результате не отдаёт ничего. Я ещё раз говорю, здесь должна быть очень взвешенная позиция, потому что всё остальное было бы связано с дополнительной административной нагрузкой, когда нам придётся рядом с каждым лотком выставить по налоговому инспектору, который будет следить и ездить за этой машиной: а где он работает, а как он реализует? Вряд ли это допустимо. Поэтому давайте ко второму вопросу отнесёмся очень осторожно, хотя, повторяю, этот вопрос задавался и, безусловно, ко второму чтению мы его будем тоже рассматривать. Я хотел бы - я просто не произнёс эту фразу - сказать, что комитет, естественно, полностью поддерживает этот законопроект, предлагает его принять в первом чтении и доработать с учётом вот тех мнений, которые были высказаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович, присаживайтесь. Вопросы заданы все. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Одно выступление - депутат Гартунг. Пожалуйста, Валерий Карлович, ваше выступление. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Мы считаем, что у законопроекта есть положительные стороны, но в то же время есть вопросы, которые настораживают и снятие которых нам предстоит во втором чтении, если он будет принят в первом чтении. Прежде всего, хотелось бы сказать о том - сегодня это звучало уже, - что в режиме налога на вменённый доход находятся торговые точки и точки общественного питания площадью до 150 метров. Этим законом, где устраняется это право, фактически условия их функционирования ухудшаются. Следующее. Не решён вопрос по применению кассовых аппаратов. Андрей Михайлович об этом сказал и выразил желание работать во втором чтении. Это приветствуется. Это второе как бы замечание, которое требует доработки. И третье положение, которое, как нам кажется, требует доработки во втором чтении, - чтобы при отмене единого налога на вменённый доход, скажем так, при переходе на патенты все виды деятельности всё-таки остались. Вот это три таких замечания, которые, на наш взгляд, требуют доработки во втором чтении. В целом у нас мнения разделились, но если во втором чтении этот законопроект будет доработан, то мы готовы будем его поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Валерий Карлович. Полномочные представители президента и правительства не желают выступить? Нет. Заключительное слово докладчику не требуется? Уважаемые депутаты, в рамках "часа голосования" ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 14 мин. 34 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принято.